СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Библиотечное строительство в Омском прииртышье до 1917 года - Курсовая работа №20037

«Библиотечное строительство в Омском прииртышье до 1917 года» - Курсовая работа

  • 40 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: rezultat

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….

1. Термины и определения, используемые в курсовой работе…

2. Характеристика народных и публичных библиотек Омского региона в дореволюционный период….

2.1. Библиотека Общества попечения о народной трезвости…

2.2. Библиотека Общества попечения о народном образовании….

2.3. Библиотека им. В. Г. Белинского….

2.4. Библиотека им. А. С. Пушкина…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….

Библиографический список….

Список источников выявления документов…


Введение

Обладая несметными сокровищами недр и богатствами природы, дореволюционная Сибирь была одной из отсталых окраин империи. Звучное и суровое слово «Сибирь» рождало скорбный отзвук в сердцах людей, а путь в Сибирь считался дорогой без возврата. До Октябрьской революции этот край отличался особым бескультурьем и безграмотностью населения. Ужасающее невежество, темнота и социальное бесправие подавляющего большинства населения порождали у граждан беспросветное чувство обречённости и безвыходности. По мере заселения появлялись первые школы. До 1860 года грамотность населения на территории, ныне относящейся к Омской области, составляла не выше 1%. Реформенные преобразования 60-х годов стимулировали развитие школьного дела. Процесс открытия новых школ несколько оживился. К 1860 году в городах современной Омской области было 5 специальных учебных заведений.

В целом до Октябрьской революции состояние народного образования на территории Омской области, с учётом скидки на сибирские условия, соответствовало общему укладу государственной и культурной жизни в Российской империи того времени. [2]

Цель работы заключается в изучении публичных библиотек Омского Прииртышья до 1917 г.

Объект – сеть народных и публичных библиотек Омского Прииртышья.

Предмет – история зарождения и функционирования народных и публичных библиотек.

В связи с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Выявить, отобрать и проанализировать источники по теме исследования.

2. Провести терминологический анализ ключевых понятий.

3. Изучить проблемы формирования и функционирования первых библиотек.

4. Определить значение первых библиотек для общества того времени.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

1. Терминологический анализ – для раскрытия существа основных понятий.

2. Метод анализа и синтеза – для изучения выявленной литературы и ее осмысления.

3. Структурно-логический метод – для представления материала в логической последовательности.

4. Аналитический метод – для обработки информации, представленной в первичных источниках.


Выдержка из текста работы

Наиболее распространенной формой общественной благотворительности в начале ХХ в. стало антиалкогольное движение. Существовавшие около 20 лет в Сибири попечительства о народной трезвости по типу своей организации примыкали к благотворительным учреждениям, управляемых на «особых основаниях» ведомством императрицы Марии. Они были созданы Министерством финансов по уставу, утвержденному в 1894 г. параллельно с введением казенной винной монополии и в целях борьбы с пьянством. Призывы к этому в России звучали уже давно. Еще в 1883 г. К. П. Победоносцев в своих письмах к Александру III указывал на «всенародный зов к правительству об исцелении этой ужасной язвы». Вместе с тем он отмечал и бессилие всех попыток освободиться из-под власти кабака, бесплодности усилий отдельных лиц, вступивших в неравную борьбу. Власти понимали, как пагубно действует пьянство на «темную крестьянскую и рабочую среду», что ничего не противостоит его влиянию, где «жизнь пуста и господствуют одни материальные интересы насущного хлеба». «Необъятная Россия состоит из пустынь, писал обер-прокурор царю, но нет такой пустыни, нет глухого уголка, где бы ни завелись во множестве кабаки и не играли бы главенствующей роли в народной жизни». Основную беду пьянства он видел в том, что кабаки служили главным проводником революционных теорий в народ.

Для организации общественных сил на борьбу с пьянством в 1897г. Государственный Совет предоставил Министерству финансов право учреждать в губерниях и областях, где вводилась казенная продажа попечительства о народной трезвости. Открытие их предполагалось организовать не ранее, чем за полгода до введения монополии и в связи с этим предусматривались крупные ассигнования от казны на все виды расходов новых формирований. В губерниях Западной Сибири казенная продажа алкоголя учреждалась с 1 июля 1902 г., поэтому уже с конца 1901 г. сюда последовали циркуляры из Министерства финансов и Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей. Губернаторам назидательно указывалось, что создаваемые попечительства «должны служить могучим орудием в борьбе с пьянством» и учреждением их «достигается способ сплочения всех лучших местных сил на помощь правительству». Не скрывалась и основная цель будущих формирований – «обеспечить успех реформы питейного дела». Пообещав поддержку, министр финансов приказал «ныне же приступить к действиям по подготовке открытия попечительств». Меры были спешно приняты. По предписанию тобольского губернатора, последовавшего 2 июля 1902 г., сразу же были открыты Тюкалинский комитет (20 июля), Ялуторовский и Тюменский (21 июля), Курганский и Туринский (24 июля), Тарский (9 августа), Ишимский (19 августа) комитеты.


Заключение

В результате анализа научной и методической литературы по проблеме исследования были рассмотрены такие понятия как: библиотека, читальня, народная библиотека, народ, народная литература. Таким образом, библиотека, культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати.

Формирование и функционирование первых библиотек в Омской области относится к началу XIX в., когда в Омске было создано первое Сибирское войсковое казачье училище. В 1813 г. при Сибирском войсковом училище организована библиотека.

В 1889 г. Обществом попечения о начальном образовании была создана первая Омская бесплатная народная библиотека-читальня, получившая с 1893 года статус общественной.

В 1900-1916 гг. процесс становления библиотечного дела подходит к стадии завершения и включает следующие группы библиотек: библиотеки государственных учреждений; военные библиотеки; библиотеки организаций и предприятий; библиотеки учебных заведений; библиотеки общественных организаций; библиотеки обществ; городские библиотеки, созданные Омской городской Думой (имени А.С.Пушкина, 2-я городская библиотека имени В.Г.Белинского); частные библиотеки; библиотеки церквей.

Во второй главе была дана характеристика народных и публичных библиотек Омского региона в дореволюционный период. Были рассмотрены такие библиотечные объединения как:

- Библиотека Общества попечения о народной трезвости;

- Библиотека Общества попечения о народном образовании;

- Библиотека им. В. Г. Белинского;

- Библиотека им. А. С. Пушкина.


Список литературы

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 567 с.

2. Емельянова Ю. Н. Омская библиотечная панорама. Омск, 2009. 124 с.

3. Емельянова Ю. Н. Омская библиотечная панорама. Омск, ОГОНБ им. А.С.Пушкина, 2010. 120 с.

4. Емельянова Ю. Н. Омская библиотечная панорама. Омск, ОГОНБ им. А.С.Пушкина, 2011. 112 с.

5. Зозуля Л. Ю. В помощь библиотекам и библиотечным системам. Омск, ОГОНБ им. А.С.Пушкина, 2009. 47 с.

6. Зозуля Л. Ю. В помощь библиотекам и библиотечным системам. Омск, ОГОНБ им. А.С.Пушкина, 2009. 68 с.

7. Зозуля Л. Ю. В помощь библиотекам и библиотечным системам. Омск, ОГОНБ им. А.С.Пушкина, 2010. 49 с.

8. Кряжева И. К. Международная деятельность библиотек как ресурс развития экономической привлекательности регионов России. Омск, 2009. 184 с.

9. Огурцова Н. В. Библиотека Омского медицинского общества. Томск-Новосибирск, 2000.

10. Огурцова Н. В. Из истории Сибирского кадетского корпуса. 280 лет Омску: история и современность. Омск, 1996. С. 127 – 129.

11. Огурцова Н. В. Истояри первой научной бибилитеки Омска // Вестник Омского университета. Омск, 2002. – « 2. С. 74 – 77.

12. Огурцова Н. В. Образование первых общественных дидлиотек в поселениях Собирского казачьего войска // Славянские чтения: Вып. 5 Гуманитарной знание и образование: Традиции и современность: Материалы обл. науч.-практ. Конф. – Омск, 1996. С. 42 – 45.

13. Огурцова Н. В. Православная книжная культура в народной среде Омского Прииртышья с момента зарождения и до начала ХХ века // Народная культура Сибири: Уч. пос.: В 2 ч. – Омск, 2002. Ч. 2. С. 47–55.

14. Огурцова Н. В. Публичные библиотеки г. Омска конца ХIХ – начала ХХ вв. и их читатели // Досуг. Творчество. Культура: Сб. науч. тр.: Омск, 2000. Ч. 1. С. 75–78.

15. Огурцова Н. В. Огурцова Н.В., Гарбузова Е.Г. Сибирское казачье войско в деле библиотечного строительства в Западной Сибири в ХIХ – начале ХХ вв. // Четвертые Макушинские чтения. – Новосибирск, 1997. С. 72–75.

16. Огурцова Н. В. , Хромых Е.С. Книжное пространство Ф.М. Достоевского в период пребывания в г. Омске // Культура. Социум. Творчество: Материалы всерос. науч. конф. – Омск, 2002. – С. 181–183.

17. Очерки истории города Омска: В 2 т. – Т. 1: Дореволюционный Омск / Под ред. А.П. Толочко. – Омск, 1997. – 291 с.

18. Хвостунов Н. А. Библиотеки и круг чтения (богословский) омичей в XIX вв. // Русское православие в Сибири: история и современность: Материалы междунар. науч. конф. – Омск, 1995. – С. 159–162.

Список источников выявления документов

1. Алисов Д. А. Культура городов омского Прииртышья в 19 – начале 20 века. Омск, 2001. С. 70–87.

2. Алисов Д. А. Культурная жизнь «новой» столицы Западной Сибири. Омск в конце 19 – начале 20 вв. Омск, 2002. С. 108–125.

3. Аношин В. С. Где шумит Артынский бор. Омск : Зап. – Сиб. кн. изд – во, 1993. 186 с.

4. Азаров А. И. Народное образование до октября 1917 г. Омск, 2004. С. 1–11.

5. Басов, А. В. Знакомьтесь – Омск. Омск : Зап. – Сиб. кн. изд – во, 1994. 68 с.

6. Бочанова Г. А. Попечительство о народной трезвости в Западной Сибири (конец 19 – начало 20 вв.). Новосибирск, 2006. С. 124–146.

7. Вибе П. П. Омская областная научная библиотека им. А.С. Пушкина. М., 1994. С. 171–172.

8. Вибе П. П. Омский историко-краеведческий словарь: ист. Портреты. Хранители памяти. Памятники истории и культуры. М. : Отечество, 1994. 320 с.

9. Гач О. Б. Развитие среднего образования в негосударственных заведениях Западно – Сибирского учебного округа в начале 20 века. Омск, 2009. С. 93–98.

10. Горелова Ю. Р. Образовательное пространство города Омска во второй половине 19 – начале 20 веков. Омск, 2004. С. 215– 234.

11. Дмитриенко Н.Н. , Михайлова Ю. Ю. 90 лет со дня открытия Омской областной библиотеки им. А.С. Пушкина (1907). Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья. Омск, 1997. С. 22–24.

12. Журавлев М. П. Путеводитель по Омску. Омск : Омск. кн. изд – во, 1993. 128 с.

13. Итышский ветроград: эссе, документы, справочная информация, воспоминания, хроника, рассказы, стихи. М. : Писатель, 1998. 560 с.

14. Климина П. Ф. Туристские маршруты по Омской области. Омск : Зап. – Сиб. кн. изд – во, 1998. 112 с.

15. Колесников А. Д. Памятники и памятные места Омска и области. Омск : Омск. кн. изд – во, 1997. 159 с.

16. Миненко Н. А. Омск в панораме веков. Омск, 1999. С. 248–278.

17. Митрич В. Д. В Омской Думе : о библиотеке – читальне имени А.С. Пушкина. – Омск, 2005. С. 54–58.

18. Огородникова Л. И. 125 лет со дня утверждения (1833) устава Омского общества попечения о начальном образовании. Омск, 2008. С. 55–58.

19. Сабурова Т. А. Конструирование идентичностей и социально – культурные практики интеллигенции Сибири в конце 19 – начале 20 веков. Омск, 2009. С. 196–240.

20. Строгов М. Омская область: путеводитель «Птифюте». М. : Авангард, 2006. 176 с.

21. Палашенков А.Ф. Памятники и памятные места Омской области. Омск : Омск. кн. изд – во. 1994. 148 с.

22. Памятная книжка Омской области: (возрождённое издание). Омск : Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Ом. обл. 2009. 592 с.

23. Помус М. И. Западная Сибирь. М. : Географгиз, 1994. 160 с.

24. Попов Д. И. Деятельность культурно – просветительных организаций среди демократических слоёв населения Акмолинской области (1900 – 1917). Омск, Ом. гос. ун – т и др. 2001. С. 157–159

25. Толочко А. П. Очерки истории города Омска. Омск : Зап. – Сиб. кн. изд – во, 1997. 292 с.

26. Турицина Е. Н. Время и город: Омск XVIII начала XXвв. В описаниях современников. Омск : Омск. кн. изд – во, 1996. 108 с.

27. Удалов Р. М. Сказание о славном городе Омске. Омск : Амфора, 2005. 272 с.

28. Ульянов Н. Е. Омск. Омск : Зап. – Сиб. кн. изд – во, 1995. 210 с.

29. Юрасова М. Наша Пушкинка. Омск, 1990. С. 61–79.

30. Юрасова М. К. Города Омской области. Омск : Омск. кн. изд – во, 1994. 126с.

31. Юрасова М. К. Город над Иртышом. Омск : Омск. кн. изд – во, 1993. 168 с.


Тема: «Библиотечное строительство в Омском прииртышье до 1917 года»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    6 вопросов по риторике

    10 страниц(ы) 

    1. Перед Вами фрагмент выступления Т. Н. Грановского (1848–1849 гг.). Определите род и вид данной речи.
    2. Ниже приводится первый абзац речи судебного оратора А. Ф. Кони. Отметьте известный вам элемент композиции: этикетные формулы, «зацепляющий крючок», вступление, главная часть, заключение.
    3. Прочитайте фрагмент из речи И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», произнесенной 10 января 1860 г. Найдите логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Для удобства определения фрагмент разбит на отдельные части, каждая из которых соответствует одной из логических форм изложения.
    4. Фрагмент из доклада писателя Л. Леонова, посвященного 150-летию со дня рождения А. С. Грибоедова. Дедукция или индукция в нём использована?
    5. Какие аргументы используются в речи защитника? Уместны ли они в этом роде и виде речи?
    6. Прочитайте, как К. С. Станиславский охарактеризовал речь с плохой дикцией. Какие тропы он при этом использовал?
  • Контрольная работа:

    Составьте таблицу, в которой были бы отражены основания замены наказаний более строгими вследствие злостного уклонения от их отбывания, а также последствия злостного уклонения. Варинат 4

    15 страниц(ы) 

    Задание № 1
    Составьте таблицу, в которой были бы отражены основания замены наказаний более строгими вследствие злостного уклонения от их отбывания, а также последствия злостного уклонения.
  • Контрольная работа:

    Литературоведение. Сказка Дж. Родари "Волшебный барабан"

    3 страниц(ы) 

    Вашему вниманиюпредложен один художественный текст – сказку Джанни Родари и два литературоведческих текста по теории сказки – Мишеля Бютора и Владимира Проппа. Прежде всего, попробуйте побыть неискушенными читателями (только в отношении данного текста)) и просто прочитайте сказку. И постарайтесь ответить на вопрос, который задают и детям: понравилась ли сказка и почему. После этого вы читаете научные тексты и перечитываете сказку снова. Как изменилось ваше восприятие текста? ВОПРОСЫ:
    • Что главное в жанре сказки для Проппа, а что – для Бютора?
    • Какой научный текст представляется вам более убедительным и лучше подходит для анализа данной сказки?
    • Джанни Родари не просто придумал сказку, но и указал, что для него сказка – это прежде всего игра, возможность творчества со стороны читателя. Насколько данный подход отличается от подходов двух теоретиков и что это дает?
    • В 3 вариантах концовки прослеживается возможность разного отношения к сказке как к выдумке без морали, разоблачительной сказке, тексту, в которым разоблачается сама сказка как таковая. Почему, как вы думаете, Родари ближе вторая концовка?
    • А какая концовка, если исходить из текста, может быть ближе Бютору?
    • Какие высказывания Проппа подходят для анализа сказки?
    • И, наконец, снова, как изменился теперь для вас художественный текст и чем, как вы думаете, ваше восприятие сказки может отличаться от детского?
    1 задание.
    Джанни Родари Сказки, у которых три конца (М., 1987)
    ВОЛШЕБНЫЙ БАРАБАН
    Шел однажды с войны барабанщик. Был он очень беден. Все-то его богатство составлял барабан. Но настроение у солдата было прекрасное - ведь он возвращался домой, где не был долгие годы. И потому далеко вокруг разносился веселый грохот его барабана: "Трам-тара-там! Трам-там-там!"
    Шел он, шел и вдруг встретил старушку.
    - А, славный солдатушка! Не найдется ли у тебя случаем хоть одного сольдо?
    - Я охотно дал бы тебе и два, бабуля, и даже дюжину, если б были. Но у меня и вправду нет ни одного сольдо!
    - Ой, так ли уж?
    - Еще утром я обшарил свои карманы, но ничего не нашел.
    - А ты посмотри еще разок, поищи как следует.
    - В карманах? Что ж, посмотрю, раз тебе так хочется. Но уверен. Ой, а это что такое?
    - Сольдо! Видишь, выходит, есть?
    - Клянусь тебе, я и не знал об этом! Вот красота! Держи, бабуля, мне не жалко. Тебе оно, должно быть, нужнее.
    - Спасибо, солдат! - поблагодарила старушка. - А я взамен тоже дам тебе кое-что.
    - Да? Но мне ничего не надо.
    - Подарю тебе маленькое волшебство. Слушай внимательно. Всякий раз, как зазвучит твой барабан, все вокруг будут пускаться в пляс.
    - Какое забавное волшебство! Спасибо, бабуля.
    - Подожди, это еще не все. Затанцуют люди и не смогут остановиться, пока не перестанешь играть на своем барабане.
    - Вот здорово! Не знаю еще, что стану делать с таким подарком, но, наверное, пригодится.
    - Еще как!
    - Прощай, бабуля!
    - Прощай, солдат!
    И барабанщик снова двинулся в путь - домой. Шел он, шел. Вдруг из леса выскочили трое разбойников.
    - Кошелек или жизнь!
    - Ох, да ради бога! Берите еще и сумку. Только и в ней пусто.
    - Руки вверх или будем стрелять!
    - Слушаюсь, слушаюсь, господа разбойники.
    - Где прячешь деньги?
    - Будь они у меня, наверное, спрятал бы в шапке.
    Разбойники посмотрели в шапку - пусто.
    - А может, сунул бы в ухо.
    Посмотрели в ухо - тоже пусто.
    - Нет, пожалуй, я положил бы их на самый кончик носа, будь они у меня.
    Разбойники искали, искали и, разумеется, не нашли даже гроша ломаного.
    - Да ты и в самом деле нищий! - рассердился главарь разбойников. - Ну, ладно, заберем у тебя барабан, хоть повеселимся иногда - и то хорошо.
    - Берите, - вздохнул солдат, - жаль, конечно, расставаться со старым другом, столько лет дружили. Но раз уж он так вам нужен.
    - Нужен!
    - Дайте только мне сыграть на нем напоследок, а потом забирайте. А заодно я покажу вам, как надо играть. Идет?
    - Ладно, так уж и быть, играй.
    - Вот хорошо! - обрадовался барабанщик. - Я поиграю: "Трам-та-ра-там-там! Трам-там-там!" А вы потанцуйте!
    И надо было видеть, как затанцевали эти негодяи! Словно медведи на ярмарке.
    Поначалу им нравилось, они смеялись и шутили:
    - Давай, давай, барабанщик! А ну-ка, вальс!
    - А теперь польку!
    - Мазурку!
    Но вот они устали, задыхаются. Хотят остановиться, да не могут!
    Выбились из сил, ноги не держат, голова кружится, а волшебный барабан все заставляет их плясать.
    - На помощь!
    - Пляшите!
    - Пощады!
    - Пляшите!
    - Господи!
    - Пляшите, пляшите!
    - Хватит, хватит!
    - Не отнимете у меня барабан?
    - Не отнимем! С нас достаточно.
    - Оставите меня в покое?
    - О, мы отдадим тебе что угодно, только прекрати эту музыку!
    Но барабанщик перестал играть только тогда, когда они, совсем обессиленные, свалились на землю.
    - Вот и хорошо! Теперь вы меня не догоните!
    И пустился наутек, время от времени ударяя палочками по барабану - на всякий случай. И тогда сразу же начинали танцевать зайцы в своих норках, белки на деревьях и проснувшиеся среди бела дня совы.
    Так и шел дальше славный барабанщик, возвращаясь домой.
    Первый конец
    Шел он, шел и вдруг подумал: "А ведь это волшебство - неплохая штука! И с разбойниками я поступил в общем-то довольно глупо. Я же мог заставить их отдать мне все деньги, какие у них были. Может, вернуться и поискать их?"
    И он повернул было обратно, как вдруг увидел, что навстречу едет почтовая карета.
    - Вот это, пожалуй, меня даже больше устроит!
    Лошади бежали быстро, позванивая бубенчиками, и кучер на козлах весело насвистывал песенку. Рядом с ним сидел вооруженный жандарм.
    - Привет, барабанщик! Тебя подвезти?
    - Нет, мне и тут хорошо.
    - Тогда сойди с дороги, дай проехать.
    - А вы сначала потанцуйте!
    "Трам-тара-там-там! Трам-там-там!" - загремел барабан. И тотчас затанцевали лошади, соскочил на землю кучер и давай притоптывать ногами. А уж как смешно плясал жандарм, выронивший свое ружье! И пассажиры все тоже пустились в пляс.
    А надо вам сказать, что в этой почтовой карете везли в банк золото - три ящика. Наверное, килограммов триста. Солдат одной рукой продолжал бить в барабан, другой сбросил ящики на дорогу и ногой задвинул их в кусты.
    - Пляшите! Пляшите!
    - Хватит! Хватит! Больше не можем!
    - Тогда уезжайте, да побыстрее! И не оборачиваться!.
    Почтовая карета уехала без своего драгоценного груза. А солдат стал богатым-пребогатым, как миллионер. Теперь он мог купить себе виллу, жить бездельником и жениться на дочери какого-нибудь важного чиновника. А еще понадобятся деньги, так ему и в банк идти не надо - достаточно вспомнить о барабане.
    Второй конец
    Шел солдат, шел и вдруг увидел охотника, который целился в дрозда.
    "Трам-тара-там-там! Трам-там-там!"
    Охотник выронил ружье и пустился в пляс. А дрозд улетел.
    - Несчастный! Ты мне ответишь за это!
    - Там видно будет, а пока попляши! Ну как?
    - Эх, сил нет!
    - Хочешь остановиться, так обещай, что никогда больше не будешь стрелять в птиц!
    - Обещаю!
    Шел он дальше, шел и увидел крестьянина, который колотил своего осла.
    - Пляши!
    - На помощь!
    - Пляши! Перестану играть, только если поклянешься, что никогда больше не будешь бить своего осла.
    - Клянусь!
    Шел дальше славный солдат, шел и бил в свой барабан каждый раз, когда нужно было положить конец какому-нибудь безобразию, восстановить справедливость или наказать злодея. А злодеев всяких и несправедливостей разных встречалось почему-то так много, что ему никак не удавалось добраться до дома. Но он все равно был доволен. "Мой дом, - решил он, - будет там, где я смогу делать добро с помощью моего барабана".
    Третий конец
    Шел солдат, шел и размышлял: "Интересный барабан! Любопытно, как он устроен? И в чем заключается его волшебство?" Повертел в руках палочки, разглядывая их, - вроде обыкновенные деревянные палочки.
    - Может, секрет спрятан внутри барабана, под этой туго натянутой кожей? Загляну-ка туда, - решил он. И прорезал ножом небольшую дырочку. А внутри оказалось пусто - совсем пусто!
    - Ну, ладно, ничего не поделаешь.
    И отправился солдат дальше своей дорогой, весело стуча палочками. Но теперь зайцы, белки и птицы больше не танцевали под звуки его барабана, и совы тоже не просыпались.
    "Трам-тара-там-там! Трам-там-там!"
    Звук вроде бы тот же, а волшебства нет как нет!
    Вы не поверите, но барабанщик почему-то обрадовался этому.
    Мишель Бютор Роман как исследование. М., 2000
    Глава: Равновесие фей (сс.17-20)
    Сказка - это область вымышленного, рассказ для детей. Обычно рассказчик принимает облик старика. Все наши авторы настаивали на полезности сказки, а изучение назиданий в самом конце дает нам возможность судить о том, насколько осознавалась важность того, о чем они писали. Старик или взрослый передает некий опыт, однако необязательно явно его себе представляет.
    У ребенка ограниченное видение действительности и ограниченный запас слов. О чем бы с ним ни говорили, нужно всегда упрощать. И чтобы всем было ясно, не надо выходить из рамок привычных понятий или тех, о которых можно было бы без труда догадаться.
    Правдивее истории, куда постоянно погружен ребенок, - о том, что делали в его отсутствие, о том, что делают другие, - играют первостепенную роль в расширении и укреплении его непосредственного понимания действительности. В эти бесконечные истории вторгается сказка или рассказ о выдуманных событиях.
    Для ребенка важно определить сразу, находится ли он в выдумке. Сказка - обязательно фантазия, а значит, находится в явной оппозиции к повседневности. Ребенок не может начать с "реалистической" литературы, особенно во французском обществе, где понятие взрослых о действительности столь жестко. В этом восхищении, какое испытывает ребенок, и тот ребенок, который скрывается в нас под наросшей с возрастом корой, есть, бесспорно, принятие неведомых стран, невиданных предметов. При этом, чем невиданней изображали невидимый предмет, как бы относящийся к миру действительности, тем безудержнее радость. И прежде всего, это удовольствие о сознания того, что это неправда, удовольствие не быть обманутым выдумкой, удовольствие чувствовать себя в полном согласии со взрослыми в реальном и нереальном. Сказка освобождает от сиюминутности возможностью по настоящему от нее удаляться. Благодаря сказке действительность возникает как нечто надежное и прочное, легко различимое, управляемое и понятное.
    Устойчивые обороты "жили-были" и "зажили они счастливо и было у них много детей" обрамляют сказку и подчеркивают, что в бесконечных рассказах взрослых есть переход от правдивого к выдуманному и наоборот. Но это еще не все: необходимо, чтобы в сказке постоянно сохранялась дистанция по отношению к повседневности, отсюда частое употребление превосходной степени сравнения: "и была она самой красивой девушкой на всем белом свете" или "самый уродливый карлик, какого только земля носила". Рассказчик должен держать в напряжении внимание ребенка, доводить все до конца, заверять его, что речь идет на самом деле о сказке, и с помощью необычных слов и неожиданных событий сопротивляться реальности, разбрасывая вокруг разные редкости и покрывая стены драгоценными камешками.
    Фея - воплощение такого неправдоподобия. Она - то, что связывает тыкву с каретой. Вовсе необязательно верить в фей, ребенку не угрожает опасность поверить в их царство, они для того и существуют, чтобы не верить в сказки. Когда говорят, что фея превращает тыкву в карету, некоторым образом подчеркивают, что в действительности такое событие вряд ли могло произойти.
    И тут, по-моему, начинается важное положение. Мне возразят: но ребенок чуточку верит в фей, мы все чуточку в них верим, нам бы хотелось, чтобы они появились, значит, нам всем хочется, чтобы действительность была чуточку иной, нежели о ней говорят взрослые. И вполне возможно, что она на самом деле иная; значит, опасность выдуманного никогда полностью не отделяется о действительности, которая никогда совершенно не застывала.
    в феях Перро смутно проглядывают совершенно особенные волшебницы из фольклора, в которых сохранились божества ушедших религий.поэтому область фей - это мир наизнанку, зазеркалье.
    Всегда передаются только нужные сказки, остальные забываются. Взрослый находит то, что для него имело смысл, даже если он остается неясен, то, что ему помогло. Рассказывая, он подчиняется голосу ребенка, каким он был когда-то, нашептывающему, что он находится в области подлинного, что именно это необходимо читать и говорить, и он радуется и волнуется в темноте.
    Перро великолепно заметил в предисловии к сказкам в стихах: "Мы бросаем семена, вначале в них прорастут лишь радость и грусть, но из них непременно распустятся добрые побуждения". И затем в посвящении к "Сказкам Матушки Гусыни"(под псевдонимом собственного сына):"Все они несут в себе более чем различимую мораль, открывающуюся перед теми, кто их читает по мере их проникновения в суть".
    Будучи миром наизнанку, миром образцовым, волшебство - это еще и осуждение закоснелой действительности, причем она не просто стоит рядом с последней, она на нее реагирует, призывает ее преобразовывать, убрать на место то, что в ней плохо лежит.
    Владимир Пропп. Исторические корни волшебной сказки
    Отрывок из главы Х. Сказка Как Целое
    1. Единство волшебной сказки.
    . многие из сказочных мотивов восходят к различным социальным институтам, среди них особое место занимает обряд посвящения. Большую роль играют представления о загробном мире, о путешествиях в иной мир. Эти два цикла дают количественно максимальное число мотивов. К комплексу посвящения восходят следующие мотивы: увод или изгнание детей в лес или похищение их лесным духом, избушка, запродажа, избиение героев ягой, обрубание пальца, показывание оставшимся мнимых знаков смерти, печь яги, разрубание и оживление, проглатывание и извергание, получение волшебного средства или волшебного помощника, травестизм, лесной учитель и хитрая наука. Последующий период до вступления в брак и момент возвращения отражены в мотивах большого дома, накрытого стола в нем, охотников, разбойников, сестрички, красавицы в гробу, красавицы в чудесном саду и дворце (Психея), в мотивах неумойки, мужа на свадьбе жены, жены на свадьбе мужа, запретного чулана и некоторых других.
    Эти соответствия позволяют нам утверждать, что цикл инициации -- древнейшая основа сказки. Все эти мотивы, взятые в целом, могут слагаться в бесчисленное множество самых разнообразных сказок.
    Другим циклом, кругом, обнаруживающим соответствие со сказкой, является цикл представлений о смерти; сюда относятся: похищение девушек змеями, разновидности чудесного рождения, как возвращение умершего, отправка в путь с железной обувью и пр., лес как вход в иное царство, запах героя, окропление дверей избушки, угощение у яги, фигура перевозчика-путеводителя, далекий путь на орле, коне, лодке и т. д., бой с охранителем входа, стремящимся съесть пришельца, взвешивание на весах, прибытие в иное царство и все аксессуары его.
    Сложение этих двух циклов дает уже почти все (но все же не все) основные слагаемые сказки. Между этими двумя циклами нельзя провести точной границы. Мы знаем, что весь обряд инициации испытывался как побывка в стране смерти, и, наоборот, умерший переживал все то, что переживал посвящаемый: получал помощника, встречал поглотителя и т. д.
    Если представить себе все то, что происходило с посвящаемым, и рассказать это последовательно, то получится та композиция, на которой строится волшебная сказка.
    Что же мы нашли? Мы нашли, что композиционное единство сказки кроется не в каких-нибудь особенностях человеческой психики, не в особенности художественного творчества, оно кроется в исторической реальности прошлого. То, что сейчас рассказывают, некогда делали, изображали, а то, чего не делали, представляли себе. Из этих двух циклов первый (обряд) отмирает раньше, чем второй. Обряд уже не производится, представления о смерти живут дольше, развиваются, видоизменяются уже без всякой связи с данным обрядом. Исчезновение обряда связано с исчезновением охоты как единственного или основного источника существования.
    Дальнейшее образование сюжета мы на основе всего здесь сказанного должны представить себе так, что данный стержень, раз создавшись, впитывает в себя из новой, более поздней действительности, некоторые новые частности или осложнения. С другой стороны, новая жизнь создает новые жанры (новеллистическая сказка), вырастающие уже на иной почве, чем композиция и сюжеты волшебной сказки. Другими словами, развитие идет путем наслоений, путем замен, переосмысления и т. д., с другой же стороны -- путем новообразований.
    Так, мотив царских детей, заключенных в темницу, идет от обычая изоляции царей, жрецов, магов и их детей. Это -- наслоение. Мотив умершего отца или благодарного мертвеца, дарящего герою коня, функционально соответствует яге, дарящей коня. Здесь под влиянием культа предков, т. е. более позднего явления, мы имеем переосмысление и деформацию фигуры дарителя с сохранением функции дарения. Следовательно, вопрос о мотивах, не связанных с теми циклами, о которых говорилось выше, должен решаться в каждом случае отдельно. Это относится, например, к мотиву женитьбы и воцарения героя. В образе царевны мы, с одной стороны, узнаем независимую женщину, держательницу рода и тотемической магии. Она "царь-девица". Далее она может быть сопоставлена с небесной женой шамана. Она может быть сопоставлена и с вдовой или дочерью царя, убиваемого и устраняемого наследником.
    Очень трудным для анализа представляется весь круг мотивов, связанных с трудными задачами. Нельзя точно доказать, что сказка здесь сохранила обычай испытания магической силы наследника. Однако по ряду косвенных показателей это можно утверждать с некоторой долей вероятности.
    В дальнейшем этот закон сохранения композиции с заменой действующих лиц остается незыблемым, и по этой линии идет дальнейшее развитие сказки. Быт, изменившаяся жизнь -- вот откуда берется материал для замены. Так, окажется, что за нищенкой можно узнать бабу-ягу, за двухэтажным домом с балконом -- мужской дом и т. д.
    Этот вывод не соответствует ходячим представлениям о сказке. Обычно полагают, что в сказку вкраплены отдельные элементы доисторичности, а вся она -- продукт "вольного" художественного творчества. Мы видим, что волшебная сказка состоит из элементов, восходящих к явлениям и представлениям, имевшим место в доклассовом обществе.
  • Контрольная работа:

    Задание №25 . Кооперативы как субъекты гражданского права.

    33 страниц(ы) 

    1. Кооперативы как субъекты гражданского права.
    2. Основание приобретения права собственности.
    3. Понятие гражданско – правового договора и его роль в рыночной экономике. Классификация (виды) договора.
    Задача №1
    В регистрационный орган обратилась группа граждан, желающих создать предприятие по ловле рыбы в Неве и Ладожском озере. Изучив представленные на регистрацию документы, юрист регистрационной палаты вернул документы заявителям, указав на следующие ошибки:
    1) название предприятия – «Артель рыболовов «Гетеборг»» - не соответствует законодательству, поскольку Гетеборг – это шведский, а не российский город;
    2) учредительный договор подписан председателем и секретарем учредительного собрания артельщиков, а не самими участниками;
    3) в уставе не оговорено общий размер складочного капитала и количества членов артели, а указан лишь размер паевого взноса;
    4) в уставе предусмотрено что распределение прибыли между членами артели и голосование на общем собрание осуществляются пропорционально их паевым взносам, причем каждый участник может по желанию внести несколько паевых взносов. Оба эти положения противоречат законодательству;
    5) согласно уставу председатель артели одновременно является председателем ее правления, а все члены правления являются членами наблюдательного совета с правом совещательного голоса, что также не соответствует закону.
    Заявители обратились с жалобой к начальнику отдела регистрационной палаты, считая замечания юриста не соответствующими закону. Ответьте на жалобу, оценив вышеизложенные замечания.
    Задача №2
    По договору финансовой аренды (договор лизинга) арендодатель закупил для арендатора у продавца оборудование, которое было передано арендатору по приемосдаточному акту. В связи с возникшим на предприятии арендатора по не установленным причинам пожара оборудование пришло в негодность и не подлежит восстановлению.
    Кто понесет имущественные последствия уничтожения оборудования?
    Задача№3
    Тыквин заключил с Потаповым в простой письменной форме договор купли – продажи квартиры. В договоре было установлено, что основной договор купли – продажи будет подписан сторонами не позднее 31 декабря текущего года, а также содержалась твердая цена квартиры, выраженная в долларах США. В обусловленный срок Тыквин отказался продать квартиру Потыпову на согласованных условиях, поскольку цена на рынки недвижимости увеличилась, и он получил значительно более выгодное предложение. Потапов обратился в суд с требованием о вынуждении Тыквина к заключению договора купли – продажи квартиры.
    Какое решение должно быть вынесено по данному спору?
  • Курсовая работа:

    Разработка стратегии предприятия (организации) (на примере ООО «Радлинг»)

    26 страниц(ы) 

    Задание к курсовому проекту
    1. Описать (разработать) миссию и стратегическое видение предприятия (организации), определить стратегические цели развития.
  • Реферат:

    Аристотелизм Авиценны

    15 страниц(ы) 

    Введение….3
    1.Учение Аристотеля….4
    2.Аристотелизм Авиценны….9
    Заключение….14
    Литература….15
  • Контрольная работа:

    Предпринимательское право, вариант 5

    18 страниц(ы) 

    1. Юридическое лицо как субъект предпринимательского права.
    2. Лизинговые инвестиции.
    Задача
    ООО «Салют» поставило АО «1-й гидравлический завод» партию промышленного оборудования стоимостью 50 млн. руб. В течение полугода АО так и не оплатило купленный товар. ООО «Салют» предъявило в арбитраж иск о взыскании покупной цены за оборудование и убытков, вызванных просрочкой оплаты. Выиграв дело, руководство ООО обнаружило, что средств для исполнения судебного решения у акционерного общества нет. Одновременно выяснилось, что за последний год общая сумма исков, предъявленных АО другими кредиторами (которые также выиграли процессы против АО), превышает 500 млн. руб.
    Директор ООО решил обратиться в суд с требованием о признании АО банкротом и вызвал к себе юрисконсульта, чтобы получить квалифицированный совет.
    Опишите признаки, процедуры банкротства и правовое положение основных участников конкурсного производства.
  • Контрольная работа:

    Региональная экономика и управление. Характеристика Дальневосточного экономического района

    26 страниц(ы) 

     Политико-административный состав
     Экономико-географическое положение
     Природные предпосылки для развития хозяйства
     Население и трудовые ресурсы
     Общая характеристика хозяйства, его территориальная организация
     Характеристика промышленности
     Характеристика сельского хозяйства
     Транспорт
     Перспективы развития района
  • Контрольная работа:

    Задачи по криминалистике

    13 страниц(ы) 

    Задание 1.
    Для выполнения данного задания необходимо на открытом
    участке местности выбрать ровную площадку с мягким грунтом.
    Определив на выбранной площадке направление своего движения,
    сделайте по ней 10 шагов обычной походкой и в нормальном темпе, чтобы на грунте, в образовавшейся дорожке, отчетливо были видны вдавленные следы обуви и особенности рисунка подошв.
    Произведите осмотр дорожки следов обуви. Определите ее
    элементы: линию направления движения, линию ходьбы, длину
    шага правой и левой ноги, угол разворота правой и левой стопы.
    Сделайте ее схематическую зарисовку, где укажите ее элементы.
    Составьте фрагмент протокола осмотра дорожки следов обуви и отдельного следа.
    Задание 2.

    В ночь с 5 на 6 марта 2000 г. из магазина "Центральный" была совершена кража товаров. Преступник проник в магазин, взломав потолок. При осмотре места происшествия в подсобном помещении магазина была обнаружена пустая бутылка водки "Абсолют", на которой имелись отпечатки пальцев. Дактилоскопическая экспертиза установила, что отпечатки пальцев на бутылке водки, изъятой из магазина, оставлены ранее судимым Носовым. При осмотре куртки Носова, которая была на нем в момент его задержания, обнаружены микрочастицы пыли, которые были исследованы методом электронной микроскопии. По заключению эксперта, они оказались однородными с опилками и шлаком, имевшимися на потолке магазина.
    Свидетель Каврикова на допросе показала, что около 12 часов ночи 5 марта она видела проходившего мимо магазина Носова Владимира, одетого в короткую куртку. Носов, отрицая свою причастность к краже, заявил, что в ночь, когда была совершена кража, он из своего дома не отлучался. Произведенный у Носова обыск результатов не дал, о чем, однако, подозреваемый не знал; ему был известен лишь сам факт обыска в его доме.
    Составьте план допроса Носова. Определите последовательность и тактику предъявления Носову изобличающих его доказательств и использования факта производства обыска в доме обвиняемого.
  • Курсовая работа:

    Основы теории цепей постоянного и переменного токов

    26 страниц(ы) 

    Введение 5
    1 Расчет цепи постоянного тока 6
    2 Расчёт однофазной цепи переменного тока 11
    3 Расчет трехфазной линейной электрической цепи при соединении нагрузки «звездой» 15
    4 Расчет трехфазной линейной электрической цепи при соединении нагрузки «треугольником» 18
    5 Расчет машины постоянного тока 21
    6 Расчет асинхронного двигателя 23
    Заключение 26
    Библиографический список…27