У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Проблема и особенности социальной реабилитации дезадаптированных детей в современном российском обществе» - Дипломная работа
- 85 страниц(ы)
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы

Автор: Профессор
Содержание
Ведение….2
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социальной реабилитации дезадаптированных детей….7
§ 1. Социальная адаптация и дезадаптация в кризисном обществе….7
§ 2. Содержание и основные направления социальной реабилитации…19
Глава II. Проблемы социальной реабилитации дезадаптированных детей….34
§ 1. Объект и субъект в социальной реабилитации…34
§ 2. Структура и функции социальной реабилитации.….40
§ 3. Организационное и кадровое обеспечение социальной реабилитации….54
Заключение…73
Источники и литература….79
Введение
Введение.
Актуальность. Современное российское общество сталкивается с кризисными социальными и экономическими процессами, отражающими глубокую трансформацию базисных основ своей жизнедеятельности. Безработица, миграция, снижение уровня жизни, рост бедности многих социально уязвимых слоев общества привели к существенным изменениям статусно-ролевых характеристик семей с детьми. Реформы обусловили новые социально-экономические формы их жизни, привели к смене семейной идеологии и привычной системы ценностей, вызвали состояния неуверенности, социальной дезадаптации.
Особенно остро эти процессы отражаются на социализации молодого поколения, оказавшегося в зоне социального и экономического неблагополучия. Как следствие, с начала 90-х гг. XX века и по настоящее время в российском обществе проявилась и стала усиливаться проблема дезадаптации большой возрастной когорты детей. Это социально опасное явление тесно связано с такими отклонениями от процесса социализации, как уклонение от учебы, бродяжничество, курение, ранняя алкоголизация, наркомания и другие формы асоциального поведения. По экспертным оценкам в современной России от двух до пяти миллионов детей находятся в состоянии социальной дезадаптации.
Естественная убыль населения продолжает оставаться высокой и прослеживается на всей территории России, тогда как рождаемость за период реформ снизилась в два раза. Дезадаптация детей, как особой возрастной когорты социальной структуры российского общества, является следствием системного и длительного социально-экономического кризиса, ухудшающего материальное положение семей. Она обусловлена отчуждением детей от неблагополучных семей, растущей алкоголизацией населения. Следствием кризиса основных институтов социализации детей и подростков является их маргинализация, рост правонарушений и преступлений. Дезадаптированное детство формирует субцивилизационный по своим последствиям для социальной структуры общества социальный слой. Его воспроизводство ведет к подрыву трудового, производственного, мобилизационного потенциала, несет угрозу национальной безопасности страны. С каждым годом увеличивается количество призывников из названной категории, которые по состоянию физического и социального здоровья не могут служить в армии. Они не стремятся получить профессиональное образование и пополняют ряды социально уязвимых слоев населения.
Опасность детской дезадаптации проявляется и в том, что она приобретает форму социального сиротства, тесно связанного с безнадзорностью и беспризорностью. Так, по данным Министерства юстиции России и Судебного Департамента при Верховном суде РФ в 2007 году 41917 человек были лишены родительских прав, что в 3,5 раза больше, чем в 1998 году.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена:
во-первых, необходимостью теоретического и методологического осмысления особенностей социализации особой возрастной когорты детей в условиях трансформации современного российского общества, определяющей вектор его социального развития;
во-вторых, социальной опасностью детской беспризорности и безнадзорности детей как феномена дезадаптации и маргинализации социальной структуры российского общества;
в-третьих, социальной востребованностью комплексного научного знания о дезадаптированных состояниях детей и выработки научно-практических рекомендаций по их реабилитации.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной науке накоплен большой объем теоретических и эмпирических знаний по проблемам социализации детства и его защиты, преодоления дезадаптированных состояний в переломные периоды общественного развития.
Социологический подход к проблемам детства, семьи, воспитания формируется во второй половине XIX - начале XX века. В работах зарубежных социологов и социальных психологов (Р. Мертон, Н. Смелзер, Г. Зиммель, П. Сорокин) отражены важнейшие методологические подходы к анализу сложного процесса поэтапного формирования личности человека с детского возраста (Дж. Мид), зеркального «Я» у детей в процессе интеракции (Ч.Кули), двойственной природы человека, роли общественного разделения труда (Э.Дюркгейм).
Важное методологическое значение для целей настоящего исследования имеет концепция аномического состояния общества (Э.Дюркгейм). Она позволяет понять механизм рассогласованности ценностей, как главных регуляторов социальной структуры современного российского общества. Смещение нормативно-регулятивных и координирующих механизмов общества приводит к последующей утрате личностью ответственности за свои социальные действия.
В работах отечественных исследователей начала XX века СВ. Бахрушина, Б. И. Бентовина, Д.Н. Бородина, В. Гальперина, Д. А. Дриля, В.Ф. Залесского внимание акцентируется на проблемах неблагополучия семьи, трудных подростках, осмыслении феноменов десоциализации, дезадаптации, девиации, социальной патологии детства, детского нищенства и бродяжничества, беспризорности, безнадзорности. Однако эти социальные статусы и феномены в основном рассматриваются как однопорядковые и не разделенные в строгом научном определении.
С 30-х годов XX века изучением дезадаптированных детей в нашей стране отечественные ученые не занимались в силу официальных установок на отсутствие их в социалистическом обществе. Отдельные исследования проводились среди воспитанников детских домов и исправительных детских учреждений, а также детей, попадающих в приемники-распределители.
В 90-е гг. XX века проблемы детской дезадаптации, особенно ее проявления в феномене безнадзорности и беспризорности, начинают актуализироваться в социальных науках. В ряде работ отечественных исследователей, в том числе дальневосточных ученых А.Г. Петрынина, A.M. Печенюка, Л.В. Кашириной, Е.Л. Мотрич, Ю.В. Березутского, они выступают предметом самостоятельного научного анализа. В них акцентируется на отдельных характеристиках дезадаптации несовершеннолетних, их отчуждении от институтов социализации, привычках и зависимостях, влиянии на них социальной среды.
Анализ изученности проблем социализации дезадаптированных детей свидетельствует о том, что в большинстве своем авторы рассматривают лишь отдельные аспекты этого явления, что не может в полной мере удовлетворить современные запросы науки и практики. Недостаточное внимание уделяется комплексному научно-практическому изучению особенностей дезадаптированного состояния возрастной когорты детей, социальным последствиям их десоциализации, а также повышению эффективности деятельности государственных и общественных структур по снижению остроты данной проблемы, реабилитационной работе.
В настоящей работе использован комплексный подход к оценке дезадаптированных детей. Такой подход позволяет интегрировать накопленные знания по исследуемой проблеме, находить инварианты социологических описаний этого феномена, преодолевать недостатки локальных исследований. Все это в конечном итоге все это и предопределило выбор цель и задач исследования.
Цель исследования:
выявить статусно-ролевые характеристики и их детерминанты у дезадаптированных детей в условиях современного общества.
Задачи исследования:
1. на основе анализа отечественных и зарубежных работ выявить теоретико-методологические подходы к социализации детства в современном обществе;
2. диагностировать состояние и проблемы дезадаптированных детей;
3. проанализировать состояние реабилитационной работы с детьми в современной России;
Объект исследования - возрастная когорта дезадаптированных детей (7-14 лет).
Предмет исследования - статусно-ролевые характеристики детей и факторы, детерминирующие их дезадаптивное состояние.
Теоретико-методологическая и методическая база дипломной работы представлена общенаучными принципами научного познания общественных явлений. Теоретическую основу исследования составили труды философов, социологов, педагогов прошлого и современности по проблемам социализации детей, взаимодействия институтов государства, семьи и образования в воспитании детей, профилактики дезадаптивного поведения несовершеннолетних и их реабилитации. В качестве основного теоретико-методологического инструмента в исследовании используется системный подход, аккумулирующий методы теоретического анализа, экстраполяции, абстрагирования, конкретизации, идеализации, анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Методологической основой раскрытия индивидуально-личностного развития детей служит единство социального и биологического подходов, как основы понимания социальных последствий дезадаптированных состояний детства.
Практическая значимость работы определяется тем, что основные положения и результаты исследования могут быть доведены до практических рекомендаций по организации социальной и психологической реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
Материалы исследования могут быть включены в учебные программы обучения социальных работников, родительского всеобуча.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
Заключение
Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества особо важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики дезадаптации и девиации. Одна из основных задач профилактики девиантного поведения и социальной реабилитации определяется тем, что существовавшая прежде «карательная» превентивная политика должна быть заменена на защитно-охранную, представленную адекватной медико-социальной, социально-психологической, социально-правовой, социально-педагогической помощью и поддержкой семье, детям и подросткам.
Практическая реализация защитно-охранной концепции системы профилактики и социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков требует научной проработки и практического решения ряда вопросов организационно-управленческого, кадрового, материально-финансового, нормативно-правового и информационного обеспечения.
В сложившейся ситуации возросла роль государства в организации социальной защиты прав и интересов детей, в усилении целенаправленной работы по их социальной реабилитации. В основе идеологии государственной деятельности по социальной реабилитации лежит представление об обратимости негативных проявлений, об обязанности государства и общества организовать реадаптирующую деятельность. Несмотря на то, что в этот процесс могут и должны вовлекаться общественные и негосударственные объединения, организация социальной реабилитации дезадаптированных, возвращение их к нормальным условиям жизнедеятельности является важнейшей социальной функцией государства, неотъемлемым элементом его социальной политики. Как и все другие элементы формирования и реализации социальной политики, социально-реабилитационные процессы нуждаются в последовательном,
целенаправленном управлении. Создание оптимальных условии для успешной социальной реабилитации, интеграции в общество относится к числу важнейших задач любого государства. Политическая элита, органы государственного управления и муниципального самоуправления призваны обеспечивать профилактику и социальную реабилитацию детской инвалидности, безнадзорности и социального сиротства в масштабах всего государства, в отдельных территориях и муниципальных образованиях, в условиях межведомственного взаимодействия органов и учреждений, создавать систему специализированных социально-реабилитационных учреждений, оказывать постреабилитационную помощь и вести наблюдение за ресоциализированными детьми.
Следует поддержать точку зрения профессора Г. Силласте - президента Международной Ассоциации «Женщины и развитие» о том, что в условиях кризисного общества проблема детства тесно связана с проблемой национальной безопасности страны. Такая постановка проблемы также является приметой времени, и, одновременно, повторением ситуаций после гражданской войны и Отечественной войны. Но если в те времена ситуация детства как угроза безопасности осознавалась и были приняты соответствующие меры, то в современный период властвующая элита не осознает всех размеров опасности. Между тем, по прогнозам на 2015 г, численность детей моложе 16 лет сократится с 30,3 млн. до 21,9 млн, и составит лишь 14.8% против 24,9% пенсионеров [62; С. 67-69].
Изменение общественного сознания и эффективной деятельности государственных и негосударственных учреждений всех уровней, реализация программ социальной реабилитации в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения родителей и др.) позволит создать условия для интеграции их в общество и предпосылки к независимой жизни. Из существующих противоречий ведущим является противоречие между
необходимостью перехода на современную модель социальной реабилитации с учетом российских традиций и опыта и недостаточным финансированием реабилитационных программ. Выход только один - реальное движение, способное проявить новые возможности.
Социально-реабилитационные центры решают только кратковременные оперативные задачи. Встает проблема формирования комплексов, которые позволили бы решать задачи социальной реабилитации, образования и профессионального обучения.
Нуждается в социологической проверке иерархия нарушений прав детей, которая приводится в некоторых источниках: насилие - физическое (моральное, сексуальное), нарушение права жить и воспитываться в семье, права на образование, право на получение профессии, права на содержание в государственном учреждении и другие формы социальной помощи.
Отдельной проблемой является аллокация индивида - «встраивание» его в роль взрослого человека (Т. Парсонс). Здесь встают проблемы соблюдения прав инвалида на жильё, устройства на работу, обучение или получения профессии. Наряду с несовершенным законодательством и нерешёнными финансовыми вопросами есть ещё проблема неготовности выпускников детских ломов и школ-интернатов решать элементарные вопросы собственного жизнеустройства. Речь, следовательно, должна идти о реальном наполнении права выпускника на жилье, в том числе его правовой грамотности. Важнейшим правом при жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является право жить и воспитываться в семье, которое гарантировано Конвенцией ООН «О правах ребёнка» и соответствующими российскими законодательными актами. Это решается через различные формы семейного воспитания. В социологическом обобщении нуждается опыт возвращения детей в семью, организации
семейных воспитательных групп, функционирование института приёмной семьи, опеки и попечительства.
Рост числа дезадаптированных детей привел к тому, что впервые становится возможным выделить внутри детства социальные группы, исходя из критериев надзора. Защита интересов и прав детей требует межведомственной координации органов образовании, социальной защиты, правопорядка, органов здравоохранения. Многочисленность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, слабая защита прав и интересов их, актуализирует проблему до уровня угрозы социальной безопасности государства, поскольку социальное сиротство сопровождается мировоззренческой деформацией больших групп детей, уходом со временем детей в криминальные сообщества, потерей здоровья. Это ставит вопрос о введении в области поста уполномоченного по правам ребёнка.
Особенно важны следующие положения;
1, Социальная потребность в реабилитации формируется на определенном
этапе развития цивилизации, когда возникают материальные и структурные
возможности для самореализации девиантных групп.
2. Представления о норме и девиации постепенно теряют оценочный
характер, а нормативизм заменяется более сложными лично-значимыми
подходами.
3. Тотальная государственность не способна обеспечить социальную
реабилитацию всех нуждающихся, отсюда вытекает значение
самоорганизации личности, особенно инвалидов.
4. Одна из главных задач социальной реабилитации - культивирование
субъектности, интеграция в общество детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации. Организация социальной реабилитации является той
сферой, где невозможно точное нормирование самого процесса. Всегда
остается зависимость эффективности от творчества социальных работников.
К сожалению, в современной России лишь наименьшая часть социальных работников считает правильным выделение в структуре социальной реабилитации трех ведущих направлений: социально-трудовой, социокультурной и социально-бытовой.
Интегративная роль социальной реабилитации во всех ее функциональных направлениях должна объединить усилия специалистов разного профиля на Основе достижения основной цели — включения ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в социальную среду, приобщения к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Определяющим значением для социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является организация этого процесса. Важнейшим звеном в системе социальной реабилитации является социальное обслуживание.
Социально-реабилитационный Центр надо рассматривать как звено в
системе медицинских, образовательных, общественных и других
организаций, которые в той или иной степени занимаются подготовкой детей
и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации к активной
деятельности. В этой системе у Центра особая роль. Это единственная
специализированная организация, призванная играть координирующую роль
и задавать программу социальной реабилитации клиента.
Все реабилитационные учреждения прошли определенные этапы развития,
сложились коллективы специалистов, формируется свой стиль работы, есть
свое природное и социальное окружение. Следовательно, концепция
социальной реабилитации должна быть адаптирована к особенностям конкретного Центра.
Необходимо пополнение реабилитационных Центров профессиональными кадрами. Требуются специалисты с базовым образованием. Перед работниками детских социальных учреждений стоит актуальная задача переподготовки и повышения квалификационных кадров.
На данном этапе представляется необходимым оптимизировать деятельность реабилитационных учреждений с внедрением инновационных технологий по работе с семьей и детьми, оказавшимися э трудной жизненной ситуации, их социальной реабилитации и адаптации.
В дипломной работе сделана попытка определить вектор движения социальной реабилитации от объемности к субъектности, от попечительской идеологии к развитию самозащитных качеств дезадаптированного ребенка.
Социальная реабилитация детей в современной России приобретает все большую актуальность и становится условием прогресса и социальной безопасности.
Глубокое осмысление концептуальных подходов феномена социальной реабилитации позволит успешнее продвигаться по пути развития как теории, так и практики.
Список литературы
Источники и литература
1. Алексеева Л. С. Опыт социальной реабилитации подростков в
Голландии, Чехии, Словакии, Венгрии, США и Великобритании /
Л. С. Алексеева, О. Б. Осколкова. - М., 1994. -185 с.
2. Алексеева Л. С. Социальная реабилитация подростков // Семья в
России.-1995.-№2.-С. 101—111.
3. Алексеева Л. С Социальный патронат семьи в системе социального
обслуживания: Науч.-метод. пособие / Л. С, Алексеева, В. Ю.
Меновщиков. – М., 2000. - 360 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды, - М., 1980, - 342 с.
5. Антонов А. И. Микросоциология семьи: Методология исследования
структур и процессов: Учеб. пособие для ВУЗов. - M., 1998.-360 с,
6. Аргун Л. Х. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго - Надежда» /
Л. Е. Аргун, С. В. Капустина // Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы, - 1997. -№2. -С. 43-57.
7. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации подростков:
Вопросы духовной культуры советских рабочих. - Свердловск,
1969, - 111с.
8. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990. - 232 с.
9. Балашов Е. Б. Роль превентивного образования в профилактике
девиантного поведения // Девиантное поведение детей и
подростков: проблемы и пути их решения. - М., 2006. - С. 23-25.
10. Барлас Т. В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушения // Психол. журн., - 1994. - № 6. - С. 116-120.
11. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Ред.-издат. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 199 с.
12. Беличева С. А. Развитие сети государственных учреждений для
детей-сирот в России и проблемы их совершенствования // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М.,
1999.-№3.- С.84-87.
13. Белкин П. Г. О некоторых теоретических и методологических
проблемах социальной адаптации // Философско-методологические
аспекты гуманитарных наук. - М., 1981. - С. 94 - 96.
14. Белявский Б. В. Обзор материалов научно-практической
конференции по проблеме: «Социальная и трудовая реабилитация и
адаптация в обществе подростков с нарушением интеллекта» //
Дефектология. - 1994. -№ 6. - С. 85 - 92.
15. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика,
коррекция, педагогическая поддержка. - М., 1997, - 112 с.
16. Блинков Ю. А. Основы формирования полноценной
жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями: Учеб.
пособие / Ю. А. Блинников, Е. А. Губарев, А. М, Черных. - Курск,
1999. - 401с.
17. Богомолов A. M. Семейные формы жизнеустройства как инструмент
ресоциализации детей-сирот с низкими адаптивными
возможностями // Философия образования, - 2003, - № 9, - С. 67-69.
18. Брутман В. И. Материнство юных как фактор риска отказа от
ребенка // В. И. Брутман, М. С. Родионова, C. В. Ёниконолов, А. В. Черников // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. - М., 1994.- С. 18-20.
19. Брутман В. И. Противоречия, проблемы и перспективы развития
системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения
родителей // Сироты России: проблемы, надежды, будушее. - М.,
1994.- С 12 - 15.
20. Васильева И. И. Социальная патология в нестабильном обществе //
Тезисы доклада регионального семинара Института философии и
права СО РАН. - Новосибирск, 2000. - С. 84 - 88.
21. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии: Избр. произведения. - М., 1990. - 495 с.
22. Велиханова Н. Творческая деятельность как средство психолого-
педагогической реабилитации; (Опыт работы с социально-
дезадаптированными детьми в условиях школы-интерната) //
Прикладная психология и психоанализ, - 2006, - №2. – С. 47-60.
23. Вознюк Н. П. Система диагностики и реабилитации
дезадаптированных детей и подростков в центре «Подросток» //
Первые итоги: Из опыта работы специализированных учреждений
по социальной реабилитации дезадаптированных детей и
подростков. - М., 1997. - С. 47 - 53.
24. Галкина Р. И. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания,
опорно-двигательного аппарата и нервной системы. - СПб., 1936. – С. 47.
25. Гончарова Г.А. Медико-психологический анализ нарушений
социально-психологической адаптации учащихся школ различного
типа // Проблемы социальной адаптации детей и подростков и
принципы её профилактики; Сб. науч. Трудов. – М. 1993. - С- 94-
107.
26. Гордон Л. A. Социальная адаптация в современных условиях //
Социологические исслед. - 1994. -№8-9.- С. 13-15.
27. Горячева С. Под зашитой ли семья, дети? // Человек и закон. -
2002.-№4.- С.7 - 10.
28. Государственная семейная политика: Опыт регионов России по
организации межведомственного взаимодействия по защите прав и
интересов детей. – М.,: Минтруд России, 2000. - 215 с.
29. Государственный доклад «О положении детей в Российской
Федерации». - М., 2006. - 119 с.
30. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской
Федерации» // Под ред. А. И. Осадчих. - М., 1996. - 212 с.
31. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных
условиях // Социол. исслед. - 1997. - № 1.- С. 72 - 79.
32. Данилова Е. И. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социол. исслед. – 1995. - №6. - С. 120-130.
33. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М., 1939.
34. Дементьева Н. Ф. Приемная семья — институт защиты детства: Метод, рекомендации / Н. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. - М., 2000. - С. 4 - 9.
35. О. Н. Дудченко, // Социол. исслед. - 1995, - № 6. - С. 110 - 119.
36. Дюркгейм Э. Социология. - СПб., 1995. - 112 с.
37. Ивашенко Г. М. Социальная реабилитацня детей: Учеб. Пособие. - М., 1998. - 198 с.
38. Ильяшенко А. Н. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Рос. Следователь. - 2007.- № 6 - С. 41- 45.
39. Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1977. – 151 с.
40. Коменский Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. - М.; Просвещение, 1989. – 409 с.
41. Комплексная реабилитация детей с нарушениям слуха: Метод.
рекомендации. - М.; СПб.: НИИ психотерапии и клинической психологии, 1998 . - 472 с.
42. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Социальное обслуживание:
Нормативно-правовые акты. - М., 2006.- С. 323 - 365.
43. Корель Л. В. Социология адаптации: этюды апологии. -Новосибирск, 1997. - С. 40 - 42.
44. Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации. - Саратов, 2000.-236 с.
45. Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности. -Саратов, 1991. - 47 с.
46. Лаврентьева З. И. Социальное развитие личности ребенка в процессе реабилитации // Философия образования. - 2007. - № 9. - С. 103 - 108.
47. Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации //
Социальная психология и философия. - Л., 1973. - 216 с.
48. Миронов Н. Е. Социальные аспекты проблемы раннего выявления умственной отсталости // Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. - М., 1998. - С. 147 - 148.
49. Миронова Е. В. Особенности психологической реабилитации наркозависимых Санкт-Петербурга // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. - СПб., 2000, - С. 129 - 131.
50. Мерцалова Л. В., Стриженов В. Н. Библиотерапии. – Новосибирск. - 2000. - 47 с.
51. Мухаева А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Автореф. дисс. канд. Социал. наук. - М., 2002. - 21 с.
52. Нетипичная семья: образ жизни и положение в русском обществе; Сб. статей / Под ред. А. Ф. Ачильдиевой. - М., 1997.-176 с.
53. Нечаева A. M. Семейное право России: проблемы развития: Сб.
обзоров и статей. -М., 1996. - 131 с.
54. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования / Сост. Е. В.
Шилова, В. П. Иванова и др. – СПб., 2000. - 223 с.
55. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П. Д. Павленок. -
2-е изд., испр. и доп., - М., - 2002. - 395 с.
56. Палаточный лагерь детей-инвалидов «Мыс доброй надежды» //
Нар. образование. - 2006, - № 3. - С. 183-185.
57. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии:
Социология сегодня; проблемы и перспективы. - М., 1965. - 29 с.
58. Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений
по реабилитации социально-дезадаптированных детей и
подростков / Под ред. Г. М. Ивашенко. – М., 1997. - 155 с.
59. Пиаже Я. С. Избранные психологические труды. - М., 1994.- 680 с.
60. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред.
И. В. Дубровиной, А. Г.Рузской. - М., 1990. - 264 с.
61. Свистунова Е. Г. // Социальная работа. - 2008.-№ 4. -С. 112-113.
62. Силласте Г. Г. Женщина как объект и субъект социальной
безопасности // Социал. исслед. - 2007. - № 12. - С. 65-69.
63. Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике /
Редкол.: С. А. Завражин и др. - Владимир, 2000. - 255 с.
64. Слуцкий E. Е. Беспризорность в России: вновь грозная реальность
// Социол. исслед. - 1998. - № 3. - С. 121.
65. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - 661 с.
66. Социальная работа с детьми и подростками группы риска:
Тезисы конф. / Под общ. Ред. А. А. Реана. - СПб., - 2000. - С. 292.
67. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова,
А. С. Сорвина. - М., 2001. - С. 426.
68. Социально-культурная реабилитация инвалидов: Метод,
рекомендации Минтруда России / Под общ. ред. В. И. Ломакина и
др. - М., 2006. - 144с.
69. Спенсер Г. Сочинения. - СПб., 1998. - С. 147.
70. Суровцева А. Состояние здоровья детей, оставшихся без
попечения родителей / А. Суровцева, О. Суковатова //
Социальная работа с детьми и подростками группы риска. - М.,
2000. – С. 215.
71. Сырцев А. В. Психологические характеристики личности и
особенности поведения детей и подростков групп риска // Мир
детства. - 2007.- №2.-С. 12 - 17.
72. Территориальные социальные службы: теория и практика
функционирования. - М., 1995 .- 219 с.
73. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с
ограниченными возможностями: Учеб. пособие для ВУЗов / Под
общ. ред. Г. М. Инащенко. – М., 2002. - 304 с.
74. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 649 с.
75. Холостова Е. И. Социальная реабилитация: Учеб, пособие / Е. И.
Холостова, Н. Ф. Дементьева. - 2-е изд. - М., 2003. - 340 с.
76. Цымбал Е. И. Нарушение прав детей, оставшихся без попечения
родителей (по материалам проверки интернатных учреждений) //
Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь,
возвращение в жизнь: Материалы Всерос. Науч.- практ. Конф. - М.,
1998. - С. 175-176.
76. Шабанова М. А. Социальная адаптация в контексте свободы //
Социол. Исслед. - 2007. - №9.- С. 81 - 88.
Тема: | «Проблема и особенности социальной реабилитации дезадаптированных детей в современном российском обществе» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 85 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Курсовая работа:
Проблема инкультурации в современной детской культуре
30 страниц(ы)
Введение…. 2
1. Процесс инкультурации в субкультуре детства …. 4
2. Влияние окружающей среды на инкультурацию… 123. Проблемы инкультурации детей в современном российском обществе ….РазвернутьСвернуть
19
Заключение…. 26
Список использованной литературы…. 28
-
Реферат:
Социальные изменения в современном российском обществе.
15 страниц(ы)
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 3
Внешние факторы соц. изменения в российском обществе 3Внутренние факторы соц. изменения в российском обществе 5РазвернутьСвернуть
ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРОИСХОДЯЩИХ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 8
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
-
Дипломная работа:
Правовая культура общества как фактор предупреждения преступности в современном российском обществе
75 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Связь правовой культуры и преступности: теоретическое исследование 7
§1.1. Понятие, признаки, уровни правовой культуры населения 7§1.2. Криминологическая взаимосвязь и результаты взаимодействия правовой культуры и преступности 22РазвернутьСвернуть
Глава 2. Проблемные аспекты влияния правовой культуры на состояние преступности и ее предупреждение 38
§2.1. Криминологическая оценка состояния правовой культуры населения современной России 38
§2.2. Вопросы развития правовой культуры населения в системе социально-правового контроля над преступностью 55
Заключение 76
Список нормативных правовых актов и литературы 79
-
Курсовая работа:
Семья как объект изучения социальной работы
30 страниц(ы)
Введение 4
1 Социальная работа с семьей в России с точки зрения исторического аспекта 5
2 Социальные проблемы семьи 112.1 Характеристика проблем и кризисов семьи 11РазвернутьСвернуть
2.2 Социальная помощь проблемным семьям 21
Заключение 28
Список использованных источников 30
-
Курсовая работа:
Социальная мобильность в современной России
65 страниц(ы)
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению феномена мобильности в обществе.
§1. Основные теории социальной мобильности.§2. Социальная мобильность в истории России.РазвернутьСвернуть
§3. Социальная мобильность в советский период истории.
Глава 2. Особенности социальной мобильности в современной России.
§1. Изменение феномена социальной мобильности в 90-е годы ХХ века.
§2. Перспективы социальной мобильности в Российском обществе.
Заключение.
Список литературы.
-
Дипломная работа:
Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе
58 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 71.1. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: общенаучные основы 7РазвернутьСвернуть
1.2.Особенности вокального воспитания младших школьников 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 24
2.1. Содержание, формы и методы музыкально-певческого воспитания детей в общеобразовательной школе 24
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 30
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
255 страниц(ы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. Мониторинг профессионального воспитания будущего педагога как актуальная проблема педагогики высшей школы 181.1. Профессиональное воспитание будущего педагога как феномен теории и практики профессионального образования 19РазвернутьСвернуть
1.2. Возможности мониторинга профессионального воспитания будущих педагогов в повышении эффективности образовательного процесса вуза 41
1.3. Проблемы и опыт организации мониторинга образовательного процесса в практике современного высшего образования 80
Выводы по первой главе
113
ГЛАВА II. Разработка и внедрение программы мониторинга профессионального воспитания будущего педагога в образовательный процесс вуза 117
2.1. Предпосылки возникновения программы мониторинга профессионального воспитания будущего педагога 119
2.2. Описание программного продукта, его внедрение и возможности в системе мониторинга профессионального воспитания будущих педагогов 151
2.3. Основные итоги опытно-экспериментальной работы. Рекомендации по применению программного комплекса «Учитель» в образовательном процессе вуза 179
Выводы по второй главе
199
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 202
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 210
ПРИЛОЖЕНИЯ 230
-
Дипломная работа:
224 страниц(ы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности как актуальная проблема современной теории и практики профессионального образования 22§ 1.1. Ответственное отношение будущего специалиста железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности: сущность, структура, динамика формирования 23РазвернутьСвернуть
§ 1.2. Воспитательная система ССУЗа как фактор формирования ответственного отношения студентов железнодорожного техникума к профессиональной деятельности 49
§ 1.3. Опыт и проблемы формирования ответственного отношения студентов-транспортников к профессиональной деятельности в массовой педагогической практике 77
Выводы по первой главе 101
ГЛАВА 2. Содержание и организация процесса формирования ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа 105
§ 2.1. Анализ исходного состояния воспитательной системы и уровня сформированности ответственного отношения будущих специалистов транспорта к профессиональной деятельности 107
§ 2.2. Реализация модели формирования ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа 126
§ 2.3. Динамика и педагогические условия формирования ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе образовательного учреждения 154
Выводы по второй главе 176
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
179
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
186
ПРИЛОЖЕНИЯ
199
-
Дипломная работа:
Особенности понимания в современном образовании
255 страниц(ы)
Содержание
Введение 3
Глава 1. Этиология антропологического кризиса 13
1.1. Антропологический кризис и проблема понимания 131.2. Амбивалентность искусства письменности 37РазвернутьСвернуть
1.3. Деонтологизация понимания 66
Глава 2. Социальная технология «образование» в условиях антропологического кризиса 97
2.1. Система образования как масс-медиа 97
2.2. Школа как ситуация остановленного умственного усилия 124
2. 3. Деградация понимания и социопсихическая сущность человека 146
Глава 3. Дилеммы современного образования 165
3.1. Школьная неуспеваемость и творческий потенциал личности 165
3.2. Информационное беспамятство и достоинства символического знания 183
3.3. Совершенствование формального просвещения и пробуждение человеческого разума 198
Глава 4. Феномен понимания и перспективы образования 211
4.1. Эвристический потенциал метафоры 211
4.2. Уроки бытия в живой школе М.П. Щетинина 233
4.3. Человек понимающий как идеал современного образования 263
Заключение 284
Список использованной литературы 290
-
Дипломная работа:
255 страниц(ы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Социализация педагогически запущенных подростков как актуальная проблема современной теории и практики социального воспитания 151.1. Социальное воспитание педагогически запущенных подростков: сущность, критерии и показатели эффективности 15РазвернутьСвернуть
1.2. Природа и формы проявления педагогической запущенности подростка 61
1.3.
Специфика социализации педагогически запущенных подростков. Субъекты и механизмы социализирующего влияния на формирование опыта социально одобряемого поведения подростков 73
1.4. Выводы по первой главе 84
ГЛАВА 2. Традиции и опыт социально-педагогической работы с педагогически запущенными подростками в истории отечественного образования 86
2.1. Педагогически запущенные дети как феномен социального воспитания 86
2.2. Основные подходы к работе с педагогически запущенными детьми в истории и практике социальной работы 101
2.3. Опыт преодоления педагогической запущенности подростков средствами социального воспитания в истории отечественного образования 121
Выводы по второй главе 135
ГЛАВА 3. Основы социально-педагогической работы учителя истории с педагогически запущенными подростками 139
3.1. Основные подходы к профилактике педагогической запущенности подростков, их социальной реабилитации в работе учителя истории 139
3.2. Эмпирическое изучение личностных особенностей педагогически запущенных подростков и эффективности их социализации 154
3.3. Социально-педагогические условия эффективной социализации педагогически запущенных подростков в деятельности учителя истории 182
Выводы по третьей главе 196
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 201
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 204
ПРИЛОЖЕНИЯ 213
-
Дипломная работа:
Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования
191 страниц(ы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …. 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки современного духовно-нравственного воспитания …. 161.1. Социально-педагогические предпосылки становления духовно-нравственного компонента образования в конце XX – начале XXI вв. …РазвернутьСвернуть
16
1.2. Теоретико-методические основы современного духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи …. 30
1.3. Общественные дискуссии рубежа конца XX – начала XXI вв. о содержании и организации духовно-нравственного воспитания в российской школе ….
55
Выводы по первой главе …. 88
ГЛАВА II. Опыт становления и совершенствования духовно-нравственного воспитания в России в конце XX – начале XXI вв. 93
2.1. Главные направления развития системы духовно-нравственного воспитания в российской школе на рубеже XX – XXI вв. …. 94
2.2. Региональный опыт духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи …. 112
2.2.1. Опыт реализации региональных программ духовно-нравственного воспитания в Курской области … 112
2.2.2. Практика духовно-нравственного воспитания в Белгородской области … 126
2.2.3. Развитие духовно-нравственного воспитания в Воронежской области …. 139
2.3. Тенденции и социально-педагогические условия развития духовно-нравственного воспитания в российском образовании …
149
Выводы по второй главе …. 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 162
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …. 166
-
Дипломная работа:
178 страниц(ы)
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания воспитания экономической культуры
учащегося ПТУ как одного из главных личностных качествсовременного человека 20РазвернутьСвернуть
1.1. Философско-психологтгческие вопросы развития экономической культуры в юношеском возрасте , 20
1.2. Педагогические основы воспитания экономической культуры у учащихся . 53
1.3. Анализ сложившейся практики воспитания экономической культуры у учащихся ПТУ 79
Глава 2. Система работы по воспитанию у учащихся ПТУ экономической
культуры как одного из главных личностных качеств современного
человека ЮЗ
2Л. Направленность процесса экономического образования на
формирование экономического мышления и экономического поведения
для качественного изменения личности ученика в плане человека
культуры , 103
2.2. Осуществление процесса воспитания экономической культуры в тесной взаимосвязи с ориентацией на приоритет духовных общечеловеческих ценностей, через активное приобщение к национальной культуре t24
2.3. Ориентация форм и методов процесса воспитания экономической культуры на реализацию субъектной позиции его участников 143
Заключение 160
Список литературы 163
ВВЕДЕНИЕ
-
Дипломная работа:
107 страниц(ы)
Содержание
Введение….2
Глава 1. Русское зарубежье как исторический и социокультурный феномен…8
§1. Причины и последствия эмиграции….8§2. Русская интеллигенция за рубежом. Основные вехи и содержание деятельности….30РазвернутьСвернуть
Глава 2. Социокультурный контекст становления личности: мыслители русской эмиграции об эволюции национального самосознания в русской культуре (на примере взглядов И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского)….58
§2. Понимание личности….58
§1. Педагогические идеи о содержании и организации духовного развития личности ребёнка….76
Заключение….96
Источники и литература…102
-
Дипломная работа:
Профессиональное воспитание будущего учителя физики в образовательном процессе университета
179 страниц(ы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНО-ВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ.….1.1. Профессиональное воспитание будущего учителя как объект изучения….РазвернутьСвернуть
1.2. Факторная модель профессионального воспитания будущего учителя в университете с позиций целостного подхо-да….
1.3. Система профессионального воспитания будущего учителя физики….…
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ ….
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В УНИВЕРСИ-ТЕТЕ…
2.1. Содержание и технология профессионального воспитания бу-дущего учителя физики в университете….
2.2. Типология профессиональной воспитанности будущего учи-теля: проблема критериев и показателей….
2.3. Динамика и результат профессионального воспитания буду-щего учителя физики в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина….….
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….
ПРИЛОЖЕНИЯ…. 3
14
14
36
60
77
80
80
94
115
139
142
147
163
-
Дипломная работа:
255 страниц(ы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса как актуальная социокультурная и психолого-педагогическая проблема20РазвернутьСвернуть
§ 1.1. Ценностное отношение старшеклассников к истории малой родины: сущность, структура, динамика формирования
24
§ 1.2. Воспитательная система класса как фактор формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины
52
§ 1.3. Опыт и проблемы реализации возможностей классных воспитательных систем в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в массовой педагогической практике 86
Выводы по первой главе 112
ГЛАВА 2. Основные направления, способы и условия формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса
118
§ 2.1. Развитие гражданских ценностей старшеклассников в воспитательной системе класса 121
§ 2.2. Обеспечение эмоционального фона жизнедеятельности коллектива старшеклассников 153
§ 2.3. Включение старшеклассников в социально-значимую деятельность по сохранению культурного и исторического наследия малой родины 184
Выводы по второй главе 213
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
219
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
226
ПРИЛОЖЕНИЯ
251