У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Социальная мобильность в современной России» - Курсовая работа
- 65 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы
Примечания

Автор: Nikolina
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению феномена мобильности в обществе.
§1. Основные теории социальной мобильности.
§2. Социальная мобильность в истории России.
§3. Социальная мобильность в советский период истории.
Глава 2. Особенности социальной мобильности в современной России.
§1. Изменение феномена социальной мобильности в 90-е годы ХХ века.
§2. Перспективы социальной мобильности в Российском обществе.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Понимание функционирования современных обществ невозможно без понимания процессов социальной мобильности. Механизмы социальной мо-бильности аккумулируют мотивационный потенциал перемен, задавая вектор дальнейшего социального движения.
Теоретические проблемы социальной мобильности в мировой и отече-ственной социологии в той или иной степени разрабатываются с середины XIX столетия. Содержание и подходы к рассмотрению социодинамики отра-жают как уровень развития социологической науки, так и меняющуюся соци-альную реальность общества. Отслеживание динамики социальной мобиль-ности позволяет описать характер, природу и закономерности социальных изменений, а также обосновать прогностическую модель социальной мо-бильности населения с учетом общественных трансформаций.
В исследованиях социальной мобильности недостаточно изучен вопрос о мотивации мобильности, значимости перемещений в социальном простран-стве для социального самочувствия индивида. Обращается внимание, в ос-новном, на влияние «успешности» или «неуспешности» жизненной карьеры, априори предполагается, что перемещение вверх становится для человека показателем успеха и свидетельствует о позитивных изменениях в жизни, перемещение вниз, напротив, ведет к стрессу и переживаниям. Такое рассуж-дение строится полностью в рамках модернистского мировоззрения, дости-жительской культуры. И это вполне объяснимо, поскольку само возникнове-ние массовой социальной мобильности связано с процессами модернизации и активизация мобильности происходит через разрушение представлений о не-изменности иерархии неравенства, формирование достижительских ценно-стей . Сегодня же мировоззренческие ориентиры меняются, карьера, продви-жение наверх перестает восприниматься как безусловная ценность. Следова-тельно, возникает вопрос об изучении мобильности на микроуровне, иссле-довании самого момента перехода, его «движущих силах» и субъективной значимости.
Перед учеными встали задачи изучения природы социальных измене-ний в обществе, критического осмысления трансформационных процессов. Это связано с необходимостью разработки рекомендаций, которые могли бы быть учены в государственной и муниципальной социальной политике с це-лью стабилизации развития общества и минимизации отрицательных тен-денций.
Теоретико-методологический анализ проблемы социальной мобильно-сти имеет важный прикладной характер, так как реализуется в условиях функционирования различных территориальных общностей, наиболее значи-тельными из которых являются города, потому их роль во всех сферах соци-альной жизнедеятельности трудно переоценить.
Объект исследования – социальная мобильность в обществе.
Предмет исследования – особенности и тенденции социальной мобиль-ности в контексте исторического развития России и современных социально - экономических условиях.
Цель данной работы - рассмотреть особенности социальной мобильно-сти в современном российском обществе.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать основные теории социальной мобильности;
2. выделить основные типы и виды социальной мобильности;
3. на основе полученных данных выделить факторы социальной мо-бильности населения в современном российском обществе.
Теоретическую основу составляют социально-философские, социаль-но-экономические, социально-психологические и социологические исследо-вания о социальной мобильности, ее роли в социализации личности, о роли и месте общественных процессов, о социальной динамике общества. Автор опирается на основные концепции социологической теории, принятые миро-вым сообществом и раскрытые в научных трудах российских и зарубежных ученых.
Исследование социальной мобильности базировалось на классических концепциях П. Бурдье, М. Вебера, О. Конта К. Маркса, Т. Парсонса, П. Соро-кина, Г. Спенсера. В диссертации использованы идеи классовой дифферен-циации общества К.Маркса, Ф.Энгельса; теория социальной стратификации М. Вебера; учение о видах, формах и показателях измерения социальной мо-бильности П. Сорокина; теоретические подходы отечественных социологов Н.Аитова, Л. Беляевой, З. Голенковой, Т. Заславской, Г. Осадчей, В. Радаева, М. Руткевича, Н.Тихоновой, О. Шкаратана, М.Черныша.
Методы, использованные в работе: теоретический анализ и обобщение социально - экономической литературы по проблеме исследования.
Выдержка из текста работы
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению феномена мобильности в обществе.
Отдельно проблемами социальной мобильности занимались и занима-ются ученые разных социологических школ и направлений. В западной со-циологии это М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Парк, Л. Вирт, Л. Ледрю, М. Кон, П. Бурдье, П. Бло, О. Данкен и др.
М. Вебер большое внимание уделил изучению социальных структур в рамках системного подхода. В системе социальной стратификации Вебер вы-делял "классы" и статусные группы как основу своей системы стратифика-ции. В методологическом плане данного исследования немаловажно понима-ние М. Вебером динамики социальных слоев или индивидов. Он считал, что интенсивность перемещений дает основания для установления границ между классами.
Немаловажная роль в веберовской модели социальной структуры отве-дена власти, которая призвана осуществлять "легитимный порядок". Границы между классами определяются интенсивностью социальной динамики в об-ществе, что немаловажно в русле данного исследования .
Г. Зиммель считал, что основное внимание исследователя должно быть сосредоточено на изучении основных форм социального взаимодействия, к которым относятся социальное расслоение, социальная дифференциация, конкуренция или борьба, рассматриваемые им как проявление биологических законов в развитии общества Специфичность взглядов Зиммеля заключается в рассмотрении социологических проблем через призму чувственного отно-шения к миру. Многие его идеи получили дальнейшее развитие, как в евро-пейской социологии, так и в американской.
В советское время мобильность присутствовала в различных измерени-ях социального пространства и, более того, служила одним из способов леги-тимации существовавшего тогда общественного устройства. Однако сам термин находился под запретом, поскольку предполагал целое древо поня-тий, несовместимых с идеологическими основаниями социализма.
Использование понятия предполагало наличие в обществе вертикаль-ного измерения и, следовательно, таких форм неравенства, существование которых в те времена не признавалось. Признание вертикальной мобильно-сти означало бы, что, помимо тех форм неравенства, которые рассматрива-лись как «штатные», допустимые, преодолимые по мере развития уравни-тельных институтов, в обществе существует измерение власти, рождающее различия, не только не уменьшающиеся, но и увеличивающиеся по мере эво-люции общества.
Заменой термину «мобильность» в советской социологии служило по-нятие «перемещения». В нем коренилось признание того факта, что общество не может быть статичным и что даже тот жесткий контроль над перемеще-ниями, который был свойствен развитому социализму, был не в состоянии полностью его регламентировать. Использование термина, альтернативного тому, который был принят в зарубежной социологии, формулировало специ-фику понимания данного предмета в советской науке: мобильность рассмат-ривалась в телеологической перспективе, в соотношении с теми целями, ко-торые ставило перед собой советское государство.
Рабочим инструментом для анализа мобильности была в советское время теория становления социальной однородности. Она позитивно оцени-вала перемещения, приводившие к сближению социальных групп и слоев по ряду выделенных показателей. Что касается фактов, свидетельствующих об углублении социальных различий, то они в некоторых случаях игнорирова-лись, в других - оценивались в негативном плане, как явления, тормозящие социальное развитие. Несмотря на ограничения идеологического характера, советские социологи находили возможности для изучения социальных пото-ков, формирующих слои и классы советского общества.
Некоторые важные аспекты перемещений стали предметом рассмотре-ния в работах Т.И. Заславской, выявлявшей мотивы и последствия потоков миграции в сельской местности . Схожими сюжетами занимался Ю.В.Арутюнян . О.И.Шкаратан поставил в центр своих исследований про-цессы, оказывающие влияние на формирование различных групп советской интеллигенции. В частности, важен вывод о том, что, "Социальная мобиль-ность. является формой латентного процесса, образующего сердцевину пре-образований в стратификационных системах — социального воспроизводст-ва" .
Заключение
Важной отличительной особенностью социальной жизни XX в. являет-ся ее возросший динамизм. Уже само по себе омассовление общества, сосре-доточение людей в огромных производствах, ускоренная урбанизация обще-ства, освоение новых регионов стимулировали процессы социального пере-мещения. С развертыванием научно-технической революции общественное производство набрало еще больший динамизм, стали возникать новые облас-ти производства, услуг, быстрее осуществляется переориентация различных видов деятельности, что также стимулировало миграционные процессы в обществе. Все это происходит в условиях своеобразного преодоления социо-логической замкнутости общностей, размывания социологических границ, их большей открытости.
Недостаточно развитым в нашем обществе остаётся средний класс. Его оценки у разных исследователей несколько различаются в зависимости от выбранных критериев отнесения к этому слою. Чаще всего называется цифра 25% населения . Это те, кто имеет образование не ниже среднего специаль-ного, доходы не ниже средних на одного человека в семье и соответствую-щую самооценку. Часто выделяют ещё протосредний класс – людей имею-щих два каких-либо из этих трёх критериев. Это ещё 35 – 39% населения.
По-прежнему велика доля бедных и малообеспеченных слоёв – около половины населения. Если на Западе бедность обычно – результат низкого образования, отсутствие работы, то у нас картина более сложная. Бедность во многом обусловлена низкими доходами работающего населения, особенно в сельском хозяйстве и малых городах. Парадокс, но значительная часть наших бедных работает. В слой бедных и малообеспеченных россиян попадают также из-за большой семейной нагрузки: многодетности, наличия иждивен-цев, неполной семьи. Четверть российских детей проживает в семьях с дохо-дом ниже величины прожиточного минимума. Существенным фактором по-падания в группу бедных стал возраст: доля людей старше 45 лет среди бед-ных существенно выше, чем в структуре населения в целом.
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что в России сложилась система социального расслоения, порождающая глубокое социальное нера-венство, а значит, и социальную напряженность, конфликты, высокий уро-вень преступности, что очень усложняет процесс демократических преобра-зований в стране.
Добавим к сказанному, что социальная мобильность в обществе усили-лась по горизонтали (из одной профессиональной группы в другую, из одно-го региона в другой) и по вертикали (область изменения социального статуса, перемещение либо в люмпенско-маргинальные слои, либо в обеспеченно-элитарные эшелоны).
Возросла и международная социальная миграция, особенно во второй половине века. Думается, что последнее десятилетие характерно всплесками международных миграционных потоков, связанных с процессами в бывших социалистических странах. Развитие социальной мобильности создавало но-вые проблемы и в то же время снимало социальные напряжения, не позволя-ло законсервироваться и излишне обостриться социальным конфликтам .
Список литературы
1. Авраамова Е.М. Средний класс эпохи Путина.//ОНС. 2008. №1. С.29-30.
2. Андреев C. "Маргиналы и их социальные интересы" // Соц. -полит. науки. 1992. №7;
3. Арутюнян Ю В Социальная структура сельского населения СССР. М,- Мысль, 1971.
4. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. —
5. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа. // Социс. - 2005. №12. - с. 57-64.
6. Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений // Вопросы социологии. 1992. № 2
7. Борисов В.А. Социальная мобильность в Советской России // Социоло-гические исследования, 1994, № 4. с. 114-117.
8. Вебер М. Основные понятая стратификации // Социс-1994, №5
9. Воп. экономики. 1993. № 10. С. 64-65.
10. Голенкова З.Т. Социальное расслоение и социальная мобильность. М.: Наука, 1999. - 189 с.
11. Гордон Л А, Назимова А К Рабочий класс СССР- тенденции и перспек-тивы социально-экономического развития. Москва: Наука. 1985.
12. Давыдов С. А. Социология: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
13. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Д55 Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.
14. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества. // Социс. - 2001. №8. - с. 3_11.
15. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки, теории. Новосибирск, 1991.
16. Ильин В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар. 1991.
17. Конквест Р. Большой террор. Перевод с английского Л. Владимирова. ИЗДАТЕЛЬСТВО «РАКСТНИЕКС», 1991.
18. Конт О. Избранные сочинения. М., 1996. - 417 с.
19. Миграция сельского населения/ Под. ред. ТИ.Заславской. М.- Мысль, 1970.
20. Прыткова Ю.И. Трансформация социально-миграционной мобильности в современной России. Дата публикации: 18.11.2011 Электронный ре-сурс: h**t://viperson.r*.
21. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация МОСКВА «НАУКА», 1995
22. Рукавишников В.О. Социология переходного периода // СОЦИС. 1994. №6.
23. Руткевич М Н., Филиппов Ф Р Социальные перемещения М.: Мысль 1970
24. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. / Общ. ред., сост. и пре-дисл. А. Ю. Согомонова. - М., 1992.
25. СССР. М.: Сов. энциклопедия, 1977. с. 149.
26. Филиппов Ф Р Социальная структура общества и система образования М Советская социологическая ассоциация 1974; Филиппов Ф.Р Социо-логия образования. М: Наука, 1980
27. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред А Г Здравомыслова, В П Рожина, В.АЯдова. М.: Мысль, 1967.
28. Черныш М.Ф. Социальная мобильность и массовое сознание. // Соци-альная структура и стратификация в условиях формирования граждан-ского общества в России. М., 1995.
29. Шевяков, А. «Болевые точки России»: избыточное неравенство и депо-пуляция/ А. Шевяков// Общество и экономика.- 2008.- с. 86 - 102.
30. Шкарагтан О.И Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР. М: Мысль, 1970
31. Щёкин Г.В. Социальная теория и кадровая политика. – М.: Издательст-во «МАУП», 2003.
Примечания
65 ссылок на литературу. Текст и качество работы приближены к диплому.
Тема: | «Социальная мобильность в современной России» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 65 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Курсовая работа:
Организация общефедеральной системы управления социальной работой в современной России
25 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА САМОУПРАВЛЕНИЯ 41.2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РОССИИ 10РазвернутьСвернуть
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
-
Курсовая работа:
Особенности развития системы собственности в современной России
27 страниц(ы)
Введение – стр.2
Глава 1. Теоретические основы системы собственности – стр.3
1.1. Понятие и виды собственности в экономической теории – стр.31.2. Роль собственности в экономическом развитии – стр.5РазвернутьСвернуть
1.3. Эволюция системы собственности в России: от СССР до современности – стр.7
Глава 2. Современная система собственности в России – стр.9
2.1. Структура собственности в современной России – стр.9
2.2. Основные изменения в системе собственности после 1991 года – стр.11
Глава 3. Проблемы и вызовы системы собственности в России – стр.13
3.1. Правовые аспекты и защита прав собственности – стр.13
3.2. Коррупция и ее влияние на систему собственности – стр.15
Глава 4. Перспективы развития системы собственности в России – стр.18
4.1. Тенденции и прогнозы развития системы собственности – стр.18
4.2. Роль государства в регулировании системы собственности – стр.20
4.3. Влияние международных стандартов на развитие системы собственности в России – стр.23
Заключение – стр.26
Список источников – стр.27
-
Курсовая работа:
Преступность в Современной России 2017
37 страниц(ы)
Введение 3-4
Глава 1 Проблемы преступности в современной России 5
1. Понятие преступности и предпосылки ее проявления 5-122. Состояние и тенденции развития преступности в современной России 13-16РазвернутьСвернуть
Глава 2 Детерминанты преступности 17
1. Причины и условия преступности 17-19
2. Причины преступности в современной России 20-26
Заключение 27-30
Список использованных источников и Интернет-ресурсов 31-35
-
Курсовая работа:
Гражданское общество и его развитие в современной России
30 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА….5
1.1.Понятие гражданского общества и его функции….51.2.Современные теории гражданского общества….7РазвернутьСвернуть
1.3.Гражданские движения в России….….13
2.УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА…18
2.1 Становление гражданского общества….….18
2.2. Анализ развития общества в 2020 году….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ….….….29
-
Курсовая работа:
Правовая основа социального государства в РФ
48 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Эволюция теоретических представлений о социальном государстве 51.2. Этапы развития социального государства, его признаки и функции в настоящее время 8РазвернутьСвернуть
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Конституционные нормы, определяющие форму социального государства в Российской Федерации 16
2.2.Организационно-правовая база реализации основных направлений деятельности социального государства в Российской Федерации 23
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
3.1. Основные проблемы в развитии нормативно-правовой базы социального государства в Российской Федерации 32
3.2. Роль и место судебной практики в создании правовой основы социального государства в Российской Федерации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
-
Контрольная работа:
Состояние проблем сиротства в россии / регионе / городе
12 страниц(ы)
Введение…3
Современное состояние детей сирот в России….3
Проблемы сиротства в современной России…5
Семейные формы устройства в РФ…7Состояние проблемы сиротства в республике Башкортостан…8РазвернутьСвернуть
Состояние проблемы сиротства в городе Уфа….9
Список использованной литературы…10
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Устав муниципального образования город-герой новороссийскСледующая работа
Этапы развития социальной мысли в россии




-
Контрольная работа:
Особенности развития детей раннего возраста
21 страниц(ы)
Введение
1. Значение периода раннего возраста для всестороннего развития ребен-ка
2. Особенности развития детей раннего возраста от 1 года до 3 лет жизни.3. Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста.РазвернутьСвернуть
Заключение
Конспект занятия
Список использованной литературы
-
Контрольная работа:
15 страниц(ы)
1. Развитие теории менеджмента: школа человеческих отношений (середина 20 в.).
2. Внешняя среда организации прямого воздействия: понятие, факторы, влияющие на развитие.Задача. Зная, что вы изучаете дисциплину «Менеджмент», один из менеджеров вашей организации спросил вас о пользе данного курса. Объясните, какую пользу с точки зрения совершенствования ваших управленческих навыков может принести вам изучение данного курса и как полученные знания могли бы быть использованы вами в вашей профессиональной деятельности.РазвернутьСвернуть
-
Контрольная работа:
Рынок труда и воспроизводство рабочей силы
12 страниц(ы)
Введение
1. Понятие рынка труда
2. Особенности современного состояния рынка труда в России
3. Воспроизводство рабочей силыЗаключениеРазвернутьСвернуть
Список использованной литературы
-
Курсовая работа:
Методика работы социального педагога по профилактике детской преступности
37 страниц(ы)
Введение 2
1. Детская преступность как социально-педагогическая проблема
1.1. Отклонения в поведении подростка 41.2. Факторы способствующие формированию девиантного поведения подростковРазвернутьСвернуть
9
1. 3. Детская преступность как форма девиантного поведения 13
2. Методы профилактики детской преступности
2.1. Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
20
2.2. Методика профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
25
Заключение 35
Список использованной литературы 36
-
Контрольная работа:
21 страниц(ы)
Введение
1. Значение хозяйственно-бытового труда в развитии личности старшего дошкольника
2. Содержание хозяйственно-бытового труда дошкольников, анализ задач программы, образовательная область «Труд», «Хозяйственно-бытовой труд»3. Методика работы с детьми по развитию хозяйственно-бытового труда в старшем дошкольном возрастеРазвернутьСвернуть
4. Подборка пословиц и поговорок, используемых в работе со старшими дошкольниками по воспитанию у них трудолюбия (не менее 10).
Заключение
Список использованной литературы
-
Контрольная работа:
15 страниц(ы)
Введение
1. Формы и принципы профессионального самовоспитания
2. Роль профессионального самовоспитания в становлении личности учителя.3. Средства профессионального самовоспитания учителя.РазвернутьСвернуть
Заключение
Список использованной литературы
-
Контрольная работа:
Понятие о художественном методе как составляющей литературного процесса
20 страниц(ы)
Введение
1. Понятие о художественном методе в литературе
2. Литературный процесс и его закономерности
3. “Художественный метод” и “литературное направление” как вариант модели литературного процессаЗаключениеРазвернутьСвернуть
Список использованной литературы
-
Контрольная работа:
Теоретические основы профессиональной ориентации
17 страниц(ы)
Введение
1. Основные концепции профориентации
2. Содержание и задачи профориентации
3. Психологическая профессиональная консультацияЗаключениеРазвернутьСвернуть
Список использованной литературы
-
Контрольная работа:
11 страниц(ы)
1. Раскройте функции, структуру, порядок формирования, полномо-чия и порядок деятельности Центральной избирательной комис-сии.2. Раскройте функции, структуру, полномочия и порядок деятель-ности Верховного Суда РФ.РазвернутьСвернуть
3. Раскройте роль Президента РФ в сложившейся системе государ-ственной власти в России.
Список использованной литературы