СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Этапы развития социальной мысли в россии - Курсовая работа №18930

«Этапы развития социальной мысли в россии» - Курсовая работа

  • 46 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: Nikolina

Содержание

Введение

1 глава: теоретико-методологические подходы к изучению проблемы истории социологии

1.1. теоретические подходы к разделению истории русской социологии на этапы

1.2. предыстория русской социологии

1.3. становление русской социологии в XIX веке (начало XX)

2 глава: судьба русской социологии в XX веке

2.1. основные проблемы российской социологии 1/3 ХХ века (первая русская революция)

2.2. советский этап развития российской социологии

2.3. перспективы российской социологии в XXI веке (её возрождение проблемы)

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Рассмотрение истории становления и развития социологии в России необходимо прежде всего потому, что нынешнее понимание социальных проблем - это результат усилий многих поколений мыслителей. Прослежи-вая, как шаг за шагом лучшие умы человечества проникали в тайны социаль-ной жизни общества, мы получаем возможность глубже и полнее познать ее сущность и закономерности. Познакомиться с историей социальных учений важно и потому, что многие идеи выдающихся мыслителей минувших лет актуальны и сегодня. Знание этих идей поможет правильной оценке совре-менных общественных процессов.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс. Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новатор-ский характер теорий Конта, Спенсера, Милля. Эти представители ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авто-ров в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние маркси-стской теории, которая к концу XIX века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение.

На рубеже веков российская социологическая мысль стала постепенно выходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное разви-тие было связано с именами замечательных мыслителей П. А. Кропоткина, Н. К. Михайловского, Л.И. Мечникова, М.М. Ковалевского, Е.И. Де, Л. Петра-жицкого и др.

Теории русских социологов отражали не только современные для того времени теории западных ученых, но и практические социально-политические и экономические проблемы российской действительности, реалии общественных движений, направленных прежде всего на установле-ние в России демократического строя.

Объектом исследования является история социологии.

Предметом исследования – развитие социологической мысли в Росии.

Цель данной работы - изучить этапы развития социологической мысли в России.

Задачи:

1. Изучить этапы развития русской социологии

2. Рассмотреть теоретические подходы к разделению истории русской социологии на этапы

4. Определить особенности развития социологической мысли в России в разные исторические периоды.

5. Изучить перспективы российской социологии в XXI веке

Теоретическую основу составляют социально-философские, социаль-но-экономические, исторические исследования по социологии, в рамках изу-чаемой темы.

Исследование этапов развития социологии в России основывалось на классических исследованиях В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, Т. И. Заслав-ской, Новиковой С.С. и др.

Методы, использованные в работе: теоретический анализ и обобщение социально - исторической литературы по проблеме исследования.


Выдержка из текста работы

В современной историографии общественной мысли утверждается взгляд на российскую социологию как науку, противостоявшую официаль-ной марксистской идеологии и политическому режиму. Это справедливо в той степени, в какой противостоят наука и идеология. В данном случае речь идет о том, что социология была чужеродным элементом в корпусе советско-го марксизма. Самым радикальным выражением такого подхода является свидетельство, что социология в СССР была до определенного времени за-прещенной, \"репрессированной\" наукой, примерно такой же, как генетика и кибернетика, и даже само слово \"социология\" нельзя было произносить громко. Эта точка зрения имеет теоретическое обоснование - постулат о не-возможности существования науки об обществе в несвободном обществе: поскольку марксизм-ленинизм несовместим с идеей научного социального познания, тоталитарная власть должна ничего не знать о реальной общест-венной ситуации .

Соответствующим образом выстраивается и историческая периодиза-ция взлетов и падений социологической науки в России. Предполагается, что развитая социологическая традиция, существовавшая до октябрьского пере-ворота 1917 г., была прервана большевистской властью. Уничтожение науч-ной социологии условно датируется 1922 г., когда были высланы за границу выдающиеся российские ученые, в том числе П.А.Сорокин, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, П.Б.Струве и др. В 1920-е гг. социологическая работа еще про-должалась, но затем социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но враждебной ему .

Отсюда следует вывод, что до конца 1950-х гг. социология фактически прекратила существование. Ее ренессанс начался в период либеральных хрущевских преобразований и закончился в 1972 г. \"разгромом\" Института конкретных социальных исследований АН СССР. После этого начался новый период - \"век серости\".

Такова историографическая схема, доминирующая в обсуждении судеб российской социологии. \"Хорошая\" социология противостояла \"плохой\" идеологии - как любое черно-белое изображение истории идей, эта схема вы-текает из предубеждений. Вероятно, главное из них - неприятие советского марксизма, который в течение долгого времени препятствовал свободомыс-лию в России Даже если это так, отсюда не следует, что социология в силу своего научного характера являла альтернативу официальной доктрине во-обще и историческому материализму в частности. Кроме того, нет убеди-тельных оснований отказывать историческому материализму - теории, обла-дающей исключительно мощным эвристическим потенциалом, - в праве за-нимать место в числе ведущих социологических доктрин XIX-XX столетий .

Советская версия марксизма лишь кажется непроницаемой и монолит-ной. Действительно, может возникнуть впечатление, что научная мысль здесь застыла в оцепенении. Однако даже в самые мрачные времена в обществен-ных науках не прекращалось то, что в рассказах об ученых называют \"твор-ческим горением\". (Чего стоит, например, творческая судьба З.Я. Белецкого - одной из самых неординарных, но забытых фигур в марксизме сталинского периода, автора экзотической леворадикальной версии социологии знания ).

За идеологическими штампами, переполнявшими публикации по обще-ственным наукам, довольно трудно угадать проблеск мысли. Здесь прихо-дится читать между строк. Поэтому лучше писать историю социологических идей как историю людей. Тогда можно увидеть, что марксистская общест-венная мысль соединяет в себе унаследованную от диалектики величайшую изощренность в построении риторических и мыслительных фигур, глубоко закодированный лексикон, обвивающий жесткие несущие конструкции офи-циальной доктрины, уникальное умение распознавать невидимые движения идейной атмосферы, пренебречь которыми мог бы позволить себе только ди-летант. Догматизм и ортодоксия создавали своеобычный стиль теоретизиро-вания, внутри которого, как и внутри любого канона, хватало места и для свободомыслия, и для школьного прилежания, и для плюрализма мнений.

Непредубежденный историк отметит в совокупном обществоведческом тексте советского марксизма влияние различных философских идей (в том числе идеалистических), многообразие школ, направлений, группировок и, конечно, \"катакомбную\" науку, не отраженную в журналах и монографиях, но создававшую нормы профессиональной коммуникации и производства знания. Это было присуще диалектическому и историческому материализму, логике, этике, эстетике, истории философии. Социология не составляет ис-ключения в этом ряду. Равным образом для объективного исторического ис-следования неприемлемо разграничение \"хороших\" социологов и \"плохих\" идеологов, хотя изучение групповой борьбы и позиционных конфликтов в научном сообществе имеет принципиально важное значение для объяснения многих идейно-теоретических контроверз. Во всяком случае, нельзя заранее исключать существование \"плохих\" социологов и \"хороших\" идеологов .

Положение социологии в советском обществе было уникальным. Со-циология была органической частью проекта, на основе которого создавалось само общество. История идей не знает иного эксперимента такого рода. Смыслообразующий центр этой идейной химеры явлен стремлением к кон-струированию искусственной, призрачной реальности. \"Идея\" не знает покоя, постоянно стремясь к какой-то \"практике\" и одновременно отвращаясь от нее. Слово и дело не могут жить друг без друга, но и ужиться не могут. А наука и учение становятся здесь избавлением от безысходности даже тогда, когда упражняется в них мастер категориального бельканто.

Как бы то ни было, требуется сделать все возможное, чтобы будущие поколения могли аргументирование, без предубеждений оценивать семиде-сятилетний период господства советского марксизма и не смотреть на него как на время тотального мрака и лжи, которое надо поскорее вычеркнуть из исторической памяти. Если не осуществить рациональную историческую ре-конструкцию изнутри, люди, которым довелось жить и работать в это время, будут казаться либо бессовестными приспособленцами, либо угнетенными умниками с фигой в кармане. Гордый взор иноплеменный не заметит здесь ничего заслуживающего серьезного внимания. Типичное свидетельство об этом периоде оставил столь проницательный наблюдатель, как Льюис Фойер, побывавший в Советском Союзе в 1963 г.: единственные светлые пятна в об-становке непрекращающегося кошмара представляли собой свободомысля-щие грузинские обществоведы и неофициальный философский кружок сту-дентов МГУ, существовавший по недосмотру КГБ .

Наша задача - показать непрерывность российской социологической традиции, никогда не замыкавшейся в рамки академической доктрины. Унас-ледованная от немецкого интеллектуализма приверженность категориям диа-лектики, дух отчаянного марксистского философствования, тесная связь с идеологией и массовой пропагандой придавали идее-монстру неповторимое внутреннее очарование. Эта идея может не нравиться, но вычеркивать ее из истории не следует. Кроме идей, исключительное значение для понимания российской и советской социологии имеет история профессионального со-общества и научных учреждений, составляющих важный элемент системы \"институционального плюрализма\", включающей неформальное распределе-ние власти, взаимодействие и борьбу интересов, которая оказала серьезное влияние на реформирование политического режима.


Заключение

Таким образом, в России социология как самостоятельная наука воз-никла в первой трети XIX в. и имеет более чем 160-летнюю историю. Это сравнительно молодая, но уже достаточно оформившаяся наука, имеющая различные подходы к предмету исследования (объективный и субъективный) и направления исследования. Основные направления в истории социологии: позитивизм, материалистическое направление (марксизм), антипозитивизм (неокантианство), господствовавший в 1880—1920 гг., психологическое на-правление и, наконец, неопозитивизм.

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвину-ла теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социоло-гов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями за-падноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России.

Сегодня, обращаясь к прошлому, можно более аналитически подойти к рассмотрению историко-социологических исследований в отечественной со-циологии. Парадигма историко-социологических исследований радикально трансформировалась в последние годы, освобождаясь от идеологической за-данности.

Таким образом, к настоящему времени в нашей стране сложился и при-знан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилити-рована политически и идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Крупные ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйст-венное значение. Появился реальный шанс не только наверстать упущенное, и преодолеть существующий сегодня разрыв в уровнях развития социологии в нашей стране и на Западе.

Перед социологами поставлена задача перейти от изучения отдельных сторон жизнедеятельности общества, анализ которых не отличался глубиной и зачастую носил эпизодический характер и проводился недостаточно разви-той методикой и техникой, к проведению фундаментальных и целенаправ-ленных социологических исследований. То есть перед социологами откры-лись широкие возможности для творческой работы.

На наш взгляд, в ближайшие десятилетия процесс развития отечест-венной социологии будет в чем-то напоминать по основным своим линиям то, что уже происходило во второй половине XIX столетия в России: широ-кое знакомство с западной и отечественной социологической мыслью с ак-центом на тех проблемах, которые сегодня волнуют Россию. Интенсивно развиваются исследования по истории советской социологии, основанные на документальных свидетельствах и свидетельствах видных участников этого процесса, их \"живых историй\". Начались работы по созданию Банка данных эмпирических исследований советского периода.


Список литературы

1. Арсланов Р. А. Кавелин: человек и мыслитель. — М., 2000.

2. Батыгин Г., Девятко И. Дело профессора З.Я. Белецкого: Эпизод из ис-тории советской философии // Свободная мысль. 1993, № 11.

3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998.

4. Голосенко И.А. Исторические судьбы идей Огюста Конта: Трансфор-мация позитивизма в русской социологии XIX-XX вв. // Социологиче-ские исследования. 1982, № 4.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Общественная польза, 1869; М.: Книга, 1991.

6. Зеленое М.В. Главлит и историческая наука в России в 20-30-е годы // Вопросы истории. 1997, № 3., с. 53.

7. Исаев Б. А. Социология. Краткий курс. Издательство «Питер», 2010.

8. Кареев Н.И. Основы русской социологии // СПб., 1996.

9. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

10. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии / Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. — Мвл ЗАО “Экономпресс”, 2000.

11. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учеб. пособие.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

12. Основы социологии. Курс лекций. Издание 2, часть 1. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. - М.: Об-во \"Знание\" России, 1994.

13. Проблемы идеализма. М.: Моск. психол. об-во, 1902.

14. Российская социология в XXI веке. Геннадий Васильевич Осипов. Со-циологические исследования. 2004. № 3. С. 3-15.

15. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.

16. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и до-полн. С69 - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.

17. Социология. Конспект лекций. Давыдов С.А. - М.: Эксмо, 2008. Стро-нин А.И. История и метод. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1869.

18. Чаадаев П.Я. Апологию сумасшедшего. – М., Издательство «Терра-Книжный клуб», 2009.

19. Чаадаев П.Я. Философические письма (Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 1) Москва, изд-во «Наука»,1991.


Примечания

45 ссылок на источники

Тема: «Этапы развития социальной мысли в россии»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 46
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    Психологическая мысль в России в 18 веке

    9 страниц(ы) 

    1. Общая характеристика психологии в XVIII веке
    2. Психологическая мысль в России в 18 веке
    Список литературы
  • Дипломная работа:

    Организационное обеспечение деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений в РФ

    74 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРНЫХ И ПОЛУЧСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ
    1.1 История развития социальных учреждений в РФ
    1.2 Понятие стационарных и полустационарных социальных учреждений
    1.3 Сравнительная характеристика стационарных и полустационарных социальных учреждений
    2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРНЫХ И ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ "БЕРЕЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
    2.1 Общая характеристика БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
    2.2 Анализ проблем в обеспечении деятельности БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
    2.3 Предложения по совершенствованию обеспечения деятельности БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    I. Предмет Договора
    II. Взаимодействие Сторон
    III. Стоимость Услуг, сроки и порядок их оплаты
    IV. Порядок разрешения спора и ответственность Сторон
    V. Внесения изменений и расторжение Договора
    VI. Срок действия Договора
    VII. Заключительные положения
    VIII. Адреса, и реквизиты и подписи Сторон
  • Курсовая работа:

    Развитие ресторанного бизнеса в России

    31 страниц(ы) 

    Введение.3
    1 Теоретические аспекты развития ресторанного бизнеса….5
    1.1 Понятие и сущность развития сферы услуг и ресторанного бизнеса….5
    1.2 История развития ресторанного бизнеса и первые предприятия питания в России и за рубежом….14
    2 Тенденции развития ресторанного бизнеса в России….21
    2.1 Анализ развития современного ресторанного бизнеса в России…21
    2.2 Обзор тенденций развития ресторанного рынка в России в 2010 году….26
    Заключение.29
    Список использованной литературы.
  • Курсовая работа:

    Основные тенденции развития практики социальной работы в России

    38 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. История социальной работы 5
    1.1. Принятие христианства 5
    1.2. Реформы Петра I 8
    1.3. До 1917 года 10
    1.4. Советское время 12
    2. Практика работы в настоящее время 16
    2.1. Клиенты социальных работников 16
    2.2. Социальные ситуации 19
    2.3. Разновидности социальной работы 21
    3. Тенденции развития социальной работы 31
    3.1. Государственный сектор 31
    3.2. Негосударственный сектор 34
    Заключение 36
    Список использованных источников 38
  • Курсовая работа:

    Развитие правозащитной деятельности в России

    53 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Понятие и сущность правозащитной деятельности в РФ….5
    1.1 Сущность правозащитной деятельности….5
    1.2. Принципы государственно-правовой защиты…10
    1.3 Законодательное регулирование правозащитной деятельности в РФ.15
    2. Становление и развитие правозащитной деятельности в РФ….18
    2.1 Основные этапы развития правозащитной деятельности в РФ…18
    2.2.Роль Сахарова в истории отечественных правозащитных организаций.25
    2.3 Трансформация правозащитной деятельности в России на современном этапе….36
    Заключение….45
    Список использованных источников….49
  • Дипломная работа:

    Социальная политика Российской Федерации

    57 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретические аспекты проблемы исследования социальной политики РФ 6
    1.1 Научные подходы к определению сущности социальной политики 6
    1.2 История развития социальной политики 9
    2 Основные характеристики социальной политики 16
    2.1 Основные признаки социальной политики 16
    2.2 Задачи и функции социальной политики государства 22
    3 Современное состояние и перспективы развития социальной политики РФ 30
    3.1 Современное состояние социальной политики РФ 30
    3.2 Проблемы и перспективы социальной политики России 41
    Заключение 52
    Список литературы 55

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Принципы качества обслуживания в социальном обслуживании инвалидов

    12 страниц(ы) 

    Введение
    1. Социальное обслуживание инвалидов
    2. Контроль качества социальных услуг инвалидам
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Проблемы расслоения, адаптации, культурные и нравственные перемены в современной молодёжи

    17 страниц(ы) 

    Введение
    1. Положение молодежи в современном обществе
    2. Социо-культурные проблемы современной молодежи
    3. Проблемы духовно-нравственной сферы молодого поколения современного общества
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Основные факторы формирования личности (философский аспект)

    18 страниц(ы) 

    Введение
    1. Проблема личности в философии
    2. Характеристика качеств личности
    3. Механизмы социализации личности
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.

    13 страниц(ы) 

    Введение
    1. Понятие долголетия
    2. Проблемы долголетия
    3. Факторы долголетия
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Поведение на интервью

    13 страниц(ы) 

    Введение
    1. Деловой этикет
    2. Деловая беседа
    3. Поведение на интервью.
    Заключение
    Список использованной литературы

  • Курсовая работа:

    Религиозное (конфессиональное) воспитание

    26 страниц(ы) 

    Введение
    1. Необходимость религиозного воспитания
    1.1. Функции религиозного воспитания
    1.2. Религиозное воспитание в современной школе
    2. Технологии религиозного воспитания
    2.1. Классификационные параметры технологии:
    2.3. Инновации в технологии религиозного воспитания
    3. Православное воспитание
    3.1. Содержание современного православного воспитания
    3.2. Особенности технологии православного воспитания
    3.3. Предтечи, разновидности, последователи
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Курсовая работа:

    Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб

    30 страниц(ы) 

    Введение
    1. Роль и место социального педагога в системе социальных служб
    2. Взаимодействие социального педагога с различными социальными службами
    2.1. Социальный педагог в учреждениях системы образования
    2.2. Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения
    2.3. Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения
    2.4. Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Курсовая работа:

    Социальная мобильность в современной России

    65 страниц(ы) 

    Введение.
    Глава 1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению феномена мобильности в обществе.
    §1. Основные теории социальной мобильности.
    §2. Социальная мобильность в истории России.
    §3. Социальная мобильность в советский период истории.
    Глава 2. Особенности социальной мобильности в современной России.
    §1. Изменение феномена социальной мобильности в 90-е годы ХХ века.
    §2. Перспективы социальной мобильности в Российском обществе.
    Заключение.
    Список литературы.
  • Контрольная работа:

    Психологические особенности пациентов различных возрастных категорий

    12 страниц(ы) 

    Введение
    1. Психологические особенности пациентов детского возраста
    2. Психологические особенности пациентов подросткового возраста
    3. Психологические особенности пациентов работоспособного возраста.
    4. Психологические особенности пожилых пациентов
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Хозяйственно-бытовой труд

    21 страниц(ы) 

    Введение
    1. Значение хозяйственно-бытового труда в развитии личности старшего дошкольника
    2. Содержание хозяйственно-бытового труда дошкольников, анализ задач программы, образовательная область «Труд», «Хозяйственно-бытовой труд»
    3. Методика работы с детьми по развитию хозяйственно-бытового труда в старшем дошкольном возрасте
    4. Подборка пословиц и поговорок, используемых в работе со старшими дошкольниками по воспитанию у них трудолюбия (не менее 10).
    Заключение
    Список использованной литературы