СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Философские идеи русского космизма. - Реферат №15120

«Философские идеи русского космизма.» - Реферат

  • 27 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: vlad1245

Содержание

Введение 3

1 Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова 5

2 Философские взгляды Н.А. Умова 10

3 Русский космизм П.А.Флоренского 12

4 Движение биокосмистов 13

5 Третий синтез космоса В.И.Вернадского 15

6 Космическая философия К.Э. Циолковского 18

7 Единый природный субстрат А.Л. Чижевского 21

Заключение 25

Список использованной литературы 27


Введение

Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми. Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты недолго записать, скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.

Но ведь не случайно говорится именно о русском космизме. Именно в нашей стране, начиная с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное космическое направление научно-философской мысли. Среди множества ученых и мыслителей, отдавших дань этому направлению, мы должны, в первую очередь, выделить Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. Конечно, этими именами плеяда русских космистов далеко не исчерпывается. Так, в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев) также выделяется линия, близкая идеям русского космизма, обращенная, по словам Н.А.Бердяева, “к активности человека в природе и обществе”.

Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и микрокосма (человека, как биологического отражения макрокосма). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма [1, c. 33].

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.


Выдержка из текста работы

1 Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. В советское время имя Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так, большое влияние оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции Федорова оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа в начале ХХ века вышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное федоровскими учениками “Философия общего дела”. Мизерный тираж в несколько сот экземпляров сразу же сделал труды Федорова библиографической редкостью, однако и это не стало препятствием для распространения идей мыслителя. Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями.

2 Философские взгляды Н.А. Умова

Взгляды Н.Ф.Федорова на активно-эволюционный процесс развития человеческой цивилизации нашли своих последователей, как прямых, так и опосредованных. Одним из них был замечательный ученый конца XIX - начала ХХ веков, физик-теоретик Н.А.Умов. Умова смело можно причислить к энциклопедистам в науке. По словам его ученика и биографа Н.А.Бачинского, труды Н.А.Умова относятся “ко всем отделам физики и нередко захватывают и сферу сопредельных наук”.

Но уникальность Умова как ученого в том, что наряду с научными изысканиями и экспериментами, параллельно с выработкой новых и развитием уже известных физических теорий его ищущая мысль формировала свое, цельное и оригинальное мировоззрение, свой взгляд на эволюцию природы и космоса и место в ней человека.

3 Русский космизм П.А.Флоренского

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции \"русского космизма\". Он считал, что существует \"идеальное родство\" мира и человека, их \"пронизанность друг другом\", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде \"образом и подобием Вселенной\" и несущий в себе всё, что есть в мире

4 Движение биокосмистов

Интересно, что в начале 1920-х гг. наблюдается огромный общественный интерес к космосу, к проблемам межпланетных сообщений, к идее овладения стихийными силами природы [2, c. 31].

Характерным для этого времени оказывается движение биокосмистов, выступивших как раз с двумя неразрывно связанными лозунгами “интерпланетаризма - завоевания космоса и иммортализма - осуществления бессмертия личности”. Свой биокосмический максимализм они рассматривали как достижение революции. Для них борьба со смертью, с враждебными человеку слепыми природными стихиями - продолжение борьбы за социальную справедливость. Был выдвинут лозунг: “Пролетариат - победитель буржуазии, смерти и природы”.

5 Третий синтез космоса В.И.Вернадского

Огромен и конкретен научно-философский вклад В.И.Вернадского в космизм, это можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, ставящему на почву реальности дерзновенные проекты и идеи его предшественников, которые без него могут обернуться прекрасными воздушными замками.

Идеи Вернадского о космичности жизни, о биосфере (сфере жизни) и ноосфере (сфере разума ) своими дальними творческими корнями уходят в новую, начавшую активно создаваться с конца XIX - начала XX века философскую традицию осмысления жизни и задач человека как вершинного ее порождения [3, c. 66].

6 Космическая философия К.Э. Циолковского

Еще один мыслитель, чье имя неразрывно связано с русским космизмом - К.Э.Циолковский. Творчество Циолковского напрямую берет свое начало в работах Н.Ф.Федорова. Федорова недаром называют предшественником космических идей Циолковского, провозвестником того направления, которое получило название космизма, космической философии. В идеях “Философии общего дела” было прямо предвосхищено многое из того, что впоследствии конкретно разрабатывалось Циолковским. Достаточно взять для примера работу Циолковского “Будущее Земли и человечества”.


Заключение

Вся активно-эволюционная мысль - от мечты, выраженной в “Философии общего дела” Н.Ф.Федорова до учитывающих реальную последовательность дел ноосферных идей Вернадского - работает на задачи, касающиеся внутренне-биологического прогресса человека. Когда Вернадский говорит о принципиально новых “общечеловеческих действиях и идеях”, которые возникли в ХХ веке как одна из предпосылок перехода от биосферы к ноосфере, он имеет в виду “проблему сознательного регулирования размножения, продления жизни, ослабления болезней для всего человечества”, считая при этом, что тут только начало и “остановлено это движение быть не может”.

Выступая против “примата математических, астрономических и физико-химических наук, вытекающего из современного научного “построения мироздания””, В.И.Вернадский выдвигал на первое место науку о жизни в самом широком ее значении [3, c. 57]. Тем самым совершалась как бы гуманизация научной картины мира, причем в ноосферном ее смысле. И свою биогеохимию Вернадский недаром включал в то течение мысли, которое видит “признаки гегемонии биологических наук в научных построениях в ближайшем будущем”. Активно-эволюционные мыслители сумели соединить заботу о целом, о Земле, биосфере, космосе, с пониманием запросов высшей ценности - конкретного человека, носителя разума. Гуманизм, не прекраснодушный, а основанный на глубоком знании, вытекающий из целей и задач самой природной, космической эволюции, мировоззренческий оптимизм свойственнен всему этому семейству идей.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть общие родовые черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России в последние десятилетия. Прежде всего, это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от “регуляции природы” до ноосферы.

Утверждается и несовершенство, “промежуточность” нынешней природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социального деятеля, биологический субъект, но и на существо эволюционизирующее, космическое.

Вместе с тем субьектом планетарного и космического преобразовательного действия признается не отдельный человек, а сборная совокупность сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих поколений [4, c. 117].

Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.


Список литературы

1. Вундт В. Введение в философию, Москва: Прогресс, 1998, 428 с.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре, Москва: Политиздат,1990, 392 с.

3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетное явление, Москва: Мысль,1977, 294 с.

4. Русский космизм / Сб. Москва: Прогресс,1993, 338 с.

5. Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос//Человек и природа, 1989, №9, 115 с.

6. Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни, Москва: Знание,1990, 344 с.

7. Федоров Н.Ф. Сочинения в 2-х тт., Москва: Политиздат,1995, 738 с.

8. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе, Тула: Миф,1986, 277 с.

9. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, Москва: Мысль, 1992, 273 с.

10. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь, Москва: Владос, 1976, 264 с.

11. Ягодинский В.Н., Александр Леонидович Чижевский, Москва: Наука, 1987, 381 с.


Тема: «Философские идеи русского космизма.»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 27
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Похожие материалы
  • Реферат:

    Философские идеи Дж. Бруно.

    21 страниц(ы) 


    Введение 3
    1 Джордано Бруно. Библиографическая справка 5
    2 Философские идеи Джордано Бруно 10
    3 Современный кризис древней идеи 13
    4 Уроки процесса Бруно 15
    Заключение 19
    Список литературы 21
  • Курсовая работа:

    Философия русского космизма

    20 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Понятие философии космизма 4
    2. Философия русского космизма 6
    2.1 Активно-эволюционная космическая мысль Н.Ф. Федорова 7
    2.2. Нравственно-философская концепция В.И. Вернадского 9
    2.3. Философия П.А. Флоренского и В.С.Соловьёва, как основа космизма 10
    2.4. Философия К.Э. Циолковского 14
    Заключение 18
    Список литературы 17
  • Дипломная работа:

    Воскресение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    75 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 5
    ГЛАВА I. МЕСТО РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 11
    1.1. История создания романа «Преступление и наказание» и его место в творчестве Ф.М. Достоевского 11
    1.2. Художественные особенности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 17
    1.3. Роман «Преступление и наказание» в религиозно-философском контексте русской литературы XIX века 19
    Выводы по первой главе 33
    ГЛАВА II. РОЛЬ МОТИВА ВОСКРЕСЕНИЯ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 35
    2.1. Библейские мотивы, связанные с главными образами героев 35
    2.2. Художественные функции мотива воскресения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 47
    2.3. Методический аспект исследования мотива воскресения на уроках литературы 50
    Выводы по второй главе 67
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
    ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 75
    ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА 76
  • Реферат:

    Культурологические теории в России М300АВ

    28 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Культурологические идеи западников и славянофилов 4
    2 Культурология в эпоху расцвета русской философской и общественной мысли. Русский космизм 11
    3 Русская культурологическая мысль в XX веке 22
    Заключение 27
    Список использованной литературы 28
  • Тест:

    Основы философии

    5 страниц(ы) 

    I раздел
    1. С греческого языка слово «философия» переводится как:
    А) любовь к истине
    Б) любовь к мудрости
    В) учение о мире
    Г) божественная мудрость
    2. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
    А) философия осуществляет рефлексию современной ей культуры
    Б) философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя
    В) философия способствует улучшению характеров людей
    Г) философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
    3. Мировоззрение – это:
    А) совокупность знаний, которыми обладает человек
    Б) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
    В) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе
    Г) система адекватных предпочтений зрелой личности
    4. Основным принципом античной философии был:
    А) космоцентризм
    Б) теоцентризм
    В) антропоцентризм
    Г) сциентизм
    5. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
    А) Пифагору
    Б) Сократу
    В) Платону
    Г) Аристотелю
    6. Характерной чертой средневековой философии является:
    А) космоцентризм
    Б) антропоцентризм
    В) теоцентризм
    Г) скептицизм
    7. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
    А) теология
    Б) монадология
    В) антропоцентризм
    Г) феноменология
    8. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
    А) Возрождение
    Б) Новое время
    В) Средние века
    Г) Просвещение
    9. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
    А) человек
    Б) Бог
    В) природа
    Г) космос
    10. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:
    А) индивидуализм
    Б) коллективизм
    В) иррационализм
    Г) теоцентризм
    11. Основное утверждение эмпиризма:
    А) Высший вид познания – интуиция
    Б) Всё знание человека основывается на опыте
    В) Мир в принципе не познаваем
    Г) Всё подвергать сомнению
    12. Концепция общественного договора Т. Гоббса:
    А) люди в силу естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию
    Б) люди от рождения обладают основными правами
    В) углубленное познание человеческой природы, выявление жизненных проблем и возможностей человека
    Г) защита прав каждого человека
    13. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта:
    А) «Метафизика»
    Б) «Наука логики»
    В) «Критика практического разума»
    Г) «Красота в природе»
    14. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:
    А) софистика
    Б) диалектика
    В) онтология
    Г) гносеология
    15. Направление современной философии, являющееся материалистическим
    А) Неотомизм
    Б) Марксизм
    В) Экзистенциализм
    Г) Феноменология
    16. В марксизме сущностью общества является:
    А) Классовая борьба
    Б) Материальное производство
    В) Частная собственность
    Г) Производственные отношения
    17. Углубленное познание человеческой природы, выявление жизненных проблем и возможностей человека изучает:
    А) Антропология
    Б) Марксистская философия
    В) Экзистенциализм
    Г) Русский космизм
    18. Согласно, какому философскому течению XX века, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела:
    А) Неотомизм
    Б) Марксизм
    В) Экзистенциализм
    Г) Персонализм
    19. Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия:
    А) плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений
    Б) ярко выраженный религиозный характер
    В) реалистический подход к действительности
    Г) в разумном использовании природы
    20. Кто создал учения о ноосфере:
    А) В.И. Вернадский
    Б) К. Э. Циолковский
    В) Н.Ф.Федоров
    Г) Л.В.Шестов
    II раздел
    21. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого:
    А) Субстанция
    Б) Сознание
    В) Интенция
    Г) Атрибут
    22. Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи:
    А) Материя вечна, несотворенная и неуничтожимая
    Б) Материя тождественна веществу
    В) Материя создана Богом
    Г) Материя в своей основе состоит из идеальных форм
    23. Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи:
    А) Структурность
    Б) Движение
    В) Отражение
    Г) Стабильность
    24. Кому принадлежит данное высказывание, что человек (свободный, а не раб) есть общественное животное:
    А) Платон
    Б) Аристотель
    В) Сократ
    Г) Гегель
    25. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания:
    А) Эстетика
    Б) Этика
    В) Онтология
    Г) Гносеология
    26. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает:
    А) Скептицизм
    Б) Атеизм
    В) Рационализм
    Г) Эмпиризм
    27.Основатель социологии как позитивной науки:
    А) М. Вебер
    Б) О. Конт
    В) К. Маркс
    Г) Г. Гегель
    28. Постепенные изменения в обществе и природе:
    А) Революция
    Б) Стагнация
    В) Инфляция
    Г) Эволюция
    29. Движение по направлению от более совершенного, к менее совершенному:
    А) Прогресс
    Б) Регресс
    В) Революция
    Г) Стагнация
    30. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени
    А) Революция
    Б) Реформа
    В) Движение
    Г) Эволюция
    31. Онтология – это:
    А) учение о всеобщей обусловленности явлений
    Б) учение о сущности и природе науки
    В) учение о бытии, о его фундаментальных принципах
    Г) учение о правильных формах мышления
    32. Интерес – это:
    А) Конкретизированная, осознанная потребность
    Б) Потребность в материальных благах
    В) Потребность в духовных ценностях и информации
    Г) Неосознаваемое желание, стремление
    33. Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений:
    А) Общественное сознание
    Б) Общественное бытие
    В) Общественная психология
    Г) Общественная идеология
    34. Интерес к живописи является конкретизацией
    А) Эстетической потребности
    Б) Нравственной потребности
    В) Религиозной потребности
    Г) Познавательной потребности
    35. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»:
    А) Техника
    Б) Цивилизация
    В) Практика
    Г) Культура
    36. Этика – это:
    А) учение о развитии
    Б) учение о бытии
    В) теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
    Г) учение о морали и нравственных ценностях
    37. Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем:
    А) Локальных
    Б) Национальных
    В) Глобальных
    Г) Народных
    38. Глобальные проблемы – это:
    А) Проблемы, решение которых еще не найдено наукой
    Б) Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества
    В) Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам
    Г) Экологические проблемы
    39. Формами прогресса не являются:
    А) Реформа
    Б) Революция
    В) Модернизация
    Г) Стагнация

    40. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью воли, авторитета, права, насилия характеризует понятие:
    А) Революция
    Б) Система
    В) Власть
    Г) Реформа
  • Магистерская работа:

    Историко-философская проза в. богданова: литературный и методический аспекты

    90 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….7
    ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    § 1.1. Историческая проза: становление и развитие ….….
    § 1.2. Философская проза: историко-литературный анализ….
    § 1.3. Методическая разработка программы элективного курса «Историко-философская проза XX века»…
    ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАДИМА БОГДАНОВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
    § 2.1. Биография и творчество В.А. Богданова….
    § 2.2. Повесть «Гуси-лебеди»: историко-философский анализ…
    § 2.3. Исторические реалии и философские аспекты «Книги небытия» В. А. Богданова …
    2.3.1 «Книга небытия» Богданова как литературный вариант христианского артефакта…
    2.3.2. Отрывок «Орлан»: историко-философский аспект….…
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
Другие работы автора
  • Реферат:

    Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.

    23 страниц(ы) 


    Введение 3
    1 И. Кант 6
    2 Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта 9
    3 Кант и Вернадский 13
    4 Трансцендентальный идеализм И. Канта. Понятие "категорического императива" 16
    Заключение 22
    Список литературы 23
  • Реферат:

    Современные проблемы экологии

    26 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Современные проблемы экологии 4
    1.1 Радиоактивное загрязнение атмосферы 6
    1.2 Проблема опустынивания 8
    2 Решение проблем экологии 10
    Заключение 25
    Список литературы 26
  • Контрольная работа:

    Основные понятия и определения обороны, обороноспособности и безопасности государства

    27 страниц(ы) 

    Введение….2
    Тема: Основные понятия и определения обороны, обороноспособности и безопасности государства….4
    Заключение…22
    Список использованной литературы….27
  • Реферат:

    Удельная Русь (XII – XV века).

    25 страниц(ы) 

    Введение 3
    Причины раздробленности Руси и ее последствия 4
    Новые государственные центры. Общее и особенное в их развитии и исторических судьбах 9
    Галицко-волынское княжество 11
    Ростово-Суздальское княжество 13
    Великое княжество Литовское и Русское 16
    Новгородская Русь 18
    Выдающиеся деятели удельной эпохи. Их роль в истории Руси 21
    Юрий Долгорукий 21
    Всеволод Большое Гнездо 22
    Даниил Романович Галицкий 23
    Заключение 24
    Список литературы 26
  • Курсовая работа:

    Семья как объект изучения социальной работы

    30 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Социальная работа с семьей в России с точки зрения исторического аспекта 5
    2 Социальные проблемы семьи 11
    2.1 Характеристика проблем и кризисов семьи 11
    2.2 Социальная помощь проблемным семьям 21
    Заключение 28
    Список использованных источников 30
  • Курсовая работа:

    Сравнительный анализ западных и отечественных моделей социальной работы

    31 страниц(ы) 

    1 Развитие социальной работы в общественной системе 7
    1.1 Возникновение социальной работы 7
    1.2 Установки современной социальной работы за рубежом 8
    2 Структура социальной работы 19
    2.1 Объект субъект социальной работы 19
    2.2 Функции, выполняемые социальным работником 25
    Заключение 28
    Библиографический список 30
  • Курсовая работа:

    Женское движение в 19-20 веках.

    34 страниц(ы) 

    Введение 3
    I. Женское движение в России в 19 веке 5
    1.1 Особенности женского движения в 19 веке 5
    1.2 Движение женщин в 19 веке 5
    2. Женское движение в России в 20 в. 8
    2.1 Особенности женского движения в 20 веке 8
    2.2 Общероссийское общественно-политическое движение женщин России в 20 веке 16
    3. Женское движение в Сибири в 19-20 веках 19
    3.1 Женское движение в Сибири в 19 веке 19
    3.2 Женское движение в Сибири в начале 20 века 21
    Заключение 32
    Список использованной литературы 33
  • Реферат:

    Этическая мысль в Англии: Дж. Локк.

    26 страниц(ы) 


    Введение 3
    Место Дж. Локка в философии Просвещения 4
    Разум человека по Локку, как разум инженера 5
    Жизненный путь и сочинения Дж. Локка 9
    Основы философского учения Дж. Локка 13
    «Опыт о человеческом разумении». Понимание разума 14
    Человек и его сущность. Государственное правление 16
    Права и свободы человека в 'естественном' и 'гражданском' состояниях 17
    Философия политики 18
    О веротерпимости 20
    Закон мнения 21
    О воспитании 22
    Заключение 25
    Использованная литература 26
  • Курсовая работа:

    Особенности экономического кризиса в России в переходный период.

    41 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 5
    1.1 ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 5
    1.1.1 Экономический цикл 5
    1.1.2 Фазы цикла 5
    1.1.3 Причины цикличности 7
    1.1.4 Нециклические колебания 9
    1.1.5 Антициклическое регулирование 9
    1.1.6 Специфика цикличности развития в конце XX в. 11
    1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИЗИСА 12
    1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ КРИЗИСОВ 12
    1.4 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕЧЕНИЕ КРИЗИСОВ 15
    1.5 ВОЗДЕЙСТВИЕ КРИЗИСОВ НА ЭКОНОМИКУ 16
    ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ 18
    2.1 ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ СПАД 18
    2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 19
    2.3 ТЕЧЕНИЕ КРИЗИСА 24
    2.4 ПРИЧИНЫ КРИЗИСА В РОССИИ 25
    2.5 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ 27
    ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА И ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ 32
    3.1 ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ 32
    3.1.1 Достижения 32
    3.1.2 Проблемы 32
    3.2 ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ 35
    3.3 ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА 36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
  • Контрольная работа:

    Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    35 страниц(ы) 

    Введение….2
    Тема: Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»….4
    Заключение…34
    Список использованной литературы….35