СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Социология массовой коммуникации - Курс лекций №24102

«Социология массовой коммуникации» - Курс лекций

  • 255 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: oksielen

Содержание

Введение.5

Раздел I. Социология массовой коммуникации

в системе социологического знания

Тема 1. Предмет и объект социологии массовой коммуникации.8

Тема 2. История развития социологии массовой коммуникации.17

Концепции массовой коммуникации в исследованиях

зарубежных социологов.17

Развитие социологии массовой коммуникации

в отечественных исследованиях.32

Тема 3. Массовая коммуникация как система деятельности.42

Раздел II. Субъектный аспект массово-коммуникативной

деятельности

Тема 4. Субъекты массово-коммуникативной деятельности.62

Тема 5. Ценности как основа деятельности субъектов массово-

коммуникативного процесса.77

Тема 6. Проблема свободы субъектов массово-коммуникативной

деятельности.92

Особенности правовых норм регулирования свободы деятельности современной российской системы массовой коммуникации.106

Раздел III. Объект в системе массово-коммуникативной деятельности

Тема 7. Массовое сознание как объект деятельности массовой

коммуникации.114

Тема 8. Общественное мнение как состояние массового сознания.146

Тема 9. Массовая информация в деятельности МК.161

Раздел IV. Функциональный аспект массовой коммуникации

Тема 10. Функции системы массовой коммуникации.172

Массовая коммуникация как функциональная система.172

Функции массовой коммуникации и ее сторон.173

Тема 11. Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации.189

[3]

Реклама в системе массовой коммуникации.200

Паблик рилейшнз в системе массовой коммуникации.204

Раздел V. Институциональный аспект массовой коммуникации

Тема 12. Массовая коммуникация как социальный институт.212

Что такое «четвертая власть»?.226

Тема 13. Структура системы средств массовых коммуникаций.236

Печать в системе средств массовых коммуникаций.238

Радио в системе средств массовых коммуникаций.239

Телевидение в системе средств массовых коммуникаций.240

Жанры в структуре средств массовых коммуникаций.243

Раздел VI. Направления и методы исследования системы массовой коммуникации

Тема 14. Направления исследований массовой коммуникации в рамках

теоретической социологии.252

Тема 15. Направления и методы эмпирических исследований массовой

коммуникации.255

Приложение. Примерная учебная программа дисциплины «Массовая

коммуникация».262

[4]


Введение

В современном мире, характеризующемся бурным развитием информационных технологий, проблемам массово-коммуникативных процессов уделяется все большее внимание. Социология массовой коммуникации в двадцатом веке достаточно активно развивалась в странах Америки и Европы. Отечественные же исследования по социологии массовой коммуникации в настоящий момент находятся только в стадии становления. Однако следует отметить, что в предыдущие десятилетия это направление социологического знания развивалось преимущественно в рамках эмпирических исследований, а также в рамках теории журналистики. В последние годы интерес к теоретико-социологическим исследованиям в области массовой коммуникации неуклонно растет: во многих университетах появились специализации по дисциплине «Социология массовой коммуникации», эта тематика активно изучается специалистами в области рекламы и паблик ри-лейшнз. Результаты научных исследований находят свое отражение в специально созданных учебниках для студентов высших учебных заведений.


Выдержка из текста работы

Тема 1

Предмет и объект социологии массовой коммуникации

Интерес к социальным явлениям и процессам возник у человечества, видимо, одновременно с появлением общества. По крайней мере, в самых ранних из дошедших до нас источниках и текстах, относящихся к периоду Древнего мира, мы можем наблюдать интерес к социальной проблематике, выраженный в виде пристального внимания к проблемам государственного устройства, политики и этики. Однако социология как наука сформировалась сравнительно недавно. При этом не все сферы социальной действительности были одновременно включены в предметную область данной дисциплины. Коммуникация, играющая одну из самых важных ролей в социализации на протяжении всей истории существования человечества, стала объектом научного социологического интереса только в двадцатом веке.


Заключение

Количественные методы (опросы (анкетирование, интервьюирование), дневники радиослушателей и телезрителей, блиц-опросы, аудиметры). Качественные методы (анализ писем, наблюдение, анализ документов, звонков в редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы). Социологические исследования средств массовых коммуникаций. Методы исследования текстов и теле-, радиопередач. Контент-анализ как метод изучения содержания текстовых массивов. Особенности анализа радио- и телеинформации. Рейтинг и шер теле- и радиопередач. Экспертные оценки. Анализ профессиональной критики деятельности средств массовых коммуникаций. Изучение коммуникатора, его языка и стиля. Изучение личных качеств коммуникатора. «Коммерческие» исследования средств массовых коммуникаций.


Список литературы

1. Березин Б. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М., 2002.

2. Бориснёв С. В. Социология коммуникации. — М., 2003.

3. Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. — М., 1995.

4. Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М., 1997.

5. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. — М., 2001.

6. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М., 2002.

7. Науменко Т. В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. — М., 2003.


Тема: «Социология массовой коммуникации»
Раздел: Социология
Тип: Курс лекций
Страниц: 255
Цена: 150 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Контрольная работа:

    Социология массовой коммуникации Определить понятие коммуникации и систему наук, занимающихся ее исследованием. Проанализируйте коммуникацию как объект изучения различных дисциплин

    19 страниц(ы) 

    Введение….
    1. Определить понятие коммуникации и систему наук, занимающихся ее исследованием. Опишите значение коммуникаций в современном мире и актуальность ее изучения.
    1.1. Понятие коммуникации…
    1.2. Виды коммуникаций….
    1.3. Значение коммуникаций….
    Заключение….
    2. Проанализируйте коммуникацию как объект изучения различных дисциплин и сформулируйте для следующих наук предметную область: социология коммуникаций, социология массовых коммуникаций, психология, социальная психология, политология, право, история, философия, лингвистика….
    Литература….
  • Реферат:

    Типы, виды, функции и средства коммуникации

    26 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Коммуникация как процесс 4
    2 Роль коммуникации в современном обществе 6
    3 Типы коммуникации 10
    4. Виды массовых коммуникаций 16
    1.1Устная фаза 16
    1.2 Письменная фаза 16
    1.3Книжная фаза 17
    1.4 Телекоммуникации 18
    1.5 Компьютерная фаза 18
    5 Виды коммуникаций в постиндустриальном обществе 20
    5.1 Демассификация 20
    5.2 Развитие Интернета и его будущее 21
    5.3 Радио 22
    5.4 Телевидение 23
    Заключение 25
    Список использованной литературы 26
  • Курс лекций:

    Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия

    121 страниц(ы) 

    РАЗДЕЛ I
    Сущностные характеристики массовой коммуникации. История и методология исследования МК
    Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
    Общество, человеческая деятельность, культура как предметы философского анализа. Основные категории и понятия анализа, принципы исследования социально-исторических процессов в сфере культуры и массовой коммуникации. Необходимость применения системных, комплексных, междисциплинарных подходов. О категории «Новое»
    2. Теории средств массовой коммуникации (СМК). Два историко-концептуальных подхода к определению состава понятия «теория массовой коммуникации (МК)». Становление отечественной теории МК. Определения МК. Научные взгляды на МК западных (Н.Винер, В. Шрамм, Г. Лассауэлл, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, А. Моль, Ю. Хабермас и др.) и отечественных (Н. Федоров, П. Флоренский, В. Вернадский, М. Бахтин, Ю. Лотман и др.) ученых
    3. Интегративная природа коммуникологии. Тема общения и сообщения людей в трудах русских философов. Понятие соборности. Основные взгляды русских философов на истинность, добролюбие, красоту в отношениях между людьми
    4. Конец XIX – начало XX века и возникновение учений о массах и психологии масс. Марксистские и немарксистские (Г. Лебон, Г. Тард и др.) взгляды на массы. Развитие концепций о массах и их месте в культурно-коммуникативных процессах учеными середины и конца XX века (А. Молем, Т. Адорно, М. Хоркхаймером, С. Московичи, Ю. Хабермасом)
    5. Три трудности в развитии отечественной теории МК. Идеологические и технические причины опережения в области научной разработки теории МК европейскими и американскими учеными. Основные труды отечественных ученых в области аудиовизуальных СМК
    Глава II. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СИСТЕМА
    1. Структурные элементы системы: реальность-общество, отправитель-коммуникатор, сообщение-текст, канал-средство, получатель-массовое общество, эффект-цель. Возможность расширения системы и образования новых элементов и подсистем в связи с усложнением производственно-экономических, социально-географческих факторов и связей
    2. Массы как объект и субъект коммуникации. Основные элементы социокультурного цикла по А. Молю. Диалектика личных и коллективных информационных потребностей и интересов. Два направления циркуляции коммуникативных потоков. Русская философия о соборности как основном пути воспитания нравственной личности
    3. Проблема объективности в передаче фактов и сообщений и субъективности их трактовки коммуникатором. Проблема общественного мнения и нравственной индивидуальной позиции коммуникатора. Политическая целесообразность и интересы человеческого сообщества. Коммерческая выгода и духовные интересы человека, его экологическая (в широком смысле) и информационная безопасность
    Глава III. НОВОЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
    1. Понятия информации и связанных с ней категорий, классификация информации. Понятие социальной информации и информационной насыщенности сообщения. Две главные точки зрения на понимание сущности информации – атрибутивная и функциональная. Понятия энтропии и негэнтропии. Информация и эволюция
    2. Коммуникация как социальное действие. Виды социальных действий по М. Веберу. Коммуникация как социальная реализация информации и умножение новости человеческого события. Коммуникативное действие и его эффективность
    3. Как теряется новость
    4. Новое как источник негэнтропии информации. Две стороны нового: сущностно-содержательная (человек возвышается) и поверхностно-формальная (человек усредняется). Возникновение и трансформация нового в философском смысле (от новости знания к возвышению сознания)
    РАЗДЕЛ II
    Коммуникация в информационном обществе
    Глава I. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И СУЩНОСТНАЯ НОВИЗНА КОММУНИКАЦИИ
    1. Социальная реализация информации и умножение новости человеческого события
    2. Две стороны непредсказуемости и оригинальности информации: новизна и новость, новация и новаторство, сенсационность и «сенсориумума»
    Глава II. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НРАВСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ?
    1. Традиции и основания нравственной коммуникации. М. Мамардашвили о морали и истине
    2. Телевизионная коммуникация: идеалы и реалии, традиции и современность
    Глава III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
    1. Политика и коммуникация: пути взаимодействия, общие и особенные черты, классические и современные формы воздействия на массы
    2. Символика и мифология политической коммуникации
    3. Языковые игры в политической коммуникации
    4. Информационная насыщенность коммуникативного действия и ее зависимость от сущностной стороны нового (его истинности, добролюбия, красоты, нравственности)
    РАЗДЕЛ III
    Виды текстов и каналов распространения: история и современность
    Глава I. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИДОВ КОММУНИКАЦИИ
    1. О первых попытках семиотического подхода к классификации видов коммуникации. Особенности вербальной и визуальной коммуникации. Выделение аудиовизуальной коммуникации из синкретизма мусического и технического первобытного творчества
    2. Семиологические подходы к исследованию МК. Понятия знака, значения, кода и текста. Возникновение нового в свете семиотики
    3. Работы Вяч. Вс. Иванова, В.Н. Топорова, Ю.М. Лотмана по семиотике МК. Информационная насыщенность текста как результат внешних сигналов и переживания получателя
    Глава II. ВЕРБАЛЬНЫЕ (СЛОВЕСНЫЕ) И ВНЕСЛОВЕСНЫЕ ТЕКСТЫ
    1. Понятия словесной и внесловесной коммуникации
    2. Вербальные (устные и письменные) тексты. Возникновение печатных текстов
    3. Визуальные и современные аудиовизуальные тексты. Расширение коммуникативного пространства и ускорение предкоммуникативного времени
    Глава III. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖУРНАЛИСТА
    1. Массовая культура и массовая коммуникация
    2. Построение коммуникативного действия журналистом
    3. Эмоциональное и рациональное в творчестве фотожурналиста
    4. Сочетание слова и изображения в фотожурналистике
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ЛИТЕРАТУРА
  • Дипломная работа:

    Организация документационного обеспечения управления в средствах массовой коммуникации

    65 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1.Общая характеристика ГУП «Регионального информационного агентства «Оренбуржье»….7
    1.1. Краткая характеристика и направления деятельности ГУП «Региональное информационное агентство «Оренбуржье»….7
    1.2.Анализ законодательной и нормативно-правовой базы деятельности средств массовой коммуникации…10
    ГЛАВА 2. Организация документационного обеспечения управления в ГУП «Региональном информационном агентстве «Оренбуржье»…15
    2.1. Структура и состав службы ДОУ информационного агентства. Задачи и функции службы ДОУ….15
    2.2. Анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей документирование деятельности ГУП «Регионального информационного агентства «Оренбуржье»…22
    2.3.Организация документооборота в ГУП «Региональном информационном агентстве «Оренбуржье» ….33
    2.4.Архивное хранение документов в информационном агентстве….42
    ГЛАВА 3. Направления оптимизации службы ДОУ в ГУП «Регионального информационного агентства «Оренбуржье» ….52
    3.1.Внедрение системы электронного документооборота как способ совершенствования документооборота….52
    3.2.Совершенствование документооборота в ГУП «Региональном информационном агентстве «Оренбуржье»….58
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….64
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….68
  • Контрольная работа:

    Определить понятие коммуникации и систему наук, занимающихся ее исследованием. Опишите значение коммуникаций в современном мире и актуальность ее изучения.

    19 страниц(ы) 

    Введение….
    1. Определить понятие коммуникации и систему наук, занимающихся ее исследованием. Опишите значение коммуникаций в современном мире и актуальность ее изучения.
    1.1. Понятие коммуникации…
    1.2. Виды коммуникаций….
    1.3. Значение коммуникаций….
    Заключение….
    2. Проанализируйте коммуникацию как объект изучения различных дисциплин и сформулируйте для следующих наук предметную область: социология коммуникаций, социология массовых коммуникаций, психология, социальная психология, политология, право, история, философия, лингвистика….
    Литература….
  • Курс лекций:

    АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ(ч. 1)

    35 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    Раздел 1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ
    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
    Раздел 2. ЦЕЛИ ОБРАЩЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ К МЕТОДУ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ
    Раздел 3. МЕТОДИКА АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТОВ
    Программа исследования как жанр
    Машинный способ анализа текста
    Выбор единиц наблюдения
    Полевой этап
    Раздел 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    ТАСС и РИА в средствах массовой информации
    Комментарий автора из 1999 г.
    Пресса об экологических проблемах (анализ содержания)
    Знакомство с К. Боровым. Социологическое эссе
    БИБЛИОГРАФИЯ

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Доклад:

    ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Методические указания к выполнению курсовой работы

    26 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Цели и задачи курсовой работы 4
    2 Порядок подготовки и выполнения курсовой работы 5
    3 Требования к содержанию курсовой работы 5
    4 Правила оформления курсовой работы 7
    5 Порядок защиты курсовой работы 10
    6 Подбор тематики и этапы выполнения курсовой работы 10
    7 Темы курсовых работ по дисциплине «Теория управления» 18
    Список рекомендуемой литературы 22
    Приложение А – Форма оформления задания на курсовую работу 24
    Приложение Б – Форма оформления титульного листа курсовой работы 25
    Приложение В – Форма основной надписи на листах графической части курсовой работы 26
    Приложение Г – Форма заполнения основной надписи на листах графической части курсовой работы 27
    Приложение Д – Оформление содержания
  • Лабораторная работа:

    Элементы линейной алгебры. Вариант 7

    6 страниц(ы) 

    нет
  • Контрольная работа:

    Ценообразование. Вариант 4. Методология рыночного ценообразования. Формирование цен на товарных биржах

    15 страниц(ы) 

    1. Методология рыночного ценообразования….….
    2. Формирование цен на товарных биржах….….…
    2.1 Понятие биржи, ее функции….
    2.2 Формирование цен….
    Задача
    1. Определить:
    а) розничную цену изделия при условии, что оно поставляется в розничную сеть через двух посредников (торгово-закупочные организации);
    б) прибыль промышленного предприятия от реализации изделия по свободным отпускным ценам.
    2. Составьте структуру свободной розничной цены.
    Если известны следующие данные:
    Себестоимость – 100 руб.
    Налог на добавленную стоимость – 18% к свободной отпускной цене (без НДС).
    Свободная отпускная цена (с НДС) – 420 руб.
    Снабженческо–сбытовая надбавка – 2 %.
    Торговая надбавка – 20% к цене закупки
    Список используемой литературы….….….
  • Контрольная работа:

    Альтернативные теории формирования стоимости товара. Бюджетный дефицит.

    16 страниц(ы) 

    І. Альтернативные теории формирования стоимости товара….3
    ІІ. Бюджетный дефицит, его виды, способы покрытия. Бюджетный профицит….8
    Список литературы…
  • Доклад:

    Прогнозирование демографического развития.

    5 страниц(ы) 

    1. Содержание и значение изучения демографического развития страны.
    2. Разработка демографических прогнозов, ее стадии и временные горизонты прогнозов.
    3. Факторы и показатели демографического развития.
    4. Состояние и прогнозные оценки демографического развития России.
  • Контрольная работа:

    Характеристика предмета и метода гражданско-правового регулирования

    23 страниц(ы) 

    Введение…
    1. Понятие и предмет гражданского права….….…
    1.1. Имущественные отношения …
    1.2. Личные неимущественные отношения…
    2. Метод и признаки гражданско-правового регулирования …
    3. Функции гражданского права….….
    Заключение….
    Задача 1…
    Задача 2….
    Задача 3….
    Список литературы….….
  • Контрольная работа:

    Социальная психология. Психология политического лидерства.

    29 страниц(ы) 

    Введение….
    І. Сущность и основные особенности политического лидерства….
    ІІ. Авторитет политического лидера…
    Заключение….…
    Список использованной литературы….…
  • Контрольная работа:

    Международная трудовая миграция

    23 страниц(ы) 

    Введение….
    1. Сущность, виды и показатели трудовой миграции….…
    1.1. Сущность трудовой миграции….
    1.2. Виды трудовой миграции….
    1.3. Показатели миграции рабочей силы…
    2. Причины и направления международной трудовой мигра-ции….…
    2.1. Причины трудовой миграции…
    2.2. Направления международной трудовой миграции….
    Заключение….
    Тест….
    Список используемой литературы….….….
  • Курс лекций:

    Бархатная революция в рекламе.

    172 страниц(ы) 

    нет
  • Реферат:

    Развитие туризма в начале советской эпохи

    23 страниц(ы) 

    Введение….….3
    I. Экскурсионная работа….4 - 7
    II. Становление советского туризма…8 - 12
    III. Государственная политика управления развитием туризма….13 - 19
    IV. Международный туризм….20 - 21
    Заключение….22
    Список литературы….23