У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с НОДА» - Курсовая работа
- 67 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: admin
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1 Понятие «зрительная память» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Онтогенез зрительной памяти детей дошкольного возраста 12
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОДА 20
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с НОДА 20
2.2 Специфические особенности зрительной памяти детей с НОДА 33
2.3 Анализ методик изучения зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с НОДА 39
2.4 Содержание коррекционной работы по развитию зрительной памяти с дошкольниками с НОДА 46
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время детей с различными отклонениями в развитии становится больше. Одной из серьёзных форм нарушений является нарушение порно - двигательного аппарата (НОДА), так как при данном отклонении страдает не только физическое развитие, но и умственное и интеллектуальное развитие. Дети данной категории нуждаются как в медицинской реабилитации, так и педагогической и социальной. Данная реабилитация важна для детей в любом возрасте, особенно в дошкольном детстве, так как организм находится в стадии формирования и многочисленные вторичные нарушения возможно скомпенсировать и скорректировать за счет сохранных навыков.
Именно в данном возрастном периоде важно включать различные упражнения, такие как лечебная физическая культура, массаж, социальную и педагогическую реабилитацию. Дети с НОДА нуждаются в специальном, организованном психолого-педагогическом и медико-социальном воздействии. Также не менее важно своевременно и качественно проводить диагностику, профилактику и коррекцию поведенческих, нервно-психических, двигательных расстройств, для успешной интеграции детей данной категории в общество.
Процесс с социализации невозможен без достаточного уровня развития двигательных навыков ребёнка. Для этого важно изучение причин, форм, и прогнозов нарушений опорно-двигательного аппарата, а также уровня развития и сформированности психических процессов, таких как интеллектуальное развитие, память, мышления, воображение и т.д., что способствует успешной педагогической реабилитации. [2, с 34]
Цель: провести анализ особенностей развития зрительной памяти в онтогенезе, так же особенности его развития у детей с НОДА, выявить уровень сформированности зрительной памяти у старших дошкольников данной категории.
Объект - процесс развития зрительной памяти у дошкольников с НОДА.
Предмет - методы диагностики и коррекции зрительной памяти у дошкольников с НОДА.
Гипотеза - дети старшего дошкольного возраста с НОДА нуждаются в целенаправленном, коррекционном, педагогическом воздействии на развитие и коррекцию зрительной памяти.
Задачи:
1. Изучить понятие зрительная память в современной психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста в онтогенезе;
3 Привести клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с НОДА;
4. Выявить специфические особенности зрительной памяти детей с НОДА;
5. Провести анализ методик изучения зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с НОДА
6. Проанализировать содержание коррекционной работы по развитию зрительной памяти с дошкольниками с НОДА.
Методологическую базу исследования курсовой работы составил анализ и изучение психолого-психологической литературы В.С.Мухина «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии», Г.А.Урунтаева «Дошкольная психология», Р.С.Немов «Психология» в 3 книгах и др.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие «зрительная память» в психолого-педагогической литературе
Изучение памяти, является одной из актуальных задач как современной психолого-педагогической науке, так и многими учёными прошлого столетия.
Изучению памяти посвящены труды многих психологов (Л.М. Веккер, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Дубровина, К. Дугкер, А.В. Запорожец, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.).
Немов Р. С. В своих трудах пишет, что память лежит в основе важных психических способностей человека, является важным условиям обучения, приобретения знаний, умений и навыков. Также автор отмечает, что без памяти невозможно быть полноценным социализированным членом общества. [14, с 28]
Память лежит в основе получения, хранения и воспроизведения жизненного опыта. В своих трудах Гальперина П. А. отмечает, что память - это способность живой системы фиксировать акт взаимодействия с окружающим миром, а также с внутренним и внешним миром. Память способна сохранять результат данного взаимодействия форме опыта и использовать его в жизни.
Дыгун М. А. в своих трудах отмечает, что память - это способность к сохранению и воспроизведение прошлого опыта, она является одним из основных свойств нервной системы, помогающая контролировать сознание и поведение, а также эта форма психического отражения реальности. Психолог и коррекционный педагог Мамайчук И. И. определяет память как запечатление, сохранение и воспроизведения прошлого опыта в настоящих поступках. [3, с 18]
Исходя из вышеописанного, можно предположить, что память - это понятие неоднозначное и очень обширное. Её значение в нашей жизни очень велико для нормального функционирования личности. Память является важнейшим фактором в процессе приобретение умений, знаний, навыков.
Немов Р.С. выделяет три вида памяти:
- произвольная (сознательное запоминание информации);
- логическая (запоминание с применением логических операций);
- опосредованная (человеком сознательно используются различные средства запоминания). [29, с 54].
Исследователи отмечают, что, будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Всё это - объекты запоминания.
А.Г. Маклаков пишет, что «память - это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого» [27, с. 9].
Ю.Б. Гиппенрейтер указывает, что память – сложная психическая деятельность. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохраняя в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определённые электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определённых условиях оживляться, т.е. в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения [14, с. 101].
Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности.
Виды памяти классифицируют по различным критериям [18]:
• по содержанию психической, активности преобладающей в мнемической деятельности: двигательная память, образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная), эмоциональная память, словесно-логическая память;
• по степени волевой регуляции: иконическая память, кратковременная память, долговременная, оперативная, генетическая;
• по продолжительности сохранения материала в памяти: непроизвольная память, произвольная память.
В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание [32].
Запоминание определённого материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения.
Запоминание избирательно. Запоминается не все, что воздействует на органы чувств, а лишь то, с чем человек действует. Эффективность запоминания определяется мотивами, целями и способами деятельности.
Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним (выделение смысловых блоков, составление плана). Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели - запомнить материал.
По характеру связей, устанавливаемых между новым материалом и знаниями, уже приобретёнными в прошлом опыте, выделяют два способа запоминания: механическое и осмысленное.
Часть людей склонна к механическому заучиванию, а другая часть – к осмысленному запоминанию. Надолго запоминается только то, что хорошо понято. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты лучше более чем в 20 раз [33]. Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей нового материала с уже известным. В случае механического запоминания устанавливаются ассоциации по смежности путём многократного повторения. Такое запоминание неэкономно, так как требует много времени.
Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности.
Р.С. Немов пишет, что «сохранение – это процесс удерживания заученного в памяти. С физиологической точки зрения это поддержание ранее установленных связей в мозгу путём подкреплений» [34, с. 261].
Сохранению информации способствует ряд факторов: глубина понимания информации; установка (значимость информации); применение усвоенных знаний; повторение (степень использования материала в деятельности личности).
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОДА
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с НОДА
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
• дети с церебральным параличом (ДЦП);
• с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
• с миопатией;
• с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.
Клинико-психолого-педагогические особенности этой группы детей описаны в трудах М.В. Ипполитовой, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, О.Г.Приходько, Н.В. Симоновой, и др. Большой вклад в изучение таких детей и разработку методов их реабилитации внесли также клиницисты К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и др.
В зависимости от тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы [17].
В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, – они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: 40—50% детей имеют задержку психического развития; около 10% — умственную отсталость разной степени выраженности. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях [32].
В структуре нарушений опорно-двигательного аппарата значительную часть занимает детский церебральный паралич (ДЦП).
В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К. А. Семеновой (1974—1978), которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, педагогов-дефектологов, психологов. Согласно этой классификации выделяются пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма [33].
При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций [34].
Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики). Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения, сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске; у большинства детей дефектная походка, а многие используют ортопедические приспособления — костыли, трости и т.д.; и только немногие дети способны к передвижению на значительные расстояния без вспомогательных средств. Больные дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей [42].
Наиболее часто интеллектуальные нарушения при ДЦП выявляются в синдроме органической задержки психического развития. Эта задержка психического развития рассматривается как «первичный» дефект, связанный с патогенезом самого заболевания, с постнатальной ретардацией и гетерохронией развития мозга, поэтому ее условно обозначают как «органическая задержка психического развития».
К специфическим особенностям задержки психического развития у детей с церебральными параличами относят [23]:
• неравномерность задержки развития различных психических функций.
• влияние задержанного развития высших корковых функций в структуре интеллектуального дефекта. Особенно задержаны в развитии те высшие корковые функции, которые в своем формировании наиболее тесно связаны с двигательно-кинестетическим анализатором: пространственные представления, стереогноз, оптико-пространственный гнозис, праксис.
• задержка формирования школьных навыков.
• сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью.
• задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления за счет речевой недостаточности и бедности практического опыта.
• указанные расстройства сочетаются с вегетативными расстройствами, сосудистой дистонией, акроцианозом, гипергидрозом, гипертермией, нарушением сна и аппетита, а также с эмоциональными неврозоподобными нарушениями.
Наряду с органической задержкой психического развития у детей с церебральными параличами может выявляться так называемая вторичная задержка психического развития, связанная с дефектностью двигательной и речевой сферы, а также с условиями окружения и воспитания. Эта задержка выявляется главным образом на начальных этапах обучения и характеризуется малым объемом знаний и представлений об окружающем мире, задержанным формированием высших корковых функций и вербального мышления. В отличие от органической задержки отставание в развитии менее выражено, не отмечается специфических «органических» нарушений внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы [19].
Заключение
Память – это важнейшее условие психической жизни личности. Память не только позволяет идентифицировать и опознавать окружающую нас предметную реальность, но и обеспечивает необходимые условия познавательной деятельности. Любой психический процесс распадался бы без памяти, ведь процессуальная природа познавательной активности сознания неизбежным образом предполагает сохранение результатов психической деятельности на промежуточных этапах построения познавательного акта. В противном случае, любое когнитивное действие не получало бы своего завершения.
Зрительная память – вид памяти, который основывается на зрительном восприятии информации и последующем ее воспроизведении. Для того чтобы дети постепенно овладели техникой зрительной памяти, необходимо использовать игры и упражнения, построенные на реальных предметах.
Лишь тогда, когда детям будет доступно легкое узнавание и запоминание, можно использовать цветные и черно-белые изображения предметов, схематические изображения и чертежи.
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа дошкольников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение двигательных функций). Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса. В связи с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
• требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
• необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения, современных образовательных технологий;
• наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
В ходе системы проведения теоретического права обзора литературы по права проблеме системы коррекции зрительной памяти у дошкольников с ДЦП было выявлено:
Психолого-педагогическая коррекция зрительной памяти у детей младшего права школьного права возраста с ДЦП является наиважнейшим аспектом процесса обучения и нормальной жизнедеятельности таких детей;
В современных психологических исследованиях память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего права опыта. В основе системы классификации памяти лежат следующие системы критерии – объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти. Существует несколько классификаций зрительной памяти, нами в данной семьи работе системы будут использоваться словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, образная;
У детей семьи с церебральным параличом наблюдается специфическое системы развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов, что права необходимо права учитывать при построении и реализации коррекционного права обучения и воспитания;
Главной семьи особенностью модели психолого-педагогической семьи коррекции зрительной памяти у дошкольников с ДЦП является применении специальных средств стимулирования к развитию зрительной памяти.
Нарушения опорно-двигательного аппарата является сложным нарушением центральной нервной системы и приводит не только к двигательной дисфункции, но и чаще всего вызывает как задержку общего психического развития, так и отдельных функций мышления, в частности задержку развития памяти. Ситуация усложняется тем, что дети не способны в полной мере к самообслуживанию, не могут самостоятельно передвигаться, и испытывают сложности при обучении. Дети данной категории нуждаются в специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Для успешной интеграции в общество и социализации, важную роль играет своевременная и качественная диагностика умственного развития и особенностей интеллектуального и психического развития, с последующей коррекцией.
При подборе специальных методик для исследования уровня развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с НОДА, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его психофизиологическое и индивидуальные особенности, причины заболевания, для составления дальнейшего прогноза обучения и воспитания.
Для изучения особенностей развития зрительной памяти у дошкольников с НОДА, важно изучить особенности развития детей с НОДА, а так же развитие зрительной памяти в онтогенезе.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 2009.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2007.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей в доречевой период. – М., 1991.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2007.
5. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура. – М., 2011.
6. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.
7. Волкова Л.С., Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998.
9. Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция. – М., 2002.
10. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
11. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич. – М., 1993.
12. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб., 2003.
13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1993.
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 2001.
15. Колкер И.А. Другие дети: Органические поражения нервной системы у детей. – Одесса, 2007.
16. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
17. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2004.
18. Коноваленко С.В. Конструирование против ДЦП. Начальный этап обучения конструированию дошкольников с детскими церебральными параличами. – М., 2005
19. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
20. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М., 2008.
21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. – Спб., 2000.
22. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1990.
23. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2006.
24. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
25. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб., 2000.
26. Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. – М., 1982.
27. Мещерякова Э.И., Иванова В.С. Учет отношения родителей к заболеванию ребенка ДЦП в психологическом сопровождении семьи. – Томск, 2016.
28. Московкина А.Г. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный. – М., 2003.
29. Немкова С.А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений. – М., 2012.
30. Осокин В.В. Детский церебральный паралич. – М., 2010.
31. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2000.
32. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М., 2003.
33. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. – М., 1976.
34. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972.
35. Сиваков В.И. Планирование физической нагрузки в воспитании физических качеств у школьников и спортсменов в физкультурно-спортивной деятельности. – Челябинск, 2016.
36. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М., 2008.
37. Смирнова И.А. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного. – СПб., 2000.
38. Смирнова И.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений. – СПб., 2005.
39. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб., 2003.
40. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного. – М., 2004.
41. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.
42. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
43. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. – М., 1991.
44. Шайтор В.М., Богданов О.В. ЭЭГ больных детским параличом до и после лечения методом функционального биоуправления. – М., 1991.
45. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. – Элиста, 1999.
46. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2004.
47. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001.
Тема: | «Особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с НОДА» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 67 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
-
Курсовая работа:
36 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА1.1. Понятие «зрительная память» в современной психолого -педагогической наукеРазвернутьСвернуть
1.2. Особенности развития зрительной памяти в онтогенезе
1.3.Особенности развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
2.1. Организация и база исследования собенностей зриетльной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Дипломная работа:
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
60 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 91.1. Формирование речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста в процессе онтогенетического развития 9РазвернутьСвернуть
1.2. Характеристика состояния речеслуховой памяти у детей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
1.3. Содержание коррекционной работы по развитию речеслуховой памяти у детей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
Выводы по I главе 27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование состояния речеслуховой памяти у детей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.1. Цель, задачи организация и методики констатирующего исследования 28
2.2.Количественно-качественный анализ данных констатирующего эксперимента и их интерпретация результатов диагностической работы 33
2.3. Методические рекомендации по развитию речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 43
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложения
-
Дипломная работа:
57 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 71.1. Формирование пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста 7РазвернутьСвернуть
1.2. Особенности формирования пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста 15
1.3. Нейропсихологические подходы к развитию пространственных представлений и гнозиса 19
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование развития пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Качественно-количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования 27
2.3. Методические рекомендации по преодолению нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 35
Выводы по главе 2 39
Заключение 42
Список литературы 45
Приложение 50
-
Курсовая работа:
Особенности активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с НОДА
38 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА1.1. Понятие «активный словарный запас» в современной психолого – педагогической наукеРазвернутьСвернуть
1.2.Становление лексической стороны речи детей в онтогенезе
1.3.Особенности активного словаря детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
2.1. Организация и база исследования активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с НОДА
2.2.Анализ результатов исследования особенностей активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с НОДА
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Дипломная работа:
95 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 91.1. Развитие эмоционально-волевой сферы в онтогенезе 9РазвернутьСвернуть
1.2. Общие предпосылки развития и особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста 22
1.3. Взаимосвязь общего недоразвития речи с развитием эмоционально-волевой сферы дошкольника 32
Выводы по первой главе 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 52
2.1. Организация и методы исследования 52
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 61
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87 -
Курсовая работа:
46 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ1.1 Понятие нравственного развития в современной литературеРазвернутьСвернуть
1.2 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом
1.4Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1 Организация и база исследования уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с ДЦП
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Предыдущая работа
Конфедерация: понятие и особенностиСледующая работа
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и его коррекция