СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Культура допетровской Руси - Реферат №15973

«Культура допетровской Руси» - Реферат

  • 10 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: roman

Содержание

Введение 1. Культура допетровской Руси

2. Влияние ордынского нашествия на русскую культуру

3. Культура русского возрождения

Заключение Список литературы


Введение

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формиро-вался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных ино-земным влияниям.

Тем не менее, во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в горо-да проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языче-ские и скандинавские.

В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12 - конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т. д.

Они сохранились и в период централизованного Московского государ-ства (16 - 17 века). Крестьянский и городской быт мало отличался, но имен-но в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и государственной службой. В 16-17 веках с развитием феодальных отноше-ний обособились нормы поведения высших (бояр, дворян) и низших (кре-стьян, посадских людей и т. п.) сословий.


Выдержка из текста работы

Русское государство возникло в 882 году и огромную роль в становле-нии русской государственности сыграл иноземный элемент (варяжский и нормандский). Длительное время в отечественной историографии дискути-ровался вопрос, который больше известен как нормандская проблема, од-нако истоки этой проблемы лежат не в IX веке, а в XVIII, когда Петр I при-гласил в создаваемую им академию наук трех выдающихся немецких уче-ных: Байера, Миллера, Шлейцера, которые, изучив немногочисленные письменные документы, взяли за основу возникновения русского государст-ва версию о призвании варяжских князей, представленных в «Повести вре-менных лет». Одновременно с возникновением нормандской версии появи-лась оппозиция – антинорманизм. Первым антинорманистом стал М. В. Ло-моносов, который усмотрел в позиции немцев идеологический реванш за поражение под Полтавой.

Таким образом, с самых первых дней нормандская проблема не была проблемой чистой науки, а проблемой политической, культурологической, национальной. В XVIII веке этот вопрос не поднимался, так как при Екате-рине II (немке по национальности) было неудобно дискутировать о пригла-шении иностранцев на русский престол. Без особых возражений норманд-скую версию принимали историки XIX века и советские историки вплоть до 30-х годов.

Когда в Германии к власти пришли фашисты, которые взяли норманд-скую версию как основание для доказательства неспособности русских к самостоятельному политическому развитию антинорманизм становится ге-неральной линией отечественной историографии. Сегодня факт участия норманнов в образовании русского государства не подвергается сомнению. Сегодня нормандская проблема – это вопрос о степени участия и механиз-ме передачи власти норманнам. Во второй половине XIX века на Руси сформировалось два центра государственности: северный, во главе с Нов-городом (вероятно, здесь и произошла передача власти норманнам) и юж-ный, во главе с Киевом. И только объединение двух центров означало бы образование государства. Это и произошло в 882 году в результате объе-динительного похода конунга (варяжский князь русской области) Олега на Киев. Очень легкое утверждение власти на юге свидетельствовало о том, что в самом восточнославянском обществе созрели предпосылки образо-вания государства. Если в политико-государственной области огромную роль играла Скандинавия, то в области религии, культуры – Византия. Хри-стианизация Руси проходила в несколько этапов:

1. VI-XI века – стихийное, неорганизованное знакомство с христианской доктриной в результате постоянных контактов восточных славян с готами, греками, латинянами.

2. IX-X – время, которое характеризуется обилием религиозно-идейных течений на Руси, связанных с появлением здесь разнообразных проповед-ников и миссионеров, деятельность которых завершилась превращением Христианства в государственную религию и добровольным его принятием государственно-политической элиты.

3. XI-XVII – организационное оформление автокефальной русской пра-вославной церкви во главе с патриархом, насильственным обращением большинства населения в веру и проповеднической деятельности среди других народов.

Христианизация среди социальных слоев также имела свои этапы:

1. XII-XIII – христианизация элиты;

2. II половина XIII – городское население;

3. II половина XVI – крестьянство.

Согласно летописи первое крещение приняла княгиня Ольга в 955 году. В 988 году Христианство стало государственной религией. Главное отли-чие: если в Западной Европе становление христианской веры шло от «ни-зов» к «верхам», потребовав для своей эволюции несколько столетий, на Руси Христианство распространялось сверху вниз и поэтому становление его как государственной религии произошло достаточно быстро. Эта осо-бенность была обусловлена несколькими причинами:

1. Необходимость вписаться на равных в мир европейских государств, встать вровень с передовыми феодальными монархиями.

2. Единому государству необходим был единый культ, а существование языческих богов в различных племенах мешало внутренней консолидации.

Древняя Русь к этому периоду представляла в социально-экономическом отношении государство, где ведущей была феодальная тенденция, и теперь необходима была идеологическая поддержка, которая могла бы дать объяснение новой государственной власти, новым нравст-венным доминантам, новым ценностям.

Таким образом, принятие Христианства было для Руси не столько ре-лигиозным актом, сколько глубокой государственной реформой, что обу-словило ее внедрение сверху.

Христианство в восточном (византийском) варианте было выбрано не случайно:

1. Владимиру нужна была послушная церковь, именно такой она и вы-ступала.

2. Рядом православная Болгария, а потому нет необходимости тратить-ся на книги, подготовку проповедников, певцов и т. д.

3. Давние контакты Руси с Византией (путь «из варяг в греки»).

Последствия:

1. Утверждение Христианства именно как государственной религии соз-дало в русской культуре феномен двоеверия или христианско-языческого синкретизма, это означает, что христианизация основной массы населения на первых этапах не состоялась, исследователи утверждают, что христиа-низация деревни вообще состоялась во второй половине XVI – начале XVII веков, а русская национальная церковь оформилась только к XV веку. Это породило такой феномен русской культурной жизни, как бытовое правосла-вие или обрядоверие (рядом с крестиком ношение оберегов, приношение в храм своих домашних икон, украшение стен соборов сценами из языческой мифологии, змеевидные композиции (функция оберега) в язычестве, в ико-ностасах русских православных храмов). Двоеверие, то есть существование официального и народного Христианства спровоцировало появление чисто русского феномена – юродства и причисление юродивых к лику святых. Юродивые выступали как бы защитниками народной религии, воплощали идеалы первоначального Христианства, адаптировали православную док-трину к народному сознанию.

2. В византийской культурной религиозной традиции существовали две парадигмы: аскетическая и гуманистическая. Из двух этих традиций Россия выбрала аскетический идеал. Этот идеал восходил к идеалам первоначального Христианства с его тягой к социальному равенству, проповедью любви и рассмотрению общества как братской монашеской общины. Переосмыслив эту греческую традицию, Русь породила специфический идеал братской любви и выработала меру аскетического поведения государя.

3. Православный вариант Христианства не сформировал в русском народе трудовой этики.

4. Православный вариант Христианства способствовал формированию в русском национальном характере и в русской культуре элементов крайности (например, добра и зла).

Русский философ Лосский как одно из главных достоинств русских отмечал их доброту, но именно в главе о доброте была подглава «жестокость».

В русском народе отсутствует серединная область культуры. Здесь есть только два начала, две крайности: есть только черное или белое. Рус-ская культура формировалась под давлением именно христианской тради-ции, потому первые русские произведения носят черты христианских по-учений, житий и сказаний, однако, на основе греко-византийских сочинений Русь сформировала собственные традиции, которые Д. С. Лихачев обозна-чил как поиски смысла человеческого существования.


Заключение

Большинство исследователей обозначают их как два начала: святого, человеческого и звериного. Наличие этих двух начал объясняется рядом культурологов тем, что русский человек не прошел трудностей морального выбора, взяв сразу из византийского православия идеал аскетизма и свято-сти.

Такая моральная позиция человека, не искушенного жизненными со-блазнами, может легко вызвать переход на противоположные позиции, лег-ко свалиться в отрицании морали вообще (отсюда русская смута XVII века, безнравственность нашего времени). Еще одна особенность: ненависть ко всему формальному и официальному, ко всему бюрократическому. Русский человек готов получить отказ и потерпеть неудачу, если с ним хорошо пого-ворили.

Одним из отрицательных последствий этого качества является пьянст-во, распространенное в русском народе веками. Это способ дойти до такой степени расслабленности, при котором любая социальная форма в отно-шениях людей уходит прочь и позволяет общаться напрямую, на стыке душ, без оглядки. Еще одна черта: патриотизм, никогда в прежней истории, ни при каких режимах не оспаривался.

Постоять за Отечество, пожертвовать собой ради Отечества – были главной ценностью русской нации. И только сегодня лозунги патриотизма и демократии разделились.

Это привело к появлению национал-демократических движений, лиши-ло демократию народной поддержки, в моральном плане позволило про-явиться тем самым звериным чертам русского народа: частое присвоение общественных богатств, воровство, расхищение национального достояния, раболепие перед заграницей, работу на себя государственных чиновников, не прикрытые цели наживы наших предпринимателей и бизнесменов, со-страдательность, чувство справедливости. Справедливость имела также негативные черты в русском народе, так как всегда вела к фактическому равенству по принципу «не то плохо, что моя корова сдохла, а что она у со-седа жива».


Список литературы

1. Т. И. Балакина. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века - М., 2000;

2. М. Р. Зезина., Л. В. Кошман., В. С. Шульгин. История русской культуры. - М., 1990;

3. Т. В. Ильина. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994;

4. И. В. Кондаков. Введение в историю русской культуры. - М., 1997;

5. Культура: теории и проблемы. - М., 1995;

6. Г. В. Драча. Культурология. - Ростов-на-Дону, 2000;

7. В. С. Семеникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994;

8. Е. М. Скворцова Теория и история культуры. - М., 1999.


Тема: «Культура допетровской Руси»
Раздел: История
Тип: Реферат
Страниц: 10
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    История культуры России.

    26 страниц(ы) 


    Введение 3
    1 Культура Киевской Руси 5
    1.1 Византийское наследие 5
    1.2 Письменность и литература 6
    1.3 Роль Церкви 9
    1.4 Культовая архитектура 10
    1.5 Монументальная живопись 12
    2 Культура Московской Руси 13
    2.1 Местные художественные школы 13
    2.2 Развитие литературы и науки 19
    Заключение 25
    Список использованной литературы 26
  • Реферат:

    Древнерусская культура

    25 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Солнечные боги славян 4
    2 Славянская мифология 6
    3 Изображение богов 8
    4 Храмы 9
    5 Народные и языческие праздники древней Руси 10
    6 Архитектура Древней Руси 12
    7 Живопись Древней Руси 15
    8 Русский народный костюм 19
    Заключение 24
    Список использованной литературы 25
  • Реферат:

    Культура древних славян

    17 страниц(ы) 

    Введение
    1. Становление культуры России
    2. Культура древних славян и языческой Руси
    3. Культура восточных славян
    4. Верования древних славян
    Список литературы
  • Реферат:

    Концепция мира и человека

    28 страниц(ы) 

    Введение
    1. Образ человека и мира в переводной литературе Древней Руси
    2. Образ человека в произведениях древнерусских книжников XII-XIII вв.
    3. Контексты древнерусских представлений о мире и человеке
    4. Представление о человеке и мире в славянской мифологии
    Заключение
    Список литературы
  • Курс лекций:

    История мировой культуры

    255 страниц(ы) 

    От авторов 3
    ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 10
    I. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
    И ДРЕВНЕГО МИРА 21
    ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ 22
    2.1. Периодизация первобытности 23
    2.2. Особенности первобытного искусства 24
    2.3. Ранние формы верований 32
    ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 36
    3.1. Древний Египет 36
    3.2. Эллинистический Египет. Египет—
    римская провинция 46
    ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
    (ДВУРЕЧЬЯ) 49
    4.1. Заселение Двуречья 49
    4.2. Шумеро-Аккадская культура 50
    4.3. Культура Старовавилонского царства 54
    4.4. Культура Ассирии 58
    4.5. Культура Сасанидского Ирана 59
    ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 63
    5.1. Древнейшая Индия 63
    5.2. Магадхо-Маурийская эпоха 68
    5.3. Кушано-Гуптский период 71
    ГЛАВА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ 77
    6.1. Философско-религиозные системы Китая 77
    6.2. Нормы повседневной жизни 82
    6.3. Развитие науки, литературы и искусства 83
    ГЛАВА 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 90
    7.1. Доклассический период 90
    7.2. Классический период 96
    7.3. Культура эпохи эллинизма 103
    ГЛАВА 8. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА 107
    8.1. Этрусская культура 107
    8.2. Царский период 108
    8.3. Период Республики 110
    8.4. Период империи 114
    ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА СЛАВЯНСКОЙ ДРЕВНОСТИ 120
    9.1. Велесова книга 121
    9.2. Космогонические представления древних славян 123
    9.3. Обряды и обычаи древних славян 126
    9.4. Письменность древних славян 131
    ГЛАВА 10. КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ 134
    10.1 Культура племен Северной Америки 135
    10.2. Мировоззрение североамериканских индейцев 141
    10.3. Мифы и легенды Северной Америки 144
    II. КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 146
    ГЛАВА 11. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ
    РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 147
    11.1. Общая характеристика Раннего Средневековья 148
    11.2. Влияние религии на культурную жизнь 151
    ГЛАВА 12. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ
    ВОЗРОЖДЕНИЯ 159
    12.1. Новое мировоззрение 159
    12.2. Итальянское Возрождение 162
    12.3. Северное Возрождение 169
    ГЛАВА 13. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКИХ
    КНЯЖЕСТВ ЭПОХИ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ 177
    13.1. Культура Киевской Руси 178
    13.2. Культура Русских земель XII—XIII вв. 185
    ГЛАВА 14. КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ 198
    14.1. Подъем культуры в период образования
    единого Русского государства 198
    14.2. Новые тенденции в развитии культуры Руси
    в конце XV—XVI вв. 203
    ГЛАВА 15. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ 211
    15.1. Особенности исторического развития Византии 211
    15.2. Государственное устройство Византии 214
    15.3. Период Раннего Средневековья 216
    15.4. Период Македонской династии и династии
    Комнинов 224
    15.5. Эпоха Палеологов 230
    ГЛАВА 16. КУЛЬТУРА АРАБСКОГО ВОСТОКА 235
    16.1. Арабский Восток — родина ислама 235
    16.2. Арабская культура 240
    16.3. Быт и нравы арабов 244
    ГЛАВА 17. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ 248
    17.1.Раджпутский период 248
    17.2. Эпоха Делийского султаната 255
    17.3. Эпоха Могольской империи 259
    ГЛАВА 18. СУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ 266
    18.1. Эпоха Раннего Средневековья 266
    18.2.Эпоха Классического Средневековья 272
    18.3. Эпоха монгольского завоевания Китая 282
    18.4. Эпоха Мин. Зрелое Средневековье 285
    ГЛАВА 19. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ 292
    19.1 Эпоха царей Ямато 292
    19.2. Эпоха Хэйан 298
    19.3. Эпоха сёгуната 302
    ГЛАВА 20. КУЛЬТУРА МЕЗОАМЕРИКИ 312
    20.1. Ольмекская культура 313
    20.2. Теотиуаканская культура 317
    20.3. Культура тольтеков 321
    20.4. Цивилизация Майя 326
    20.5. Культура ацтеков 334
    ГЛАВА 21. КУЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
    ЮЖНОЙ АМЕРИКИ 345
    21.1. Культура южноамериканских первобытных
    народов 346
    21.2. Культура народов Центральных Анд и
    Промежуточной области 347
    21.3. Цивилизация инков 361
    III. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ 371
    ГЛАВА 22. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ
    ПРОСВЕЩЕНИЯ 372
    22.1. Главные ценности эпохи Просвещения 372
    22.2. Особенности Просвещения в странах Европы 376
    22.3. Стилевые и жанровые особенности искусства
    XVIII столетия 384
    ГЛАВА 23. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА 393
    23.1. Основные процессы и направления общественно-
    политической, научной и религиозной жизни 393
    23.2. Классицизм 397
    23.3. Романтизм 402
    23.4. Реализм 414
    23.5. Новые направления в западноевропейской
    культуре конца XIX в. 426
    ГЛАВА 24. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII - XVIII ВЕКОВ 436
    24.1. Культура России на пороге Нового времени 437
    24.2. Формирование русской национальной культуры 444
    ГЛАВА 23. КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА 455
    25.1. Первая половина XIX в. 456
    25.2. Переформенные годы 465
    25.3. Серебряный век русской культуры 479
    ГЛАВА 26. КУЛЬТУРА США XV11-XIX ВЕКОВ 487
    26.1. Особенности формирования культуры США
    в эпоху колонизации и борьбы за независимость 487
    26.2. Американская культура XIX ». 492
    IV. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 502
    ГЛАВА 27. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XX ВЕКЕ 503
    27.1. Индустриальная цивилизация и проблемы
    культуры 504
    27.2. XX век и новые формы искусства 510
    27.3. Западноевропейская литература XX в. 513
    27.4. Европейский театр в XX в. 516
    27.5. Архитектура, музыка, кинематограф 519
    ГЛАВА 28. КУЛЬТУРА СССР 524
    28.1. Культурные преобразования в 20—30-х гг. 524
    28.2. Особенности культурных процессов в 40-е гг. 532
    28.3. Культура в 50-90-х гг. 535
    ГЛАВА 29. КУЛЬТУРА США XX ВЕКА 543
    29.1. Философские и религиозные воззрения 543
    29.2. Наука и образование 547
    29.3 Литература, театр, музыкальное творчество 550
    29.4. Изобразительное искусство, архитектура, кино 553
    29.5. Американизация массовой культуры 562
    Литература 566
    Иллюстрации 568
  • Отчет по практике:

    Этикет в повседневной культуре Древней Руси 16-17 в2

    20 страниц(ы) 

    Этикет в повседневной культуре Древней Руси 16-17 в2

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Предыдущая работа

Культура XVIII века
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора