СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Демография как наука - Доклад №18955

«Демография как наука» - Доклад

  • 14 страниц(ы)

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Примечания

фото автора

Автор: oksielen

Введение

В самом общем виде демографию можно определить как науку о населении. Однако этого общего определения недостаточно для понимания того, что такое демография, каковы ее собственные, отличные от других наук объект и предмет.

Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания.

Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).

Как известно, под объектом науки обычно понимают определенную область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания. Под предметом же понимают наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической)1. В отличие от объекта науки, содержание которого не зависит от исследователя и исследовательской процедуры, предмет науки - это результат взаимодействия исследователя и реальности, та ее часть, которая выделяется субъектом познания с целью решения тех или иных конкретных научных или практических задач. Именно поэтому предмет науки носит исторический характер и может меняться в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой и решает наука, общество в целом.

Население как объект научного познания интересует многие науки - и естественные, и гуманитарные. Можно даже сказать, что население является всеобщим и универсальным объектом исследования для очень многих наук. Но каждая из них выделяет в этом, общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют именно данную науку и никакую другую и которые образуют предмет именно этой науки.

Экономисты изучают экономические отношения людей, т.е. отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Юристы изучают правовые отношения, т.е. отношения, кодифицированные, закрепленные в правовых актах или в обычаях. Этнологи исследуют национальные и межэтнические отношения. Политологи - политические отношения. У социологов - свой собственный взгляд на население, свой собственный предмет исследования: человек в структурах институционального неравенства, поведение людей в разных сферах социальной жизни. Специалисты в области популяционной генетики изучают распространенность тех или иных генов в разных человеческих популяциях, а также их т.н. «дрейф», т.е. движение от одной популяции к другой.

Этот перечень можно продолжать и продолжать. При этом важно то, что каждая из названных и неназванных наук по-своему определит население как предмет своего собственного познавательного интереса. Население как всеобщий и универсальный объект оказывается как бы растворенным между конкретными предметами отдельных наук. Более того, каждая из этих наук имеет, по существу, свое собственное определение населения, хотя, разумеется, во всех этих определениях сохраняется некоторое общее, инвариантное содержание.

В этой связи возникает необходимость вычленить тот комплекс явлений, процессов и отношений, который является предметом собственно демографического интереса, который как предмет исследования является исключительной «собственностью» демографии. В чем особенность именно демографического взгляда на население? Что именно интересует демографа, когда он говорит о своей науке, об ее объекте и предмете? Что отличает его интерес от интересов ученых других специальностей? Вот перечень вопросов, с ответов на которые необходимо начинать изучение демографии, если мы хотим успешно двигаться дальше, если мы стремимся к правильному пониманию тенденций и факторов демографических изменений.


Выдержка из текста работы

Разумеется, разные демографы могут по-разному отвечать на эти вопросы, но в их ответах, сколь различными они бы ни были, всегда будет некое общее содержание, некое «пересечение множеств», относительно содержания которого согласны практически все демографы.

Что же это за общее содержание? Некоторую помощь в поисках ответов на этот вопрос может оказать краткое обращение к истории самого термина демография, истории, которая отражает изменение не только взглядов на предмет демографии, но и самого предмета этой науки*.

Ученые, занимавшиеся изучением населения, долго искали слово, которое стало бы названием их науки. Слово «демография» появилось на свет примерно на двести лет позже науки, которую оно обозначает. До него предлагались другие термины. Первым, кто попытался дать имя новой науке, был швейцарский математик Христофор Бернулли (1782- 1863). Он предложил назвать ее «популяционистикой»2.

Термин же «демография» ввел в научный оборот французский ученый Ахилл (Аший) Гийяр. В 1855 г. в Париже вышла его книга «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография»3. В этой книге А. Гийяр определил демографию как естественную и социальную историю человека, или математическое изучение населения, его изменений и его физических, гражданских, интеллектуальных и моральных условий4.

Это определение демографии отражает то понимание предмета демографии, которое сложилось к середине XIX в. Оно носит в основном статистико-описательный характер и является чрезвычайно широким, включая в себя буквально все - от математического изучения населения до его «интеллектуальных и моральных условий». Оно, собственно, полностью соответствует тому, что означает слово демография на древнегреческом языке (демо - народ; графо - пишу, т.е. буквально: народоописание, описание народа). Трудно указать ту область социальной жизни или характеристик людей и всего населения, которая не подпадала бы под определение А. Гийяра. Тем не менее в течение довольно длительного времени это определение демографии было распространено весьма широко, и его придерживалось большинство ученых, особенно тех, кто пришел в демографию из статистики. И, кстати, довольно долго под демографией и понималась почти исключительно статистика населения, эти термины рассматривались как синонимы. В качестве примера можно привести хотя бы само название книги А. Гийяра или то определение демографии, которое дал другой крупный ученый ХIХв. Жак Бертийон (Бертильон) (1851-1922): «Демография занимается изучением коллективной жизни. Цель ее состоит в изучении причин, в силу которых общества развиваются, восстанавливаются и, в конце концов, приходят в упадок и погибают. Она рассматривает как физический, так и нравственный склад каждого народа; рассматривает, какие занятия доставляют ему средства к жизни; она исследует, как и почему люди вступают в брак, в каком количестве они размножаются и как воспитывают детей и пр. Она указывает, наконец, при каких обстоятельствах, в каком возрасте и в силу каких причин люди умирают»5.

В отечественной литературе термин «демография» впервые упоминается в 1872 г. в работе Е. Анучина «Значение статистики как науки и Международный статистический конгресс». При этом в среде российских ученых он длительное время был синонимичен понятию «статистика населения». К примеру, известный русский статистик А.В. Фортунатов в 1907 г. говорил о «демографии (популяционистике, или статистике населения)».

Широкая трактовка демографии как статистики населения долгое время определяла ее развитие и сохранилась почти до наших дней, найдя свое отражение в многочисленных учебниках демографии и справочниках, как отечественных, так и зарубежных.


Заключение

Только применение достижений других наук, использование в исследовании демографических феноменов их методов позволяет перейти от статистико-демографического описания процессов воспроизводства населения к их объяснению.

Однако взаимодействие демографии с другими науками не ограничивается только по линии использования их достижений для объяснения демографических феноменов. Существует и обратное влияние демографии на взаимодействующие с ней науки. Для любого обществоведа является насущной необходимостью владение демографическими знаниями и хотя бы основами демографической методологии.

Структура и динамика населения, демографические процессы являются одними из мощных факторов социальных изменений, факторов формирования конкретных особенностей тех или иных социальных феноменов и процессов. Изучение любого социального явления невозможно в отрыве от учета влияния демографического фактора, параметры которого задают как бы внешние рамки, в которых развертывается тот или иной социальный процесс, оказывают воздействие на его характеристики.

Выше в вставке приведен пример необходимости учета демографического фактора в исследовании социальной мобильности.

Не менее значимым является и овладение обществоведами основными методами демографических исследований. Демография может помочь им как на этапе разработки программы и инструментария научного исследования, так и на стадии обработки, анализа и интерпретации его результатов.


Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Организация крупных круизных путешествий

    42 страниц(ы) 

    Введение….
    Глава 1. Сущность круизов, история и происхождение….
    1.1 Понятие и виды круизов….
    1.2. Происхождение и развитие круизов….….
    1.3. География морских круизов….
    Глава 2. Характеристика круизных судов и компаний….
    2.1. Характеристика современных круизных судов…
    2.1.1. Корабли класса Radiance….
    2.1.2. Корабли класса Vision….….
    2.1.3. Корабли класса Voyager….
    2.2. Современные круизные компании…
    Глава 3. Особенности формирования круизных туров….
    3.1. Особенности организации круизных туров….
    3.2. Услуги на круизе….
    3.3. Необходимые условия организации туров…
    Заключение….….
    Список литературы….….….
  • Доклад:

    Управление социальной сферой

    15 страниц(ы) 

    нет
  • Доклад:

    Маркетинг. Лекции.

    31 страниц(ы) 

    нет
  • Контрольная работа:

    Экономические методы управления

    27 страниц(ы) 

    1. Понятие и классификация экономических методов….
    2. Государственное воздействие на хозяйственную деятельность организации, предприятия и его эффективность….
    3. Практическая часть…
    3.1 Характеристика ОАО «ДомПлит»…
    3.2. Анализ методов самонастройки основных звеньев организации на эффективный режим хозяйствования….
    3.3 Предложения по улучшению методов самонастройки основных звеньев производства…
    Задача….….…
    Разработайте более совершенную систему самонастройки организации, предприятия на эффективный режим хозяйствования в условиях рынка.
    Список литературы….….….….
  • Контрольная работа:

    Организации рекламной компании на предприятиях ресторанных и гостиничных услуг

    25 страниц(ы) 

    Введение…
    1. Сущность и роль рекламы в комплексе маркетинга …
    2. Особенности разработки рекламной кампании в ресторанном бизнесе.
    3. Основные этапы разработки рекламной кампании по продвижению предприятий общественного питания….….
    Заключение….….
    Список литературы….
  • Курсовая работа:

    Курорты рекреационной зоны Юг России.

    36 страниц(ы) 


    Введение….3
    I. Общая характеристика зоны Юг России….4
    1.1. Краснодарский край…4
    1.2. Ставропольский край….8
    II. Характеристика курортов рекреационной зоны юг России.12
    2.1. Курорты Краснодарского края….12
    2.1.1. Курорт Анапа….12
    2.1.2. Курорт Геленджик….14
    2.1.3. Курорт Сочи….15
    2.1.4. Курорт Ейск….18
    2.2. Курорты Ставропольского края….19
    2.2.1. Курорт Ессентуки….19
    2.2.2. Курорт Железноводск….22
    2.2.3. Курорт Кисловодск….25
    2.2.4. Курорт Пятигорск….27
    III. Сравнительный анализ курортов рекреационной зоны Юг России.31
    Заключение….35
    Список литературы….
  • Курсовая работа:

    Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений

    27 страниц(ы) 

    Введение…
    Глава 1. Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений.
    1.1. Объекты инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений…
    1.2. Источники финансирования капитальных вложений….
    1.3. Субъекты инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений. Формы договорных отношений….
    1.4. Анализ эффективности капитальных вложений на предприятии ЗАО «Ариадна»….
    Глава 2. Инвестиции, осуществляемые в форме финансовых вложений….
    2.1. Понятие финансовых вложений….….
    2.2. Анализ эффективности финансовых вложений на предприятии ЗАО «Ариадна»….
    Заключение….
    Список используемой литературы….
  • Методические указания:

    Архитектура ЭВМ и вычислительных систем

    20 страниц(ы) 

    нет
  • Контрольная работа:

    Аудиторская организация, условия членства в саморегулируемой организации аудиторов. Использование работы другого аудитора в соответствии с федеральным стандартом № 28.

    16 страниц(ы) 

    1. Аудиторская организация, условия членства в саморегулируемой организации аудиторов…
    2. Использование работы другого аудитора в соответствии с федеральным стандартом № 28….
    3. Практическое задание….…
    Список литературы….….….
  • Методические указания:

    Уголовное право Специальность: Таможенное дело

    28 страниц(ы) 

    нет