У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«12. Политико-правовые взгляды Б.Спинозы» - Контрольная работа
- 14 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: vlad1245
Содержание
Введение 3
1 Политико-правовое учение Спинозы 6
2 Теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза 8
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.).
Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении.
Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы.
Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с “мощью” – способностью любой части природы к самосохранению: “Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь”. Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) людей Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.
Спиноза, вслед за Гроцием и Гоббсом, считал необходимым “рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах”. В его основном произведении “Этика, доказанная в геометрическом порядке” (закончено к 1675 г.) философские, этические, правовые и политические понятия и категории изложены в форме аксиом, лемм, теорем, доказательств. “Я постоянно старался, – писал Спиноза, – не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать”.
Подобно Макиавелли, Спиноза порицал философов и политических теоретиков, которые людей берут не такими, каковы они суть, а какими они хотели бы их видеть. Настоящая задача политики, утверждал Спиноза, в том, чтобы вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой.
Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолюбив: “Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, поскольку думает тем самым упрочить свое благосостояние”. Спиноза искренне осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к деньгам как безумие, сумасшествие, которым подвержены толпа, чернь. Однако его политико-правовое учение строится на представлении, что корыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и неизменной чертой человеческой природы.
Коль скоро “каждый с величайшим жаром ищет своей личной пользы, – полагал Спиноза вслед за Макиавелли, – а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достояния”, то политика должна основываться на том, что условием достижения общего блага является обеспечение частной собственности. Неудивительно, что при таком взгляде на природу человека Спиноза счел необходимым в самом начале “Политического трактата” (1675 г.) заявить о несбыточности Утопии Томаса Мора.
Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним; диаметральная противоположность программных положений (Гоббс – сторонник абсолютной монархии, Спиноза – демократ) при общности методологических основ их концепций предопределила ряд разногласий в решении проблем теории. Наиболее существенное из них – отождествление Спинозой естественного права с “мощью”, попытка последовательно провести в концепции это своеобразное понимание естественного права.
Раз естественное состояние – это “состояние борьбы всех против всех”, оно вряд ли когда-нибудь существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?); к тому же оно не могло существовать еще и по той причине, что люди связаны разделением труда.
Спиноза – сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной – противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково – люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства: “Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, – писал Спиноза, – то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах. Но человеческая природа устроена совсем иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей”. Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы “сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно”.
Целью контрольной работы является анализ политического учения Б. Спинозы.
Выдержка из текста работы
1 Политико-правовое учение Спинозы
В основу исследований Б. Спинозы положен эмпирический метод. По мнению Спинозы, естественное право вытекает из природы. Естественное право - это законы природы \"открытые естественным светом\", т.е. человеческим разумом.
В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и других естественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической). Высший закон природы заключается в стремлении каждого к самосохранению. Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены.
Поэтому необходимо образование государства, которое возникает вследствие заключения общественного договора. Согласно Спинозе, \"естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается\". Главное различие между естественным и гражданским состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии возникает договорно-установленное высшее (суверенное) естественное право государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все боятся одного и того же - верховной (суверенной) власти.
Верховная власть, \"не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться\".
Частное гражданское право\", т.е. права гражданина в государстве - это разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т.е. дозволенная верховной властью часть естественного права.
Критерием во взаимоотношениях индивида и государства является степень их разумности. Конечная цель государства - освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим. \"Цель государства в действительности есть свобода\". Поэтому, несмотря на то, что все \"обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость\", Спиноза признаёт естественное право народа на восстание, в случае нарушения государством условий общественного договора.
Спиноза выделяет три формы государства - монархию, аристократию и демократию. При этом Спиноза является сторонником демократии. Однако он не отрицает приемлемость монархии и аристократии. Среди них Спиноза отдает свое предпочтение федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах.
Политико-правовое учение Спинозы было определенным шагом к постижению сущности государства и права. Его стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее субъективных оценок предопределило отождествление силы и права, \"мощи\" и законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции Спинозы стало средством обоснования \"границ государственной власти\", прогрессивных политико-правовых программных требований.
Представление о силе как основе права было определенным выходом за рамки чисто рационалистических схем, ориентировало теоретический поиск основ и законов развития права и государства на отношения, лежащие за пределами договоров, соглашений, волеизъявлений отдельных и многих лиц, намечало путь углубления исканий в теории права и государства.
2 Теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза
Суждения Спинозы о праве и законе основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону.
Коль скоро закон, обеспеченный принуждением, соединяет людей в общество и предназначен для того, чтобы обуздывать аффекты и дурные страсти, в нем должен быть воплощен истинный разум, всегда направленный на общее благо. Как добиться этого? Создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут верх над разумом.
Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, частные интересы противоречивы – все это в достаточно многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим остается только разумное начало. Разумность законов и общая свобода обеспечены только там, где законы принимает многочисленное собрание, воля которого “определяйся не столько прихотью, сколько разумом, ибо дурные аффекты влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или по крайней мере к тому, что кажется таковым”.
При таком подходе разумным и наиболее могущественным, прочным государством признавалась республика, особенно демократическая. “В демократическом государстве, – писал Спиноза, – менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости”.
Спиноза осуждал абсолютную монархию. В противоположность Гоббсу Спиноза утверждал, что естественное право не утрачивает своей силы в гражданском состоянии. Государство, как и любая часть природы, подчинено естественной закономерности, и его право тождественно его “мощи”, силе, фактической способности повелевать подданными. Эта способность, а тем самым и право (власть) государства далеко не беспредельны. Власть государства имеет границы.
К праву государства не может относиться то, к чему государство не в состоянии побудить подданных наградами или наказаниями. Это касается способности суждения. Поскольку власть не имеет фактической способности, “мощи” заставить людей думать или говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права.
Обоснованию свободы совести, науки, мнений, слова посвящен “Богословско-политический трактат” (1670 г.), где Спиноза доказывал, что никто не может перенести на другого свое естественное право или свою способность свободно рассуждать и судить о каких бы то ни было вещах, и никто не может быть принужден к этому.
Граница государственной власти и в том, что она не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызывающих негодование подданных. Спиноза развивает мысли Макиавелли о социально-психологических основах власти, о страхе и любви подданных как опоре правительства, о ненависти и презрении – причине возмущений против него.
Поскольку стремление к самосохранению должно быть присуще государству, как и любой части природы, “к праву государства менее относится то, на что негодует большинство., так как право государства определяется общей мощью народа, то несомненно, что мощь и право государства уменьшаются постольку, поскольку оно само дает поводы значительному числу лиц к заговору”.
Заключение
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и «два государства – по природе враги». Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира– это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. «Война,– подчеркивал Спиноза,– должна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды в применении оружия». Однако поскольку собственное благоденствие есть наивысший закон всякого государства, оно, руководствуясь боязнью вреда или надеждой на выгоду, может как заключить союз, так и с полным правом нарушить его, если это диктуется пользой государства в изменившихся условиях.
Спиноза выступает за взаимопомощь государств и отмечает, что вместе они имеют больше права, чем каждое из них в отдельности. «Чем больше государств заключает вместе мир,– писал Спиноза,– тем менее страха внушает каждое в отдельности всем другим, или тем менее власти у каждого начать войну, но тем более оно обязано блюсти условия мира, т.е. тем менее оно своенравно, но тем более обязано приспособляться к общей воле союзных государств».
В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.
Список литературы
1. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – М.: Издательство \"Зерцало\", 2005. – 688 с.
2. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. Хорошилова А.Н., \"ЮНИТИ\" – 2002. - 344 с.
3. История политических и правовых учений. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности \"Юриспруденция\". -М.: Юрид. лит., 2004. – 480 с.
4. История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В. С. Нерсесянца. -М.: НОРМА, 2005.- 392 с.
5. Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 2/ Б. Спиноза. М., 1957. – 429 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Анализ финансового состояния-
Курсовая работа:
53 страниц(ы)
Введение.
Раздел 1 Теоретическая часть. Статистика фондового рынка
1.1 Сущность фондового рынка.
1.1.1 Понятие фондового рынка, его назначение, структура.1.1.2. Понятие ценных бумаг, их виды.РазвернутьСвернуть
1.1.3. Биржевые индексы.
1.2.Краткие выводы по теоретической части
Раздел 2 Практическая часть. Статистический анализ взаимосвязей между производственными факторами
2.1. Аналитическая группировка показателей и метод сравнения параллельных рядов
2.1.1 Расчет групповых и общих средних показателей
2.1.2 Расчет относительных показателей по группам
2.2 Регрессионно-корреляционный и вариационный анализ среднесписочной численности персонала
2.2.1 Регрессионно-корреляционный анализ
2.2.2 Вариационный анализ среднесписочной численности рабочих
2.2.3 Анализ структуры статистической совокупности
2.3 Расчет доверительных интервалов для общих средних величин
2.4 Индексный анализ производительности труда
2.5 Анализ рядов динамики средней заработной платы, средних показателей рядов динамики
2.6 Обработка ряда динамики средней зарплаты
2.7 Индексы заработной платы с постоянными и переменными весами
2.8 Индексы заработной платы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов
2.9 Индекс планового задания заработной платы
краткие выводы по расчетам
Заключение
Список литературы.
-
Реферат:
16 страниц(ы)
Ведение 2
Бобслей 4
Правила и принципы отбора. 6
Какие группы мышц максимально развиваются 8
Морфофункциональные особенности организма 9Наиболее частые травмы и средства профилактики 10РазвернутьСвернуть
Первая медицинская помощь при травмах 11
Последние события связные России с бобслеем 13
Заключение 15
Список литературы 16
-
Реферат:
Сетевая информационная безопасность компьютерных сетей
24 страниц(ы)
Введение 3
1 Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности 5
2 Методы и средства информационной безопасности, защита информации в компьютерных сетях 13Заключение 23РазвернутьСвернуть
Список использованной литературы 24
-
Реферат:
Культура русской речи и смежные гуманитарные науки
24 страниц(ы)
Введение 3
1 Культура речи юриста 5
1.1 Ясность, точность, убедительность судебной речи как стилеобразующие характеристики 71.2 Речевые средства убеждения и воздействия судебной речи 9РазвернутьСвернуть
2 Культура речи и стилистика 12
2.1 Функциональный стиль 12
2.2 Разговорный стиль 13
2.3 Официально-деловой стиль 13
2.4 Научный стиль 13
2.5 Публицистический стиль 14
2.6 Художественный стиль 15
3 Культура речи и риторика 16
Заключение 22
Задание 23
Список используемой литературы 24
-
Курсовая работа:
Различные подходы к пониманию личности в истории психологии
34 страниц(ы)
Введение 3
1 Становление понятия "личность" в психологии 5
2 Основные направления в изучении развития личности 102.1 Психоаналитическая теория 13РазвернутьСвернуть
2.2 Гуманистические, феноменологические, экзистенциальные теории 15
3 "Существование личности" как психологическая проблема 17
4 Многозначность понятия личности в современной психологии 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34
-
Реферат:
Абсолютизм в xvii-xviii веке в россии
19 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ОСОБЕННОСТИ УТВЕРЖДЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ 4
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 41.2. ВЛИЯНИЕ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ НА УТВЕРЖДЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА 8РазвернутьСвернуть
1.3.ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕИЗАЦИИ НА ПРОЦЕССЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 11
2. РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II. «ПОЛИТИКА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА» 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
-
Курсовая работа:
Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.
44 страниц(ы)
Введение 3
Глава I Гражданско–патриотическое воспитание школьников 7
1.1 История развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание» в истории педагогики 71.2 Актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России 18РазвернутьСвернуть
1.3 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников 20
Глава II Патриотическое воспитание при изучении истории и обществознания в общеобразовательной школе 24
2.1 Концепция основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории 24
2.2 Организация патриотического воспитания на уроках истории и обществознания 28
2.3 Использование краеведческого материала на уроках истории по патриотическому воспитанию школьников. 36
Заключение 42
Список использованной литературы 43
-
Реферат:
18 страниц(ы)
1 Сфера использования железнодорожного транспорта в грузовых и пассажирских перевозок 3
2 Основные виды занятий в ВУЗе и их наполнение 15Список использованной литературы 18РазвернутьСвернуть
-
Контрольная работа:
Использование в криминалистике методов других наук
22 страниц(ы)
Введение 3
1 Понятие методологии криминалистики 4
2 Использование общенаучных методов в криминалистике 6
3 Использование частно- научных методов в криминалистике 134 Специальные методы криминалистики и методики криминалистических исследований 18РазвернутьСвернуть
Заключение 20
Список литературы 22
-
Реферат:
21 страниц(ы)
Введение 3
1 Объекты авторского права 5
2 Охрана баз данных 12
3 Задача 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20