СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания. - Курсовая работа №15389

«Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.» - Курсовая работа

  • 44 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: vlad1245

Содержание

Введение 3

Глава I Гражданско–патриотическое воспитание школьников 7

1.1 История развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание» в истории педагогики 7

1.2 Актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России 18

1.3 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников 20

Глава II Патриотическое воспитание при изучении истории и обществознания в общеобразовательной школе 24

2.1 Концепция основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории 24

2.2 Организация патриотического воспитания на уроках истории и обществознания 28

2.3 Использование краеведческого материала на уроках истории по патриотическому воспитанию школьников. 36

Заключение 42

Список использованной литературы 43


Введение

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель патриотического воспитания - выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

Однако, выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «антисемитизм», «космополитизм» и т.д.

Об огромном значении исследования теории и методики патриотического воспитания населения страны говорит и разработка программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г., № 122). В тоже время в государственной программе подчеркивается мысль о том, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постоянная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В своем курсовом исследовании мы руководствуемся также положениями и установками Подпрограммы Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 октября 2001 г. №3511). В Подпрограмме особо подчеркивается мысль о том, что «К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи». Мы придаем большое значение реализации такой задачи Подпрограммы, как «обновление содержания работы в образовательных учреждениях, организациях, объединениях по профессиональной ориентации обучающихся, повышения уровня подготовки их к военной службе».

Отечественная педагогика имеет ряд работ, посвященных патриотическому воспитанию молодежи. Нам представляется очень важным трезво, непредвзято извлекать уроки из богатого опыта формирования у граждан советского патриотического самосознания, которое ярко проявилось в массовом героизме населения в годы Великой Отечественной войны.

Важные теоретические положения и ценные методические рекомендации по патриотическому воспитанию содержатся в исследованиях отечественных исследователей. А.А. Аронова, В.И. Бачевского, А.К. Бруднова, А.Н. Вырщикова, М.А. Горбовой, Н.А. Жильцова, Н.М. Конжиева, М.Б, Кусмарцева, В.И. Лутовинова, М.И. Рожкова, А.И. Пятикопа, Т.Ю. Танюхина, Н.Е. Хворова, B.C. Чудного, Х.Г. Фаталиева, НЕ. Щуркова и др. Однако в них вопросы патриотического воспитания школьников освещены без анализа тех изменений, которые произошли в стране в связи с переходом общества из одного состояния в другое.

Цель исследования – патриотическое воспитание на уроках истории и обшествознания.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников на уроках истории и обществознания.

Предмет исследования - сущность, содержание и особенности воспитания патриотических чувств и сознания у учащихся общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1 Рассмотреть теоретические основы гражданско–патриотического воспитание школьников, рассмотреть историю развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание» в истории педагогики, определить актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России, определить содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников 19

2 Патриотическое воспитание при изучении истории и обществознания в общеобразовательной школе, определить концепцию основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории, рассмотреть организацию патриотического воспитания на уроках истории и обществознания, определить уровень использования краеведческого материала на уроках истории по патриотическому воспитанию школьников.

Методы исследования: Для решения этих задач применялись следующие методы исследования: анализ государственных документов, психолого-педагогической, специальной, научно-методической литературы и практики; изучение и анализ практических разработок по патриотическому воспитанию молодежи.


Выдержка из текста работы

1.1 История развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание» в истории педагогики

Проблема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения получила широкое отражение в трудах философов-мыслителей, общественных деятелей, литераторов XVIII – XX вв. Великие русские философы, писатели, педагоги выступали за подлинно национальную школу, но против псевдопатриотизма и космополитизма. Их идеалом был гражданин-патриот, обладающий высоким национальным достоинством, готовый трудиться для блага Отечества. Наш анализ показал, что идеи, высказанные философами Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, В.В. Розановым, В.С. Соловьёвым и др., литераторами М.В. Ломоносовым, А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевский; В.В. Маяковским, А.М. Горьким, М.А. Шолоховым и др. особенно актуальны в настоящее время, когда россияне столкнулись с явлением деформации патриотизма, утраты исторических традиций, национальной самобытности. Мы считаем, что важнейшая особенность развития идеи патриотического воспитания в настоящее время – обращение к традициям отечественной педагогики, в которой видную роль сыграли Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, и использованием достижений современных учёных, изучающих особенности патриотического воспитания в условиях новой России – В.И. Андреева, Г.Н. Волкова, А.Н. Вырщикова, Б.Т. Лихачёва, И.П. Подласого, В.А. Сластёнина, А.Т. Степанищева и др.

2.1 Концепция основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории

Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – эти идеи актуальны в современной жизни. Однако теряются, к сожалению, многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности русской жизни: соборность, коллективизм, общинность. Они заменяются западными идеями и образцами поведения и общения. В этой связи для современного российского общества становится наиболее актуальной задача восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.


Заключение

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и , воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.


Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001-2005 годы»

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».- М.: Росвоенцентр, 2005.

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 2003. - 5 июля.

4. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

5. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

6. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

7. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

8. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9

9. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.

10. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23

11. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59

12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17

13. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.

14. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219

15. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52

16. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. — Минск, 1981.

17. Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 1988.

18. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 1987.


Тема: «Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 44
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Контрольная работа:

    Методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания

    16 страниц(ы) 

    1. Понятие и сущность метода и приема обучения 3
    2. Различные подходы к классификации методов обучения 5
    3. Приемы и средства изложения теоретического материала на уроках истории и обществознания 7
    4. Изучение исторической личности 11
    Практическое задание 16
    1. Составить конспект занятия по теме "Зачем нужна экономика? 16
    2. Подготовить презентацию по теме (Весь материал нужен для начальных классов) 16
    Список литературы 17
  • Дипломная работа:

    Формирование у младших школьников метапредметных компетенций на уроках математики

    70 страниц(ы) 

    Введение 2
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 7
    1.1. «Метапредметные компетенции»: понятие, сущность 7
    1.2. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников на уроках математики по УМК «Школа - 2100» 16
    Выводы по первой главе 27
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 29
    2.1. Диагностика уровня сформированности метапредметных компетенций у младших школьников 29
    2.2. Контрольный эксперимент по формированию метапредметных компетенций у младших школьников на уроках математики и рекомендации учителям начальных классов 49
    Рекомендации учителям начальных классов по формированию метапредметных компетенций у младших школьников 59
    Вывод по второй главе 60
    Заключение 61
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ 65
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ 67
  • Дипломная работа:

    Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки

    91 страниц(ы) 

    Введение….….3
    Глава I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания школьников…8
    1.1. Основные исторические этапы и закономерности нравственно-эстетического воспитания школьников….8
    1.2. Современные музыкально-педагогические системы нравственно-эстетического воспитания школьников…19
    Глава II. Педагогические условия и особенности нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках музыки….29
    2.1. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания…29
    2.2. Опытно-экспериментальная работа….39
    Заключение….49
    Список литературы…54
    Приложение…58
  • Дипломная работа:

    Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки

    84 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.….….….3
    ГЛАВА 1. Теоретические основы применения мультимедийных презентаций на уроках музыки…6
    1.1. Специфика мультимедийных презентаций ….….….6
    1.2. Виды деятельности учащихся на уроках музыки и роль мультимедийных презентаций в их организации….….….….20
    Выводы по первой главе….….33
    ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по использованию презентации на уроках музыки….….35
    2.1. Содержание, формы и методы использования презентации на уроках музыки ….35
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….39
    Выводы по второй главе ….….…52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….…55
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….….58
    ПРИЛОЖЕНИЕ….62
  • Реферат:

    Планирование деятельности по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у молодых граждан

    15 страниц(ы) 

    Введение.3
    Планирование деятельности по патриотическому воспитанию и формированию гражданской ответственности у молодых граждан.4
    Заключение.13
    Список использованных источников.15
  • Дипломная работа:

    Организация обучения детей с овз на уроках музыки в общеобразовательной школе

    59 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
    1.1 Теория и практика обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе 7
    1.2 Организация обучения музыке в общеобразовательной школе. .29
    Выводы по 1 главе 29
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 30
    2.1 Содержание, формы и методы обучения детей с ОВЗ музыке в общеобразовательной школе 30
    2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 40
    Выводы по 2 главе 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Творчество МТ Цицерона

    22 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Биография 4
    2 Творчество 8
    3 Политические взгляды Цицерона 10
    4 Эстетические взгляды 13
    5 Ораторское искусство 18
    Заключение 21
    Список использованной литературы 22
  • Курсовая работа:

    Окончание предварительного расследования.

    26 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Понятие и виды окончания предварительного расследования 4
    1.1.Точки зрения на понятие и содержание этапа окончания предварительного расследования 4
    1.2. Виды окончания предварительного расследования 6
    2. Основания и процессуальный порядок окончания предварительного расследования составлением обвинительного заключения 9
    3. Проблемы прекращения и возобновления уголовных дел в уголовном процессе 19
    Заключение 24
    Литература 26
  • Реферат:

    Сознание как высшая форма отражения действительности.

    17 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Проблема сознания в истории философской мысли 4
    2. Сознание как форма головного мозга 6
    3. Сознание и самосознание 9
    4. Сознание и компьютер 12
    Заключение 15
    Глоссарий 16
    Список использованных источников 17
  • Курсовая работа:

    Проект создания лесного питомника и лесных культур в минусинском лесхозе красноярского края

    44 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. Экологические условия района проектирования 5
    1.1 Географическое положение 5
    1.2 Климат 6
    1.3 Рельеф 9
    1.4 Растительность 9
    1.5 Почвы 10
    2. Специальная часть 12
    2.1 Характеристика участка выбранного под питомник 12
    2.2 Агротехника и технология выращивания посадочного материала 12
    2.2.1 Обработка почвы 12
    2.2.2 Севообороты 14
    2.2.3 Выращивание трехлетних сеянцев сосны обыкновенной 15
    2.2.4 Выращивание сеянцев рябины обыкновенной 17
    2.2.5. Выращивание черенковых саженцев ивы 18
    2.2.6 Выкопка, сортировка и хранение посадочного материала. 20
    2.3 Производственная мощность питомника 22
    2.4 Расчет и организация площади питомника 23
    2.4.1 Расчет полезной площади питомника 23
    2.4.2. Расчет общей площади питомника и организация его территории. 23
    2.5 Календарный план работ и техника безопасности 29
    3. Технико-экономическое обоснование проекта 31
    3.1 Расчет потребности в посевном и посадочном материале 31
    3.2. Затраты на строительство, закладку многолетних насаждений и оснащение питомника 32
    3.3 Нормативно-технологические карты 35
    3.4 Расчет полной себестоимости выращивания посадочного материала 35
    3.5 Результат производственной деятельности питомника 35
    4. Проект лесных культур 36
    4.1 Описание участков лесокультурных земель 36
    4.2 Выбор породы, схемы смешения, метод создания лесных культур 38
    4.3 Агротехника создания лесных культур 38
    4.4 Расчет нужного количества посадочного материала для производства 1 га лесных культур 41
    4.5 Нормативно-технологическая карта и расчет полной себестоимости создания лесных культур 42
    Заключение 43
    Список использованных источников: 44
  • Реферат:

    Социология в системе юридических наук

    21 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Предмет и объект социологии 4
    2 Место социологии в системе юридического образования 6
    3 Диалектика социальных норм и социальных процессов 9
    Заключение 19
    Список используемой литературы 21
  • Реферат:

    Крестьянская реформа.

    16 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Необходимость принятия крестьянской реформы 4
    2. Пути решения крестьянского вопроса 9
    3. Значение и последствия крестьянской реформы для развития России. 13
    Заключение 15
    Список использованных источников 16
  • Контрольная работа:

    Психологическое образование и история его становления Профессионально важные качества профессионального психолога

    15 страниц(ы) 

    Вопрос № 36 Психологическое образование и история его становления 3
    Вопрос № 54 Профессионально важные качества профессионального психолога 14
    Список использованной литературы 15
  • Реферат:

    Перспективы китайско-российских отношений

    11 страниц(ы) 

    Введение…2
    1. Прочная основа конструктивных отношений стратегического партнерства…3
    2. Основные задачи российско-китайского стратегического сотрудничества….4
    3. Согласование политики российско-китайских отношений…6
    4. Россия и Китай: стоит ли сотрудничать ?.….9
    Список литературы….11
  • Курсовая работа:

    Социальная политика государства как технология социальной работы общего социального уровня

    43 страниц(ы) 

    Введение 5
    1 Социальная политика: Сущность, и общие наложения 7
    1.1 Общество и его структура 7
    1.2 Политика 8
    1.3 Социальная политика. Социальное положение 8
    2 Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) 11
    2.1 Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики 11
    2.2 Социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формациях) 11
    2.3 Социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в революционных ситуациях) 13
    2.4 Социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е. социальная политика переходного периода 15
    3 Содержание социальной политики (функции и основные задачи социальной политики) 17
    4 Содержание социальной политики: основные сферы осуществления социальной политики 20
    5 Государственность и государство. Роль государственности и государства в социальной политике 24
    6 Социальные перспективы, социальные цепи, социальные возможности, социальные риски и государство как ресурс 30
    7 Государственная социальная политика 34
    8 Конституционные обязанности государства в области социальной политики 37
    Заключение 40
    Список использованных источников 42
    Словарь терминов 44
  • Реферат:

    Концепция структурных уровней в биологии.

    22 страниц(ы) 

    Введение….3
    Концепции трансформизма…5
    Концепция униформизма…7
    Учение катастрофизма…8
    Ламарковская концепция…11
    Дарвиновская революция…13
    Особенности биологического уровня организации материи…16
    Концепция Вернадского…17
    Создание синтетической теории эволюции.18
    Список используемых источников….21