СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Политология и ее место в системе общественных наук.
Политические процессы: сущность и режимы их протекания. - Реферат №21706

«Политология и ее место в системе общественных наук. Политические процессы: сущность и режимы их протекания.» - Реферат

  • 33 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: vlad1245

Содержание

1 Политология и ее место в системе общественных наук 3

1.1 Предмет политологии 3

1.2 Система категорий политологии 11

1.3 Методы политологии 13

1.4 Функции политологии 18

2 Политические процессы: сущность и режимы их протекания 21

2.1 Понятие политического процесса 21

2.2 Концептуальные подходы к интерпритации политического процесса 23

2.3 Типы политических процессов 25

2.4 Структура политического процесса 27

Список использованной литературы 33


Введение

Политология – термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” – “знание”. Наука – это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология?” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.


Выдержка из текста работы

1.1 Предмет политологии

Политология – термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” – “знание”. Наука – это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология?” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Кроме этого весьма важно определить угол зрения относительно концептуального понимания политологии. Речь идет о том, что у всякого социального явления есть политические аспекты. Читателю известно, что проблема нехватки продовольствия, жилья, транспорта из, казалось бы, чисто житейско-экономической превращается в политическую, когда граждане игнорируют избирательную кампанию или голосуют против существующего правительства. Отсюда бытует мнение: “все политика”, “политика и власть безбрежны”.

Разумеется, перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического. Может быть такая постановка вопроса не совсем корректна, но истина, однако, совсем рядом.

Прежде всего следует обратить внимание на две парадигмы: первая – Мишеля Фуко, согласно которой общество по мере своего развития все больше и больше политизируется, и вторая – Генри Беккера, по мнению которого движение общества вперед будет сопровождаться все большим сужением сферы политики.

Более того, ряд авторов (Д.Белл, Д.Гэлбрейт, С.Липсет, Р.Арон) вообще считает, что в постиндустриальную эру политика опускается на уровень банальности, становясь результатом эмпирических и пунктуально выполняемых корректировок. А поэтому серьезно вести речь о науке, изучающей политику, вряд ли и стоит.

Существует мнение о ненужности политической науки и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день “борется” за статус самостоятельности, несмотря на казалось бы, очевидное признание ее как науки наравне с другими дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем.

Для этого, необходимо, как минимум, знать исходные позиции, в данном случае концепции, сложившиеся в ходе становления и развития политологии.

Здесь мы сталкиваемся с непростой ситуацией. И предмет политологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок.

1.2 Система категорий политологии

Категориями являются наиболее общие понятия, отражающие существенные характерные черты и связи явлений. Это язык науки. Проблема выяснения понятийного аппарата политологии очень важна, так как она наряду с раскрытием содержания дисциплины помогает ближе подойти к пониманию сути предмета науки.

При объяснении категорий политологии встречается много трудностей. Они заключаются прежде всего в интердисциплинарном характере этой науки (в приспособлении понятий других наук), что приводит в конце концов к беспринципному сочетанию разнородных понятий. Сложность заключается и в том, как показывает анализ теоретических источников, что политология в каждой стране как бы “своя” и, например, использование заимствованных категорий из западной политологии не всегда может быть плодотворным. Как мы уже убедились ранее сами политологи в понятие “политология” вкладывают не одинаковое содержание.

Политология создала вполне определенное число понятий, которые являются инструментами исследования. Они составляют, по нашему мнению, следующие группы. Первая группа понятий – дает возможность выявить, определить, что есть политология: ее объект, предмет (политическое пространство или политическое поле, парадигма, методы и функции, политика). Вторая – позволяет анализировать структуры и силы, которые для политических лидеров, элиты являются целью или средством (из-за своей всеобщности они имеют вертикально-горизонтальный (поперечный) характер. Это прежде всего “политическая власть”, “господство”, “порядок”). Третья – связана с исследованием политических институтов (государство, политические партии, группы давления, административный аппарат, избирательные системы, правовые системы и суды) и субъектов политики (личность лидера, политическая элита, этнические группы, классы). Четвертая – позволяет анализировать политическую систему. Это такие понятия, как “собственно политическая система”, “компоненты”, “нормы”, “структуры политической системы”, “вход”, “выход”, “требования”, “артикуляция интересов”, “агрегирование интересов”, “спрос”, “поддержка”, “среда”, “обратная связь”, “коммуникация”, “рецепторы”, “память” и т.п. Благодаря введению данных понятий в теорию политических систем, произошел значительный скачок в развитии политологии в целом. Это обстоятельство считается общепризнанным среди различных специалистов политической науки.

Однако традиционное понимание политической системы среди отечественных ученых не исключает понятий, входящих во вторую и третью группу, но, как нам кажется, не придает ясности анализу политических систем ни по одному из признаков: ролевому, функциональному, институциональному.

Пятая группа понятий позволяет анализировать политический процесс во всей его совокупности: революция, реформы, политическая модернизация, избирательная кампания, конфликты, политическое событие, ситуация, обстановка и др.

Шестая группа понятий, пользующаяся в последнее время признанием многих специалистов, науки, охватывает в основном область политического сознания. Речь идет о таких понятиях, как политическая психология, способствующая выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения; политическая идеология, являющаяся мощным мобилизующим средством, в котором сходятся коллективное и индивидуальное; политическая культура, показывающая насколько человеком освоены общезначимые образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурными нормами мыслительной и практической деятельности: политическая социализация как вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения власти; политическая пропаганда, имеющая априорно чисто технический характер, однако, представляющая собой основной способ сознательного воздействия на представления, которые структурируют мир политики.

1.3 Методы политологии

Общепризнано, что методы исследования – это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Некоторые авторы считают, будто не существует специфических политологических методов, что исследование политической жизни характеризуется определенной эклектичностью, симбиозом методики гуманитарных исследований и техники эмпирических исследований. Правда, какая из общественных наук может претендовать на чисто свои методы. Известное течение в политологии – эмпирико-аналитическое (сциентистское – представление о единстве наук), основано на такой позиции: всем наукам свойственны одни и те же научно-логические эмпирико-аналитические критерии.

Методов познания действительности довольно много. Существует и их классификация. Говорят, например, о методике экспериментов, о методах обработки эмпирических данных, методах построения научной теории, методах изложения научных результатов. По другой классификации, методы делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Так, методы, имеющие общенаучный характер – это сравнение, анализ и синтез, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, наблюдение. Есть и иная классификация. Она опирается на различие методов качественного и количественного изучения реальности. Образно говоря, методы можно квалифицировать и по такому признаку: с птичьего полета, с горы и из мышиной норы (Л.Гумилев). В настоящее время углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и методы одних наук все более широко используются в других, конкретизируясь в каждой отдельной науке.

1.4 Функции политологии

Само понятие “функция” (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

Реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу – “классических теоретических функций”. В нее входят:

1) концептуально-описательная. Она состоит в предоставлении исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенного запаса терминов, понятий и категорий, а также правил описания отражающих содержание политической действительности, охваченное в этих категориях и понятиях. Это позволяет ответить на вопрос “что и как делается?”;

2) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос “почему делается так, а не иначе?”;

3) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.

Одна из целей науки – прогноз. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг – слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий. Заметим, что определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества не входит в функцию политологии (это прерогатива науки прогностики).

2.1 Понятие политического процесса

Понятие 'политический процесс' в современной литературе используется в основном в двух аспектах, которые можно было бы условно обозначить как его 'макро-' и 'микро-' значения. В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития1. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом в данном случае понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов или микропроцессов. Именно в последнем измерении это понятие определяется в авторитетной 'Международной энциклопедии социальных наук', где 'политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов'2. Таким образом, определение понятия политического процесса осуществляется через составляющие его компоненты, субпроцессы, а политическая деятельность его отдельных участников выступает в качестве исходного субстрата. Очевидно, что если определение политического процесса на макроуровне имеет в основном дедуктивный характер, то второе - на микроуровне - является в большей мере индуктивным.

2.2 Концептуальные подходы к интерпритации политического процесса

Корни традиции анализа политического процесса и динамики политической жизни уходят в отдаленное прошлое. Важной вехой в разработке концепции политического процесса, с которой западная политическая мысль вплотную подошла к рубежу XX века, были, например, классические работы К. Маркса и Ф. Энгельса 'Классовая борьба во Франции', 'Революция и контрреволюция в Германии', 'Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта' и 'Гражданская война во Франции'. Но, пожалуй, лишь в XX веке возникли первые попытки построения развернутой и специализированной теории политического процесса.

Направление развития концептуальных взглядов на политический процесс можно связать с разработкой двух основных парадигмальных оппозиций: микро- и макроуровневой, то есть группового плюрализма и системного холизма.

Если оценивать приоритет этих подходов с позиции их исторического появления, то дедуктивный способ макроанализа возник, вероятно, несколько раньше индуктивного микроподхода. Еще в своей 'Всемирной истории' в 40 книгах Полибий (II в. до н. э.) формулирует концепцию целостного круговорота политической жизни, предполагающего закономерный переход государства от становления к расцвету, а затем и упадку и определяющего шесть фаз единого цикла развития государства: монархию, тиранию, аристократию, олигархию, демократию и охлократию. Современный же этап развития концепций политического процесса открывается в XX веке микротеориями, связанными с именами А. Бентли и В. Парето. Именно концепция циркуляции и круговорота элит, разработанная в 'Трактате по общей социологии' В. Парето, дала основание Й. Шумпетеру назвать последнего основоположником современной 'социологии политического процесса'. В. Парето берет в качестве базового конструкта для своей теории понятие 'элиты' как субъекта и движущей силы политического процесса, которой противодействуют контрэлиты, и, наконец, народ, играющий здесь роль скорее пассивную, чем активную.

Но настоящую революцию в развитии теории политического процесса произвела книга А. Бентли 'Процесс управления' (1908 год), в которой впервые была подробно разработана концепция 'групп интересов' (или 'заинтересованных групп'). Именно ему, одному из первых принадлежала немарксистская трактовка динамики социального процесса и интерпретация политического процесса как взаимного давления социальных групп в борьбе за государственную власть.

Начиная с А. Бентли, категория 'политический процесс' охватывает два типа отношений: во-первых, неформальные, реальные и групповые, поскольку 'группа интересов' является его первичным субъектом, и во-вторых, производные, официально-институциональные, представляющие собой лишь проекцию групповых интересов, в силу чего государственные институты выступают лишь как один из многих видов 'групп интересов'. Правительство представляется А. Бентли в роли специфической официальной группы-арбитра, регулирующей конфликты. Им вводится в процессуальную теорию понятия артикуляции и идентификации групповых интересов как исходный пункт анализа любого политического процесса. Сообразно основным субъектам государственной власти, А. Бентли выделяет три основных субпроцесса в структуре процесса государственного управления: законодательный, исполнительный и судебный.

2.3 Типы политических процессов

Различные страны мира имеют совершенно разные характер и уровень динамичности, а также направленность политических процессов. Более того, возникают ситуации, когда в одном макрополитическом процессе действуют два и более разнонаправленных и неоднородных субпроцесса. Например, на территории одной из самых стабильных стран мира, Великобритании, долгие годы происходил бурный этноконфессиональный конфликт между англичанами и ирландцами, протестантами и католиками, отголоски которого время от времени отзывались взрывами в тихом Лондоне, организованными террористами Ирландской республиканской армии (ИРА). Тем не менее при помощи определенных критериев можно выделить основные разновидности политических процессов: локально-региональные и глобальные; стабильные и кризисные и, наконец, легальные и 'теневые'. Рассмотрим их более подробно.

Локально-региональные и глобальные процессы. Подразделение политических процессов по их масштабу во многом связано с уже разобранным вопросом о пространственно-временном континууме политики. Нередко результат того или иного локального или регионального процесса может воздействовать и на общий ход мировой политики. Например, этнополитический конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами, который вначале был внутренним делом бывшей Югославии, перерос в политический процесс, масштабы которого влияют на дестабилизацию общеевропейской политики. В то же время типичным локальным процессом, затрагивающим интересы лишь местного сообщества, являются выборы в муниципальные органы власти и управления.

Стабильные и кризисные процессы. В политике нередко острые кризисные ситуации переходили в революционные взрывы, а серии реформ тех или иных правительств обеспечивали стабильную эволюцию, как это было, скажем, в эпоху 'нового курса' Ф. Рузвельта в США в 30-е годы. Но тем не менее и реформа, и революция могут быть способами разрешения политического кризиса. Эта типологизация вытекает из глубинного механизма политического процесса, связанного с равновесием, балансом и консенсусом основных социальных сил, выступающих субъектами процесса, или же их отсутствием. Так было в Германии, когда после кризиса Веймарской республики, господства фашистов и поражения во Второй мировой войне в стране в период правления К. Аденауэра была нащупана модель стабильного политического процесса в ФРГ.

2.4 Структура политического процесса

Политический процесс относится к числу сложных, синтетических феноменов, природа которых связана с функционированием динамичных систем, обладающих изоморфной и инвариантной структурой. Чаще всего политологи рассматривают структуру макрополитического процесса в трех аспектах. Во-первых, с точки зрения взаимодействия государства и гражданского общества, политической системы с ее социальной средой, государственного управления и политического участия. Во-вторых, с позиции более дробных компонентов, деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса. И в-третьих, структура политического процесса может быть описана в аспекте основных временных фаз и состояний его протекания, обусловленных соответствующим балансом сил, установлением равновесия между ними или же его нарушением. Рассмотрим более детально все эти измерения.

Основные компоненты политического процесса. Гражданское давление и государственное управление

Мы выяснили, что процесс властвования состоит из взаимодействия государственного управления и гражданского давления, политического участия или, условно говоря, процессов, идущих 'сверху' и 'снизу'. В политический процесс обязательно входит функционирование государственных институтов, таких как правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан. В связи с этим политический процесс нередко трактуют как довольно сложную конфигурацию сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов. При этом возможны два подхода к трактовке соотношения данных компонентов: 'горизонтальный' и 'вертикальный'. В первом случае в политическом процессе государство и социальные группы выступают как бы на паритетных началах, как равноправные партнеры, сознательно стремящиеся к рациональному достижению согласованных общественных целей (например, в Швеции и Германии это неокорпоративистская модель 'трипартизма', как равноправного диалога правительства с профсоюзными и предпринимательскими организациями).

При втором подходе политический процесс трактуется как некая стихия, которой противостоят органы государственной власти, играющие роль управленческой подсистемы этого процесса, формулирующие цели и принимающие решения по поводу приоритетных общественных проблем. Все это проявляется в авторитарных режимах в периоды кризисов особенно ярко.

В итоге можно заключить, что каждый из двух крупных блоков или взаимодействующих подсистем политического процесса имеет свою функциональную нагрузку: с одной стороны, государственное управление играет роль интегрирующей общество силы, формулирующей коллективные цели и принимающей решения, а с другой - давление гражданского общества и политическое участие связано с функцией представительства интересов групп и индивидов.


Заключение

Что же касается компромиссов, то к этому типу взаимодействий относятся такие случаи, при которых на первый план выходит задача поддержания стабильного статуса-кво в отношениях между субъектами, при условии взаимных уступок и сохранения принципиальных расхождений. От компромиссов и соглашений отличаются союзы и блоки как значительно более тесные и дружественные формы политических взаимодействий, когда объективно существует некоторое пересечение интересов и общность позиций. И последним составляющим звеном общего спектра взаимодействий являются консенсусные отношения, когда достигается согласие по всем ключевым позициям и при этом наличествует практически полное совпадение взглядов и общность интересов. Иногда это приводит даже к объединению двух партий в единую политическую организацию, как это случалось в некоторых странах с социал-демократами, социалистами и коммунистами.

В итоге все акции и интеракции, действия и взаимодействия складываются в единый поток политического процесса, каждое состояние которого характеризуется определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил [10, c. 204-215].


Список литературы

1. Политология. Уч. пособие. / Под ред. Б.И.Краснова. М., 1995.

2. Кравченко А.И. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

3. Политология: Учеб. пособ. / Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, Т.В. Бакулина и др.; Под ред. Н.И. Азарова. – М.: Высш. шк., 1999. – 303 с.

4. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2004. – 588 с.: ил.

5. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.

6. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 460 с.

7. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 559 с.

8. Дробышевский В.С., Смирнова Л.А. Политология: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: «Сибирское соглашение», 1999. – 124 с.

9. Козырев Г.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 208 с. – (Gaudeamus).

10. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы политологии: Учеб. пособие для пед. училищ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.


Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Шпаргалка:

    Список вопросов к государственной аттестации по дисциплине «Теория государства и права» по специальности 030501 «Юриспруденция»

    200 страниц(ы) 

    1. Предмет теории государства и права и его структура.
    2. Методы и методология теории государства и права
    3. Функции дисциплины «Теория государства и права» и ее место в системе юридических наук.
    4. Основные теории происхождения и возникновения государства и права.
    5. Соотношение государства и права, характеристика различных подходов к рассмотрению данного соотношения.
    6. Понятие государства и содержание его основных признаков.
    7. Сущность государства и основные подходы к трактовке сущности государства.
    8. Государственная власть, ее понятие, свойства и методы ее осуществления.
    9. Легитимность и легальность государственной власти.
    10. Основные подходы к типологии государства и их характеристика.
    11. Характеристика формационного подхода к типологии государств.
    12. Основные характеристики светского, клерикального и теократического государства.
    13. Понятие формы государства и его элементы, их общая характеристика.
    14. Понятие, виды и характеристика основных форм правления
    15. Формы государственного устройства: понятие и характеристика.
    16. Основные характеристики федерации и ее виды.
    17. Политический (государственно-правовой) режим, его виды и характеристика.
    18. Понятие функций государства, их признаки и основания классификации.
    19. Характеристика внутренних функций государства.
    20. Характеристика внешних функций государства.
    21. Формы и методы реализации функций государства.
    22. Механизм государства: понятие, признаки, структурные элементы и их характеристика.
    23. Государственные органы: понятие, признаки и характеристика их основных видов
    24. Законодательная власть и ее основные характеристики.
    25. Исполнительная власть и ее основные характеристики.
    26. Судебная власть и ее основные характеристики.
    27. Политическая система общества: понятие, признаки, характерные черты, структурные элементы и виды.
    28. Роль государства и права в решении глобальных проблем современности.
    29. Правовое государство: понятие, признаки.
    30. Проблемы формирования правового и социального государства в современной России.
    31. Понятие, признаки, классификация социальных норм и их характеристика.
    32. Право в системе социальных норм.
    33. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия.
    34. Основные концепции правопонимания, их достоинства и недостатки.
    35. Понятие права, его сущностные признаки и принципы.
    36. Функции права, их классификация и характеристика.
    37. Характеристика основных и неосновных собственно юридических функций права.
    38. Понятие нормы права и ее признаки.
    39. Классификация норм права и характеристика их основных видов.
    40. Структура нормы права и характеристика ее основных структурных элементов.
    41. Виды гипотез норм права и их характеристика.
    42. Виды диспозиций норм права и их характеристика.
    43. Виды санкций норм права и их характеристика.
    44. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.
    45. Понятие формы (источника) права, их виды и общая характеристика.
    46. Виды нормативно-правовых актов и их общая характеристика.
    47. Понятие закона, его признаки, виды, характеристика.
    48. Понятие подзаконного нормативно-правового акта: его виды и характеристика.
    49. Судебный и административный прецедент. Юридическая практика.
    50. Действие нормативно-правовых актов во времени.
    51. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
    52. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.
    53. Основные принципы инкорпорации и кодификации нормативно-правовых актов.
    54. Правотворчество: понятие, виды, стадии. Юридическая техника и ее принципы.
    55. Понятие системы права, ее структура и элементы.
    56. Предмет и метод правового регулирования как основания построения правовой системы.
    57. Понятие отрасли права и характеристика основных отраслей российского права.
    58. Право частное и право публичное.
    59. Взаимодействие и соотношение внутригосударственного и международного права.
    60. Система законодательства, понятие, горизонтальное и вертикальное построение российского законодательства.
    61. Понятие и признаки правовых отношений.
    62. Виды правоотношений и их характеристика.
    63. Структура правоотношений и их общая характеристика.
    64. Субъекты правоотношений, их виды и характеристика.
    65. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений.
    66. Объекты правоотношений, их виды и характеристика.
    67. Юридические факты: понятие, признаки и классификация.
    68. Понятие правового статуса, его виды и содержание.
    69. Понятие правосознания, его структура и виды.
    70. Правовая культура: понятие и структура.
    71. Правовой нигилизм: понятие, причины и способы ослабления.
    72. Понятие реализации права, его формы и их характеристика.
    73. Применение права, его признаки, субъекты и стадии.
    74. Акты применения права, их виды, структура и требования, предъявляемые к ним.
    75. Толкование норм права, понятие, виды и способы.
    76. Юридические коллизии и конфликты, их виды, причины, процедуры разрешения.
    77. Пробелы в позитивном праве, их виды и способы устранения.
    78. Понятие правонарушения и его признаки.
    79. Виды правонарушений и их характеристика.
    80. Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды.
    81. Юридический состав правонарушения как основания юридической ответственности и характеристика его элементов.
    82. Основания освобождения от юридической ответственности и исключение юридической ответственности по российскому законодательству.
    83. Презумпция невиновности в российском законодательстве.
    84. Понятие, принципы и требования законности.
    85. Правопорядок, понятие, характерные черты и основные принципы. Соотношение правопорядка и общественного порядка.
    86. Основные пути укрепления законности и правопорядка в российском государстве.
    87. Понятие правовых систем и основания их классификации.
    88. Характеристика романо-германской правовой семьи.
    89. Характеристика англо-американской правовой семьи.
    90. Характеристика семьи религиозно-традиционного права
  • Реферат:

    Роль философии в жизни общества. Философия душа культуры

    17 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 О предмете философии и ее месте в системе научного знания 4
    2 Философия и мировоззрение 6
    3 Философия и культура 13
    Заключение 15
    Список использованной литературы 17
  • Курсовая работа:

    Cтановление, развитие и современное состояние гоcударства и права

    30 страниц(ы) 

    Введение….….3
    1 История становления современного российского государства….5
    1.1 Этапы становления современного российского государства….5
    1.2 Право как регулятор общественных отношений….9
    2 Перспективы развития государства и права….15
    2.1 Государство и право - продукт общественного развития….15
    2.2 Развитие и роль государства и права….23
    Заключение…27
    Глоссарий….29
    Список использованных источников….30
    Приложение….31
  • Контрольная работа:

    Взаимосвязь экономики труда с другими науками

    25 страниц(ы) 

    Введение…3
    1. Экономика труда и ее место в системе наук….5
    1.1 Предмет и понятие дисциплины экономика труда….5
    1.2 Место экономики труда в системе наук…12
    2.Взаимосвязь экономики труда с другими науками….14
    2.1 Экономика труда и другие науки во взаимодействии….14
    2.2 Взаимосвязь с некоторыми науками….19
    Заключение….22
    Список использованных источников…24
  • Курсовая работа:

    Отражение выручки в МСФО и ПБУ

    38 страниц(ы) 

    Введение….…3
    1. Учет выручки: общие положения МСФО (IAS) 18….….5
    1.1 Выручка фирмы и ее место в системе показателей бухгалтерской отчетности….5
    1.2 Оценка выручки….….…7
    1.3Признание выручки….9
    1.4.Измерение выручки…10
    2. Сравнение отражения и учета выручки в ПБУ и МСФО…18
    2.1.Порядок определения выручки установлен пунктом 6 ПБУ 9/99….18
    2.2. МСФО 18 "Выручка" и ПБУ 9/99 "Доходы организации"….27
    Заключение ….35
    Список литературы…37
  • Шпаргалка:

    Ответы по отечественной истории государства и права

    101 страниц(ы) 

    1. Предмет истории отечественного государства и права и его место в системе историко-правовых наук.
    2. Метод изучения истории отечественного государства и права.
    3. Возникновения государственности у восточных славян.
    4. Образование древнерусского государства в Киеве и возможные пути его происхождения.
    5. Общественный и государственный строй Древней Руси.
    6. Возникновение и развитие древнерусского феодального права.
    7. Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси в XII - XIV вв.
    8. Особенности государственно-правового развития Новгородской и Псковской феодальных республик.
    9. Основные положения Новгородской и Псковской ссудных грамот.
    10. Особенности общественного и государственного устройства и развития русских земель в период правления Золотой Орды.
    11. Предпосылки образования Русского централизованного государства.
    12. Общественный и государственный строй России во второй половине XV - первой половине XVI в.
    13. Содержание общерусского Судебника 1497 г.
    14. Образование сословно-представительной монархии в России.
    15. Основные положения Соборного Уложения 1649 г.
    16. Предпосылки возникновения абсолютизма и особенности абсо-лютизма в России.
    17. Сословные реформы Петра I и Екатерины II и их роль в формировании дворянства.
    18. Табель о рангах и его роль в формировании института государственной службы.
    19. Реформы государственного управления в России в конце XVI – XVIII в.
    20. Воинский устав Петра I и развитие права.
    21. Кризис феодально-крепостнического строя и развитие буржуазных отношений в России в первой половине XIX в.
    22. Реформа государственного аппарата в первой половине XIX в.
    23. Кодификация и систематизация права М. М. Сперанского.
    24. Содержание свода законов Российской империи.
    25. Уложение о наказаниях 1845 года.
    26. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г.
    27. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы.
    28. Судебная реформа (1864 г.) и реформа полиции.
    29. Контрреформы 1880-1890-х гг.
    30. Содержание экономических и политических реформ начала XX в.
    31. Политический кризис в России в начале XX в.
    32. Социально-экономические и политические предпосылки октябрьского переворота.
    33. Органы власти и управления Советской власти в 1917 -1918 гг.
    34. Особенности политики военного коммунизма 1918 – 1920 гг.
    35. Национально-государственное строительство РФ в 1918 – 1920 гг.
    36. Основные тенденции развития права в 1918 – 1920 гг.
    37. Общественно-политический кризис 1920-1921 гг.
    38. Предпосылки образования СССР.
    39. Основные положения первой Конституции СССР.
    40. Развитие права в СССР в 1921-1929 гг.
    41. Основный положения второй Советской Конституции СССР.
    42. Развитие права в СССР в период 1930-1939 гг.
    43. Перестройка государственного управления СССР, в связи с началом ВОВ.
    44. Изменения в праве СССР в период 1945-1950 гг.
    45. Реорганизация государственного аппарата и управление экономикой в период 1950-1960 гг.
    46. Содержание хозяйственной реформы в СССР в 1965 г.
    47. Либерализация политического режима в 50-60 гг.
    48. Противоречия социально-экономического и политического развития СССР в 70 – первой половине 80-х гг.
    49. Основные положения Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.
    50. Кризис бюрократического «государственного социализма» (1985-1991 гг.).
    51. Сущность доктрины социалистического правового государства.
    52. ГКИП 1991 г. и его последствия.
    53. Объективные и субъективные причины распада СССР.
    54. Становления российской государственности после распада СССР.
    55. Основные положения Конституции РФ 1993 г.
    1. Развитие российского права после 1993

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Основные принципы организации и деятельности АО.

    23 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Понятие акционерного общества 4
    2 Создание акционерного общества 6
    3 Принципы организации акционерного общества 10
    4 Управление акционерным обществом 14
    5 Политика выплаты дивидендов 16
    Заключение 22
    Список использованной литературы 23
  • Реферат:

    Методы оценки финансового состояния предприятия.

    20 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Значение финансового анализа в современных условиях 4
    2 Система показателей, характеризующих финансовое 9
    состояние предприятия 9
    2.1 Показатели оценки имущественного положения 10
    2.2 Оценка ликвидности и платёжеспособности 11
    2.3 Оценка финансовой устойчивости 14
    2.4 Оценка деловой активности 15
    2.5 Оценка рентабельности 16
    2.6 Оценка положения на рынке ценных бумаг 17
    Заключение 19
    Список использованной литературы 20
  • Контрольная работа:

    Понятие и значение производства в надзорной инстанции, порядок принесения надзорных жалобы или представления. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

    21 страниц(ы) 

    Теоретическое задание 30. Понятие и значение производства в надзорной инстанции, порядок принесения надзорных жалобы или представления 3
    Теоретическое задание 57. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 8
    Практическое задание 10 13
    Практическое задание 30 19
    Библиография 21
  • Курсовая работа:

    Технология социальной работы с инвалидами 1группы

    44 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам 8
    2 Сущность социальной работы с инвалидами I-группы 14
    2.1 Общая характеристика социальной работы 14
    2.2 Социальная работа с инвалидами I-группы 16
    3. Технология социальной работы с инвалидами I-группы: аспекты работы 23
    3.1 Правовой аспект проблем инвалидов I-группы. 23
    3.2 Социально-средовой аспект 24
    3.3 Психологический аспект 27
    3.4 Общественно-идеалогический аспект. 28
    3.5 Производственно-экономический аспект. 31
    3.6 Анатомо-функциональный аспект 31
    Заключение 35
    Список использованных источников 43
  • Курсовая работа:

    Окончание предварительного расследования.

    26 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Понятие и виды окончания предварительного расследования 4
    1.1.Точки зрения на понятие и содержание этапа окончания предварительного расследования 4
    1.2. Виды окончания предварительного расследования 6
    2. Основания и процессуальный порядок окончания предварительного расследования составлением обвинительного заключения 9
    3. Проблемы прекращения и возобновления уголовных дел в уголовном процессе 19
    Заключение 24
    Литература 26
  • Реферат:

    Латинский язык в истории культуры античного мира

    20 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Возникновение латинского языка 4
    2 Архаичный, классический и постклассический периоды развития латинского языка 6
    2.1 Архаическая латынь 6
    2.2 Классическая латынь 6
    2.3 Постклассическая латынь 7
    3 Античная литература 8
    3.1 Долитературный период 8
    3.2 Литература Архаического периода 8
    3.3 Литература эпохи "Золотой латыни" 9
    3.4 Литература эпохи Серебряной латыни 9
    4 Значение античной литературы 12
    5 Латинский язык как международный язык науки 15
    Заключение 19
    Список использованной литературы 20
  • Реферат:

    Основа культуры речи.

    17 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Современная концепция культуры речи 4
    2 Литературный язык 6
    2.1 Понятие литературного языка 6
    2.2 Свойства литературного языка 7
    2.3 Гетерогененность языка 8
    2.4 Стилистическое членение языка 10
    2.5 Функциональные стили 12
    3 Языковые нормы 14
    Заключение 16
    Список использованных источников 17
  • Реферат:

    Информационные поисковые системы в Интернет.

    31 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Поисковые системы 4
    1.1. Поисковая система Google 9
    1.2. Поисковая система Yandex 12
    1.3. Поисковая система Rambler 13
    2. Метапоисковые машины 16
    2.1. Метапоисковая машина Metacrawler 16
    3. Поисковые программы на вашем компьютере 18
    3.1. Copernic 20
    3.2. Wanderer 23
    4. Сложный поиск в интернет 24
    5. Алгоритм поиска информации в сети 28
    Заключение 30
    Список литературы 31
  • Реферат:

    Понимающая социология М. Вебера

    23 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Понимающая социология Вебера 5
    2 Предмет и методы «понимающей» социологии 11
    2.1 Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания 11
    2.2 Концепция идеального типа 17
    3 Этика М. Вебера 20
    Заключение 22
    Список использованной литературы 23
  • Реферат:

    Величайший товарищ Сталин

    19 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Биография. Превращение Джугашвили в Сталина 4
    2 Как Сталин установил личную диктатуру в ВКП (б) 10
    3 Личностные качества, позволившие И.В. Сталину узурпировать власть 15
    Заключение 18
    Список литературы 19