У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающего мира» - Дипломная работа
- 93 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…
ГЛАВА 1.ТЕOРЕТИЧЕСКИЕ OСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКOЙ ДЕЯТЕЛЬНOСТИ МЛАДШИХ ШКOЛЬНИКOВ….
1.1. Становление исследовательского подхода и сущность основных понятий.
1.2. Исследовательское обучение в современном образовании…
1.3. Исследовательский потенциал младшего школьного возраста…. ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ….
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИР….
2.1.Возможности и условия развития исследовательских навыков у младших школьников в процессе изучения окружающий мир в условиях реализации ФГОС НОО….
2.2.Технология формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающего мира….
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ….
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА….
3.1.Определение первичного уровня развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения окружающего мира…
3.2.Организация работы по развитию у младших школьников исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира…
3.3.Анализ результатов опытно – экспериментальной работы….
ВЫВОДЫ В ТРЕТИЙ ГЛАВЕ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
ЛИТЕРАТУРА…
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ….
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ….
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время проблема развития исследовательских умений младших школьников, остается актуальной в педагогике. В рамках учения (деятельности обучающихся) становится шире рамки обучения (деятельности преподавателя). В качестве одной из важнейших задач начального общего образования, рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Эта проблема разрешима, благодаря переходу школ России на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 273 и зарегистрированный Министерством Юстиции РФ 22 декабря 2009 года. С введением ФГОС начального общего образования проблема развития исследовательских умений занимает одно из центральных мест. На данный момент не достаточно разработана технология развития исследовательских умений обучающихся. Вопрос о том, когда собственные исследования младших школьников стали применяться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ: они использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Анализ данной проблемы свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и умения исследовательского характера способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Ученые-педагоги акцентируют внимание на необходимости развития у младших школьников исследовательских умений.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и недостаточным количеством материала, включающего задания на развитие исследовательских умений у младших школьников.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление эффективных условий для развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающего мира».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность развития исследовательских умений младших школьников в процессе изучения Окружающего мира.
Объект исследования – исследовательские умение младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития исследовательских умений младших школьников при изучении окружающего мира в условиях реализации ФГОС НОО.
Гипотеза исследования – процесс развития у младших школьников исследовательских умений при изучении окружающий мир будет более эффективным, если:
- стимулировать у детей интерес к ознакомлению с окружающим миром;
- обучающиеся включены в проектно - исследовательскую деятельность;
- продумана критерии оценивания.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) изучить историческое становление о развитии исследовательского подхода;
2) проанализировать возможности и условия развития исследовательских умений у младших школьников в условиях ФГОС НОО;
3)выявить и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, способствующих развитию исследовательских умений обучающихся в процессе изучения окружающего мира;
4) разработать методические рекомендации по приобщению младших школьников к поисково-исследовательской деятельности в процессе изучения окружающего мира. Теоретическая основа исследования: составляют педагогические и методологические исследования в области изучения вопросов развитие исследовательских умений младшего школьного возраста (Сократ, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.Динтер, Б.Денцель, Дистервег, А.Я.Герд, Г.Гегель), значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; Методологическая основа исследования: концептуальные идеи изучения развитие исследовательских умений обучающихся, как анализ литературы, были сформировано в работах (А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн,В.П.Вахтеров, В.И.Водовозов, П.Ф.Каптерев, М.И.Демков, В.Я.Стоюнин, Б.Е.Райков, А.Ф.Винтер-Галтер, Б.В.Всесвятский, А.П.Пинкевич, К.П.Ягодовский);
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; организация и проведение эксперимента с целью проверки гипотезы; тестирование, наблюдение, интервьюирование учеников; качественный и количественный анализ результатов.
Этапы исследования:
- первый этап, констатирующий – проведён анализ исторического развития исследовательского подхода, обучения; дана оценка состояния проблемы исследования в условиях реализации ФГОС НОО; определены цели и задачи исследования;
- второй этап, формирующий – определены методические приёмы, способствующие развитию исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающий мир; разработана методика проведения исследования;
- третий этап, контрольный – обработка экспериментальных данных, систематизация полученного материала, текстуальное оформление исследования, в процессе изучения окружающего мира.
Экспериментальной базой исследования: МОУ СОШ №45 г. Уфы. В эксперименте участвовали обучающиеся 3 «А»(25 учеников) в классе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами была проанализирована научная литература, а также статьи журналов, по проблеме развития исследовательских умений младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений по предметам окружающего мира с целью развития исследовательских умения младших школьников.
Апробация исследования: Выступила на Всероссийской научной конференции молодых ученых. Опубликовала статью на тему «Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающего мира» в сборнике « Теория и практика начального общего образования»: Материала Всероссийской научной конференции молодых ученых/ отв. ред. В.М.Янгирова, И.Н.Нурлыгаянов.- Уфа:РИЦ БашГУ, 2012.-122с.ISBN 978-5-7477-2674-1
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария по категориальному аппарату, глоссария по персоналиям. Общий объём работы – 85 страницы.
Во введении раскрывается актуальность исследования проблемы развития исследовательских навыков у младших школьников в процессе изучения окружающий мир. Выявляются проблема и противоречия. Сформулированы тема, цели, задачи, объект и предмет исследования. Определена научная новизна работы, её практическая и теоретическая значимость.
В первой главе изучается историческое становление о способах развития исследовательских умений через теорию учёных, методические приёмы организации занятий по развитию у младших школьников исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира. Анализируются возможности и условия развития исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира в условиях реализации ФГОС НОО.
Во второй главе описывается педагогический опыт организации работы по развитию у младших школьников исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира. Проведён анализ развития у младших школьников исследовательских умений в ходе эксперимента.
Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы и возможности внедрения результатов данной работы в перспективы исследования по данной теме. Разработаны методические рекомендации по приобщению младших школьников к поисково-исследовательской деятельности в процессе изучения окружающего мира.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1.Становление исследовательского подхода и сущность основных понятий. Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в педагогической теории и практике. Известно что, еще Сократ применял его элементы. В значительной степени сущность исследовательского метода определяют условия его эффективного применения, в частности, место и роль ученика в учебном процессе, соотношение между деятельностью учителя и обучающихся, взаимосвязи с другими методами, то очень важно проследить его становление как дидактической категории. Теоретические предпосылки разработки исследовательского метода заложены в трудах прогрессивных педагогов XVII - первой половины XIX вв. Исторической вехой для педагогики в целом явилось опубликование в 1632 г. "Великой дидактики" Я.А. Коменского. Великий чешский педагог-гуманист, выступивший против вербализма и схоластики в школьном образовании, предложил ввести в учебный процесс самостоятельное исследование детьми наблюдаемых явлений. «Нужно учить так, - писал Коменский, - чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». [312;23] Я.А.Коменский ясно осознавал стимулирующее влияние такого обучения на умственное развитие школьников. Именно, он впервые чётко определил зависимость качества обучения от активности ребёнка, его стремления самостоятельно пройти по пути познания. Выдающийся деятель французского просвещения XVII в. Жан-Жак Руссо предложил методику добывания знаний, основой которой, является самостоятельное исследование воспитанником окружающего мира. В своём труде «Эмиль, или О воспитании» он писал: «Не нужно иной книги, кроме мира; не нужно иного наставления, кроме фактов. Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнаёт не потому, что вы ему сказали, а потому, что он сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает её» [31, 320]. По мнению Ж.-Ж. Руссо, цель воспитания состоит в том, чтобы развивать познавательные способности обучающихся, прививать им любовь к науке, поиску, воспитывать у них умение самостоятельно работать, приобретать знания путём организации наблюдений, сбора и исследования материалов. Идеи Ж.-Ж. Руссо о значении и необходимости исследовательского стимула, о роли привлечения обучающихся к добыванию знаний самостоятельным путём оказались важными для последующего развития педагогической мысли. Приёмы обучения, которые использовал Ж.-Ж. Руссо, стали впоследствии обозначаться термином «исследовательский метод».[31, 320]. И.Г. Песталоцци рассматривал в качестве самого важного момента учебного процесса «стремление самого ребёнка к деятельности». Педагог придавал большое значение образованию у школьников понятий, формированию умений логически мыслить, сравнивать и обобщать факты и явления окружающей жизни, выяснять соотношения между предметами. Одним из средств развития мышления школьников И.Г. Песталоцци считал применение активных приёмов обучения. В частности, в методику формирования понятий он включил наблюдение и обобщение конкретного фактического материала, постоянно подчёркивая необходимость прочного усвоения обучающимися элементов знаний. В начале XIX в. педагоги-гуманисты продолжают поиск путей и средств воплощения идей развивающего обучения. Так определилась роль катехизации в обучении («развивающая или сократовская катехизация»), главная задача которой состояла в том, чтобы побудить всех обучающихся логически приходить к неизвестным, новым выводам и обобщениям (Ф. Динтер, 1817г.). Признавая недостаточность активности школьников в усвоении фактических знаний, Б. Денцель (1825г.) ввёл понятие «эвристики». Идея эвристического метода получает в работах А. Дистервега – основателя дидактики в немецкой школе. Отличительными особенностями этого метода он считал: 1) возбуждение самостоятельности ученика; 2) его стремление получить ответ на самостоятельно поставленный вопрос; 3) исследование явлений; 4) поиск истины путём собственного размышления и исследования; 5) индуктивный путь разработки вопроса [31, 75]. А. Дистервег считает что, задачей дидактики является, возбуждение самодеятельности учеников, под которой он, в частности, понимал активность обучающихся, умение самостоятельно добывать знания, наблюдать, ставить опыты, работать над книгой. Сравнивая «сообщающий» метод преподавания с «эвристическим», А. Дистервег доказывал преимущества последнего, отмечая, что этот метод является «развивающим», «отыскивающим», так как «представляет живой мыслительный процесс», вызывает у обучающихся стремление отыскать истину с помощью расследования, в то время как «сообщающий» или «объясняющий» метод реализуется путём догматического способа преподавания и вызывает только восприимчивость обучающихся. В России идея исследовательского подхода в обучении была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Значение для его теоретической разработки и практической реализации имела деятельность революционеров-демократов.
А.И. Герцен неоднократно подчёркивал, что процесс поисков и открытия истины требует настойчивости и больших усилий со стороны того, кто учится. Одновременно он указывал, что процесс творческого искания является процессом активной умственной самодеятельности. Он оказывает влияние на формирование личности, вызывает стремление к деятельности: «Кто так дострадался до науки. ему хочется действования, ибо одно действование может вполне удовлетворить человека. Действование – сама личность» [11, 124-131]. Н.А. Добролюбов, подчёркивая необходимость «давать ребёнку простор ума и действовать самостоятельно», средствами решения этой задачи справедливо считал науку и её методы [11, 342]. По его мнению, активность и самостоятельность преобладают там, где применяется «сравнительный метод» и обучающиеся не ограничиваются односторонним рассмотрением предметов, а подходят к ним глубоко, с разных сторон. Пусть обучающиеся, он советовал, «всматриваются в предмет, и отличают разные признаки, составляют понятия, суждения, классифицируют предметы, придумывают новые комбинации и из них выводят следствия, словом, деятельность рассудка пробуждается и находит для себя достаточный и соответственный материал», ибо при таком обучении ярко проявляются основные особенности детской психики: впечатлительность проницательность, способность к аналогии, умение классифицировать, жадное стремление к исследованию истины. [11, 345-346]. Значительный вклад в разработку исследовательского подхода в обучении внёс основоположник русской прогрессивной педагогики К.Д. Ушинский. Он настойчиво выдвигал перед школой задачу «научить детей учиться», для чего советовал развивать стремление и умение самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. К.Д. Ушинский прямо связывал с совершенствованием методов обучения развитие познавательных способностей. В связи с этим он требовал от педагогов соединения в обучении таких приёмов, как: предметный и словесный, сочетающий слово и наглядность; сократическая беседа, логически подводящая к нужным выводам и обобщениям; акроматический (изложение знаний учителем) и эвристический, ставящий познавательные проблемы и содействующий их решению. Особое значение он придавал решению обучающимися проблем, т.к. «вызывая из дитяти два или многие уже существующие в его душе представления, обращая внимание на противоречие и сходство этих представлений, наставник открывает своему ученику возможность самостоятельно или с необходимой помощью (чем меньше помощь, тем лучше) преодолеть противоречия и вывести свою истину». Дидактические идеи К.Д. Ушинского обогащались и конкретизировались в трудах его последователей – передовых русских педагогов и методистов конца XIX- начала XX века - В.П. Вахтерова, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова, В.Я. Стоюнина. [18, 36-45]. В идею исследовательского подхода в обучении настойчиво развивал В.П. Вахтеров. Он, в частности, указывал, что именно школа должна заботиться о том, чтобы подготовить обучающихся к самостоятельному мышлению, а для этого важно, чтобы ученика не только учили знаниям, но тому, как их приобрести - наблюдать, открывать, изобретать, обобщать, сравнивать, классифицировать и выражать найденное - учили методам науки. «Надо, чтобы ученики привыкли самостоятельно делать выводы из фактов, пользуясь научными приёмами исследования. А мы, можем достигнуть тогда, когда будем ставить учеников в положение изобретателей» [4, 38-42]. В первые десятилетия XX века были чётко выделены различия между «научным методом исследования» в школе и исследованием в науке: учёный сам выбирает тему своего исследования, вырабатывает или подбирает методику работы, намечает план работы и т.д. – исследовательская работа обучающегося протекает под руководством учителя, тема работы указывается преподавателем или выясняется в беседе с ним, план и методика работы разрабатываются также при участии преподавателя; учёный открывает новые факты или явления, закономерности, выводимые им, также являются новыми для науки – обучающийся лишь «переоткрывает» уже известные в науке факты и закономерности (4, 286-335). В это время поиски, производимые в педагогической теории и практике, были направлены на совершенствование форм и методов обучения и широкое применение тех из них, которые бы способствовали развитию самостоятельности, инициативы и творческих способностей обучающихся. Одним из таких методов обучения считали, исследовательский сущность , которого педагоги этого периода видели, прежде всего, в том, что «ученик воспринимает новые факты и явления не со слов учителя, а путём самостоятельного искания и открытия их» [4, 389-394]; в том, что этот метод ставит «ученика в положение самостоятельного исследователя, открывающего субъективно новые факты или отношения» (4, 395-400). Следует подчеркнуть, что для возникновения и развития исследовательского подхода в обучении в эти годы большое значение имели положения А.Я. Герда об индуктивном методе преподавания окружающего мира, о той роли, которую играют в умственном развитии обучающегося знания, приобретённые школьником самостоятельно, на основе его собственных открытий и исследований. Б.Е. Райков подчеркивал, что доказательством возникновения исследовательского метода именно в России «служат замечательные методические достижения А.Я. Герда, который, в сущности, и является у нас отцом исследовательского метода, хотя он и не называл его так» [8, 157]. С.Т.Шацкий предложил метод, опирающийся, прежде всего на «реальный опыт ребёнка, который известными способами должен быть выявлен педагогом. Мы знаем на основании того, что опыт ученика, полученный в результате его деятельности, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребёнка в соприкосновение с накопленным человечеством опытом (готовые знания), всё время, устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребёнка умений». С.Т.Шацкий разработал схему для развития исследовательских умений у обучающихся, в которой указана последовательность этапов проводимого ими исследования: 1) постановка вопроса, 2) предположительное решение вопроса - догадка, гипотеза, 3) исследование догадки, гипотезы путём наблюдения, опыта, 4) разрешение вопроса и проверка, 5) фиксирование результата в форме записи, рисунка, изготовления коллекций и т.д. 20-х годов педагогическая наука рекомендовала широко использовать исследовательский метод в школьном образовании. Особенно, этот метод усиленно пропагандировался, в области преподавания предметов естественного цикла, где он успешно применялся и выступал под разными названиями: «лабораторно-эвристический» (А.Ф. Винтер-Галтер), «метод искания» (Б.В. Всесвятский) [6;28], «исследовательский метод» (Б.Е. Райков), «опытно-исследовательский метод» (В.А. Герд) [8;320]., «эвристический» (А.П. Пинкевич), «метод естествознания» и «метод лабораторных уроков» (К.П. Ягодовский) и т.д.
Когда собственные исследования детей стали применяться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ: они использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении.
Известно, изначально эта общественная потребность проистекает из двух источников. Первый – инстинктивное, биологическое в своей основе, стремление младших осваивать новый для себя опыт, подражая старшим и самостоятельно исследуя окружающий мир. Второй источник – природное, закреплённое в генотипе и проявляющееся во всём животном мире стремление старших заботиться о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде. Какую-то часть сведений о мире ребёнок всегда воспринимал репродуктивным путем от старших, а какую-то осваивал самостоятельно, подражая взрослым, играя, исследуя действительность. При этом он должен был наблюдать, экспериментировать и делать на этой основе собственные выводы и умозаключения. Таким образом, мы условно можем выделить два пути получения образования ребёнком – репродуктивный и продуктивный. В разные времена соотношение этих двух принципиально разных путей обогащения опыта индивида существенно менялось, на первый план в образовательной практике выходил то один, то другой. Развитие культуры во всех её аспектах не только приводило к появлению новых явлений, но и содействовало повышению динамики самих изменений. Это постепенно делало мир всё более и более динамичным и непредсказуемым, а вместе с тем всё настойчивее заставляло систему образования отказываться от доминирования догматичного содержания и репродуктивных методов обучения над гибким содержанием и продуктивными методами. В результате анализа психолога – педагогической литературы нам были выявлено основные трактовки понятий: «деятельность», »исследования», «исследовательская деятельность».
Выводы по третий главе
Диагностика развития исследовательских умений констатирующем этапе эксперимента показала, что уровень развития исследовательских умений низок. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что через систему заданий и вопросов при изучении естествознания, через исследовательскую и проектную деятельность обучающихся во внеурочное время, можно повысить эффективность развития навыков, необходимых в исследовательском поиске. Изучив методику организации исследовательской работы с младшими школьниками, мы предложили обучающимся своего класса заняться исследованиями и развитием необходимых для этого навыков, в рамках кружка «Первооткрыватель». Разработали программу кружка и составили тематическое планирование на первое полугодие. Исходя из планирования, нами были проведены занятия, работа над проектами. В ходе выполнения исследовательской работы от младших школьников требовалось умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из различных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий. Заинтересованность родителей является еще одним важным мотивирующим фактором развития исследовательских умений у обучающихся начальной школы. На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное тестирование детей. Результаты его показали, что уровень развития исследовательских умений, характеризующийся умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия событий – повысился. Это подтвердило наши предположения о том, что можно повысить эффективность развития умений, необходимых в исследовательской деятельности через систему заданий и вопросов при изучении окружающий мир, через исследовательскую и проектную деятельность обучающихся во внеурочное время.
Заключение
Изучение и анализ литературы по данной теме позволил выяснить разработанность этой проблемы в науке. Проблему исследовательского обучения описывали в своих трудах ещё Сократ, Я. А. Коменский. Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Дистервег и др. В России идея исследовательского подхода в обучении была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Известное значение для его теоретической разработки и практической реализации имела А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении были раскрыты в трудах К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева, М. И. Демкова, В. Я. Стоюнина, Б. Е. Райкова. Ими была раскрыта сущность исследовательского обучения, механизмы развития, психологические, педагогические аспекты. Концептуальные идеи и теоретические разработки в области развития исследовательских навыков у учащихся описаны в трудах С. Т. Шацкого, он разработал схему развития исследовательских навыков у учащихся, в которой указана последовательность этапов проводимого ими исследования. В своей концепции развития исследовательских способностей А.И. Савенков определил знания, умения, навыки, необходимые в исследовательском поиске.
В ходе исследования установлено, что проблема развития исследовательских навыков в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. В работе описаны методические приёмы, которые способствуют развитию исследовательских навыков у младших школьников: умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу, умение задавать вопросы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умение проводить эксперимент, умение делать выводы и умозаключения, умение структурировать материал, умение работать с текстом, умение защищать и доказывать свои идеи.
Выявлены возможности и условия развития исследовательских навыков у младших школьников в процессе изучения естествознания в условиях реализации ФГОС-2 НОО.
Разработаны и представлены критерии оценки развития исследовательских навыков у младших школьников: умение выводить следствия, находить проблему, умение представлять последствия событий и определены на их основе уровни развития исследовательских навыков (высокий, средний, низкий).
Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития исследовательских навыков у младших школьников: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. При этом были учтены мотивированность исследовательской работы школьников; позиция и деятельность педагога по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
Разработана и апробирована в практике обучения программа кружка по развитию исследовательских навыков у младших школьников, включающая организацию коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований, алгоритмизацию исследовательских этапов, преобладание игровых, проблемных, эвристических и исследовательских методов. Данная программа реализовывалась через специальные занятия на уроках при изучении естествознания и в кружке «Первооткрыватель».
Целенаправленная систематическая работа, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка«Первооткрыватель», будет способствовать, по-нашему мнению, значительному повышению развития исследовательских навыков у младших школьников
Описанные выше условия способствуют эффективному развитию у младших школьников исследовательских навыков. Это доказывают полученные нами данные: на контрольном этапе эксперимента, учащиеся показали более высокие результаты развития исследовательских навыков (76% учащихся достигли высокого уровня, 24% - среднего уровня) по сравнению с констатирующим экспериментом 20 % - высокий уровень, 56% - низкий уровень.
Целесообразно дать методические рекомендации учителям начальных классов:
1. При развитии исследовательских навыков у младших школьников в процессе изучения естествознания, использовать приёмы:
- проведение экскурсий, наблюдений, опытов;
- включать в содержание урока специальные задания, развивающие необходимые навыки: искусство задавать вопросы и отвечать на них; ассоциации и аналогии; учимся видеть проблему; учимся выдвигать гипотезы; учимся задавать вопросы; как провести эксперимент;
- организация творческой, проектной и исследовательской деятельности детей;
- моделирование жизненных ситуаций, требующих применение полученных знаний и умений, поиска путей решения проблем;
2. Данные виды и приёмы работы использовать систематически, что позволяют условия реализации ФГОС-2 НОО;
3. Изучение естествознания осуществлять на уроках «Окружающий мир», совмещая с внеурочной работой в кружке «Первооткрыватель».
4. Для организации исследовательской работы учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Список литературы
Абъятанова, Л. А., Иванова, Т. А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников: конспекты занятий, упражнения и задания [Текст] / авт.-сост. Л. А. Абъятанова, Т. А. Иванова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с.
2. . Аллаяров, З. А. Республиканское совещание по образованию. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» как инновационный путь развития современной школы [Текст] / З. А. Аллаяров // Учитель Башкортостана. – 2010. - №9. – С. 6-11.
3. . Асадуллин, Р. М. Педагогическое образование на ключевом этапе модернизации системы образования [Текст] / Р. М. Асадуллин // Учитель Башкортостана. – 2010. - №3. – С. 7-11
4. . Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Сост. Н. Л. Литвин, Н. Т. Бритаева. – М.: Педагогика, 1987. – 400 с.
5. . Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты» [Текст] / А. Б. Воронцов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.
6. . Всесвятский, Б. В. Исследовательский подход к природе и жизни [Текст] / Б. В. Всесвятский. – М., 1926.
a. . Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С. 21-26.
7. . Гегель, Г. В. Сочинения [Текст] : 3 т./ Г. В. Гегель. – М. -Л., 1956.
8. . Герд, А. Я. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Сост. Н. Л. Литвин, Н. Т. Бритаева. – М.: Педагогика, 1987. – 425 с.
9. . Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965, С. 433-456.
10. . Давыдова, Е. Р. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е. Р. Давыдова // Начальная школа. – 2010. - №12. – С. 61-62.
a. . Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
11. . Белинский, В. Г., Герцен, А. И., Чернышевский, Н. Г., Добролюбов, Н. А. Педагогическое наследие [Текст] / Сост. А. Ф. Смирнов. – М.: Педагогика, 1988. – 496 с.
12. . Извеков, В. Ю. Жизненная тема для младших школьников [Текст] / В. Ю. Извеков // Директор школы. – 2008. - №8. – С. 61-66.
13. . Леонтович, А. В. Модель организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А. В. Леонтович // Директор школы. – 2008. - №7. – С. 69-74.
14. . Нуртдинова, Р. Х. Выявление уровня формированности учебных действий [Текст] / Р. Х. Нуртдинова // Учитель Башкортостана. – 2010. - №10. – С. 31-35.
15. . Пичугин, С. С. К вопросу об основной образовательной программе образовательного учреждения [Текст] / С. С. Пичугин // Учитель Башкортостана. – 2010. - №9. – С. 36-40.
16. . Примерные программы начального общего образования [Текст]: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения).
17. . Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 2000. – 150 с.
18. . Поддьяков, А.Н. Развитие и формирование исследовательского поведения и экспериментирования // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ учебных дисциплин / Под ред. И.И.Ильясова, Н.А.Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998.-С. 85-98.
19. . Приказ Министерства образования № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]URL: h**t://fgos.isiorao.r*/
20. . Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002.
21. . Стоюнин, В. Я. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Сост. Г. Г.Савенок. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
22. . Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] /А. И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. - №4. – С. 82.
23. . Савенков, А. И. Творческий проект [Текст] /А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - №4. – С. 144-148.
24. . Савенков, А. И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников [Текст] /А. И. Савенков // Первое сентября. – 2005. - №4. – С. 27-29.
25. . Савенков, А. И. Одарённый ребёнок в массовой школе [Текст] /А. И. Савенков // Начальная школа. – 2000. - №1. С. 30-33.
26. . Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А. И. Савенков.–М.: «Сентябрь», 2003.– 204с.
27. . Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] /А. И. Савенков.–М.: Просвещение, 2006. – 434с.
28. . Савенков, А. И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» [Текст] /А. И. Савенков // Директор школы. – 2003. - №10. - С. 25-40.
29. . Савенков, А. И. Принципы исследовательского обучения [Текст] /А. И. Савенков // Директор школы. – 2008. - №9. – С. 50-55.
30. . Савенков, А.И. Научим детей видеть проблемы [Текст] /А. И. Савенков//"Одарённый ребёнок". – 2003.-№1.
31. . Савенков, А.И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы. [Текст] /А. И. Савенков //"Одарённый ребёнок". – 2003.-№2.
32. . Савенков, А.И. Научим детей давать определения понятиям и классифицировать. [Текст] /А. И. Савенков //"Одарённый ребёнок". – 2003.-№3.
33. . Савенков, А.И. Познание в действии или как провести эксперимент. [Текст] /А. И. Савенков //"Одарённый ребёнок". – 2003.-№4.
34. . Савенков, А. И., Середенко, П. В. Подготовка будущих учителей к исследовательскому обучению младших школьников [Текст] /А. И. Савенков, П. В. Середенко // // Начальная школа. – 2007. - №10. – С. 86-89.
35. . Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / А. Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.
36. . Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
37. 48. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература. 2005.
38. 49. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. // Начальная школа. – 2006. - №2. – С.11-14.
39. 50. Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. – 2005. - №1. – С. 19-23
40. . Чупрова, А. А. Исследовательская деятельность в условиях летнего лагеря [Текст] / А. А. Чупрова // Начальная школа. – 2007. - №5. – С. 105-107.
41. . Философский словарь [Текст] / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.
42. . Хамитов, Р. З. Республиканское совещание по образованию. [Текст] / Р. З. Хамитов // Учитель Башкортостана. – 2010. - №9. – С. 5-6.
a. . Юркевич, B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: учеб.пособие. [Текст] /В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. – 136 с.
43. . Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.
44. . Янгирова, В. М. Актуальные проблемы подготовки бакалавра педагогики в свете стандартов общего начального образования второго поколения [Текст] / В. М. Янгирова // Новые принципы образования. – 2010. - №3. – С. 6-10.
45. . Яшминина, С. Научные клубы младших школьников [Текст] / С. Яшминина // Народное образование. – 2009. - №9. – С. 169-172.
46. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – Стандарты второго поколения. С.294-305.
47. Боровская Л. Я. Исследовательский подход при изучении окружающего мира // Начальная школа. – 2002. - №4. – С.8-10.
48. Исследовательские экскурсии // Начальная школа. – 2007. - №11. – С.13 – 15.
Тема: | «Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающего мира» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 93 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира»
92 страниц(ы)
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1.Становление исследовательского подхода и сущность основных понятий. 31.2. Исследовательское деятельность в современном образовании 12РазвернутьСвернуть
1.3. Исследовательский потенциал младшего школьного возраста 21
Выводы по I главе 28
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИРА 30
2.1.Возможности и условия развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения «Окружающий мир» 30
2.2 Технология формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающий мир 41
Выводы по II главе 52
ГЛАВА III. ОПЫТНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИР 54
3.1 Определение уровня развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения окружающего мира 54
3.2.Организация работы по развитию у младших школьников исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира 62
3.3. Анализ результатов опытно-педагогической работы 69
Выводы по III главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Литература 80
-
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изучения предмета «окружающий мир»
90 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….….….91.1. Творческие способности и их сущность….….….….9РазвернутьСвернуть
1.2.Условия развития творческих способностей в процессе обучения младших школьников ….….….….….18
1.3. Роль предмета «Окружающий мир» в развитии творческих способностей у младших школьников….….….27
Выводы по первой главе….….….….35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ….….….….37
2.1. Методика диагностики развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста ….….37
2.2. Содержание работы с младшими школьниками по развитию творческих способностей в процессе ознакомления с окружающим миром….…59
2.3. Анализ результатов работы по развитию творческих способностей у младших школьников ….67
Выводы по второй главе….….79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….81
ЛИТЕРАТУРА ….….84
-
Дипломная работа:
57 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 101.1.Сущность понятия регулятивные универсальные учебные действия на ступени НОО 10РазвернутьСвернуть
1.2. Возрастные особенности развития регулятивных УУД у младшего школьника 14
1.3. Исследовательская деятельность, как средство формирования регулятивных УУД у младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир» 21
Вывод по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 30
2.1. Определение уровня сформированности регулятивных УУД у младшего школьника 30
2.2.Организация урока по окружающему миру по формированию регулятивных УУД 37
2.3. Анализ проведенной опытно-педагогической работы 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Литература 53
-
Дипломная работа:
Нравственное воспитание младших школьников в рамках курса «окружающий мир»
49 страниц(ы)
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….
1.1. Философско-педагогические воззрения ученых на проблему нравственного воспитания….….1.2. Современное содержание и структура нравственного воспитания в школьном образовании….….….…. ….РазвернутьСвернуть
1.3. Методы и приемы формирования нравственных отношений у младших школьников….
Выводы по первой главе ….… …
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА….….
2.1. Определение первоначального уровня сформированности нравственной воспитанности у младших школьников….
2.2. Из опыта кружковой работы по формированию нравственной воспитанности у младших школьников.….….
2.3. Результаты и анализ опытно-практической работы….
Выводы по второй главе… ….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
ГЛОССАРИЙ…. -
Дипломная работа:
61 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 91.1. Основы понятия коммуникативные универсальные учебные действия в свете реализации ФГОС 9РазвернутьСвернуть
1.2. Возрастные особенности младших школьников по формированию коммуникативных универсальных учебных действий 12
1.3. Коммуникативные универсальные учебные действия в рамках курса «Окружающий мир» 16
Вывод по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 24
2.1. Особенности диагностических методик по выявлению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 24
2.2. Организация и проведение уроков по окружающему миру с формированием коммуникативных универсальных учебных действий 37
2.3. Анализ проведения опытно-педагогической работы 40
Вывод по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 56
-
Дипломная работа:
Развитие у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения «Окружающего мира»
95 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
1.1. История развития исследовательских навыков у младших школьников…. 81.2. Исследовательская деятельность в свете введения Федерального Государственного стандарта второго поколения… 18РазвернутьСвернуть
1.3. Педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников….…. 25
Выводы по первой главе.…. 33
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»…. 2.1. Определение уровня сформированности исследовательских навыков у младших школьников при изучении «Окружающего мира» … 35
2.2. Организация исследовательской деятельности учащихся начальных
классов…. 46
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских навыков у младших школьников…. 62
Выводы по второй главе….…. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 69
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ…. 73
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ…. 75
ЛИТЕРАТУРА…. 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Отчет по практике:
21 страниц(ы)
1 Введение 3
2 Магнитные свойства вещества 4
2.1 Магнетизм 4
2.2 Диамагнетизм 4
2.3 Парамагнетизм 5
2.4 Магнитоупорядоченные среды 52.5 Магнитная проницаемость 6РазвернутьСвернуть
2.6 Свойства широкозонных полимерных материалов 7
3 Экспериментальная часть 7
3.1 Свойства полидифениленфталида (ПДФ) 7
3.2 Методика очистки полимера 8
3.3 Методика нанесения полимерных слоев на стеклянную
подложку 9
3.4 Методика изготовления образцов для определения вольтамперных характеристик (ВАХ) структуры медь-полидифениленфталид-медь 9
3.5 Методика изготовления металлических электродов 10
3.6 Экспериментальная установка и конструкция держателя 11
4 Результаты и их обсуждение 13
4.1 Исследуемая структура 13
4.2 Измерение вольт - амперных характеристик ПДФ 14
4.3 Анализ результатов 15 5 Выводы 18
6 Цитируемая литература 19 -
Дипломная работа:
КОНСТИТУТИВНАЯ ЭКСПРЕССИЯ ГЕНОВ BnGSHW AtGSTFll В ТРАНСГЕННЫХ РАСТЕНИЯХ ТАБАКА
69 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. (ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 10
1.1. Стрессовые факторы 10
1.2. Окислительный стресс 11
1.2.1. Активные формы кислорода 121.3. Антиоксидантная система растений 14РазвернутьСвернуть
1.3.1. Глутатион 15
1.3.2. Пролин 19
1.3.3. Супероксиддисмутаза 25
1.4. Повышения уровня стрессоустойчивости растений 28
1.4.1. Генно-инженерные стратегии для повышения стрессоустойчивости растений 30
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Материалы исследования 32
2.2. Методы исследования 34
2.2.1. Агробактериальная трансформация листовых эксплантов табака 34
2.2.2. Стерилизация и выращивание семян трансгенных растений табака на селективной среде 36
2.2.3. Морфометрический анализ трансгенных растений табака 38
2.2.4. Выделение РНК и анализ содержания мРНК AtGSTF11 40
2.2.5. Биоинформатический анализ 40
2.2.6. Анализ активности супероксиддисмутазы, каталазы и содержания пролина в трансгенных растениях табака по гену AtGSTF11 41
2.2.7. Метод дидактической многомерной технологии (логико-смысловое моделирование) 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена BnGSH при нормальных условиях произрастания 44
3.1.1. Анализ длины корней трансгенных растений табака при выращивании на вертикально-ориентированных чашках Петри при нормальных условиях (+25°С) 44
3.1.2. Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака 45
3.2. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена BnGSH при действии стрессовых факторов 46
3.2.1. Анализ роста корней трансгенных растений табака при выращивании на вертикально-ориентированных чашках Петри в условиях стресса 46
3.2.2. Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака при действии стрессовых факторов 50
1.1. Определение профиля экспрессии гена AtGSTFll при действии стрессовых факторов на дикий тип A. Thaliana 55
3.4. Биоинформатический анализ гена AtGSTFll 54
3.5. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTFll при нормальных условиях произрастания 58
3.5.1. Определение параметра роста корней трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTF11 в нормальных условиях 59
3.5.2. Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTFll 59
3.6. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTFll при действии стрессовых факторов 60
3.6.1 Анализ роста корней трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTF11 при выращивании на вертикально-ориентированных чашках Петри в условиях стресса 60
3.6.2 Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTF11 при действии стрессовых факторов 62
3.7. Определение активности супероксиддисмутазы, каталазы и содержание пролина в трансгенных растениях Nicotiana tabacum L. по гену AtGSTFll 65
3.8. Обсуждение 67
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОГРАММЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 75
4.1. Обоснование темы работы 75
4.2. Разработка лабораторной работы «Приготовление и стерилизация питательной среды Мурасиге-Скуга» 76
4.2.1. Теоретическая часть 76
4.2.2. Разнообразие и приготовление питательных сред 77
4.2.3. Гормональная регуляция в культуре клеток и тканей «in vitro» 81
4.3. Применение многомерных дидактических технологий в программе высшего учебного заведения 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ВЫВОДЫ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
-
Отчет по практике:
Работа с файлами на ПК и в локальной сети
19 страниц(ы)
Лабораторная работа №2…3
Ход работы….4
Контрольные вопросы….12
Вывод по проделанной работе….22
-
Дипломная работа:
58 страниц(ы)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ МЕХАНИЗМ КАНЦЕРОГЕНЕЗА ПРИ РАКЕ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЕЗ (ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 81.1. Роль жировой ткани в опухолевой трансформации 10РазвернутьСвернуть
1.2. Генетическая регуляция клеточного цикла при канцерогенезе молочных желез 12
1.3. Сигнальные пути и взаимодействие белков Leptin, Notch1 и Cdk4 при канцерогенезе молочных желез 15
1.4. Ген LEP и его продукт 17
1.4.1. Полиморфизм rs7799039 гена LEP 19
1.5. Ген NOTCH1 и его продукт 19
1.5.1. Полиморфизм rs6563 гена NOTCH1 20
1.6. Ген CDK4 и его продукт 21
1.6.1. Полиморфизм rs373619077 гена CDK4 22
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Материалы исследования 24
2.2. Методы исследования 25
2.2.1. Биохимические методы 25
2.2.1.1. Выделение ДНК методом фенольно-хлороформной экстракции 25
2.2.2. Молекулярные методы 26
2.2.2.1. RealTime PCR (ПЦР в реальном времени) 26
2.2.2.2. Полимеразная цепная реакция 28
2.2.2.3. Полиморфизм длин рестрикционных фрагменов (ПДРФ) 29
2.2.2.4. Электрофорез в полиакриламидном геле 30
2.2.3. Статистические методы обработки данных 31
2.2.3.1. Программа SNPstats 31
2.2.3.2. Таблица сопряженности 2х2 33
2.2.4. Биоинформатические методы 34
2.2.4.1. Национальная база данных биотехнологической информации NCBI 34
2.2.4.2. Анализ межгенных взаимодействий 34
2.2.5. Метод дидактической многомерной технологии (логико-смысловое моделирование) 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Анализ распределения частот генотипов и аллелей по полиморфному варианту rs6563 гена NOTCH1 37
3.1.1. SNP-анализ полиморфизма rs6563 гена NOTCH1 с помощью программы «SNPstats» 38
3.2. Анализ распределения частот генотипов и аллелей по полиморфному варианту rs7799039 гена LEP 39
3.2.1. SNP-анализ полиморфного варианта rs7799039 гена LEP 40
3.3. Анализ распределения генотипов и аллелей по полиморфному варианту rs373619077 гена CDK4 41
3.3.1. SNP-анализ полиморфного варианта rs373619077 гена CDK4 42
3.4. Анализ сочетаний генотипов полиморфных вариантов генов NOTCH1, LEP и CDK4 43
3.5. Биоинформатический анализ взаимодействия аллелей генов NOTCH1,
LEP и CDK4 50
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «БИОЛОГИЯ» 52
4.1. Применение материалов выпускной квалификационной работы в программе предмета «Биология» в средней школе 53
4.2. Разработка урока биологии в 9 классе на тему «Деление клетки. Митоз» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
-
ВКР:
Диагностика результатов обучения по теме «текстовые редакторы» в курсе информатики
55 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 61.1. Понятие теста и его особенности: классификация, содержание и формы 6РазвернутьСвернуть
1.2. Цели и функции тестового контроля 12
1.3. Требования к содержанию и форме теста 15
Выводы по 1 главе: 19
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 20
2.1. Особенности использования тестового контроля на уроках информатики 20
2.2. Компьютерное тестирование как средство контроля и применение тестирующей программы MyTest 23
Выводы по 2 главе: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 51
-
Лекция:
Стохастическое моделирование: 12 лекций
92 страниц(ы)
Основные обозначения….….…. .7
Предисловие….….….… .8
Лекция 1. Стохастическое моделирование
1. Математическое моделирование. Задачи математическогомоделирования…. .9РазвернутьСвернуть
2. Различие между объектом и предметом исследования.
Формулировка темы исследования…. .9
3. Метод исследования. Формулировка названия работы… 10
4. Стохастическое моделирование…. 11
5. Место моделирования в системе вероятностно-
статистических методов исследования…. 12
6. Этапы математического моделирования… 13
Лекция 2. Построение моделей
7. Виды моделей…. 15
8. Свойства моделей…. 16
9. Этапы построения модели…. 16
10. Принципы построения моделей… 18
Лекция 3. Броуновское движение
11. Броуновское движение. Размышления Эйнштейна….… 21
12. Броуновское движение. Основные предположения
Эйнштейна….…. 21
13. Функция плотности распределения частиц …. 22
14. Броуновское движение. Выражение плотности
в последующий момент времени через плотность
в предыдущий момент времени…. 23
15. Броуновское движение. Уравнение диффузии
и его решение… 23
16. Броуновское движение. Размышления Ланжевена.…. 25
Лекция 4. Марковские процессы и
дифференциальные уравнения
17. Функции перехода…. 27
18. Марковский процесс…. 27
19. Уравнение Чепмена-Колмогорова…. 28
20. Уравнение Фокера-Планка-Колмогорова.…. 28
21. Стохастическое дифференциальное уравнение Ито…. 31
22. Связь между уравнением Фокера-Планка
и уравнением Ито…. 31
Лекция 5. Стохастические модели процессов
23. Винеровский процесс. Определение из уравнения
Фоккера-Планка….…. 33
24. Винеровский процесс. Переход к классическому
определению….…. 34
25. Уравнение Фоккера-Планка для простейшего
стационарного процесса, не зависящего от времени…. 35
26 Решение уравнения Фоккера-Планка для простейшего
стационарного процесса с линейным сносом.…. 36
27. Случайный процесс Орнштейна-Уленбека…. 37
28. Управляющее уравнение…. 38
29. Пуассоновский процесс…. 38
30. Применение стохастических моделей…. 39
Лекция 6. Генерирование равномерно
распределенной случайной величины
31. Генерирование равномерно-распределенной случайной
величины….…. 41
32. Общая схема псевдослучайных чисел….….…. 41
33. Метод вычетов…. 42
34. Простые дроби в методе вычетов…. 43
35. Период метода вычетов ….….…. 44
36. Практическая реализация метода вычетов…. 45
37. Устаревшие методы: таблица и датчик…. 45
Лекция 7. Статистическая проверка случайных чисел
38. Необходимость проверки генерируемых случайных чисел. 48
39. Статистика ….….
49
40. Связь между статистикой и распределением ….
50
41. Критерий согласия . Оценка сгенерированных
значений случайной величины на пригодность. 52
42. Расстояние между распределениями…. 53
43. Критерии, основанные на расстоянии между
распределениями…. 54
44. Выбор доверительной вероятности критериев…. 55
Лекция 8. Генерирование случайной величины
с произвольным распределением
45. Генерирование дискретной случайной величины…. 56
46. Моделирование случайных событий….…. 57
47. Обобщенная обратная функция… 59
Что будет, если в качестве аргумента функции
распределения взять саму случайную величину?. 59
49. Обратная функция распределения.…. 60
50. Метод обратных функций…. 61
Лекция 9. Генерирование случайных векторов.
Метод обратных функций
51. Функция распределения случайного вектора
с независимыми координатами….….…. 63
52. Моделирование случайных векторов с независимыми
координатами….… 63
53. Плотность распределения случайного вектора…. 64
54. Условная функция и плотность распределения
случайного вектора…. 65
55. Моделирование случайных векторов с зависимыми
координатами….….…. 66
56. Алгоритм моделирования случайного вектора
с зависимыми координатами…. 70
Лекция 10. Методы отбора и суперпозиции.
Специальные методы
57. Методы отбора. Общее описание…. 72
58. Метод Неймана….… 72
59. Корректность и эффективность метода Неймана…. 74
60. Метод суперпозиции . 76
61. Корректность метода суперпозиции… 76
62. Пример применения метода суперпозиции…. 78
63. Специальные методы генерирования случайных величин
с конкретным распределением…. 78
64. Генерирование гауссовой (нормальной) случайной
величины…. 79
Лекция 11. Генерирование случайных процессов
65. Общие проблемы моделирования случайных процессов…. 81
66. Моделирование случайных процессов по совместной
плотности распределений…. 82
67. Моделирование марковских случайных процессов…. 82
68. Пример моделирования марковской цепи…. 83
69. Моделирование случайных процессов с независимыми
приращениями…. 84
70. Генерирование винеровского процесса….…. 85
71. Генерирование стационарных случайных процессов.
Метод канонических разложений…. 85
72. Вычисление распределения коэффициентов ряда Фурье
метода канонических разложений при моделировании
стационарного в широком смысле случайного процесса… 86
73. Алгоритм генерирования стационарных случайных
процессов методом канонических разложений… 87
Лекция 12. Программирование
74. Общая структура программ математического
моделирования…. 89
75. Критерии качества программ математического
моделирования…. 89
76. Принципы разработки программ….…. 91
77. Этапы разработки программ… 91
78. Использование глобальной сети Интернет
для распространения программ математического
моделирования …. 92
79. Составляющие статической интернет страницы …. 93
80. Клиентские и серверные скрипты …. 93
Список литературы…. 95
Приложение. Особенности бесплатных, условно-бесплатных
и коммерческих программ.…. 96
-
Дипломная работа:
Обучение технике начального плавания детей 8-9 лет в рамках внеурочной деятельности
44 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1. Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей 51.2. Анатомо-физиологическая характеристика детей 8-9 лет 8РазвернутьСвернуть
1.3. Методика обучения детей 8-9 лет начальному плаванию в рамках внеурочной деятельности 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 22
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 23
3.1. Содержание и структура комплекса упражнений, направленного на обучение технике начального плавания детей 8-9 лет в рамках внеурочной деятельности 23
3.2. Результаты исследования 27
3.3. Обсуждение результатов исследования 32
ВЫВОДЫ 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
-
Курсовая работа:
Работа в структуре ценностно-смысловых отношений в личности
38 страниц(ы)
Введение….
Глава I. Значимость работы в жизни современного человека: обзор зарубежных и отечественных исследователей1.1 Ценностно-смысловая структура самосознания человека: основные подходы …РазвернутьСвернуть
Заключение….
1.2 Работа в структуре ценностно-смысловых образований личности …
Заключение….
1.3 Потеря работы и ее последствия для человека …
Заключение….
Список литературы…
-
Дипломная работа:
76 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ…9
1.1. Компетентностный подход как основа реализации ФГОС СПО…. 91.2. Место и значимость коммуникативных компетенций в подготовке педагога….12РазвернутьСвернуть
1.3. Структура и содержание коммуникативных компетенций педагога… 17
Выводы по первой главе…. 22
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ…24
2.1. Диагностический инструментарий изучения коммуникативных компетенций педагога…24
2.2. Опытно-педагогическое исследование сформированности коммуникативных компетенций студентов Месягутовского педагогического колледжа….28
2.3. Анализ результатов опытно-педагогического исследования…. 32
Выводы по второй главе…. 35
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ….38
3.1. Методы и приемы формирования коммуникативных компетенций в условиях педагогического колледжа….38
3.2. Программа коммуникативных тренингов…. 46
Выводы по третьей главе…. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 53
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ…. 59
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ…. 61
ПРИЛОЖЕНИЯ…. 64
-
Дипломная работа:
Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
48 страниц(ы)
Введение . 2
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов младших школьников . 41.1 Понятие «познавательный интерес», его структура . 4РазвернутьСвернуть
1.2 Уровни и критерии формирования познавательного интереса .… 10
Глава II. Опытно-экспериментальная работа.
2.1 Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка через использование творческих заданий. 15
2.2 Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по русскому языку . 24
2.3 Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам . 32
Заключение . 42