СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Нравственное воспитание младших школьников в рамках курса «окружающий  мир» - Дипломная работа №34287

«Нравственное воспитание младших школьников в рамках курса «окружающий мир»» - Дипломная работа

  • 49 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

фото автора

Автор: navip

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….

1.1. Философско-педагогические воззрения ученых на проблему нравственного воспитания….….

1.2. Современное содержание и структура нравственного воспитания в школьном образовании….….….…. ….

1.3. Методы и приемы формирования нравственных отношений у младших школьников….

Выводы по первой главе ….… …

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА….….

2.1. Определение первоначального уровня сформированности нравственной воспитанности у младших школьников….

2.2. Из опыта кружковой работы по формированию нравственной воспитанности у младших школьников.….….

2.3. Результаты и анализ опытно-практической работы….

Выводы по второй главе… ….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….

ГЛОССАРИЙ….


Введение

1.1. Философско-педагогические воззрения ученых на проблему нравственного воспитания

Изучение проблемы нравственного воспитания ставит перед необходимостью обратиться к истории вопроса, уходящего своими корнями в далекую древность. Мораль и нравственность, как философские категории, были предметом исследования во все эпохи человечества. Особый интерес к этим проблемам появляется в эпоху Возрождения. Возникает идея того, что нравственное воспитание способствует развитию личности, что в свою очередь ведет к прогрессу общества. Следовательно, нравственное воспитание необходимо, и этим объясняется большой интерес к проблеме [10, с.16].

Гуманизм этой эпохи сделал человека и его общественное сознание основным предметом философии. Великие гуманисты эпохи Возрождения и более позднего времени представили различные концепции происхождения морали, предложили основы для нравственного совершенствования личности, указали цели и идеалы нравственного воспитания [10, с.17].

Изучение вопросов морали в философских работах позволяет сделать ряд выводов, на которые можно опираться при дальнейшей теоретической разработке проблемы и ее практической реализации. Эти выводы таковы:

- признание большинством философов прирожденной доброты человека. Это позволяет иметь оптимистический взгляд на природу человека и на основе этого строить гуманистическую педагогику. Ж.-Ж.Руссо писал: «Все выходит хорошим из рук Мироздателя» [10, с.18].

- признание социальных корней морали. При наличии других основ социальные корни морали признаются важнейшими. Отмечается роль общества в становлении морали и нравственности. Джон Локк писал: «Счастье и несчастье человека большей частью является делом его собственных рук» [10, с.19].

- признание возможности воспитания как средства становления морального общества, нравственного человека. Этот вывод вытекает из предыдущего, признающего социальную природу человека. К.Гельвеци писал: «Я понял, насколько хорошее воспитание может распространить просвещение, добродетели и, следовательно, счастье в обществе» [10, с.19].

- признание существования общечеловеческих нравственных ценностей, которые можно и должно использовать в воспитательном процессе во все времена, во всех общественных системах». Вольтер писал: «Мораль является общей людям во все времена и во всяком месте» [10, с.20].

Философские обоснования нравственного воспитания не остались не востребованными теорией. Они нашли в последующие века практическое применение в педагогике. Сами педагоги – это философы детской души. Важно было на примере нескольких великих педагогов посмотреть, насколько теория совпадает с практикой.

В непосредственной и органической связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н.Толстой. Дети по своей природе, считал он, стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые личности, сформировавшиеся в условиях далекого от идеала общества. К народной педагогике восходят его идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечение детей к трудовой деятельности [39, с.44]. Он очень высоко оценивал нравственное воспитание: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая его наука в том, как жить, делая как можно больше добра» [39, с.46].

Я.А.Коменский считал, что человек представляет собой «микрокосмос», что формирование личности связано с глобальными законами природы [16, с.14]. Природное в человеке, по его словам, обладает самодеятельной и самодвижущей силой. Он формулирует как закономерность воспитания принцип самодеятельности воспитанника в осмыслении и деятельном осмыслении мира. Цель воспитания Я.А.Коменский усматривал в раскрытии природных задатков. Эта цель может быть достигнута при определенной последовательности обучения:

- развитие чувств, ознакомление с окружающими предметами и явлениями;

- усвоение образов окружающего мира;

- умение действовать с помощью руки и речи с опорой на приобретенные знания, умения и навыки [16, с.26].

К.Д.Ушинский мыслил воспитание как всестороннее развитие человека, формирование его «во всех отношениях» на основе изучения и раскрытия природы во всех ее сложных аспектах, в отношении человека к себе подобными, с природной и социальной средой. Ему принадлежит идея народности в воспитании, «традиции, обычаи, которые уходят корнями в отношения человека с родной для него природой» [41, с.85]. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленного его историческим развитием, географическими и природными условиями [41, с.86]. К.Д.Ушинский полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [41, с.430].


Выдержка из текста работы

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

2.1. Определение первоначального уровня сформированности нравственной воспитанности у младших школьников

Теоретический анализ проблемы показал, что успешность формирования нравственной воспитанности определяется системой воспитательной работы в школе. Важнейшей формой в формировании нравственной воспитанности младших школьников является кружковая работа.

Опытно- педагогическая работа была проведена в три этапа:

- Первый этап – диагностический - был направлен на выявление первоначального уровня сформированности нравственной воспитанности и нравственного отношения к окружающему миру у младших школьников;

- Второй этап - формирующий - был представлен воспитательной работой по оптимизации нравственного воспитания в кружковой работе;

- Третий этап - контрольный - был представлен сравнительно-сопоставительным анализом начальных и итоговых показателей нравственной воспитанности младших школьников.

Задачи опытно- педагогической работы:

1) Выявить первоначальный уровень сформированности нравственной воспитанности у младших школьников на основе исследования типа доминирующей экологической установки личности в отношении природы, ценностных ориентаций, а также первоначальный уровень сформированности нравственных отношений к окружающему миру на основе анкетирования.

2) Осуществить воспитательную работу по оптимизации нравственного воспитания в кружковой работе.

3) Доказать результативность проделанной работы опытно-практическим путем.

Было обследовано 12 учащихся 3 класса. МОБОУ СОШ с. Абзанова

Были использованы следующие методы: метод опроса (анкетирование, беседа); воспитывающая ситуация, эксперименты (констатирующий, формирующий), количественный и качественный метод обработки результатов.

Приступим к описанию констатирующего эксперимента. В ходе первого диагностического этапа были использованы следующие методики:

1. Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», разработанная А.В.Ясвиным [50, с.81].

Методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить 4 типа таких установок:

- личность воспринимает природу как объект красоты;

- как объект изучения получения знаний («когнитивная»);

- как объект охраны («этическая»);

- как объект пользы («прагматическая»).

«ЭЗОП» - это «эмоции, «знания», «охрана», «польза».

Детям были предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Им нужно было выбрать из этих пяти то, которое для них лучше всего связывается с предложенным. Этот вариант и характеризует доминирующую экологическую установку.

Количество выборов того или иного типа представлялось в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваивались соответствующие ранги 1,2,3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг) рассматривался как ведущий у данной личности.

Результаты диагностики определения типа установки в отношении природы были выведены в сводную таблицу 1.

Таблица 1

Результаты методики «ЭЗОП» в констатирующем эксперименте

Ранг Тип установки Количество испытуемых Процентное отношение

I Эстетическая (К) 6 чел. 50,1 %

II Прагматическая (П) 4 чел. 33,3 %

III Когнитивная (И) 1 чел. 8,3 %

III Этическая (О) 1 чел. 8,3 %

В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что из 12 опрошенных учащихся:

- 6 испытуемых воспринимает природу как объект красоты – «эстетическая» установка (I место);

- 4 испытуемых воспринимают природу как объект пользы – «прагматическая» установка (II место);

- 1 испытуемый воспринимает природу как объект изучения – «когнитивная» установка (III место);

- 1 испытуемый воспринимает природу как объект охраны – «этическая» установка (III место).

Результаты констатирующего эксперимента отражены в процентном соотношении в диаграмме на рисунке 2:

Рис.2 Первоначальный уровень сформированности нравственной воспитанности младших школьников в констатирующем эксперименте

Вывод: Как видно из диаграммы на рисунке 2 у 50,1 % (6 испытуемых) доминирует эстетический тип установки (К); у 33,3 % (4 человека) – доминирует прагматический тип установки (П); и всего по 8,3 % (по 1 испытуемому) – когнитивный (И) и этический (О) тип установок.

Результаты данной методики показали, что природа как объект изучения и как объект охраны воспринимаются детьми недостаточно.

2. Методика исследования ценностных ориентаций, разработанная В.А.Ясвиным [50, с.102].

Методика направлена на изучение ведущих ценностных ориентаций младших школьников, на место нравственных ценностей в общей системе и их иерархии.

Испытуемым было предложено проранжировать в порядке значимости 10 ценностей: отличная и хорошая успеваемость, родители, друзья, учительница, родной край, ответственное отношение к окружающей среде, охрана окружающей среды, жизнь в гармонии с природой, труд, материальная обеспеченность. По каждой ценности мы составили средний ранговый номер по всей выборке. Полученные результаты были выведены в сводную таблицу 2:

Таблица 2

Ранговые показатели ценностей в констатирующем эксперименте (в процентном соотношении)

Ранг Ценности

Отличная и хорошая успеваемость Учительница Друзья Родители Материальная обеспеченность Труд Родной край Жизнь в гармонии с природой Ответственное отношение к окружающей среде Охрана окружающей среды

I II III IV V VI VII VIII IX X

На 1 месте 42 2 2 2 2 - 2 - - -

На 2 месте 8 12 2 4 - - - - - 2

На 3 месте 3 2 4 3 - - - - 2 -

Для сравнения результатов обследования используем гистограмму (см. рис.3):

Рис.3 Показатели ценностей в констатирующем эксперименте

Как видно из таблицы 2 на первом месте расположены ценности, связанные с учебной деятельностью и кругом общения испытуемых (успеваемость, учительница, друзья, родители, материальная обеспеченность, родной край). Значимым в этом возрасте являются учебная деятельность и общение со сверстниками (друзья).

Вывод: Анализ ценностей показал, что нравственно-ориентированные ценности в сознании детей менее значимы (труд, родной край, жизнь в гармонии с природой, ответственное отношение к окружающей среде, охрана окружающей среды).

3. Анкетирование учащихся

Анкетирование направлено на выявление уровня сформированности нравственных отношений младших школьников. Испытуемым было предложено заполнить анкету, состоящую из 15 заданий. Каждое задание оценивалось в 5 баллов.

Задания анкеты были продуманы с использованием следующих критериев: когнитивный, деятельностный, мотивационный, эмоционально-волевой. Показателями ответственного отношения к окружающему миру служили:

- положительное эмоциональное отношение к окружающему миру;

- характер поведения в природе.

Коэффициент усвоения распределился по следующим уровням:

Высокий – 100-90 %; средний – 80-50 %; низкий – 50-0 %.

Для детального рассмотрения полученных результатов используем сводную таблицу 3.

Таблица 3

Результаты анкетирования учащихся в констатирующем эксперименте

№ Уровни усвоения Количество испытуемых Процентное отношение

1 Низкий 8 чел. 66,6 %

2 Средний 4 чел. 33,3 %

3 Высокий 0 чел. 0 %

Проанализировав результаты анкетирования, выяснили, что средний уровень имеют 4 испытуемых; 8 – низкий.

Результаты констатирующего эксперимента отражены в процентном соотношении в гистограмме на рисунке 4:

Рис.4 Первоначальный уровень сформированности нравственного отношения младших школьников к окружающему миру в констатирующем эксперименте

Вывод: как видно из гистограммы на рисунке 3, у 33,3 % испытуемых определился средний уровень сформированности нравственного отношения к окружающему миру, у 66,6 % - низкий уровень.

Результаты анкетирования младших школьников показали, что у большинства испытуемых очень низкий уровень сформированности нравственного отношения к окружающему миру, знания детей не глубоки и имеются не у всех. На вопрос «Есть ли на свете животные добрые и злые?», подавляющее большинство (около 90 %) ответили, что такие животные есть. К добрым были отнесены кошка, белка, заяц, слон, а среди злых, I место с большим отрывом занял волк (ответил каждый третий), в эту же категорию попала змея, крокодил, тигр. Восприятие детьми ряда представителей животного мира негативно и подлежит исправлению. На I месте в системе «человек – природная среда» выдвигается человек. Уничтожение животных – вредителей полей, садов уже не считается детьми плохим поступком.

Таким образом, в результате исследования встала задача о необходимости формирования представлений младших школьников о самоценности природы, о необходимости ее защиты независимо от практических нужд человека, о зависимости человека от природы – как естественной части нового эгоцентрического сознания. Нужно довести до сознания детей следующие положения:

1. В естественной природе не может быть вредных и полезных животных – все они являются необходимыми элементами соответствующих экосистем;

2. Представление о вреде и пользе появляется только в отношении искусственных сообществ, процессы в которых регулируются человеком, и существование которых целиком зависит от человека;

3. Но и в искусственных сообществах вредность и полезность тех или иных организмов относительна; более того, в небольшом количестве листогрызущие насекомые полезны культурным растениям, вредителями они считаются только тогда, когда превышают порог вредности;

4. Нет животных добрых и злых, бытующее мнение об опасности для человека крупных хищников, пресмыкающихся, сильно преувеличено, что животных этих по вине человека становится все меньше и меньше, и встреча с ними маловероятна;

5. Хищники убивают других животных, не потому что они злые, а потому что они не могут существовать иначе, что злые могут быть только люди, которые без особой нужды истребляют диких животных;

6. Обращение их внимания на трогательную заботу зверей о своем потомстве, факты взаимопомощи и другие элементы гуманизма в мире животных.

С целью формирования нравственного отношения к окружающему миру все перечисленные выше положения могут быть реализованы в кружковой работе.

2.2. Из опыта кружковой работы по формированию нравственной воспитанности у младших школьников

На основе кружковой работы, разработанной педагогом Л.Л.Пасечной [51, с.35] нами реализована программа кружковой работы «Юный друг природы».

Воспитательная работа, проводимая в кружке, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебой:

1. Программа работы кружка организуется на добровольных началах;

2. Не связана рамками обязательных учебных программ;

3. Продолжительность занятия не ограничивается строго временем;

4. Кружковая работа имеет больше возможности для организаций различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы;

5. Формируемые в кружке понятия, представления значения связаны с тем, которые школьники получают на уроках;

6. Работа в кружке может опережать или продолжать учебную. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученные на уроке. Это обусловлено тем, что кружковая работа позволяет выйти из рамок учебной, и тем, что главным принципом ее организации является опора на интересы детей.

Содержание работы кружка имеет гуманистическую направленность, проявляющуюся в формировании у детей бережного отношения к природе, воспитании нравственной культуры, обогащение представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также новых знаний об оказании помощи природе.

Программа работы кружка была построена так, что в процессе нравственного воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка, т.е. предполагалось наличие таких блоков, как познавательный, исследовательский, благотворительный блок практических мероприятий. Тематика определяется сезоном.

Занятия с детьми строились таким образом, что природоохранные знания детей расширялись и углублялись от темы к теме. Природа изучалась как носительница эстетических материальных качеств как среда обитания. У детей формировались знания понятий этики, нравственных норм и чувства: любовь, сопереживание, жалость. В связи с этим воспитательный эффект дает включение в беседы такого материала, который заставляет детей чувствовать себя защитниками природы, принимать те или иные решения. Каждое занятие включало работу по формированию новых природоведческих, природоохранных и нравственных знании и умении, игровые и занимательные моменты. При этом продолжительность занятий не превышала 45 минут в помещении и 60 минут на воздухе.

Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, мы предусмотрели и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников в кружке способствовало разнообразие форм и методов работы: занятия в рабочей комнате сопровождались экскурсиями в музей, станцию юных натуралистов и в природе; коллективные творческие дела завершали выставки, встречи с интересными людьми, праздники.

Занятия кружка «Юных друзей природы» проводились 2 раза в неделю. Каждое занятие состояло из двух частей, первая из которых имела целью формирование у детей новых природоохранных и понятий этики, нравственных норм, воспитания нравственных чувств. Вторая вносила элемент занимательности, повышая активность школьников (это мини-спектакли, кукольные театры, рисования на определенную тему). Также успех работы кружка зависел и от умелого использования на занятиях в качестве, средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, прославляющих родную природу.

Этика юного друга природы включала нормы и правила взаимоотношения с природой, социумом и самим собой Она является нравственной основой кружковой работы.

Таким образом, воспитательная работа понимается как особая форма активности детей, проявляющаяся в различных, видах деятельности, направленная на формирование нравственной воспитанности через развитие всех сфер личности (сознание, чувства, поведение) и связанная с удовлетворением их потребности в познание окружающей действительности и овладение миром, отношений с природой и самим собой.

В центре нравственного воспитания остается формирование доброты, гуманности по отношению к другим людям. Основное направление работы в области формирование милосердия и других нравственных характеристик состоял во введении школьника в сложную систему взаимоотношений с окружающими, акцентируя внимание детей на чувства, переживания другого человека.

Содержание занятий программы «Юный друг природы» построено с использованием методических приемов методиста-биолога В.А.Марченковой:

1. Прием «ознакомление детей с реакцией других людей на внимание, заботу окружающих» при проведении таких занятий, как:

- «С любовью к природе»;

- «Будь добрым к природе»;

- «Просят помощи»;

- «Мы друзья птиц»;

- «Охраняемые животные и растения родного края».

2. Прием визуализации реализовался в экологических ситуациях:

- «Почему погиб птенец»;

- «Жалейкин и Лягушонок»;

- «Бездомный кот»;

- «Любимые животные»;

- «Гнездо»;

- «Птенец на тропе».

3. Прием драматизации реализован в игре-драматизации «Природа и мы» которая была проведена с целью донести до сознания детей, что каждая букашка имеет право на существование, пробудить сострадание к братьям нашим меньшим.

4. Прием игровая деятельность реализован на занятии «Экологический светофор», которое было проведено с целью воспитания поведения на основе включения детей в ситуацию нравственного выбора.

Учащиеся нашей школы приняли активное участие в благоустройстве местного пруда . Был организован трудовой десант по очистке берегов пруда от мусора туристов. Были установлены специальные урны для мусора. Следующим этапом была посадка саженцев берез, тополя. Саженцы были приобретены организацией «Дорожное озеленение», которые учащиеся с большой заботой и любовью высадили вокруг пруда. Во время таких «вылазок» на озеро, дети стараются заниматься познавательной деятельностью, стремятся пополнить свои знания. Поэтому дети с большим успехом справились с творческим заданием. Написали сочинение о своем трудовом вкладе в озеленение родного края и провели конкурс рисунков «Природа – наш общий край».

Проводимые экскурсии преследовали следующие задачи: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии и показать, что каждый может многое сделать для улучшения окружающей среды, охраны природы. Активное участие младшие школьники приняли в занятии на тему «Птицы родного края», а это и выставка рисунков на тему: «Птицы твои друзья» . Была также организована экскурсия на станцию юного натуралиста, где дети с удовольствием ухаживали за живыми птицами, рыбками, цветами

Таким образом, в нашей воспитательной работе окружающая естественная природная среда посредством кружковой работы выступила как фактор развития нравственного сознания и формирования нравственной воспитанности младших школьников.

Экскурсия в нашей опытно-практической работе выступило также средством изучения состояния родного края.

2.3. Результаты и анализ опытно-практической работы

После проведения формирующего эксперимента по формированию нравственной воспитанности младших школьников с целью подтверждения эффективности проведенного эксперимента была проведена повторная диагностика. Были использованы следующие методики:

1. Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива», разработанная В.А.Ясвиным [50, с.84].

Методика направлена на диагностику ведущего типа мотиваций взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического, прагматического и этического [50, с.85].

Испытуемым были предложены ситуации (предъявлялось 12 пар), нужно было выбрать один из двух вариантов, который был наиболее подходящий для них. Предпочитаемый вид деятельности позволит судить о характере мотивации взаимодействия с природой.

Количество выборов того или иного типа представлялось в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваивались соответствующие ранги 1,2,3 и 4. Тип мотивации, получивший наибольший удельный вес (1 ранг) рассматривался как ведущий у данной личности. Для определения ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами была составлена сводная таблица количественной выборки и ранговых показателей в контрольном эксперименте. Результаты методики «Альтернатива» представлены в таблице 4:


Заключение

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения

Данное исследование было предпринято с целью изучить проблему исследования в теории и сконструировать структурно-функциональную модель нравственного воспитания младших школьников в кружковой работе по ознакомлению с окружающим миром.

На основе изучения проблемы исследования в педагогической науке раскрыты теоретические аспекты нравственного воспитания, определены современное содержание, структура нравственного воспитания, методы и приемы формирования нравственных отношений.

Нравственное воспитание – это целостный, системный процесс формирования нравственной воспитанности личности, проходящей поэтапно, на каждом из этапов которого идет усложнение и развитие целей, содержания, методов и приемов воспитания. Эффективность структурно-функциональной модели нравственного воспитания младших школьников, представляющей собой систему взаимосвязанных блоков (цель, задачи, принципы, методы, критерии, комплекс педагогических условий, этапы, результат), подтверждается результатами формирующего эксперимента.

Нравственная воспитанность младших школьников включает критерии: когнитивный (знание сущности понятий, категорий этики и нравственных норм); эмоционально-ценностный (эмоционально-нравственная отзыв-чивость: эмпатия, любовь, бережное отношение к природе); поведенческий (умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, способность к рефлексии, социально-направленный характер действий).

В ходе исследования доказано, что учебно-воспитательный процесс будет эффективным, если нравственное воспитание младших школьников обеспечивается: созданием субъективно-нравственного пространства, базирующемся на принципах мотивированности, природосообразности, целостности, эмоциональной насыщенности, взаимодействия младшего школьника со сверстниками; разработкой и реализацией программы кружковой работы «Юный друг природы», позволяющей включить младшего школьника в ситуацию нравственного выбора; взаимодействием младшего школьника и семьи в процессе нравственного воспитания.

Введение в учебно-воспитательный процесс школы программы кружковой работы «Юный друг природы», построенной на основе структурно-функциональной модели, оправдано тем, что она может стать эффективным механизмом развития личности младшего школьника, решения проблем в области нравственного воспитания.

Формирование нравственной воспитанности младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром посредством кружковой работы состоит из четырех компонентов, включающих два модуля:

- интеллектуально-мотивационный модуль, который представлен научно-познавательным и нормативным компонентами;

- эмоционально-волевой модуль, который представлен ценностным и практически-деятельностным компонентами.

Предполагается, что сконструированная структурно-функциональная модель нравственного воспитания при ее реализации на практике обеспечит упорядоченность учебно-воспитательного процесса в школе, позволит укрепить здоровье младших школьников, а также повысить уровень их нравственной воспитанности.

Рекомендации для учителей начальных классов

1. Целенаправленно вести работу по формированию нравственной воспитанности младших школьников, отказаться от такой формы воспитательной работы как разовое мероприятие, ввести программу кружковой работы «Юный друг природы» с использованием методических приемов В.А.Марченковой.

2. Систематически включать в уроки естествознания этические беседы, создавать воспитывающие ситуации, ситуации нравственного выбора;

3. Использовать такие формы совместной деятельности младших школьников и родителей как творческие выставки, театральные постановки.


Тема: «Нравственное воспитание младших школьников в рамках курса «окружающий мир»»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 49
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 9
    1.1. Основы понятия коммуникативные универсальные учебные действия в свете реализации ФГОС 9
    1.2. Возрастные особенности младших школьников по формированию коммуникативных универсальных учебных действий 12
    1.3. Коммуникативные универсальные учебные действия в рамках курса «Окружающий мир» 16
    Вывод по первой главе 23
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 24
    2.1. Особенности диагностических методик по выявлению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 24
    2.2. Организация и проведение уроков по окружающему миру с формированием коммуникативных универсальных учебных действий 37
    2.3. Анализ проведения опытно-педагогической работы 40
    Вывод по второй главе 51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
    ЛИТЕРАТУРА 56
  • Дипломная работа:

    Учебная деятельность младших школьников по формированию универсальных учебных действий при изучении окружающего мира

    48 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
    1.1. Основы понятия УУД в свете реализации ФГОС 7
    1.2. Организация и содержание учебной деятельности младших школьников 14
    1.3. Возможности реализации учебной деятельности младших школьников по формированию УУД при изучении окружающего мира 20
    Вывод по первой главе 27
    ГЛАВА II.ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 29
    2.1. Особенности диагностических методик по выявлению уровня сформированности УУД у младших школьников 29
    2.2.Система работы по формированию деятельности младших школьников в рамках курса «окружающий мир» 34
    2.3. Анализ результата опытно - педагогической работы 36
    Вывод по второй главе 38
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
    ЛИТЕРАТУРА 41
  • Дипломная работа:

    Духовно-нравственное воспитание школьников

    144 страниц(ы) 

    Введение….….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….….9
    1.1. Сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание», его роль в формировании личности ребенка….….9
    1.2. Возрастные особенности младших школьников в аспекте духовно-нравственного воспитания….….….26
    1.3. Педагогические условия эффективности духовно- нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста….….…42
    Выводы по первой главе
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….52
    2.1. Организация экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников….…52
    2.2. Реализация педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников…59
    2.3. Анализ результатов духовно – нравственной воспитанности младших школьников….….…67
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…88
    ЛИТЕРАТУРА….….92
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Курсовая работа:

    Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников

    49 страниц(ы) 

    Введение….….…3
    I ГЛАВА. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….9
    1.1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования….9
    1.2. Просветительский подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников….….…19
    Выводы по первой главе.
    II ГЛАВА. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…27
    2.1.Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста….….….…27
    2.2. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников….….….31
    Выводы по второй главе.
    Заключение….….42
    Литература….….….45
  • Дипломная работа:

    Духовно - нравственное воспитание личности младшего школьника в музыкально - компьютерной деятельности

    111 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
    1.1 Основы развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника средствами музыкально-эстетического воспитания 8
    1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 14
    1.3 Роль музыкально-компьютерной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников 22
    2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
    2.1 Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников в музыкально-компьютерной деятельности 40
    2.2 Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в музыкально-компьютерной деятельности 79
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104
    ПРИЛОЖЕНИЯ 109

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Организация и проведение недели языка как один из видов повышения мотивации к изучению родного языка

    73 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    1.1. Место и роль внеурочной деятельности в образовательно-воспитательном процессе….6
    1.2. Условия организации и методические рекомендации по проведению внеурочной деятельности .12
    1.3. Принципы организации внеурочной деятельности.14
    1.4. Формы организации внеурочной деятельности….….16
    1.5. Предметная неделя – особая форма организации образовательно-воспитательной деятельности ….19
    Выводы по первой главе.24
    ГЛАВА 2. НЕДЕЛЯ ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА
    2.1. Виды повышения мотивации к изучению родного языка.26
    2.2. Методические рекомендации по организации недели языка.30
    2.3. Программа Недели родного (башкирского) языка в национальной школе.33
    2.4. Программа Недели родных (русского, башкирского, татарского) языков в школе с русским языком обучения.52
    Выводы по второй главе.67
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.68
    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.69
  • Практическая работа:

    Расчет характеристик асинхронного двигателя

    4 страниц(ы) 


    1. Определить схему включения обмотки статора;
    2. Рассчитать и построить механическую характеристику;
    3. Определить, возможен ли запуск электродвигателя при пониженном напряжении сети на %;
    4. Рассчитать сечение токопроводящих проводов, приняв плотность тока 3 А/мм2
  • Дипломная работа:

    Методика подготовки лыжников-гонщиков на подготовительном периоде

    56 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
    1.1. Средства и методы подготовки лыжника-гонщика в бесснежный период подготовки.6
    1.2. Этапы подготовки.14
    1.3. Имитационные упражнения применяемые в подготовке лыжников-гонщиков.19
    ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    2.1. Методы исследования.22
    2.2. Организация и контингент.28
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    3.1. Результаты исследования.31
    3.2 Обсуждение результатов исследования….34
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.46
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.48
    ПРИЛОЖЕНИЕ….51
  • Дипломная работа:

    Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения проблемных задач на уроках математики

    56 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I Проблемное обучение начальной школе….
    1.1 Сущность и структура формирования творческого мышления младших школьников….
    1.2 История развития теории проблемного обучения….
    Выводы по главе 1
    Глава II Проблемный подход как условие формирования теоретического мышления учащихся на уроках математики в начальной школе….
    2.1 Методика создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе….
    2.2 Методическое оснащение формирования творческого мышления учащихся при использовании методов проблемного обучения на уроках математики….
    Выводы по главе II
    Список использованной литературы
    Приложение
  • Практическая работа:

    Расчет трансформаторов вариант 12

    10 страниц(ы) 

    1 Исходные данные
    Исходные данные по варианту 12 приводятся в таблице 1.1
    Таблица 1.1 – Исходные данные
    Наименование Обозн. Ед.изм. Значение
    Номинальная мощность трансформатора Sн
    ВА 63000
    Номинальное напряжение обмотки низкого напря-жения Uвн
    В 230.0
  • ВКР:

    «Методика создания логотипа в векторном графическом редакторе»

    31 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ. .6
    1.1 Основы векторной графики 6
    1.2 История создания логотипов 8
    1.3 Функции и виды логотипов 15
    ГЛАВА II МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЛОГОТИПА В ВЕКТОРНОМ ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ 21
    2.1 Анализ предлагаемого товара или услуги 21
    2.2 Основные цели и задачи рекламного продукта 23
    2.3 Разработка логотипа, как элемента фирменного стиля 25
    2.4 Методические рекомендации по созданию логотипа 27
    2.5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
    2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
    2.7 ПРИЛОЖЕНИЕ 33
  • Контрольная работа:

    ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА. 12 Вариант

    13 страниц(ы) 

    Задача №1 3
    Задача №2 4
    Задача №3 6
    Задача №4 9
    Литература 12
  • Курсовая работа:

    Технология народных художественных ремесел. Изготовление русской деревянной игрушки

    30 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ 5
    1.1 ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ 5
    1.2 СИМВОЛИКА И ОБРАЗ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ 8
    1.3 КАЧЕСТВА, ВАЖНЫЕ ДЛЯ ИГРУШКИ 13
    ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА \"МАТРЕШКИ\" 16
    2.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ \"МАТРЕШКИ\" 16
    2.2.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТРЕШКИ. РУЧНАЯ РОСПИСЬ 18
    2.3 ТЕХНИКА ПРОИЗВОДСТВА \"МАТРЕШКИ\" В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ФАБРИКИ \"СЕМЕНОВСКАЯ РОСПИСЬ\" 20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
    ПРИЛОЖЕНИЕ 29
  • Курсовая работа:

    Метод Халецкого для СЛАУ

    20 страниц(ы) 

    Введение….….…3
    1. Постановка задачи, математическая формулировка метода….…6
    2. Описание программного обеспечения….….9
    3. Описание тестовых задач….12
    4. Анализ результатов….15
    Заключение….….17
    Список литературы….….19
  • Реферат:

    Порядок учета нематериальных активов в бюджетных учреждениях

    15 страниц(ы) 

    Порядок учета нематериальных активов
    Стоимостная оценка нематериальных активов
    Формы учетных документов
    Амортизация нематериальных активов
    Типовые проводки по учету нематериальных активов