СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Повседневная жизнь горожан уфы в 1920-1930 г.г. - Курсовая работа №39332

«Повседневная жизнь горожан уфы в 1920-1930 г.г.» - Курсовая работа

  • 30 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…3

Глава 1. Уфа в 1920-е гг.: стратегия выживания населения.

1.1. Изменения облика города в годы нэпа….….10

1.2. Оживление частной инициативы в хозяйственной жизни города….….16

Глава 2. Социальные перемены в жизни города

2.1. Изменения в социальной структуре населения….19

2.2.Материальное благосостояние горожан, уровень жизни….23

Заключение….…25

Список использованной литературы и источников….…27


Введение

В последние два десятилетия как в России в целом, так и на региональном уровне, в частности, в Башкортостане, заметно возросла в исторической науке тема изучения истории повседневности, история быта и человека с его местом в окружающем мире и обществе. История больше уделяет место персонализации человека в истории, в ее многообразии, локальности и единичности истории.

На сегодняшнее время под историей повседневности подразумевается отрасль исторической науки, где предмет этой науки есть область обыденности и повседневности человеческой жизни и человеческого бытия в ее историческом плане, национальном, культурном, политическом, фактологическом и единичном измерении.

В европейской исторической науке до сих пор идут споры и дискуссии по поводу того, что брать и рассматривать под историей повседневности. Но главное они в Европе подошли к этому давно и успешно работают на этом пути. В России же на этом пути стоят еще большие теоретические, методологические и практические вопросы о том, как и что, подразумевать под «историей повседневности», что изучать в основе ее, что может быть полезно, интересно исследователю и читателю.

Немецкий историк А.Людтке считает и пишет, что история повседневности, - это «попытка понять историю как многослойный процесс, который воспроизводится и, в первую очередь трансформируется теми, кто является одновременно и объектами истории, и ее субъектами» . То есть история, объекты истории и субъекты истории – это просто и прежде всего сами люди. И в основе этой истории повседневности находится человек.

Российский исследователь Н.Л. Пушкарева дает свое определение понятия «история повседневности», что это «история повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности – комплексное исследование образа жизни и его изменений у представителей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на жизненные события ».

Поляков Ю.А в своей научной статье отмечает о месте быта в истории: «история – это, прежде всего, повседневная жизнь, опрокинутая в прошлое» .

А если и так рассматривать и изучать историю с нового подхода как места в истории человеческого бытия и роли человека, то в этом плане история и тема истории повседневности открывает новые перспективные задачи и цели для исследователей.

Тем самым актуализируются новые темы, работы и направления в исторической науке для исследователей и историков. При этом стоит отметить, что эта тема и сфера не будет являться лишь прерогативой историков, но и исследователей из других научных отраслей.

Историю повседневности человека и обществ, возможно и нужно уже рассматривать через культурологию, медицину, психологию, антропологию, социологию, культурологию, этику, обществоведение, другие науки и отрасли научного знания. Но это уже теоретические вопросы и задачи для будущего, где исследователи будут сами разрабатывать свои уникальные теоретические и методологические основы по изучению истории повседневности и человеческого бытия, исходя из той или иной научной концепции (история, культура, психология, медицина, архитектура и т.д.).

Эта тенденция прослеживается во всей системе и структуре современной российской гуманитарной науки. В исторической отрасли гуманитарного знания она заключается в изменении роли субъекта и объекта исследования в исторических процессах, событиях и трактовках.

Особая специфика Россия в том, что страна в социально-экономическом, регионально-культурном, национально-религиозном, природном и культурном плане многообразна и различна. Это подчеркивает региональный характер и компонент.

В региональной исторической науке республики Башкортостан уже давно идет отход от изучения и освещения исторической науки в духе прикрепленности и привязанности к определенным историческим символам и исторической тематики, сформированной в советский период характерной для данного региона (образ Салавата Юлаева, других народных героев). Многое переосмысливается, переоценивается, выдвигаются новые трактовки и оценки на историческое прошлое Башкортостана и на историю народов региона.

В последнее десятилетие в исторической науке Башкортостана активно развивается местное краеведение районов, сел и деревень. Особым местом занимает интерес у историков и краеведов тема изучения исторического наследия и богатства города Уфы и других городов Башкортостана. Издаются книги, пишутся и публикуются статьи, посвященные истории города Уфы, его улицам, архитектуре, его населению и другим сторонам прошлого нашего города.

В общем можно сказать, что интерес к региональной истории Башкортостана, истории города Уфы, народов, населяющих Башкортостан и местной специфике региона в его многообразии возрастает, и будут еще большие исследования и работы на этом пути.

Актуальность исследования определяется и модернизационным характером современной эпохи, шатким положением социально-экономического состояния развития страны, местного региона и благосостояния населения. XXI век для России, а особенно для аграрного по своей сути такого региона как Башкортостан, с большой долей сельского населения имеет свои особенности и повседневные проблемы, как для сельского населения, так и городского. Есть проблемы с безработицей, есть проблемы с миграцией сельского населения в города Башкортостана, проблема трудоустройства, нехватки жилья, финансового положения и др. проблемы.

Для того чтобы прогнозировать и анализировать состояние, пути и ходы развития современного общества, нужны знания о специфики региона, знания о характере народа и его быта повседневности. Для нас историков эта проблема имеет большую актуальность и значение, чтобы мы могли обращаться к прошлому, знать историю прошлого, изучать нужные стороны и искать для себя необходимые рецепты и ответы.

С такого подхода возрастает еще больше актуальность изучения истории многих регионов России, политических, культурных и национальных особенностей специфики уже определенного региона России.

В нашем случае это будет региональная история Башкортостана, а именно история повседневности населения и человека через призму истории города Уфы, столицы Башкортостана. Для этого нам надо обратиться в то хронологическое прошлое истории города Уфы, с которой мы могли бы оттолкнуться и попасть в нужное временное хронологическое русло в освещении своей тематики исследования.

Данная курсовая работа связывает этот момент и актуальна по следующим причинам.

Во-первых. Острую проблему жизни населения и прежде всего человека в истории города Уфы занимает хронологический промежуток времени в 1920 – 1930 гг. Это период укрепления советского государства и формирования нового типа человека «советский человек», к которому была присуща своя специфика, особенности и черты.

70 лет жизни советского государства развили в этом советском обществе особые характерные ему черты. Само это советское общество было порождение и продукт самого советского государства и коммунистической партии. Они окружали и проникли в повседневную жизнь и быт, в рабочем производстве и на отдыхе, в семьи и личностных отношениях, в образовании и культуре, в идеологии и в самой структуре взаимоотношениях между человеком и обществом, обществом и властью.

Во-вторых. Российская историография только сейчас в последние десятилетие подходит к проблеме изучения повседневности населения и человека. Если по дореволюционной повседневной жизни крестьян, различных сословий и классов есть большая историография, наработанная советскими исследователями, то по проблеме более детального и подробного изучения истории повседневности дворян, военных, солдат и привилегированных классов есть проблемы не разработанности и не изученности темы. Это главное по теме диссертации также касается и изучения повседневной жизни советского населения города Уфы, которое страдает своей слабой развитостью и слабой разработанностью.

И поэтому вот это данное диссертационное исследование есть попытка изучение региональной истории на примере раскрытия и освещения повседневной жизни населения города Уфы в 1920 – 1930 гг. Ведь этот хронологический момент отправная точка урбанизации Башкортостана, перехода от аграрного общества к индустриальному, новому витку развития башкирского, русского, татарского и других народов Башкортостана.

В-третьих. В региональной историографии и в региональных исследованиях все большее значение занимают вопросы, связанные со спецификой усиления регионального значения местной истории и региональный центризм в освещение истории Башкортостана.

В-четвертых. Было обосновано то, что «история повседневности» имеет актуальное значение в российской историографии и в местной историографии на примере Башкортостана. Самое главное то, что легче и правильнее изучать региональную историю повседневности населения на примере крупного города как Уфа. Потому что история повседневности, начиная с XIX - начала XX века более привязана переплетением к городу, городской тематики и городской жизни. Так как в этот период в региональной истории благодаря промышленному росту с 1860 гг. происходит приток сельского населения

Данное исследование посвящено истории повседневности и повседневной жизни городского населения города Уфы в 1920-1930 гг.

Особый момент в этом моменте занимает то, что городская повседневность начала свое развитие в истории Уфимской губернии начиная со второй половины XIX века вызванное новым этапом развития Российской империи после отмены крепостного права в 1861 году.

А вот уже начиная с XX века в жизни городов Российской империи и, особенно в жизни города Уфы как центра Уфимской губернии проходит тенденция активности усиления урбанизационных процессов.

В тот момент происходит постепенное становления промышленного облика города Уфы, самой городской инфраструктуры и урбанизации населения города Уфы. Советский период 1920 – 1930 гг. дает и вносит собой новый импульс в развитии облика города Уфы, которые отразились в характере, специфике и быте жизни населения города Уфы.

К основным работам, из которых можно подчеркнуть данные, относящиеся к 1920 – 1930 гг., можно отнести работу «История Уфы: Краткий очерк» (Уфа, 1981). В этой работе есть главы о промышленном и городском коммунальном хозяйстве Уфы, индустриализации, пятилетках, общественно-политической жизни города, о материальных данных благосостояния уфимцев, о культурном строительстве (просвещение и наука, литература и искусство, культурно-просветительская работа, печать и книгоиздательство).

Сюда также стоит включить такие работы как «Уфа – столица БАССР за 40 лет» (Уфа, 1957), «Уфа за годы Советской власти (статистический справочник)» (Уфа, 1969), «Уфе – 400 лет» (Уфа, 1975), статьи и книги Букановой Р.Г. «Первый Российский город в Башкортостане» (в журнале «Ватандаш», 1999. № 2), и «Города и городское население Башкирии в XVI–XVII вв.» (Уфа, 1993), статью Гвоздиковой И.М. «История города Уфы» (в журнале Ватандаш, (1999. № 1), книгу Зайцева М. А. «Уфа сегодня и завтра» (Уфа, 1987).

Из современных исследований нужно привести многочисленные работы уфимского краеведа Синенко С. Г., а также пособие «Уфа: страницы истории / сост. М. В. Агеева» (Уфа, 2006).

Основными источниками курсовой работы послужили для нас правительственные документы 1920-1930-х гг., включая материалы партийно-государственных структур, документы местных властей (тексты постановлений, распоряжений, приказов, циркуляров и т.п.), материалы периодической печати (как центральной, так и местной), а также произведения мемуарной литературы.

Целью нашей работы является исследование повседневной жизни населения города Уфы в 1920-1930-е гг. Основными задачами курсовой работы являются:

1. проанализировать основные черты социально-экономического развития города Уфы в 1920-30-е гг.,

2. раскрыть особенности повседневной жизни горожан, их образ жизни, привычки, хозяйственный уклад;

3. раскрыть деятельность общественных организаций города,

Хронологические рамки исследования охватывают период 1920-1930-х гг., т.е., с окончания событий гражданской войны, налаживания мирной жизни, до конца 1930-х гг., когда, в связи с начавшейся Второй мировой войной, началась милитаризация жизни и принципиальным образом изменились социально-экономические условия как рассматриваемого города, так и страны в целом.

Территориальные рамки исследования охватывают Уфу в административных границах того времени.


Выдержка из текста работы

Глава 1. Уфа в 1920-е гг.: стратегия выживания населения.

1.1. Изменения облика города в годы нэпа

1920 – е гг. стали временем серьёзных испытаний для всего хозяйства страны. После гражданской войны, с превращением Уфы в столицу республики выросло ее значение как центра экономической, политической и культурной жизни Башкирии. Здесь наряду с партийными, комсомольскими, профсоюзными конференциями проводились республиканские съезды беспартийных крестьян, женщин, совещания, но вопросам экономического, национального строительства и т. д. Уфа привет-ливо встречала гостей.

Для приезжих были организованы гостиницы, общежития, в 1924 г. открылся «Дом крестьянина». Посланцы далеких башкирских, татарских, русских, чувашских аулов и сел знакомились с достопримечательностями города, с промышленными предприятиями, с уфимцами.

Уфа стала центром большой идейно-воспитательной работы среди трудящихся БАССР, борьбы с националистическими пережитками. Многое делалось, но подготовке кадров партийных, советских, хозяйственных органов из трудящихся ранее угнетенных национальностей, но коренизации партийного и советского аппарата.

Расширение границ республики и превращение Уфы в ее столицу совпало по времени с объединением РСФСР и других советских республик п Союз ССР. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов принял историческое решение о создании Союза Советских Социалистических Республик.

Новое государственное объединение явилось практическим воплощением идей В. И. Ленина о добровольном союзе свободных наций.

Вместе со всеми советскими людьми горячо поддержали образование СССР и трудящиеся Уфы. Их думы и чаяния 14 января 1923 г. выразил пленум городского Совета, заявивший, что «искренне приветствует объе-динение социалистических республик в единый союз, который явится оплотом борьбы с капитализмом и даст возможность освобожденным народам войти в этот Союз»

Образование СССР укрепило и расширило всесторонние связи Башкирии с другими республиками, областями и городами Союза, что послужило основой быстрого политического, экономического и культурного развития края и его столицы.

Улучшение положения в сельском хозяйстве создавало предпосылки развертывания восстановления промышленности.

Уфимцы дружно взялись за работу. Поднимать промышленное производство приходилось в грудных условиях. Оборудование фабрик и заводов города было изношено и устарело, многие производственные помещения пришли в ветхость. В среднем физический износ промышленного оборудования достигал 38 процентов, а по отдельным предприятиям — свыше 60 1.

Не хватало топлива, транспортных средств, квалифицированных кадров. Преодолевая лишения. рабочие самоотверженно трудились, проявляли много изобретательности, инициативы, сами изготовляли недостающие инструменты, отдельные детали машин.

Эти усилия вскоре увенчались первыми успехами. В 1922 г. возобновились ремонтные работы па городской электрической и водопроводной станциях, кожевенных заводах, железнодорожных и других предприятиях. В 1922 - 1923 гг. вступили в строй пивоваренный и лесопильные заводы, фанерная фабрика, мельницы № 4 и № 19.

Пуск каждого предприятия превращался для уфимцев в праздник. 8 ноября 1922 г. состоялся грандиозный митинг перед зданием открывшейся типографии «Октябрьский натиск», расположенной по улице Зенцова, 22 (ныне ул. Ленина, 24). В этот день вся трудовая Уфа поздравляла печатников с радостным событием в их жизни. Торжественно отметили рабочие возрождение фанерной фабрики 2.

К началу 1925 г. наиболее крупные промышленные предприятия города в основном были восстановлены. Гос.завод № 1 начал выпускать двигатели, сельскохозяйственные машины. В деревообрабатывающей отрасли работали четыре лесопильных завода и фанерная фабрика. Эти предприятия производили строительные материалы на местный рынок и на вывоз. В силикатной промышленности из двух кирпичных заводов действовал один. Пищевую промышленность представляли мукомольные, винокуренные и пивоваренные предприятия.

Успехи, достигнутые в восстановлении промышленности города, способствовали значительному увеличению выпуска продукции. Ее прирост в первом квартале 1924/25 хозяйственного года но сравнению с первым кварталом 1923/24 года составил 64 процента1. 1925 г. стал переломным для промышленности Уфы. Многие предприятия «первые получили прибыль.

Вместе с подъемом промышленности происходило увеличение численности рабочих и служащих. Пополнение их рядов шло за счет возвращения кадровых рабочих, демобилизованных на Красной Армии, вовлечения в производство молодежи, женщин и безработных. В 1025 г. на предприятиях крупной государственной промышленности, железнодорожном и водном транспорте Уфы было занято более 6 тыс. человек

Благодаря героическому труду советских людей, в 1025 г. вос-становление народного хозяйства приближалось к концу. 13 связи с этим перед партией встал вопрос о перспективах дальнейшего развития. XIV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1925 г., взял курс па социалистическую индустриализацию страны.

Итоги съезда были широко обсуждены и одобрены на Уфимском городском партийном активе и многолюдных собраниях трудящихся. XI Башкирская областная конференция ВКП (б) (декабрь 1926 г.) наметила конкретные пути завершения восстановления и перехода к реконструкции промышленности республики. В Уфе переоборудование и реконструкция развернулись в первую очередь в железнодорожных мастерских, типографии «Октябрьский натиск», на кожевенных заводах и гос.заводе № 1.

Усиление восстановительных и реконструктивных работ обеспечило дальнейший быстрый рост объема валовой продукции. Об этом свидетельствуют следующие данные: с 1923/24 по 1927/28 хозяйственный год на гос.заводе № 1 производство увеличилось в 3,5 раза, на кожевенных заводах - в 4, лесопильных — в 4,5 раза т. д.

Одновременно возрождались и кустарные промыслы, связанные с обработкой металла, дерева, продуктов животноводства и другие. Кожевенные предприятия города снабжали не только местный рынок, но и отправляли выделанные кожи небольшими партиями на Украину, в Среднюю Азию. В 1925 г. в Уфе насчитывалось 25 кооперативных и 746 частных промышленных заведений, и том числе, но производству одежды - 339. металлообрабатывающих - 10», пищевых - 111, кожевенных - 54, деревообрабатывающих 45 и т. д. Все эти предприятия были мелкими. В среднем каждом из них трудились, но 1-2 человека, в то время как на государственных - 60-70 человек.

И 1925 г. в частных заведениях Уфы, по неполным данным, было занято 1036 рабочих. Развитие частной мелкой промышленности в известной мере усиливало капиталистические элементы, но тогда оно открывало допол-нительную возможность для увеличения производства товаров широкого потребления.

Возрождение экономики и непрерывное увеличение выпуска промышленной продукции стали возможны благодаря самоотверженной работе трудящихся Уфы. Трудовые заслуги рабочих в восстановлении промышленности и городского хозяйства получили высокую оценку. Многие из них были премированы, занесены на Красную доску, а лучшим из лучших присвоено почетное звание Героя Труда. В апреле 1922 г. этого звания удостоились 18 членов команд пароходов «Верный», «Зенит», «Стерлнтамак».

В постановлении Уфимского губернского совета профессиональных союзов говорилось: «а) принимая во внимание интенсивность, каковая была проявлена командами пароходов, выполнившими работу раньше срока, служа примером для других поднятием трудовой дисциплины и производительности труда, занести всех на Красную доску; б) предложить выдать им в виде поощрения премию деньгами по 2,5 млн. рублей каждой команде и по 1,5 пуда муки на каждого, по одной паре нательного белья, по одной паре. ботинок» 3, В железнодорожных мастерских Героями Труда были названы слесари Н. А. Шатунов, Ф. II. Трясоногов, токари Ф. Ф. Инякин, Ф. В. Медведев, Л. Я. Козлов3.

Чествование Героев Труда стало новым явлением в жизни. Оно помогало воспитывать социалистическое отношение к труду.

Большую роль в повышении трудовой активности рабочих, в политической жизни Уфы сыграл приезд в республику в декабре 1923 г. члена Политбюро ЦК РКП (б). Председателя ЦП К СССР М. И. Калинина. Он выступил на собрании коммунистов города, принял участие в работе IV съезда Советов СЛССР, встречался с трудящимися.

Вот что сообщала республиканская газета «Власть труда» о пребывании Всесоюзного старосты у железнодорожников: «В 3 часа работу по всем мастерским бросили. Сборный цех по обыкновению служит помещением для собрания. Сегодня сюда целыми толпами спешат изо всех служб рабочие и служащие. Через несколько минут сборный цех переполнен народом, разместились КТО где на м. И. Калинин, тендере, паровозе, кране. Трибуна окружена рабочими, каждому хочется встать ближе и увидеть Калинина. Калинин идет! Этот шепот с быстротой пролетел изо всех уст по сборному цеху, и 3000 человек устремили все свое внимание на трибуну». Колее двух часов говорил М. II. Калинин.

Подробно ознакомив железнодорожников с международным и вну-тренним положением, он закончил свое выступление призывом к повы-шению производительности труда:

«Здесь мало простого массового напора, как это было в первый барри-кадный период нашей борьбы, там решался вопрос массовым напором на врага. В настоящий момент нужна еще огромная творческая изощренность для увеличения производительности труда. Здесь мало одних слов и одного желания, а надо уметь глубоко организационно подходить к делу» а.

В Уфе первые производственные совещания были созданы и 1924 г. в железнодорожных мастерских и типографии «Октябрьский натиск». К 1925 г. они действовали почти на всех крупных предприятиях города.

В 1926 г. производственное совещание железнодорожных мастерских выдвинуло лозунг «Станок - дорогое рабочее детище». Здесь еженедельно по субботам была введена генеральная чистка оборудования, в обязанность каждого рабочего вменялось следить за чистотой своего станка. В результате резко сократилась поломка инструментов, и уменьшилось расходование сырья.

У рабочих рождалось новое чувство - чувство ответственности за свое родное производство. Бережливость и аккуратность в работе давали больше экономии средств. Если на капитальный ремонт паровоза в I квартале 1926 г. затрачивалось 6 тыс. рублей, то 8-9 тыс. рублей, стоимость ремонта товарного вагона снизилась соответственно с 340 до 225 рублей. В месяц же мастерскими выпускалось 150 вагонов.

Основной заслугой производственного совещании гос.завода 1 было уменьшение брака с 10 до 4,5 процента2.

Труд в новых условиях, рождал у рабочих небывалую инициативу, изобретательность. Выполнение рекомендаций, принятых на производственном совещании фанерной фабрики, значительно увеличило выработку пиломатериалов, помогло улучшить материальное снабжение предприятия.

По предложению рабочих железнодорожных мастерских была проложена узкоколейка между цехами, вагонные тележки переведены на электротягу. Производительность труда за 1925 г. поднялась здесь на 15 20 процентов. Реализация 16 предложений рабочих лесозавода № 2 дала экономию 10 тыс. рублей 3 и т. д.

Стали создаваться кружки изобретателей. Первый такой кружок возник п железнодорожных мастерских в сентябре 1927 года. При Башкирском совете народного хозяйства организовалось бюро содействия рабочим изобретателям.

В 1927 г. на крупных предприятиях города для поощрения рационализаторов выделили премиальные фонды. Активное участие уфимские изобретатели приняли в конкурсе, объявленном в 1927 г. газетой «Правда».

Во второй половине 20-х годов в Уфе при участии производственных совещаний часто проводились конкурсы на звание лучшего завода, фабрики. Один из таких конкурсов был объявлен 15 сентября 1927 г. газетой «Красная Башкирия».

Он ставил перед собой цель: изучить динамику движения себестоимости, факторы, тормозящие снижение, ход рационализаторских работ, эффективность рабочей самодеятельности п деле улучшения производства, состояние трудовой дисциплины, распространение достиже-ний передовых коллективов.

Почти ежедневно в газете печатались отчеты директоров предприятий, заметки рабкоров о жизни своих заводов и фабрик. Членами конкурсной комиссии изучалось состояние предприятий. 5 марта 1928 г. жюри объявило итоги. Победителем были признаны железнодорожные мастерские.

Одновременно развернулись конкурсы внутри предприятии. И январе 1928 г. производственная комиссия фанерной фабрики содействовали воспитанию нового отношения к труду, развертыванию производственной работы.


Заключение

В повседневной жизни города Уфы нашло место совокупность социальных, экономических и культурных отношений 1920-х гг. в городах-новостройках. Использованный материал и источники показывают черты и особенности жизни промышленных и индустриальных центров в годы первых сталинских преобразований в масштабе целой страны, республики нашей и Уфы. Изучение повседневности жизни населения и людей по городу Уфе позволяет судить о социальных и культурных чертах жизни населения индустриальных центров, находящихся в похожих условиях развития.

Развитие индустриального потенциала трудно представить без простых, людей, кем возводились металлургические гиганты и города. В этой ситуации исследование демографических тенденций, произошедших в городе, является важным. Демографические процессы, проходившие в Уфе, в отличались от общероссийской картины в области населения.

Рост смертности в СССР и на Урале оказывало влияние фактора форсированной индустриализации, коллективизации и голода, в Уфе частой причиной смертности была неустроенность жизни населения, отсутствие достаточного жилищного фонда, не качественного медицинского обслуживания и доставки продуктами питания. Это было типично для многочисленных новых построек новых городов, появлявшихся при строительстве промышленных гигантов.

Если по Уралу и СССР рождаемость в рассматриваемые периоды 1920-1930 гг. неуклонно понижалась, то в Уфе данный показатель стал расти за счет нормализации быта населения, притока из других регионов семей рабочих и большой рождаемости. Преобладание молодых над средним и пожилым возрастами было существенным.

Любое развитие в чем-либо привносит свои новые изменения и перемены на строе. Традиции и устоявшийся мир за десятилетия и столетия, которые есть в конкретный момент, после реформ и перемен, подвергаются изменениям и новому развитию.

В городе Уфе в настоящее время идут свои перемены, новые тенденции в развитии и строительстве. Область и круг перемен затрагивает различные стороны и направления жизни города Уфы. Среди них проблема нехватки и строительства жилья, проблема сохранения архитектуры Уфы и исторического прошлого, исторического облика города Уфы и планировка улиц города. Сюда относятся проблемы архитектуры и культуры, экономики и быта, досуга и отдыха населения, образования и промышленности, экологии и бизнеса. Это очень широкий круг проблем для работы, исследования и изучения для специалистов и ученых различной направленности и тематики в своей компетенции.

Углубляясь в эту тему, мы должны понимать и делать акцент на то, что в основе и центре этих событий не стоит забывать и исключать человеческий фактор. Ведь развитие человечества – это борьба самого человека, как и всего человечества, с вызовами природы и окружающего мира, а также борьба и труд на пути улучшения качества жизни самого человека, его потребностей и нужд.


Список литературы

1. Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. – Уфа, 2004.

2. Бикбулатов М.Т. Финансы и хозяйственно-культурное строительство в БАССР (1917-1967).-Уфа,1968.

3. Давлетшин Р.А. «Великий перелом» и трагедия крестьянства Башкирии.-Уфа,1993.

4. Иргалин Г.Д., Каменев Н.П. Трудный путь к правде.-Уфа,1997.

5. Каримов К.К. Наука Башкирии в строительстве социализма.-Уфа, 1981.

6. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир.-Уфа,1997.

7. Саяхов Ф.Л. Осуществление ленинского плана построения социализма в Башкирии (1926-1937).-Уфа,1972.

8. История Уфы. Краткий очерк. Под ред. Ганеева Р.Г., Болтушкина В.В., Кузеева Р.Г. – Уфа. 1981.

9. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

10. Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии. – Уфа, 2006.

11. История Башкортостана во второй половине XIX – начале ХХ века. В 2 т.: Т. II. – Уфа, 2007.

12. Уфа: прошлое, настоящее будущее: Материалы республиканской научно-практической конференции. – Уфа, 2000.

13. История Уфы. Краткий очерк. Под ред. Ганеева Р.Г., Болтушкина В.В., Кузеева Р.Г. – Уфа. 1981.

14. Живая память. Краеведческий сборник / Сост. М.Г.Рахимкулов, В.А.Скачилов. – Уфа. 1997.

15. Нигматуллина И.В. Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк. – Уфа. 2007.

16. Синенко С.Г. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках. 1574-2000. – Уфа. 2002.

17. Синенко С.Г. Следы во времени. Очерки о знаменитых уфимцах – деятелях культуры, искусства и науки. – Уфа. 2004.

18. Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г./ Сост. С.В.Вахитов, Ю.В.Ергин. – Уфа. 2006.

19. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в.- М., 1994.

20. Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI – начале ХХ в.: Сб. статей. Уфа. 1992.

21. Узиков Ю.А. Исторические памятники Уфы. – Уфа. 1999.

22. Уфа: страницы истории / Сост. М.В.Агеева. – Уфа. 2006.

23. Развитие школьного образования Республики Башкортостан в ХХ веке. – Уфа, 2001.

24. 500 вопросов и ответов об Уфе. – Уфа, 2008.

25. Уфаведение. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. – Уфа, 2011.

26. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. Документы и материалы с древнейших времен до 1917 года // Учебное пособие /Сост. Ф.Х. Гумеров. - Уфа, 1996

27. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть вторая 1917-2000 гг.// Учебное пособие /Сост. Ф.Х. Гумеров. – Уфа, 2001

28. Экономика Башкортостана: Учебник для вузов и ссузов/ Под общ. ред. Х.А. Барлыбаева. - Уфа, 1998

29. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. – Уфа, 1972.


Тема: «Повседневная жизнь горожан уфы в 1920-1930 г.г.»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Морфологическое выражение сказуемого в башкирских пословицах и методика их изучения на уроке

    61 страниц(ы) 


    Башҡорт мәҡәлдәрендә хәбәрҙең морфологик бирелеше һәм уларҙы дәрестә өйрәнеү үҙенсәлектәре
    сығарылыш квалификация эше
    Инеш.
    I бүлек. Хәбәрҙең структураһы һәм стилистик функциялары…
    1.1. Башҡорт телендә хәбәрҙең структураһы.
    1.2. Хәбәрҙәрҙең стилистик ҡулланылышы.
    II бүлек. Башҡорт халыҡ мәҡәл һәм әйтемдәрендә хәбәрҙең ҡулланылышы.
    2.1 Бойороҡ һөйкәлеше ҡылымдарының һөйләмдә хәбәр булып килеүе.
    2.2. Хәбәрҙең хәбәр һөйкәлеше ҡылымдарынан килеү үҙенсәлектәре.
    III бүлек. Башҡорт теле дәрестәрендә хәбәр формаларын өйрәнеү.
    3.1. Ҡылымдарҙы үткәндә мәҡәлдәрҙе ҡулланыу….
    Йомғаҡлау.
    Ҡулланылған әҙәбиәт исемлеге.
    Ҡушымта….
  • Дипломная работа:

    Мeтoдичecкoe oбecпeчeниe пpaктичecких зaнятий пo куpcу «Мaтeмaтичecкий aнaлиз и диффepeнциaльныe уpaвнeния» для cтудeнтoв нaпpaвлeния «Пeдaгoгичecкoe oбpaзoвaниe»

    96 страниц(ы) 

    Ввeдeниe….4
    Глaвa I. ФУНКЦИИ И ПРЕДЕЛЫ…5
    1.1.Пoнятиe функции….5
    1.1.1.Cпocoбы зaдaния функций….6
    1.1.2. Oбpaтнaя функция….7
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….8
    1.2 Пpeдeл функции….9
    1.2.1.Пpeдeл чиcлoвoй пocлeдoвaтeльнocти….9
    1.2.2. Пpeдeл функции….11
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….13
    Глaвa 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ….16
    2.1 Oбщиe пpaвилa диффepeнциpoвaния…16
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….18
    2.2Пpoизвoдныe выcших пopядкoв….19
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….21
    2.3 Вoзpacтaниe и убывaниe функций….22
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….24
    2.4Мaкcимумы и минимумы функций…24
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния ….26
    2.5Acимптoты и пocтpoeниe гpaфикoв функций….26
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….30
    Глaвa 3. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ….32
    3.1 Пoнятиe пepвooбpaзнoй функции и нeoпpeдeлeннoгo интeгpaлa….32
    3.1.1. Cвoйcтвa нeoпpeдeлeннoгo интeгpaлa….33
    3.1.2.Тaблицa ocнoвных интeгpaлoв….33
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….34
    3.2. Мeтoд нeпocpeдcтвeннoгo интeгpиpoвaния….35
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….36
    3.3. Зaмeнa пepeмeннoй интeгpиpoвaния…37
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….37
    3.4. Интeгpиpoвaния пo чacтям…38
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….39
    3.5. Интeгpиpoвaниe дpoбнo-paциoнaльных функций и тpигoнoмeтpичecких выpaжeний…40
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….43
    3.6. Пoнятиe oпpeдeлeннoгo интeгpaлa….44
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….47
    3.7. Зaмeнa пepeмeннoй в oпpeдeлeннoм интeгpaлe…48
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….49
    3.8. Интeгpиpoвaниe пo чacтям в oпpeдeлeннoм интeгpaлe….50
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….51
    3.9. Гeoмeтpичecкoe пpилoжeниe oпpeдeлeннoгo интeгpaлa…52
    3.9.1.Вычиcлeниe плoщaдeй плоских фигур….52
    3.9.2. Вычиcлeниe oбъeмa….54
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….56
    Глaвa 4. ФУНКЦИИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ….59
    4.1.Oпpeдeлeниe функции нecкoльких пepeмeнных….59
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….59
    4.2.Чacтныe пpoизвoдныe выcших пopядкoв….61
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….62
    Глaвa 5. PЯДЫ….64
    5.1. Чиcлoвыe pяды. Ocнoвныe пoнятия. Пpocтeйшиe cвoйcтвa. Нeoбхoдимый пpизнaк cхoдимocти….64
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния.66
    5.2. Пoлoжитeльныe pяды….68
    5.2.1.Пpизнaк cpaвнeния….68
    5.2.2.Пpизнaк Дaлaмбepa….….69
    5.2.3. Пpизнaк Кoши(paдикaльный)….…69
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….70
    5.3 Знaкoпepeмeнныe pяды….….72
    5.3.1. Пpизнaк Лeйбницa…72
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….…74
    Глaвa 6. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ…76
    6.1.Диффepeнциaльныe уpaвнeния. Oбщиe пoнятия….76
    6.2.Уpaвнeния c paздeляющимиcя пepeмeнными….78
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….…80
    6.3.Oднopoдныe диффepeнциaльныe уpaвнeния пepвoгo пopядкa….81
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….84
    6.4. Линeйныe уpaвнeния второго порядка ….85
    6.4.1.Линeйныe oднopoдныe диффepeнциaльныe уpaвнeния c пocтoянными кoэффициeнтaми. ….85
    6.4.2.Линeйныe не oднopoдныe диффepeнциaльныe уpaвнeния c пocтoянными кoэффициeнтaми….87
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….…90
    Cпиcoк литepaтуpы…92
  • Дипломная работа:

    Малые жанры в системе творчества М.А. Булгакова: литературоведческий и методический аспекты изучения

    87 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ОЧЕРКИ И ФЕЛЬЕТОНЫ М.А. БУЛГАКОВА: ЖАНРОВЫЕ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
    1.1. Образ эпохи в московских очерках М.А. Булгакова 8
    1.2. Образ родины в очерке М.А. Булгакова «Киев-город» 19
    1.3. Фельетоны М.А. Булгакова: проблематика, идейно-тематические особенности 28
    Выводы по первой главе 39
    ГЛАВА II. МАЛАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА М.А. БУЛГАКОВА
    2.1. Малая художественная проза М.А. Булгакова: особенности поэтики 42
    2.2. Интерпретация малой художественной прозы М.А. Булгакова в медиапространстве 52
    2.3. Методические аспекты изучения творчества М.А. Булгакова в школе 61
    Выводы по второй главе 76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
  • ВКР:

    Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования

    86 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретические основы воспитания исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов в системе дополнительного образования 7
    1.1 Сущность понятия «исполнительская культура»….7
    1.2 Возрастные особенности обучающихся 5-6 классов 12
    1.3 Основные принципы обучения игре на баяне…16
    Выводы по первой главе 26
    Глава II. Экспериментальная работа по воспитанию исполнительской культуры учащихся 5-6 классов в системе дополнительного образования 27
    2.1 Диагностика исходного уровня исполнительской культуры учащихся 5-6 классов в системе дополнительного образования 27
    2.2 Повышение эффективности процесса воспитания исполнительской культуры обучающихся в классе специального инструмента (баян) 36
    2.3 Результаты диагностического исследования по воспитанию исполнительской культуры учащихся 5-6 классов на контрольном этапе исследования…48
    Выводы по второй главе 54
    Заключение 56
    Список литературы 58
    Приложение….62
  • Дипломная работа:

    Особенности хранения документов в акционерном обществе

    88 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1.Ведение документации и организация хранения документов в акционерных обществах 8
    1.1. Анализ нормативно–правовой базы деятельности акционерных обществ….8
    1.2 Организация документационного обеспечения управления в акционерных обществах
    1.3 Особенности хранения документов в акционерных обществах 18
    Глава 2. Хранение документов в Открытом акционерном обществе «Башинформсвязь»
    2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Башинформсвязь» 28
    2.2 Организация хранения документов в ОАО «Башинформсвязь» 36
    2.3. Направления совершенствования документооборота и работы архива в ОАО «Башинформсвязь» 46
    Заключение 54
    Список использованных источников и литературы 57
    Приложения….61
  • Контрольная работа:

    Оформление на работу надомников

    21 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Характеристика надомного труда 4
    2. Регулирование труда работников-надомников 7
    3. Трудовой договор с работником-надомником 11
    Основания для прекращения контракта перечислены в ст. 35 Трудового Кодекса РБ. К числу таковых относятся: 16
    Заключение 20
    Список использованной литературы 21
  • Дипломная работа:

    Изучение видового состава и численности булавоусых чешуекрылых учалинского района республики башкортостан

    66 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. История изучения насекомых Республики Башкортостан 5
    1.1. Краткая история изучения насекомых Башкортостана 5
    1.2. История изучения бабочек Башкортостана 7
    Глава 2. Место, объект и методы исследований 10
    2.1. Характеристика района исследований 10
    2.1.1. Особенности географического расположения и климата Учалинского района 10
    2.1.2. Растительный и животный мир Учалинского района 14
    2.2. Характеристика объекта исследований 15
    2.3. Методы исследований 18
    2.3.1. Сбор, хранение и препарирование бабочек 18
    2.3.2. Изучение видового состава и численности бабочек 28
    Глава 3. Характеристика видового состава и численности дневных бабочек окрестностей села Уральск 31
    3.1. Видовой состав дневных бабочек окрестностей села Уральск 31
    3.2. Численность дневных бабочек окрестностей села Уральск 34
    Выводы 39
    Литература 40
    Приложения 49
  • Тест:

    Ответы Тесты История и культура г. Уфы

    12 страниц(ы) 

    1. Что изучает краеведение?
    2. Как называется туристская услуга, представляющая собой процесс наглядного по-знания окружающего мира, достопримечательностей региона или города заранее из-бранных объектов, изучаемых на месте их расположения?
    4. Когда происходит знакомство экскурсовода с группой?
    6. Наиболее удобное расположение группы у объекта -
    9. Из каких частей состоит текст экскурсии?
    12. Как называются многоплановые экскурсии, строящиеся на показе самых различных объектов?
    18. B каком году крепость Уфа получила статyс гоpода?
    19. Кого принято считать первыми строителями города?
    20. Возникновение г. Уфы способствовало…
    21. Как называлась первая улица Уфы, никогда не менявшая своего названия?
    22. Bпеpвые куница как симвoл города появилась на …
    23. Какое событие в Уфе в 1759 г. послужило толчком к активному строительству горoдa?
    24. Что такое ратуша
    25. Где во время следствия содержали Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина?
    26. Кто автор памятника С. Юлаеву в Уфе?
    27. Когда был установлен памятник С. Юлаеву в Уфе?
    28. К каким памятникам относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием обще-ства и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и бытом народа?
    29. К каким памятникам относятся архитектурные ансамбли и комплексы, историче-ские центры, кварталы, площади, улицы, остатки планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, куль-товой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения мо-нументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искус-ства, природные ландшафты?
    30. К каким памятникам относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства?
    31. К каким памятникам относятся памятники, отражающие этнические и культурно-бытовые процессы народов, населяющих нашу страну, как в далеком прошлом, так и в наши дни?
    32. Как сейчас называется ул. Бекетовская?
    33. Где находились дома А. Ногарева?
    34. Какое событие в 30-х годах XVIII в. стало причиной значительного сокращения населения г. Уфы?
    35. Кто являлся автором планомерной застройки г. Уфы в XIX в.?
    36. С чем связан дальнейший рост г. Уфы в XIX в.?
    37. Как называется научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры и естественнонаучных коллекций, являющихся первоисточниками зна-ний о развитии природы и человеческого общества?
    38.Что находилось в помещении государственного театра оперы и балета до 1917 г.?
    39. Назовите год пребывания Ф. И. Шаляпина в г. Уфе
    40. Как назывался сад С.Юлаева в XIX в.?
    41. В каком году установилось регулярное пароходное сообщение по р. Белой?
    42. Когда великий русский певец Ф.И. Шаляпин посетил Уфу?
    43. В честь какого события было решено построить Народный дом С.Т. Аксакова?
    44. В каком году началось строительство Аксаковского народного дома?
    45. Кому был установлен первый скульптурный памятник на территории Башкирии?
    46. В каком году был основан художественный музей им. М.В. Нестерова?
    47. Детство и первые годы творчества какого выдающегося pусского худoжника были связаны с Уфой?
    48. Где установлен памятник А. Матросову и М. Губайдуллину?
    49. В каком году произошло объединение городов Уфа и Черниковск?
    50. Когда открылся Театр юного зрителя (Национальный Молодежный театр Респуб-лики Башкортостан)?
    51. Из какой мечети ведутся трансляции праздничных богослужений из Уфы на Россию и страны ближнего зарубежья?
    52. В честь какого события в 1965 г. был воздвигнут монумент Дружбы?
    53. В каком году Уфа стала столицей Башкирии?
    54. В каком году был запущен в эксплуатацию автодорожный мост через р. Белую?
  • Дипломная работа:

    Антитеза как стилистический прием в романе

    63 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ .
    ГЛАВА 1. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА У.С. МОЭМА «ЛУНА И ГРОШ»
    1.1. Проблематика романа…
    1.2. Контраст как принцип построения художественного содержания романа…
    Выводы по главе 1….
    ГЛАВА 2. АНТИТЕЗА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОНТРАСТА В РОМАНЕ У.С. МОЭМА….
    2.1. Антитеза как прием….…
    2.2.Стилистическое своеобразие антитезы….
    2.3. Стилистический приём антитезы в романе….….
    Выводы по главе 2….
    ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ РОМАНА У.С. МОЭМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ….
    3.1. Формирование социокультурной компетенции как задача обучения иностранному языку в средней школе….
    3.2. План-конспект занятия по английскому языку на тему «Travelling to the country The Moon and Sixpence» для 11 класса» …
    Выводы по главе 3 …
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
    ПРИЛОЖЕНИЕ…
  • Дипломная работа:

    Оценка воздействия ультрафиолетового излучения на живые организмы

    52 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ 5
    1.1. Общая характеристика ультрафиолетового излучения 5
    1.2. Биологическое воздействие ультрафиолетового излучения на растения 8
    1.3. Биологическое воздействие ультрафиолетового излучения на микроорганизмы 16
    1.4. Влияние ультрафиолетового излучения на человека 18
    1.5. Способы адаптации организмов к УФ-излучению 20
    1.6. Использование УФ-излучения 22
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 25
    2.1. Объекты исследования 25
    2.2. Методы исследования 29
    ГЛАВА III. АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ 35
    3.1. Оценка влияния ультрафиолетового излучения на Lepidium sativum L 35
    3.2. Оценка влияния ультрафиолетового излучения на Chlorella vulgaris 40
    3.3. Оценка токсичности влияния ультрафиолетового излучения на рост развитие семян Lepidium sativum L 42
    ГЛАВА VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС БИОЛОГИИ 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
    ПРИЛОЖЕНИЕ 53