СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Формирование навыков самоконтроля у детей  7-8 летнего возраста - Дипломная работа №41663

«Формирование навыков самоконтроля у детей 7-8 летнего возраста» - Дипломная работа

  • 80 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: отличник

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты проблемы формирования самоконтроля у младших школьников

1.1. Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения 7

1.2. Психологические особенности младших школьников 18

1.3. Подходы к формированию самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности 29

2. Анализ и состояние практики формирования навыков самоконтроля у младших школьников

2.1. Организация работы учителей на констатирующем этапе 38

2.2. Работа с учащимися по формированию навыков самоконтроля на формирующем этапе 50

2.3.Оценка и интерпретация результатов работы на контрольном этапе 68

Заключение

Список литературы 73

Приложение 81


Введение

Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к учащимся 3-5 класса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение школьников. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль.

Однако результаты этих исследований недостаточно полно раскрывают проблему самоконтроля в процессе обучения младших школьников. Между тем самоконтроль, являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, оказывает значительное влияние на более эффективное ее осуществление, так как позволяет ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий.

Все сказанное обусловило выбор темы данной работы:

Объект исследования - процесс умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования – развитие умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников (методы и приемы формирования самоконтроля)

Цель работы: рассмотреть особенности формирования самоконтроля младших школьников и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.

В соответствии с целью исследования нами была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития самоконтроля у детей повысится, если стимулировать у учащихся потребность в улучшении познавательной деятельности, вооружить школьников знаниями, раскрывающими сущность приемов самоконтроля. Предполагаем, что формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как сверка с написанным образцом, взаимопроверка с товарищем, коллективное выполнение задания и коллективная проверка, сочетание коллективной и индивидуальной работы, проверка с помощью сигнальных карточек, подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

2. Выделить особенности формирования самоконтроля младших школьников;

3. Провести диагностику уровня развития самоконтроля учащихся

4. Разработать и апробировать систему методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников в процессе организации учебной деятельности.

5. Провести исследование условий, путей и средств развития навыков самоконтроля.

Для осуществления цели работы и решения поставленных задач нами были использованы различные методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы; методы исследования реального педагогического процесса: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ работ учащихся.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная система упражнений, данные рекомендации, направленные на развитие умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников, может быть использована учителями начальных классов.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Выдержка из текста работы

В.В.Чебышева под самоконтролем понимает сознательные процессы, заключающиеся в том, что работник, учитывая цель и план работы, следит за своими действиями и их результатами, сопоставляя их с воображаемыми правильными действиями и результатами, и на основе этого регулирует свою деятельность. Она видит особенность непосредственной связи с регуляцией деятельности, но вместе с тем не отождествляет их.

Л.Б. Ительсон считает недопустимым подмену самоконтроля текущим планированием и регулированием трудового процесса вообще, так как в этом случае понятие самоконтроля по существу растворяется в понятии самой целесообразной деятельности. Согласно ему, процессы планирования, регулирования и корректировки осуществляемых трудовых действий в соответствии с поставленной производственной задачей предполагают обязательное участие в них самоконтроля, который в этом случае осуществляет контрольно-оценочную функцию путем сопоставления принятого плана, выполняемых приемов, достигнутых результатов, вносимых коррективов с поставленной целью и оценки их адекватности намеченной трудовой задаче. Таким образом, самоконтроль включен во все этапы трудового процесса, но при этом, выполняя функцию проверки, он не должен подменять собой содержание этих этапов [27, с 74].

Авторы другой позиции не склонны излишне расширять функцию самоконтроля. Самое общее определение самоконтроля может быть дано с позиции функционального подхода к нему, в соответствии с которым, что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую сферу психических явлений ни оказался вовлеченным, его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения того, что должно быть, с тем, что еще только может быть или фактически уже имеет место [35, с 264].

Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. к числу общих, не зависящих от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля.


Заключение

Важными педагогическими условиями развития самоконтроля у младших школьников, обеспечивающими успешность их учебной деятельности, являются: формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности; осуществление системы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.

Способность действовать произвольно совершенствуется на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитие новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью, в ходе освоения которой у ребенка постепенно формируется целостная система произвольной саморегуляции. Многие дети к моменту поступления в школу не обладают достаточным уровнем развития произвольной саморегуляции. Это порождает необходимость проведения специальных занятий с начинающими школьниками, поскольку слабое развитие произвольной сферы затрудняет обучение детей. Однако, в процессе освоения учебной деятельности ребенок сам научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки предполагает огромную роль учителя в организации этой работы в классном коллективе. Это – и различного рода оценки, отметки, таблицы, но также и совместное с детьми формирование критериев оценивания и создание атмосферы эмоционального переживания и ответственности, что является необходимым условием для нормального развития личности.

Усвоение научных понятий формирует внутренний план действий ребенка; в нем проявляется содержательная ориентировка на все измерения времени. Усвоение закономерностей вещей и явлений позволяет предвидеть свои действия и преобразования предметов, что отражается в умении планировать собственные движения в пространстве и времени.

Навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе обучения в школе, впоследствии безусловно пригодится им в их трудовой деятельности, в научном творчестве и в самостоятельной взрослой жизни.

Таким образом, целью моей работы было выявление путей формирования самоконтроля. Проанализировав психолого- педагогическую и методическую литературу, проведя наблюдение за детьми и эксперимент, я пришла к выводу, что эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов как беседа; фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания; постановка задач.

Поэтому обучение самоконтролю должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным. Безошибочным. Кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе обучения в школе, безусловно пригодится в последствии в их трудовой деятельности и в научном творчестве.

Полученные результаты доказывают правильность выдвинутой раннее гипотезы: формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.


Список литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство "Ось-89", 2000. - 272 с.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва «Просвещение» - 2010– 638 с.

3. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности – М.,2004– 254 с.

4. Бельтюкова Г. В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике – М., 2001;

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева К.А. Работа психолога в начальной школе. – М., 2001.

6. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника, как субъекта учения. 2000 г., (мон.)

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.- С.422.

8. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьмисеми лет // Вопросы психологии. — № 4. — 1988. — с.25-28

9. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

10. Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред.Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова- М.: Просвещение, 2006;

+ еще 55 источников


Тема: «Формирование навыков самоконтроля у детей 7-8 летнего возраста»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Исследования памяти в когнитивной психологии

    30 страниц(ы) 


    Введение.3
    1. Основные подходы к исследованию памяти в когнитивной психологии….….5
    2. Модели памяти в когнитивной психологии.11
    3.Теория информации в исследованиях объема кратковременной памяти….16
    4. Когнитивная психология о структуре памяти.21
    Заключение.25
    Список литературы .28
  • Дипломная работа:

    Реализация политики в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан в регионе (на примере ямало-ненецкого автономного округа)

    90 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РФ 6
    1.1. Правовое регулирование обеспечения жильем отдельных категорий граждан в Российской Федерации 6
    1.2. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан как один из аспектов отечественной социальной политики 17
    1.3. Механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан 28
    ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА) 42
    2.1. Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе 42
    2.2. Основные направления и результаты работы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в регионе 53
    2.3.Основные проблемы перспективы повышения эффективности региональной политики по обеспечению жильем отдельных категорий граждан 65
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 79
    ПРИЛОЖЕНИЯ 90
  • Курсовая работа:

    Исследования проблемы социально-психологического тренинга в социальной психологии

    30 страниц(ы) 

    Введение ….…3
    Глава 1. Исследования проблемы социально-психологического тренинга
    в социальной психологии….…5
    Глава 2. Коммуникативная компетентность и способы ее повышения
    2.1. Общее представление о коммуникативной компетентности ….….10
    2.2.Пути повышения коммуникативной компетентности…14
    Глава 3. Социально-психологический тренинг как способ повышения коммуникативной компетентности …17
    3.1. Общее представление о социально-психологическом тренинге….17
    3.2. Социально-психологический тренинг – активный метод воздействия
    на коммуникативные процессы….….…21
    Заключение…26
    Библиографический список литературы….29
  • Курсовая работа:

    Общая характеристика личности

    32 страниц(ы) 

    Введение …. 3
    1. Понятие личности в трудах зарубежных и отечественных психологов.5
    2. Структура и направленность личности….14
    3. Формирование и развитие личности …19
    4. Деятельность как фактор развития личности….24
    Заключение …27
    Библиография….29
  • Дипломная работа:

    Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве

    75 страниц(ы) 

    Введение ….3
    Глава 1 Особенности развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве ….6
    1.1 Особенности развития ребенка в период раннего детства ….6
    1.2 Роль общения с родителем в развитии ребенка раннего возраста ….12
    1.3 Становление взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста ….16
    Глава 2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста …24
    2.1 Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком ….24
    2.2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве ….30
    Глава 3 Анализ влияния выделенных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка ….34
    3.1 Материал и методы …36
    3.2 Результаты исследования ….44
    Выводы ….48
    Литература…49
    Приложения ….51
  • Курсовая работа:

    Особенности прогнозирования социально-экономического развития Курской области

    42 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава 1. Теоретико-методологические основы прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации….5
    1.1.Понятие, сущность и принципы прогнозирования социально-экономического развития регионов….5
    1.2.Функции, подходы и методы прогнозирования…10
    Глава 2. Особенности прогнозирования социально-экономического развития Курской области….16
    2.1.Нормативно-правовые основы прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации….16
    2.2. Анализ прогнозирования социально-экономического развития Курской области…19
    Глава 3. Основные проблемы и напраления развития прогнозирования социально-экономического развития Курской области…31
    3.1.Проблемы прогнозирования социально-экономического развития регионов и возможные пути их решения….31
    3.2 Перспективы развития документов, регулирующих вопросы прогнозирования социально-экономического развития…34
    Заключение….38
    Список использованной литературы….42
  • Курсовая работа:

    Анализ практики реализации принципов социального партнерства в процессе антикризисного управления

    35 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Теоретические основы формирования отношений социально-экономического партнерства субъектов хозяйствования….5
    1.1. Сущность и понятие социально-экономического партнерства….5
    1.2.Особенности партнерских отношений в условиях кризиса организации.8 1.3. Опыт налаживания партнерских отношений в странах с развитой рыночной экономикой….13
    2. Регулирование социально-трудовых отношений….17
    2.1.Правовое регулирование социального и экономического партнерства в современной России…17
    2.2.Разработка и заключение федеральных, региональных и местных соглашений между субъектами партнерских отношений….19
    3.Пути совершенствования теории и практики партнерских отношений….27
    Заключение ….31
    Список литературы ….33
  • Курсовая работа:

    Организация маркетинговых исследований

    34 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 5
    1.1. Основные понятия, цели и задачи организация маркетинговых исследований 5
    1.2. Схема организации маркетинговых исследований 8
    1.3. Методы маркетинговых исследований 11
    2. АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ООО «ОПТИМА» 14
    2.1. Характеристика предприятия ООО «Оптима» 14
    2.2. Проектирование маркетингового исследования на основе источников первичной информации 15
    2.3. Организация проведения полевых маркетинговых исследований (на примере компании ООО «Оптима») 20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
    ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Курсовая работа:

    Публичный конкурс

    31 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Общая характеристика публичного конкурса….4
    1.1 Понятие и сущность публичного конкурса ….4
    1.2 Условия, содержащиеся в объявлении о проведении конкурса …8
    2. Правовые нормы о публичном конкурсе….16
    Заключение….27
    Список использованных источников…29
    Приложение ….31
  • Курсовая работа:

    Психологические проблемы леворуких детей в школе

    36 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Теоретические исследования феномена леворукости….5
    2. Особенности обучения и развития леворукого ребенка….9
    3. Леворукий ребенок в школе…19
    Заключение….27
    Список использованной литературы….29