У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Культура России XIX века.» - Реферат
- 21 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: vlad1245
Содержание
Введение 3
1 Особенности русской культуры XIX века 5
2 «Золотой век» русской культуры 12
3 «Серебряный век» русской культуры 16
4 Меценатство 20
5 Народное образование 21
6 Наука и техника 22
7 Музыка 24
8 Изобразительное искусство 25
9 Архитектура 26
Заключение 28
Список литературы 31
Введение
Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии.
Жесткое государственное регулирование советского периода нашего государства меняется на новые общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Поэтому меня заинтересовал период развития культуры России ХIХ века.
Конец XIX в. стал чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А.Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.
В данном реферате рассмотрим консервативный характер политической культуры царской России, экономические противоречия и взлет культуры, особенности русской культуры. Кратко опишем «золотой век» русской культуры. Затем – «серебряный век» русской культуры – это конец XIX века и начало XX века, который из-за многообразия направлений в искусстве называют культурный Ренессанс.
Целью работы является изучить прошлый период развития культуры России XIX века, понять необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни. Попытаемся понять его, чтобы объяснить настоящее и будущее русской культуры.
Выдержка из текста работы
1 Особенности русской культуры XIX века
Для понимания особенностей русской культуры XIX существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра I, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации н европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела в обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа и образование
2 «Золотой век» русской культуры
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.
3 «Серебряный век» русской культуры
«Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.
Мистифицированное представление о мире - одно из важных отличительных свойств русской культуры 90-х годов ХХ века. После безвременья, депрессии 80-х годов начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столько итогов, сколько начал. Поэты-восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития. Одним из течений этого периода был авангард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изначальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: одиночество - внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал [3, c. 276].
В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказывается символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.
4 Меценатство
Одной из замечательных черт культурной жизни этого периода было меценатство. Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства. Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Частная опера С.И.Мамонтова, Московский художественный театр и т.п. Московский предприниматель П.Г.Шелапутин пожертвовал полмиллиона рублей на устройство учительской семинарии. Ф.П.Рябушинский на финансирование Камчатской экспедиции выделил 200 тыс. руб. Все это лишь немногие примеры активного участия представителей набиравшей силу российской буржуазии в деле развития и приумножения богатств отечественной культуры. Достижения русского творческого гения на рубеже двух веков невольно заставляют вспомнить и делают особенно близкими известные пушкинские строки: ".клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал" [4, c. 235].
Заключение
Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.
Большинству же населения страны - крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству - новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).
Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья - народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.
Отделение национального от этнического, конечно, не было абсолютным. Оно больше проявлялось в различии образа жизни и поведения «верхов» и «низов», в их речи, отношении к науке и искусству, понимании и оценке явлений церковной, государственной, общественной жизни. Но, скажем, классическая русская литература или музыка как бы надстраивалась над своим этническим базисом и использовала фольклор, старинные народные напевы. Правда, в произведениях выдающихся писателей, поэтов, композиторов народные мотивы обретали формы и смыслы, выходящие далеко за пределы их исходного звучания (возьмите для примера сказки Пушкина или оперы Мусоргского), а подчас и за пределы простонародного восприятия (например, в публицистике, в инструментальной музыке).
Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею [6, c. 165].
В советское время этот разрыв был в значительной мере преодолен благодаря развитию индустриальной экономики, введению всеобщего школьного обучения, созданию многочисленного слоя образованных специалистов как в городе, так и на селе. Однако при этом были утрачены некоторые этнические традиции русского народа (в том числе религиозно-нравственные), а выезд из страны после революции и гибель от сталинских репрессий многих выдающихся деятелей культуры, а также узкая направленность обучения специалистов существенно снизили культурный потенциал интеллигенции. Последствия пережитого русской культурой разрыва между этническим и национальным ощущаются до сих пор.
В течение ХХ века русская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.
В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество - и ожидание новых катастроф. Носители русской культуры «серебряного века», критиковавшие буржуазную цивилизацию и ратовавшие за демократическое развитие человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев и др.), жили в огромной стране, словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты - в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия - Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна.
В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе - так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру.
Что ждет ее в будущем? Трудно сказать. Но сохранить ее наследие – одна из главных задач будущих поколений.
Список литературы
1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов, Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000, 400 с.
2. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры, СПб: Изд-во «Лань», 1997, 512 с.
3. Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов, СПб: Изд-во «Лань», 2001, 832 с.
4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов, Москва: Академический проект, 2001, 496 с.
5. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой, Москва: Изд-во корпорация «Логос», 1999, 368 с.
6. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры, Москва: Мысль,1990, 382 с.
Тема: | «Культура России XIX века.» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Реферат:
"Золотой век" русской культуры в XIX веке
15 страниц(ы)
Введение
1. Культура России XIX века Заключение
Список литература -
Реферат:
Крестьянский вопрос в дореформенной России XIX века
26 страниц(ы)
1. Крестьянский вопрос в дореформенной России XIX века
Список литературы
-
Контрольная работа:
16 страниц(ы)
Введение….
1. Культура России XVII века….….….…
2. Культура России XVIII века….
Заключение….
Список литературы….….…
-
Дипломная работа:
Образ женщины в художественной культуре XIX века
69 страниц(ы)
Введение ….3
Глава I. Мир женщины XIX века ….8
1.1 Этикет светской дамы ….8
1.2 Образ жизни светской дамы….….….18Глава II Семейная жизнь….….26РазвернутьСвернуть
2.1 Создание семьи ….….29
2.2 Женщина в семейной жизни ….35
Глава III. Женское образование XIX века ….41
Глава IV. Моды XIX века ….49
Заключение ….63
Литература ….67
-
Дипломная работа:
С.т. аксаков – театральный критик: историко-литературный и методический аспекты изучения наследия
92 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….….….….3
ГЛАВА I. РУССКИЙ ТЕАТР И ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА 1-Й ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА….8
1.1. Развитие отечественного театра….….….….81.2. Русский театр в оценке театральных критиков….18РазвернутьСвернуть
1.3. Театр глазами С.Т. Аксакова ….….….25
Выводы по первой главе….36
ГЛАВА II. ТЕАТРАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕРГЕЯ ТИМОФЕЕВИЧА АКСАКОВА….37
2.1. С.Т. Аксаков о русских актерах ….….….….….37
2.2. Сценическое искусство в интерпретации С.Т. Аксакова….….45
2.3. Своеобразие театральной публицистики С.Т. Аксакова….53
2.4. Методические рекомендации по использованию театрально-критического наследия С.Т. Аксакова в школе на уроках литературы….….61
Выводы по второй главе….….75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….81
ПРИЛОЖЕНИЕ….….86
-
Курсовая работа:
Литературные салоны начала xix века
28 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 5
1.1. История возникновения салона как феномена культуры и его отличительные черты 51.2. Салонная культура в России 8РазвернутьСвернуть
ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА 12
2.1. Салон княгини Е.И. Голицыной 12
2.2. Салон княгини З.А. Волконской 14
2.3. Салон А.Н. Оленина 16
2.4. Салон С.Д. Пономаревой 19
2.5. Салон Е.А. Карамзиной 21
2.6. Салон В.Ф. Одоевского 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Восстание декабристов.Следующая работа
Патологическая физиология




-
Реферат:
Миссия и системе ценностей организации.
18 страниц(ы)
Введение 3
1.Современные представления миссии 5
2. Система ценностей организации 10
Заключение 16
Список литературы 18
-
Реферат:
Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство
20 страниц(ы)
Введение 3
1 Политическая и правовая мысль Древнего Китая 5
2 Конфуцианство и даосизм 6
3 Политико-правовые взгляды Мо-цзы. Политико-правовое учение легизм 12Заключение 19РазвернутьСвернуть
Список литературы 20
-
Реферат:
Статистические модели потребления
15 страниц(ы)
Введение 3
1 Понятие моделей потребления 4
2 Виды моделей 4
2.1 Шкалы измерения 4
2.2 Закон редких событий 52.3 Функции нормального и логистического распределения 6РазвернутьСвернуть
2.4 Цензурированные и урезанные выборки 6
3 Модели спроса и предложения 7
3.1 Структурные модели 7
3.2 Регрессионные модели 9
3.3 Динамическая модель 12
3.4 Факторные модели 13
Заключение 14
Список использованных источников 15
-
Реферат:
Предмет и метод математики_Уравнения_Классификация функций.
18 страниц(ы)
Введение 3
1 Предмет и метод математики 4
2 Уравнения: понятия, классификация 6
2.1 Линейные уравнения 6
2.2 Системы линейных уравнений 72.3 Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним 9РазвернутьСвернуть
2.4 Возвратные уравнения 11
3 Функция и её свойства, виды функций 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
-
Реферат:
Эволюция пожарной техники. Состояние и перспективы развития.
26 страниц(ы)
Введение
Аннотация
1. Классификация пожарной техники
1.1. Пожарно-техническое вооружение
1.1.1 Пожарные насосы1.1.2 Пожарные лестницыРазвернутьСвернуть
1.2. Пожарные автомобили
Заключение
Литература
-
Реферат:
Материализм и идеализм. Важнейшие направления в философии
19 страниц(ы)
Введение 3
1 Идеализм 5
1.1 История развития понятия «идеалзим» 5
1.2 Различность трактовок идеализма 7
1.3 Эпистемологический идеалзим 91.4 Метафизический идеализм 10РазвернутьСвернуть
2 Материализм 11
2.1 История материализма 11
2.2 Исторический материализм 11
2.3 Влиятельные современные теории 12
3 Материализм и идеализм 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19
-
Контрольная работа:
34 страниц(ы)
1 Предмет и место антропологии в системе наук о человеке 3
2 Теория стадиальности и кладогенез 6
3 Гипотезы происхождения прямохождения 84 Гипотезы происхождения речи 9РазвернутьСвернуть
5 Гипотезы возникновения орудий деятельности 12
6 Развитие мозга древних гоминид 15
7 Типы культур гоминоидов и гоминид 18
8 Охарактеризуйте морфологические типы больших рас 31
Список использованной литературы 34
-
Реферат:
Особенности научного стиля современного русского литературного языка
21 страниц(ы)
Введение 3
1 Научный стиль. Определение и характеризующие свойства 4
2 Основные препятствия научного стиля 81 Фонетика 8РазвернутьСвернуть
2 Лексика 8
3 Морфология 9
4 Синтаксис 9
3 Особенности научного стиля 10
1 Фонетический уровень 10
2 Лексический уровень 10
3 Морфологический уровень 11
4 Синтаксический уровень 16
Заключение 21
Список использованных источников 21
-
Реферат:
25 страниц(ы)
Введение….3
1. Анализ балансового отчёта банка….4 2. Анализ данных отчета о прибылях и убытках коммерческих банков….123. Анализ рентабельности банка….17РазвернутьСвернуть
Заключение….18
Расчётная часть….19
Список использованной литературы…25
Приложение
1. Баланс
2. Справка ф.2
3. Справка о ежемесячных оборотах по погашению дебиторской и кредиторской задолженности за последние 6 месяцев.
-
Реферат:
25 страниц(ы)
Введение 3
1 Взаимодействие общественного сознания и общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания, формы ее проявления 42 Структура общественного сознания 9РазвернутьСвернуть
3 Формы общественного сознания 14
Заключение 24
Библиографический список 25