У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Науки о сложных системах.» - Реферат
- 25 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: vlad1245
Содержание
Введение 3
1.Кибернетика и синергетика 4
1.1. Кибернетика как наука, основные понятия кибернетики 4
1.2. От хаоса к порядку. Синергетика как наука. 8
2.Хаос и его разновидности в исследованиях И. Пригожина 13
3. Прикладные аспекты системного подхода 17
Заключение 23
Литература 25
Введение
Фронт современной науки простирается от сравнительно частных, конкретных концепций относительно различных областей физического и химического мира, до глубочайших теорий, охватывающих различные сферы природы, общества и технической деятельности человека. К последним следует отнести кибернетику и синергетику. Поражает дерзость новых наук. Первая посягнула на познание механизмов управления в разных системах. Вторая -на проблему самоорганизации самой материи, творения нового.
Рассмотрим различного рода системы, представляющие на первый взгляд смесь различных и далеко отстоящих друг от друга предметов и явлений. В мире есть "самодействующие" физические системы (от атома до планетарных систем и звездных ассоциаций), химические системы (например, органические соединения, биополимеры), биологические системы (растения, животное, человек), социальные системы (коллективы, отрасли производства, народное хозяйство, общество в целом). На самом деле, во всех этих системах есть общие свойства: способность к самодействию, подчиненность законам управления, процессы переработки информации, способность к самонастройке и самоорганизации и др. Изучением процессов управления в природе, обществе и технике и занимается наука кибернетика.
Хаос — у древних греков космогоническое понятие “зияющего” пространства, существовавшего раньше мироздания: материальным содержанием его были туман и мрак. По учению орфиков, Х. и Эфир возникли из безначального времени, причем под Х. понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени, туман Х. от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в средину себя эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо. Другие видели в Х. водную стихию. По Овидию, Х. представлял собою “грубую беспорядочную громаду (moles), недвижную тяжесть, собранные в одно место разнородные начала дурно соединенных стихий”, откуда выделились земля, небо, вода, густой воздух. Кроме того под Х. подразумевали воздушное и туманное мировое пространство, помещающееся между небом и землею, а также наполненную мраком подземную зияющую бездну. Порождениями Х. в древней (Гесиодовской) космогонии считались Эреб, Ночь и Эрот (также Мойры).
Выдержка из текста работы
3. Прикладные аспекты системного подхода
Реально в процессе научного познания наряду со знаниями о природе вещей существуют знания о природе самого знания. Первые концентрируют свое внимание на конкретных свойствах предметов и явлений объективного мира. Вторые - знания о знаниях - выявляют детерминанты данного гносеологического процесса и относятся к проблемам установления истины, к анализу объективного и субъективного, к методологическому оснащению знания, его теоретико-познавательной технологии.
В первой части данного реферата сделана попытка рассмотрения последнего из указанных пунктов философско-гносеологического анализа, а также вопросов теснейшим образом связанных с системным подходом.
Две концепции системного знания.
Системный подход имеет немало специфических разновидностей. Однако рассматриваемые в целом, по характеру составляющего их знания, они образуют как бы два гносеологически различных направления. Одно из них своим основанием имеет преимущественно общетеоретическое знание, другое - в основном специально-научное и научно-практическое знание.
Данное различие двух направлений разработки системного подхода является сугубо гносеологическим. Оно не выделяет каких-то специфических форм, а только указывает на основания, служащие теоретико-познавательным базисом отдельных видов системного знания. Следует отметить и то, что данное укрупненное деление системного подхода на два направления при более детальном анализе влияния родовых форм знания может быть далее дифференцировано. Наконец, используемое в данной работе (с известной долей условности) разделение “общетеоретического” и “специально-научного” направлений системного подхода применяется в традиционно-философском смысле и служит лишь для различения анализируемых форм, которые фактически образуют два взаимосвязанных уровня объяснений явлений системности.
Оба направления фактически стали развиваться во второй половине ХХ века, и оба видят причины интенсивной разработки системной методологии в формировании новых потребностей научного знания, которые они, однако, понимают по-разному.
Представители одного из направлений, обобщенно обозначаемого как “общетеоретическое”, видят эти новые потребности познания прежде всего в кардинальных изменениях научной картины мира, сформировавшейся в XIX и XXвв., в теориях макро-, мезо- и микростроения объективной действительности, требующих разработки полисистемных, многоуровневых моделей мироздания; в углублении познания явлений, стремящегося раскрыть все более фундаментальные основания вещей, законы их функционирования, развития, системно-структурной организации, и, наконец, в усложнении процедур научного анализа и синтеза. Все это приводит к множеству проблем, где методологические средства системного подхода оказываются наиболее адекватными, а порой и просто незаменимыми.
Самыми яркими и фундаментальными образцами системного мышления второй половине XIX и XX в. представители этого направления считают социально-экономическую теорию К. Маркса и Ф. Энгельса, эволюционное учение Ч. Дарвина, теорию Д. Менделеева, Н. Лобачевского, А. Эйнштейна и др. В целом они утверждают, что системный подход есть “законное дитя” прогресса научного мышления, однако как самостоятельное методологическое учение он сложился не сразу, а имел почти вековой период “внутриутробного развития”, когда существовал в виде одной из черт широких теоретико-методологических учений и научных теорий, например, материалистической диалектики, материалистического понимания истории, эволюционного учения, периодической системы химических элементов, неевклидовых геометрий, неклассической физики и т.д.
Представители другого направления разработки системного подхода, обозначаемого здесь как “специально-научное” и “научно-практическое”, связывают новые потребности познания, порождающие “системное движение”, преимущественно со специфическими потребностями научно-технической революции, математизацией, инженеризацией и кибернезацией науки и производственной практики, разработкой новых логико-методологических средств. Исходные идеи этого направления выдвинуты Л. Берталанфи, а затем развиты в трудах М.Месаровича, Л.Заде, Р.Акоффа, Дж.Клира, А.И.Уемова, Ю.А.Уемова, Ю.А.Урманцева и других. На этом же основании были предложены различные подходы к построению общей теории систем. Представители данного направления заявляют, что их учение является не философским, а “специально-научным”, и в соответствии с этим они разрабатывают свой (отличный от традиционных философских форм) понятийный аппарат.
Различие и контрастность этих позиций не должны особенно смущать. Действительно, как будет видно далее обе концепции вполне успешно работают, раскрывая предмет с разных сторон и в разных аспектах, обе они нужны для объяснения реальной действительности, и прогресс современного научного познания настоятельно требует их взаимодействий и определенного методологического синтеза.
Заключение
Кибернетика устранила ту принципиально неполную научную картину мира, которая была присуща науке XIX и первой половине XX века. Классическая и неклассическая наука строила представление о мире на двух фундаментальных постулатах - материя и энергия. Создавала вещественно- энергетическую, вещественно- полевую картину мира.
На постулатах о материи и энергии строились представления о пространстве и времени. Но в палитре научной картины мира не хватала важнейшей " краски" - информации. Самая глубокая причина сопряжения пространства и времени, а равно всех изменений в мире проистекает из изменения массы, энергии и информации. Опыт развития науки последнего времени показал, что реальный мир состоит из этих предельно фундаментальных элементов- Системы материальных объектов, вещественно-энергетические процессы являются и носителями, хранителями и потребителями информации. И подобному тому, как Эйнштейн установил закон эквивалентности вещества и энергии, есть закон (не открытый еще) эквивалентности массы, энергии и информации. Кибернетика (вместе с теорией информации) дала новое представление о мире, основанное на информации, управлении, организованности, обратной связи, целенаправленности. Создала информационную картину мира. Не энергия, а информация выйдет в XXI столетии на первое место в мире научных понятий.
Синергетика с её статусом метанауки изначально была призвана сыграть роль коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, моделей и методов отдельных наук, их полезность для других наук и перевести диалект конкретной науки на высокую латынь междисциплинарного общения. Положение междисциплинарного направления обусловило еще одну важную особенность синергетики - ее открытость, готовность к диалогу на правах непосредственного участника или непритязательного посредника, видящего свою задачу во всемирном обеспечении взаимопонимания между участниками диалога. Диалогичность синергетики находит свое отражение и в характере вопрошания природы: процесс исследования закономерностей окружающего мира в синергетике превратился (или находится в стадии превращения) из добывания безликой объективной информации в живой диалог исследователя с природой, при котором роль наблюдателя становится ощутимой, осязаемой и зримой.
Общие закономерности поведения систем, порождающих сложные режимы, позволяют рассматривать на содержательном, а иногда и на количественном уровне, такие вопросы, как уровень сложности восприятия окружающего мира как функции словарного запаса воспринимающего субъекта, роль хаотических режимов, их иерархий и особенностей в формировании смысла, грамматические категории как носители семантического содержания, проблемы ностратического языкознания (реконструкция праязыка) как восстановление «фазового портрета» семейства языков и выделения аттракторов, и многое другое.
В своей статье «Философия нестабильности» Пригожин говорит о естественнонаучных причинах, позволивших говорить о новой концепции хаоса:
Это, во-первых, открытие неравновесных структур, которые возникают как результат необратимых процессов и в которых системные связи устанавливаются сами собой; это, во-вторых, вытекающая из открытия неравновесных структур идея конструктивной роли времени; и, наконец, это появление новых идей относительно динамических, нестабильных систем, — идей, полностью меняющих наше представление о детерминизме (20). А также открытиях в области элементарных частиц, продемонстрировавших фундаментальную нестабильность материи, а также о космологических открытиях, констатировавших, что мироздание имеет историю (тогда как традиционная точка зрения исключала какую бы то ни было историю универсума, ибо универсум рассматривался как целое, содержащее в себе все, что делало бессмысленным саму идею его истории).
Список литературы
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М., 1985 - 415с.
2. Винер Н. Кибернетика. - М-, 1968 – 360с.
3. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. К., 1990 – 290с.
4. Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным//Вопросы философии. – 1992. – №12. – 354с.
5. Зиновьев А. Логическое строение знаний о связи. М., 1959 – 342с.
6. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986 – 325с.
7. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986. Те же. Время, хаос, квант. - М., 1994 – 352с.
8. Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в XX веке // Вопр. философии. 1995, № 7 – 284с.
9. Философская энциклопедия , М 1996 – 560с.
10. Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т.20.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Контрольная работа:
16 страниц(ы)
Введение 3
1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. 52. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева). 9РазвернутьСвернуть
3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики: 14
Заключение 15
Список литературы 16
-
Реферат:
Предмет и место антропологии в системе научных знаний
15 страниц(ы)
Введение 3
Предмет и объект антропологии 4
Место антропологии в системе наук о человеке 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
-
Дипломная работа:
17 страниц(ы)
Введение…5
Глава I. Основные понятия ….6
1.1 Определение линейной оболочки системы функций …6
1.2 Определение полноты системы функций ….61.3 Теорема Маркушевича ….….6РазвернутьСвернуть
1.4 Теорема единственности ….7
Глава II. О полноте системы { } на отрезке ….8
2.1 Теорема Мюнтца ….….8
Глава Ш. О полноте системы { } на С(γ) ….11
3.1 Теорема ….11
Заключение ….14
Литература ….15
-
Шпаргалка:
159 страниц(ы)
1.1.Наука как научное знание, познавательная деятельность, социальный институт. 4
1.2. Предмет социально-гуманитарного познания, его особенности. 72.1. Предмет философии науки. 10РазвернутьСвернуть
2.2. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. 12
3.1. Основные концепции развития философии науки. 20
3.2. Понятие хронотопа в социогуманитарном познании. 24
4.1. Интернализм и экстернализм в понимании развития науки. 26
4.2.Сходства и различия наук о природе и наук об обществе (Дилтей, Риккерт). 28
5.1. Наука как специфическая познавательная деятельность. 32
5.2. Субъект социально-гуманитарного познания, его специфика. 34
6.1. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. 39
6.2. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании. 42
7.1. Наука в сравнении с мифом, философией, религией. 47
7.2. Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук и ее историческая динамика. 50
8.1. Позитивистская традиция в философии (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) 52
8.2. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. 55
9.1.Эмпириокритизм как форма позитивизма. 58
9.2.Социальное и культурно-историческое время. 59
10.1. Неопозитивизм как философия науки (Венский кружок, К.Поппер) 63
10.2. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарном познанию. 69
11.1. Постпозитивизм как философия науки (К.Поппер, Т.Кун). 72
11.2. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарном познании. 76
12.1. Постпозитивизм как философия науки ( П. Фейеробенд, М. Полани). 80
12.2. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. 83
13.1. Исторические типы науки (античный, средневековье). 86
13.2.Языковая картина мира. 89
14.1. Исторические типы науки (классический, современный). 92
14.2. Интерпретация в социально-гуманитарных науках. 97
15.1.Становление социально-гуманитарных наук. 99
15.2.Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках. 103
16.1. Методы и формы эмпирического познания. 104
16.2. Коммуникативность в науках об обществе и культуре. 108
17.1. Методы теоретического познания. 111
17.2. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. 116
18.1.Научная карта мира, ее функции и исторические формы. 120
18.2. Разделение социально-гуманитарных наук и её историческая динамика 124
19.1. Научная теория: сущность, структура, способы построения и интерпретации. 128
19.2. Научные конвенции и моральная ответственность ученого. 129
20.1. Философско-мировоззренческие основания науки. 132
21.1. Сциентизм и антисциентизм. 133
21.2. Наука как социальный институт. 136
22.1. Механизмы порождения научного знания. 140
22.2. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. 141
23.1. Научная революция, ее типология 143
23.2. Наука и паранаука. 150
24.1. Этические проблемы науки в конце ХХ столетия. 152
24.2. Типы научной рациональности 156
-
Контрольная работа:
22 страниц(ы)
1. Место естественных наук в современной культуре и цивилизации. Разделение единой культуры, гуманитарная и техногенная ветви культуры….2. Второе начало термодинамики. Порядок и хаос, стоимость порядка….РазвернутьСвернуть
Список используемой литературы….….….
-
Реферат:
Социология в системе юридических наук
21 страниц(ы)
Введение 3
1 Предмет и объект социологии 4
2 Место социологии в системе юридического образования 6
3 Диалектика социальных норм и социальных процессов 9Заключение 19РазвернутьСвернуть
Список используемой литературы 21
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Женское движение в 19-20 веках.Следующая работа
Сознание как высшая форма отражения действительности.




-
Курсовая работа:
46 страниц(ы)
Введение….2
1. Сущность и основания административного принуждения…6
2. Виды административного принуждения….113. Классификация мер административного принуждения….38РазвернутьСвернуть
Заключение….43
Список используемой литературы….45
-
Реферат:
Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками при проведении аудита.
20 страниц(ы)
Введение 3
1 Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и покупателями 4
2 Подготовка и планирование аудиторской проверки 73 Оценка системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и покупателями 12РазвернутьСвернуть
4 Аудит состояния расчетов с поставщиками подрядчиками 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20
-
Курсовая работа:
31 страниц(ы)
Содержание: 2
Введение 3
Глава 1. Местные бюджеты 5
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета. 51.2 Основы правового регулирования бюджетного процесса. 8РазвернутьСвернуть
Глава 2. Система формирования доходной и расходной частей местных бюджетов. 14
2.1 Структура доходов. 14
2.2 Структура расходов местного бюджета. 19
Глава 3. Проблемы межбюджетных отношений. 23
3.1 Историко-теоретический аспект межбюджетных отношений. 23
3.2 Межбюджетные отношения на муниципальном уровне. 25
Заключение 29
Список использованной литературы: 30
-
Реферат:
Происхождение и развитие галактик и звезд
27 страниц(ы)
Введение 3
1 Происхождение и развитие галактик и звезд 4
1.1 Зарождение звезд 5
1.2 Эволюция звезд 6
1.3 Черные дыры 72 Эволюция галактик 9РазвернутьСвернуть
2.1 Неустойчивость 9
2.2 Сжатие 11
2.3 Эволюция галактик 13
3 Межзвездная среда 16
6.1 Эмиссионные газовые туманности. 17
6.2 Межзвездная пыль 19
6.3 Атомарный, молекулярный и горячий газ 20
6.4 Космические лучи. 21
6.5 Крупномасштабное распределение межзвездной среды. 22
Заключение 25
Библиографический список 27
-
Реферат:
28 страниц(ы)
Введение 3
1 Игровая деятельность человека 4
1.1 ИГРА – общее понятие, определение, особенности 4
1.2 Игровая деятельность в Интернете 61.3 MUD и MOO 7РазвернутьСвернуть
2 Обучающая деятельность человека 9
2.1 Основная функция 9
2.2 Состояние исследования нравственного воспитания младших школьников 11
2.3 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности 19
3 Трудовая деятельность человека 23
3.1 Понятие трудовой деятельности человека 23
3.2 Цели и формирования трудовой деятельности 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28
-
Реферат:
Становление ТОС в РФ. Прав граждан на осуществление ТОС. Предметы ведения ТОС.
25 страниц(ы)
Введение 3
1 Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии 4
2 Формы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление 9Заключение 22РазвернутьСвернуть
Список использованной литературы 24
-
Контрольная работа:
Полномочия защитника. Полномочия суда надзорной инстанции. Пределы прав суда надзорной инстанции
19 страниц(ы)
1. Теоретический вопрос № 14. Полномочия защитника 3
2. Теоретический вопрос № 31. Полномочия суда надзорной инстанции. Пределы прав суда надзорной инстанции 103. Практическое задание № 15 15РазвернутьСвернуть
4. Практическое задание № 26 17
Литература 19
-
Реферат:
Строение атмосферы. Ионосфера и ее роль. Магнитосфера
17 страниц(ы)
Введение 3
Атмосфера 4
Ионосфера 8
Магнитосфера 12
Заключение 16
Литература 17
-
Курсовая работа:
Понятие и классификация прав и свобод личности в РФ
34 страниц(ы)
Введение 3
1 Общая характеристика прав и свобод личности в РФ 5
2 Понятие и характеристика личных прав и свобод личности в РФ 112.1 Понятие личных прав и свобод личности в РФ 11РазвернутьСвернуть
2.2 Право на жизнь и достоинство личности 11
2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность 13
2.4 Право на частную жизнь и на неприкосновенность жилища 15
2.5 Национальная принадлежность и право свободного передвижения 18
2.6 Свобода совести и вероисповедания 21
2.7 Свобода мысли и слова 22
3 Общая характеристика политических и экономических прав и свобод личности в РФ 25
3.1 Характеристика политических прав и свобод личности в РФ 25
3.2 Характеристика экономических прав и свобод личности в РФ 27
4 Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ 29
Заключение 33
Список литературы 34
-
Контрольная работа:
15 страниц(ы)
Вопрос № 36 Психологическое образование и история его становления 3
Вопрос № 54 Профессионально важные качества профессионального психолога 14Список использованной литературы 15РазвернутьСвернуть