СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Предмет и место антропологии в системе научных знаний - Реферат №20942

«Предмет и место антропологии в системе научных знаний» - Реферат

  • 15 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: vlad1245

Содержание

Введение 3

Предмет и объект антропологии 4

Место антропологии в системе наук о человеке 9

Заключение 14

Список использованной литературы 15


Введение

Термин «антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (антропос - человек; логос - наука). В современной науке принято строгое разделение терминов «антропология», «этнография», «археология». Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человека по вещественным источникам, под этнографией - отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений. Антропология - отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях общества и коллективно осуществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии. Антропология не может изучать человека с тех же позиций, с каких энтомология изучает насекомых, орнитология - птиц. Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических наук особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов и вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряде наук и вытекает ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем тесным образом соприкасается с науками общественными.

Что же такое антропология? Какое место она занимает среди других наук? Ответы на эти вопросы и раскрываются в данной работе.


Выдержка из текста работы

Предмет и объект антропологии

Антропогенез (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане.

Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях общества и коллективно осуществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии. Антропология не может изучать человека с тех же позиций, с каких энтомология исследует насекомых, орнитология - птиц и т. п.

Целью науки является наиболее полное описание предмета (объекта или явления) при помощи рассмотрения разнообразных научных фактов и выдвижения научных суждений (гипотез, теорий, концепций), которые, по сути, являются лишь более или менее доказанными в настоящий момент предположениями. Научное знание - это всегда лишь познанная часть истины.

Термин «антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (антропос - человек; логос - наука). В современной науке принято строгое разделение терминов «антропология», «этнография», «археология». Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человека по вещественным источникам, под этнографией - отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений.

Задача антропологии - проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание. Основатель антропологической науки в России А. П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского университета в январе 1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и только «с антрополо гией естествознание не является каким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук, чисто человеческих, если можно так выразиться, то есть касающихся самых высоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории и его существования».

Основные разделы антропологии

Антропология включает три основных раздела:

1) морфологию,

2) антропогенез,

3) расоведение, или этническую антропологию.

Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные:

а) с индивидуальной изменчивостью физического типа,

б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно,

в) с явлениями полового диморфизма и, наконец,

г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

Место антропологии в системе наук о человеке

Антропология - межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организации. Она включает в себя множество отраслей, субдисциплин, направлений, тематических разделов, исследовательских парадигм, научных школ. Первоначально антропологию понимали как науку о происхождений и эволюции физической организации человека и различных рас, не включая социальные и культурные характеристики. Нынешние антропологи стремятся установить сходства и различия социальных форм жизни и культурных обрядов, религиозных верований и экономических систем самых разных типов обществ: древних и современных. После расширения тематического поля антропологии ее определение как «науки, изучающей образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды», относится теперь только к общей (биологической, физической) антропологии.

Антропология наряду с социологией, психологией, политологией и экономикой относится к так называемым социальным, или поведенческим, наукам. Они имеют общий предмет: изучают поведение людей индивидуально или в группах, а также похожие методы исследования, а именно анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов и эксперимент. При этом все они активно применяют математические методы и расчеты.

Однако в отличие от них у антропологии, если речь идет о такой ее отрасли, как культурная антропология, много общего с гуманитарным знанием, в том числе культурологией и философией.

Особенно близки между собой антропология (в первую очередь социальная антропология) и социология. Нередко антропологию называют родной сестрой социологии - настолько много у них общего. Одни авторы называют антропологию разделом социологии, а другие, напротив, считают социологию разделом антропологии. Обе науки, в свою очередь, разветвляются на множество направлений, отраслей и субдисциплин, большинство из которых направлено на изучение исторического, культурного и социального становления человека и человеческого рода.


Заключение

Антропология - межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организа ции. Она включает в себя множество отраслей, субдисциплин, направлений, тематических разделов, исследовательских парадигм, научных школ. Первоначально антропологию понимали как науку о происхождений и эволюции физической организации человека и различных рас, не включая социальные и культурные характеристики. Нынешние антропологи стремятся установить сходства и различия социальных форм жизни и культурных обрядов, религиозных верований и экономических систем самых разных типов обществ: древних и современных. После расширения тематического поля антропологии ее определение как «науки, изучающей образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды», относится теперь только к общей (биологической, физической) антропологии.


Список литературы

1 Лурье СВ. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 624 с. - («Gaudeamus»).

2 Хомутов А. Е. Антропология. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 384 с.

3 Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. биол. наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. биол. наук, доц. Т. Е. Россолимо, И. А. Москвина-Тарханова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 448 с. (Серия «Библиотека студента»).

4 Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003.- 544 с. - («Gaudeamus»).


Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника направленной на подростков с девиантным поведением

    43 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних 8
    1.1 Информационный подход 10
    1.2 Социально-профилактический подход 14
    1.3 Медико-биологический подход 14
    2 Опыт деятельности учреждений социального обслуживания населения, направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних 19
    2.1 Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних 21
    2.2 Технологии проведения социальной профилактики у подростков с отклоняющимся поведением 29
    Заключение 38
    Список использованных источников 41
    Список использованных терминов 44
  • Курсовая работа:

    Товарная политика предприятия

    28 страниц(ы) 

    Ввведение 3
    1 Товарная политика в системе маркетинга 5
    1.1 Сущность товарной политики фирмы 5
    1.2 Значение товарной политики 6
    2 Понятие товара и уровни его восприятия 8
    2.1 Понятие товара 8
    2.2 Классификация товара по различным критериям 9
    2.3. Классификация товаров широкого потребления и промышленного назаначения 12
    3 Решения в области товарной политики 19
    Заключение 25
    Библиографический список литературы 26
  • Реферат:

    Немецкая классическая философия И.Кант

    18 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века 4
    2. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии 5
    3. Проблема метода и построения науки в трудах Канта 7
    4. Автономия морали в этике Канта 11
    5. Социальная философия Канта 14
    Заключение 17
    Список использованной литературы 18
  • Реферат:

    Российский герб

    18 страниц(ы) 

    Вступление
    Россия и Византия. Появление двуглавого орла
    Становление Российского герба от Ивана III до Петра I
    Российский государственный герб от Петра I до Александра II
    Большой, Средний и Малый гербы Российской империи
    Заключение
    Список литературы и источников
  • Курсовая работа:

    Проект создания лесного питомника и лесных культур в минусинском лесхозе красноярского края

    44 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. Экологические условия района проектирования 5
    1.1 Географическое положение 5
    1.2 Климат 6
    1.3 Рельеф 9
    1.4 Растительность 9
    1.5 Почвы 10
    2. Специальная часть 12
    2.1 Характеристика участка выбранного под питомник 12
    2.2 Агротехника и технология выращивания посадочного материала 12
    2.2.1 Обработка почвы 12
    2.2.2 Севообороты 14
    2.2.3 Выращивание трехлетних сеянцев сосны обыкновенной 15
    2.2.4 Выращивание сеянцев рябины обыкновенной 17
    2.2.5. Выращивание черенковых саженцев ивы 18
    2.2.6 Выкопка, сортировка и хранение посадочного материала. 20
    2.3 Производственная мощность питомника 22
    2.4 Расчет и организация площади питомника 23
    2.4.1 Расчет полезной площади питомника 23
    2.4.2. Расчет общей площади питомника и организация его территории. 23
    2.5 Календарный план работ и техника безопасности 29
    3. Технико-экономическое обоснование проекта 31
    3.1 Расчет потребности в посевном и посадочном материале 31
    3.2. Затраты на строительство, закладку многолетних насаждений и оснащение питомника 32
    3.3 Нормативно-технологические карты 35
    3.4 Расчет полной себестоимости выращивания посадочного материала 35
    3.5 Результат производственной деятельности питомника 35
    4. Проект лесных культур 36
    4.1 Описание участков лесокультурных земель 36
    4.2 Выбор породы, схемы смешения, метод создания лесных культур 38
    4.3 Агротехника создания лесных культур 38
    4.4 Расчет нужного количества посадочного материала для производства 1 га лесных культур 41
    4.5 Нормативно-технологическая карта и расчет полной себестоимости создания лесных культур 42
    Заключение 43
    Список использованных источников: 44
  • Курсовая работа:

    Проблемы повышения квалификации и непрерывного обучения профессионального социального работника

    38 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Профессиональные требования к социальному работнику 8
    1.1 Должностные обязанности социального работника 8
    1.2 Профессиональная компетентность и личные качества социального работника 11
    2 Повышение квалификации профессиональных социальных работников 16
    2.1 Зарубежный опыт повышения квалификации социальных работников 16
    2.2 Система повышения квалификации социальных работников в Российской Федерации 21
    3 Непрерывное обучение профессиональных социальных работников 28
    Заключение 35
    Список использованной литературы 37
  • Реферат:

    История бухучета.

    12 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Ученик 4
    2. Францисканец 5
    3. Учёный 5
    4. «SUMMA» 6
    5. Закат 7
    6. Жизнь в веках 8
    7. Возрождение славы 9
    Заключение 11
    Список литературы 12
  • Курсовая работа:

    Объект и предмет в социальной работе

    38 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Объект и предмет в социальной работе 5
    2 Особенности деятельности социального работника 8
    2.1 Общее понятие социального работника как субъект социальной работы 8
    2.2 Профессиональный портрет социального работника и аспекты его деятельности 9
    3 Формы и виды социальных услуг в России 19
    Заключение 36
    Библиографический список 38
  • Курсовая работа:

    Административное принуждение

    46 страниц(ы) 

    Введение….2
    1. Сущность и основания административного принуждения…6
    2. Виды административного принуждения….11
    3. Классификация мер административного принуждения….38
    Заключение….43
    Список используемой литературы….45
  • Реферат:

    Стандарты, штампы клеше канцеляризм слова паразиты и способ борьбы с ними

    25 страниц(ы) 


    Введение 3
    1 Особенность речи 4
    2 Структура речи как средства самовыражения 8
    2.1 Коммуникативные намерения 9
    2.2 Стилевые характеристика 10
    3 Понятность речи 13
    4 Слова и выражения загрязняющие речь 16
    4.1 Слова паразиты в речи и борьба с ними 16
    4.2 Речевые штампы и канцеляризмы 19
    Заключение 24
    Библиографический список 25