СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Категории этики: моральный долг, совесть. - Реферат №15335

«Категории этики: моральный долг, совесть.» - Реферат

  • 23 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: vlad1245

Содержание

Введение 3

1 Этика. Её предмет и основные категории 5

1.1 Происхождение терминов этика, мораль, нравственность 5

1.2 Историческое изменение предмета этики; Развитие структуры науки этики 6

1.3 Основные категории этики 7

2 Структура морали 9

3 Совесть – глаза человеческой души 14

3.1 Понятие совести 14

3.2 Чистая совесть 16

3.3 Виды совести по Э.Фромму 19

Заключение 21

Список использованной литературы 23


Введение

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.

Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.

Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного сдерживает только внешний контроль, его нужно караулить, хватать за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда окружающим. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести. Интересно то, что психологи обратили внимание на следующий факт: в семьях, где существует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека, не понимающего ничего, кроме плетки. Он будет идти к своей цели, стремясь избегать внешнего наказания и нисколько не обращая внимания на страдания окружающих. В то же время семьи, где превалируют мягкие, доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии. Люди, вырастающие в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.

Цель данной работы – рассмотреть основные вопросы проблемы совести.

Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:

- рассмотреть императивность морали;

- раскрыть понятие совести;

- рассмотреть основные аспекты совести.


Выдержка из текста работы

1.1 Происхождение терминов этика, мораль, нравственность

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н. э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль. Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова moss – так же обозначающего дом, очаг, обычай и т.д. В большинство языков мира понятия этика и мораль вошли в первоначальном варианте: этика – наука о морали. Но в некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность. Впервые это слово появилось в 1798 г. в словаре Российской академии наук, оно образовано не от слова нрав, а от выражения по ндраву, по сердцу. В связи с этим в России существует спор: «а существует – ли в России настоящее понятие нравственности, связанное с понятием нравов?».

Чернышевский: «Нравственность в русском языке – это то, что способствует позитивному развитию морали».

Радугин: «Норма (уважай, чти, поклоняйся) – это мораль, а реальное поведение – это нравственность».


Заключение

Этика – это наука о морали. Она описывает мораль, объясняет мораль и "учит" морали. И на этом пути есть ряд трудностей.

Во-первых, зачем описывать мораль, если каждому и так известно, что это такое? Все мнят себя знатоками и судьями нравов. Так что этика вроде бы обречена сообщать нечто общеизвестное, разве что в проясненном и систематизированном виде.

Во-вторых, этика "учит" морали, т.е. сообщает не абстрактное, а практическое знание, которое нужно употребить прежде, чем по-настоящему его поймешь. Это знание, побуждающее действовать. Однако поучений никто не любит. Право "читать мораль" дается только людям безупречной собственной жизни, с безусловным нравственным авторитетом, каким, например, обладал для современников Л.Н. Толстой. Но все проповедники за тысячи лет не уговорили человечество поступать по совести. В общем, сколько ни скажи "халва", во рту сладко не станет; от разговоров о добре нравы не улучшаются. К великой скорби всех моралистов оказывается, что научить морали нельзя. Но научиться можно. Нравственную позицию можно выработать самостоятельно, изучая суждения мудрецов, слова и поступки людей. Этика предоставляет всякому мыслящему человеку свои способы и средства аргументации/]

В-третьих, удовлетворительно объяснить что-либо в морали сложно. Разве можно точно выяснить причины существования несправедливости, причины, по которым благородство оказывается осмеянным, а негодяи торжествуют? Как будто наше негодование по поводу предательства или хамства уменьшится, если доказательно изложить, как и почему это происходит. Добрые же поступки объяснить еще сложнее. Ведь добро обычно делают не почему-то, не потому, что мне растолковали, что есть добро, а потому, что я не могу иначе. Есть нравственные очевидности, которые не держатся ни на каких доказательствах. Еще Ф.М. Достоевский на примере своего Раскольникова показал, что рационально обосновать можно даже преступление, а вот теорему добра доказать не удается. Потому надо привыкнуть, что в этике нельзя получить такой ответ, как в математике: однозначный, логически доказанный и экспериментально проверенный. Это только для "крошки-сына" в стихотворении В.В. Маяковского так ясно, "что такое хорошо, а что такое плохо". На самом деле ни одно суждение здесь не является окончательным. И как акробату нужно быстро перебирать ногами, чтобы удержать равновесие на шаре, так и в этике надо переходить от тезиса к тезису, от одной точки зрения к другой, чтобы общая сложная картина морали представала в истинном свете.

Разбирая теорию морали, мы сталкиваемся с множеством проблем, в их множестве трудно найти центральную. Начав с одной, неизбежно переходишь ко всем другим. Мораль, как запутанный клубок, свернута из нити непрерывающихся рассуждений. Мир морали – как Эрмитаж, где из каждого зала виден следующий, не менее прекрасный, и перспектива заманивает все дальше и дальше. но этот мир может обернуться и мрачным лабиринтом, где в бесконечных блужданиях нельзя определить, приближаешься ли ты к выходу или ходишь по кругу. Путаница усугубляется тем, что всякая нравственная задача может стать в данный момент главной. Там где мы, там и центр рассмотрения. Перефразируя Паскаля, мораль – бесконечная сфера, центр которой везде, а конец нигде. И в данном реферате, помимо рассмотрения структуры, функций и антиномий морали, я решила подробно рассмотреть лишь одну из ее проблем, которая мне представляется важнейшей и интереснейшей – проблему абсолютного в морали.


Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия т. 16

2. Ватин И.В. Верещагин В.Ю. и др. Основы философии в вопросах и ответах. 2002г.

3. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 2000 г.

4. Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали: Очерки этико-философских воззрений Эпиктета,

5. Борев Ю. Эстетика. - М., 1999.

6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: Гардарика, 1998.

7. Жаринов В.М. Эстетика. Раскрытие эстетической тайны: краткий учебник. -М.: ПРИОР, 2001.


Тема: «Категории этики: моральный долг, совесть.»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 23
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Моральный вред

    87 страниц(ы) 

    Введение…. . 5
    1. Понятие и характеристика морального вреда…
    1.1. Общая характеристика прав и свобод граждан России…. 8
    1.2. Понятие морального вреда как самостоятельной правовой категории…. . … . 13
    1.3. Возникновение права на компенсацию морального вреда…. . . … . . 15
    2. Способы и случаи определения морального вреда
    2.1 Общие основания определения морального вреда…. 19
    2.2 Категории определения морального вреда…. 21
    2.3. Определение размера морального вреда…. 26
    2.4. Виды компенсаций морального вреда…. . . …. 28
    2.5.Исковая давность…. … 43
    3. Практика применения компенсации морального вреда… …
    3.1. Компенсация морального вреда в российской правоприменительной практике… 45
    3.2 Компенсация морального вреда за рубежом…. 48 Заключение…. 56
    Библиография …. 58
    Приложение…1… 61
    Приложение…2… 63
    Приложение…3…. 65
    Приложение…4…. 66
    Приложение…5…. 71
    Приложение…6…. 73
    Приложение…7…. 76
    Приложение…8…. 79
    Приложение…9…. 82
    Приложение…10…. 85
  • Контрольная работа:

    Профессиональная этика вар. 9

    18 страниц(ы) 

    1.Моральный фактор и его роль в деятельности сотрудников пожарной охраны.
    План:
    1) понятие морального фактора;
    2) структура морального фактора;
    3) моральная деятельность;
    4) роль морального фактора в деятельности сотрудников пожарной охраны.
    2. Совесть как самооценка отношения сотрудника ГПС к нормам профессиональной нравственности. Взаимосвязь категорий «совесть» и «долг».
    План:
    1) взаимосвязь категорий «совесть» и «долг»;
    2) отношение пожарных к нормам профессиональной нравственности.
  • Дипломная работа:

    Этика международной бизнес-коммуникации

    103 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТЫ ЭТИКИ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ.9
    1.1. Сущность деловой этики.…9
    1.2. Этические нормы и принципы в деловых отношениях….…13
    1.3. Корпоративная социальная ответственность организаций…17
    1.4. Понятие, содержание и предмет профессиональной этики….19
    1.5. Управленческая этика: понятие, сущность, значение…23
    1.6. Управленческий этикет ….31
    1.7. Деловой этикет: сущность, требования, принципы…32
    1.8. Основные формы деловой коммуникации….33
    1.9. Визитная карточка в деловой коммуникации….35
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ….39
    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА….41
    2.1. Роль этики в международном бизнесе ….41
    2.2. Основные принципы этики международного бизнеса…53
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ….60
    ГЛАВА III. ПРОБЛЕМАТИКА ЭТИКИ БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ…62
    3.1. Российская этика делового общения ….62
    3.2. Сувениры и подарки при общении с иностранными партнёрами….64
    3.4. Современные проблемы макроэтики…65
    3.5. Основные проблемы микроэтики….74
    3.6. Общие механизмы внедрения этических принципов в практику…84
    3.6. История этических представлений в России….86
    ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ …92
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….93
    ЛИТЕРАТУРА….102
  • Контрольная работа:

    Корпоративная культура в гостиничных комплексах - Этика, мораль, нравственность в деловом общении

    18 страниц(ы) 

    Введение….
    1. Возникновение этики….
    2. Что есть мораль?.….
    3. Понятие нравственности.….
    4. Мораль и нравственность.….…
    5. Этика и мораль…. ….….….
    6. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»…
    Заключение….
    Список литературы….
  • Дипломная работа:

    Категория югэн в японской классической литературе эпохи Эдо

    65 страниц(ы) 

    Введение.3-6
    Глава I. Взаимосвязь японской истории и культуры в период Эдо (правление дома Токугава)….7-28
    I.1. Общая характеристика истории периода Эдо (экономика, поли-тика, идеология)….7-12
    I.2. Японская литература эпохи Эдо (особенности поэзии и прозы, известные представители)….12-21
    I.3. Жизнь поэтов и прозаиков Японии в контексте истории
    Страны….21-
    Глава II. Единство мира и человека в японской эстетике периода Эдо…
    II.1. Понятие красоты в литературе периода Эдо. Категория «югэн» (история происхождения, сущность)
    II.2. Категория красоты в поэзии Басё, Рекана и Иссы
    II.3. Категория красоты в прозе Уэда Акинари
    Заключение….

    Список использованной литературы….
  • Контрольная работа:

    Профессиональная этика и нравственность

    15 страниц(ы) 

    Введение…3
    I. Сущность профессиональной этики…4
    II. Специфика профессиональной этики и нравственности….5
    III. Основные понятия профессиональной этики и нравственности…8
    ІV. Профессиональная этика и духовность…11
    Заключение…14
    Список литературы….15

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Предмет и метод математики_Уравнения_Классификация функций.

    18 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Предмет и метод математики 4
    2 Уравнения: понятия, классификация 6
    2.1 Линейные уравнения 6
    2.2 Системы линейных уравнений 7
    2.3 Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним 9
    2.4 Возвратные уравнения 11
    3 Функция и её свойства, виды функций 13
    Заключение 17
    Список использованной литературы 18
  • Реферат:

    Культура древнего Рима от республики к империи

    25 страниц(ы) 


    Введение 3
    1 Этапы становления и развития культуры античного Рима 4
    2 Особенности культуры Древнего Рима 7
    2.1 Культура Эпохи царей 7
    2.2 Период «Республики» 8
    2.3 Период Империи 9
    3 Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима 17
    3.1 Архитектура Древнего Рима 20
    3.2 Скульптура, живопись, литература 21
    3.3. Драматургия и театр 22
    Заключение 24
    Библиографический список 25
  • Реферат:

    основные этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг.+ задача

    22 страниц(ы) 


    Введение 3
    1. Этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг. 4
    2. Период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству. 11
    Заключение 14
    Задача 15
    Список использованных источников 22
  • Реферат:

    Исторический деятель Л.И.Брежнев

    21 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Краткая биография Л.И.Брежнева 5
    1.1 Детство и молодость 5
    1.2 Начало партийной работы 6
    1.3 Великая отечественная война 7
    1.4 «Украинский период» партийной работы 7
    1.5 «Казахстанский период» партийной работы 8
    1.6 Глава СССР, но не КПСС 9
    1.7 Смещение Н.С. Хрущева 10
    1.8 Последние годы жизни 10
    2. Л.И. Брежнев как человек и политический деятель 13
    2.1 Л.И. Брежнев и его военная карьера 14
    2.2 Увлечения Л.И. Брежнева 14
    Заключение 19
    Список использованной литературы 21
  • Курсовая работа:

    Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида

    34 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида как объект социальной работы 10
    1.1. Дети-инвалиды: общая характеристика с точки зрения социального подхода 10
    1.2. Социальная поддержка семьям, воспитывающим детей-инвалидов 14
    2 Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида 19
    2.1. Проблемы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида 19
    2.2 Формы и методы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида 24
    Заключение 31
    Список использованных источников 33
  • Реферат:

    Социальный космос Древнего Китая.

    24 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Эпоха борющихся царств” в Китае 5
    1.1 Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь 5
    1.2 Умопостижение: его пределы и методы 8
    2 Человек в философии и культуре Древнего Китая 10
    3 Ханьские философы о месте человека в мире 15
    Заключение 22
    Список использованной литературы 24
  • Реферат:

    Проблема жизни смерти и бессмертия в духовном опыте жизни человечества.

    21 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Смысл жизни: подходы 6
    2 Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии 9
    Заключение 20
    Список использованной литературы 21
  • Реферат:

    Культура русской речи и смежные гуманитарные науки

    24 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Культура речи юриста 5
    1.1 Ясность, точность, убедительность судебной речи как стилеобразующие характеристики 7
    1.2 Речевые средства убеждения и воздействия судебной речи 9
    2 Культура речи и стилистика 12
    2.1 Функциональный стиль 12
    2.2 Разговорный стиль 13
    2.3 Официально-деловой стиль 13
    2.4 Научный стиль 13
    2.5 Публицистический стиль 14
    2.6 Художественный стиль 15
    3 Культура речи и риторика 16
    Заключение 22
    Задание 23
    Список используемой литературы 24
  • Реферат:

    История бухучета.

    12 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Ученик 4
    2. Францисканец 5
    3. Учёный 5
    4. «SUMMA» 6
    5. Закат 7
    6. Жизнь в веках 8
    7. Возрождение славы 9
    Заключение 11
    Список литературы 12
  • Реферат:

    Банкротство предприятия.

    36 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Общие положения 5
    2 Сущность, виды и причины банкротства 7
    3 Диагностика банкротства (российская и западные методики прогнозирования наступления банкротства) 10
    3.1 Количественные методы диагностики банкротства 10
    3.2 "Качественные" кризис-прогнозные методики 17
    4 Предприятие на различных стадиях банкротства 20
    5 Процедура банкротства в соответствии с российским законодательством 23
    6 Пути выхода предприятий из кризисного состояния 32
    Заключение 35
    Библиографический список 36