СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Когнитивное оценивание и стратегии совладания
в трудных жизненных ситуациях - Лабораторная работа №15922

«Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях» - Лабораторная работа

  • 8 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: farida1987

Содержание

Особенности функционирования интеллектуально-эмоциональных процессов в оценочной деятельности субъекта определяются как содержанием анализируемой информации, ее источником, самой ситуацией, в которой находится субъект, так и его личностными характеристиками. При этом роль индивидуально-психологических особенностей усиливается по мере увеличения сложности и неопределенности ситуации, в которой осуществляется мыслительная деятельность.


Введение

Политические и экономические изменения, произошедшие в современном обществе, повлекли за собой ряд негативных социальных последствий. Среди них массовая безработица, бедность, увеличение числа сирот, распространение болезней, алкоголизма, утрата моральных ценностей. Это означает, что все большее число людей различных возрастных и социальных групп оказывается в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Данная проблема в настоящее время становится настолько значимой, что обсуждается на государственном уровне в связи с задачами разработки соответствующих социальных программ.

В последние десятилетия существенно усилился интерес к проблеме изучения человека, находящегося в ТЖС, и в психологической науке. Особое внимание при этом уделяется анализу способов преодоления негативных психологических последствий трудной ситуации, что привело к возникновению целого направления исследований, связанных с изучением так называемого «совладающего поведения». Вместе с тем, вопросы о роли ситуационных факторов и личностных диспозиций при выборе стратегии совладания, устойчивости или ситуационной изменчивости копинга до сих пор остаются дискуссионными. Отчасти эти трудности связаны с отсутствием адекватной методической базы.

Критериями когнитивного оценивания ТЖС являются такие признаки ситуации, как значимость, неподконтрольность, неопределенность, недостаточная прогнозируемость, динамичность, стрессогенность а также соизмерение собственных ресурсов с требованиями ситуации.

Когнитивное оценивание ТЖС опосредовано как индивидуально–психологическими особенностями личности (тревожностью, локусом контроля), так и ситуационными факторами.

На выбор стратегий совладающего поведения в ТЖС оказывают значимое влияние такие ситуационные характеристики, как содержание и частота возникновения ситуации в жизни субъекта, а также когнитивные оценки ТЖС.

На восприятие и категоризацию ситуаций как трудных жизненных влияют половые и возрастные различия. Это проявляется в содержании «актуальных» ситуаций и частоте их упоминания.

ТЖС как психологическую категорию характеризуют 2 типа признаков: общие и частные. К первому типу относятся общие для всех ТЖС параметры: значимость, беспокойство, повышенные затраты собственных ресурсов. Частные признаки (неподконтрольность, неопределенность, трудности в прогнозировании, принятии решения и др.) варьируют в зависимости от типа ситуации и личностных особенностей человека. Признаки, на основании которых осуществляется категоризация ТЖС, являются критериями когнитивного оценивания этих ситуаций.

Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации представляет собой процесс ее субъективного восприятия и интерпретации, результатом которого является субъективная картина ситуации, представленная в индивидуальном сознании. Когнитивное оценивание ТЖС – это система интегрированных когнитивных и эмоциональных процессов, связанных с множественными оценками человеком ситуации и себя в ситуации. Это предполагает оценивание:

− субъективной трудности, значимости, стрессогенности, степени прогнозируемости и подконтрольности ситуации,

− потерь, которые с нею связаны,

− вариантов решения,

− собственных возможностей (физических, психологических, интеллектуальных, моральных, временных) и опыта преодоления ТЖС.

На когнитивное оценивание ТЖС существенное влияние оказывают личностные диспозиции и ситуационные факторы. Уровень тревожности связан с воспринимаемой неподконтрольностью, неопределенностью ситуации, недостаточностью внутренних ресурсов для ее разрешения, а также с проявлением сильных эмоций. Локус контроля коррелирует с такими факторами оценивания ТЖС, как неподконтрольность, неопределенность, трудности принятия решения, недостаток ресурсов. Однако эта взаимосвязь варьирует в зависимости от содержания ситуации. Актуализация тех или иных критериев когнитивного оценивания ТЖС зависит от таких ситуационных характеристик, как содержание ситуации и частота ее возникновения в жизни субъекта.

На выбор стратегии совладающего поведения оказывают значимое влияние особенности когнитивного оценивания ТЖС и ситуационные характеристики. Ситуационный контекст, предполагающий социально выработанные правила в зависимости от содержания события, направляет действия субъекта. Связь выбора стратегий с критериями когнитивного оценивания ТЖС проявляется в наличии значимых зависимостей между прогнозируемостью ситуации и активным совладанием, воспринимаемой неподконтрольностью, неопределенностью ситуации и стратегиями избегания, критерием недостаточности собственных ресурсов и стратегиями поиска социальной поддержки.


Выдержка из текста работы

Подходы к изучению совладающего поведения.

1. адаптации

2. Сторонники второго направления склонны использовать понятие «копинг» для описания характерного способа поведения человека в различных ситуациях. При этом совладающее поведение рассматривается как сформированный в течение жизни стиль человека, как «личностный процесс»

3. В рамках третьего направления акцент делается на рассмотрении характеристик целостной ситуации (включающей как внешние факторы, так и внутренние, субъективные условия), в которой действует человек.

Проблема влияния когнитивного оценивания и ситуационных факторов на копинг-поведение остается мало изученной.

В статье описывается исследование, в которое входило выявление ситуаций, категоризуемых испытуемыми как ТЖС, определение репрезентативного основания для их классификации и эмпирическое выделение критериев оценивания ситуаций для двух возрастных категорий (17-22 и 23-33 года). Общая выборка (в количестве 200 человек: 100 мужчин, 100 женщин) была разделена на четыре подгруппы в зависимости от возраста и пола испытуемых. Исследование проводилось с помощью разработанной анкеты и методики «Незаконченных предложений».

На основе качественного анализа полученных эмпирических данных составлена классификация ТЖС по критерию содержания событий. Она включает несколько сфер: материально-бытовую, профессиональную (в которую вошла и учебная деятельность), сферу межличностных отношений, внутриличностную, общественную и тип ситуаций, связанных с угрозой для жизни. Наиболее часто в ответах испытуемых отмечаются следующие ТЖС: конфликтные отношения с противоположным полом (указаны в 55 % анкет), материальные трудности (41 %), ситуации, связанные с учебной (32 %) и профессиональной (29 %) деятельностью. Несмотря на то, что перечень ТЖС в четырех подгруппах, в основном, совпадает, частота упоминания ситуаций отличается. Анализ особенностей категоризации ТЖС по указанным подгруппам, подтвердил, что на восприятие и категоризацию ситуаций как ТЖС оказывают влияние возрастные и половые особенности.

Анализ самоотчетов и записи бесед с испытуемыми позволили предположить наличие определенных расхождений между частотой упоминания той или иной ситуации в ответах респондентов и субъективной оценкой их трудности. Для проверки этой гипотезы была проведена дополнительная серия исследований, в которой приняли участие 53 человека (34 женщины и 19 мужчин). После того, как испытуемый перечислял ТЖС, его просили проранжировать предложенные экспериментатором ситуации по критерию трудности. Согласно полученным данным, при ранжировании первые места заняли такие редко упоминаемые в анкетах ситуации, как смерть, болезни, предательство и др. Оказалось, что респонденты, как правило, дифференцируют актуально трудные (недавно пережитые или переживаемые в настоящее время) и потенциально трудные ситуации (известные, крайне нежелательные, но о которых «не задумываешься»). Кроме того, большое значение имеют имплицитные представления испытуемых о возможных основаниях для категоризации ситуаций.


Заключение

Особенно сильным предиктором тревожность оказалась для проявления ярко выраженных эмоций. Наиболее тревожные испытуемые отмечали, что реагируют на ТЖС состоянием паники, отчаяния, глубокого стресса, нейротическими расстройствами. Таким образом, полученные эмпирические данные подтверждают связь между уровнем тревожности и параметрами когнитивного оценивания ТЖС.


Список литературы

1. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. - М., 1993г.

2. Большой толковый психологический словарь/ Ребер Артур, М.: Вече, АСТ, 2000.

3. Гришина В. Н. И др. Общение и труд в коллективе. – М.: Политиздат, 1990.

4. Дубровина И. В., Данилова Е. Е. Психология. – М.: Академа, 1999.

5. Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Диагностика и развитие коммуникативности в общении. – М.: Университет, 1990.

6. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятий – Калуга: 1993г.


Тема: «Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях»
Раздел: Психология
Тип: Лабораторная работа
Страниц: 8
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Учет особенностей подросткового возраста в профилактической деятельности социального педагога

    70 страниц(ы) 

    Введение….
    Глава I. Теоретические основы профилактической деятельности социального педагога с учетом особенностей подросткового возраста
    1.1. Подростковый возраст в психолого-педагогических концепциях….7
    1.2. Особенности биологического и психологического развития подростков….19
    1.3. Основные направления профилактической деятельности социального педагога образовательной школы с подростками…33
    Выводы по первой главе….41
    Глава II. Опытная работа социального педагога МБОУ Гимназия села Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ по профилактике с учетом особенностей подросткового возраста
    2.1. Общее состояние профилактической деятельности с учащимися в МБОУ Гимназия с.Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ….43
    2.2. Программа профилактической деятельности социального педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации….52
    2.3. Анализ результатов опытной работы. ….57
    Выводы по второй главе….59
    Заключение….61
    Список литературы…65
  • Научная статья:

    Арт-терапия и другие методы в социальной реабилитации

    52 страниц(ы) 

    Обоснование актуальности выбранной темы и описание проблемы научного исследования
    Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время формы социальной работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию весьма разнообразны, но представляется, что они недостаточны, так как наблюдается тенденция увеличения данной категории людей. Поэтому существует потребность в разработке новых методов, помогающих успешно справляться с потребностями детей.
    Арт-терапевтические методы как раз могут стать такими методами, с помощью которых может, во-первых, диагностировать проблемы, а во-вторых, способствовать их решению.
    Значение арт-терапевтической деятельности заключается в том, что они могут быть очень действенными методами помощи в трудной жизненной ситуации посредством включения индивида в художественное творчество.
    Основной целью арт-терапии является гармонизация личности с помощью экспрессивных и импрессивных методов воздействия, творческой самореализации и самопознания. В последнее время терапия с использованием изобразительных средств становится всё более перспективным методом работы с клиентами социальной работы, которые претерпевают различные жизненные трудности.
    Она показана как здоровым, психологически благополучным людям, так и тем, кто нуждается в решении психологических и социальных, личностном развитии и получении новых знании, преодолении травм, потерь и кризисов, расширении коммуникативного круга и улучшении навыков общения. Именно к таким клиентам относятся дети, переживающие трудные ситуации в жизни.
    Формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования
    Цель исследования: выявление специфики и перспективности использования методов арт-терапии в социальной реабилитации личности в трудной жизненной ситуации.
    Объект исследования: социальная реабилитация.
    Предмет исследования: применение методов арт-терапии в социальной реабилитации.
    Исходя из цели исследования определены основные задачи:
    • определить понятия: личность в «трудной жизненной ситуации», «социально-опасном положении» и «нуждающаяся в социальном обслуживании»;
    • выявить причины попадания личности в трудную жизненную ситуацию и их личностные особенности;
    • изучить методы социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
    • описать функции и модальности арт-терапии, раскрыть их возможности в социальной работе;
    • выявить возможные эффекты применения методов арт-терапии в социальной реабилитации людей
    • на основе эмпирического исследования изучить опыт применения методов арт-терапии в работе с людьми в трудной жизненной ситуации.
    План (структура) исследования с описанием этапов
    Структура исследования состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы. Дополнительные материалы исследования включены в приложения.
    Во введении описана актуальность темы исследования, поставлены цели и определены задачи исследования.
    В первой главе даны определения понятиям, которые используются в работе, описаны основные причины возникновения трудной жизненной ситуации.
    Также определены методы социальной работы и арт- терапевтические методы, которые используются в работе с детьми. Одним из основных результатов данной главы стало соотнесение функций и модальностей арт-терапии и раскрытие их возможностей в социальной работе с детьми.
    Вторая глава содержит программу и результаты авторского эмпирического исследования по изучению опыта применения арт- терапевтических методов в государственной и негосударственной социальных организациях. В итоге представлены перспективы использования методов арт- терапии в социальной работе с людьми.
    Заключение содержит выводы в соответствии с целью и задачами исследования.
    В приложениях содержатся: гайд и транскрипт экспертного интервью, а также таблица с результатами обработки эмпирических данных.
  • Курсовая работа:

    Стили совладающего поведения в конфликте

    42 страниц(ы) 

    Введение
    Глава 1. Теоретические основы совладающего поведения подростков и его связь с личностной успешностью
    1.1 Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта
    1.2 Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности
    1.3 Основные стратегии совладающего поведения подростков
    Глава 2. Исследование особенностей совладающего поведения подростков
    2.1 Организация и методики исследования
    2.2 Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения студентов
    Заключение
    Литература
  • Дипломная работа:

    Особенности познавательной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    91 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 11
    1.1. Сущность синдрома дефицита внимания и гиперактивности, его влияние на психическую сферу детей младшего школьного возраста 11
    1.2. Характеристика познавательной сферы младших школьников 20
    1.3. Особенности протекания психических процессов у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 29
    Выводы по первой главе 45
    ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 47
    2.1. Организация и методы исследования 47
    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 53
    2.3. Программа психологической коррекции познавательной сферы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 59
    Выводы по второй главе 74
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
    ПРИЛОЖЕНИЕ 87
  • Дипломная работа:

    Содержание психолого-педагогической деятельности в социальном приюте для детей и подростков

    69 страниц(ы) 

    Введение….….3
    Глава I. Теоретические основы проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков.
    1.1 Содержание понятий «безнадзорность» и «беспризорность»….….…8
    1.2 Причины детской безнадзорности и беспризорности….….….…13
    1.3 Профилактика детской беспризорности и безнадзорности….…20
    Выводы по первой главе….….….29
    Глава II. Психолого – педагогическая деятельность в социальном приюте для детей и подростков Благовещенского района "Нур" с. Бедеева Поляна
    2.1. Социальный приют как особый тип учреждения для беспризорных и безнадзорных детей и подростков….….….31
    2.2 Особенности психолого – педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и беспризорности в социальном приюте для детей и подростков Благовещенского района "Нур" с. Бедеева Поляна….….42
    Выводы по второй главе….….57
    Заключение….60
    Список литературы….63
  • Реферат:

    Основы социального обслуживания

    17 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 4
    1.1 Основные принципы социального обслуживания 4
    1.2 Виды социальных услуг 7
    2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 9
    2.1 Виды социального обслуживания 9
    2.2 Ресурсное обеспечение социального обслуживания 12
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
    ЛИТЕРАТУРА 17

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Лабораторная работа:

    Целостный педагогический процесс на примере программы "Развитие"

    20 страниц(ы) 

    Программа «Развитие» : Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
    Цель ЦПП: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет, поиск новых форм взаимодействия взрослых с детьми, методов, форм и средств работы.
    Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.
  • Дипломная работа:

    Формирование графических умений и навыков как условие развития творчества детей старшего дошкольного возраста

    94 страниц(ы) 

    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
    Глава I. Психолого- педагогический аспект изучение проблемы развития детского художественного творчеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.1Особенности развития детского художественного творчества . . . . . . . . . . .6
    1.2.Графические умения и навыки, как средство развития детского художественного творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
    Глава II. Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста через формирование графических умений и навыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
    2.1. Подготовка педагогического эксперимента: определение состава экспериментальной группы, уровней развития детского художественного творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
    2.2 Выявление уровня детского художественного творчества детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
    2.3 Повышение уровня развития детского художественного творчества через систему занятий и игр- упражнений по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . 54
    2.4. Выявление изменение в уровне развития детского художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . .55
    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
    Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
    Приложение № 1.Занятие,потоколы беседы и наблюдения первого констатирующего эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
    Приложение № 2Конспекты занятий и игр-упражнений формирующего эксперимента, по формированию графических умений и навыков . . . . .67
    Приложение № 3. Занятия, протоколы беседы и наблюдения второго констатирующего эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
    Приложение №4 . Рисунки детей I и II констатирующего экспериментов. .92
  • Отчет по практике:

    Практика в педагогическом колледже.

    25 страниц(ы) 

    Преподавание лекций студентам,
  • Дипломная работа:

    Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте

    66 страниц(ы) 

    Введение….…. 3
    Глава1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества.
    1. 1. Содержание понятия детского творчества….…7
    1. 2. Особенности развития творчества в дошкольном детстве….….18
    1. 3. Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности …24
    Глава 2.Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования.
    2.1.Сюжетно – тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста….….….….31
    2.2. Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте….….39
    2.3. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию….….…43
    Глава3. Экспериментальное изучение возможностей занятий по сюжетному рисованию в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста
    3. 1.Этапы и методы экспериментального исследования….49
    3. 2.Анализ и обобщение результатов эксперимента….….….55
    Заключение….….….….63
    Список литературы….…66
    Приложение….…
  • Лабораторная работа:

    Использование дидактических игр и упражнений в развитие речи у дошкольников с нарушением зрения

    23 страниц(ы) 

    На основе программы" Разбуди в ребенке волшебника" (презентация)
  • Отчет по практике:

    Производственная практика в детском саду по специальности «Управление дошкольным образованием

    48 страниц(ы) 

    Модуль1 «Организационные основы управления ДОУ»
    Модуль 2«Изучение профессиональной деятельности руководителя ДОУ»
    Модуль 3 Изучение особенностей руководства педагогическим коллективом ДОУ
    Модуль 4«Изучение системы самоэкспертизы как основы проведения аттестации и аккредитации ДОУ»