У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Арт-терапия и другие методы в социальной реабилитации» - Научная статья
- 52 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: admin
Содержание
Обоснование актуальности выбранной темы и описание проблемы научного исследования
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время формы социальной работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию весьма разнообразны, но представляется, что они недостаточны, так как наблюдается тенденция увеличения данной категории людей. Поэтому существует потребность в разработке новых методов, помогающих успешно справляться с потребностями детей.
Арт-терапевтические методы как раз могут стать такими методами, с помощью которых может, во-первых, диагностировать проблемы, а во-вторых, способствовать их решению.
Значение арт-терапевтической деятельности заключается в том, что они могут быть очень действенными методами помощи в трудной жизненной ситуации посредством включения индивида в художественное творчество.
Основной целью арт-терапии является гармонизация личности с помощью экспрессивных и импрессивных методов воздействия, творческой самореализации и самопознания. В последнее время терапия с использованием изобразительных средств становится всё более перспективным методом работы с клиентами социальной работы, которые претерпевают различные жизненные трудности.
Она показана как здоровым, психологически благополучным людям, так и тем, кто нуждается в решении психологических и социальных, личностном развитии и получении новых знании, преодолении травм, потерь и кризисов, расширении коммуникативного круга и улучшении навыков общения. Именно к таким клиентам относятся дети, переживающие трудные ситуации в жизни.
Формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования
Цель исследования: выявление специфики и перспективности использования методов арт-терапии в социальной реабилитации личности в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: социальная реабилитация.
Предмет исследования: применение методов арт-терапии в социальной реабилитации.
Исходя из цели исследования определены основные задачи:
• определить понятия: личность в «трудной жизненной ситуации», «социально-опасном положении» и «нуждающаяся в социальном обслуживании»;
• выявить причины попадания личности в трудную жизненную ситуацию и их личностные особенности;
• изучить методы социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
• описать функции и модальности арт-терапии, раскрыть их возможности в социальной работе;
• выявить возможные эффекты применения методов арт-терапии в социальной реабилитации людей
• на основе эмпирического исследования изучить опыт применения методов арт-терапии в работе с людьми в трудной жизненной ситуации.
План (структура) исследования с описанием этапов
Структура исследования состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы. Дополнительные материалы исследования включены в приложения.
Во введении описана актуальность темы исследования, поставлены цели и определены задачи исследования.
В первой главе даны определения понятиям, которые используются в работе, описаны основные причины возникновения трудной жизненной ситуации.
Также определены методы социальной работы и арт- терапевтические методы, которые используются в работе с детьми. Одним из основных результатов данной главы стало соотнесение функций и модальностей арт-терапии и раскрытие их возможностей в социальной работе с детьми.
Вторая глава содержит программу и результаты авторского эмпирического исследования по изучению опыта применения арт- терапевтических методов в государственной и негосударственной социальных организациях. В итоге представлены перспективы использования методов арт- терапии в социальной работе с людьми.
Заключение содержит выводы в соответствии с целью и задачами исследования.
В приложениях содержатся: гайд и транскрипт экспертного интервью, а также таблица с результатами обработки эмпирических данных.
Введение
Обоснование выбора необходимых методов исследования, релевантность их теме исследования
Методы сбора информации:
- Теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение;
- Анализ информации, статистика, выводы;
- Изучение опыта конкретных социальных организаций посредством эмпирических методов исследования: анализа документов, включенного наблюдения и интервьюирования.
Описание методов исследования:
Анализ внутриорганизационных документов – данный метод был направлен на изучение содержания профессиональной деятельности организации.
Перечень изученных документов: уставы организаций, должностные инструкции, дневники подопечных.
Включенное наблюдение было направлено на выявление специфики деятельности организации. Данный метод использовался для практического изучения описываемой в теоретической части работы социальной группы, для нахождения в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Осуществлялось два вида наблюдения: безучастное, пассивное (наблюдение за работой специалистов) и активно соучаствующее (проведение занятия арт- терапевтической направленности)
Формализованное экспертное интервью
1): список вопросов интервью, соответствующих цели исследования, состоит из четырех блоков, каждый блок соответствует задаче исследования.
Первый блок отражает ознакомительную информацию для выявления стажа и опыта работы с детьми. Здесь же описывается функционал специалистов учреждений.
Второй блок вопросов описывает проблемы, с которыми сталкиваются специалисты отделения при работе с клиентской группой.
Третий блок вопросов направлен на определение методов работы специалистов с клиентами (подопечными) данного отделения.
Четвертый блок раскрывает возможности целенаправленного применения арт-терапевтических методов в работе с детьми.
Выдержка из текста работы
Концептуальный анализ предметной области, обобщение теоретических данных по теме научного исследования (теоретический обзор)
1.1. Ребенок как клиент социальной работы
На протяжении всей своей жизни человек сталкивается с множеством ситуаций, которые вызывают сложности в их решении. Причем одна и та же ситуация может вызывать у людей разную реакцию, соответственно, и влияние будет сказываться по-разному. Считается, что дети наиболее подвержены риску попадания в трудную жизненную ситуацию. В это время у ребенка формируется характер, свои нормы, примеры для подражания, он развивается как личность. Поэтому очень важным является своевременное оказание помощь или поддержка в сложившейся ситуации, иначе это может привести к социально-психологической дезадаптации личности .
В воспитании детей основным социальным институтом всегда была семья. Уже на самых ранних этапах развития личности ребенка закладываются модели поведения, заимствованные у родителей, а также определяются значимые ценности. Тот факт, что семья в наибольшей степени влияет на ребенка, доказывается в исследованиях Б. Н. Алмазова, С. А. Беличевой, Л. В. Зубовой . Кроме того, про исключительную важность установок родителей, благодаря которым ребенок чувствует любовь, принятие в семье, уважение (что, в свою очередь, порождает аналогичную самоустановку у ребенка) писали П. Ф. Лесгафт, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др. Как отмечает И. Ф. Дементьева, увеличение количества семей, находящихся в социально опасном положении, будет способствовать росту возникновения девиаций у детей, воспитывающихся в таких семьях .
Существует большое количество типов уязвимых семей, которые становятся объектами внимания специалистов социальной работы, например, многодетные семьи, разводящиеся семьи, неполные семьи (в том числе послеразводные семьи, одинокие матери), семьи с детьми-инвалидами, семьи мигрантов, семьи с безработными, малообеспеченные семьи . В данной работе отдельное внимание будет уделяться семьям с детьми в трудной жизненной ситуации. Для того чтобы описывать технологии социальной работы с детьми, необходимо понимать, что это такое, чем определяется такое положение, выделить понятие «трудная жизненная ситуация», как оно связано с социально-опасным положением, а также проанализировать закрепленное в законодательстве понятие «нуждаемость» и его критерии.
Существует большое количество определений понятия «трудная жизненная ситуация». Согласно Е. А. Сергиенко трудная жизненная ситуация – ситуация, вызывающая напряжение адаптивных возможностей человека без учета их личностных ценностей . По мнению Ф. Е. Василюка, трудная жизненная ситуация – это «ситуация невозможности, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр» . И. Г.
Кузина определяет трудную жизненную ситуация как «ситуацию, объективно нарушающую социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемую им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы» . В ст. 3 ФЗ №195 от 10декабря 1995 говорится о том, что «трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно» . До вступления нового закона о социальном обслуживании в 2013 году данное понятие являлось основным для определения категории людей, нуждающихся в социальной помощи.
Для целей данной работы наиболее важным представляется определение Н.Г. Осуховой: «Трудная жизненная ситуация — это такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» , В нем подчеркивается нарушение адаптации и неспособность самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей. «Основой для определения трудной жизненной ситуации является адаптация к жизни. При условии дезадаптации человека к жизни мы можем говорить о наступлении трудной жизненной ситуации» .
Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяется понятие несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении − «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия» . Условиями, при которых семью и детей относят к социально- опасному положению, являются: безнадзорность, беспризорность, опасность для жизни или здоровья, правонарушения и антиобщественные действия, жестокое обращение с детьми, внутрисемейные конфликты и многие др.
Проводя различие между данными категориями, отметим, что понятие «трудная жизненная ситуация», как правило, объединяет факторы и условия, относящиеся, в основном, к материальным и/или физическим ограничениям, тогда как понятие «социально-опасное положение» делает акцент на социальной ненормальности поведения несовершеннолетнего и/или семьи с детьми, девиантных или даже делинквентных отношений в семье
Заключение
Доклад (проект статьи) по теме ВКР
В данной работе понятие арт-терапии как метода социальной работы изучалось по отношению к такой клиентской группе как дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Были определены основные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются дети, находящиеся в определенных жизненных условиях, а именно: дезадаптация, возникновение стрессовых ситуаций, отсутствие или же бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченный доступ к культурным ценностям, низкий уровень социализации, неумение решать самостоятельно проблемы, неспособность удовлетворять собственные потребности, ограниченные возможности коммуникации, низкая мотивация к учебно-познавательной деятельности.
С детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, используются различные методы социальной работы, направленные на преодоление возникающих проблем, такие как диагностические методы (интервью, карты социальных сетей, наблюдение, мониторинг), методы социальной терапии (мотивационное интервью, привлечение к участию в профилактических программах), социальная реабилитация, игровая терапия.
В работе с такими детьми полезно знание ресурсов, которые позволяют справиться со стрессом. Одной из теоретических рамок для этого может выступать концепция салютогенеза А. Антоновского, которая рассматривает в качестве основного фактора стрессоустойчивости – чувство когерентности, заключающегося в наличии трех взаимосвязанных компонентов: достижимость, управляемость, осмысленность.
Исследование теоретических основ применения методов арт-терапии в социальной работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, позволило охарактеризовать понятие арт-терапии как метод, имеющий собственную методологию и инструментарий. С помощью арт- терапевтических методов достигается гармонизация личности, выражающаяся в самопознании и самовыражении. Арт-терапия в социальной работе с детьми может позволить решить следующие проблемы: снижение напряжения, улучшение эмоционального состояния, налаживание межличностного общения, осознание скрытых мотивов действий, реализация творческих способностей и налаживание коммуникации с окружающими.
В целом благодаря арт-терапевтической технологии обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения, улучшение отношение со сверстниками, появляется приподнятость настроения и повышается самооценка. Основными модальностями арт-терапевтического метода можно назвать следующие: изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, кинотерапия, музыкальная терапия, ландшафтная терапия и драма-терапия.
На основе проведенного эмпирического исследования, можно заключить, что благодаря методам арт-терапии ребенок легче адаптируется в новых для него условиях и быстрее принимает сложившуюся ситуацию; арт- терапия позволяет ребенку наладить контакт со всеми, кто его окружает, он раскрывает в себе новые таланты и приобретает мотивацию к обучению.
Таким образом, использование арт-терапевтических методов в социальных организациях необходимо.
Применяя арт-терапевтические методы, можно лучше понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как этот метод не имеет ограничений, вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сблизиться с окружающими; служит способом освобождения от сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности; стимулирует самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы самоизменения.
Все это позволяет говорить о перспективности арт-терапевтических методов в социальной работе с детьми.
Список литературы
Алексеева И.А., Новосельски й И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2006. — 256 с.
Амбалова С.А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3. С. 22
Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. Т. 15. – № 1. – С. 3–19
Бибикова Н.В. Арт-терапия как технология социальной реадаптации людей с ограниченными возможностями // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.; URL: http://www.science-ed**ion.ru/ru/article/view?id=14301 (дата обращения: 29.04.2022).
Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в РФ 2019 год URL: https://rosm**trud.ru/docs/1361 (дата обращения: 24.05.2022)
+ еще 40 источников
Тема: | «Арт-терапия и другие методы в социальной реабилитации» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Научная статья | |
Страниц: | 52 | |
Цена: | 1300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Реферат:
Социальная реабилитация инвалидов по зрению
18 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ 5
1.1 Виды социальной реабилитации 51.2 Модели реабилитации 7РазвернутьСвернуть
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ 10
2.1 Методы социальной реабилитации 10
2.2 ВОС и ее роль в социальной реабилитации 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 18
-
Реферат:
Биографический метод и его использование в социальных науках
14 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности биографических методов
2. Использование биографического метода в социальных науках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ -
Дипломная работа:
Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями
57 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ1.1.Сущность и содержание реабилитации лиц – инвалидов с ограниченными возможностями пожилого возраста….8РазвернутьСвернуть
1.2. Виды реабилитаций лиц – инвалидов с ограниченными возможностями пожилого возраста….8
ГЛАВА II.МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СТАНЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1 Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания….16
2.2 Роль социальных работников в социальной реабилитации граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях….22
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ)….….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….29
ПРИЛОЖЕНИЯ…35
-
Курсовая работа:
Психологические методы в социальной работе
37 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и значение психологии в социальной работе 6
2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе 123. Психолого-педагогические методы социальной работы 16РазвернутьСвернуть
4. Психологические методы регулирования социального взаимодействия 23
5. Реализация психологических методов в социальной работе Республиканского Центра социально-психологической помощи семье, детям, молодёжи" 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
-
Реферат:
Государственное муниципальное управление и субъекты управления в социальной сфере
15 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика государственных и муниципальных субъектов управления в социальной сфере 52. Особенности деятельности государственных и муниципальных субъектов управления в социальной сфере 10РазвернутьСвернуть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЛИТЕРАТУРА 15
-
Курсовая работа:
Медико-социальная реабилитация пожилых людей
40 страниц(ы)
Введение….3
1. Понятие и содержание медико-социальной реабилитации…4
1.1. Основное содержание и виды реабилитации…41.2.Медицинская и социальная реабилитация….6РазвернутьСвернуть
1.3. Индивидуальная программа реабилитации…14
2. Управление процессами социальной защиты и обслуживания пожилых людей (на примере г.Волгограда)…21
2.1. Система управления социальной защитой и обслуживанием пожилых людей…21
2.2.Основные причины и социальные последствия обращения пожилых людей в геронтологический центр (опыт реабилитации в Волгоградском областном геронтологическом центре)….26
Заключение…35
Список литературы….37
Приложение 1….39
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Курсовая работа:
Киберпреступления в банковской сфере: профилактика, предупреждение, пресечение
36 страниц(ы)
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы киберпреступлений в банковской сфере 6
1.1 Понятие и сущность киберпреступлений 61.2 Особенности киберпреступлений в банковской сфере 10РазвернутьСвернуть
2 Современное состояние и профилактика киберпреступлений в банковской сфере в Российской Федерации 14
2.1 Киберпреступления в банковской сфере в Российской Федерации 14
2.2 Выявление и противодействие киберпреступлениям в банковской сфере в Российской Федерации 25
Заключение 32
Список литературы 34
-
Реферат:
Нематериальные активы - важная часть имущественного комплекса
27 страниц(ы)
Введение 3
1.Понятие предприятия как имущественного комплекса 4
2.Нематериальные активы: понятие сущность 83. Подходы к классификации нематериальных активов 14РазвернутьСвернуть
Заключение 24
Список использованной литературы 26
-
Реферат:
12 страниц(ы)
Сокращение лесов
Влияние сокращения лесов на жизнедеятельность человека
Опустынивание земель
Влияние опустынивания земель на жизнедеятельность человекаСписок литературыРазвернутьСвернуть
-
Курсовая работа:
35 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический аспект понятия корпоративной стратегии предприятия и влияние факторов внешней среды на ее разработку 71.1. Стратегия - понятия и определения. Классификация и уровни корпоративных стратегий. 7РазвернутьСвернуть
1.2. Выбор корпоративной стратегии и ее реализация 11
1.3. Технология разработки корпоративной стратегии организации 14
1.4. Факторы внешней среды и их влияние на разработку корпоративной стратегии организации 19
Глава 2. Проведение анализа внешней среды организации (на примере Wildberries) и разработка корпоративной стратегии организации 21
2.1. Краткая характеристика организации 21
2.2. Анализ внешней среды Wildberries 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
-
Практическая работа:
Строения высших растений. Низшие растения и грибы. Особенности строения позвоночных
21 страниц(ы)
Практическая работа 1. Тема «Строения высших растений»
Практическая работа 2. Тема «Низшие растения и грибы»Практическая работа 3. Тема «Особенности строения позвоночных»РазвернутьСвернуть
-
Отчет по практике:
26 страниц(ы)
Введение 4
Результаты исследования 8
Заключение 22
Список литературы 22
Словарь терминов 27
-
Контрольная работа:
Практикум по дисциплине «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО (УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС)»
18 страниц(ы)
Задача 1….3
Задача 2….7
Задача 3….13
Задача 4….13
Задача 5….14
Список используемой литературы….17
-
Реферат:
Психологический анализ показаний потерпевшего
20 страниц(ы)
Введение….3
1.Особенности формирования показаний потерпевшего….4
2.Психологический анализ показаний потерпевшего….….6Заключение….20РазвернутьСвернуть
Список использованных источников….….21 -
Реферат:
17 страниц(ы)
Введение 3
1 Клинико-педагогические характеристики детей с ЗПР 4
2 Специфика работы с детьми с ЗПР 8
Заключение 17
Список литературы 18
-
Курсовая работа:
Ю. Хабермас: теория коммуникативного действия
32 страниц(ы)
Введение…3
1.Теоретические и методологические истоки теории Юргена Хабермаса….3
1.1.Понятие общества…5
1.2.Теории Хабермаса в русской социологии…102. Характеристика теория коммуникативного действия….17РазвернутьСвернуть
2.1 Особенности теории коммуникативного действия….17
2.2.Концепция рациональности Хабермаса….21
Заключение….30
Список использованных источников….32