СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Проблемы общества, государства и права  в учении Ж.-Ж. Руссо - Реферат №20579

«Проблемы общества, государства и права в учении Ж.-Ж. Руссо» - Реферат

  • 18 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: vlad1245

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика учений Руссо 5

1.1. Идеи о зарождении гражданского общества. Происхождение неравенства 5

1.2. Учение о государстве и праве: теория общественного договора 6

1.3. Идея народного суверенитета 8

2. Влияние концепции Руссо на дальнейшее развитие правовых идей 14

Заключение 16

Библиография 18


Введение

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Социально-политические воззрения выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению общественной мысли – политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты .

Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (впервые опубликовано после смерти, в 1782 г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Первая глава работы посвящена общей характеристике учений Руссо. В ней коротко рассматриваются идеи мыслителя о зарождении гражданского общества. Как появилось гражданское общество, что послужило тому причиной – ответы на эти вопросы даны в первой части первой главы.

Теория общественного договора занимает важное место в учении Руссо. Общественный договор представляется в двух разных смыслах: первый – «как было» (то есть договор, который, по мнению Руссо, на самом деле был заключен между людьми); второй – «как должно быть» (обосновываемая Руссо концепция «истинного общественного договора»). Именно о том, «как должно быть» во второй части первой главы данной работы.

Третья часть первой главы посвящена идеям Руссо о народном суверенитете. Это уже непосредственно образование полноценного гражданского общества и государства, второй шаг после заключения общественного договора. Эта глава содержит в себе рассуждения Руссо о том, каким должно быть государство, кому должна принадлежать власть, кто компетентен принимать законы и кто обязан следить за их выполнением.

Вторая глава работы содержит некоторые размышления и исторические факты, иллюстрирующие влияние концепции Руссо на дальнейшие развитие правовых идей.


Выдержка из текста работы

1. Общая характеристика учений Руссо

1.1. Идеи о зарождении гражданского общества. Происхождение неравенства

По описанию Руссо сначала люди жили, как звери. У них не было ничего общественного, даже речи, не говоря уже о собственности или морали. Они были равны между собой и свободны . Далее по мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи, и постепенно зарождались социальные формирования – семья, народность. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся Руссо «самой счастливой эпохой» .

Но дальше развитие цивилизации было сопряжено с регрессом свободы (появление и рост социального неравенства) . Согласно учению Руссо неизбежным следствием установления частной собственности на землю явилось имущественное неравенство. На смену естественному состоянию с этого времени приходит гражданское общество. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества».

С возникновением частной собственности происходит деление общества на богатых и бедных, между ними разгорается ожесточенная борьба. Богатые, едва успев насладиться своим положением собственников, начинают помышлять о «порабощении своих соседей» . «Общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений им сделанных» .

Затем появилось неравенство политическое. Для того, чтобы обезопасить себя и свое имущество, богатые составили «хитроумный план»: якобы для защиты от взаимных раздоров предложили учредить публичную власть и законы. Так, по мнению Руссо, на договорной основе, но путем «ловкой узурпации» образовалось государство и люди поделились на правящих и подвластных.

Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии , ибо перед деспотом они - ничто. Круг замыкается, говорил Руссо, народ вступает в новое естественное состояние, которое отличается от прежнего тем, что представляет собой плод крайнего разложения .

1.2. Учение о государстве и праве: теория общественного договора

Руссо развивает свою концепцию создания политического организма как подлинного договора между народами и правителями. Его основную задачу он видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде» . Но для этого необходимо, чтобы каждый из индивидов отказался от ранее принадлежавших ему прав на защиту своего имущества и своей личности. Взамен этих мнимых прав, основанных на силе, он приобретает гражданские права и свободы, в том числе право собственности. Его имущество и личность поступают теперь под защиту сообщества. Индивидуальные права тем самым приобретают юридический характер, ибо они обеспечены взаимным согласием и совокупной силой всех граждан. Происходит эквивалентный «обмен» естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни .

Переход в состояние свободы предполагает, по Руссо, заключение подлинного общественного договора, в результате которого образуется ассоциация равных индивидов, где каждый, подчиняясь обществу, становится свободным, так как не подвластен никому в отдельности.

Однако учение Руссо нельзя трактовать однобоко, поскольку с одной стороны пределы государственной власти определяются интересами общества и общественной пользой, с другой же - общественное соглашение дает политическому организму (государству) неограниченную власть над каждым его членом. И важно отметить, что людей с государством должны связывать взаимные обязательства, предусматривающие равенство их прав и обязанностей.

1.3. Идея народного суверенитета

По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. И эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы .

В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц . «Но, - поясняет он, - отбросьте из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля» .

За арифметическими расчетами у Руссо стоит кардинальная политическая проблема, а именно, проблема согласования противоречащих друг другу интересов. В «Общественном договоре» предложено следующее решение этого вопроса. Если законы будут выражением общей воли, то правительственным органам не придется согласовывать частные и общественные интересы. «Итак, - утверждает он, - поскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него нет и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц; следовательно, верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе перед подданными… а подданные не нуждаются в гарантии против суверенной власти, ибо невозможно предположить, чтобы организм захотел вредить всем своим членам» .

Однако соответствующие гарантии, согласно Руссо, нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. Отсюда, по мысли Руссо, и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином. «Итак, - отмечает он, - чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно молчаливо включает в себя такое обязательство, которое одно только может дать силу другим обязательствам: если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным» .

2. Влияние концепции Руссо

на дальнейшее развитие правовых идей

Руссо во многом противоречив и во многом не очень точен. Этот факт имеет значение для людей, которые с научных позиций его наследие, но даже они учитывают время, обстоятельства, цель зарождения этих идей.

Начну с цели. Он реализовал её полностью, когда воспитанные на его идеях массы пошли 14 июля 1789 года на штурм Бастилии. Он был не одним из подготовивших свержение феодализма, а знаменем тех, которые принимали участие в борьбе, зная, что и зачем надо делать. Его идеи родились, когда нужно было свергнуть старое и хорошо известное (феодализм с его институтами) и построить что-то новое. Он наметил контуры этого нового. Его идеи в той или иной мере отражены в основополагающих документах (начиная с Декларации прав человека и гражданина, принятой учредительным собранием Франции в августе 1789 года и включая Конституцию Украины 1996 года).

Не всегда и не в одинаковой мере, но ведь он советовал при создании законов учитывать географические факторы страны, занятия и нравы народа.

«Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведении французской буржуазной революции, особенно на её якобинском этапе» .


Заключение

Учение Руссо о происхождении неравенства не имело аналогов в предшествующей литературе. Используя терминологию и общую схему теории естественного права (естественное состояние, переход к гражданскому обществу и государству), Руссо разрабатывает совершенно иную доктрину. Абстрактные построения философии рационализма он наполняет историческим содержанием. Распространенные представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества.

Суть всего учения Руссо состоит в обосновании принципа и идей народного суверенитета, именно с этих позиций мыслитель рассматривает проблемы общества, государства и права.

Руссо не одобряет пути, по которому шло развитие общества, он не согласен с «хитроумным планом» богатых, которые в свое время предложили учредить публичную власть и законы, а тем самым «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому». В ответ мыслитель развивает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями».

Во многом концепция Руссо кажется достаточно актуальной и сегодня. Однако мыслитель не верно и жестоко относился к личности. В частности, сомнительны размышления Руссо об общем благе. Безусловно, это понятие занимает далеко не последнюю роль в организации жизни общества. Однако, все действия и решения суверена должны в первую очередь быть ориентированными на интересы и удовлетворение потребностей каждого человека, личности. Благо должно предоставляться каждому отдельному члену государства, а не только всему организму как единому целому. И сегодня, в принципе, именно по этому пути и пошло развитие общества. Политика государства направлена именно на удовлетворение потребностей каждого человека. И, может быть, это не всегда так, но, по крайней мере, именно о такой позиции по отношению к гражданам говорят в высших эшелонах власти. А это, уже показатель того, что общество понимает роль и значение гражданина в государстве.


Список литературы

1. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие – М.: Юриспруденция, 2002 г.

2. История политический и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е., стереотип. Под общ. Ред. Члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа ИНФРА•М – НОРМА, 1997 г.

3. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. Доктора юридических наук, профессора О.Э. Лейста. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001 г.

4. История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. А.Н. Хорошилова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.

5. Ойзерман Т.И. Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М.: Наука, 1983 г.


Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Контрольная работа:

    Теории естественного права.

    16 страниц(ы) 

    Введение… 3
    1. Общая характеристика теории естественного права….4
    2. Основные теории естественного права…. 6
    2.1 Теория естественного права Томаса Гоббса… 6
    2.2 Теория демократического государства Джона Локка….8
    2.3 Идея равенства и неравенства в воззрениях Ж.–Ж. Руссо…10
    3. Проблемы осуществления естественных права человека…12
    Заключение…. 15
    Список использованных источников… 16
  • Курсовая работа:

    Понятие и признаки правового государства

    26 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
    1.1 Сущность правового государства 5
    1.2 Признаки правового государства 8
    2. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 15
    2.1 Соблюдение прав и свобод человека как признак правового государства 15
    2.2 Значение гражданского общества для становления правового государства 20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
  • Курсовая работа:

    Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

    30 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 6
    2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 15
    2.1 Система гуманитарных наук 15
    2.2 Место теории государства и права в системе общественных наук 18
    3. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК 19
    3.1 Система юридических наук 19
    3.2 Место теории государства и права в системе юридических наук 22
    3.3 Значение теории государства и права для подготовки высокопрофессиональных юристов 23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
    ЛИТЕРАТУРА 29
  • Реферат:

    Теория государства и права в трудах Маркса и Энгельса.

    16 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Формационный и цивилизационный подходы к понятию государства 5
    2. Марксистское учение о государстве и праве 7
    3. Марксистская философия права 12
    Заключение 14
    Список использованных источников 16
  • Дипломная работа:

    Обжалование судебных решений и определений, не вступивших в законную силу

    105 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ ….3
    ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ НЕ ВСТУПИВШИХ ВЗАКОННУЮ СИЛУ
    1.1. Становление и развитие института обжалования в зарубежных странах и в России….10
    1.2. Теоретические и правовые основы обжалования ….31
    ГЛАВА 2. ВИДЫ СУДЕБНЫХ ПРОИЗВОДСТВ ПО ОБЖАЛОВАНИЮ РЕШЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ, НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
    2.1. Понятие, сущность и виды аппеляционного производства….46
    2.2. Правовая природа кассационного производства….65
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ .….88
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….….94
  • Курсовая работа:

    Развитие государства и права в условиях глобализации

    29 страниц(ы) 

    Введение
    1. Понятие и этапы развития глобализации
    2. Тенденции развития государства в условиях глобализации
    3. Тенденции развития права в условиях глобализации
    Заключение
    Список использованной литературы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Структура и тенденции развития экономики России

    28 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Экономика России в 1991-1995гг 4
    1.1 Общие тенденции 4
    1.1.1 Темпы падения ВВП 4
    1.1.2 Инвестиционный спрос 6
    1.2 Макроэкономическая политика 7
    1.2.1 Государственный бюджет 7
    1.2.2 Финансы предприятий 10
    1.2.3 Финансы населения 10
    1.2.4 Кредитно-денежная политика 11
    1.2.5 Ценные бумаги 12
    1.2.6 Денежная масса и инфляция 13
    1.2.7 Денежные доходы населения и прожиточный минимум 14
    1.3 Внешнеэкономические связи 15
    2 Экономика России в 1996-1999гг 17
    2.1 Факторы экономического роста 17
    2.1.1 Механизмы адаптации в реальном секторе 17
    2.1.2 Приток финансовых ресурсов из мировой системы 19
    2.1.3 Увеличение предложения денег 19
    2.2 Денежная политика 1992-1997гг 20
    2.3 Кризисное состояние российской экономики 21
    3 Программа стабилизации экономики и финансов 25
    Заключение 27
    Библиографический список 28
  • Реферат:

    Основные этапы развития педагогики и образования

    26 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Сущность и функции педагогики 4
    2. Этапы развития педагогики и образования 6
    2.1.Возникновение педагогики и системы образования 6
    2.1. Древний мир 8
    2.2. Эпоха Возрождения 12
    2.3. Средние века 14
    2.4. Развитие педагогики в России 16
    3.Реформирование системы образования в России 80-90-х годов 19
    3.1.Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей. 19
    3.2.Этапы реформирования. 20
    Заключение 25
    Литература 26
  • Реферат:

    Внешняя политика и деятельность КГБ при Ю.В. Андропове.

    20 страниц(ы) 


    1. Во главе КГБ
    2. Приход к власти
    3. У власти ( внешняя политика )
    4. Ответы Андропова на вопросы газет
    5. Итоги
  • Реферат:

    Культура постсоветской России. Особенности и перспективы развития.

    33 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Традиции народности в культуре постсоветской России 4
    2 Литературные клубы и объединения в постсоветской России 16
    2.1 Петербург и другие города 17
    2.2 Литературные клубы Москвы 19
    2.1.1 «Вечера в музее Сидура» 20
    2.1.2 «Классики 21 века» 21
    2.1.3 Георгиевский клуб 21
    2.1.4 Эссе-клуб 22
    2.1.5 «Авторник» 23
    2.1.6 Крымский клуб 23
    2.1.7 Клуб литературного перформанса и салон «Премьера» 25
    2.3 «Кризис клуба», поиск новых форм 26
    Заключение 31
    Список использованной литературы 33
  • Реферат:

    Диалектические законы Гегеля.

    24 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Историческое развитие диалектического понимания мира 5
    2 Три закона диалектики 8
    2.1 Закон перехода количественных изменений в качественные 8
    2.2 Закон взаимопроникновения противоположностей 11
    2.3 Закон отрицания отрицания 13
    3 Критика системы и метода Гегеля 16
    Заключение 23
    Список литературы 24
  • Реферат:

    Петр I как личность в исторической эпохи

    31 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. Петр I , как личность, как политический деятель и полководец 5
    2. Азовские походы. поездка в Европу. Стрелецкий бунт. 9
    3. Причины и начало северной войны. 11
    4. Полтавская битва. Прутский поход. победы на море. Ништадский мир. 13
    5. Усиление государственного гнета. Народные восстания 15
    6. Необходимость и предпосылки реформ 17
    7. Военные реформы 19
    8. Создание промышленности и иные экономические изменения. 20
    9. Реформы государственного управления и церкви 23
    10. Преобразования в сословиях, изменения в налогах 25
    11. Реформы в области образования, культуры, быта 27
    Заключение 29
    Список использованной литературы 31
  • Реферат:

    Информационные и психологические войны в СМИ.

    23 страниц(ы) 

    Введение 3
    История зарождения информационных войн 4
    Основные схемы применения информационного оружия 7
    Телевидение и манипуляция сознанием в политике 12
    Обеспечение информационной безопасности общества 15
    Правовой аспект информационной безопасности 19
    Заключение 23
    Библиография 24
  • Курсовая работа:

    Технология социальной работы с инвалидами 1группы

    44 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам 8
    2 Сущность социальной работы с инвалидами I-группы 14
    2.1 Общая характеристика социальной работы 14
    2.2 Социальная работа с инвалидами I-группы 16
    3. Технология социальной работы с инвалидами I-группы: аспекты работы 23
    3.1 Правовой аспект проблем инвалидов I-группы. 23
    3.2 Социально-средовой аспект 24
    3.3 Психологический аспект 27
    3.4 Общественно-идеалогический аспект. 28
    3.5 Производственно-экономический аспект. 31
    3.6 Анатомо-функциональный аспект 31
    Заключение 35
    Список использованных источников 43
  • Реферат:

    Эволюция естествознания

    20 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Первая естественно-научная картина мира 4
    2 Научная революция XVII века. Классическая механика 7
    2.1 Возникновение классической механики 7
    2.2 Г. Галилей: разработка-понятий и принципов «земной динамики» 10
    2.3 Ньютонианская революция 13
    3 Естествознание конца XIX–XXI века 16
    Заключение 19
    Список использованных источников 20
  • Реферат:

    Сущность, принципы и структура производства по делам об административных нарушениях.

    16 страниц(ы) 

    1 Сущность, принципы и структура производства по делам об административных правонарушениях 3
    2 Задание 12
    3 Задача 14
    Список используемой литературы 16