У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Основные средства и учет посреднических сделок» - Контрольная работа
- 16 страниц(ы)
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы

Автор: kjuby
Содержание
Содержание
Введение
Основные средства и учет посреднических сделок
Заключение
Список литературы
Введение
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.
Хозяйственная деятельность возникла одновременно с появлением человеческой цивилизации тысячи лет тому назад. Первые шаги в хозяйственной деятельности имели огромные последствия для истории. Развитие хозяйственной деятельности было вызвано жизненной необходимостью, а это в свою очередь стимулировало формирование неотъемлемых составных частей цивилизации, таких как письменность и математика .
Параллельно с развитием хозяйственной деятельности человека развивался и хо-зяйственный учет.
Бухгалтерский учет отличается от других видов учета (например, статистического) рядом характерных черт.
Заключение
Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и не надежна». Давление международных валютно-банковских организаций привело к необходимости перехода России на международные нормы бухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.
Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
2. Белый И. Н. и др. Теория бухгалтерского учёта: Учебник для уч-ся сред. спец. учеб. заведений// Мн.: Мисанта, 2009. –153 с.
3. Бухгалтерский учет. Под ред. Безруких П.С.- М.: Бухгалтерский учет, 2010.- 528.
4. Вещунова Н. Л., Фомина Л. С. Бухгалтерский учет и налогообложение. – СПб.: 2009.- 117.
5. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. Новосибирск, ЭКОР. Москва. КНОРУС, 2009. 830 с.
Тема: | «Основные средства и учет посреднических сделок» | |
Раздел: | Бухгалтерский учет и аудит | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 16 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Курсовая работа:
Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами
56 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ 51.1. Основные средства и нематериальные активы как объекты аудиторской проверки 5РазвернутьСвернуть
1.2. Методика аудиторской проверки 9
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 18
2.1. Организационно – правовая характеристика ОАО «Деревообрабатывающий завод «Ижмаш» 18
2.2. Основные экономические показатели деятельности организации 20
2.3. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Деревообрабатывающий завод «Ижмаш» 22
3. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКИХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРОВЕРКЕ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ 26
3.1. Цели и задачи аудита операций с основными средствами и нематериальными активами 26
3.2. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля 27
3.3. Определение аудиторского риска и расчет уровня существенности 30
3.4. Разработка общего плана и программы аудита 35
3.5. Проведение аудиторской проверки 39
3.6. Обобщение результатов аудита 47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Курсовая работа:
Аудит основных средств на примере Сарапул-Молоко
59 страниц(ы)
Введение….3
1.Теоретические аспекты аудита основных средств и методы учета затрат на производство … …. 6
1.1. Теоретические аспекты аудита основных средств …61.2. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции ….…12РазвернутьСвернуть
2.Организационно – экономическая и правовая характеристика
ОАО МК «Сарапул - молоко» ….… …. … …. 19
2.1. Местоположение, правовой статус организации и природно-экономические условия производства …. 19
2.2. Организационное устройство, размеры и специализация предприятия .20
2.3. Основные экономические показатели организации …. 26
2.3. Основные технико-экономические показатели работы предприятия . 18
2.4.Метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в ОАО МК «Сарапул-молоко» ….29
3.Аудит основных средств в ОАО МК «Сарапул - молоко» .…. 32
3.1 Цели и задачи аудита основных средств, источники информации …. 32
3.2. Оценка эффективности бухгалтерского учета и системы внутреннего
контроля на предприятии …. 35 3.3 Планирование аудита основных средств…. …. 38
3.4. Оценка уровня существенности и расчет аудиторского риска … 40
3.5. Методика аудита основных средств …. …. 44
3.6. Оценка и оформление результатов аудиторской проверки …. 55
Выводы и предложения …. 58
Список используемой литературы…. 60
Приложения ….62
-
Курсовая работа:
Бух учет основных средств и их анализ
57 страниц(ы)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….3
1 Бухучет основных средств в современных условиях….5
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия….93 Учет основных средств….13РазвернутьСвернуть
3.1 Понятие, состав и критерии отнесения имущества к основным средствам.13
3.2 Оценка основных средств….16
3.3 Документальное оформление и учет поступлений основных средств….18
3.4 Документальное оформление выбытия основных средств….23
3.5 Учет амортизации основных средств…28
3.6 Учет ремонтов основных средств….29
3.7 Переоценка основных средств….32
3.8 Учет аренды основных средств….34
3.8.1 Учет текущей аренды….34
3.8.2 Учет лизинговых операций….36
3.9 Инвентаризация основных средств и учет ее результатов….41
4 Анализ основных средств предприятия….44
4.1 Состав, структура и динамика основных средств…44
4.2 Анализ экономической эффективности использования основных средств предприятия….46
4.3 Оценка физического и морального износа основных средств…50
Заключение….54
Список использованной литературы….56
Приложения…58
-
Курсовая работа:
Аудит основных средств и анализ эффективности их использования на примере
63 страниц(ы)
Введение….….…. 3
1. Аудит основных средств ….6
1.1 Цели и задачи аудита основных средств, источники информации …. 61.2. Оценка эффективности бухгалтерского учета и системы внутреннегоРазвернутьСвернуть
контроля на предприятии ….9
1.3 Планирование аудита основных средств … 13
1.4. Методика аудита основных средств ….21
1.5. Оценка и оформление результатов аудиторской проверки …. 40
2. Анализ эффективности использования основных средств … 43
2.1. Анализ наличия, состава и структуры основных средств .….43
2.2. Анализ эффективности использования основных средств …. 46
2.3. Факторный анализ основных средств ….….48
2.4. Резервы повышения эффективности использования основных средств
… 52
Заключение …. 56
Литература …60
Приложения …. 62
-
Курсовая работа:
Аудит и анализ основных средств
48 страниц(ы)
Введение
1. Аудит основных средств
1.1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки1.2. Источники информации для проверкиРазвернутьСвернуть
1.3. План и программа аудиторской проверки основных средств
1.4. Тест внутреннего контроля, существенность в аудите
1.5. Аудиторская проверка учета основных средств
1.6. Рекомендации по устранению недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки
2. Анализ эффективности использования основных средств
2.1. Анализ эффективности использования основных производственных фондов
2.2. Факторный анализ фондоотдачи и фондорентабельности
2.3. Резервы повышения эффективности использования основных средств и направления улучшения их использования
Заключение
Список литературы
-
Курсовая работа:
Бухгалтерский учет основных средств
51 страниц(ы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ….4
1.1. Современное состояние и тенденции реформированиябухгалтерского учета в Российской Федерации.….4РазвернутьСвернуть
1.2. Понятие, классификация и задачи основных средств.….8
1.3. Оценка и переоценка основных средств….….12
2. ЗАО «ВЕГА» ─ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ.…18
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия…18
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельно-сти….21
2.3. Организация бухгалтерского учета на предприятии и анализ
учетной полити-ки….….23
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ЗАО «ВЕГА»….….….28
3.1. Документальное оформление и аналитический учет основных
средств….…28
3.2. Синтетический учет движения основных средств…30
3.3. Учет амортизации основных средств.….35
3.4. Направления совершенствования бухгалтерского учета
основных средств в условиях реформирования уче-та….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….45
ПРИЛОЖЕНИЯ….47
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Творческая работа:
Вопросник: Гельмут Вильгельм «Перемены»
6 страниц(ы)
ПЕРЕМЕНЫ
ПОНЯТИЕ ПЕРЕМЕН
При обращении к понятию Перемен, давшему название «И цзин» и играющему в нем определяющую роль, на память сразу приходит афоризм «Pantra rhei», «Все течет», который около 500 г. до н.э. Гераклит Эфесский положил в основание своей философской системы. Это произошло приблизительно в то же время, когда сложился «И цзин», и здесь мы сталкиваемся с замечательным случаем совпадения в развитии Востока и Запада, когда в одно и то же время не связанные между собой цивилизации сходятся в самовыражении. Но даже этот столь яркий, на первый взгляд, пример при ближайшем рассмотрении обнаруживает характерные различия между двумя культурами. Гераклит, утверждавший, что жизнь — это движение, на первое место ставил гармоничный миропорядок, Логос, формирующий хаос жизни. Для китайцев, как мы увидим, два принципа — движение и неподвижный закон, им управляющий, — составляют единое целое; им неведомы ядро и оболочка: сердце и ум для них нераздельны.Мы несколько забежали вперед, но разбор слова, которым выражается понятие «Перемены», поможет понять, что имеется в виду. Иероглиф И, который упрощенно переводится как « Перемены», входит в ядро китайского языка. Он часто встречается на гадальных костях и в ранних надписях на бронзовых сосудах. Говорить о семантике этого слова непросто из-за противоречивости существующих толкований. С точки зрения этимологии внешнее сходство иероглифов, вероятно, привело к слиянию двух различных семантических комплексов. Судя по всему, первоначально иероглиф И означал ящерицу. На это указывает архаическая пиктограмма, изображавшая существо с круглой головой, изогнутым телом и множеством ног, а также толкование одного из старейших словарей. Слово сохранило свое первоначальное значение, хотя в позднейшие времена для лучшего различения был добавлен ключ «насекомое», «рептилия». Если вспомнить, что подобные пиктограммы использовались также для указания на свойства изображенных предметов, напрашивается представление о подвижности и переменчивости, которое и стало ассоциироваться с этим словом. Ящерица, хамелеон и для нас служат олицетворением изменчивости.РазвернутьСвернуть
а б
Два написания иероглифа И: стандартизированное (а) и архаичное (б)
Затем слово приобрело дополнительные значения другого похожего иероглифа, с которым позже слилось. Этот иероглиф, означавший «распоряжаться», представлял из себя пиктограмму, к которой позже был добавлен символ власти — знамя (первоначально — хвост животного). С ним, вероятно, ассоциировалась идея раз и навсегда заданного отношения между верхом и низом. На ранних надписях на бронзе это слово встречается также в значении дара, которым господин жалует своего вассала. Слово И продолжает сохранять и это значение, но с добавлением ключа «золото», «металл».
Согласно другому толкованию, иероглиф является сочетанием изображений Солнца и Луны, то есть основных сил природы — Ян и Инь. Однако нетрудно увидеть, что это объяснение основывается на концепциях самого «И цзин» и поэтому вряд ли может прояснить историю слова в период, предшествовавший появлению книги.
Слияние двух иероглифов и их смыслов дало значения, в которых слово снова и снова встречается как в древних, так и в современных текстах: легкое, простое — в противоположность чему-то трудному; твердое и спокойное — в противоположность неустойчивому; перемена или изменение.
В древнейшем слое «И цзин» слово встречается четыре раза. В одном случае оно несомненно означает «перемены», во втором скорее указывает на «твердость», а в остальных это название места.
Слово И послужило названием книги, которую в конце династии Шан, около 1150 г. до н.э., составил Вэнь-ван , по-своему расположив и расширив уже существующие материалы с разными названиями. Название И входит в употребление только после Вэнь-вана. Для нас привычно сочетание «И цзин», «Канон Перемен», но цзин, «канон», — это не древнее слово; к «Переменам» его присоединили в параллель другим текстам конфуцианского канона: «Канон писаний», «Шу цзин», и «Канон стихов», «Ши цзин». Но относить термин цзин к классическим текстам стали не раньше IV в. до н.э., впервые подобное наименование встречается у Чжуан-цзы. Само это слово означает основу, продольные нити ткани, и, по всей видимости, стало применяться по отношению к классическим произведениям для того, чтобы отличить их от апокрифов, называемых вэй, «уток», «поперечная нить».
Первоначально книга называлась «И», «Перемены», или «Чжоу И», «Чжоуские Перемены» (Чжоу — название династии, основатели которой завершили создание этой книги). О том, как переводить слово И в заглавии, ученые спорят до сих пор. Так, недавно было высказано мнение, что имеется в виду простой способ (способ гадания), а именно тот, который использовался чжоусцами в отличие от более трудного шанского способа гадания на черепашьих панцирях. Эта интерпретация, наряду со многими другими объяснениями, представляется малоубедительной и не отвечает ни историческим фактам, ни логике вещей в данном конкретном случае. Я предпочитаю по-прежнему использовать название «Книга Перемен», обоснованность которого станет очевидной в ходе дальнейшего изложения. Не следует, однако, забывать о других значениях слова И, поскольку и они важны для его понимания. Почему это так, хорошо разъясняет один из ранних апокрифов:
«Y названия И три значения — это "легкость", "изменение" и "неизменное".
В слове "легкость" — его Дэ . Его сияние проникает в четыре стороны, ясно и легко устанавливая разграничения. Великое Небо становится сиятельно ясным, а Солнце и Луна, звезды и зодиакальные созвездия распределяются и выстраиваются. Оно проникает в чувства, у которых нет ворот, и хранится в духе, у которого нет доступа внутрь. Без усилия и без мысли, просто и безошибочно. Таково легкое в нем.
Изменение — это его Ци. Если бы Небо и Земля не изменялись, они не могли бы проводить Ци, взаимовлияния Пяти Движений остановились бы и смена четырех времен года нарушилась. Князья и министр потеряли бы свои знаки отличия и все различения смешались. Должное уменьшаться стало бы расти, а должное править пало. Таковы изменения в нем.
Неизменное — это его положение (статус, состояние). Небо вверху, а Земля внизу. Государь обращает лицо на юг, а слуги — на север. Отец восседает, а сын кланяется. Таково неизменное в нем» .
Конечно, эти значения слова И, которые в выразительном описании апокрифа уподобляются трем координатам, задающим миропорядок, трудно выделить в ранних слоях «И цзин». Но в позднейших слоях суть содержания уже извлекается из всех этих значений слова, и мы также попытаемся использовать семантику в качестве проводника по системе, лежащей в основе «Книги Перемен».
Иероглиф И буквально означает «простое», «легкое», «данность». Мне хотелось бы подчеркнуть это значение, поскольку здесь рельефно проступает различие между системой « И цзин», как она представлена в версии правителей начала Чжоу, и ее более ранними вариантами. Мы никогда не поймем, как устроена эта система, если будем выискивать в ней нечто темное и таинственное. Книга начинается с того, что дано легко увидеть и понять любому.
Прежде всего имеет смысл посмотреть, в каких исторических условиях эта система приобрела новую форму. Тотемическая матриархальная религия шанцев, правившая посредством страха, была чужда правителям раннего Чжоу. Также неприемлемы были для них сумерки разума, выпустившие на волю темные силы человеческой души и давшие им санкционированный выход в кровавых жертвоприношениях. Дух чжоуских правителей проще и прозрачнее, он проникнут образами, подсказанными растительной жизнью, земледелием. Но понятия этой культуры далеко не примитивны и прошли процесс длительного очищения. В иерархии инстинктов чжоусцы отдавали приоритет инстинкту сердца, или разуму. Таким образом, оттесненные на задний план темные силы не могли более претендовать на господство. Конечно же, я упростил картину, для того чтобы сделать ее ярче. Но названные духовные тенденции прослеживаются в социально-политической системе раннего периода Чжоу. Жизнь обретает форму в соответствии с тем, что дано природой. Поэтому ее законы считаются познаваемыми, а боги, демоны, зловещие призраки, которые вносят в жизнь иррациональное начало, ставятся под сомнение. Именно это мироощущение породило строжайший запрет на алкоголь в начале династии Чжоу.
Ситуации, отраженные в «И цзин», взяты непосредственно из жизни — это то, что случается со всеми изо дня в день и понятно всем. Со всей определенностью говорится об этом в позднейших слоях книги, которые не просто объясняют и развивают старую систему, но ставят целью — в полном соответствии с социально-культурной миссией учения Кун-цзы — показать действенность « Канона Перемен». Снова и снова подчеркивается, что вратами в систему может быть лишь простота и ясность. «Добро (совершенство) легкого и простейшего, — читаем мы, — сочетается с высшим Дэ» . В другом месте говорится:
«Творящее через легкое (Перемены) познает (познается).
Воспринимающее через простейшее способно [действоватъ].
Если легко, то легко познается; если просто, то просто следовать. Если легко познать, то есть близкие; если просто следовать, то есть работа [заслуги]. Если есть близкие, то возможна долговечность; если есть работа, то возможно величие. Если возможна долговечность, то это — Дэ одаренного [мудрого] человека; если возможно величие, то это деяния достойного человека» .
Таковы врата, ведущие к настоящим Переменам. О постоянных Переменах свидетельствует повседневный опыт. Для неискушенного ума вещи, явления неотделимы от изменений. Только абстрактное мышление в состоянии увидеть феномены вне потока непрерывных изменений — как статические сущности. В западной мысли этот аспект Перемен находит некоторое отражение в приложении категории времени к явлениям. С точки зрения этой категории все и в самом деле пребывает в состоянии превращения. В каждый момент времени будущее становится настоящим, а настоящее — прошлым.
Категория времени наполняется конкретным содержанием в китайском понятии Перемен, возникшем в ходе наблюдений за природными явлениями: движением солнца и звезд, плывущими облаками, текущей водой, чередованием ночи и дня, сменой времен года. Передают, что Кун-цзы однажды, стоя на берегу реки, воскликнул: «Как эта река, все течет непрестанно, день и ночь!» Это понятие тесно связано с богатством жизни. Перемены определяются как порождение порождения , как бьющее через край изобилие постоянно обновляющейся, не знающей ни отдыха, ни смерти силы природы. Жизнь вообще непостижима вне вечного изменения и роста. Прерывание жизни дает не смерть, которая в конечном счете также принадлежит жизни, но ее отрицание — извращение, деградацию.
Эта мысль органично входит в понятие Перемен. Противоположность изменениям — не покой и не застой, ведь и они относятся к проявлениям Перемен. Представление о том, что противоположностью Перемен является упадок, а не прекращение движения, показывает, насколько это понятие отлично от нашей идеи времени. Переменам в китайским восприятии противостоит рост того, что должно идти на убыль, и падение того, что должно править. Перемены, следовательно, — не просто движение, ведь их противоположность тоже является движением. Состояние полной неподвижности настольно абстрактно, что было непредставимо для китайцев, по крайней мере китайцев того времени, когда создавался «И цзин». Таким образом, Перемены — это естественное движение, развитие, которое становится противоестественным, если его повернуть вспять.
В «И цзин» эта концепция получает дальнейшее развитие. Включение в сферу Перемен органических форм жизни придало книге философскую ценность. В «Каноне Перемен» утверждается, что человек и естественные социальные группы, а по сути и эпоха в целом, не существуют вне категории Перемен, и эта мысль полностью отвечает высоким ожиданиям, с которыми обычно приступают к изучению «И цзин». Понимание того, что человек движется и действует, что он растет и развивается, — само по себе не бог весть какое открытие. Постижение типичности форм движения и развития — закона Перемен, управляющего всем и не знающего исключений, — вот в чем источник столь притягательной цельности, стройности и прозрачности древнекитайской философии.
Но такое развитие — развитие, охватывающее все сущее без исключения, — совсем не просто представить в явной форме. Перемены — это не внешний, нормативный принцип, накладывающийся на мир, а внутренние стремления, в соответствии с которыми осуществляется естественное и спонтанное движение. Это не веление судьбы, требующее безропотного подчинения, а скорее знак, указывающий направление возможных решений. И снова речь идет не о моральном законе, который надлежит неукоснительно соблюдать, но о некоторых правилах, пользуясь которыми, возможно считывать грядущие события. Все мы от рождения находимся в едином потоке развития, но узнавание его и следование ему предполагает ответственность и свободный выбор.
Подобное понимание Перемен в применении к развитию индивида, социальных групп или эпохи в целом отменяет ряд допущений, при помощи которых обычно объясняются события. Так, этот принцип развития не подразумевает различия внутреннего и внешнего, содержания и формы. Он вживлен в человеческое сердце; он активен и узнаваем. И точно так же, как в одном человеке, действует он в различных объединениях людей, во всем, что велико и ценно в эпохе. Таким образом, он не просто воплощает, но действительно является носителем «души» группы и «духа» времени. В сферу его действия входят все уровни и измерения бытия — любое семя, брошенное в землю, взойдет и созреет.
Движение Перемен, следовательно, никогда не бывает одномерным и однонаправленным. Лучше всего для его определения подходит образ циклического движения. Он часто встречается в позднейшей комментаторской литературе, в которой, однако, утрачена гибкость обращения с образами, отличающая сам «И цзин». Все же в основании несомненно лежит идея движения, возвращающегося к своей исходной точке, движения, подобного ходу светил или смене времен года. Смерть древние китайцы также воспринимали как возвращение. Но в этой интерпретации важна не столько повторяемость, сколько самодостаточность или целостность. Перемены никак не связаны с идеей прогресса, которая органически входит в наше представление о циклическом движении — вспомним образ спирали. Оценочная по своему характеру идея прогресса плохо совместима с образом, заимствованным у природы. А попытка возвеличить новое за счет старого, будущее за счет прошлого всегда была чужда китайской мысли. Нет ничего важнее, чем следовать потоку Перемен. И если прежние времена превосходили нас в этом отношении, следует это признать без предрассудков, извлечь соответствующий урок и постараться научиться тому, что умели древние.
Возвращение движения к исходной точке предотвращает рассеивание, которое неизбежно постигает импульс однонаправленного движения. Бесконечность поэтому сдерживается конечным, вне пределов которого ее невозможно поставить на службу человеку.
Здесь мы подходим к третьему смыслу, связанному с понятием И: постоянное, то, в чем можно быть уверенным. Уже ранний апокриф дает парадоксальное определение: «Перемены —это неизменное». В позднейших слоях «Канона Перемен» это значение слова используется в противопоставлении слову «опасность». Опасность — это неизвестное, таинственное, которое может в равной степени обернуться и счастьем, и несчастьем. Безопасность — это твердое знание правильного пути, уверенность, что события будут разворачиваться в нужном направлении.
Ранние комментаторы были склонны отождествлять безопасность, так же как и постоянство, с общественными отношениями. Они говорили: отец восседает, а сын кланяется, — что изобличает в них страстных защитников своего собственного социального положения. И тем не менее, концепция не лишена динамизма. Сын, сегодня почтительно кланяющийся своему отцу, завтра сам станет отцом и будет принимать поклоны своего сына. Иначе говоря, общественное положение фиксировано и статично только по отношению к другому общественному положению. Заданное отношение незыблемо и поэтому может служить точкой отсчета в потоке событий. Различие в статусе конкретных лиц, таким образом, менее важно, чем само существование отношения, полярность которого служит организующим принципом Перемен. Очевидно, что отношения могут быть самыми разнообразными, отец и сын — всего лишь один пример, символизирующий принцип отношения. Развернутая сеть общественных отношений служит залогом устойчивости и постоянства в Переменах. Но при переносе понятия Перемен в область личного или космического появляется настоятельная необходимость введения других отношений, способных стать мерой устойчивости в этих сферах. Позже мы рассмотрим основополагающий принцип полярности более подробно.
В «Каноне Перемен» намечен еще один аспект понятия Перемен, который в ранних слоях книги прямо не выражен, но в позднейших текстах обсуждается весьма подробно. Эти тексты связывают устойчивость в Переменах с одной из основных человеческих добродетелей: надежностью, верностью. Перемены можно постичь, их можно придерживаться, на них можно положиться. Они не случаются ни с того ни с сего, а следуют установленному курсу естественного хода событий. Как в завтрашнем восходе солнца, как в приходе весны после зимы, можно быть уверенным в том, что процесс становления не беспорядочен, но имеет определенное направление. Здесь концепция Перемен сближается с космическим законом даосов — Дао. И действительно, в поздних слоях книги слово «Дао» встречается очень часто. Дао здесь, как и у Лао-цзы, выступает в качестве активной силы Вселенной в целом и любой ее части. Мы читаем в «Си цы чжуань»:
«Перемены соразмерны с Небом и Землей и потому могут полностью охватить Дао Неба и Земли.
Уподобляешься Небу и Земле и потому не противодействуешь;
знаниями охватываешь всю тьму предметов-сущностей, а Дао уравновешиваешь Поднебесную, и потому не ошибаешься.
[Переменами] охвачены преображения Неба и земли, и ничто не пропущено;
вмещены и завершены все предметы сущности, и ничто не потеряно;
постигнуто Дао дня и ночи, и дано знание,
потому как у духов-божеств нет сторон (подобшя, так и у Перемен нет тела (формы)» .
В конечном итоге, именно в Дао источник двойственности, что напрямую напоминает о «Дао Дэ цзин».
Таким образом, твердое, постоянное, вместо которого здесь стоит Дао, служит неотъемлемым атрибутом Перемен, а это в свою очередь предполагает идею последовательности и вездесущности. Мы видим, что Перемены присутствуют и в большом, и в малом, обнаруживают себя и в событиях космического масштаба, и в человеческом сердце. Из всеобъемлющего характера Дао, вмещающего и макрокосм, и микрокосм, в «Каноне Перемен» следует представление о человеке как центре событий: личность, осознающая свою ответственность, может быть на равных с силами космоса — Небом и Землей. Именно это имеется в виду, когда говорится о возможности влиять на Перемены. Разумеется, оказывать влияние дано только тому, кто следует вместе с Переменами, а не идет против них. Так как в потоке Перемен всходят все семена, туда можно бросить и свое. Знание законов Перемен учит, как обращаться с семенами, как влиять на ход вещей, и не только этому. На посаженное семя можно влиять в ходе его роста, но влияние будет тем сильнее, чем ближе к времени посадки, а угадавший момент прорастания семени станет хозяином его судьбы. И здесь снова на ум приходит отрывок из «Дао Дэ цзин», в котором выражены сходные мысли.
Таким образом, в той мере, в какой личности, осознающей свою ответственность, дано влиять на ход вещей, изменчивость перестает быть коварной нераспознаваемой западней, становясь органическим миропорядком, который находится в согласии с человеческой природой. Поэтому человеку отводится далеко не ничтожная роль. В установленных пределах он не только господин своей собственной судьбы, но также в состоянии вмешиваться в события, далеко выходящие за границы его собственной сферы. Но прежде всего необходимо осознать положенный тебе предел и не претендовать на большее. Именно этой цели служит «Канон Перемен», в котором собран опыт древности и людей мудрости нескольких эпох.
ДBA
ОСНОВНЫХ
ПРИНЦИПА
Говоря о роли постоянства или надежности в принципе Перемен, мы процитировали определение: «Перемены — это неизменное». В непосредственно данном чувствам неиссякающем потоке Перемен постоянство играет роль упорядочивающего принципа, который обеспечивает устойчивость в приливах и отливах событий. С постижением этого принципа человек, отказываясь от бездумного отождествления себя с природой, перестает быть игрушкой в ее руках — на сцену выходит мыслящее сознание. Осознание того, что является постоянным в потоке природы и жизни, становится первым шагом к абстрактному мышлению. Познание регулярности в движении небесных тел и в смене времен года создает основу для систематического упорядочения событий, а концепция постоянства в Переменах открывает путь осмысленным действиям. Постоянство, таким образом, освобождает человека от господства природы и заставляет его принять на себя ответственность за свои поступки.
Одновременно с этим понятием в картину мира включается система отношений. Перемены, хотя и не абсолютны по своему характеру, никогда не бывают хаотичными. Они разворачиваются не случайно, как узоры сменяются в калейдоскопе, но проявляются относительно фиксированных точек незыблемого миропорядка.
В картине мира, отраженной в ранних слоях «Канона Перемен», понятие постоянства в Переменах неотделимо от идеи полярности. Две прямо противоположные точки задают пределы в циклах Перемен. В европейской терминологии это можно описать как введение в систему категории времени, благодаря координатам которого и появляется устойчивость в Переменах. Для древних китайцев пространство всегда трехмерно. Наряду с длиной и шириной столь же очевидным казалось существование глубины. Более того, именно это измерение пространства играло в китайской культуре главную роль.
Противопоставление верха и низа встречается не только в «Каноне Перемен». Мы находим его и в наиболее древних дочжоуских частях «Шу цзин» («Канона писаний») и «Ши цзин» («Канона стихов») и, конечно же, на гадальных костях и древней бронзе. Противопоставление «верх-низ» не исчерпывается определением их позиций в пространстве. С самого начала подчеркивается их соотнесенность. Верх и низ — не изолированные сущности, они связаны друг с другом и воздействуют друг на друга, что очевидно из надписей на гадальных костях и из песен, о древнем происхождении которых говорит предшествование того, что внизу, тому, что вверху. В этих текстах понятия верха и низа часто вводятся вместе с третьим словом, характеризующим их взаимосвязь. Например, «Верх и низ пребывают в согласии» или «Верх и низ следуют друг за другом». Таким образом, у нас есть документальные доказательства существования этого понятия при династии Шан , и не приходится сомневаться, что появилось оно еще раньше.
Противопоставление верха и низа может быть наполнено самым различным содержанием. В связи с характером документов, в которых эта антитеза встречается в ее наиболее ранней форме, отношение полярности часто осмысляется как социальное. Вверху правитель, а внизу народ. Это же отношение выражается — и мы вряд ли погрешим против истины, предположив, что этот пласт смысла даже древнее — в полярности космическо-религиозного характера, а именно в противопоставлении Неба и Земли, которое впоследствии было, вероятно, перенесено на общественное устройство. Небо обычно представлено словом тянъ, которое до сих пор используется в этом значении; что же касается Земли, используется не современное слово ди, а более древнее — ту.
Тянъ Ту Ди
Здесь мы касаемся древнейших религиозных прозрений китайской культуры. Понятие Неба, вне всякого сомнения, гораздо древнее династии Шан. Уже в эпоху Ся тянъ, небо, означало не только небесный свод, но естественным образом ассоциировалось с творящей силой Неба. Следовательно, это слово выражает, при переводе на язык нашей культуры, древнейшее из известных нам в Китае представление о Боге. Насколько антропоморфен был первоначальный образ, в настоящее время сказать невозможно. Из формы иероглифа можно заключить, что на первый план выдвигались атрибуты огромности и величия, то есть вездесущности и всемогущества, или, лучше сказать, высшей творящей силы. Тем не менее, довольно рано с этим понятием стало связываться личностное начало. Иначе невозможно понять институт жертвоприношений Небу. Очень рано, возможно еще при династии Ся и в любом случае до начала Чжоу, личностное начало приобрело конкретную форму: самые далекие и наиболее почитаемые предки были приравнены Небу. Однако акцент ставился не на личностном характере Бога, а на правильном отношении к нему, естественно вырастающем из почтительности к прародителям и идеи преемственности жизни. Поэтому, каким бы конкретным ни был образ нашего Творца как Отца на небесах, отождествление предков с Небом не означало персонификации Бога. Это явствует хотя бы из того факта, что никаких изображений божества того времени не было найдено.
По сравнению с периодом Ся культура династии Шан представляется более сложной. С подъемом шан-ского государства в китайской картине мира появляются сильно отличающиеся от прежних идеи. Шанцы были более убежденными тотемистами, чем их предшественники. Мать стояла ближе к ним, чем отец, и потому неудивительно, что при Шанах появилось новое, более антропоморфное представление о Боге, который теперь обозначался словом ди, «владыка», обозначавшем как божество, так и обожествленного правителя. Позже это слово было включено в понятие «император» — хуан-ди, «Divus Augustus». В шанских памятниках слово ди также противопоставляется Земле. Но представление о неантропоморфном Небе не исчезло бесследно при Шанах и было восстановлено в своих правах в период раннего Чжоу.
Много дискуссий велось о сходстве и различиях между древнекитайскими и христианскими представлениями о Боге. Первые иезуитские миссионеры были заинтересованы в их максимальном сближении. Тогда их миссия свелась бы к возвращению китайцев к собственному наследию, к отвращению их от более новых порочных идей. Однако китайцы не приняли эту точку зрения, и Рим в конце концов также выразил неодобрение подобной тактики.
Спор о том, был ли в Древнем Китае монотеизм в христианском понимании, представляется бессмысленным хотя бы потому, что жертвоприношения в те давние времена приносили не только Небу. Насколько позволяют судить исторические данные, даже в самом глубоком прошлом китайцы также поклонялись Земле, а в период Шан ставили ее выше Неба.
Кроме того, само слово «Земля», ту, указывает не только на конкретную вещь или вещество, но также и на божественную природу. В древнейшей идеограмме Земля изображена в виде кургана — священного места жертвоприношений. Несмотря на твердо установленный факт, что в течение шанского периода и вплоть до наших дней жертвы приносили силе женской природы, существуют многочисленные свидетельства о более раннем восприятии Земли как мужского начала. Унаследовав идею Неба от своих предшественников, шанцы, судя по всему, первыми соединили это понятие с его противоположностью, и, таким образом, полярность Неба и Земли заняла свое место в китайском представлении о космосе.
Шэ
Божественная сущность Земли проявляется в ее производящей силе. Это видно из другой идеограммы — шэ, в которой к ту, «Земле», добавлен ключ, обозначающий духовное начало и, шире, откровение. Откровение Земли состоит именно в силе роста, в которой заключен ее дух и которой поклоняются у алтаря Земли, названного поэтому шэ. Позже иероглиф шэ становится одним из знаков независимости, а также символом китайского общества. Общество (в социальном смысле) — это шэ-хуй, объединение собравшихся у алтаря, это узы, связующие земледельцев, которые ближе всего к Земле, дарующей плодородие.
Становится очевидным, что противостояние и взаимодействие верха и низа во всех возможных значениях должны быть отражены в древних китайских источниках. Противоположность этих понятий встроена в систему «Канона Перемен» и создает определенную структуру в согласии с неким организующим принципом. Этот процесс, однако, проникнут динамизмом. Полярность связана не с жестко заданными полюсами, вокруг которых разворачивается циклическое движение, скорее она задает своего рода «магнитное поле», определяющее Перемены и по сути вызывающее их. Здесь перед нами предстает еще одна сторона полярности, выраженная в противостоянии полов. Земля — это женское начало, а Небо — мужское; мать-Земля противопоставлена отцу-Небу. Конечно, оппозиция «мужское-женское» восходит к очень давним временам. Она встречается уже в надписях на гадальных костях и в других ранних источниках, где выражается через мужское и женское начала в животном мире — самца и самку. Мужское первоначально изображалось как земля-животное, животное в его отношении к земле, а женское воспринималось как животное, связанное с изменениями, сущность, приносящая с собой метаморфозы. Эти значения, и в особенности слово «самка», «женственное», позднее играли важную роль в философии, например у Лао-цзы.
Представление противостояния полов в виде пары конкретных животных известно с очень раннего времени и встречается в том числе и в «И цзин». Символом мужского принципа здесь выступает дракон, а женского — кобыла. Сведение дракона и лошади в пару, которое нам кажется весьма странным, объясняется архаическими мифологическими представлениями. Дракон не чужд и нашей мифологии, и, вероятно, символизм дракона формировался в нашей культуре в тех же сферах человеческой психики, что и в Китае. Но в структуре нашей культуры это существо заняло совершенно другое место. Для нас, как и для китайцев, дракон воплощает мужской принцип — чтобы его умилостивить, ему отдают прекрасных девственниц. У нас с драконом ассоциируется консервативность, склонность к длительному обладанию — дракон охраняет сокровища. Это свойство, вероятно, присуще животной природе, поскольку и в Китае дракон, случается, занят охраной сокровищ. Но могущество дракона для нас выражается в безудержной ярости, которая, подобно буре, сметает все на своем пути. Мы призываем святого Георгия или солнечного героя, Зигфрида, чтобы они сразили дракона. В Китае же дракона не убивают, а пытаются удержать там, где необходима и полезна его поражающая сила. Дракон символизирует прорыв, очищение через грозу. Это божественный символ временной власти, которой облечен Сын неба. Только не на своем месте — что также иногда случается в Китае — дракон представляет угрозу, силу, которую следует подавить.
Сдерживающая дракона противоположность — это кобыла. Лошадь была одним из первых прирученных животных. Лошадей можно использовать без особого принуждения, но вместе с тем они сохраняют присущий им характер, не променяв его — подобно собакам — на рабскую зависимость от человека. Лошади одновременно и полезны, и естественны. Поэтому смирная кобылка становится противоположностью буйному дракону. Эта замечательная пара, богатая символическими значениями, снова и снова воплощается в выразительных образах. Например, при дворе тайского владыки Мин-хуана (713—755) перед императором в день его рождения проводили танцующих кобыл, чтобы привлечь драконов, без которых государь теряет свое могущество.
Таков образ кобылы в «Каноне Перемен». Однако древний символ оказался заслонен более поздним мифом, и произошло весьма характерное изменение значения на противоположное. Поэтому жеребец стал олицетворять мужской принцип, а женский в этом случае передается через послушную, мягкую корову. Феникс, который позже также часто встречается в паре с драконом, имеет, по всей видимости, более позднее происхождение. Вероятно, мать, Кунь, позаимствовала этот атрибут у одной из своих дочерей, Ли (31-й знак в «И цзин»).
Животные эти в действительности — всего лишь символы напряжения, возникающего между полами, в котором, в свою очередь, проявляется противоположность основных космических сил. В «Каноне Перемен» это напряжение находит и более абстрактное выражение, например в паре Цянь и Кунь. Эти понятия уже почти лишены мифологического содержания и привязаны к позициям знаков гуа. Оба слова с трудом поддаются переводу, но, пожалуй, «Творящее» и «Воспринимающее» подходят лучше всего, так как в них схвачены важные идеи активного, действующего, и того, на что воздействуют. Отношение между Цянь и Кунь является основополагающим уже в самых ранних слоях книги, а в более поздних становится постоянным предметом теоретизирования. Например, в «Великом комментарии» говорится:
«Цянь и Кунь — в них глубочайший смысл Перемен! ТВОРЯЩЕЕ и ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ задают ряд, и Перемены устанавливаются в нем Если разрушить Цянь и Кунь, то не в чем будет появиться Переменам; а если Переменам невозможно появиться, то ТВОРЯЩЕЕ и ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ сойдут на нет» .
«Цянь, ТВОРЯЩЕЕ, — это высшая Упругость [Крепость ] Поднебесной, его Дэ действует постоянно в Переменах [с легкостью] и тем самым познается опасность.
Кунь, ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ, — это высшая Податливость в Поднебесной, его Потенция действует постоянно в простейших переходах и тем самым познаются препятствия» .
С ТИПИЧНОЙ для китайского мышления склонностью к систематическому упорядочиванию древние включили в эту пару противоположностей и другие аспекты. Некоторые из них мы затронем позже, но в общем и в целом все сводится к противоположности Инь и Ян. Эти понятия также восходят к глубокой древности. Как полярные силы их стали воспринимать очень давно, еще в те времена, когда женский принцип главенствовал над мужским. Концепция передавалась и развивалась в течение многих поколений и законченную форму приобрела только в последней трети династии Чжоу.
В древнем написании иероглифы, которые обозначают эти понятия, отличаются от современных — позднее к обеим был добавлен один и тот же ключ, «склон горы». Первоначально иероглиф Инь состоял из идеограммы «облако» и, следовательно, означал «затенение», «темное». Кроме того, с образом ассоциировалась идея воды, дающей жизнь всему сущему. Иероглиф Ян изображал хвост буйвола или же вымпел, развевающийся на солнце. Таким образом, он означал нечто «сверкающее в лучах», яркое. В этой пиктограмме также содержится значение власти, поднимающей свое знамя как символ социального превосходства, и это дополнительное значение также не было утеряно. С ключом, обозначающим склон горы, Инь означает «затененный склон», то есть северный склон, в то время как Ян указывает на освещенную сторону, южный склон. По отношению к речной долине Ян будет означать светлую северную сторону, а Инь — тенистую южную сторону. Так слова используются в современном языке, и это может служить хорошим примером присущей им смысловой относительности.
Инь Ян
В значении «светлого» и «темного» оба понятия присутствуют уже в древнейшем слое «И цзин» , а в «Туань чжуань», «Комментарии к Суждениям» они получают символическое осмысление. В позднейших слоях становятся явными и другие возможные понимания. Так, в «Си цы чжуань» говорится:
«Перемены соразмерны с Небом и Землей и потому могут полностью охватить Дао Неба и Земли.
Смотря вверх, созерцаешь небесный узор; смотря вниз, наблюдаешь структуры Земли Так познаешь причины темного и ясного. Приходишь к истоку начала и обращаешься к концу. По этому познаешь уроки рождения и смерти В Ци семени — предметы-сущности, а в странствующих душах хунь — изменения. По этому познаешь состояние духов-бесов, гуй, и духов-божеств, шэнь» .
«То, что дает завершенность образам, называется Цянь; то, что подражает образцам, называется Кунь» .
«Небо и Земля создают положения (позиции), и Перемены действуют в них. В завершенности природы, продолжающей существование, — врата, ведущие к Пути и Справедливости» .
«Мудрец говорит: "Цянь и Кунь—не это ли врата в Перемены? Цянь — янские предметы-сущности, Кунь— иньские предметы-сущности Инь и Ян смыкают Потенции, и появляется тело для твердости и мягкости, тем самым воплощается сущность Неба и Земли, тем самым достигается проводимость Потенции ясности духа"» .
Китайские философы не могли пройти мимо образов со столь богатым потенциалом. Цзоу Янь, живший в III в. н.э., на них строит свою концепцию космоса, и многие из его идей вошли в апокрифическую литературу, посвященную «Канону Перемен», которая, правда, далеко не всегда помогает понять первоначальный смысл книги. Позже мы обратимся к рассмотрению символизма пары главных космических сил в рассуждениях позднейших философов, у которых она служит основанием своего рода гностической космогонии дуализма.
Давайте отвлечемся теперь от теоретических рассуждений и вновь обратимся к фигурам из линий, вошедшим в «И цзин». 64 ситуации представлены в книге 64 гексаграммами — фигурами, состоящими из шести линий. Каждой линии приписано значение Ян или Инь, и ситуация, следовательно, разворачивается как взаимодействие двух видов сил в шестеричной комбинации. Таким образом, на шести позициях гексаграммы располагаются линии двух видов: цельная, символизирующая силу Ян, и прерванная, символизирующая Инь.
Относительно происхождения цельных и прерванных линий велись многочисленные дискуссии. Часто предпринимаются попытки показать, что это символы плодородия. Но любая интерпретация отражает лишь какую-то часть значения, и несомненно, что даже во время своего формирования их смысл был сложнее и глубже. Наиболее вероятной представляется связь с гаданием на стеблях тысячелистника, в котором ответом служила полученная конфигурация стеблей. Вряд ли изощренная техника гадания, описанная в поздних слоях книги и применяемая до сих пор, была известна древним. Возможно, первоначально гадание сводилось к своего рода бросанию жребия: выпавшие длинные стебли означали утвердительный ответ, а короткие — отрицательный. Впоследствии, по причине неравенства в статусах двух главных сил, а также, вероятно, благодаря древней идее о связи Неба с единицей, а Земли с двойкой, два коротких стебля были приравнены к одному, длинному, и так стали изображать силу Инь.
Два вида линий, цельная и прерванная, называются, соответственно, «твердой» и «податливой», что указывает на еще один существенный аспект полярности. В древнейших слоях книги именно твердость и мягкость чаще всего используются в качестве имен главных сил. Часто они встречаются и в «Си цы чжуань». Так, говорится: «Твердость и податливость — это образы дня и ночи» . Там же приводятся более детальные описания:
«Небо почитаемо, Земля принижена — так знаки Цянь и Кунь получают определенность. Приниженное и высокое тем самым распределены — так возникают положения (позиции, статусы) благородного и подлого.
В движении и покое есть постоянство, так твердость и податливость разграничиваются» .
Сведение пары главных сил к конфигурации линий «Канона Перемен» делает эти силы неотъемлемой частью процесса Перемен. А поскольку Инь и Ян сами подвержены изменениям, вовлечены в превращения и преображения, они более не кажутся абстрактными и расплывчатыми.
«Люди мудрости создают (строят) знаки гуа. Созерцая образы и связывая слова, они проясняют счастье и несчастье.
Твердость и податливость замещают друг друга, порождая превращения и преображения» .
Так сочетаниями линий изображаются Перемены в мире явлений. Твердая линия преображается и становится податливой, а податливая линия превращается в твердую. При этом каждая линия и соответствующие им силы могут находится в двух состояниях — движения либо покоя, которые по-своему проявляются в Инь и Ян.
«Вот знак Цянь, в его покое сосредоточенность, а в его движении прямота, тем самым великое порождается в нем Вот знак Кунь, в его покое сомкнутость, а в его движении распахнутость, тем самым обширное порождается в нем» .
Таким образом, твердая линия, олицетворяя единство в покое и однонаправленность в движении, является образом человеческого разума, а податливая линия отражает вегетативное движение раскрытия-закрытия, так символизируя человеческую душу.
Динамика развития линий определяет систему книги в целом. Твердая линия толкает вовне, при этом утончается посередине и разламывается надвое, превращаясь в прерванную линию. Прерванная линия, с другой стороны, толкает внутрь и в результате срастается, образуя единую линию. Так в процессе Перемен линии превращаются в противоположные. Следовательно, любая составляющая ситуации может обратиться в свою противоположность и добавить новый элемент в ситуацию в целом. Эту основополагающую истину, хорошо известную и на Западе, Лао-цзы позже выразил в словах: «Обращение вспять — это движение Дао» .
Более пристальное рассмотрение показывает, что принцип обращения качеств в противоположность дает определенное руководство к действию. Это снова взывает к человеку, осознающему свою ответственность, и диктует следующий шаг, требуя отказа от прямолинейного конформизма. С этой точки зрения, наши размышления и действия не просто возможны или невозможны, но зависят от принятых решений. Отсюда следует, что все абсолютное и безусловное несет в себе свою собственную смерть. С другой стороны, это означает также, что легкая приспособляемость, привычка плыть то туда то сюда, без сопротивления принимая любое развитие ситуации, помещает индивида в поток событий, из которого выбраться уже невозможно. Направлять развитие в желаемое русло удается только тому, кто занимает позицию противостояния и ясно осознает все происходящее.
Узор событий, конечно, слишком сложен, чтобы отразить его со всей точностью в целых и прерванных линиях. Поэтому нам предстоит обратиться к более сложной картине ситуации — к образам и тому, что в них заложено. -
Контрольная работа:
13 страниц(ы)
1. Прогрессивные технологии и их сущность. Значение принципиально новых технологий для экономики предприятия2. На начало года стоимость основных средств предприятия составляла 55 тыс.руб. В марте предприятие преобрело станки на сумму 7 тыс.руб. В июне было ликвидировано оборудование на сумму 5 тыс.руб. За год предприятие выпустило продукцию на сумму 310 тыс.руб. Численность персонала – 130 человек. Определите: а) среднегодовую стоимость основных средств; б) фондоотдачу, фондоемкость и фондовооруженность трудаРазвернутьСвернуть
3. Определите оптовую цену предприятия, если полная себестоимость единицы продукции составляет 25 руб., годовой объем реализации – 5000 ед., производственные фонды – 300 тыс.руб., рентабельность предприятия 0,15
Список используемой литературы
-
Задача/Задачи:
4 страниц(ы)
В торговом предприятии расфасовали карамель "Студенческая" в пакеты по 0,5 кг. При проверке госинспектором отобранных образцов пакетов с карамелью среднее отклонение от оптимальной массы превышало допустимые нормы. Какого должны быть действия госинспектора в соответствии с Законом РФ " Об обеспечении единства измерений"? -
Контрольная работа:
8 страниц(ы)
Задача 1. В какой ситуации логистика стала впервые активно применяться?
Задача 2. При каких обстоятельствах идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику?Задача 3. В какой ситуации потребовалась более точная увязка логистики со стратегическими целями фирм?РазвернутьСвернуть
Задача 4. В какой ситуации отпадает необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях и возникает потребность в транспортировке грузов небольшими партиями?
Задача 5. Какие обстоятельства обусловили новизну логистики?
Задача 6. В какой ситуации многие компании в своей логистической деятельности приняли на вооружение концепцию «полных издержек распределения»?
Задача 7. При каких обстоятельствах, с целью принятия правильных решений, необходимо учитывать потребности смежных функций на сопряжениях логистической цепи?
Задача 8. В какой ситуации логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и его соотношение с прибылью?
Задача 9. При каких условиях логистика является, главным образом, фактором сокращения затрат, а не инструментарием маркетинга?
Задача 10. В какой рыночной ситуации логистика становится все более важным конкурентным фактором -
Контрольная работа:
Криминалистика (практика, МГУ)
8 страниц(ы)
Имеется заключение криминалиста, по нему требуется ответить на 6 вопросов и сделать краткий анализ на 1-2 стр. вопросы:1. Для решения каких задач расследования необходимы поставленные следователем вопросы?РазвернутьСвернуть
2. Насколько полно эксперт ответил на вопросы следователя? Если нет, то указать в чем неполнота экспертного заключения
3.Соответсвует ли методика экспертного исследования предъявляемым требованиям?
4. Есть ли необходимость в проведении дополнительных экспертных исследований?
5. Выделите в экспертном заключении информацию об элементах криминалистической характеристики компьютерного преступления
6. При проведении каких следственных действий может использоваться экспертное заключение? Какие именно сведения, содержащиеся в экспертном заключении могут быть использованы?
Какие именно сведения, содержащиеся в экспертном заключении могут быть использованы?
Краткий анализ
-
Контрольная работа:
Домашнее задание №2 по экономике, РАКС
6 страниц(ы)
1. Рассматривается конкурентная фирма: Р=6; VC=160; FC=120; АТС=7, AVC=min. Определите, что следует делать данной фирме в краткосрочном периоде:а) увеличить объём производства;РазвернутьСвернуть
б) уменьшить объём производства;
в) оставить объём производства неизменным;
г) закрыть предприятие.
2. Рассматривается монопольная фирма. ТС=70; FC=20; TR=100; P=10; MR=5; AVC=min. Определить что следует делать фирме в краткосрочном периоде:
а) увеличить объём производства;
б) уменьшить объём производства;
в) оставить всё как есть;
г) закрыть предприятие.
3. В 1997 году уровень безработицы составлял 5%, а реальный ВВП 48 трлн.р. В 1998 г. соответствующие показатели составляли 10% и 42 трлн.р. Определите коэффициент Оукена и естественный уровень безработицы, если известно, что потенциальный ВВП составляет 50 трлн.руб.
4. Объясните, как изменение процентной ставки может воздействовать на курс национальной валюты, на экспорт и импорт?
5. Если номинальное предложение денег увеличится на 10% в год, уровень цен вырастет на 8%, а скорость обращения денег увеличится на 5%, то в соответствие с уравнением обмена объем реального ВВП должен возрасти на? -
Контрольная работа:
7 страниц(ы)
1.Слушатель из 40 вопросов программы выучил 30 вопросов. Найти вероятность того, что при опросе он ответит:
а) на первый поставленный вопрос,б) на билет, составленный из трех вопросов.РазвернутьСвернуть
2. Военный летчик получил задание уничтожить три рядом расположенных склада боеприпасов противника. На борту самолета одна бомба. Вероятность попадания в первый склад равна 0,01, во второй – 0,08, в третий – 0,025. Любое попадание в результате детонации вызывает взрыв и остальных складов. Какова вероятность того, что склады противника будут уничтожены?
3.Среди 25 билетов по теории вероятностей, по мнению студентов, есть 3 «счастливых». Вычислить вероятность вытянуть «счастливый» билет для второго студента (билеты студенты отдают после ответа преподавателю и тот откладывает их отдельно).
4. Прибор состоит из 8 узлов. Вероятность безотказной работы каждого узла равна 0,9. Найти вероятность того, что за определенное время откажет не более:
а) двух узлов,
б) ровно три узла, если узлы выходят из строя независимо друг от друга.
5. В тесто положили изюм из расчета по 5 изюмин на одну булку и тщательно перемешали тесто. Какова вероятность того, что взятая наугад булка содержит хотя бы одну изюмину?
6. Группа туристов, состоящая из 15 юношей и 5 девушек, выбирает по жребию дежурных в количестве 4 человек. Случайная величина Х – число юношей, выбранных по жребию дежурными.
Найти:
а) закон распределения случайной величины Х,
б) математическое ожидание М(х), дисперсию D(x) и среднее квадратичное отклонение σ(х) случайной величины Х.
Построить многоугольник распределения случайной величины Х.
7. Стрелок, имеющий 4 патрона, стреляет до первого попадания или пока не израсходует все патроны. Вероятность попадания при каждом выстреле равна 0,6. Случайная величина Х – число израсходованных патронов.
Найти:
а) закон распределения случайной величины Х,
б) математическое ожидание М(х), дисперсию D(x) и среднее квадратическое отклонение σ(х) случайной величины Х,
в) вероятность того, что случайная величина Х находится в диапазоне 1 < Х ≤ 3.
8. На аэродром прибывает в среднем 5 самолетов в час. Случайная величина Х – число прибывших самолетов за 2 часа.
а) составить закон распределения случайной величины Х,
б) найти математическое ожидание М(х), дисперсию D(x) и среднее квадратичное отклонение σ(х) случайной величины Х,
в) найти вероятность того, что за 2 часа прибудет не более 3 самолетов.
-
Контрольная работа:
Юридическая психология - ЮП, вариант 3
10 страниц(ы)
Вопрос 1. Каковы психологические особенности искажения памяти в деятельности юриста?
Вопрос 2. От чего зависят индивидуальные возможности внимания?Вопрос 3. Расскажите о способах установления психологического контакта с обвиняемым.РазвернутьСвернуть
Вопрос 4. Что представляет собой профессиональная деформация работников правоохранительных органов? Какие факторы влияют на возникновение профессиональной деформации? Каковы возможные проявления профессиональной деформации во внутренней и внешней среде деятельности правоохранительных органов? Как предупредить и преодолеть профессиональную деформацию работников правоохранительных органов?
Вопрос 5. Расскажите, в чём заключается профессионализм юриста? -
Тест:
Безопасность жизнедеятельности - БЖ, вариант 1 (12 заданий по 5 тестовых вопроса)
10 страниц(ы)
адание № 1.
Вопрос 1. Общее количество твёрдых отходов производства и потребления, находящихся в отвалах, полигонах, хранилищах и свалках в России достигает:1. 120 млрд. т.РазвернутьСвернуть
2. 100 млрд. т.
3. 90 млрд. т.
4. 80 млрд. т.
5. 58 млрд. т.
Вопрос 2. В результате деградации водной среды пользоваться загрязнённой водой в быту вынуждены около:
1. 2 млрд. чел.
2. 1,5 млрд. чел.
3. 1, 3 млрд. чел.
4. 1,1 млрд. чел.
5. 1 млрд. чел.
Вопрос 3. Водная и ветровая эрозия в России охватывает:
1. 1/5 пахотных земель
2. 1/4 пахотных земель
3. 1/3 пахотных земель
4. 2/3 пахотных земель
5. 2/5 пахотных земель
Вопрос 4. Ежегодно на земном шаре происходит более:
1. 20 млн. пожаров.
2. 15 млн. пожаров
3. 10 млн. пожаров
4. 8 млн. пожаров
5. 5 млн. пожаров
Вопрос 5. На сколько увеличилась по сравнению с концом 19 века среднегодовая температура воздуха у поверхности земли?
1. на 1 градус
2. 0,5 градуса
3. на 2 градуса
4. на 3 градуса
5. нет правильного ответа
Задание № 2
Вопрос 1. Положение, согласно которому расширение любых действий человека не должно приводить к социально-экономическим и экологическим катастрофам,-называется принципом:
1. разумной достаточности
2. сукцессионного замедления
3. “старого автомобиля”
4. удалённости события
5. увеличения степени идеальности
Вопрос 2. Степень надёжности технологий, их безаварийность - это признаки:
1. технико-экономический риска
2. технологический риска
3. экологический риска
4. социальный риска
5. всех видов риска
Вопрос 3. Положение, согласно которому “система не может сужаться или расширяться до бесконечности”, называется принципом:
1. эйфории обманчивого благополучия
2. (неизбежных) цепных реакций “жёсткого” управления природой
3. оптимальности
4. старого автомобиля
5. разумной достаточности.
Вопрос 4. Положение, согласно которому “эколого-социально-экономическая эффективность технических устройств, обеспечивающих “жёсткое” управление природными системами и процессами, снижается, а экономические расходы на их поддержание возрастают, называется принципом:
1. “разумной достаточности”
2. сукцессионного замедления
3. старого автомобиля
4. допустимого риска
5. увеличения степени идеальности
Вопрос 5. Принципом обеспечения взаимодействия человека со средой обитания являются:
1. эйфория первых успехов
2. удаленность события
3. принцип старого автомобиля
4. правильный ответ №1, 2, 3
5. правильного ответа нет
Задание № 3.
Вопрос 1. Окружающая человека cреда состоит из:
1. природной cреды
2. “второй природы” (cреды порожденной агротехникой)
3. “третьей природы” (искусственной cреды).
4. социальной cреды
5. всех компонентов cреды.
Вопрос 2. Асфальт, бетон, транспортные объекты, предприятия сферы обслуживания относятся:
1. ко “второй среде”
2. к “третьей среде”
3. к социальной среде
4. к природной среде
5. ко всем элементам окружающей cреды.
Вопрос 3. Природный комфорт, полноценный сон, другие виды отдыха относятся к:
1. психологическим условиям деятельности человека
2. биологическим условиям деятельности человека
3. экономическим условиям деятельности человека
4. трудовым условиям деятельности человека
5. этническим условиям деятельности человека.
Вопрос 4. Обеспеченность пищей, одеждой, жильём, мебелью, предметами обихода относятся к:
1. экономическим условиям деятельности человека
2. этническим условиям деятельности человека
3. трудовым условиям деятельности человека
4. биологическим условиям деятельности человека
5. психологическим условиям деятельности человека.
Вопрос 5. Наличие и возможность создания семьи относятся к .
1. этолого-поведенческим условиям деятельности человека
2. социальным потребностям человека
3. экологическим условиям деятельности человека
4. биологическим условиям деятельности человека
5. все вышеперечисленное
Задание № 4.
Вопрос 1. Максимальная доза ультрафиолетовых излученный на промышленных предприятиях в течение часа не должна превышать:
1. 7, 5 мэр . ч/кв.м.
2. 6,5 мэр . ч/кв.м.
3. 6,0 мэр. ч/кв.м.
4. 5,5 мэр . ч/кв.м.
5. 5 мэр . ч/кв.м.
Вопрос 2. Допустимык уровни звукового давления на рабочих местах не должны превышать:
1. 85 дБ при среднегеометрической частоте третьеоктавной полосы 12, 5 кГц,
2. 80 дБ при среднегеометрической частоте третьеоктавной полосы 12, 5 кГц,
3. 75 дБ при среднегеометрической частоте третьеоктавной полосы 12, 5 кГц,
4. 70 дБ при среднегеометрической частоте третьеоктавной полосы 12, 5 кГц,
5. 65 дБ при среднегеометрической частоте третьекоктавной полосы 12, 5 кГц.
Вопрос 3. Наибольшую опасность для человека представляет переменный ток промышленной частоты:
1. 65 Гц
2. 60 Гц
3. 55 Гц
4. 50 Гц
5. 45 Гц
Вопрос 4. Дыхание в среде, содержащей 0,5 % оксида углерода приводит к смертельному исходу в течение:
1. 30 минут
2. 25 минут
3. 20 минут
4. 15 минут
5. 10 минут
Вопрос 5. Фактором негативного воздействия на человека являются:
1. физический
2. химический
3. биологический
4. технический
5. все вышеперечисленные
Задание № 5.
Вопрос 1. Устройство в квартирах, обращенных на проезжую часть улицы двойных рам гасят шум на:
1. 40 дБ
2. 35 дБ
3. 30 дБ
4. 25 дБ
5. 20 дБ
Вопрос 2. К числу технических мероприятий, направленных на исключение поступления в воздух вредных примесей относятся:
1. замена ядовитых веществ менее ядовитыми или неядовитыми
2. герметизация оборудования и коммуникаций, оснащение оборудования дегазациоными устройствами
3. замена пылящих порошков гранулами, пастами
4. вынесение производственного оборудования на открытые площадки
5. всеми мероприятиями.
Вопрос 3. В помещениях для работы с радиоактивными веществами должна быть приточно-вытяжная вентиляция с не менее чем:
1. 7-кратным обменом воздуха
2. 6-кратным обменом воздуха
3. 5-кратным обменом воздуха
4. 4-кратным обменом воздуха
5. 3-кратным обменом воздуха.
Вопрос 4. Высота ширм, щитков или кабин, предназначенных в качестве меры защиты от ультрафиолетового излучения должна быть:
1. 1,8-2м
2. 1,5-2м
3. 1,5-3м
4. 2-3м
5. 2-2,5м
Вопрос 5. К числу мероприятий по предупреждению производственных отравлений на рабочем месте относится:
1. технические
2. медико-санитарные
3. организационные
4. правильного ответа нет
5. правильный ответ №1, 2, 3
Задание № 6.
Вопрос 1. Оптимальная норма расхода светопоглащающих порошков (сажи, пыли, золы) на 1 квадратный километр снежного покрова составляет:
1. 5-10 т
2. 10-15 т
3. 15-20 т
4. 20-25 т
5. 25-30 т
Вопрос 2. Замедление снеготаяния с помощью дымовых экранов приводит к уменьшению поверхностного стока воды в:
1. 5 раз
2. 4 раза
3. 3 раза
4. 2 раза
5. 1,5 раза
Вопрос 3. Крупные участки с поврежденными и подлежащими вырубке древостоями разделяются внутренними разрывами шириной 25 м на более мелкие площадью:
1. 55-60 га
2. 50-55 га
3. 40-45 га
4. 30-35 га
5. 25-30 га
Вопрос 4. Эффективный запас воды в лесных противопожарных водоёмах должен быть в самый жаркий период лета не менее:
1. 500 куб. м
2. 300 куб. м
3. 200 куб. м
4. 100 куб. м
5. 50 куб. м
Вопрос 5. В качестве предварительных мероприятий по борьбе с наводнениями принято предусматривать .
1. проведение агромелиоративных мероприятий
2. на средних и крупных реках для регулирования наводного стока использовать водохранилища
3. защита населенных пунктов и сельхоз. угодий ограждающими дамбами
4. подсыпка территории, постановка на учет местных плавсредств и уточнение задач их владельцам
5. все вышеперечисленное
Задание № 7
Вопрос 1. При ликвидации аварий в условиях сильного ветра необходимо:
1. Производить тушение огня сильными струями
2. Создавать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара
3. Создавать на основных путях распространения огня противопожарные разрывы, вплоть до разборки отдельных сгораемых строений и сооружений
4. Организовать наблюдение за состоянием и защиту объектов, расположенных с подветренной стороны
5. Осуществлять все виды работ.
Вопрос 2. Каковы нормы оснащения помещений для стоянки и площадок открытого хранения транспортных средств (кроме индивидуального) буксирными тросами и штангами?
1. Один трос (штанга) на 10 единиц техники.
2. Один трос (штанга) на 15 единиц техники.
3. Один трос (штанга) на 20 единиц техники.
4. Один трос (штанга) на 25 единиц техники.
5. Один трос (штанга) на 30 единиц техники.
Вопрос 3. Зернотоки должны размещаться от зданий и сооружений на расстоянии не ближе:
1. 100м
2. 75м
3. 50м
4. 35м
5. 25м.
Вопрос 4. Перед созреванием колосовых хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должна быть обкошена и опахана полосой шириной не менее:
1. 2м
2. 3м
3. 4м
4. 5м
5. 6м.
Вопрос 5 Каковы основные действия отрядов при ликвидации аварии на химических объектах с наличием сильнодействующих ядовитых веществ ?
1. спасение пострадавших
2. уменьшение зоны заражения
3. спасение пострадавших людей и техники
4. спасение пострадавших, техники и уменьшение зоны заражения
5. правильный ответ №1, 2
Задание № 8.
Вопрос 1. Какое количество горючих газов (ГГ), легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) допускается хранить в квартирах и жилых комнатах граждан?
1. До 10 л ЛВЖ и ГЖ и не более 12 л ГГ
2. До 12 л ЛВЖ и ГЖ и не более 10 л ГГ
3. До 15 л ЛВЖ и ГЖ и не более 12 л ГТ
4. До 20 л ЛВЖ и ГЖ и не более 15 л ГГ
5. До 25 л ЛВЖ и ГЖ и не более 15 л ГГ
Вопрос 2. Какое количество горюче-смазочных материалов допускается хранить в гаражах индивидуального пользования?
1. Не свыше 25 л топлива и 10 л масла
2. Не свыше 20 л топлива и 5 л масла
3. Не свыше 15 л топлива и 20 л масла
4. Не свыше 15 л топлива и 15 л масла
5. Не свыше 30 л топлива и 15 л масла.
Вопрос 3. Из каких основных элементов состоит система безопасности России?
1. Органов законодательной и исполнительной власти
2. Органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
3. Органов власти и общественных организаций
4. Органов власти, общественных и иных организаций и объединений
5. Органов власти, общественных и иных организаций и объединений, граждан, и законодательства, регламентирующего отношения в сфере безопасности.
Вопрос 4. Обеспечение общественного порядка, тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях возлагается на:
1. Госгортехнадзор
2. Госатомнадзор
3. МВД России
4. Госкомсанэпидемнадзор
5. Минсельхоз России
Вопрос 5 Нормативными актами, регулирующими деятельность по обеспечению безопасности "жизни" являются:
1. Нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей и автономных округов
2. Конституция РФ
3. Закон "О безопасности"
4. Международные договоры и соглашения заключенные или признанные РФ.
5. Все вышеперечисленное
Задание № 9.
Вопрос 1. Каким числом патрубков с кранами и вентилями должна быть оснащена железнодорожная (автомобильная) цистерна для слива из неё жидких опасных веществ в складские ёмкости?
1. 1 патрубком с краном и 1 вентилем
2. 1 патрубком с краном и 2 вентилями
3. 2 патрубками с кранами и 1 вентилем
4. 2 патрубками с кранами и 2 вентилями
5. Не менее двумя патрубками с кранами и вентилями.
Вопрос 2. При какой концентрации азотная кислота может вызывать самовозгорание древесных опилок, стружек, соломы и др. ?
1. Более 60%
2. Более 50%
3. Более 40%
4. Более 30%
5. Более 20%.
Вопрос 3. Каков объём кислот допускается хранить в бутылях из стекла?
1. Не более чем на 0,9 их ёмкости.
2. Не более чем на 0,8 их ёмкости.
3. Не более чем на 0,7 их ёмкости.
4. Не более чем на 0,6 их ёмкости.
5. Не более чем на 0,5 их ёмкости.
Вопрос 4. Каковы основные причины взрывов баллонов с газами?
1. Удары (падения).
2. Переполнения баллонов сжиженными газами
3. Отсутствие чёткой окраски и маркировки
4. Ошибочное заполнение баллонов другим газом
5. Все перечисленные причины
Вопрос 5. Наиболее безопасным способом хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей является:
1. хранение в цистернах
2. подземное хранение
3. товарно-сырьевые склады
4. склады нефтепродуктов
5. все вышеперечисленное
Задание № 10.
Вопрос 1. Какой свободный объём должен остаться в баллонах при заполнении их сжиженным газом?
1. Примерно 20%
2. Примерно 15%
3. Примерно 10%
4. Примерно 5%
5. Примерно 3 %
Вопрос 2. Применение сварных баллонов допускается применять для газов с давлением:
1. 60 мПа
2. 50 мПа
3. 40 мПа
4. 30 мПа
5. 20 мПа
Вопрос 3. Расстояние от складов с баллонами газа до жилых домов должно быть не менее:
1. 200м
2. 150м
3. 100м
4. 50м
5. 25м
Вопрос 4. Расстояние от баллонов с газом до приборов отопления должно быть не менее:
1. 2,5м
2. 2,0м
3. 1,5м
4. 1,0м
5. 0,5 м
Вопрос 5. Для защиты газа, хранящегося в цистерне от нагревания выше рассчитанной температуры предусматривают:
1. теплоизоляцию из несгораемых материалов
2. металлический защитный теневой кожух
3. снабжение цистерн дыхательными клапанами
4. установка гидравлических предохранительных клапанов
5. все вышеперечисленные
Задание № 11.
Вопрос 1. Расстояние от баллонов с газом до печей и других источников тепла должно быть не менее:
1. 7 м
2. 6 м
3. 5 м
4. 4 м
5. 3 м
Вопрос 2. Оптимальные условия хранения каучука в помещениях складов достигаются:
1. При 10-15 С и относительной влажности воздуха 70 - 75 %.
2. При 10-15 С и относительной влажности воздуха 70 - 85 %
3. При 10-15 С и относительной влажности воздуха 75 - 85 %
4. При 10-15 С и относительной влажности воздуха 85 - 90 %
5. При 10-15 С и относительной влажности воздуха 90-95%.
Вопрос 3. Хранение щелочных металлов осуществляется в металлических банках, залитых:
1. Керосином
2. Маслом
3. Водой
4. Керосином или маслом
5. Водой с маслом
Вопрос 4. План расстановки автотранспортных средств должен быть разработан для помещений хранения транспорта в количестве более:
1. 65 единиц.
2. 55 единиц
3. 45 единиц
4. 35 единиц
5. 25 единиц
Вопрос 5. В случае воспламенения топлива (бензина) следует :
1. Тушить огонь водой, засыпать землей или песком
2. Применять пенный или углекислый огнетушитель, огонь засыпать землей или песком, не тушить огонь водой
3. Накрыть брезентом или другой плотной тканью, не тушить огонь водой, применять пенный или углекислый огнетушитель, засыпать землей или песком
4. Засыпать землей или песком, накрыть плотной тканью, не тушить водой
5. Тушить водой, применять пенный или углекислый огнетушитель
Задание № 12.
Вопрос 1. Скирды (стога), навесы и штабели грубых кормов должны располагаться от пиний электропередач на расстоянии не менее:
1. 50 м
2. 40 м
3. 25 м
4. 15 м
5. 10 м
Вопрос 2. Скирды (стога), навесы и штабели грубых кормов должны отстоять от зданий и сооружений на расстоянии не менее:
1. 200 м
2. 150 м
3. 100 м
4. 50 м
5. 25 м
Вопрос 3. Расстояние между работниками, переносящими грузы на объектах торговли и общественного питания должны быть не менее:
1. 5 м
2. 4,5 м
3. 4 м
4. 3 м
5. 2,5 м
Вопрос 4. При постоянном переносе тяжестей вручную подросткам от 16 до 18 лет следует поднимать и перемещать не более:
1. 15 кг
2. 10 кг
3. 8 кг
4. 6 кг
5. 4 кг
Вопрос 5. При использовании электромеханического оборудования не допускается:
1. Поправлять ремни, цепи, привода во время работы оборудования;
2. Превышать допустимые скорости работы машин
3. Работать со снятыми с машины заградительными и предохранительными устройствами, открытыми дверками, крышками
4. Использовать машину для выполнения работ, которые не предусмотрены инструкцией по эксплуатации
5. Все вышеперечисленное -
Контрольная работа:
Анализ социокультурных изменений в результате эволюции техники
18 страниц(ы)
Введение
1.Научно-техническая революция на рубеже XXI века
2.Постреволюционная эволюция техники
2.1 Влияние новой техники на студентов2.2 Влияние новой техники на работающее населениеРазвернутьСвернуть
2.3 Влияние новой техники на пенсионеров
Заключение
Список использованной литературы