У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Английский язык, контрольная работа №1, вариант 1» - Контрольная работа
- 4 страниц(ы)
Содержание
Выдержка из текста работы

Автор: kjuby
Содержание
Прочтите текст и ответьте на следующие вопросы:
When do students get degrees of Bachelor of Science?
When do students get a master’s degree?
COLLEGES AND UNIVERSITIES IN THE USA
1. Young people in the USA get higher education in colleges and universities. Students choose “major” subject and make many courses in this subject.
2. After four years of study students get the degrees of Bachelor of Science (B. Sc.), Bachelor of Philosophy (B. Phil.) or Bachelor of Arts (B.A., if they study Greek or Latin). After a year or two of further study they get a master’s degree. If they go on in their study and research, they will get a still higher degree of Doctor of Philosophy (Ph. D.).
3. Higher education trains people to become teachers, engineers or to do other professional work.
4. College students often continue their study at universities. Not all the students get grants. The minimum period of study is two years (in this case they don’t get the degree of Ph. D.), three or even four years.
5. Many cities have colleges and universities that hold evening classes as well as daytime classes. People who work in the daytime can get higher education attending evening classes.
2. Переведите в письменной форме абзацы 1, 2, 4.
3. Выберите нужную форму глагола to be и переведите предложения на русский язык:
1. School education in the USA (is, was, will be) free.
2. They (are, were, will be) second-year students last year.
3. History (is, was, will be) the first lesson tomorrow.
4. Напишите предложения в вопросительной, а затем в отрицательной форме и переведите их на русский язык:
1. They have five lessons every day.
2. We had four exams last term.
3. Students will have a lecture on history tomorrow.
5. Поставьте глаголы, данные в скобках, в Past Indefinite Tence (прошедшее неопределенное время).
1. He (to get) a degree in chemistry last year.
2. I (to pass) my entranse exams successfully a few days ago.
3. They (to read) many books on management last term.
6. Составьте три предложения, используя слова, данные в колонках, и переведите их на русский язык:
There is 2,600 universities in the USA
There are many students at the university
a large library
7. Заполните пропуски предлогами по смыслу:
1. There are three terms . a school year.
2. University classes start . September.
3. In America all children from 6 to 16 go . schoo
Выдержка из текста работы
6. Составьте три предложения, используя слова, данные в колонках, и переведите их на русский язык:
1. There in a large library at the university.
(В университете есть большая библиотека).
Тема: | «Английский язык, контрольная работа №1, вариант 1» | |
Раздел: | Иностранные языки | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 4 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Медицина-
Курсовая работа:
Влияние развития компьютерных технологий в изобразительном искусстве и повседневной культуре
22 страниц(ы)
Введение
Глава 1. Информация и информационная культура
1.1. Понятие и сущность информационных технологий1.2. Влияние ИТ на развитие традиционного современного искусстваРазвернутьСвернуть
Глава 2. Взаимодействие искусства и новейших компьютерных технологий
2.1. Перспективы развития компьютерных технологий в современном искусстве
2.2. Проявление и роль новых компьютерных технологий в искусстве
2.3. Особенности применения новейших компьютерных технологий в изобразительном искусстве
Заключение
Библиографический список
-
Контрольная работа:
18 страниц(ы)
Договорный режим имущества супругов. Брачный договор: заключение, содержание. Изменение и прекращение брачного договора. Расторжение брачного договора и признание его недействительнымПорядок образования приемной семьи. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью (стороны, содержание, форма, порядок прекращения)РазвернутьСвернуть
Задача
Зендуков подал исковое заявление о расторжении брака, однако судья, выяснив, что жена истца беременна и на развод не согласна, отказал в принятии заявления и разъяснил, что иск может быть предъявлен лишь при достижении ребенком одного года. Зендуков настаивал на рассмотрении спора по существу, так как жена его беременна от другого мужчины. Это обстоятельство письменно подтвердила сама ответчица. Судья принял исковое заявление, спор был рассмотрен, и вынесено решение о расторжении брака. Зендукова обжаловала решение.
Родив от случайной связи девочку, Ильина отдала ее в дом ребенка. Спустя три года она забрала девочку к себе, а еще через год соседи Ильиной обратились в комиссию по делам несовершеннолетних с требованием лишить ее родительских прав и передать девочку в детское учреждение. В заявлении указывалось, что Ильина ведет аморальный образ жизни (систематически пьянствует, приводит домой разных мужчин), за дочерью не следит. Девочка всегда голодная, запущенная, предоставлена самой себе, одежды у нее почти нет. Во время попоек ей приходится спать в коридоре.
Список источников и литературы
-
Тест:
Контроль и ревизия - КРВ, вариант 1
2 страниц(ы)
Задание 1 (91)
Вопрос 1
В практике проведения контрольных обмеров при ревизии строительства может быть обнаружено применение:1) завышенных единичных расценок, не соответствующих фактическим условиям и характеру выполнения работ;РазвернутьСвернуть
2) заниженных единичных расценок, не соответствующих фактическим условиям и характеру выполнения работ;
3) устаревших единичных расценок, не соответствующих фактическим условиям и характеру выполнения работ.
Вопрос 2
Ревизию операций с векселями необходимо начать с изучения книги учета ценных бумаг, которая должна иметь следующие обязательные реквизиты:
1) наименование эмитента, договорную цену, продажную стоимость, номер, серию, номинальное количество, дату покупки, дату регистрации;
2) наименование эмитента, номинальную цену, покупную стоимость, номер, серию, общее количество, дату покупки, дату продажи;
3) наименование покупателя, фактическую цену, фактическую стоимость, номер, серию, фактическое количество, дату покупки, дату продажи.
Вопрос 3
При инвентаризации автотранспортных средств основное внимание обращают на комплектность автомобилей. Перечень комплектующих деталей содержится в:
1) сличительной ведомости учета автотранспортного средства;
2) инвентаризационном акте по учету автотранспортного средства;
3) инвентарной карточке учета автотранспортного средства.
Вопрос 4
При инвентаризации кулинарной продукции в буфетах контролируют ее качество и правильность цен, а при снятии остатков вин и вино-водочных изделий - наличие:
1) инвентаризационной описи;
2) штампа предприятия на этикетках бутылок;
3) ведомости пересчета вин и вино-водочных изделий.
Вопрос 5
При ревизии списания естественной убыли нефтепродуктов нормы естественной убыли не распространяются на нефтепродукты:
1) принимаемые и сдаваемые по счету (фасованные продукты), транспортируемые или хранящиеся в герметичной таре (запаянные с применением герметиков, уплотнений и др.), а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления;
2) принимаемые и сдаваемые по описи в объемном выражении, транспортируемые или хранящиеся в цистернах, а также хранящиеся в канистрах;
3) принимаемые и сдаваемые по перечню в весовом выражении, транспортируемые или хранящиеся в подземных хранилищах и резервных танках.
Задание 2 (92)
Вопрос 1
Сличительные ведомости — один из важнейших заключительных документов инвентаризации. В них отражаются итоговые результаты, которые представляют собой расхождение между показателями:
1) оборотно-сальдовой ведомости и данными сличительной ведомости;
2) шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
3) бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов.
Вопрос 2
Коэффициент модернизации рассчитывают как отношение числа:
1) поступившего в отчетном году оборудования к общему числу единиц оборудования данного вида;
2) модернизированных единиц оборудования к общему числу единиц оборудования данного вида;
3) выбывшего в отчетном году оборудования к общему числу единиц оборудования данного вида.
Вопрос 3
Проверку поступления основных средств целесообразно организовать раздельно по:
1) видам поступления и источникам финансирования;
2) перечню поставщиков и возрасту объектов основных средств;
3) классификационным группам основных средств.
Вопрос 4
Ревизор оценивает систему планирования поступления основных средств, обоснованность планов путем сопоставления объемов:
1) дебиторской задолженности с плановым приростом объемов выпускаемой продукции;
2) кредиторской задолженности с плановым приростом объемов выпускаемой продукции;
3) капитальных вложений с плановым приростом, объемов выпускаемой продукции, производительности труда.
Вопрос 5
При проверке своевременности и полноты закрепления основных средств за материально ответственными лицами по местам нахождения объектов осуществляется:
1) документальный и фактический контроль;
2) внутренний и внешний контроль;
3) оперативный и плановый контроль. -
Контрольная работа:
20 страниц(ы)
Задача № 1
Производство, распределение и использование национального дохода в РФ (в фактических ценах, млрд. руб.)1. Произведено по отраслям экономики:РазвернутьСвернуть
- промышленность 56756,6
- сельское хозяйство 11522,7
- строительство 10769,9
- транспорт, связь, торговля, МТС, заготовки и др. отрасли 52430,8
2. Первичное распределение:
- необходимый продукт (оплата труда) 47332,8
- прибавочный продукт 84147,2
3. Использовано на:
- личное потребление населения 69453,4
- материальные затраты в учреждениях, обслуживающих население, в научных учреждениях, управлении 20415,1
- прирост основных фондов -11327
- прирост материальных оборотных средств и резервов 30750,7
4. Потери и внешнеторговое сальдо 22187,8
Определить объем НД производственным методом. Сделать выводы.
Задача № 2
Среднегодовая численность населения в области в 2006 г. составляла 18 млн. чел., из них 25 – % женщины в возрасте 15 – 49 лет. В течение года в области родилось 25000 человек, умерло 12000 человек, в том числе детей до 1 года – 850 человек, прибыло в область на постоянное жительство 16000 человек, выбыло на постоянное жительство за пределы области 10000 человек.
Определите:
1. Коэффициент детской смертности (детей до 1 года).
2. Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста.
3. Коэффициент механического прироста.
4. Специальный коэффициент рождаемости (фертильности).
Задача № 3
Определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан, уровень обращаемости населения в органы службы занятости, а также нагрузку незанятого населения на одну вакансию, если известны следующие данные:
1. Общая продолжительность трудоустройства граждан за год – 259000 (человеко/дня).
2. Общее число трудоустроенных граждан в отчетном году – 58000 чел.
3. Численность обративших за трудоустройством граждан за год – 102000 чел.
4. Среднегодовая численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 800000 чел.
5. Число вакансий на конец периода – 70000.
Задача № 4
Имеются следующие условные данные о зависимости объема товарооборота в фактических ценах от изменения среднедушевого дохода и цены товара «S» (за период с января 2002 г. потребительских расходов декабрь 2006 г.):
где:
• – доход;
• – цена товара.
На основании приведенных данных:
1. Постройте прогноз спроса на март и октябрь 2007 г., если:
а) среднедушевой доход достигнет в марте 2007 г. 4000 руб., а в октябре 2007 г. – 4500 руб.;
б) средняя цена за единицу товара «S» составит в марте 2007 г. 500 руб. за единицу, а в октябре 2007 г. – 650 руб. за единицу;
2. Исчислите теоретические коэффициенты эластичности, объема товарооборота в фактических ценах от среднедушевого дохода и от средней цены за единицу товара.
Полученные результаты проанализируйте.
Задача № 5
Имеются данные о реализации картофеля на трех рынках города за 2009 год:
Рынки Объем дневной продажи (кг) Цена (руб./кг)
август декабрь август декабрь
Центральный 150,0 180,0 25,0 28,0
Черемушки 130,0 100,0 24,0 27,0
Выхино 140,0 150,0 22,0 25,0
Определите: среднюю цену картофеля в декабре потребительских расходов сравнению с августом 2009 г.; выручку от продажи; структуру продажи; абсолютное изменение средней цены за счет ряда факторов; индекс потребительских цен; эластичность продаж; сумму экономического эффекта за счет изменения цен в декабре 2009 года.
Задача № 6
Имеются следующие данные по трем фирмам за два периода:
№ предприятия Базисный период Отчетный период
Средняя стоимость основных производственных средств,
тыс. руб. Среднесписочная численность персонала основной деятельности, чел. Средняя стоимость основных производственных средств,
тыс. руб. Среднесписочная численность персонала основной деятельности, чел.
А 1 2 3 4
1 450 150 608 152
2 680 170 770 110
3 810 90 736 92
Итого:
Определите по каждому предприятию и по группе предприятий в целом, представив расчеты в таблице:
1. Уровни фондовооруженности труда за каждый период и их динамику.
2. Индексы фондовооруженности труда (индивидуальные и общие переменного, постоянного состава, индекс влияния структурных сдвигов), показав их взаимосвязь.
3. Абсолютное изменение среднего объема основных производственных средств по группе предприятий в целом и в том числе за счет динамики среднесписочной численности персонала основной деятельности и за счет изменения среднего уровня фондовооруженности труда.
4. Абсолютную динамику среднего уровня фондовооруженности труда по группе предприятий – в целом и в том числе в результате изменения фондовооруженности труда на каждом предприятии и изменения структуры персонала основной деятельности (перераспределения персонала между отдельными предприятиями).
Сделайте выводы по результатам.
Задача № 7
Имеются следующие данные по предприятию за два периода времени, в тыс. руб.:
Наименование показателей Кварталы
I II
А 1 2
Выручка от реализации 1560 1800
Средний остаток оборотных средств 520 450
Определите:
1. показатели оборачиваемости оборотных средств за каждый квартал (число оборотов и продолжительность одного оборота) и их динамику;
2. абсолютную динамику суммы выручки от реализации продукции – в целом и в том числе за счет изменения среднего остатка оборотных средств;
3. сумму оборотных средств, высвобожденных из оборота в результате ускорения их оборачиваемости.
Полученные результаты проанализируйте. -
Творческая работа:
Вопросник: Гельмут Вильгельм «Перемены»
6 страниц(ы)
ПЕРЕМЕНЫ
ПОНЯТИЕ ПЕРЕМЕН
При обращении к понятию Перемен, давшему название «И цзин» и играющему в нем определяющую роль, на память сразу приходит афоризм «Pantra rhei», «Все течет», который около 500 г. до н.э. Гераклит Эфесский положил в основание своей философской системы. Это произошло приблизительно в то же время, когда сложился «И цзин», и здесь мы сталкиваемся с замечательным случаем совпадения в развитии Востока и Запада, когда в одно и то же время не связанные между собой цивилизации сходятся в самовыражении. Но даже этот столь яркий, на первый взгляд, пример при ближайшем рассмотрении обнаруживает характерные различия между двумя культурами. Гераклит, утверждавший, что жизнь — это движение, на первое место ставил гармоничный миропорядок, Логос, формирующий хаос жизни. Для китайцев, как мы увидим, два принципа — движение и неподвижный закон, им управляющий, — составляют единое целое; им неведомы ядро и оболочка: сердце и ум для них нераздельны.Мы несколько забежали вперед, но разбор слова, которым выражается понятие «Перемены», поможет понять, что имеется в виду. Иероглиф И, который упрощенно переводится как « Перемены», входит в ядро китайского языка. Он часто встречается на гадальных костях и в ранних надписях на бронзовых сосудах. Говорить о семантике этого слова непросто из-за противоречивости существующих толкований. С точки зрения этимологии внешнее сходство иероглифов, вероятно, привело к слиянию двух различных семантических комплексов. Судя по всему, первоначально иероглиф И означал ящерицу. На это указывает архаическая пиктограмма, изображавшая существо с круглой головой, изогнутым телом и множеством ног, а также толкование одного из старейших словарей. Слово сохранило свое первоначальное значение, хотя в позднейшие времена для лучшего различения был добавлен ключ «насекомое», «рептилия». Если вспомнить, что подобные пиктограммы использовались также для указания на свойства изображенных предметов, напрашивается представление о подвижности и переменчивости, которое и стало ассоциироваться с этим словом. Ящерица, хамелеон и для нас служат олицетворением изменчивости.РазвернутьСвернуть
а б
Два написания иероглифа И: стандартизированное (а) и архаичное (б)
Затем слово приобрело дополнительные значения другого похожего иероглифа, с которым позже слилось. Этот иероглиф, означавший «распоряжаться», представлял из себя пиктограмму, к которой позже был добавлен символ власти — знамя (первоначально — хвост животного). С ним, вероятно, ассоциировалась идея раз и навсегда заданного отношения между верхом и низом. На ранних надписях на бронзе это слово встречается также в значении дара, которым господин жалует своего вассала. Слово И продолжает сохранять и это значение, но с добавлением ключа «золото», «металл».
Согласно другому толкованию, иероглиф является сочетанием изображений Солнца и Луны, то есть основных сил природы — Ян и Инь. Однако нетрудно увидеть, что это объяснение основывается на концепциях самого «И цзин» и поэтому вряд ли может прояснить историю слова в период, предшествовавший появлению книги.
Слияние двух иероглифов и их смыслов дало значения, в которых слово снова и снова встречается как в древних, так и в современных текстах: легкое, простое — в противоположность чему-то трудному; твердое и спокойное — в противоположность неустойчивому; перемена или изменение.
В древнейшем слое «И цзин» слово встречается четыре раза. В одном случае оно несомненно означает «перемены», во втором скорее указывает на «твердость», а в остальных это название места.
Слово И послужило названием книги, которую в конце династии Шан, около 1150 г. до н.э., составил Вэнь-ван , по-своему расположив и расширив уже существующие материалы с разными названиями. Название И входит в употребление только после Вэнь-вана. Для нас привычно сочетание «И цзин», «Канон Перемен», но цзин, «канон», — это не древнее слово; к «Переменам» его присоединили в параллель другим текстам конфуцианского канона: «Канон писаний», «Шу цзин», и «Канон стихов», «Ши цзин». Но относить термин цзин к классическим текстам стали не раньше IV в. до н.э., впервые подобное наименование встречается у Чжуан-цзы. Само это слово означает основу, продольные нити ткани, и, по всей видимости, стало применяться по отношению к классическим произведениям для того, чтобы отличить их от апокрифов, называемых вэй, «уток», «поперечная нить».
Первоначально книга называлась «И», «Перемены», или «Чжоу И», «Чжоуские Перемены» (Чжоу — название династии, основатели которой завершили создание этой книги). О том, как переводить слово И в заглавии, ученые спорят до сих пор. Так, недавно было высказано мнение, что имеется в виду простой способ (способ гадания), а именно тот, который использовался чжоусцами в отличие от более трудного шанского способа гадания на черепашьих панцирях. Эта интерпретация, наряду со многими другими объяснениями, представляется малоубедительной и не отвечает ни историческим фактам, ни логике вещей в данном конкретном случае. Я предпочитаю по-прежнему использовать название «Книга Перемен», обоснованность которого станет очевидной в ходе дальнейшего изложения. Не следует, однако, забывать о других значениях слова И, поскольку и они важны для его понимания. Почему это так, хорошо разъясняет один из ранних апокрифов:
«Y названия И три значения — это "легкость", "изменение" и "неизменное".
В слове "легкость" — его Дэ . Его сияние проникает в четыре стороны, ясно и легко устанавливая разграничения. Великое Небо становится сиятельно ясным, а Солнце и Луна, звезды и зодиакальные созвездия распределяются и выстраиваются. Оно проникает в чувства, у которых нет ворот, и хранится в духе, у которого нет доступа внутрь. Без усилия и без мысли, просто и безошибочно. Таково легкое в нем.
Изменение — это его Ци. Если бы Небо и Земля не изменялись, они не могли бы проводить Ци, взаимовлияния Пяти Движений остановились бы и смена четырех времен года нарушилась. Князья и министр потеряли бы свои знаки отличия и все различения смешались. Должное уменьшаться стало бы расти, а должное править пало. Таковы изменения в нем.
Неизменное — это его положение (статус, состояние). Небо вверху, а Земля внизу. Государь обращает лицо на юг, а слуги — на север. Отец восседает, а сын кланяется. Таково неизменное в нем» .
Конечно, эти значения слова И, которые в выразительном описании апокрифа уподобляются трем координатам, задающим миропорядок, трудно выделить в ранних слоях «И цзин». Но в позднейших слоях суть содержания уже извлекается из всех этих значений слова, и мы также попытаемся использовать семантику в качестве проводника по системе, лежащей в основе «Книги Перемен».
Иероглиф И буквально означает «простое», «легкое», «данность». Мне хотелось бы подчеркнуть это значение, поскольку здесь рельефно проступает различие между системой « И цзин», как она представлена в версии правителей начала Чжоу, и ее более ранними вариантами. Мы никогда не поймем, как устроена эта система, если будем выискивать в ней нечто темное и таинственное. Книга начинается с того, что дано легко увидеть и понять любому.
Прежде всего имеет смысл посмотреть, в каких исторических условиях эта система приобрела новую форму. Тотемическая матриархальная религия шанцев, правившая посредством страха, была чужда правителям раннего Чжоу. Также неприемлемы были для них сумерки разума, выпустившие на волю темные силы человеческой души и давшие им санкционированный выход в кровавых жертвоприношениях. Дух чжоуских правителей проще и прозрачнее, он проникнут образами, подсказанными растительной жизнью, земледелием. Но понятия этой культуры далеко не примитивны и прошли процесс длительного очищения. В иерархии инстинктов чжоусцы отдавали приоритет инстинкту сердца, или разуму. Таким образом, оттесненные на задний план темные силы не могли более претендовать на господство. Конечно же, я упростил картину, для того чтобы сделать ее ярче. Но названные духовные тенденции прослеживаются в социально-политической системе раннего периода Чжоу. Жизнь обретает форму в соответствии с тем, что дано природой. Поэтому ее законы считаются познаваемыми, а боги, демоны, зловещие призраки, которые вносят в жизнь иррациональное начало, ставятся под сомнение. Именно это мироощущение породило строжайший запрет на алкоголь в начале династии Чжоу.
Ситуации, отраженные в «И цзин», взяты непосредственно из жизни — это то, что случается со всеми изо дня в день и понятно всем. Со всей определенностью говорится об этом в позднейших слоях книги, которые не просто объясняют и развивают старую систему, но ставят целью — в полном соответствии с социально-культурной миссией учения Кун-цзы — показать действенность « Канона Перемен». Снова и снова подчеркивается, что вратами в систему может быть лишь простота и ясность. «Добро (совершенство) легкого и простейшего, — читаем мы, — сочетается с высшим Дэ» . В другом месте говорится:
«Творящее через легкое (Перемены) познает (познается).
Воспринимающее через простейшее способно [действоватъ].
Если легко, то легко познается; если просто, то просто следовать. Если легко познать, то есть близкие; если просто следовать, то есть работа [заслуги]. Если есть близкие, то возможна долговечность; если есть работа, то возможно величие. Если возможна долговечность, то это — Дэ одаренного [мудрого] человека; если возможно величие, то это деяния достойного человека» .
Таковы врата, ведущие к настоящим Переменам. О постоянных Переменах свидетельствует повседневный опыт. Для неискушенного ума вещи, явления неотделимы от изменений. Только абстрактное мышление в состоянии увидеть феномены вне потока непрерывных изменений — как статические сущности. В западной мысли этот аспект Перемен находит некоторое отражение в приложении категории времени к явлениям. С точки зрения этой категории все и в самом деле пребывает в состоянии превращения. В каждый момент времени будущее становится настоящим, а настоящее — прошлым.
Категория времени наполняется конкретным содержанием в китайском понятии Перемен, возникшем в ходе наблюдений за природными явлениями: движением солнца и звезд, плывущими облаками, текущей водой, чередованием ночи и дня, сменой времен года. Передают, что Кун-цзы однажды, стоя на берегу реки, воскликнул: «Как эта река, все течет непрестанно, день и ночь!» Это понятие тесно связано с богатством жизни. Перемены определяются как порождение порождения , как бьющее через край изобилие постоянно обновляющейся, не знающей ни отдыха, ни смерти силы природы. Жизнь вообще непостижима вне вечного изменения и роста. Прерывание жизни дает не смерть, которая в конечном счете также принадлежит жизни, но ее отрицание — извращение, деградацию.
Эта мысль органично входит в понятие Перемен. Противоположность изменениям — не покой и не застой, ведь и они относятся к проявлениям Перемен. Представление о том, что противоположностью Перемен является упадок, а не прекращение движения, показывает, насколько это понятие отлично от нашей идеи времени. Переменам в китайским восприятии противостоит рост того, что должно идти на убыль, и падение того, что должно править. Перемены, следовательно, — не просто движение, ведь их противоположность тоже является движением. Состояние полной неподвижности настольно абстрактно, что было непредставимо для китайцев, по крайней мере китайцев того времени, когда создавался «И цзин». Таким образом, Перемены — это естественное движение, развитие, которое становится противоестественным, если его повернуть вспять.
В «И цзин» эта концепция получает дальнейшее развитие. Включение в сферу Перемен органических форм жизни придало книге философскую ценность. В «Каноне Перемен» утверждается, что человек и естественные социальные группы, а по сути и эпоха в целом, не существуют вне категории Перемен, и эта мысль полностью отвечает высоким ожиданиям, с которыми обычно приступают к изучению «И цзин». Понимание того, что человек движется и действует, что он растет и развивается, — само по себе не бог весть какое открытие. Постижение типичности форм движения и развития — закона Перемен, управляющего всем и не знающего исключений, — вот в чем источник столь притягательной цельности, стройности и прозрачности древнекитайской философии.
Но такое развитие — развитие, охватывающее все сущее без исключения, — совсем не просто представить в явной форме. Перемены — это не внешний, нормативный принцип, накладывающийся на мир, а внутренние стремления, в соответствии с которыми осуществляется естественное и спонтанное движение. Это не веление судьбы, требующее безропотного подчинения, а скорее знак, указывающий направление возможных решений. И снова речь идет не о моральном законе, который надлежит неукоснительно соблюдать, но о некоторых правилах, пользуясь которыми, возможно считывать грядущие события. Все мы от рождения находимся в едином потоке развития, но узнавание его и следование ему предполагает ответственность и свободный выбор.
Подобное понимание Перемен в применении к развитию индивида, социальных групп или эпохи в целом отменяет ряд допущений, при помощи которых обычно объясняются события. Так, этот принцип развития не подразумевает различия внутреннего и внешнего, содержания и формы. Он вживлен в человеческое сердце; он активен и узнаваем. И точно так же, как в одном человеке, действует он в различных объединениях людей, во всем, что велико и ценно в эпохе. Таким образом, он не просто воплощает, но действительно является носителем «души» группы и «духа» времени. В сферу его действия входят все уровни и измерения бытия — любое семя, брошенное в землю, взойдет и созреет.
Движение Перемен, следовательно, никогда не бывает одномерным и однонаправленным. Лучше всего для его определения подходит образ циклического движения. Он часто встречается в позднейшей комментаторской литературе, в которой, однако, утрачена гибкость обращения с образами, отличающая сам «И цзин». Все же в основании несомненно лежит идея движения, возвращающегося к своей исходной точке, движения, подобного ходу светил или смене времен года. Смерть древние китайцы также воспринимали как возвращение. Но в этой интерпретации важна не столько повторяемость, сколько самодостаточность или целостность. Перемены никак не связаны с идеей прогресса, которая органически входит в наше представление о циклическом движении — вспомним образ спирали. Оценочная по своему характеру идея прогресса плохо совместима с образом, заимствованным у природы. А попытка возвеличить новое за счет старого, будущее за счет прошлого всегда была чужда китайской мысли. Нет ничего важнее, чем следовать потоку Перемен. И если прежние времена превосходили нас в этом отношении, следует это признать без предрассудков, извлечь соответствующий урок и постараться научиться тому, что умели древние.
Возвращение движения к исходной точке предотвращает рассеивание, которое неизбежно постигает импульс однонаправленного движения. Бесконечность поэтому сдерживается конечным, вне пределов которого ее невозможно поставить на службу человеку.
Здесь мы подходим к третьему смыслу, связанному с понятием И: постоянное, то, в чем можно быть уверенным. Уже ранний апокриф дает парадоксальное определение: «Перемены —это неизменное». В позднейших слоях «Канона Перемен» это значение слова используется в противопоставлении слову «опасность». Опасность — это неизвестное, таинственное, которое может в равной степени обернуться и счастьем, и несчастьем. Безопасность — это твердое знание правильного пути, уверенность, что события будут разворачиваться в нужном направлении.
Ранние комментаторы были склонны отождествлять безопасность, так же как и постоянство, с общественными отношениями. Они говорили: отец восседает, а сын кланяется, — что изобличает в них страстных защитников своего собственного социального положения. И тем не менее, концепция не лишена динамизма. Сын, сегодня почтительно кланяющийся своему отцу, завтра сам станет отцом и будет принимать поклоны своего сына. Иначе говоря, общественное положение фиксировано и статично только по отношению к другому общественному положению. Заданное отношение незыблемо и поэтому может служить точкой отсчета в потоке событий. Различие в статусе конкретных лиц, таким образом, менее важно, чем само существование отношения, полярность которого служит организующим принципом Перемен. Очевидно, что отношения могут быть самыми разнообразными, отец и сын — всего лишь один пример, символизирующий принцип отношения. Развернутая сеть общественных отношений служит залогом устойчивости и постоянства в Переменах. Но при переносе понятия Перемен в область личного или космического появляется настоятельная необходимость введения других отношений, способных стать мерой устойчивости в этих сферах. Позже мы рассмотрим основополагающий принцип полярности более подробно.
В «Каноне Перемен» намечен еще один аспект понятия Перемен, который в ранних слоях книги прямо не выражен, но в позднейших текстах обсуждается весьма подробно. Эти тексты связывают устойчивость в Переменах с одной из основных человеческих добродетелей: надежностью, верностью. Перемены можно постичь, их можно придерживаться, на них можно положиться. Они не случаются ни с того ни с сего, а следуют установленному курсу естественного хода событий. Как в завтрашнем восходе солнца, как в приходе весны после зимы, можно быть уверенным в том, что процесс становления не беспорядочен, но имеет определенное направление. Здесь концепция Перемен сближается с космическим законом даосов — Дао. И действительно, в поздних слоях книги слово «Дао» встречается очень часто. Дао здесь, как и у Лао-цзы, выступает в качестве активной силы Вселенной в целом и любой ее части. Мы читаем в «Си цы чжуань»:
«Перемены соразмерны с Небом и Землей и потому могут полностью охватить Дао Неба и Земли.
Уподобляешься Небу и Земле и потому не противодействуешь;
знаниями охватываешь всю тьму предметов-сущностей, а Дао уравновешиваешь Поднебесную, и потому не ошибаешься.
[Переменами] охвачены преображения Неба и земли, и ничто не пропущено;
вмещены и завершены все предметы сущности, и ничто не потеряно;
постигнуто Дао дня и ночи, и дано знание,
потому как у духов-божеств нет сторон (подобшя, так и у Перемен нет тела (формы)» .
В конечном итоге, именно в Дао источник двойственности, что напрямую напоминает о «Дао Дэ цзин».
Таким образом, твердое, постоянное, вместо которого здесь стоит Дао, служит неотъемлемым атрибутом Перемен, а это в свою очередь предполагает идею последовательности и вездесущности. Мы видим, что Перемены присутствуют и в большом, и в малом, обнаруживают себя и в событиях космического масштаба, и в человеческом сердце. Из всеобъемлющего характера Дао, вмещающего и макрокосм, и микрокосм, в «Каноне Перемен» следует представление о человеке как центре событий: личность, осознающая свою ответственность, может быть на равных с силами космоса — Небом и Землей. Именно это имеется в виду, когда говорится о возможности влиять на Перемены. Разумеется, оказывать влияние дано только тому, кто следует вместе с Переменами, а не идет против них. Так как в потоке Перемен всходят все семена, туда можно бросить и свое. Знание законов Перемен учит, как обращаться с семенами, как влиять на ход вещей, и не только этому. На посаженное семя можно влиять в ходе его роста, но влияние будет тем сильнее, чем ближе к времени посадки, а угадавший момент прорастания семени станет хозяином его судьбы. И здесь снова на ум приходит отрывок из «Дао Дэ цзин», в котором выражены сходные мысли.
Таким образом, в той мере, в какой личности, осознающей свою ответственность, дано влиять на ход вещей, изменчивость перестает быть коварной нераспознаваемой западней, становясь органическим миропорядком, который находится в согласии с человеческой природой. Поэтому человеку отводится далеко не ничтожная роль. В установленных пределах он не только господин своей собственной судьбы, но также в состоянии вмешиваться в события, далеко выходящие за границы его собственной сферы. Но прежде всего необходимо осознать положенный тебе предел и не претендовать на большее. Именно этой цели служит «Канон Перемен», в котором собран опыт древности и людей мудрости нескольких эпох.
ДBA
ОСНОВНЫХ
ПРИНЦИПА
Говоря о роли постоянства или надежности в принципе Перемен, мы процитировали определение: «Перемены — это неизменное». В непосредственно данном чувствам неиссякающем потоке Перемен постоянство играет роль упорядочивающего принципа, который обеспечивает устойчивость в приливах и отливах событий. С постижением этого принципа человек, отказываясь от бездумного отождествления себя с природой, перестает быть игрушкой в ее руках — на сцену выходит мыслящее сознание. Осознание того, что является постоянным в потоке природы и жизни, становится первым шагом к абстрактному мышлению. Познание регулярности в движении небесных тел и в смене времен года создает основу для систематического упорядочения событий, а концепция постоянства в Переменах открывает путь осмысленным действиям. Постоянство, таким образом, освобождает человека от господства природы и заставляет его принять на себя ответственность за свои поступки.
Одновременно с этим понятием в картину мира включается система отношений. Перемены, хотя и не абсолютны по своему характеру, никогда не бывают хаотичными. Они разворачиваются не случайно, как узоры сменяются в калейдоскопе, но проявляются относительно фиксированных точек незыблемого миропорядка.
В картине мира, отраженной в ранних слоях «Канона Перемен», понятие постоянства в Переменах неотделимо от идеи полярности. Две прямо противоположные точки задают пределы в циклах Перемен. В европейской терминологии это можно описать как введение в систему категории времени, благодаря координатам которого и появляется устойчивость в Переменах. Для древних китайцев пространство всегда трехмерно. Наряду с длиной и шириной столь же очевидным казалось существование глубины. Более того, именно это измерение пространства играло в китайской культуре главную роль.
Противопоставление верха и низа встречается не только в «Каноне Перемен». Мы находим его и в наиболее древних дочжоуских частях «Шу цзин» («Канона писаний») и «Ши цзин» («Канона стихов») и, конечно же, на гадальных костях и древней бронзе. Противопоставление «верх-низ» не исчерпывается определением их позиций в пространстве. С самого начала подчеркивается их соотнесенность. Верх и низ — не изолированные сущности, они связаны друг с другом и воздействуют друг на друга, что очевидно из надписей на гадальных костях и из песен, о древнем происхождении которых говорит предшествование того, что внизу, тому, что вверху. В этих текстах понятия верха и низа часто вводятся вместе с третьим словом, характеризующим их взаимосвязь. Например, «Верх и низ пребывают в согласии» или «Верх и низ следуют друг за другом». Таким образом, у нас есть документальные доказательства существования этого понятия при династии Шан , и не приходится сомневаться, что появилось оно еще раньше.
Противопоставление верха и низа может быть наполнено самым различным содержанием. В связи с характером документов, в которых эта антитеза встречается в ее наиболее ранней форме, отношение полярности часто осмысляется как социальное. Вверху правитель, а внизу народ. Это же отношение выражается — и мы вряд ли погрешим против истины, предположив, что этот пласт смысла даже древнее — в полярности космическо-религиозного характера, а именно в противопоставлении Неба и Земли, которое впоследствии было, вероятно, перенесено на общественное устройство. Небо обычно представлено словом тянъ, которое до сих пор используется в этом значении; что же касается Земли, используется не современное слово ди, а более древнее — ту.
Тянъ Ту Ди
Здесь мы касаемся древнейших религиозных прозрений китайской культуры. Понятие Неба, вне всякого сомнения, гораздо древнее династии Шан. Уже в эпоху Ся тянъ, небо, означало не только небесный свод, но естественным образом ассоциировалось с творящей силой Неба. Следовательно, это слово выражает, при переводе на язык нашей культуры, древнейшее из известных нам в Китае представление о Боге. Насколько антропоморфен был первоначальный образ, в настоящее время сказать невозможно. Из формы иероглифа можно заключить, что на первый план выдвигались атрибуты огромности и величия, то есть вездесущности и всемогущества, или, лучше сказать, высшей творящей силы. Тем не менее, довольно рано с этим понятием стало связываться личностное начало. Иначе невозможно понять институт жертвоприношений Небу. Очень рано, возможно еще при династии Ся и в любом случае до начала Чжоу, личностное начало приобрело конкретную форму: самые далекие и наиболее почитаемые предки были приравнены Небу. Однако акцент ставился не на личностном характере Бога, а на правильном отношении к нему, естественно вырастающем из почтительности к прародителям и идеи преемственности жизни. Поэтому, каким бы конкретным ни был образ нашего Творца как Отца на небесах, отождествление предков с Небом не означало персонификации Бога. Это явствует хотя бы из того факта, что никаких изображений божества того времени не было найдено.
По сравнению с периодом Ся культура династии Шан представляется более сложной. С подъемом шан-ского государства в китайской картине мира появляются сильно отличающиеся от прежних идеи. Шанцы были более убежденными тотемистами, чем их предшественники. Мать стояла ближе к ним, чем отец, и потому неудивительно, что при Шанах появилось новое, более антропоморфное представление о Боге, который теперь обозначался словом ди, «владыка», обозначавшем как божество, так и обожествленного правителя. Позже это слово было включено в понятие «император» — хуан-ди, «Divus Augustus». В шанских памятниках слово ди также противопоставляется Земле. Но представление о неантропоморфном Небе не исчезло бесследно при Шанах и было восстановлено в своих правах в период раннего Чжоу.
Много дискуссий велось о сходстве и различиях между древнекитайскими и христианскими представлениями о Боге. Первые иезуитские миссионеры были заинтересованы в их максимальном сближении. Тогда их миссия свелась бы к возвращению китайцев к собственному наследию, к отвращению их от более новых порочных идей. Однако китайцы не приняли эту точку зрения, и Рим в конце концов также выразил неодобрение подобной тактики.
Спор о том, был ли в Древнем Китае монотеизм в христианском понимании, представляется бессмысленным хотя бы потому, что жертвоприношения в те давние времена приносили не только Небу. Насколько позволяют судить исторические данные, даже в самом глубоком прошлом китайцы также поклонялись Земле, а в период Шан ставили ее выше Неба.
Кроме того, само слово «Земля», ту, указывает не только на конкретную вещь или вещество, но также и на божественную природу. В древнейшей идеограмме Земля изображена в виде кургана — священного места жертвоприношений. Несмотря на твердо установленный факт, что в течение шанского периода и вплоть до наших дней жертвы приносили силе женской природы, существуют многочисленные свидетельства о более раннем восприятии Земли как мужского начала. Унаследовав идею Неба от своих предшественников, шанцы, судя по всему, первыми соединили это понятие с его противоположностью, и, таким образом, полярность Неба и Земли заняла свое место в китайском представлении о космосе.
Шэ
Божественная сущность Земли проявляется в ее производящей силе. Это видно из другой идеограммы — шэ, в которой к ту, «Земле», добавлен ключ, обозначающий духовное начало и, шире, откровение. Откровение Земли состоит именно в силе роста, в которой заключен ее дух и которой поклоняются у алтаря Земли, названного поэтому шэ. Позже иероглиф шэ становится одним из знаков независимости, а также символом китайского общества. Общество (в социальном смысле) — это шэ-хуй, объединение собравшихся у алтаря, это узы, связующие земледельцев, которые ближе всего к Земле, дарующей плодородие.
Становится очевидным, что противостояние и взаимодействие верха и низа во всех возможных значениях должны быть отражены в древних китайских источниках. Противоположность этих понятий встроена в систему «Канона Перемен» и создает определенную структуру в согласии с неким организующим принципом. Этот процесс, однако, проникнут динамизмом. Полярность связана не с жестко заданными полюсами, вокруг которых разворачивается циклическое движение, скорее она задает своего рода «магнитное поле», определяющее Перемены и по сути вызывающее их. Здесь перед нами предстает еще одна сторона полярности, выраженная в противостоянии полов. Земля — это женское начало, а Небо — мужское; мать-Земля противопоставлена отцу-Небу. Конечно, оппозиция «мужское-женское» восходит к очень давним временам. Она встречается уже в надписях на гадальных костях и в других ранних источниках, где выражается через мужское и женское начала в животном мире — самца и самку. Мужское первоначально изображалось как земля-животное, животное в его отношении к земле, а женское воспринималось как животное, связанное с изменениями, сущность, приносящая с собой метаморфозы. Эти значения, и в особенности слово «самка», «женственное», позднее играли важную роль в философии, например у Лао-цзы.
Представление противостояния полов в виде пары конкретных животных известно с очень раннего времени и встречается в том числе и в «И цзин». Символом мужского принципа здесь выступает дракон, а женского — кобыла. Сведение дракона и лошади в пару, которое нам кажется весьма странным, объясняется архаическими мифологическими представлениями. Дракон не чужд и нашей мифологии, и, вероятно, символизм дракона формировался в нашей культуре в тех же сферах человеческой психики, что и в Китае. Но в структуре нашей культуры это существо заняло совершенно другое место. Для нас, как и для китайцев, дракон воплощает мужской принцип — чтобы его умилостивить, ему отдают прекрасных девственниц. У нас с драконом ассоциируется консервативность, склонность к длительному обладанию — дракон охраняет сокровища. Это свойство, вероятно, присуще животной природе, поскольку и в Китае дракон, случается, занят охраной сокровищ. Но могущество дракона для нас выражается в безудержной ярости, которая, подобно буре, сметает все на своем пути. Мы призываем святого Георгия или солнечного героя, Зигфрида, чтобы они сразили дракона. В Китае же дракона не убивают, а пытаются удержать там, где необходима и полезна его поражающая сила. Дракон символизирует прорыв, очищение через грозу. Это божественный символ временной власти, которой облечен Сын неба. Только не на своем месте — что также иногда случается в Китае — дракон представляет угрозу, силу, которую следует подавить.
Сдерживающая дракона противоположность — это кобыла. Лошадь была одним из первых прирученных животных. Лошадей можно использовать без особого принуждения, но вместе с тем они сохраняют присущий им характер, не променяв его — подобно собакам — на рабскую зависимость от человека. Лошади одновременно и полезны, и естественны. Поэтому смирная кобылка становится противоположностью буйному дракону. Эта замечательная пара, богатая символическими значениями, снова и снова воплощается в выразительных образах. Например, при дворе тайского владыки Мин-хуана (713—755) перед императором в день его рождения проводили танцующих кобыл, чтобы привлечь драконов, без которых государь теряет свое могущество.
Таков образ кобылы в «Каноне Перемен». Однако древний символ оказался заслонен более поздним мифом, и произошло весьма характерное изменение значения на противоположное. Поэтому жеребец стал олицетворять мужской принцип, а женский в этом случае передается через послушную, мягкую корову. Феникс, который позже также часто встречается в паре с драконом, имеет, по всей видимости, более позднее происхождение. Вероятно, мать, Кунь, позаимствовала этот атрибут у одной из своих дочерей, Ли (31-й знак в «И цзин»).
Животные эти в действительности — всего лишь символы напряжения, возникающего между полами, в котором, в свою очередь, проявляется противоположность основных космических сил. В «Каноне Перемен» это напряжение находит и более абстрактное выражение, например в паре Цянь и Кунь. Эти понятия уже почти лишены мифологического содержания и привязаны к позициям знаков гуа. Оба слова с трудом поддаются переводу, но, пожалуй, «Творящее» и «Воспринимающее» подходят лучше всего, так как в них схвачены важные идеи активного, действующего, и того, на что воздействуют. Отношение между Цянь и Кунь является основополагающим уже в самых ранних слоях книги, а в более поздних становится постоянным предметом теоретизирования. Например, в «Великом комментарии» говорится:
«Цянь и Кунь — в них глубочайший смысл Перемен! ТВОРЯЩЕЕ и ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ задают ряд, и Перемены устанавливаются в нем Если разрушить Цянь и Кунь, то не в чем будет появиться Переменам; а если Переменам невозможно появиться, то ТВОРЯЩЕЕ и ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ сойдут на нет» .
«Цянь, ТВОРЯЩЕЕ, — это высшая Упругость [Крепость ] Поднебесной, его Дэ действует постоянно в Переменах [с легкостью] и тем самым познается опасность.
Кунь, ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ, — это высшая Податливость в Поднебесной, его Потенция действует постоянно в простейших переходах и тем самым познаются препятствия» .
С ТИПИЧНОЙ для китайского мышления склонностью к систематическому упорядочиванию древние включили в эту пару противоположностей и другие аспекты. Некоторые из них мы затронем позже, но в общем и в целом все сводится к противоположности Инь и Ян. Эти понятия также восходят к глубокой древности. Как полярные силы их стали воспринимать очень давно, еще в те времена, когда женский принцип главенствовал над мужским. Концепция передавалась и развивалась в течение многих поколений и законченную форму приобрела только в последней трети династии Чжоу.
В древнем написании иероглифы, которые обозначают эти понятия, отличаются от современных — позднее к обеим был добавлен один и тот же ключ, «склон горы». Первоначально иероглиф Инь состоял из идеограммы «облако» и, следовательно, означал «затенение», «темное». Кроме того, с образом ассоциировалась идея воды, дающей жизнь всему сущему. Иероглиф Ян изображал хвост буйвола или же вымпел, развевающийся на солнце. Таким образом, он означал нечто «сверкающее в лучах», яркое. В этой пиктограмме также содержится значение власти, поднимающей свое знамя как символ социального превосходства, и это дополнительное значение также не было утеряно. С ключом, обозначающим склон горы, Инь означает «затененный склон», то есть северный склон, в то время как Ян указывает на освещенную сторону, южный склон. По отношению к речной долине Ян будет означать светлую северную сторону, а Инь — тенистую южную сторону. Так слова используются в современном языке, и это может служить хорошим примером присущей им смысловой относительности.
Инь Ян
В значении «светлого» и «темного» оба понятия присутствуют уже в древнейшем слое «И цзин» , а в «Туань чжуань», «Комментарии к Суждениям» они получают символическое осмысление. В позднейших слоях становятся явными и другие возможные понимания. Так, в «Си цы чжуань» говорится:
«Перемены соразмерны с Небом и Землей и потому могут полностью охватить Дао Неба и Земли.
Смотря вверх, созерцаешь небесный узор; смотря вниз, наблюдаешь структуры Земли Так познаешь причины темного и ясного. Приходишь к истоку начала и обращаешься к концу. По этому познаешь уроки рождения и смерти В Ци семени — предметы-сущности, а в странствующих душах хунь — изменения. По этому познаешь состояние духов-бесов, гуй, и духов-божеств, шэнь» .
«То, что дает завершенность образам, называется Цянь; то, что подражает образцам, называется Кунь» .
«Небо и Земля создают положения (позиции), и Перемены действуют в них. В завершенности природы, продолжающей существование, — врата, ведущие к Пути и Справедливости» .
«Мудрец говорит: "Цянь и Кунь—не это ли врата в Перемены? Цянь — янские предметы-сущности, Кунь— иньские предметы-сущности Инь и Ян смыкают Потенции, и появляется тело для твердости и мягкости, тем самым воплощается сущность Неба и Земли, тем самым достигается проводимость Потенции ясности духа"» .
Китайские философы не могли пройти мимо образов со столь богатым потенциалом. Цзоу Янь, живший в III в. н.э., на них строит свою концепцию космоса, и многие из его идей вошли в апокрифическую литературу, посвященную «Канону Перемен», которая, правда, далеко не всегда помогает понять первоначальный смысл книги. Позже мы обратимся к рассмотрению символизма пары главных космических сил в рассуждениях позднейших философов, у которых она служит основанием своего рода гностической космогонии дуализма.
Давайте отвлечемся теперь от теоретических рассуждений и вновь обратимся к фигурам из линий, вошедшим в «И цзин». 64 ситуации представлены в книге 64 гексаграммами — фигурами, состоящими из шести линий. Каждой линии приписано значение Ян или Инь, и ситуация, следовательно, разворачивается как взаимодействие двух видов сил в шестеричной комбинации. Таким образом, на шести позициях гексаграммы располагаются линии двух видов: цельная, символизирующая силу Ян, и прерванная, символизирующая Инь.
Относительно происхождения цельных и прерванных линий велись многочисленные дискуссии. Часто предпринимаются попытки показать, что это символы плодородия. Но любая интерпретация отражает лишь какую-то часть значения, и несомненно, что даже во время своего формирования их смысл был сложнее и глубже. Наиболее вероятной представляется связь с гаданием на стеблях тысячелистника, в котором ответом служила полученная конфигурация стеблей. Вряд ли изощренная техника гадания, описанная в поздних слоях книги и применяемая до сих пор, была известна древним. Возможно, первоначально гадание сводилось к своего рода бросанию жребия: выпавшие длинные стебли означали утвердительный ответ, а короткие — отрицательный. Впоследствии, по причине неравенства в статусах двух главных сил, а также, вероятно, благодаря древней идее о связи Неба с единицей, а Земли с двойкой, два коротких стебля были приравнены к одному, длинному, и так стали изображать силу Инь.
Два вида линий, цельная и прерванная, называются, соответственно, «твердой» и «податливой», что указывает на еще один существенный аспект полярности. В древнейших слоях книги именно твердость и мягкость чаще всего используются в качестве имен главных сил. Часто они встречаются и в «Си цы чжуань». Так, говорится: «Твердость и податливость — это образы дня и ночи» . Там же приводятся более детальные описания:
«Небо почитаемо, Земля принижена — так знаки Цянь и Кунь получают определенность. Приниженное и высокое тем самым распределены — так возникают положения (позиции, статусы) благородного и подлого.
В движении и покое есть постоянство, так твердость и податливость разграничиваются» .
Сведение пары главных сил к конфигурации линий «Канона Перемен» делает эти силы неотъемлемой частью процесса Перемен. А поскольку Инь и Ян сами подвержены изменениям, вовлечены в превращения и преображения, они более не кажутся абстрактными и расплывчатыми.
«Люди мудрости создают (строят) знаки гуа. Созерцая образы и связывая слова, они проясняют счастье и несчастье.
Твердость и податливость замещают друг друга, порождая превращения и преображения» .
Так сочетаниями линий изображаются Перемены в мире явлений. Твердая линия преображается и становится податливой, а податливая линия превращается в твердую. При этом каждая линия и соответствующие им силы могут находится в двух состояниях — движения либо покоя, которые по-своему проявляются в Инь и Ян.
«Вот знак Цянь, в его покое сосредоточенность, а в его движении прямота, тем самым великое порождается в нем Вот знак Кунь, в его покое сомкнутость, а в его движении распахнутость, тем самым обширное порождается в нем» .
Таким образом, твердая линия, олицетворяя единство в покое и однонаправленность в движении, является образом человеческого разума, а податливая линия отражает вегетативное движение раскрытия-закрытия, так символизируя человеческую душу.
Динамика развития линий определяет систему книги в целом. Твердая линия толкает вовне, при этом утончается посередине и разламывается надвое, превращаясь в прерванную линию. Прерванная линия, с другой стороны, толкает внутрь и в результате срастается, образуя единую линию. Так в процессе Перемен линии превращаются в противоположные. Следовательно, любая составляющая ситуации может обратиться в свою противоположность и добавить новый элемент в ситуацию в целом. Эту основополагающую истину, хорошо известную и на Западе, Лао-цзы позже выразил в словах: «Обращение вспять — это движение Дао» .
Более пристальное рассмотрение показывает, что принцип обращения качеств в противоположность дает определенное руководство к действию. Это снова взывает к человеку, осознающему свою ответственность, и диктует следующий шаг, требуя отказа от прямолинейного конформизма. С этой точки зрения, наши размышления и действия не просто возможны или невозможны, но зависят от принятых решений. Отсюда следует, что все абсолютное и безусловное несет в себе свою собственную смерть. С другой стороны, это означает также, что легкая приспособляемость, привычка плыть то туда то сюда, без сопротивления принимая любое развитие ситуации, помещает индивида в поток событий, из которого выбраться уже невозможно. Направлять развитие в желаемое русло удается только тому, кто занимает позицию противостояния и ясно осознает все происходящее.
Узор событий, конечно, слишком сложен, чтобы отразить его со всей точностью в целых и прерванных линиях. Поэтому нам предстоит обратиться к более сложной картине ситуации — к образам и тому, что в них заложено. -
Контрольная работа:
Административное право (5 заданий)
16 страниц(ы)
Задание № 1
Что понимается под административной опекой, каково ее содержание? Чем она отличается от гражданско-правовой опеки? Каковы субъекты административной опеки?Задание № 2РазвернутьСвернуть
Как соотносятся понятия «метод государственного управления» и «метод административно-правового регулирования»?
Задание № 3
Составьте схему «Административно-правовой статус органа исполнительной власти (элементы)».
Задание № 4
Заполните карту сравнительного анализа видов юридической ответственности.
Задание № 5
Чем нормативный акт управления отличается от индивидуального акта управления?
Список источников и литературы -
Контрольная работа:
14 страниц(ы)
Вариант 1
Задача 1.
Какие из перечисленных правовых актов являются источниками административного права? Расположите их по юридической силе.1. Указы Президента РФ: О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ; О присвоении почетных званий «Заслуженный учитель» работникам образования;РазвернутьСвернуть
2. Приказ Министерства РФ финансов «Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес»;
3. Федеральные законы: О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; О высшем и послевузовском профессиональном образовании; О военных судах Российской Федерации;
4. Указ губернатора области «О мерах по укреплению дисциплины и общественного порядка на улицах и дорогах области».
5. Постановления Правительства РФ об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства; Об утверждении Устава Финансовой академии при Правительстве РФ;
Задача 2.
Группа сербов в экстренном порядке прибыла на территорию Российской Федерации в город Киров. По истечении недели они обратились с ходатайством о признании их беженцами в администрацию города Кирова. На пятый день городская администрация приняла решение о регистрации ходатайства и направила этих лиц на временное поселение в дер. Камушки. Представитель администрации объяснил, какими правами они могут пользоваться:
а) проживать в месте временного поселения и пользоваться коммунальными услугами по разрешению хозяина дома;
6) получать питание по установленным нормам. Однако в связи с трудностями в продовольственном обеспечении норма хлеба каждый второй день будет заменяться таким же количеством крупы;
в) пользоваться бесплатной медицинской помощью.
Определите, какие нарушения закона были допущены.
Задача З.
Лейтенанты Вооруженных Сил РФ Н. и 3., знакомясь с городом, куда были направлены после окончания военного училища, увидели проходивший на главной площади города митинг, где представители различных политических партий критиковали деятельность Президента РФ, Правительства РФ и Государственной Думы. Лейтенант Н. принял участие в митинге, выступил с критикой деятельности министра обороны. Лейтенант З. вошел в избранный оргкомитет по проведению общегородской забастовки, провести которую решили митингующие, если их требования не будут удовлетворены.
Проанализируйте данную ситуацию на основе действующего законодательства.
Задача 4.
При осуществлении налоговой ревизии инспектором налоговой инспекции на малом предприятии «Шанс» было обнаружено сокрытие прибыли в значительном размере, а также что значительный доход «Шансом» был получен в результате сделок с предприятием, еще не зарегистрированным.
За сокрытие прибыли инспектор налоговой полиции привлек к административной ответственности руководителя предприятия и определил наказание в виде административного штрафа в сумме 10 тыс. руб., а также предприятие было привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме сокрытой прибыли. За совершение сделок с незарегистрированным предприятием инспектор налоговой инспекции все полученное от сделок списал в доход государства. Руководитель Государственной налоговой инспекции, узнав о совершенных предприятием «Шанс» нарушениях, предъявил иск в арбитражный суд о ликвидации предприятия «Шанс» как систематически нарушающего налоговое законодательство и получающего прибыль незаконными действиями.
Какое решение должен вынести суд?
Задача 5.
Департаментом образования был объявлен конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы ведущего специалиста. К претендентам на должность были сформулированы следующие требования: гражданство Российской Федерации, наличие общего трудового стажа не менее пяти лет, владение государственным языком Российской Федерации, наличие высшего профессионального образования по специальности «Педагогика», достижение 25-летнего возраста, положительная характеристика с последнего места работы, отсутствие вредных привычек.
Законны ли предъявленные требования?
Задача 6.
Глава администрации муниципального района принял решение о том, что за появление в общественных местах в нетрезвом виде на граждан будет налагаться административный штраф в размере одной тысячи рублей.
Законно ли решение главы администрации района, если нет, то составьте проект протеста прокурора в порядке общего надзора.
-
Контрольная работа:
12 страниц(ы)
Темы:
- Сводка и группировка статистических данных;
- Теория средних величин;
- Показатели вариации в анализе социально-экономических явлений и процессов
УСЛОВИЕ РАСЧЕТНОЙ РАБОТЫ №1:
На основе данных Вашего варианта сделайте следующее:
1. Произведите группировку 30 предприятий автомобильной промышленности по среднегодовой стоимости основных производственных фондов с равными интервалами.
Число групп определите самостоятельно, но не более 4-х.
Каждую выделенную группу охарактеризуйте всеми технико-экономическими показателями, имеющимися в Приложении №1, а также вычислите показатели в относительном выражении.
Результаты изложите в сводной групповой таблице. Произведите анализ полученных данных.
2. Постройте аналитическую группировку предприятий автомобильной промышленности, характеризующую зависимость объема реализованной продукции от влияния среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
Результаты изложите в табличной форме и проанализируйте их.
3. По исходным данным, представленным в Приложении №1 (Вашего варианта), а также на основании группировки, построенной в пункте 1, постройте ряд распределения по среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Результаты представьте в табличной форме.
4. Постройте ряд распределения предприятий автомобильной промышленности по среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
На основании ряда распределения рассчитайте и проанализируйте:
а) среднегодовую стоимость основных производственных фондов в среднем на одно предприятие;
б) модальное значение среднегодовой стоимости основных производственных фондов;
в) медианное значение среднегодовой стоимости основных производственных фондов;
г) размах вариации;
д) среднее линейное отклонение;
е) среднее квадратическое отклонение;
ж) дисперсию;
з) коэффициент вариации.
5. Постройте ряд распределения предприятий автомобильной промышленности по объему реализованной продукции.
На основании ряда распределения рассчитайте и проанализируйте:
а) объем реализованной продукции в среднем на одно предприятие;
б) модальное значение объема реализованной продукции;
в) медианное значение объема реализованной продукции;
г) размах вариации;
д) среднее линейное отклонение;
е) среднее квадратическое отклонение;
ж) дисперсию;
з) коэффициент вариации.
Основные показатели деятельности предприятий автомобильной промышленности одного из регионов Российской Федерации
в 2008г.
№ п/п Объем реализованной продукции, млрд.руб. Среднегодовая стоимость ос-новных производственных фондов, млрд.руб. Численность работающих, чел. -
Контрольная работа:
Гражданское право, вариант 3 (МГЮА)
11 страниц(ы)
Задача 1
Между ЗАО и ООО был заключен договор лизинга, согласно которому ЗАО должно было приобрести у завода-изготовителя производственное оборудование и передать его ООО. Выбор продавца произвел лизингополучатель. При этом в договоре лизинга содержалось условие, что ЗАО не несет ответственности за исполнение продавцов требований, вытекающих из договора купли-продажи. Производственное оборудование было в установленный срок передано лизингополучателю, однако в пределах гарантийного срока в нем была обнаружена неисправность. ООО обратилось к продавцу с требованием о замене оборудования, но получило отказ. Продавец утверждал, что не был уведомлен о том, что имущество приобретается во исполнение договора лизинга и поэтому не связан его условиями. Лизингополучатель обратился к ЗАО с требованием о расторжении договора и возмещении убытков.1. Каковы правовые последствия неуведомления продавца о том, что товар приобретается для передачи его в лизинг?РазвернутьСвернуть
2. Каковы способы защиты интересов лизингополучателя?
3. Решите дело.
Задача 2
Титова получила в наследство от своей матери квартиру. По условиям завещания Титова должна была предоставить право пожизненного проживания в данной квартире подруге матери – Свиридовой. Однако, получив правоустанавливающие документы на квартиру, Титова ее продала.
Свиридова обратилась к Титовой с требованием исполнить завещание. Титова ответила отказом, указав, что право Свиридовой прекратилось при продаже квартиры.
1. Вправе ли была Титова продавать квартиру?
2. Какие требования могут быть заявлены Свиридовой в целях защиты своих прав?
3. Какие виды завещательных распоряжений предусмотрены действующим законодательством? Каковы последствия их неисполнения?
-
Контрольная работа:
6 страниц(ы)
1.2. Медный шар d = 100мм весит в воздухе 45,7 Н, а при погружении в жидкость 40,6 Н. Определить плотность жидкости.
1.34. При пожарно-техническом обследовании систем вентиляции используются спиртовые чашечные микроманометры с наклонной шкалой. Определить перепад давления ΔР=Р1 – Р2, измеряемый микроманометром, если его показания l = 100мм, а угол наклона трубки α=30º2.17. Определить рабочий расход Q1 в струйном аппарате, если D = 50мм, d = 20мм, Рм = 3•105 Па, hвак = 2,0 м.РазвернутьСвернуть
3.1. При течении воды с расходом Q = 10 л/с через задвижку, установленную в трубопроводе диаметром d = 100 мм, потери напора составили h = 0,3 м. Определить режим движения и значения чисел Eu и Re. Плотность воды ρ = 1000 кг/м3, коэффициент динамической вязкости μ = 10-3 кг/(м•с)
4.9. Определить потери напора в счетчике воды при минимальном расходе и коэффициент гидравлического сопротивления ξ, если минимальный расход через счетчик Qмин = 15 м3/час, максимальный Qмакс = 1000 м3/час, диаметр условного прохода счетчика d = 250 мм. Потери напора при максимальном расходе hмакс = 10м.
5.4. Найти коэффициенты сжатия, скорости и сопротивления при истечении воды их резервуара в атмосферу через отверстие диаметром d = 28мм. Глубина погружения центра отверстия Н = 1,9 м; показания манометра, установленного на крыше резервуара Р = 1,3•104 Па, диаметр сжатого сечения струи dс = 22,4 мм, расход воды Q = 2,8 л/с
6.1. Рассчитать расход воды из ствола, радиус действия компактной части струи, радиус действия раздробленной части струи при различных углах наклона ствола, если давление перед насадком Р = 4•105 Па. Коэффициент расхода принять равным μ = 0,98. Диаметр насадка d = 13 мм. Сравнить полученные результаты с табличными. Построить кривую компактной и раздробленной части струи при различных углах наклона ствола.
7.1. Длина трубопровода l = 55 м, скорость истечения воды при установившемся движении Vуст = 14 м/с, показания манометра Рм = 9•105 Па. Н = 2м. Определить через какой промежуток времени наступит установившийся режим истечения при мгновенном вскрытии распылителя.