У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Государство и право феодальной Франции» - Реферат
- 25 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: vlad1245
Содержание
Введение 3
I. Период феодальной раздробленности 4
2. Начало объединения страны 9
3. Период сословно-представительной монархии 12
4. Период абсолютной монархии (XVI — XVIII вв.) 21
Заключение 24
Список литературы 25
Введение
Французское королевство возникло после распада империи Каролингов. Его появление не внесло существенных изменений в основное направление социально-экономического развития областей, вошедших в его состав. Продолжалось развитие феодальных отношений, определявшее в конечном итоге развитие феодальной государственности. Здесь следует выделить 3 периода: феодальной раздробленности (IX—XIII вв.), сословно-представительной монархии (XIV—XV вв.), абсолютной монархии (XVI—XVIII вв.)
В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи Средневековья множественность и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального общества, препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское право вплоть до революции 1789 г. представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т. д.), или на какую-либо конкретную, часто небольшую по размерам территорию. Как язвительно заметил Вольтер, во Франции, «меняя почтовых лошадей, меняют право».
Выдержка из текста работы
I. Период феодальной раздробленности
В IX—XIII был завершен захват сеньорами крестьянских земель. Отныне в постоянном пользовании, а в ряде случаев владении крестьян находились лишь сравнительно небольшие участки (парцеллы) господской земли. Экспроприация крестьянских земель сопровождалась дальнейшим порабощением крестьян, превращением их в феодально зависимых. Формы и степень этой зависимости были весьма многообразны. Большинство крестьян стали сервами или вилланами
Феодальные повинности виллана не были связаны с его личной зависимостью. Виллан мог передать (продать) свою парцеллу другому лицу. Это освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца. Если виллан выполнял все феодальные повинности, сеньор не имел права отнять у него надел, который в таком случае переходил к наследникам виллана.
Значительная часть крестьянства, т. е. подавляющее большинство населения страны, все необходимое производила в своем хозяйстве или в крайнем случае в пределах сельской общины, прибегая к помощи сельского кузнеца, ткача, гончара и т. д. Этой продукцией довольствовались и очень многие сеньоры. Таким образом, хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер. Стабильных, устойчивых экономических связей между отдельными районами страны еще не было.
Жестокая эксплуатация крестьян вынуждала их подниматься на борьбу против своих угнетателей. Массовые вооруженные крестьянские выступления имели место в Нормандии (X в.), Бретани (X в.), во Фландрии (XI в.).
В рассматриваемый период несколько увеличилась численность городского населения. Получило некоторое развитие городское ремесленное производство. Но это были лишь первые и очень скромные успехи.
Государственный строй. Королевство состояло из множества фьефов — феодальных владений (герцогств, графств и т. д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли собой полностью или почти независимые политические образования. Собственно власть короля на местах была очень слабой или отсутствовала совсем. Более или менее уверенно король чувствовал себя лишь в своих личных владениях — королевском домене. Знать упорно сопротивлялась любым попыткам усилить монархию. Вместе с тем она никогда не выступала против королевской власти как таковой. Монархия олицетворяла политическую систему, в сохранении которой сеньоры были жизненно заинтересованы. Под знаменем короля они объединяли свои вооруженные силы, когда нужно было вести большую внешнюю или внутреннюю (против «своих» крестьян) войну. Представители знати неоднократно подчеркивали, что Франции нужен король, но король слабый. Этим они руководствовались, когда в связи с прекращением династии Каролингов избрали на французский престол графа Гуго Капета (конец X в.). Первые Капетинги по существу не имели никакой власти в королевстве, за исключением своего небольшого домена.
Отсутствию единства страны, обусловленному в конечном итоге социально-экономическими отношениями, благоприятствовала и не преодоленная полностью ее этническая разобщенность. Население еще не чувствовало себя принадлежащим к одной народности. Северные и северо-восточные области (места наиболее массового расселения франков) являлись ядром формирования северофранцузской народности. На юге и в центре складывалась родственная ей южнофранцузская народность (здесь доминировали потомки романизированных галлов). В Бретани жили кельты, выселившиеся из Британии после захвата ее англами и саксами. Еще не сложился единый язык, хотя господствовавшие диалекты (северный и южный) были очень близки.
Феодальная иерархия. Структура господства в конечном итоге определялась феодальными поземельными отношениями, утвердившимися в этот период во Франции. Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Однако большая часть этой земли находилась во владении у крупных феодалов в качестве фьефа. Они считались вассалами короля, а он их сеньором.
Падение роли королевской власти. Феодальный договор практически не ограничивал правомочия вассала в управлении своим доменом. Не случайно, что именно в этот период иммунитетные права сеньоров достигли максимума. Иммунитет предоставлял феодалу право в пределах своих частных владений осуществлять административное и полицейское управление, творить суд в объеме предоставленной ему юрисдикции, взимать платежи и иные поборы.
Отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего класса. Вассалы короля — герцоги Нормандский, Бургундский, Аквитанский, граф Тулузский и др., оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фье-фов нижестоящей группе феодалов (виконтам, баронам и др.). Таким образом, вассалы короля сами становились сеньорами по отношению к своим вассалам. Последние были связаны подобными договорами с нижестоящей группой феодалов, и так вплоть до самой многочисленной группы мелких феодалов — «однощитовых» рыцарей.
В условиях феодальной раздробленности страну потрясали непрерывные феодальные распри, которые дополнительным тяжким бременем ложились на плечи народа. Все это определяло в главном структуру и правомочия отдельных органов государства.
2. Начало объединения страны
В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан. К этому времени города становятся центрами ремесел и торговли. В социальном отношении городское население не было однородным: богатые купцы-ростовщики, состоятельные собственники мастерских, рядовые ремесленники и городская беднота. Между городским патрициатом и рядовыми горожанами имели место серьезные противоречия. Но по ряду важных вопросов города выступали почти как единое целое. Все горожане были противниками внутренних феодальных войн, сопровождавшихся разбоем феодалов. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисленных сеньориальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины. Более того, города были опутаны многочисленными поборами и повинностями в пользу феодалов, на земле которых они находились.
В таких условиях города начали все более решительно выступать против произвола сеньоров за городское самоуправление — коммуну. Эта борьба вскоре слилась с движением против феодальной раздробленности. В ходе напряженного противоборства, которое не раз приобретало форму вооруженных выступлений, ряду городов в конце концов удалось добиться от своих сеньоров городского самоуправления. Власть в коммуне получил городской патрициат.
Права городского самоуправления регламентировались особыми документами — хартиями, фиксировавшими городские вольности. Финансовые и иные повинности городов были строго определены, поводов для злоупотреблений со стороны сеньоров стало меньше. Полноправных горожан стали называть буржуа (от старогерманского «бург» — укрепленный город). Лишь впоследствии это слово приобрело современное значение.
Коммуны добивались права иметь свою вооруженную силу — городское ополчение. Защищаясь от нападения чужих и «своих» сеньоров, города опоясались мощными городскими стенами.
Горожане видели в сильной королевской власти решающий фактор преодоления феодальной раздробленности. Короли также были заинтересованы в городах, которые давали им деньги, современное вооружение и дополнительную военную силу (городское ополчение). Союз монархии и городов начал оформляться еще в X в., но особой значимости достиг в рассматриваемый период, стимулируя усиление королевской власти.
Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля (начало XIII в.). Отныне престол переходил по праву наследования к старшим сыновьям королей из династии Капетингов.
Затем постепенно ликвидировался принцип «вассал моего вассала не мой вассал». Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить непосредственно королю.
Монархия, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого дворянства, начала расширять свой домен. Уже к концу XIII в. королевский домен, увеличившись в несколько раз, стал самым большим феодальным владением Франции, а короли — самыми могущественными среди сеньоров. В их руках сосредоточилась достаточная сила для того, чтобы принуждать большую часть своих вассалов к повиновению и предотвращать попытки дробления королевского домена.
Реформы Людовика IX. В XIII в. (1226—1270) были приняты важные меры, имеющие целью ослабить сепаратизм феодальной знати. Среди них особое значение имели реформы Людовика IX (середина XIII в.).
Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т. е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд. В остальных сеньориях были введены так называемые «40 дней короля». В течение этого срока феодалы не могли начинать частную войну. Они были обязаны обратиться в королевский суд, который рассматривал их спор по существу. Только по истечении 40 дней, если в суде удавалось разрешить дело (подобных случаев с каждым годом становилось все меньше), стороны могли приступать к войне.
3. Период сословно-представительной монархии
Основные черты общественного строя. Этот период характеризуется значительным развитием городской промышленности и торговли. Возросла экономическая роль городов на юге Франции (Марселя, Тулузы, Бордо и некоторых других). Важными центрами городской промышленности стали Париж и Орлеан (самые крупные города королевского домена).
Экономические связи между городом и деревней приобретают устойчивый, стабильный характер. Наметившаяся специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства отдельных районов и городов вела к постепенному упрочнению торговых связей между различными городами королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов и усилилось их влияние на положение дел в стране.
В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начали заменять часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньоров экономически наиболее развитых областей был предпочтительнее лично свободный крестьянин —держатель наследственного земельного надела — цензивы. Цензитарий был обязан выплачивать своему господину твердо фиксированный ежегодный денежный платеж — ценз, выполнять определенные повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Будучи лично свободным, он мог сменить местожительство и профессию (уйти в город и т. д.). Но на нового держателя цензивы возлагались все сопутствующие ей феодальные повинности.
Цензива, вскоре ставшая основной формой крестьянского землепользования, содействовала почти полному исчезновению серважа. Но, разумеется, в освобождении сервов от практически крепостной зависимости огромную роль сыграла многовековая борьба французского крестьянства, которому в основном удалось отстоять автономность своего хозяйства. Большое число сервов выкупилось на свободу. Феодальная эксплуатация, несколько изменив формы, тем не менее оставалась жестокой, что вызывало обострение социальной борьбы в деревне. В середине XIV в. страна была охвачена Жакерией — крестьянской войной.
Сословия. В рассматриваемое время завершилось юридическое оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: первое — духовенство, второе — дворянство, все остальные свободные составили третье сословие, которое в легальной политической деятельности представлял главным образом городской патрициат. Первые два считались привилегированными, что прежде всего освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на третье сословие.
Основные черты государственного строя. Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловили существенные изменения в государстве. Вопреки сопротивлению крупнейших феодалов в основном преодолевается феодальная раздробленность. С завершением периода феодальной раздробленности государство приняло форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий — Генеральными штатами (общенациональным органом, имевшим право разрешать введение новых налогов). Создавались более благоприятные условия для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны.
Органы государственной власти. Королевская власть. Процесс оформления сословно-представительной монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феодальной раздробленности. Это стало возможным в силу ряда причин.
Ликвидация феодальной раздробленности и усиление королевской власти хотя и достигали значительных успехов, но были еще далеки от своего завершения. Сохранились большие, фактически независимые феодальные владения, такие, например, как, герцогство Бургундское (его правители неоднократно воевали со своими сюзеренами — французскими королями). Многие могущественные вассалы хотя и покорились королю, но при удобном случае пытались восстановить утраченную независимость.
Провинциальные штаты. Объединение страны могло быть успешно завершено лишь в обновленной государственно-правовой форме, обеспечивающей консолидацию всех сил, выступающих за единое государство. Начинают созываться собрания представителей от сословий. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На обсуждение собраний выносились важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и прежде всего налогов. Были впервые введены постоянные общегосударственные налоги. Регулярные денежные поступления позволили правительству сформировать постоянную наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный бюрократический аппарат управления.
Первые собрания сословного представительства — штаты (от франц. etat — сословие) возникли в отдельных провинциях еще в XIII в.
Это были периодически созывающиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов соответствующей провинции. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение денежных сборов — «помощей». На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля.
Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях.
События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура.
Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Причем наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосредственные вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. Третье сословие выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля. Но поскольку введение новых налогов и единовременных сборов требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия третьего сословия, короли были вынуждены обращаться к ним довольно часто. Духовенство и дворянство от налогов были освобождены (имели «налоговый иммунитет») и лишь давали согласие на обложение третьего сословия.
Великий мартовский ордонанс и его отмена. Королевская власть часто добивалась от Генеральных штабов нужного ей решения. Но были моменты, когда третье сословие могло добиться больших прав, чем право утверждения новых налогов. В 1357 г., когда страна переживала один из наиболее глубоких политических кризисов в своей истории, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соответствии с этим документом сессии Генеральных штабов должны были проводиться без предварительной санкции короля. Генеральные штабы не только имели исключительное право на введение новых налогов, но и контролировали расходы правительства. Лишь с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назначали специальных советников короля.
Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральных штатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительство сделало все, чтобы ордонанс не был претворен в жизнь. И это ему удалось.
Последовавшее вскоре победоносное завершение Столетней войны содействовало дальнейшему укреплению королевской власти.
В ее распоряжении были многочисленная наемная армия, бюрократический аппарат управления, которые содержались за счет постоянных налогов, назначаемых теперь без предварительного одобрения Генеральных штатов. Вся власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов, Генеральные штаты выполнили предназначавшуюся им роль. Начиная с XV в. Генеральные штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в.— тоже один раз). Взамен их правительство начинает изредка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей (именных подданных). Но это учреждение имело чисто вещательные функции.
4. Период абсолютной монархии (XVI — XVIII вв.)
Основные черты общественного строя. В XVI в. во Франции появилась мануфактура — первая стадия капиталистического промышленного производства. Мануфактура частично потеснила ремесленное производство в таких крупных экономических центрах, как Париж, Марсель, Леон, Бордо. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к формированию единого общенационального рынка.
Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации. Как и раньше, население страны делилось на три сословия. Духовенство и дворянство сохранили все свои привилегии, включая «налоговый иммунитет». В состав третьего сословия вошло крестьянство.
Основные черты государственного строя. Изменения в социально-экономической структуре французского общества обусловили и трансформацию государства. К началу XVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законченную, последовательную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточивалась в руках наследного главы государства — короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм — армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы, включая дворян, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться.
Важным фактором, во многом способствовавшим усилению относительной независимости королевской власти, явилось особое соотношение классовых сил, сложившееся во Франции. В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов — дворянства, начавшего ослабевать, но еще крепко державшегося за свои привилегии и командные посты в государстве, и буржуазии, все более набиравшей силу. Буржуазия еще не могла претендовать на политическую доминирующую роль в стране, но в экономической области и отчасти в государственном аппарате она успешно противостояла дворянству. Используя в своей политике противоречия между этими двумя классами, королевская власть добилась значительной относительной самостоятельности.
Формирование государственного аппарата во Франции рассматриваемого периода характеризуется рядом особенностей. Во-первых, многие должности правительство продавало, что приносило немалый доход монархии, но имело и отрицательные последствия. Великое множество чиновников заполонило страну. Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы (отзыв был возможен, если чиновник совершил должностное преступление, установленное в судебном порядке).
Суд. Одновременно функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. Суды нередко дублировали друг друга, усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности.
Заключение
Значение абсолютизма для страны не было однозначным. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла относительно прогрессивную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития. Нуждаясь в новых дополнительных средствах, абсолютизм содействовал росту капиталистической промышленности и торговли. Получили развитие экономическая политика и соответствующее экономическое учение, ставшее известным как меркантилизм. Его последователи считали основным источником богатства область денежного обращения (накопление в стране драгоценных металлов, главным образом в результате превышения объема вывоза товаров за границу над их ввозом).
В целом бюрократический механизм абсолютизма был чрезвычайно сложным, громоздким, разбухшим от огромного числа подчас ненужных учреждений. Многие органы не имели четко очерченной компетенции и нередко дублировали друг друга. Все это способствовало росту волокиты, коррупции и иных злоупотреблений, которые в последнее столетие абсолютизма приняли невиданные ранее размеры. Государственный аппарат стоил стране огромных средств.
Абсолютизм был последним этапом в истории французского феодального государства. В ходе Великой французской революции конца XVIII в. феодализм и его основные государственно-правовые институты были ниспровергнуты дворцовыми служащими, совмещавшими заведование личными королевскими имениями с государственным
Список литературы
1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристть, 2000 -576 с.
2. К.И. Батыр История государства и права зарубежных стран: Учеб. под ред. проф.К.И. Батыра. -4-е изд. доп. и перераб. М.- ТК Велби. 2003.- 496 с.
3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 Т.-3- изд., прераб. и доп.- Том 1. – Древний мир и Средние века / Отв. ред. д. ю. н., проф Н.А. Крашенникова и д.ю.н.проф. О.А. Жидков. – М.: Норма, 2005. – 720 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Доклад:
История отечественного государства и права. Часть 2 (учебное пособие)
254 страниц(ы)
Предисловие
Принятые сокращения
Глава 1. Создание Советского государства и права (октябрь 1917 1918 г.)
§ 1. Предпосылки возникновения Советского государства и права§ 2. II Всероссийский съезд СоветовРазвернутьСвернуть
§ 3. Революционное преобразование общественного строя
§ 4. Слом старого и создание советского государственного механизма
§ 5. Коренные изменения организации государственного единства
§ 6. Первая российская Конституция
§ 7. Создание основ советского права
Глава 2. Государство и право в период гражданской войны и интервенции (1918-1920)
§ 1. Гражданская война, интервенция, военный коммунизм
§ 2. Развитие формы государственного единства
§ 3. Советский государственный механизм
§ 4. Развитие права
Глава 3. Государство и право в период нэпа (1921 - 1929)
§ 1. Послевоенный мир и «новая экономическая политика»
§ 2. Развитие советской федерации перед образованием СССР
§ 3. Создание Союза Советских Социалистических Республик
§ 4. Первая Конституция Союза и новые конституции республик
§ 5. Национально-государственное размежевание
§ 6. Районирование
§ 7. Развитие государственного аппарата
§ 8. Развитие права
Глава 4. Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930 - 1941)
§ 1. Советский Союз в условиях развертывающейся Второй мировой войны
§ 2. Коренные преобразования общественного строя в СССР
§ 3. Развитие формы государственного единства
§ 4. Государственный механизм
§ 5. Развитие советского права
Глава 5. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945)
§ 1. Перестройка государственного механизма на военный лад
§ 2. Изменения в организации государственного единства
§ 3. Развитие права
Глава 6. Советское государство и право в послевоенные годы (1945 начало 50-х гг.)
§ 1. Внешнеполитическая деятельность Советского государства
§ 2. Изменение общественных отношений в новых районах страны
§ 3. Государственный аппарат
§ 4. Развитие права
Глава 7. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х середина 60-х гг.)
§ 1. Внешние функции Советского государства
§ 2. Развитие формы государственного единства
§ 3. Перестройка государственного механизма
§ 4. Развитие права
Глава 8. Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х середина 80-х гг.)
§ 1. Развитие внешних функций Советского государства
§ 2. Форма государственного единства
§ 3. Государственный механизм
§ 4. Развитие права
Глава 9. Государство и право в период реставрации капитализма
§ 1. Коренные изменения в международном положении страны
§ 2. Ломка формы государственного единства
§ 3. Преобразование политической системы
§ 4. Основные направления развития права
Заключение
Литература
-
Тест:
Ответы тест Теория государства и права Направление 050100 Педагогическое образование
48 страниц(ы)
Теория государства и права – это:
межотраслевая юридическая наука;
+ фундаментальная юридическая наука;прикладная юридическая наука;РазвернутьСвернуть
отраслевая юридическая наука.
Теория государства и права выполняет следующие функции:
+ онтологическая;
+ гносеологическая;
+ методологическая;
прикладная;
+ коммуникативная;
+ прогностическая;
контрольная.
Методология Теории государства и права – это:
путь исследования государственно-правовых явлений;
наука о сущности государственно-правовых явлений;
+ учение о методах исследования государственно-правовых явлений;
способ достижения объективной истины в сущности государства и права.
-
Курсовая работа:
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
30 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 6
2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 152.1 Система гуманитарных наук 15РазвернутьСвернуть
2.2 Место теории государства и права в системе общественных наук 18
3. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК 19
3.1 Система юридических наук 19
3.2 Место теории государства и права в системе юридических наук 22
3.3 Значение теории государства и права для подготовки высокопрофессиональных юристов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
-
Шпаргалка:
Ответы на билеты к госам по теории государства и права
200 страниц(ы)
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина, ее предмет, структура и функции.
2. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.3. Методология теории государства и права. Основные методы изучения государственно-правовых явлений.РазвернутьСвернуть
4. Первобытное общество. Социальная власть и нормативное регулирование в первобытном обществе.
5. Теории происхождения государства в истории политико-правовой мысли: общая характеристика
6. Теологическая и патриархальная теории происхождения государства.
7. Договорная теория происхождения государства.
8. Органическая теория происхождения государства.
9. Материалистическая теория происхождения государства.
10. Причины и формы происхождения государства с позиций современной науки.
11. Государство: понятие и признаки
12. Власть: понятие и виды. Особенности государственной власти. Легальность и легитимность государственной власти
13. Государственный суверенитет: понятие и признаки.
14. Сущность государства: понятие и основные подходы к сущности государства. Социальное назначение государства.
15. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
16. Типы государства: теократическое, клерикальное, светское, атеистическое государства
17. Функции государства: понятие и виды. Историческое изменение функций государства.
18. Внутренние функции государства.
19. Внешние функции государства.
20. Формы осуществления функций государства.
21. Механизм государства: понятие и структура. Аппарат государства.
22. Государственный орган: понятие и признаки.
23. Виды государственных органов.
24. Принципы организации и деятельности государственных органов
25. Принцип разделения властей: история возникновения и современное содержание принципа
26. Форма государства: понятие и ее основные элементы.
27. Форма правления государства: понятие, признаки и виды
28. Монархия: понятие, признаки и виды
29. Абсолютная монархия: понятие и признаки
30. Дуалистическая монархия: понятие и признаки
31. Парламентарная монархия: понятие и признаки
32. Республика: понятие, признаки и виды
33. Президентская республика: понятие и признаки
34. Парламентарная республика: понятие и признаки
35. Смешанная республика: понятие и признаки
36. Форма территориального устройства государства: понятие, признаки и виды
37. Унитарное государство: понятие, признаки и виды.
38. Федеративное государство: понятие, признаки и виды
39. Межгосударственные объединения: понятие, признаки и виды
40. Правовое государство: понятие и признаки. Демократическое государство: понятие и признаки. Соотношение правового и демократического государств.
41. Основные права человека и гражданина в современном государстве: их виды и законодательное закрепление.
42. Политическая система общества: понятие и структура.
43. Государство в политической системе общества: его место и роль.
44. Общественные объединения в политической системе общества: понятие и виды. Взаимодействие общественных объединений и государства в политической системе общества.
45. Политические партии в политической системе общества: понятие, функции, виды. Взаимодействие политических партий и государства в политической системе общества.
46. Политический режим в политической системе обществе: понятие и типы
47. Демократический политический режим: понятие и признаки.
48. Полудемократический политический режим:понятие и признаки
49. Авторитарный политический режим: понятие и признаки
50. Тоталитарный политический режим: понятие, признаки и виды
51. Понятие о регулятивах общественных отношений. Нормативные и ненормативные регулятивы. Социальные и технические нормы.
52. Виды социальных норм
53. Право в системе социальных норм, его особенности. Мораль и право.
54. Происхождение права. Пути формирования права. Современные доктрины правопонимания.
55. Теория естественного права
56. Марксистская теория права
57. Нормативистская теория права
58. Психологическая теория права
59. Социологическая теория права
60. Право: понятие и признаки. Право в узком и широком смысле. Право в объективном и субъективном смысле. Естественное и позитивное право.
61. Сущность и функции права.
62. Право и государство: их взаимоотношения. Основные доктрины отношения права и государства.
63. Норма права: понятие и признаки
64. Структура нормы права. Виды гипотез, диспозиций и санкций
65. Виды норм права.
66. Принципы, аксиомы, презумпции права. Дефиниции в праве.
67. Принципы права, их классификация и законодательное закрепление.
68. Система права: понятие, состав и структура
69. Виды отраслей права, их систематизация и тенденции развития.
70. Публичное и частное право, их признаки и критерии разграничения.
71. Материальное и процессуальное право, их признаки и соотношение
72. Предмет правового регулирования и его пределы. Средства правового регулирования: способы, методы и типы правового регулирования.
73. Источники права в широком и узком смысле
74. Нормативно-правовой акт как источник права. Отличие нормативно-правового акта от иных юридических актов.
75. Способы выражения норм права в статьях нормативно-правовых актов
76. Виды нормативно-правовых актов. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
77. Система законодательства
78. Законы: понятие и признаки. Классификация законов и их место в системе нормативных актов.
79. Подзаконные акты, их виды и соподчиненность.
80. Действие нормативных актов во времени. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов.
81. Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц.
82. Систематизация законодательства: понятие, виды, значение
83. Правотворчество: понятие и принципы. Виды правотворчества.
84. Стадии правотворчества. Законодательный процесс.
85. Правоотношение: понятие и признаки.
86. Структура правоотношения, общая характеристика его основных элементов.
87. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
88. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
89. Объекты правоотношений: понятие и виды. Основные доктрины об объектах правоотношений.
90. Субъективные права и юридические обязанности в правоотношении: понятие и структурные элементы.
91. Виды правоотношений.
92. Юридические факты: понятие и классификация. Фактический состав.
93. Реализация права: понятие и признаки. Формы реализации права.
94. Применение права: понятие, признаки, функции.
95. Стадии правоприменительного процесса.
96. Акты применения права: понятие, признаки, виды, отличие от иных правовых актов.
97. Структура правоприменительного акта.
98. Толкование права: понятие, этапы. Необходимость толкования норм права.
99. Толкование-уяснение норм права. Способы толкования норм права
100. Толкование норм права по объему.
101. Толкование-разъяснение норм права и его виды.
102. Акты толкования права (интерпретационные акты): понятие, признаки, виды.
103. Виды юридических актов. Нормативные, интерпретационные (акты толкования права), правоприменительные акты. Их отличительные признаки.
104. Юридическая техника: понятие и виды. Юридическая техника в правотворчестве и правоприменении.
105. Пробелы в законодательстве, способы их устранения и преодоления.
106. Коллизии в законодательстве: понятие и виды. Способы устранения коллизий.
107. Правомерное поведения и его типологизация.
108. Правонарушение и его признаки. Юридический состав правонарушения.
109. Виды правонарушений, причины их совершения.
110. Юридическая ответственность: понятие и признаки.
111. Основания и виды юридической ответственности.
112. Цели и принципы юридической ответственности.
113. Освобождение от юридической ответственности.
114. Понятие законности, ее основные принципы и гарантии.
115. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка.
116. Механизм правового регулирования и его основные стадии.
117. Понятие правосознания и его структура. Уровни, виды, формы правосознания.
118. Правовой нигилизм и правовой идеализм: понятие, формы, пути преодоления
119. Правовая культура: понятие и основные элементы. Функции правовой культуры.
120. Понятие, признаки и структура правовой системы государства, общая характеристика ее элементов.
121. Основные правовые семьи (системы) современности, их общая характеристика.
122. Англосаксонская правовая семья (система), ее особенности.
123. Романо-германская правовая семья (система), ее особенности.
124. Семья (система) религиозного права, ее особенности.
125. Семья (система) традиционного права, ее особенности.
-
Курсовая работа:
Соотношение государства и права
32 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ. ….3
1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ИХ ФУНКЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. 5
1. 1. Предпосылки возникновения государства и права.51. 2. Функции государства и права. ….10РазвернутьСвернуть
1. 3. Государство и право в их соотношении. ….21
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА. ….25
2.1 Формирование правового государства в России….….25
2. 2. Понятие и признаки правового государства. ….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. .…36
-
Курсовая работа:
Значение теории государства и права
33 страниц(ы)
Введение….3
1 Значение теории государства и права и ее место…5
1.1 Теория государства и права в системе юридических наук….51.2 Система юридических наук…7РазвернутьСвернуть
1.3 Место теории государства и права в системе юридических наук….8
1.4 Задача теории государства и права как учебной дисциплины….10
2 Предмет и метод теории государства и права….12
2.1 Понятие предмета теории государства и права….12
2.2 Методология юридической науки….16
3 Специальная теория государства и права….21
3.1 Суть специальной теории государства права и понятие….21
3.2 Характеристика специальной теории государства и права….23
Заключение….27
Глоссарий….29
Список использованных источников….32
Приложения….34
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Образование СССРСледующая работа
Соборное уложение 1649 история создания и общая характеристика




-
Реферат:
24 страниц(ы)
Введение 3
1 Типология культуры как метод научного познания 5
2 Этнографические основания для типологии культуры 73 Единая история мировой культуры 12РазвернутьСвернуть
4 История локальных культур 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24
-
Реферат:
Проблемы статистики промышленности РФ.
11 страниц(ы)
Введение….3
1. Промышленность как объект статистического изучения…4
2. Проблемы статистики промышленности России идинамика развития промышленности…7РазвернутьСвернуть
Заключение….10
Литература….11
-
Курсовая работа:
32 страниц(ы)
Введение. 4
Глава 1. Дизайн сайта 5
1.1. Определение понятия сайта 5
1.2. Дизайн сайта 8
Выбор темы 11
Цвет 11Шрифт 13РазвернутьСвернуть
Верстка текстовой информации 16
Визуал страницы 17
Рисунки и фотографии 18
Оптимизация графики 18
Представление на странице мультимедиаобъектов 20
Юзабилити сайта 21
Главная страница сайта 22
Разметка страницы 25
Навигация 26
Постоянные элементы сайта 26
Панель разделов 28
Сервисы 28
Заключение 30
Приложение 1 31
Список используемой литературы: 32
-
Реферат:
Латинская Америка в современных международных отношениях
15 страниц(ы)
Введение 3
1 История государств Латинской Америки 4
2 Венесуэла как представитель Латинской Америки 7
3 Первые контакты России и Венесуэлы 84 Венесуэла в современных международных отношениях 9РазвернутьСвернуть
Заключение 14
Список литературы 15
-
Курсовая работа:
53 страниц(ы)
Введение.
Раздел 1 Теоретическая часть. Статистика фондового рынка
1.1 Сущность фондового рынка.
1.1.1 Понятие фондового рынка, его назначение, структура.1.1.2. Понятие ценных бумаг, их виды.РазвернутьСвернуть
1.1.3. Биржевые индексы.
1.2.Краткие выводы по теоретической части
Раздел 2 Практическая часть. Статистический анализ взаимосвязей между производственными факторами
2.1. Аналитическая группировка показателей и метод сравнения параллельных рядов
2.1.1 Расчет групповых и общих средних показателей
2.1.2 Расчет относительных показателей по группам
2.2 Регрессионно-корреляционный и вариационный анализ среднесписочной численности персонала
2.2.1 Регрессионно-корреляционный анализ
2.2.2 Вариационный анализ среднесписочной численности рабочих
2.2.3 Анализ структуры статистической совокупности
2.3 Расчет доверительных интервалов для общих средних величин
2.4 Индексный анализ производительности труда
2.5 Анализ рядов динамики средней заработной платы, средних показателей рядов динамики
2.6 Обработка ряда динамики средней зарплаты
2.7 Индексы заработной платы с постоянными и переменными весами
2.8 Индексы заработной платы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов
2.9 Индекс планового задания заработной платы
краткие выводы по расчетам
Заключение
Список литературы.
-
Реферат:
Восточная культура как феномен мировой цивилизации.
29 страниц(ы)
Введение 3
1 Восток в разрезе древних цивилизаций 4
1.1 Древняя Месопотамия 4
1.2 Древняя Индия 7
1.3 Древний Китай 122 Региональная культура, причина различий 18РазвернутьСвернуть
2.1 Запад восток в современной плоскости 19
2.2 Различие культур востока и запада 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
-
Практическая работа:
25 страниц(ы)
1 Диалектика как систем: принципы, законы, категории 3
1.1 Понятие диалектики 3
1.2 Законы диалектики 8
1.3 Категории диалектики 142 Понятие личности. Личность и общество. Свобода и ответственность личности 18РазвернутьСвернуть
2.1 Понятие личности 18
2.2 Личность как субъект межиндивидуальных отношений 20
2.3 Личность и индивидуальность 21
2.3 Три составляющие структуры личности 22
Список использованной литературы 25
-
Реферат:
Россия в условиях глобализации.
21 страниц(ы)
Введение 3
1 Глобальная автаркия и внутренняя геополитика 7
2 Автаркия как базис политической стратегии для России в условиях глобального кризиса 113 Почему Россия не Америка 15РазвернутьСвернуть
Заключение 20
Список использованной литературы 21
-
Курсовая работа:
43 страниц(ы)
Введение 4
1 Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних 8
1.1 Информационный подход 101.2 Социально-профилактический подход 14РазвернутьСвернуть
1.3 Медико-биологический подход 14
2 Опыт деятельности учреждений социального обслуживания населения, направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних 19
2.1 Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних 21
2.2 Технологии проведения социальной профилактики у подростков с отклоняющимся поведением 29
Заключение 38
Список использованных источников 41
Список использованных терминов 44
-
Реферат:
Происхождение и развитие галактик и звезд.
27 страниц(ы)
Введение 3
1 Происхождение и развитие галактик и звезд 4
1.1 Зарождение звезд 5
1.2 Эволюция звезд 6
1.3 Черные дыры 72 Эволюция галактик 9РазвернутьСвернуть
2.1 Неустойчивость 9
2.2 Сжатие 11
2.3 Эволюция галактик 13
3 Межзвездная среда 16
6.1 Эмиссионные газовые туманности. 17
6.2 Межзвездная пыль 19
6.3 Атомарный, молекулярный и горячий газ 20
6.4 Космические лучи. 21
6.5 Крупномасштабное распределение межзвездной среды. 22
Заключение 25
Библиографический список 27