СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Сергей Дягилев и Николай Черепнин. Истоки. Параллели. - Курсовая работа №36414

«Сергей Дягилев и Николай Черепнин. Истоки. Параллели.» - Курсовая работа

  • 28 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение…3

Основной раздел:

1. Параллели в биографиях:

а) время и место рождения;….4

б) родители;….5

в) первое общение с музыкой;….7

г) образование:

- обучение в гимназии;….8

- университетские годы;…9

- занятия в Петербургской консерватории;….14

2. Круги влияний:

а) общение;….18

б) общие знакомые;….19

в) мнения друзей о них:

- человеческие качества;…19

- творческие качества;…20

4. Некоторые «знаки» творческой деятельности ….21

Заключение….24

Список литературы…26


Введение

В музыкознании было создано немало «парных портретов», в основу которых ложились различные аспекты, например, стиль, творческая деятельность, истоки и т. д. Черепнин и Дягилев являются яркими представителями своего времени. К ним прислушивались, ставя их на одну планку с выдающимися, авторитетными современниками. Важно отметить, что «в паре» эти два культурных деятеля никогда не рассматривались. Но если мы поставим их рядом, можно будет уловить не только «знамение» века, найти место, которое они занимают в своей эпохе, но и точнее представить индивидуальные стороны их обоих – композитора и импресарио.

Цель данной работы – составить фрагмент парного портрета Н.Н. Черепнина и С.П. Дягилева, изучив главным образом истоки их творче-ства.

Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:

1. собрать и изучить весь доступный материал, касающийся жизни и творчества Н. Черепнина и С. Дягилева (в основном начальный период);

2. сгруппировать по аспектам – когда и где родились, в какой семье, какое образование получили; люди, окружающие их, общие знакомые; мнения друзей о них; творческая деятельность;

3. найти сходства и различия, возникшие в группах.

В работе были использованы труды отечественных музыковедов. Среди них – работы монографического типа Ю.В. Келдыша, И.В. Нестьева, О.М. Томпаковой и др. Наиболее близко к теме относится труд Э.И. Великович, так как она специально рассматривает окружение Дягилева, в плане творческих взаимодействий. Особую группу составили источники, где имеются «парные портреты» (И. Сусидко, М. Пустовалова, Г. Жданова, Г. Аберт). Остальная литература изучалась в связи с необходимостью разносторонне проанализировать избранные персоны, их творческую деятельность и взаимоотношения.

Курсовая работа состоит из введения и основного раздела и заключения. В конце работы дан список использованной литературы.

Предлагаемый материал может быть использован в курсах музыкальной литературы и истории музыки в средних и высших учебных заведениях, а также для дальнейшего исследования русской культуры конца XIX – начала XX века.


Выдержка из текста работы

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Ставя рядом два имени – Николая Николаевича Черепнина и Сергея Павловича Дягилева, невозможно не заметить, что многое в жизни и творческой деятельности этих замечательных людей находит точки соприкосновения.

Само их появление на свет произошло приблизительно в одно и тоже время. Разница у них всего лишь год: Дягилев родился 19 (31) марта 1872, а Черепнин – 3 (15) мая 1873 года, то есть Сергей Дягилев старше Николая Черепнина на год и более полутора месяцев. На этом этапе обнаруживается некоторое различие. Николай Николаевич был уроженцем Петербурга, то есть жителем столицы, а Сергей Павлович свои первые годы, всего 10 лет до переезда в пермский дом своего деда, провел в селе Грузино Новгородской губернии; то есть Дягилева можно назвать провинциалом по месту рождения и жизни в детские годы.

Так как в провинции театров и общественно-культурных мест меньше, чем в столице, то многие любители искусства устраивали музыкальные вечера в кругу семьи. Дом Дягилевых в Перми именовался «Пермскими Афинами». Здесь царил культ русской классической музыки и театра. Очень часто звучали произведения таких выдающиеся творческих личностей как Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Рубинштейн, Чайковский, Пушкин, Тургенев, Островский и Лесков.

Их ранние годы сближаются еще одним сходным фактом – Дягилев и Черепнин остались с самого младенчества без матери (женщины умерли при родах), поэтому их воспитанием занимались вторые жены отцов – Ольга Сергеевна Ивашинцева (Черепнина), Елена Валериановна Панаева (Дягилева), а также и няни – крепостная Марфа Егоровна и Авдотья Андриановна. Роль няни в жизни, как Сережи, так и Николая была огромна. Здесь можно провести параллели с няней Пушкина – Ариной Родионовной. Известно, что она вместе с бабушкой приучала детей к богатству подлинной русской речи, рассказывала истории о старине, знакомила их с песнями, былинами, сказками. Благодаря няням дети были окружены лаской и теплом. А.В. Тыркова-Вильямс в своей книге «Жизнь Пушкина» отмечает, что «когда много лет спустя <…> Пушкин будет по вечерам, перед сном, крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним»:

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы <…>

(«Сон». 1816) [28, с. 51].

Похожее влияние отношений с заботливыми нянями наблюдается и у Черепнина, и у Дягилева.

Оба они, и Дягилев, и Черепнин – происходили из образованных семей, в которых очень любили и почитали искусство, особенно музыку. Отец композитора Черепнина – Николай Петрович был врачом, он активно интересовался литературой и искусством. «С артистической средой отец соприкасался через своих пациентов, среди которых было немало выдающихся музыкальных и театральных деятелей. В гостеприимном доме его коллеги, доктора Е.А. Головина, отец приобщался к царившему там культу Мусоргского. Творец «Бориса» охотно исполнял на этих вечерах свои «новинки» и вдохновенно музицировал. Отец мой был связан тесной дружбой и с чудаковатым доктором А.П. Аристовым, безудержным почитателем музыки Серова, считавшим его «Вражью силу» наивысшим достижением оперного искусства» – вспоминал Николай Николаевич Черепнин [25, с. 6].

Прадед Сергея Павловича – Дмитрий Васильевич Дягилев – был известен как любитель музыки, знаток живописи, сочинитель басен и эпиграмм. Отец же Дягилева – будучи офицером, прославился в среде провинциальных аристократов как певец-любитель, друзья называли его «душой общества».

Елена Валериановна Панаева (Дягилева) оказала сильнейшее воздействие на духовный рост Сергея Дягилева. Ее отец явился основателем частного «Панаевского театра» в Петербурге, а младшая сестра – Александра Валериановна Панаева-Карцева – русская певица. Немало сделала для С. Дягилева и его тетка по отцу – Анна Павловна Философова, именно в ее доме рождалось содружество, которое получило название «Мир искусства».

В доме Панаевых-Дягилевых постоянно музицировали, два раза в год устраивались благотворительные концерты, каждый четверг проводились музыкальные вечера, на которых можно было услышать симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также оперные сцены. Летом семья выезжала в родовое имение Бикбарда, чья природа и постоянно звучавшие народные песни Пермской губернии покорили сердце маленького Сережи [см. об этом 14, с. 21]. В дальнейшем, когда С. Дягилев занимался, творческой, организационно-художественной деятель-ностью, любовь к народной песне, привитая ему еще в детстве, а также музыкальное чутье помогло ему тонко чувствовать все национально-самобытное не только в русской культуре, но и зарубежной.

Таким образом, Дягилевы, Панаевы, Философовы, так же, как и Черепнины, любили и ценили музыку, живопись, театр. Поэтому, воспитываясь в атмосфере искусства, Н. Черепнин и С. Дягилев с самого детства оказались «пропитанными» лучшими художественными традициями, ориентированными на деятельность в области культуры.

Ближе соприкоснуться с музыкой Сергею и Николаю помогли их первые наставники. Дягилева сначала консультировал по вопросам музыки просвещенный любитель искусства Вальтер Федорович Нувель. На сегодняшний день известно, что Стравинский свой труд «Хроника моей жизни» писал в соавторстве с Нувелем. В обязанности последнего входило составление текста на французском языке. Являясь близким другом Дягилева, он часто посещал их дом. Нувель также был партнером будущего организатора «Русских сезонов» по музицированию за роялем в четыре руки. В работе известного советского музыковеда Израиля Владимировича Нестьева «Дягилев и музыкальный театр XX века» приводятся слова Нувеля. В них содержатся сведения о начале музыкальных занятий будущего организатора «Русских сезонов». Нувель отмечал, что в Перми Дягилев брал уроки фортепианной игры, но не особенно ими увлекался: природная малая подвижность пальцев не по-зволяла ему преодолевать технические сложности [см. об этом 14, с. 21]. Фортепианным педагогом был его учитель немецкого языка Эдуард Эдуардович Данемарк. Из этого следует, что уровень профессионализма педагога оказался недостаточным для того, чтобы из Дягилева вырос музыкант-исполнитель.

С Николаем Черепниным заниматься музыкой взялась его тетушка (старшая сестра отца) Олимпиада Петровна. Вскоре уроки оказались для мальчика главным в жизни. Впоследствии будущий композитор писал в своих мемуарах: «они ввели меня в новую, волшебную музыкальную стихию, которой суждено было стать мне родной на всю жизнь» [29, с. 19]. Преподаватель Московской консерватории, а затем ее профессор, Николай Егорович Шишкин, который дружил с отцом Черепнина, продвинул музыкально-пианистическое развитие Н. Черепнина (он был в то же время и его соперником в шахматной игре).

Уроки с профессором консерватории Николаем Демянским (Демянский был пациент и друг отца, будущий музыкальный наставник С.В. Рахманинова), как отмечал Черепнин, «…были очень приятны и интересны, но оставляли не столь глубокий след, как строгие, холодные и умные указания Шишкина» [29, с. 20]. В отличие от преподавателей Дягилева, Черепнину попались более талантливые учителя, способствовавшие развитию музыкально-исполнительских качеств.


Заключение

Таким образом, можно отметить, что встреча Дягилева и Черепнина и их общее дело закономерно. С самого детства они насыщались традициями искусства. Стремясь все больше и больше узнать, Дягилев и Черепнин занимались самообразованием, посещали музеи, выставки, театры, концерты, завязывали дружеские отношения со знаменитыми людьми, пользовались у них авторитетом. Острый интерес к творчеству Вагнера, который они питали в годы учебы, а также ко всему новому помогли сформироваться им как новаторам в последующей работе в области искусства. Атмосфера, созданная в семье и учебных заведениях, определила Черепнина и Дягилева как многогранно-образованных представителей той эпохи, со свойственными им широтой и свободой взглядов. Параллели, которые рассматриваются в данной работе (среда, в которой прошло детство, воспитание, характер образования, интересы, взгляды и т. п.), дают основание считать, что схожие истоки неизбежно бы привели Сергея Дягилева и Николая Черепнина к сотрудничеству в «Русских сезонах». Следующим не менее важным фактором явилось, то, что их окружали одни и те же люди, например, среди общих товарищей были А. Глазунов, А. Лядов, С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, И. Стравинский, В. Нижинский, А. Павлова, М. Фокин, Б. Асафьев, Ф. Шаляпин, А. Бенуа, И. Грабарь, и др.

В целом, при попытке создания «парного портрета» Дягилева и Черепнина обнаружились многие параллели. Объяснить их можно рядом причин. Само время порождало творчески активных, многосторонних деятелей. Областью приложения их сил была в основном музыка, которая не может существовать «в келье», в одиночестве, а, напротив, требует взаимодействия с другими людьми. Но не только музыка интересовала их, а и ее соединение с живописью, литературой, танцем – все это «сливается» в музыкальном театре. Их художественный, организационный, исполнительский темперамент вышел за пределы отдельной страны. Они вместе со своими соратниками – выдающимися представителями эпохи смогли распространить русскую культуру на территории Западной Европы и шире – по всему миру.


Список литературы

1. Аберт, Г. …и Бетховен / Г. Аберт // СМ / Г. Аберт. – 1991. – № 12. – С. 70 – 73. – Моцарт и …

2. Асафьев, Б.В. Этюд о Черепнине. Последние произведения / Б.В. Асафьев // О балете: статьи, рецензии, воспоминания / Б.В. Асафьев; сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Дмитриева – Л.: Музыка, 1974. – С. 20 – 25.

3. Варунц, В. С.П. Дягилев: несостоявшиеся мемуары / В. Варунц // МА / В. Варунц. – 2001. - № 1, 2, 3. – С. 138 – 150, 121 – 125, 151 – 164. – Наследие.

4. Великович, Э.И. Притяжение таланта. В круге Дягилева / Э.И. Великович // Великие люди искусства на перекрестках судеб: очерки и новеллы. По страницам дневников и воспоминаний / Э.И. Великович. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2006. – С. 87 – 258. – (России известные имена).

5. Волконский, С. Балет у Дягилева. «На Борисфене» / С. Волконский // СМ / С. Волконский; вступ. заметка и публ. И. Хабарова. – 1991. – № 4. – С. 71 – 73. – Документы, документы…

6. Жданова, Г. … и Шуберт / Г. Жданова // СМ / Г. Жданова. – 1991. – № 12. – С. 77 – 81. – Моцарт и …

7. Зайцева, Т.А. Милий Алексеевич Балакирев: истоки / Т.А. Зайцева. – СПб.: Канон, 2000. – 436 с.

8. Келдыш, Ю.В. Н.Н. Черепнин: между традицией и модерном / Ю.В. Келдыш // История Руссой музыки: в 10 т. / Ю.В. Келдыш; М.Е. Тараканов. – М.: Музыка, 1997. – Т. 10А: 1890 – 1917-е годы. – С. 235 – 244.

9. Косачева, Р. Балеты французских композиторов в «Русской антрепризе» С. Дягилева / Р. Косачева // Музыкальный современник: сборник статей / Р. Косачева; ред. Л. Данилевич. – М.: Сов. композитор, 1977. – Вып. 2. – С. 286 – 334.

10. Красовская, В.М. Дягилев / В.М. Красовская // МЭ: В 6 т. / В.М. Красовская; гл. ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1974. – Т. 2: ГОНДОЛЬЕРА – КОРСОВ. – Стб. 358.

11. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы / В.М. Красовская. – Л.: Искусство, 1971. – 528 с.

12. Лифарь, С. С Дягилевым: монография / С. Лифарь. – СПб.: Композитор, 1994. – 218 с. – (выдающиеся личности музыкального мира).

13. Нестьев, И.В. В борьбе за мировое признание русского искусства (о Дягилеве-музыканте) / И.В. Нестьев // Музыкальный современник: сборник статей / И.В. Нестьев; ред. Л.В. Данилевич. – М.: Сов. композитор, 1983. – Вып. 4. – С. 158 – 201.

14. Нестьев, И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века / И.В. Не-стьев. – М.: Музыка, 1994. – 224 с.

15. Нижинская, Р. Вацлав Нижинский / Р. Нижинская; пер. с англ. Н.И. Кролик. – М.: Русская книга, 1996. – 168 с.

16. Оссовский, А.В. Н. Черепнин. Четыре романса на слова Ф. Тют-чева / А.В. Оссовский // Музыкально-критические статьи (1894 – 1912) / А.В. Оссовский; общ. ред. и вступ. ст. Ю.А. Кремлева. – Л.: Музыка, 1971. – С. 49 – 52.

17. Оссовский, А.В. «Павильон Армиды». Балет Н.Н. Черепнина / А.В. Оссовский // Музыкально-критические статьи (1894 – 1912) / А.В. Оссовский; общ. ред. и вступ. ст. Ю.А. Кремлева. – Л.: Музыка, 1971. – С. 84 – 87.

18. Павлинова, В.П. Черепнин / В.П. Павлинова // МЭ: В 6 т. / В.П. Павлинова; гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – Т. 6: ХЕЙНЦЕ – ЯШУГИН, допол. А – Я. – Стб. 207 – 208.

19. Пустовалова, М. … и Гофман / М. Пустовалова // СМ / М. Пустовалова. – 1991. – № 12. – С. 81 – 84. – Моцарт и …

20. Сабанеев, Л.Л. Воспоминания о России / Л.Л. Сабанеев. – М.: Классика – XXI, 2004. – 268 с.

21. Сабинина, М.Д. М.П. Мусоргский / М.Д. Сабинина // История Руссой музыки: в 10 т. / Ю.В. Келдыш и др. – М.: Музыка, 1994. – Т. 7: 70 – 80-е годы XIX века. – С. 210 – 225.

22. Савенко, С.И. Стравинский и Шостакович / С. Савенко // МА / С. Савенко. – 1997. – № 4. – С. 193 – 195. – Взгляд.

23. Савенко, С.И. Мир Стравинского: монография / С.И. Савенко. – М.: Издательский дом «Композитор», 2001. – 328 с.

24. Сусидко, И. … и Глюк / И. Сусидко // СМ / И. Сусидко. – 1991. – № 12. – С. 74 – 77. – Моцарт и …

25. Томпакова, О.М. Николай Николаевич Черепнин: очерк жизни и творчества / О.М. Томпакова. – М.: Музыка, 1991. – 110 с.

26. Томпакова, О.М. Н.Н. Черепнин / О.М. Томпакова // МЖ / О.М. Томпакова. – 1974. – №1. – С. 15 – 16. – К 100-летию со Дня Рождения.

27. Трайнин, В.Я. М.П. Беляев и его кружок / В.Я. Трайнин. – Л.: Музыка, 1975. – 128 с.

28. Тыркова-Вильямс, А.В. Жизнь Пушкина: в 3т. / А.В. Тыркова-Вильямс. – М.: Молодая гвардия, 2002. – Т. 1: 1799 – 1824. – С. 50 – 51. – (жизнь замечательных людей).

29. Черепнин, Н.Н. Воспоминания музыканта / Н.Н. Черепнин; предисл. О. Томпаковой. – Л.: Музыка, 1976. – 128 с.

30. Шапорин, Ю. Мои учителя / Ю. Шапорин // СМ / Ю. Шапорин. – 1962. – № 9. – С. 96 – 97.


Тема: «Сергей Дягилев и Николай Черепнин. Истоки. Параллели.»
Раздел: Музыка
Тип: Курсовая работа
Страниц: 28
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    Механизм государства и его структура. Правовое государство и его основные признаки.

    25 страниц(ы) 

    3 Механизм государства и его структура 3
    3.1 Понятие механизма государства как системы 3
    3.2 Составные части механизма государства и их взаимосвязь 3
    3.3 Демократизация механизма Российского государства 5
    Задача 7
    4 Правовое государство и его основные признаки 10
    4.1 Понятие правового государства и его идейные истоки 10
    4.2 Основные признаки правового государства и их закрепление в Конституции Российской Федерации 13
    4.3 Гражданское общество как социальная основа формирования правового государства 14
    Задача 21
    Список литературы 25
  • Дипломная работа:

    Творчество с.в. маджара

    77 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.2
    ГЛАВА I. Творчество С.В. Маджара
    1.1. Творчество С.В. Маджара в контексте изобразительного искусства РБ 1980-1990 г.г. Ранний период.10
    1.2. Средний (зрелый) период творчества.25
    1.3.Работы настоящего времени .44
    ГЛАВА II. Методические рекомендации и разработки
    2.1. Методические рекомендации по проведению уроков по истории изобразительного искусства в учреждении среднего
    профессионального образования .63
    2.2. Методические разработки занятий по истории искусства для
    средне-специального учебного заведения.66
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.74
    ЛИТЕРАТУРА.78
  • Дипломная работа:

    «племя младое, незнакомое» в прозе современного уфимского писателя и.в. савельева

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ ПО ТВОРЧЕСТВУ УФИМСКОГО АВТОРА И.В. САВЕЛЬЕВА 8
    1.1. Тенденции развития прозы молодых писателей двух последних десятилетий 8
    1.2. Российская и региональная критика о творчестве И.В. Савельева 16
    Выводы по первой главе 34
    ГЛАВА II. ОБРАЗ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОЗЕИ.В. САВЕЛЬЕВА 36
    2.1. Эволюция героя в прозе уфимского автора И.В. Савельева (на материале повестей писателя) 366
    2.2. Поиск жизненного пути молодых героев в романе уфимского писателя И.В. Савельева «Терешкова летит на Марс» 40
    2.3. Методические рекомендации по изучению повести И.В. Савельева «Бледный город» на уроках литературного краеведения в 10–11 классах 48
    Выводы по второй главе 54
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Курсовая работа:

    Россия первой половины XIX века глазами иностранцев

    29 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Глава. Императорский двор (отношение к императору, его семье; характеристика двора) 6
    1.1 Иностранцы о личностях Александра I и Николая I 6
    1.2 Жизнь Императорского двора 9
    2 Глава. Повседневная жизнь россиян при Александре I и Николае I. 13
    2.1 Жизнь россиян 13
    2.2. Российское гостеприимство 18
    Заключение 25
    Примечания 26
    Список используемых источников и литературы 28
  • Дипломная работа:

    Особенности ритма и строфы в русской поэзии для детей

    55 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….
    ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ РИТМА И СТРОФЫ .
    1.1История возникновения и развития детской поэзии; детские поэты
    1.2 Детская поэзия как основной вид литературы ; ее специфика…
    1.1 Ритм, рифма и строфа в русской поэзии для детей…
    Вывод по первой главе….
    ГЛАВА 2.
    2.1. Методы и приемы работы с поэтическим текстом на уроках литературного чтения с элементами развития поэтических способностей обучающихся…
    2.2.Экспериментальная работа по развитию поэтических способностей обучающихся на уроках литературного чтения…
    2.3 Результаты экспериментальной работы….
    Вывод по второй главе….
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
  • Реферат:

    Математик Эйлер и его научные труды

    15 страниц(ы) 

    Введение….…3
    1.Математик Эйлер и его научные труды…4
    Заключение…12
    Список используемых источников….….13

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Методика подготовки лыжников-гонщиков на подготовительном периоде

    56 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
    1.1. Средства и методы подготовки лыжника-гонщика в бесснежный период подготовки.6
    1.2. Этапы подготовки.14
    1.3. Имитационные упражнения применяемые в подготовке лыжников-гонщиков.19
    ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    2.1. Методы исследования.22
    2.2. Организация и контингент.28
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    3.1. Результаты исследования.31
    3.2 Обсуждение результатов исследования….34
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.46
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.48
    ПРИЛОЖЕНИЕ….51
  • Дипломная работа:

    Формирование ИКТ компетенций у младших школьников в образовательном процессе

    66 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
    ИКТ компетенции: понятие и сущность 7
    Использование ИКТ технологий при формировании ИКТ компетенций у младших школьников 18
    1.3. Формирования ИКТ-компетенций у младших школьников при обучении по УМК «Школа 2100» 28
    Вывод по первой главе 39
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
    2.1. Диагностика уровня сформированности ИКТ компетенций у младших школьников 42
    2.2. Реализация программы формирования ИКТ компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности 48
    2.3. Анализ опытно-педагогической работы по формированию ИКТ компетенций у младших школьников и требования, предъявляемые к учителям начальных классов 53
    Вывод по второй главе 59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
  • ВКР:

    Межпредметные задачи как средство развития готовности обучающихся средней школы к проектной деятельности

    76 страниц(ы) 


    Введение 3
    Глава I. Теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения 8
    1.1. Интенсионал понятия «межпредметные связи» 8
    1.2. Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения 19
    1.3. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения 28
    Выводы по первой главе 44
    Глава II. Использование проектного метода в межпредметном взаимодействии «Информатика-Математика» 45
    2.1. Проектный метод в изучении дисциплины «Информатика» и требования, предъявляемые к нему 45
    2.2. Реализация проектного метода в междисциплинарном взаимодействии «Информатика-Математика» в 7 классе 51
    2.3. Анализ эффективности применения проектного метода в межпредметном взаимодействии «Математика-Информатика» 57
    Вывод по главе II 66
    Заключение 67
    Литература 70
  • Магистерская работа:

    Управление проектной деятельностью учащихся в общеобразовательных организациях (на примере мбоу «аксаковская гимназия №11» кировского района го г. уфа)

    148 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 13
    1.1.Проектная деятельность учащихся общеобразовательного учреждения как предмет научного познания 13
    1.2.Особенности проектной деятельности учащихся в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной организации 29
    1.3.Педагогические условия проектной деятельности учащихся в общеобразовательной организации 40
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «АКСАКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №11» ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА 57
    2.1. Планирование педагогического исследования проектной деятельности учащихся МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 57
    2.2. Диагностика готовности учащихся к проектной деятельности в МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 61
    2.3. Методическое обеспечение проектной деятельности учащихся в МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 68
    2.4. Результаты экспериментального исследования проектной деятельности учащихся МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 77
    ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 88
    3.1. Пояснительная записка 88
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
    ПРИЛОЖЕНИЯ 102
  • Дипломная работа:

    Рождественские и святочные рассказы как средство развития познавательного интереса к чтению

    97 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ РОЖДЕСТВЕНСКИХ И СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗОВ 7
    1.1 Сущность познавательного интереса в учебном процессе 7
    1.2 Формирование познавательного интереса к чтению у учащихся на уроках чтения 10
    1.3 Рождественские и святочные рассказы как средство развития познавательного интереса к чтению в начальной школе 19
    Выводы по Главе 1 25
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 27
    2.1 Стартовое диагностическое исследование уровня сформированности познавательного интереса к чтению в начальной школе 27
    2.2 Организация деятельности по развитию познавательного интереса к чтению посредством рождественских и святочных рассказов 37
    2.3. Итоговое диагностическое исследование уровня сформированности познавательного интереса к чтению в начальной школе 40
    Выводы по главе 2 47
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
    ЛИТЕРАТУРА 52
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ 57
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ 59
    ПРИЛОЖЕНИЕ 65
  • Дипломная работа:

    Молодежная русскоязычная поэзия башкортостана: лингводидактические особенности

    73 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
    1.1. Современная русская поэзия: тенденции и особенности 6
    1.2. Художественно-стилевые особенности современной русской поэзии 8
    1.3. Современный этап развития уфимской русскоязычной литературы 12
    1.4. Понятие и принципы лингвистического анализа текста 14
    1.5. Окказиональность современного поэтического текста 17
    1.6. Словотворчество современных уфимских авторов 20
    Выводы по первой главе 28
    ГЛАВА II. ЛИНГВОПОЭТИКА МОЛОДЕЖНОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПОЭЗИИ РБ 30
    2.1. Светлана Хвостенко: стилизация и способы её воплощения 30
    2.2. Анатолий Яковлев: философское словотворчество 36
    2.3. Марсель Саитов: рифма как основа 42
    2.4. Михаил Кривошеев: образность и метафоричность поэтического слова 46
    2.5. Возможности применения поэтических текстов уфимской литературы на уроках русского языка в школе 50
    Выводы по второй главе 58
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 64
    СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ 66
    ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА 67
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69

  • Дипломная работа:

    Нравственное воспитание младших школьников в рамках курса «окружающий мир»

    49 страниц(ы) 

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….
    1.1. Философско-педагогические воззрения ученых на проблему нравственного воспитания….….
    1.2. Современное содержание и структура нравственного воспитания в школьном образовании….….….…. ….
    1.3. Методы и приемы формирования нравственных отношений у младших школьников….
    Выводы по первой главе ….… …
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ
    МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА….….
    2.1. Определение первоначального уровня сформированности нравственной воспитанности у младших школьников….
    2.2. Из опыта кружковой работы по формированию нравственной воспитанности у младших школьников.….….
    2.3. Результаты и анализ опытно-практической работы….
    Выводы по второй главе… ….
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
    ГЛОССАРИЙ….
  • Дипломная работа:

    Воспитание скоростных качеств у лыжников гонщиков 15-17 лет

    50 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА I. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ
    1.1История лыжного спорта….7
    1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет…10
    1.3. Скоростные особенности и основы методики их воспитания….21
    ГЛАВА II. ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ
    2.1. Методы исследования и организация исследования…31
    2.2. Организация исследования.32
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    3.1. Результаты исследования.35
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.41
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.43
  • Дипломная работа:

    Методика изучения отдельных вопросов алгебры и начал анализа

    255 страниц(ы) 

    Предисловие…7
    Глава I. Методика изучения числовых систем….8
    §1. Методика изучения делимости целых чисел…8
    1.1. Делимость целых чисел. Делимость суммы, разности
    и произведения….8
    1.2. Деление с остатком….12
    1.3. Делители….15
    1.4. Простые числа….16
    1.5. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа….17
    1.6. Основная теорема арифметики….18
    1.7. Прямые на решетке. Линейные уравнения…20
    1.8. Алгоритм Евклида…26
    1.9. Выберем наименьшее….31
    1. 10. Уравнения и неравенства в целых числах….32
    §2. Методика изучения темы «Числовые последовательности»…36
    2.1. Определение последовательности. Способы задания последовательности ….37
    2.2. Монотонные последовательности. Интерпретации….39
    2.3. Ограниченность последовательности….43
    2.4 Предел числовой последовательности…46
    §3. Методические рекомендации к ведению профильного курса «Комплексные числа в общеобразовательной школе»….48
    3.1 Определение комплексных чисел. Их геометрический смысл. Действия с комплексными числами…57
    3.2 Сопряженные числа. Модуль и аргумент комплексного числа.58
    3.3 Тригонометрическая форма комплексного числа. Действия в тригонометрической форме….60
    3.4 Комплексные числа и преобразования плоскости….60
    3.5 Извлечение корней из комплексных чисел….62
    3.6 Решение уравнений…62
    3.7 Задачи с параметрами….63
    §4. Сущность и принцип метода математической индукции…64
    4.1 Трудности, возникающие при изучений метода….66
    4.2 Специфика использования данного метода в обучении….67
    4.3 Индуктивный метод при поиске решения задачи….75
    Глава II. Методика изучения функций…77
    §1. Методика изучения непрерывности и предела функции….77
    1.1. Подготовка учащихся к изучению понятий предела и непрерывности функции, теорем о пределах….77
    1.2. Наглядно-геометрический вариант введения и изучения предела функции действительного переменного на бесконечности….90
    1.3. Наглядно-геометрический вариант изучения предела функции действительного переменного в точке…93
    § 2. Методика изучения сложной
    2.1. Определение сложной функции….96
    2.2. Свойства сложной функции….99
    §3. Методика изучения обратной функции…112
    3.1. Методика введения понятия обратной функции….112
    3.2. Методика изучения обратной функции по учебнику «Алгебра и начала анализа» под редакцией М.И.Башмакова….124
    §4. Методика изучения тригонометрических функций….134
    4.1. О введении основных понятии тригонометрии в школе…136
    4.2. Градусная и радианная меры угла. Числовая окружность….137
    4.3. Тождественные преобразования тригонометрических
    выражений….145
    4.4. Методика изучения тригонометрических функций….155
    4.5. Решение тригонометрических уравнений в школе. Подготовительный этап….168
    4.6. Методы решения тригонометрических уравнений…177
    4.7. Анализ решений тригонометрических уравнений….…191
    4.8. Отбор корней в тригонометрических уравнениях….….193
    4.9.О потере корней при решении тригонометрических уравнений 203
    4.10. Классификация уравнений….206
    4.11. Повторительно-обобщающие уроки в курсе математики….209
    4.12. О блочном изучении темы \"Решение тригонометрических уравнений и неравенств\"…244
    §5. Методика крупноблочного изучения показательной и логарифмической функции….256
    5.1. Обобщение понятия степени. Корень - й степени и его свойства.….256
    5. 2. Степень с рациональным показателем….260
    5.3. Суть метода УДЕ (укрупнения дидактических единиц)….263
    Глава III. Методика обучения решению уравнений и неравенств….294
    §1. Трансцендентные уравнения и неравенства….294
    1.1. Опорные знания….294
    1.2. Показательные уравнения….296
    1.3. Логарифмические уравнения….297
    1.4. Тригонометрические уравнения…300
    1.5. Уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции….….303
    1.6. Сущность решения уравнений и неравенств…312
    §2. Иррациональные уравнения и неравенства….317
    2.1. Решение иррациональных уравнений….317
    2.2. Решение иррациональных неравенств….322
    2.3. Обобщенный метод интервалов…325
    §3. Уравнения и неравенства, включающие функции {x} и [x].…327
    §4. Рациональное решение уравнений и неравенств с модулем….339
    §5. Уравнения и неравенства с параметрами. Функционально-графический метод….342
    5.1 Опорные знания …342
    5.2. Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами…348
    5.3. Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами….357
    5.4. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
    с параметрами….361
    5.5. Методика введения функционально – графического метода при решении задач с параметрами ….368
    5.6. Применение функционально-графического метода к решению задач с параметрами…373
    5.7. Уравнения высших степеней ….377
    §6. Методика изучения функциональных уравнений…386
    6.1. Понятие функционального уравнения….… .386
    6.2. Функциональная характеристика элементарных функций.405
    6.3. Методы решения функциональных уравнений….416
    §7. Системы алгебраических уравнений….432
    §8. Классические неравенства в задачах….444
    8.1. Неравенство Бернулли….444
    8.2. Неравенство Коши….445
    8.3. Неравенство Гюйгенса….449
    8.4. Неравенство Коши-Буняковского….453
    8.5. Неравенство Иенсена….455
    §9. Применение свойств функций к решению уравнений и неравенств с переменными, других задач…457
    Глава IV. Методика изучения производной и ее применений…465
    §1. К вопросу о дифференцируемости функций…465
    §2. Методические рекомендации к изучению производной и ее
    применений….470
    2.1. Введение. Обзор теоретического материала….470
    2.2. Понятие о касательной к графику функции….471
    2.3. Мгновенная скорость движения…472
    2.4. Производная. Производные элементарных функций…473
    2.5. Применение производной к исследованию функций…483
    2.6. Другие приложения производной…490
    Глава V. Первообразная и интеграл….500
    §1. Методика формирования понятия первообразной….500
    §2. Область определения первообразной…503
    §3. Методика изучения интеграла….505
    3.1. Методика изучения неопределенного интеграла….505
    3.2. Методика изучения определенного интеграла….506
    3.3 Свойства определенного интеграла….512
    Глава VI. Задачи повышенной трудности….518
    Литература.….551
  • Дипломная работа:

    Мeтoдичecкoe oбecпeчeниe пpaктичecких зaнятий пo куpcу «Мaтeмaтичecкий aнaлиз и диффepeнциaльныe уpaвнeния» для cтудeнтoв нaпpaвлeния «Пeдaгoгичecкoe oбpaзoвaниe»

    96 страниц(ы) 

    Ввeдeниe….4
    Глaвa I. ФУНКЦИИ И ПРЕДЕЛЫ…5
    1.1.Пoнятиe функции….5
    1.1.1.Cпocoбы зaдaния функций….6
    1.1.2. Oбpaтнaя функция….7
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….8
    1.2 Пpeдeл функции….9
    1.2.1.Пpeдeл чиcлoвoй пocлeдoвaтeльнocти….9
    1.2.2. Пpeдeл функции….11
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….13
    Глaвa 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ….16
    2.1 Oбщиe пpaвилa диффepeнциpoвaния…16
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….18
    2.2Пpoизвoдныe выcших пopядкoв….19
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….21
    2.3 Вoзpacтaниe и убывaниe функций….22
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….24
    2.4Мaкcимумы и минимумы функций…24
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния ….26
    2.5Acимптoты и пocтpoeниe гpaфикoв функций….26
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….30
    Глaвa 3. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ….32
    3.1 Пoнятиe пepвooбpaзнoй функции и нeoпpeдeлeннoгo интeгpaлa….32
    3.1.1. Cвoйcтвa нeoпpeдeлeннoгo интeгpaлa….33
    3.1.2.Тaблицa ocнoвных интeгpaлoв….33
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….34
    3.2. Мeтoд нeпocpeдcтвeннoгo интeгpиpoвaния….35
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….36
    3.3. Зaмeнa пepeмeннoй интeгpиpoвaния…37
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….37
    3.4. Интeгpиpoвaния пo чacтям…38
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….39
    3.5. Интeгpиpoвaниe дpoбнo-paциoнaльных функций и тpигoнoмeтpичecких выpaжeний…40
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….43
    3.6. Пoнятиe oпpeдeлeннoгo интeгpaлa….44
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….47
    3.7. Зaмeнa пepeмeннoй в oпpeдeлeннoм интeгpaлe…48
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….49
    3.8. Интeгpиpoвaниe пo чacтям в oпpeдeлeннoм интeгpaлe….50
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….51
    3.9. Гeoмeтpичecкoe пpилoжeниe oпpeдeлeннoгo интeгpaлa…52
    3.9.1.Вычиcлeниe плoщaдeй плоских фигур….52
    3.9.2. Вычиcлeниe oбъeмa….54
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….56
    Глaвa 4. ФУНКЦИИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ….59
    4.1.Oпpeдeлeниe функции нecкoльких пepeмeнных….59
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….59
    4.2.Чacтныe пpoизвoдныe выcших пopядкoв….61
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….62
    Глaвa 5. PЯДЫ….64
    5.1. Чиcлoвыe pяды. Ocнoвныe пoнятия. Пpocтeйшиe cвoйcтвa. Нeoбхoдимый пpизнaк cхoдимocти….64
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния.66
    5.2. Пoлoжитeльныe pяды….68
    5.2.1.Пpизнaк cpaвнeния….68
    5.2.2.Пpизнaк Дaлaмбepa….….69
    5.2.3. Пpизнaк Кoши(paдикaльный)….…69
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….70
    5.3 Знaкoпepeмeнныe pяды….….72
    5.3.1. Пpизнaк Лeйбницa…72
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….…74
    Глaвa 6. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ…76
    6.1.Диффepeнциaльныe уpaвнeния. Oбщиe пoнятия….76
    6.2.Уpaвнeния c paздeляющимиcя пepeмeнными….78
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….…80
    6.3.Oднopoдныe диффepeнциaльныe уpaвнeния пepвoгo пopядкa….81
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….84
    6.4. Линeйныe уpaвнeния второго порядка ….85
    6.4.1.Линeйныe oднopoдныe диффepeнциaльныe уpaвнeния c пocтoянными кoэффициeнтaми. ….85
    6.4.2.Линeйныe не oднopoдныe диффepeнциaльныe уpaвнeния c пocтoянными кoэффициeнтaми….87
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….…90
    Cпиcoк литepaтуpы…92