СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Стиль управления в образовательном учреждении (на примере МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» г. Боровск, Калужской области) - Дипломная работа №39742

«Стиль управления в образовательном учреждении (на примере МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» г. Боровск, Калужской области)» - Дипломная работа

  • 52 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: admin

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ УЧРЕЖДЕНИЯ 6

1.1 Понятие о системе управления персоналом 6

1.2 Основные направления работы с персоналом в учреждении 10

1.3 Методы оценки эффективности системы управления персоналом учреждении 15

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 17

2.1 Общая характеристика МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» 17

2.2 Органⵏизация работы с персонⵏалом в МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» 23

2.3 Программа совершенⵏствованⵏия работы с персонⵏалом в МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» 33

Заключение 44

Список использованной литературы 48


Введение

Изменения социально - экономического курса, размещение иностранных предприятий, привлечение инвесторов заставило общество поменять взгляды на подбор и подготовку кадров в учреждениях и в стране в целом. Народ был, есть и будет самым главным инструментом в строительстве любой державы. Именно поэтому в нашей стране большое количество школ, институтов.

Изменения, происходящие в нашей стране, заставили общественность задуматься и над качеством дошкольного образования, так как именно в возрасте 3-7 лет закладываются и формируются интеллектуальное, личностное и физическое развития детей, как будут готовы малыши к взрослой жизни, зависит от взрослых. Кому общество доверит своё будущее, своих детей судьбу своей Родины только качественному кадровому персоналу, работающему в учреждениях.

Спешу согласиться с утверждениями философа И. Ильина «если ребенку в возрасте 3-5 лет дать понять, что именно он очень нужен, любим, желанен, тогда в сердце маленького человечка не закрадется ненависть, злоба» .

Начальным звеном в системе народного образования теперь принадлежит детскому саду в тесной связи с семьей, которые обязаны обеспечить детям всестороннее гармоничное развитие, подготовку к успешному обучению в школе и как следствие к правильному восприятию и вступлению впоследствии во взрослую жизнь. Успешного решения в достижении поставленной задачи добиваются педагогические коллективы, имеющие в своем штате воспитателей, обладающих высоким профессиональным мастерством. Слаженность действий, использование воспитательных возможностей, заложенных в самом педагогическом коллективе, профессиональная компетентность воспитателя проявляется и реализуется в зависимости от его ближайшего окружения, прежде всего от психологического климата в детском саду. Управление организацией и управление ее персоналом – это целая наука, где стиль руководства - это управляющий инструмент, от которого зависит психологический климат в коллективе. Качественный кадровый потенциал - решающий фактор в эффективности и конкурентоспособности учреждения.

Одна из главных концепций управления персоналом учреждения - возрастающая роль профессионализма работника, его знания, умение формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед учреждением.

Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящены труды В. С. Лазарева, Г. Л. Фриша, В. А. Сластенина, Е. И. Рогова. Совершенствованию управленческих умений руководителей образовательных учреждений, в том числе ДОУ, посвящены работы О. Ю. Бараевой, Л. Бондаренко, М. Л. Левицкого, В. И. Зверевой, Л. В. Поздняк.

Система управления персоналом преследует цели: помощь в достижении общих целей; эффективное использование мастерства и возможностей работников; обеспечение высококвалифицированными и заинтересованными сотрудниками; стремление к удовлетворению сотрудников своей работой, к их самовыражению. Развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает работу в этом учреждении желанной; взаимосвязь со всеми служащими; помощь в сохранении хорошего морального - психологического климата.

Всё вышесказанное определяет особую актуальность и объясняет необходимость выбранной темы дипломной работы.

Цель работы - изучение системы управления персоналом учреждения (на примере МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка»).

Объект исследования - муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3«Рябинка» г. Боровска Калужской области.

Предмет исследования - система управления персоналом в МДОУ «Детский сад №3«Рябинка».

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

1. Изучить теорию основ управления персоналом учреждения.

2. Анализ системы управления персоналом в МДОУ «Детский сад №3«Рябинка».

В работе использованы следующие методы: анализ и обобщение литературы, документов, анкетирование, обработка полученных данных.

Работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад №3«Рябинка» г. Боровска Калужской области.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что разработанные рекомендации универсальны и могут быть использованы не только в МДОУ «Детский сад №3«Рябинка» г. Боровска Калужской области, но и в других дошкольных учреждениях.

Структура дипломной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Понятие о системе управления персоналом

Управление - целенаправленное воздействие на людей, активизирующих их совместную деятельность. Происходящие изменения в современном мире связанны с повышением значимости человеческого фактора, следовательно, задачи управления персоналом выдвигаются на передний план управленческой деятельности .

Необходимо подчеркнуть три момента, касающиеся особенностей управления персоналом образовательной организации.

1) Управление персоналом является деятельно-ориентированным на практические действия.

2) Управление персоналом является индивидуально-ориентированным, где каждый сотрудник рассматривается как личность.

3) Управление персоналом ориентировано на будущее.

Структура управления персоналом формирует функциональную взаимосвязь руководителя и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Системы управления персоналом обладают рядом общих свойств: являются первым слоем управления любого учреждения, так как именно люди, объединённые общими целями, и составляют это учреждение .

Главные цели системы управления персоналом совпадают с целями учреждения, они примерно одинаковые по функциональному составу.

Рассмотрим подробнее эти подсистемы .

Подсистема линейного руководства осуществляет управление организацией в целом или управление отдельными функциональными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель учреждении, руководители функциональных подразделений, воспитатели.

Подсистема планирования и маркетинга персонала: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового основа успешности нашей дальнейшей жизни .

Подсистема управления персоналом и учетом персонала проводит: собеседования, анкетирование, оценку, отбор, прием персонала.

Подсистема управления трудовыми отношениями проводит анализ и регулирование групповых, личностных взаимоотношений, отношений руководства.

Подсистема обеспечения нормальных условий труда: соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда.

Подсистема управления развитием персонала: переподготовка и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию работников, наставничество.

Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, жилищно-бытовое обслуживание и т.п.

Подсистема развития организационной структуры управления: анализ сложившейся структуры управления, проектирование новой организационной структуры управления.

Подсистема правового обеспечения: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов.

Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом .

Таким образом, главная цель системы управления персоналом: обеспечение учреждения качественными кадрами, их эффективное использование.

Следует отметить, что в небольших учреждениях, каковым является представленное для исследования учреждение МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» (воспитанников-72 чел., работников – 20 чел.) с ограниченными финансовыми возможностями функция управления развитием персонала объединена с другими функциями.


Заключение

По проведённому исследованию можно сделать следующие выводы.

В условиях развития рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого учреждения.

Треть сознательной жизни педагог проводит в Детском саду, и то, в каких условиях протекает его трудовая деятельность, какова общая психологическая обстановка в коллективе, каковы деловые и личные взаимоотношения, оказывает огромное влияние на результаты эффективного труда.

Анализ опыта работы в Детском саду показал, что, как и многие современные предприятия, Детский сад предпочитает сегодня не узкого специалиста-исполнителя, знающего свой предмет «от и до», а педагога, способного решать междисциплинарные задачи и регулировать человеческие отношения. Уровень квалификации сотрудников МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» в настоящее время относительно не высок. На сегодняшний день в учреждении работают 7 педагогов, из которых все имеют лишь соответствие занимаемой должности. При рассмотрении возрастного ценза было выявлено: что среди педагогов, есть молодые люди в возрасте до 35 лет - 15,4%, большая половина в возрасте от 40 до 55 лет - это люди осознанного возраста- 84,6%. Данная тенденция связана, прежде всего, с тем, что молодежь не заинтересована работать за невысокую зарплату, а люди старшего возраста обладают чувством патриотизма и ответственности перед государством. «Если не мы-то кто же» не увольняются, а продолжают работать, исполняя свои должностные инструкции. Коэффициент по выбытию персонала и текучести кадров не изменился . Удовлетворённость сотрудников работой составляет 100%, но в то же время заработной платой не довольны. При наличии необходимых стимулов как материальных (премирование за год), так и нематериальных (повышение мотивации) имидж учреждения повысится, работники больше бы стали дорожить своим местом в учреждении и более активно стремились бы повышать квалификационную категорию. С целью ликвидации выявленных недостатков, были разработаны мероприятия по повышению эффективности системы управления персоналом МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка»: повышение квалификации сотрудников; создание Портфолио; использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ); разработка системы мотивации для благоприятного морально-психологического климата, доработка Положения о доплатах и надбавках сотрудников МДОУ « Детский сад №3 « Рябинка»; внедрение руководителем предложенных способов мотивации; применение тренингов в работе с коллективом.

Предложенные мероприятия по повышению профессиональной квалификации педагогов будет способствовать:

1. Представлению опыта работы на муниципальном, региональном федеральном уровнях.

2. Публикации материалов педагогической деятельности в периодической печати и выставление на сайте Детского сада.

3. Выступлению на городских методических мероприятиях;

4. Проведению дней открытых дверей для педагогов из других детских садов;

5. Участию в конкурсах и мероприятиях на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

6. Организация дополнительных платных образовательных услуг.

Необходимо отметить и значимость разработанных мероприятий по повышению мотивации сотрудников. Согласно внесённым дополнениям в Положение о доплатах и надбавках каждый сотрудник заинтересован в творческом, индивидуальном подходе к исполнению своих должностных инструкций.


Список литературы

1. Федеральный Законⵏ Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ.

2. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

3. ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017). - "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

5. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017

6. Устав МДОУ « Детский сад №3«Рябинⵏка» г. Боровск Калужской области.

7. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом. 8-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. - 224 с.

8. Бишоп, С., Тренⵏинⵏг изменений в учреждении/ С.Бишоп, Д.Тейлор.- СПб.: Питер, 2012. - 384 с.

9. Бовыкинⵏ, В. И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. М.: Экономика, 2012. 352 с.

10. Бочков Д. В., Михеева Е. В. Начинающий предприниматель в сфере дошкольного образования: учебное пособие для предпринимателей и руководителей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Директ-Медиа, 2016.

11. Бочков Д.В. Управление ДОУ в условиях системных обновлений: рабочая тетрадь: методическое пособие. – М.: Директ-Медиа, 2015.

12. Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления/ Г. Бураканова // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - N. 4.

13. Бухалков М. И. Управление персоналом: Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2010.-638с.

14. Бутурлин М. А. Актуальные направления работы служб персонала/ М. А. Бутурлин // Деньги и кредит. 2011. - № 7. - С. 58-61.

15. Вартанян И. П. О работе с персоналом / И. П. Вартанян // Деньги и кредит. 2008.-№10.-С.50-58.

16. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2008. – 196 с.

17. Вязигин А. В. Оценка персонала высшего и среднего звена. - Москва; Санкт-Петербург: Вершина, 2010. - 577с.

18. Гончаров, В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении - М.: Дело, 2011. - 216 с.: ил.

19. Гроув, Э. С. Высокоэффективный менеджмент / Пер. с анⵏгл. Г.В. Соболева.- М.: Филинъ, 2004. - 562 с.: схем.

20. Егоршин, А. П. Управление персоналом. - 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2009.

50. Шакуров, Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров // — М.: Просвещение, 2009.

51. Шамова, Т. И., Третьяков, П. И., Капустин, Н. П. Управление образовательными системами учеб. пособ. для студ. высш. уч. завед. / под ред. Т. И. Шамовой // — М.: ВЛАДОС, 2011.

52. Щегорцов В. Стиль управления определяется конкретной ситуацией в организации/ В. Щегорцев // Служба кадров и персонал. - 2008. - N. 3. - С. 36


Тема: «Стиль управления в образовательном учреждении (на примере МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» г. Боровск, Калужской области)»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 52
Цена: 800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Естественные монополии в российской экономике

    29 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретические основы проблемы функционирования естественных монополий в Российской Федерации 4
    1.1 История возникновения естественных монополий в России, их сущность и виды 4
    1.2 Функции естественных монополий и причины их создания в экономической системе России 8
    2 Анализ деятельности естественных монополий в российской экономике 13
    2.1 Современное состояние естественных монополий в России 13
    2.2 Регулирование естественных монополий и перспективы их развития в России 18
    Заключение 27
    Список литературы 29
  • Дипломная работа:

    Внедрение системы качества в производство зерна и круп с целью контроля за качеством и безопасностью продукции

    74 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ 5
    1.1 Качество и безопасность как основные свойства продукции 5
    1.2 Контроль качества пищевой продукции 8
    1.3 Обеспечение качества как основа управление качеством продукции 11
    2 МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ 19
    2.1 Интеграция системы менеджмента качества и системы менеджмента безопасности пищевой продукции 19
    2.2 Системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции 21
    2.3 Система ХАССП как основа обеспечения качества и безопасности 23
    2.4 Система ХАССП в России и за рубежом 27
    3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОАО АК «ТОМСКИЕ МЕЛЬНИЦЫ» 30
    3.1 Управление качеством на предприятии 30
    3.2 Анализ системы обеспечения качества и безопасности продукции 36
    3.3 Рекомендации по совершенствованию системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции на предприятии 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
    ПРИЛОЖЕНИЯ 65
  • Контрольная работа:

    Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству модульное конструирование

    15 страниц(ы) 

    Введение 3
    Теоретические основы значения конструирования в воспитании и развитии детей дошкольного возраста 4
    1.1 Исследования психологов, педагогов о значении конструирования в развитии детей дошкольного возраста 4
    1.2 Создание условий для конструктивной деятельности детей в дошкольной организации 5
    1.3 Образовательные задачи в области «художественное творчество» раздела художественное конструирование 7
    1.4 Модульное конструирование 9
    2 Технология и методика применения модульного конструирования в дошкольном учреждении 10
    2.1 Технология модульного конструирования 10
    2.2 Методика применения модульного конструирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста 11
    Заключение 14
    Список литературы 15
  • Дипломная работа:

    Антимонопольное регулирование как инструмент отраслевых рынков (на примере предприятия ОАО Автоваз)

    107 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 6
    1.1.Модель рынка монополистической конкуренции 6
    1.2.Существующая система законодательства по антимонопольному регулированию в России 14
    1.3.Перспективы развития антимонопольного регулирования в России. 31
    ГЛАВА 2. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ В РОССИИ 41
    2.1 Особенности структуры машиностроительной отрасли в России 41
    2.2 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ОАО «Автоваз» 64
    2.3. Конкуренция машиностроительной отрасли 75
    2.4. Перспективы развития машиностроения в России. 82
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
    ПРИЛОЖЕНИЯ 1-17 111
  • Курсовая работа:

    Классификация юридических лиц. Унитарные и корпоративные юридические лица.

    22 страниц(ы) 

    Введение.3
    Глава 1. Понятие и признаки юридического лица. 5
    1.1 Понятие юридического лица .5
    1.2 Классификация юридических лиц .7
    Глава 2. Виды юридических лиц .13
    2.1 Унитарные юридические лица .13
    2.2 Корпоративные юридические лица .15
    Заключение .20
    Список литературы.22
  • Дипломная работа:

    Формирование начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края

    89 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем 8
    1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста 8
    1.2 Средства организации патриотического воспитания дошкольников 14
    1.3 Методические аспекты работы по формированию знаний о родном крае у старших дошкольников 20
    2 Содержание и методика работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей старшего дошкольного с родным краем 27
    2.1 Изучение исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма 27
    2.2 Организация работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей с родным краем 35
    2.3 Выявление эффективности работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем 42
    Заключение 48
    Список литературы 50
    Приложения 54
  • Курсовая работа:

    Ядерное оружие: классификация, виды ядерных взрывов, поражающие факторы, их воздействие на людей, сооружения и боевую технику. Способы защиты от поражающих факторов.

    35 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Понятие и сущность ядерного оружия 6
    1.1 Анализ литературы 6
    1.2 Понятие ядерного оружия, классификация 9
    1.3 Виды ядерных взрывов 16
    2 Поражающие факторы ядерного оружия 20
    2.1 Поражающие факторы ядерного оружия и их влияние на людей, сооружения, боевую технику 20
    2.2 Способы защиты от поражающих факторов 30
    Заключение 33
    Список литературы 36
  • Курсовая работа:

    Проектирование системы управления предпринимательской организации на примере ООО МПК «Радуга-А

    23 страниц(ы) 

    Введение….….3
    Глава 1. Характеристика и обоснование выбора объекта управления….….5
    1.1. Историческая справка, перспективы развития предприятия….….5
    1.2.Анализ внутренней и внешней среды ООО МПК «Радуга-А»….….7
    1.3. Характеристика миссий и ключевых целей ООО МПК «Радуга-А»….…13
    Глава 2. Проектирование вопросов системы управления ООО МПК «Радуга-А».16
    2.1 Характеристика отдела маркетинга ООО МПК «Радуга-А»….….16
    2.2.Моделирование и оптимизация параметров организации структуры управления.….18
    2.3Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления….24
    Заключение.….….….…25
    Список использованной литературы….….…26
  • Курсовая работа:

    Технология социальной работы с молодой семьей

    59 страниц(ы) 

    Введение…. 3
    1. Теоретико-методологический аспект изучения проблем молодой семьи….6
    1.1. Молодая семья как социальный институт….….6
    1.2. Проблемы молодой семьи ….…13
    1.3. Нормативно-правовая база социальной работы с молодой семьей….26
    2. Особенность технологий социальной работы с молодой семьей …33
    2.1. Сущность социально-психологической консультации молодых семей….….33
    2.2. Опыт работы социальных служб с молодой семьей…. 43
    2.3. Анализ опыта работы «Перинатального центра» г. Белгорода….…52
    2.4. Исследование по проблемам молодой семьи и рекомендации по их решению….….…57
    Заключение…62
    Список литературы…65
  • Доклад:

    Управление конфликтами

    5 страниц(ы) 

    1. Введение с 2
    2. Причины возникновения конфликтов в организации с 4
    3. Управление конфликтами с.5
    4. Список использованной литературы с.7