У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Сравнительное изучение версий башкирского и казахского эпосов «кузыкурпяс и маянхылу» / «козы- корпеш и баян-сулу», методика изучения их в школе» - Магистерская работа
- 119 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы
Примечания

Автор: navip
Содержание
Введение 3
Глава I. Общие этнофольклорные корни в казахской и башкирской версиях эпоса 7
1.1. Краткая характеристика общего эпического наследия тюркских народов 7
1.2. Краткая характеристика содержания разных версий эпоса 23
1.3. Общее и особенное в башкирской и казахской версиях эпоса 40
Глава II. Методика изучения эпосов в общеобразовательных школах Казахстана 51
2.1 Методика изучения эпосов 51
2.2 Изучение информационно-компьютерные технологии в изучении эпоса «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» 73
2.3 Внеурочные работы по изучению эпоса 98
Заключение 110
Список использованной литературы 112
Приложения 1 117
Введение
Актуальность темы исследования. Как все эпические произведения, составляющие наследие, оставленное общими предками тюркоязычным народам Сибири, Казахстана и Средней Азии. Казахский «КозыКерпеш» имеет много сходного с другими национальными редакциями. Казахи относятся к числу таких народностей, у которых в прошлом была широко развита эпическая традиция. Среди богатейшего эпического наследия казахов особый интерес представляет жанр романтических поэм, к лучшим образцам которого мы относим «Козы-Корпеш - Баян-Сулу», представляющая собой энциклопедический свод картин общественной жизни, обычаев, морали и суеверия простого народа. По своему жанру «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» стоит в ряду таких выдающихся образцов романтического эпоса мировой литературы, как «Лэйли-Меджнун», «Фархад-Ширин», «Тахир и Зухра», «Бозжигит» и другие. В отличие от последних, изображающих жизнь горожан средневекового Востока и Европы, в эпосе «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» обобщаются социально-бытовые противоречия, характерные для кочевых - пастушеских народов Казахстана и Алтая. В нем изображается с большой правдивостью чувства и чаяния народных масс, особенно бедняков и пастухов, не видевших в условиях господства феодалов и баев просвета в жизни, в чем мы видим одно из самых главных достоинств данного эпоса.
«Козы-Корпеш - Баян-Сулу», эпическое произведение о влюбленной молодой паре, пожелавшей связать себя навеки узами брака, но перед ними непреодолимой преградой становятся господствовавшие веками феодальные порядки. Не в силах преодолеть их до конца, герои трагически гибнут. Свет любви, оставленный двумя сердцами, вдохновлял акынов, литераторов, драматургов, этнографов и историков всех времен и многих народов. Эпос «Козы-Корпеш - Баян-Сулу проверить» распространен как великолепная легенда среди турецко-монгольской народности. Сохранились версии на языках казахов, башкир и других народов.
Степень изученности. Анализ работ, близких к проблеме исследования, свидетельствует о том, что в научном мире активно разрабатывались отдельные аспекты литератур. О чем свидетельствуют:
- научные статьи по изучению эпоса (А., Азибаева Б.У., Артыкбаев Ж.О., Хусаинова Г. Р., Хуббитдинова Н. и др.)
- труды по устной народной творчестве (Ауезов М. О., Валиханов Ч.Ч., Габдуллин М.Г., Кдсцабасов С.А., Маргулан А.Х., Путилов Б.Н., Санбаев С., Тимофеев Л.И., и др.).
- труды по методике (Божович Л.И., Богданова О.Ю., Маранцмана В.Г., Гусарова Е.Н., Рыбникова М.А., Русова Н.Ю., ToFbi36aeea А.У., и др.).
Объект исследования является фольклор казахского и башкирского народов.
Предметом исследования является лиро-эпическое произведение казахского и башкирского народов «Козы-Керпеш - Баян-Сулу» / «Кузыкурпяс и Маянхылу», методика изучения эпоса в школе.
Цель исследования - исследование башкирского и казахского вариантов эпоса «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» / «Кузыкурпяс и Маянхылу», разработка методики изучения лиро-эпического произведения в средних классах.
Для достижения данной цели исследования были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с разными вариантами лиро-эпического произведения;
- найти общее и особенное в башкирском и казахском вариантах эпоса;
- разработать методические рекомендации по изучению эпоса в средних классах.
Методологической основой исследования явился комплексный подход, предполагающий анализ исследований проблем взаимосвязи фольклора башкирского и казахского народов.
При разработке проблемы использовались традиционные методы наблюдения, описания, сравнительно-исторического анализа.
Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой опыт сравнительного исследования казахского и башкирского фольклора. В работе также сделана попытка разработки приемов и методов изучения эпоса в средних классах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем при изучении лиро-эпического произведения казахского и башкирского народов «Кузыкурпяс и Маянхылу» / «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» на уроках башкирской/казахской литературы, во внеклассных мероприятиях, также при написании исследовательских работ.
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа была обсуждена на заседаниях кафедры башкирской литературы Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. Основные положения работы докладывались на научно-теоретических и научно-практических конференциях, методологических семинарах. Результаты исследования нашли отражение в 2 публикациях:
1. Айтмухамбетова А.А. Лиро-эпическое произведение «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» как общее наследие тюркоязычных народов // Актуальные проблемы современной татарской филологии сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, посвященной 60-летию кафедры татарской филологии и культуры филологического факультета башкирского государственного университета (г. Уфа, 30 ноября 2018 г.). - Уфа: РИЦ БашГу, 2018. - С. 44-47.
2. Айтмухамбетова А.А. Общие этнофольклорные корни в казахской и башкирской версиях эпоса «Козы-Корпеш-Баян-Сулу // Актуальные проблемы современной татарской филологии сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, посвященной 60-летию кафедры татарской филологии и культуры филологического факультета башкирского государственного университета (г. Уфа, 30 сентября 2018 г.). - Уфа: РИЦ БашГу, 2018. - С. 56-58.
3. Айтмухамбетова А.А. Козы-Керпеш - Баян-Сулу лиро-эпостык жырындаты жер-су атаулары // Дана.каз. - Уральск, 2018. - в печати
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Выдержка из текста работы
I Общие этнофольклорные корни в казахской и башкирской версиях эпоса
1.1 Краткая характеристика общего эпического наследия тюркских народов
Известное лиро-эпическое произведение «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» имеется у многих народов Востока и Запада. Не случайно многие из тех ориенталистов и путешественников, кто был знаком с этим произведением, сравнивали его с «Ромео и Джульеттой», «Тристаном и Изольдой». Это говорит о том, что сюжет об истории трагической любви двух влюбленных не только международный, но и древний.
О древнести сюжета эпоса «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» свидетельствует и то, что он встречается у нескольких тюркоязычных народов, генетически родственных, но расселившихся давно. «Казахская, башкирская, алтайская, телеутская, уйгурская, татарская редакции эпоса о Козы восходят к древней версии, которая была сложена в XII-XIV вв., то есть во времена господства кипчакских племен и в пору улуса Джучи. У всех народов, унаследовавших ее, бытуют сказки о Козы (Бозы, Козюйке), а у казахов, башкир и у алтайцев - обширные эпические песни» [Смирнова, 1967:84].
Основу сюжета сказаний у всех народов составляет добывание жены, но разработан он у разных народов по-разному. У алтайцев, например, сюжет этот сильно мифологизирован, и эпос изобилует сказочными и мифологическими мотивами, ситуациями и образами.
Причем у алтайцев эпос о Козы Эркеш - героического содержания, тогда как у казахов эпос о Козы Корпеше и Баян Сулу - романтический. К тому же казахский эпос не знает архаических мифологических мотивов и образов, которые присутствуют в алтайском. Между тем, казахский романтический эпос ««Козы-Корпеш - Баян-Сулу»» в сюжетном отношении восходит к сказке. Специально исследовавший этот эпос И. Дюсенбаев пишет: «Можно предполагать, что сказка о Козы-Корпеше и Баян-Сулу явилась исходной для поэтической версии. Изучение вариантов этого эпоса у соседних с казахским народом уйгур, башкир, барабинских татар, алтайцев подтверждает первичность сказочной версии» [Жолдасбеков, Кдскабасов, 2002: 511]. В пользу этой мысли говорит и то, что в эпосе о Козы содержится ряд сказочных мотивтов, ситуаций и образов. Таковыми являются: помощь разных чудесных покровителей герою на его трудным пути, оживление ими по просьбе Баян умершего Козы, превращение стригуна в красивого скакуна, встреча героя в пути со старухой - ведьмой, которая чинит препятствия и козни ему, служба говорящей птицы у Баян, вечная молодость Баян которая не стареет и после 31-года супружеской жизни с Козы и т.п.
Генетическая связь сюжета романтического эпоса «Козы-Корпеш - Баян- Сулу» со сказкой особенно четко проявляется в структуре произведения. Вот композиционная схема казахского исследователя С. Каскабасова о сюжете романтического эпоса «Козы-Корпеш - Баян-Сулу»:
1. Дети рождаются в отсутствие отцов;
2. Козы едет за суженой;
3. Прибыв в страну будущего тестя, Козы ходит в «низком» статусе (неузнанный, он в облике плешивца пасет стада невесты);
4. Козы прибывает в свою страну, у него рождается сын, который продолжает деяиние отца; [Жолдасбеков, ^аскабасов, 2002: 634].
Эта условная композиционная схема полностью совпадает со сказочной. Но, естественно, бытуя несколько веков в среде, где культивировался эпос, превратившись в большое лирическое произведение, древний сказочный сюжет вобрал в себя многие элементы господствовавшей эпической традиции и перешел в подлинный эпос любовного содержания, воспевая в художественном плане нравственно- эстетические проблемы.
О появления эпоса С. Каскабасов пишет следующее: «Судя по имеющим материалам, можно предположить, что несмотря на древность сюжета (VIII-X вв.), «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» как романтический эпос сложился позже примерно в XVI-XVII вв., то есть в период расцвета Казахского ханства. Впрочем, нельзя отрицать и того, что отдельные части сказки о Козы могли быть сложены в песни и ранее. В данном случае речь идет о цельном и стройном художественном произведении, имеющем все атрибуты, необходимые для романтического эпоса. К сожалению, в этом виде романтический эпос о Козы и Баян зафиксирован очень поздно в исполнении певцов, живших в XVIII-XIX вв» [Жолдасбеков, Кдскабасов, 2002: 634].
Эпос «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» - самое раннее эпическое романтическое произведение преследовало цель показать, как у молодых людей зарождалась любовь, как она крепла и превращалась в сильное чувство и как за нее боролись влюбленные. Это было ново для общества того времени, когда эпические произведения обычно посвящались героическим деяниям богатырей. К тому же означало в ту эпоху не только отход от поэтической традиции, но прежде всего незаконное вторжение в быт и семейную жизнь человека, выведение внутрисемейных вопросов на всеобщее обсуждение. Подобное произведение должно было затронуть нравственные проблемы общества, которые в то время невозможно было не только осуждать, но даже обсуждать.
Заключение
Лиро-эпическое произведение «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» башкирского и казахского народа по своим идейно-художественным достоинствам стоит в одном ряду с лучшими устнопоэтическими эпосами народов мира и продолжает играть активную роль в развитии духовной культуры народа. Актуальность изучения в школе эпоса диктуется необходимостью приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия своего народа, формирования у них нравственно-эстетических идеалов в период социальной нестабильности, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения.
Методическая модель изучения эпоса «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» базируется на учете жанровых особенностей и синкретичной природы, специфике восприятия фольклорного эпоса современными школьниками, на возрастных особенностях учащихся; в соответствии с этими положениями и этапами литературного образования школьников, изучение эпоса проводится поэтапно в 5 - 11 классах средней школы. Главной идеей, пронизывающей весь процесс изучения эпоса в школе, является постепенное углубление в жанровую природу произведения, раскрытие его идейно-эстетических ценностей и формирование на этой основе читательских качеств, эстетических вкусов, мировоззрения учащихся. Понимание качества образования на современном этапе обусловлено следующими социокультурными факторами, оказывающими наибольшее воздействие:
- информатизация жизни общества;
- становление открытого общества, развитие информационной образовательной среды;
- становление гражданского общества, что повышает меру свободы и ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности;
- становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность, способность принимать решения и оценивать моральное значение действий и выбора;
- профессионализация в течение всей жизни, которая подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни.
Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное владение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью.
Разнообразие подходов к изучению эпоса обусловлено характером изучаемого материала, его синкретичной природой и возрастными особенностями учащихся: культуроведческий, рассматривающий как зародыш многих видов народного искусства; системный или целостный, учитывающий взаимосвязь познавательных и воспитательных задач; личностно-ориентированный, нацеленный на развитие личностных качеств ученика.
Выбор методов и приемов изучения варьируется в соответствии с этапами обучения и включает: практическую направленность уроков в освоении изобразительных средств эпоса и ориентацию на коллективное исполнение; организацию творческих и исследовательских работ учащихся.
Данное исследование можно рассматривать лишь как один из вариантов осмысления методики изучения лиро-эпического произведения «Козы- Корпеш - Баян-Сулу» в школе, и в дальнейшем наряду с совершенствованием ее методов и приемов, намечаются поиски путей приобщения школьников к эпосу.
Список литературы
1. Азибаева Б.У. Казахские народные романтические дастаны. - Алматы, 1990. - 30 с.
2. Ауэзов М.А. Мысли разных лет. - Алматы, 1961. - 395-430 с.
3. Адибаев Х., Куспанов С. Казахская литература. Учебник. - Алматы, 1972. - С. 26-29.
4. Адибаев Х.А.,Сатпаева Ш.К. Социально-бытовой эпос. Казахская литература. - Алматы, 1985. - С. 37-43.
5. Алексеева С.Н. Психологические проблемы детей школьного возраста. Как помочь ребенку? - М., 2012. - 288 с.
+ еще 67 источников
Примечания
Оригинал в pdf
Тема: | «Сравнительное изучение версий башкирского и казахского эпосов «кузыкурпяс и маянхылу» / «козы- корпеш и баян-сулу», методика изучения их в школе» | |
Раздел: | Культурология | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 119 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Система нравственного воспитания детей в Турции
51 страниц(ы)
I. Введение.4
Глава 1. Роль общества, школы и учителя в нравственном
воспитании подрастающего поколения.
1.1 Школа и учитель в нравственном становлении детей. 81.2 Роль общества в развитии образования и воспитания. 14РазвернутьСвернуть
1.3 Некоторые требования (правила) для учителей, если они хотят
воспитать нравственного человека. 21
Глава 2. Методы нравственного воспитания. 24
2.1 Убеждение и упражнения. 26
2.2 Поощрение и наказание. 29
2.3 Тонкость, человечность отношений между учетилями и
воспитанниками как источник нравственного воспитания. 34
Заключение. 38
Библиография. 41
Приложение. 44
-
Дипломная работа:
Применение теории чисел к решению математических задач
88 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА 4
1.1. Простые и составные числа 5
1.2. Каноническое разложение натурального числа 91.3. НОД и НОК 10РазвернутьСвернуть
1.4. Количество делителей натурального числа 16
1.6. Факториал натурального числа 21
1.7. Деление с остатком 23
1.8. Алгоритм Евклида 25
Глава 2. СРАВНЕНИЯ 38
2.1. Задачи на деление чисел без остатка 39
2.2. Задачи на деление чисел с остатком 39
2.3. Общий признак делимости чисел 41
2.4. Малая теорема Ферма 41
Глава 3. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ В ЦЕЛЫХ ЧИСЛАХ 61
3.1. Метод прямого перебора 61
3.2. Использование неравенств 61
3.3. Выделение целой части 61
3.4. Метод остатков 62
3.5. Метод «спуска» 62
3.6. Метод разложения на множители 64
3.7. Способ группировки 65
Заключение 86
Литература 87
-
Дипломная работа:
Обучение школьников на среднем этапе иноязычной письменной речи на основе творческих заданий
74 страниц(ы)
Введение . 3
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычному письму . 7
1.1. Понятие иноязычной письменной речи ….…71.2. Цели и содержание обучения иноязычной письменной речи ….…. 15РазвернутьСвернуть
Выводы по главе 1 ….….…. 21
Глава 2. Методика использования творческих заданий ….….… 23
2.1. Определение понятия «творческое задание». Классификация творческих заданий ….….….… 23
2.2. Виды письменных творческих заданий ….….….…. 28
2.3. Уровни письменных творческих заданий ….….….…. 35
2.4. Роль ИКТ при обучении творческому письму ….….…. 40
2.5. Технология обучения творческому письму ….… 44
Выводы по главе 2 ….….….… 50
Глава 3. Анализ использования творческих заданий в учебном процессе ….53
3.1. Анализ УМК В. Эванс и др. «Spotlight-5» ….….…. 53
3.2. Обобщение собственного опыта работы ….….…. 57
Выводы по главе 3 ….… 61
Заключение ….…. 63
Литература ….….… 66
Приложение ….… 71
-
Отчет по практике:
Условные операторы и программирование разветвления программы на VBA
17 страниц(ы)
Лабораторная работа №10…3
Ход работы….….4
Контрольные вопросы….10
Вывод по проделанной работе…13
-
Дипломная работа:
Особенности перевода рекламных слоганов
50 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки к осмыслению понятий «реклама», «рекламный слоган», «переводческие трансформации» 61.1 Краткая история рекламы 6РазвернутьСвернуть
1.2 Определение понятия «реклама» и ее функции 8
1.3 Слоган в структуре рекламного текста 13
1.4 Функциональные стили в формировании рекламных слоганов 17
1.5 Виды переводческих трансформаций 22
Выводы по главе I 29
Глава II. Анализ применения переводческих трансформаций при адаптации рекламных слоганов 30
2.1 Анализ слоганов автомобильной тематики на базе классификации В.Н. Комисарова 30
2.2 Использование переводческих трансформаций при переводе рекламных слоганов автомобилей 31
Выводы по главе II 46
Заключение 47
Список литературы 49
-
Дипломная работа:
Формирование культуры безопасности у обучающихся в рамках бро вдюод «школа безопасности»
143 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 12
1.1. Понятие и основные структурные компоненты культуры безопасности 121.2. Основные проблемы в формировании культуры безопасности 32РазвернутьСвернуть
1.3. Роль и место БРО ВДЮОД «Школа безопасности» в формировании культуры безопасности 37
Вывод по первой главе 57
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БРО ВДЮОД «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 59
2.1. Анализ исследования влияния БРО ВДЮОД «Школа безопасности» на формирование культуры безопасности обучающихся 59
2.2. Развитие ценностно-смысловых компонентов у участников исследования .66
2.3. Анализ мотивации участия в движении «Школа безопасности» 77
Выводы по второй главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Приложение 1 99
Приложение 2 105
-
Курсовая работа:
20 страниц(ы)
1.Технология Macromedia Flash.
2.Обзор технологии Macromedia Flash.
2.1. Принцип действия.
2.2. Возможности Flash.2.2.1. Использование векторной графики.РазвернутьСвернуть
2.2.2. Технология Symbol Conversation.
2.2.3. Передача данных в потоковом режиме. .
2.2.4. Работа со звуком.
2.3. Сценарии во Flash.
2.4. Принципы Macromedia Flash.
2.5. Применение Macromedia Flash в Web.
3. Задание по курсовой работе.
-
Курсовая работа:
Государственное регулирование рыночной экономики
31 страниц(ы)
Введение 3
Необходимость вмешательства государства в экономику. Теории рыночного регулирования 5
Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономики 9Особенности государственного регулирования экономики в России 23РазвернутьСвернуть
Заключение 29
Список использованных источников 31
-
Курсовая работа:
Тактическая подготовка баскетболистов
35 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста 4
2. Характеристика тактической подготовки юных баскетболистов 83.Классификация тактики игры…18РазвернутьСвернуть
3.1. Связь технической и тактической подготовок 22
4. Психологическая подготовка баскетболистов 28
5. Способы повышения уровня технико-тактической подготовленности баскетболистов 30
ВЫВОД 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
-
Дипломная работа:
Урта мәктәптә татар теле дәресләрендә БТРЯ истәлекләрен файдалану
59 страниц(ы)
Кереш.5
Бүлек 1. Борынгы төрки рун язма истәлекләренә күзәтү
§ 1 . Борынгы төрки рун язма истәлекләренөйрәнүнең кыскача тарихы….7РазвернутьСвернуть
§ 2. Борынгы төрки рун язмаларының барлыкка
килү мәсьәләсе.8
§ 3. Борынгы төрки рун язма истәлекләренең тел-стиль үзенчәлекләре.10
Бүлек 2. Идел-Урал буе рун язма истәлекләре
§ 1. Биләр язмасы. .17
§ 2. Измир авылы жирендә табылган орчык башлары.17
§ 3. Урманасты Шинтәлә авылында табылган ядкарьләр.19
§ 4. Сарабиккул язуы.19
§ 5. Лаеш өязендә табылган кылычлар.20
§ 6. Мурзиха язмасы.21
§ 7. Юрино язмасы.21
§ 8. Глазов язмасы.21
§ 9. Бронзадан эшләнгән статуэтка.22
§ 10. Курал язмасы.23
§ 11. Танкеевка язмасы.24
§ 12. Трой-Урий язмасы.25
§ 13. Седьяр язмасы.25
§ 14. Калмаш плитәсе.26
§ 15. Кара Абыз археологик культурасы.27
§ 16. Идел-Урал буе рун язма истәлекләренең тел
үзенчәлек-ләренә кыскача күзәтү.27
Бүлек 3. Урта мәктәптә татар теле дәресләрендә БТРЯ истәлекләрен файдалану
§ 1. Урта мәктәптә татар теле дәресләрендә
өстәмә тел материалларыннан файдалану. .29
§ 2. Урта мәктәптә татар теле дәресләрендә БТРЯ
истәлекләре үрнәкләреннән файдалану
өчен күнегү үрнәкләре.33
Йомгак.38
Файдаланылган әдәбият.40
Кыскартылмалар исемлеге.45
Кушымта.46