СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Исследования памяти в когнитивной психологии - Курсовая работа №15244

«Исследования памяти в когнитивной психологии» - Курсовая работа

  • 30 страниц(ы)

Содержание

Введение

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: отличник

Содержание

Введение.3

1. Основные подходы к исследованию памяти в когнитивной психологии….….5

2. Модели памяти в когнитивной психологии.11

3.Теория информации в исследованиях объема кратковременной памяти….16

4. Когнитивная психология о структуре памяти.21

Заключение.25

Список литературы .28


Введение

Становление когнитивной психологии как научного направления относят к 50—60-м годам XX века. Историки психологии считают его переворотом в науке, связанным с возвратом интереса исследователей к проблемам сознания, познания, психических процессов и т. д. Основное понятие когнитивной психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательности, определяемости средой, неполноты познавательных схем и др.

Тема памяти занимала важное место и в работах первых исследователей — Уильяма Джемса в Америке и Германа Эббингауза в Германии. Важную роль сыграли исследования Э. Толмена. Основные мнемические процессы рассматривались в трудах Фресса и Пиаже, Величковского и Солсо.

В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, познавательного развития детей, психолингвистику. «Самая фундаментальная проблема из тех, с которыми сегодня встречается когнитивная психология, – это как теоретически представить знания, имеющиеся у человека: что представляют собой элементарные символы или понятия, и как они связаны, состыкованы между собой, как из них строятся более крупные структуры знаний, и как осуществляется доступ к столь обширной "картотеке", как ведется в ней поиск, и как она используется при решении рядовых вопросов повседневной жизни».[6]

Целью работы является: рассмотреть проблемы и аспекты исследований памяти в когнитивной психологии

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть когнитивистский подход к исследованию памяти

2. Рассмотреть исследования моделей памяти в когнитивной психологии

3. Рассмотреть основные аспекты исследований мнемических процессов и видов памяти


Заключение

Изучая подходы к исследованию памяти в когнитивной психологии, можно выделить, что современное представление о памяти, как информационном процессе, включает в себя «способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении». Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» — компьютер. При получении сенсорной информации (стимулов) мы сосредотачиваем, свое внимание на том (стимуле), что имеет для нас наибольшее значение, и передаем его в память. При этом происходит как бы кодирование полученной информации, поскольку увиденный стимул сохраняется у нас не в виде точной копии, а преобразуется в определенную последовательность каких-то знаков. Чем сложнее стимул, тем сложнее и разнообразнее возможности его кодирования, необходимость сосредоточиться на всех характеристиках и свойствах, связанных с ним.

Существует великое множество моделей переработки информации, пожалуй, сколько ученых занималось этой проблемой, столько моделей и было ими предложено. Но одно в них общее, по мнению психологов — это блок-схемы, каждый из которых выполняет строго определенные функции. От входа до выхода информация в этих моделях проходит через различные функциональные блоки, связи между этими блоками указывают путь прохождения этой информации. Таким образом, в настоящее время компьютерная «метафора» исследования структурной организации памяти наиболее подходящая. Различные ученые по-своему представляли память, это могла быть либо библиотека, либо мастерская или хранилище.

При получении сенсорной информации (стимулов) мы сосредотачиваем, свое внимание на том (стимуле), что имеет для нас наибольшее значение, и передаем его в память. При этом происходит как бы кодирование полученной информации, поскольку увиденный стимул сохраняется у нас не в виде точной копии, а преобразуется в определенную последовательность каких-то знаков. Чем сложнее стимул, тем сложнее и разнообразнее возможности его кодирования, необходимость сосредоточиться на всех характеристиках и свойствах, связанных с ним.

Блоки оперативной и внешней памяти вычислительного устройства, всегда остаются главными. Например, по У. Найсеру сенсорная информация перерабатывается в периферических видах памяти, затем попадает в вербальную кратковременную память, где происходит предварительная обработка и сохранение информации о текущих событиях, дальше после детальной и последовательной обработки информации происходит долговременное запоминание, относительно больших объемов информации в течение достаточно длительного времени.

Одна из традиционных проблем психологии памяти проблема объема кратковременной памяти с использованием информационного подхода была сформулирована следующим образом: зависит ли объем кратковременной памяти от количества информации, содержащейся в запоминаемом материале. Одним из первых эту проблему исследовал Дж. Миллер.

При рассмотрении памяти в когнитивной психологии существует дискретный и континуальный подход. Экспериментаторы рассматривают структуру процесса переработки (стадии (Д.Миллер) - множества (Массаро), какие факторы улучшают запоминание, проведены теоретические и экспериментальные исследования ассоциативной памяти.

Большинство авторов выделяют в мнемической системе четыре процесса: запоминание (кодирование), хранение, воспроизведение и забывание. Информация об устройстве человеческой памяти полезна для построения этнопсихологической теории. При этом следует учесть, что наша память избирательна и в своей избирательности культурно детерминирована. Не все события, запечатленные в нашей памяти становятся достоянием сознания, и в целом наша память представляет нам мир так, что его образ соответствует нашей культурной картине мира.

Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Исследования памяти это большая победа когнитивной психологии, ведь именно благодаря ей мы смогли узнать о памяти гораздо больше за последние несколько лет, чем за всю предыдущую историю. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

Память в ее понимании — есть психический процесс передачи информации по временному каналу, тогда применение и дальнейшее использование общих принципов информационной теории требует дальнейшего развития теории всех форм памяти, в том числе психологической.


Список литературы

1. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С, Смит Э. Е.и др. Введение в психологию: /Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. – М.: Тривола, 2000

2. Бартлетт Ф. Человек запоминает. // Хрестоматия по психологии памяти/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.292-303.

3. Берштейн И.А. Биомеханика и физиология движений. –М., МПСИ 1997

4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.

5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека культурное развитие специальных функций: память. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.390-405.

6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. –М., МПСИ, 1998

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1998.-496 с.

9. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 2004.

10. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.371-379.

11. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980.

12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. –М., МПСИ, 1996

13. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.465-475.

14. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология, -М., МПСИ, 2000

15. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – Санкт Петербург, 2007.

16. Когнитивная психология. / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.

17. Найсер У. Познание и реальность Хрестоматия. Психология памяти. М. ЧеРо,2000

18. Норман Д. Память и научение. –М., 1985

19. Лебедев А.Н.Память человека, ее механизмы и границы// Исследования памяти /Под ред.Н.Н.Корж. М.: Наука, 1992. С.104-118.

20. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977. С. 134—148.

21. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание Психология памяти // под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- М.: ЧеРо, 2000

22. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. СПб, Питер, 2006. — 589 с: (Серия «Мастера психологии»)

23. Солсо Р. Мнемонические системы Психология памяти // под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- М.: ЧеРо, 2000

24. Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или «память». // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр. 234-269.

25. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии, под ред. А.Д. Наследова СПб. Евразия 2002

26. Эббингауз Г. Смена душевных образований. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.243-263.


Тема: «Исследования памяти в когнитивной психологии»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курсовая работа:

    Исследования внимания в когнитивной психологии

    31 страниц(ы) 

    Введение…3
    1. Когнитивный подход к исследованию феномена внимания…4
    1.1. Внимание как селекция…4
    1.2. Внимание как умственное усилие или ресурсы….9
    1.3.Внимание как перцептивное действие (Найссер)…. …13
    2. Когнитивные модели внимания …17
    Заключение.27
    Список литературы .31
  • Тест:

    ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Психология 2015

    50 страниц(ы) 

    1 блок Темы
    Тема 17. Введение в педагогическую психологию
    Тема 18. Психология обучения
    Тема 19. Психология воспитания
    Тема 20. Психология педагогической деятельности
    Тема 21. Предмет и задачи социальной психологии
    Тема 22. История становления социально-психологической мысли
    Тема 23. Методы социальной психологии
    Тема 24. Проблема личности в социальной психологии
    Тема 25. Проблема общения в социальной психологии
    Тема 26. Социально-психологические аспекты межличностного взаимодействия
    Тема 27. Предмет психологии человека и методы психологического познания
    Тема 28. Формы взаимодействия человека с миром
    Тема 29. Формирование психики в онтогенезе
    Тема 30. Интегративные психические образования человека. Психологическая компетентность
    Тема 31. Введение в психологию развития
    Тема 32. Закономерности и механизмы психического развития
    Тема 33. Психическое развитие в разные возрастные периоды
    Тема 34. Психологическое сопровождение развития человека
    2 блок Модули
    Модуль 4. Педагогическая психология
    Модуль 5. Социальная психология
    Модуль 6. Психология человека
    Модуль 7. Психология развития
    3 блок Кейс-задания
  • Курсовая работа:

    Психология межличностных конфликтов

    25 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Понятие конфликта, его виды и структура 5
    Глава 2. Исследования конфликта в зарубежной психологии 12
    Глава 3. Психология межличностных конфликтов 15
    Заключение 19
    Глоссарий 21
    Библиографический список литературы 23
    Приложение А 25
  • Дипломная работа:

    Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности

    95 страниц(ы) 

    Введение …. 3
    Глава I. Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
    1.1. Общая характеристика профессиональной деятельности: сущность, содержание и компоненты….8
    1.2. Психологическая готовность к профессиональной деятельности: сущность, содержание и компоненты….24
    Выводы ….36
    Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности студентов- психологов к профессиональной деятельности
    2.1. Организация и описание методов исследования….39
    2.2. Анализ результатов эмпирического исследования….44
    2.3. Математическая обработка результатов исследования….53
    2.4. Рекомендации для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях на факультете психологии….…69
    Выводы ….…73
    Заключение …77
    Список литературы ….81
    Приложение…85
  • Дипломная работа:

    Когнитивный аспект семантики немецких глаголов, выражающих концепт „hören“ (слышать)

    103 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Когнитивный подход к исследованию языка
    1.1. Когнитивная лингвистика. Этапы формирования когнитивной лингвистики….
    1.2. Когнитивная лингвистика с точки зрения зарубежных исследователей….….
    1.3. Основные понятия когнитивной лингвистики
    1.3.1. Концептуализация и концептуальная картина мира
    1.3.2. Категоризация и категории
    1.3.3. Фрейм и фреймовая семантика
    Выводы к первой главе
    Глава 2. Семантика немецких глаголов „hören” в когнитивном аспекте
    2.1. Характеристика слухового канала восприятия действительности
    2.2. Языковое выражение концепта „hören”
    2.3. Немецкие глаголы, реализующие концепт „hören” в рамках референтной, относительной и описательной характеризации
    2.4. Фреймовый анализ семантики немецких глаголов behorchen, belauschen (как запланированный процесс), belauschen (незапланированный процесс)
    Выводы ко второй главе
    Заключение….…
    Список литературы….….
  • Дипломная работа:

    Изучение слухоречевой памяти у дошкольников с нарушениями речи

    58 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
    1.1 История изучения памяти в психологической и педагогической литературе 7
    1.2 Развитие слухоречевой памяти в онтогенезе 13
    1.3 Психологическая и педагогическая характеристика дошкольников с нарушениями речи 18
    1.4 Нарушения развития слухоречевой памяти у дошкольников с нарушениями речи 22
    ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 26
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
    2.1 Организация и методики констатирующего эксперимента 27
    2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 29
    2.3 Методы и приемы коррекций слухоречевой памяти у дошкольников с нарушениями речи 34
    2.4 Жизненные рекомендаций по слухоречевой памяти у дошкольников с нарушениями речи 39
    ВВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 41
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
    ПРИЛОЖЕНИЕ

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Право частной собственности на землю

    20 страниц(ы) 

    Введение
    1 Понятие и сущность права частной собственности на землю
    2 Субъекты и объекты права частной собственности на землю
    3 Права и обязанности собственника земельного участка
    Заключение
    Список литературы
  • Курсовая работа:

    Публичный конкурс

    31 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Общая характеристика публичного конкурса….4
    1.1 Понятие и сущность публичного конкурса ….4
    1.2 Условия, содержащиеся в объявлении о проведении конкурса …8
    2. Правовые нормы о публичном конкурсе….16
    Заключение….27
    Список использованных источников…29
    Приложение ….31
  • Курсовая работа:

    Технологии антикризисного управления организации

    35 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Методологические основы антикризисного управления в организациях.5
    1.1. Цикличность как закономерность развития организации…. 5
    1.2. Принципы антикризисного регулирования….10
    1.3. Антикризисная стратегия как функциональная стратегия организации
    Глава 2. Система антикризисного регулирования
    2.1. Производственно-экономическая характеристика
    МУП «Горводоканал»….20
    2.2. Анализ имущества и источников его финансирования…28
    2.3. Анализ вероятности банкротства …31
    3.Пути финансового оздоровления МУП «Горводоканал»….38
    Заключение ….42
    Список литературы …45
  • Реферат:

    Основные характеристики личности и взаимодействия людей в толпе

    18 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Общая характеристика толпы. Психологический закон ее духовного единства…4
    2. «Человек массы», индивид в толпе…6
    3. Роль вождя в массе….8
    Заключение …14
    Литература ….16
  • Курсовая работа:

    Бухгалтерский учет амортизации основных средств

    40 страниц(ы) 

    Введение
    1. Экономическая сущность амортизации и методы ее исчисления
    1.1 Теоретические основы амортизации и износа
    1.2 Понятие амортизационного фонда воспроизводства основных средств, его сущность и значение
    1.3 Методы начисления амортизации
    2. Анализ основных средств на примере МУП «Городские электрические сети»
    2.2. Анализ основных производственных фондов предприятия
    2.3. Эффективность использования основных фондов
    3. Синтетический и аналитический учет амортизации основных средств
    3.1 Порядок учета амортизации основных средств
    3.2. Отражение в финансовой отчетности выбытия объектов основных средств
    Заключение
  • Курсовая работа:

    Мышление и проблемные ситуации

    32 страниц(ы) 

    Введение ….3
    Глава 1. Мышление как высший познавательный психологический процесс
    1.1. Понятие мышления и особенности мыслительного процесса…5
    1.2. Классификация мышления ….9
    1.3. Проблемные ситуации в мышлении …14
    Глава 2. Эмпирическое исследование мышления младших школьников….18
    2.1. Описание исследования ….18
    2.2. Анализ результатов диагностики мышления детей младшего школьного возраста ….19
    2.3. Обобщение результатов ….24
    Заключение ….28
    Список использованной литературы….30
    Приложение ….32
  • Реферат:

    Предмет и задачи акмеологии как науки

    22 страниц(ы) 

    Содержание
    Введение ….3
    1. Понятие акмеологии …5
    2. Предмет и задачи акмеологии как науки ….9
    3.Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости….12
    Заключение ….20
    Список литературы….22
  • Курсовая работа:

    Закономерности психического отражения человека

    32 страниц(ы) 

    Введение…3
    1. Отражение как всеобщее свойство материи….4
    2. Особенности психического отражения живых организмов….7
    3. Этапы формирования психического отражения….11
    4. Сознание как высший этап психического отражения человека …21
    5. Активность психического отражения….25
    Заключение ….28
    Библиография…29
  • Контрольная работа:

    Мировые ресурсы

    18 страниц(ы) 

    Введение.3
    1. Понятие и значение природно-ресурсного потенциала.4
    2. Топливно-энергетические ресурсы.6
    2.1. Нефть, общая характеристика состояния и использования.6
    2.2. Ресурсы природного газа.9
    2.3. Угольные ресурсы.10
    2.4. Урановые ресурсы.12
    Заключение.13
    Литература.15