СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Мышление и проблемные ситуации - Курсовая работа №40234

«Мышление и проблемные ситуации» - Курсовая работа

  • 32 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: отличник

Содержание

Введение ….3

Глава 1. Мышление как высший познавательный психологический процесс

1.1. Понятие мышления и особенности мыслительного процесса…5

1.2. Классификация мышления ….9

1.3. Проблемные ситуации в мышлении …14

Глава 2. Эмпирическое исследование мышления младших школьников….18

2.1. Описание исследования ….18

2.2. Анализ результатов диагностики мышления детей младшего школьного возраста ….19

2.3. Обобщение результатов ….24

Заключение ….28

Список использованной литературы….30

Приложение ….32


Введение

Актуальность данной темы обусловлена большим интересом к теме «Мышление и проблемные ситуации в мышлении» в современной науке, а также в контексте обновления общества и изменения целей и задач школьного образования, диверсифицированного развития личность ребенка, в том числе его интеллект и способности, выходит на передний план самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, навыков и мышления. Реализация этих целей невозможна без обеспечения действительно развивающего обучения.

Мышление считается высшим познавательным процессом. С его помощью человек разрешает противоречия, принимает решения и воплощает их в себе, тем самым изменяя его. Следовательно, мышление как психологический процесс выдвигает на первый план самые насущные проблемы в психологии.

Мышление включено во все виды человеческой деятельности (работа, познание, общение, игра) и связано со всеми личностями человека (мотивация, эмоции, воля, способности и т. Д.). Мышление - это процесс познания, который связан с открытием субъективно новых знаний, решением проблем, с творческим преобразованием действительности.

Вопросам исследования процесса мышления посвящено множество работ

зарубежных (Дж. Уотсон, А. Бине. Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Р. Кэттел З. Фрейд и др.) и отечественных психологов (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, О.К. Тихомиров, В.Д. Шадриков и др.).

Целью курсовой работы является изучение и исследование мышления и проблемных ситуаций в мышлении в психологии на современном этапе.

Объектом исследования является мышление как познавательный процесс, проблемные ситуации в мышлении.

Предметом исследования подходы к проблеме мышления и проблемные ситуации в работах отечественных психологов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования

2.Рассмотреть основные подходы к понятию мышления в психологии

3. Проанализировать классификацию видов мышления в отечественной психологии;

3. Изучить современные подходы к проблемным ситуациям в мышлении

4. Провести эмпирическое исследование мышления младших школьников

5. Проанализировать результаты диагностики мышления детей младшего школьного возраста, сделать обобщение и выводы


Выдержка из текста работы

В экспериментальную группу по диагностики индивидуальных проявлений мышления вошли 25 детей младшего школьного возраста (ученики 3 «А» класса МОУ СОШ № 3).

Для выявления индивидуальных особенностей мышления была проведена методика «Классификация понятий» (Шуберт А.М., Иванова А.Я.) .

Данная методика позволила нам выявить доступный испытуемым уровень обобщений, или конкретность обобщенного мышления. На всех этапах испытуемые почти не допускали ошибок, объясняли принципы объединения карточек в группы. К помощи психолога испытуемые прибегали редко, предпочитая выполнять задание самостоятельно. Обобщающие признаки назывались адекватно. Это дает основание считать, что испытуемые достигли уровня обобщения мышления, способны ориентироваться на существенные признаки, использовать существенные связи между понятиями.


Заключение

На основе проведенного в данной работе изучения мышления и проблемных ситуаций в отечественной психологии можно сделать следующие выводы.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Значительный вклад в понимание мышления, внесли исследования отечественных учёных: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, Узнадзе и других авторов, в которых изучалось происхождение, содержание и функции данных психологических феноменов.

С.Л. Рубинштейн внес самый крупный вклад в развитие теории мышления. Выделил мышление из практической деятельности, связал с чувственным познанием, исследовал мышление развернутым во времени. Выделил операции мышления. Исследовал связи мышления с конкретной деятельностью. Переменные, влияющие на мышление (мотивы, свойства личности).

Согласно классификации, принятой в деятельностной психологии, мышление выделяют по содержанию: наглядно-действенное (конструктивное), наглядно-образное, абстрактно-логическое; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое); по характеру решаемых задач: теоретическое, практическое; по степени развернутости: дискурсивное (вербально-логическое), интуитивное.

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием, когда требуется найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Эмпирическое исследование мышления младших школьников проводилось на базе МБОУ СОШ № 3 г. Курска. Выборку составили учащиеся 3 класса в количестве 25 человек — 11 мальчиков, 14 девочек, средний возраст 9-10 лет.

Была выдвинута гипотеза: Существуют различия в проявлении уровня развития мышления у детей младшего школьного возраста.

При организации изучения особенностей мышления детей младшего школьного возраста были использованы следующие методики: «Классификация понятий» и «Заселение домика».

Результаты проведенного эксперимента показали - у учащихся младших классов доминирует наглядно-образное мышление (64%) и словесно-логическое мышление (32%), что говорит о переходном этапе развития мыслительной деятельности младших школьников к концу младшего школьного возраста.


Список литературы

1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В.Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - С.35

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Собрание сочинений в 6 т., т. 2. М.: Педагогика, 1982

3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. в 6т. 1982. Т.2.

4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000

6. Дружинин В.Н. Психология XXI века: учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

7. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.

8. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975;

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

11. Марцинковская Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 201–202.

12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - С.170-186.

13. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М.И.Махмутов. — М.: Просвещение, 1977. - С. 172-176

14. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. — с.800.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. уч. завед. В 3 кн. – М., 2005.

16. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 687 с.

17. Психология мышления: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Тихомиров О.К. – 2-е издание, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.

18. Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987

19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

20. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Под ред. Рубинштейн С. Л. 2-е издание - СПб: Питер, 2009. - 720 с.

22. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. 1. — М., 1985. (Ум полководца. Практическое мышление: 223—305.)

23. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

24. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Книга по Требованию, 2013.— с. 305.

25. Саидова З. Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 334-336. — URL https://m**uch.ru/archive/111/27122/ (дата обращения: 19.05.2019).

26. Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294. — URL https://m**uch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 20.05.2019).


Тема: «Мышление и проблемные ситуации»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения проблемных задач на уроках математики

    56 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I Проблемное обучение начальной школе….
    1.1 Сущность и структура формирования творческого мышления младших школьников….
    1.2 История развития теории проблемного обучения….
    Выводы по главе 1
    Глава II Проблемный подход как условие формирования теоретического мышления учащихся на уроках математики в начальной школе….
    2.1 Методика создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе….
    2.2 Методическое оснащение формирования творческого мышления учащихся при использовании методов проблемного обучения на уроках математики….
    Выводы по главе II
    Список использованной литературы
    Приложение
  • Курсовая работа:

    Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии

    48 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.5
    1.1.Понятие и сущность проблемного обучения в современном образовательном процессе….5
    1.2. Технологии проблемного обучения в развитии познавательного интереса
    1.3. Методы проблемного обучения…16
    Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ….23
    2.1. Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться….23
    2.2.Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала….29
    2.3.Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к изучению биологии….36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….42
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.….45
    ПРИЛОЖЕНИЯ….….48
  • Курсовая работа:

    Проблема интеллекта и его измерения в психологии

    34 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Понятие интеллект и его измерение в психологии 5
    1.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 5
    1.2. Индивидуальные особенности интеллекта 8
    1.3. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта 14
    Глава 2. Проблема мышления в научных теориях 23
    2.1. Сведения из истории изучения мышления 23
    2.2. Мышление с позиций научных направлений в психологии 30
    Заключение 32
    Список используемой литературы 34
  • Дипломная работа:

    Развитие творческого мышления учащихся на уроках английского языка в начальной школе

    97 страниц(ы) 

    Введение….
    I. Сущность, структура и основные аспекты творческого мышления
    1.1 Определение понятия творческого мышления
    1.2 Творческая педагогика: задачи и возможности творческого мышления
    1.3 Творчество, как предмет исследования науки
    1.3.1 Основные аспекты креативности
    1.3.2 Связь мышления с воображением, как необходимых элементов креативности
    1.3.3. Психологические особенности и творческий потенциал детей младшего школьного возраста
    Вывод к главе I
    II. Формирование и развитие творческого мышления на уроках иностранного языка в начальной школе.
    2.1. Модернизация процесса обучения иностранным в начальной школе
    2.2. Использование методов в развитии творческого мышления младших школьников
    2.2.1 Использование комплексного вводного курса на коммуникативно-когнитивной основе
    2.2.2 Использование предметно-практических видов деятельности
    2.2.3 Использование игры в развитии творческого мышления
    2.2.4 Использование творческих проектов в развитии творческого мышления
    Вывод к главе II
    Обобщение результатов исследования
    Заключение
    Библиография
    Приложения
  • Дипломная работа:

    Развитие образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано

    63 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1 Теоретические основы развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 6
    1.1 Особенности образного мышления младших школьников 6
    1.2 Специфика образного мышления в музыкальном образовании 16
    Выводы по Главе 1 21
    Глава 2 Экспериментальная работа по развитию образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 22
    2.1 Методологические аспекты развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 22
    2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 25
    Выводы по Главе 2 40
    Заключение 41
    Список литературы 44
    Приложения 47
  • Дипломная работа:

    Развитие музыкального мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано

    87 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I. Методологические основы развития музыкального мышления младших школьников
    1.1. Понятие и виды мышления….9
    1.2.Музыкальное мышление и его психологические характеристики….18
    1.3.Проблема музыкального мышления в истории музыкального образования…25
    1.4.Психофизиологическая характеристика младших школьников в контексте решения проблемы развития их музыкального мышления….29
    Выводы по I главе….33
    Глава II. Опытно - экспериментальная работа по развитию музыкального мышления младших школьников на уроках фортепиано
    2.1.Формы, методы и приёмы работы по развитию музыкального мышления на занятиях в классе фортепиано….35
    2.2.Инструментарий обследования музыкального мышления младших школьников…50
    2.3. Выявление уровня музыкального мышления учащихся 8, 9 лет на этапе констатирующего эксперимента….55
    2.4.Формирующий этап опытно-экспериментальной работы….59
    2.5.Результаты эксперимента….65
    Выводы по II главе….70
    Заключение….74
    Список литературы….78
    Приложение….84

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Понятие насилия в уголовном праве

    32 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Понятие и характеристика насильственных преступлений.….4
    Глава 2. Понятие физического и психического насилия….6
    § 1. Насилие, не опасное и опасное для жизни и здоровья…11
    § 2. Понятие психического насилия…14
    Глава 3. Насилие при тяжком вреде здоровья….16
    Заключение….29
    Список литературы…31
  • Дипломная работа:

    Особенности закрепления прав и обязанностей работников в трудовом договоре (контракте)

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ
    §1.Трудовой договор—основа правоотношений работника и работодателя.8
    §2. Работник как сторона трудового договора: его права и обязанности.18
    §3. Работодатель как сторона трудового договора: его права и обязанности.36
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТ-ВА ПО РАЗДЕЛУ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ
    §1. Законодательство о правах работников.54
    §2. Законодательство об ответственности сторон трудового договора.62
    §3.Совершенствование трудового договора по реализации трудовых правоотношений.71
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…78
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….82
    ПРИЛОЖЕНИЕ…87
  • Курсовая работа:

    Развитие организации

    38 страниц(ы) 

    Содержание
    Введение….3
    1. Понятие и сущность организации….5
    1.1.Сущность организация….5
    1.2. Жизненные стадии и циклы развития организации .….8
    2. Проблемы развития организации.15
    2.1 Развитие организации как процесс достижения наиболее эффективного
    их функционирования.….15
    2.2. Проблемы развития современной организации.18
    3. Перспективные направления развития организаций….25
    3.1.Направления эффективного управления организаций.25
    3.2. Разновидности сетевых организаций.29
    3.3. Многомерные организации.31
    Заключение….34
    Список литературы…36
    Приложения .38
  • Контрольная работа:

    Развитие личности в системе межличностных отношений

    16 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Понятие «личность» и её развитие….5
    2. Личность как атрибут общества ….…7
    3. Развитие личности в системе межличностных отношений…12
    Заключение….15
    Список литературы ….….16
  • Контрольная работа:

    Договор хранения коммерческой деятельности

    20 страниц(ы) 

    Введение .3
    1. Понятие и общая характеристика договора хранения.5
    2. Предмет, форма и содержание договора хранения.9
    3.Отдельные виды договора хранения.13
    Заключение .17
    Список источников .19
  • Курсовая работа:

    Основы разработки стратегических решений в деятельности организации

    35 страниц(ы) 

    Введение ….3
    1.Теоретические основы разработки стратегических решений в
    деятельности организации….5
    1.1. Роль и значение стратегических решений в системе управления 1.2. Понятие и сущность стратегических решений в управлении…8
    1.3. Сравнительная характеристика стратегических решений с оперативными решениями…12
    2. Методические основы разработки стратегических решений….17
    2.1. Подходы к определению Ресурсное, информационное и правовое обеспечение разработки стратегических решений ….17
    2.2. Технология разработки и реализации стратегических решений.22
    2.3. Основы анализа разрабатываемых и принимаемых решений …25
    3. Разработка эффективной стратегии развития ЗАО «Железногорский хлебозавод»….….30
    3.1 Общая характеристика предприятия ….30
    3.2 Анализ внешней среды и оценка существующей стратегии ЗАО «Железногорский хлебозавод» ….…31
    3.3. Разработка эффективной стратегии развития ЗАО «Железногорский хлебозавод»….37
    Заключение….42
    Список использованных источников ….….45
    Приложения….48
  • Курсовая работа:

    Бухгалтерский учет амортизации основных средств

    40 страниц(ы) 

    Введение
    1. Экономическая сущность амортизации и методы ее исчисления
    1.1 Теоретические основы амортизации и износа
    1.2 Понятие амортизационного фонда воспроизводства основных средств, его сущность и значение
    1.3 Методы начисления амортизации
    2. Анализ основных средств на примере МУП «Городские электрические сети»
    2.2. Анализ основных производственных фондов предприятия
    2.3. Эффективность использования основных фондов
    3. Синтетический и аналитический учет амортизации основных средств
    3.1 Порядок учета амортизации основных средств
    3.2. Отражение в финансовой отчетности выбытия объектов основных средств
    Заключение
  • Дипломная работа:

    Повышение компетенции медицинского персонала(на примере «Железногорский Родильный дом»)

    80 страниц(ы) 

    Введение ….3
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА….7
    1.1 Компетенция персонала как объект стратегического управления….7
    1.2 Квалификация и профессиональные компетенции….13
    1.3. Причины и необходимость повышения уровня компетентности персонала….23
    1.4 Профессиональная ответственность как одна из важнейших профессиональных компетенций….29
    2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ….38
    2.1. Характеристика объекта и методов исследования…38
    2.2.Анализ существующей системы повышения компетенций медицинских сотрудников в Муниципальном учреждении «Родильный дом» г.Железногорска….43
    2.3 Результаты исследования уровня квалификации и повышения компетенций медицинского персонала ….49
    3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ….55
    3.1. Проблемы проведения повышения компетенции медицинских работников…55
    3.2. Предложения по совершенствованию уровня подготовки медицинских кадров в Муниципальном учреждении «Родильный дом» г.Железногорска60
    3.3. Экономическая эффективность предложенных мероприятий….64
    Заключение….72
    Список использованной литературы и источников …76
    Приложения ….80
  • Реферат:

    Слухи как социально-психологическое явление

    18 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Слух как коммуникативная единица 4
    2. Классификация слухов 5
    3. Слухи в политике 8
    Заключение 12
    Используемая литература 15
  • Курсовая работа:

    Исследования памяти в когнитивной психологии

    30 страниц(ы) 


    Введение.3
    1. Основные подходы к исследованию памяти в когнитивной психологии….….5
    2. Модели памяти в когнитивной психологии.11
    3.Теория информации в исследованиях объема кратковременной памяти….16
    4. Когнитивная психология о структуре памяти.21
    Заключение.25
    Список литературы .28