СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Астрономические наблюдения - Курсовая работа №17913

«Астрономические наблюдения» - Курсовая работа

  • 17 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

1. Описание программы Starcalc…

2. Краткое описание телескопа системы Максютова….

3. Заключение….

4. Литература….


Введение

Открываем папку STARCALC, заходим в программу starcal.

Примечание. Чтобы узнать функции каждого элемента панели инструментов нужно подвести мышкой к данному инструменту, появится надпись описания функции примерно на 4 с.

В данной программе чтобы задать автовращение, нажимаем на изображение ''велосипед'' если хотим увеличить или уменьшить скорость вращения, нажимаем на стрелку находящиеся, на самой верхней области панели инструментов (верхняя стрелка увеличивает скорость вращения, нижняя уменьшает скорость вращения), при этом изображение звездного неба может вращаться в другую сторону с отрицательным значением, а для того чтобы прекратить вращение звездного неба надо повторно нажать на кнопку с изображением велосипеда.

С помощью этого инструмента можно увидеть, какие звезды, созвездия, планеты проходят по звездному определенного числа месяца, которая указывается в нижнем левом углу экрана. Если надо изменить время вперед на 5 минут нажимаем кнопку «вращать вперед», то есть при каждом нажатии время изменяется на 5 минут, противоположная этой кнопке изменяет время назад на 5 минут.

Для наблюдения планет, звезд, созвездий нажимаем на кнопку точка наблюдения на панели инструментов, задаем долготу 55, широту 54 то есть это широта и долгота г.Уфы. Задаем дату и время наблюдения звездного неба. Устанавливаем число, месяц, год, а так же устанавливаем время наблюдения (часы и минуты). Мы начинаем наблюдение звездного неба с 1-го октября 2001 года, время нашего наблюдения 1700 часов. В это время на звездном небе можно увидеть планеты Венера экваториальные координаты которого  10ч 58м 12,7с  7 56 13 r = 1,48 а. е., период видимости Венеры т. е. восход 4 ч 47 м, заход 18 ч 25 м и она находится в созвездии Льва.

Меркурий  экваториальные координаты  13ч 45м 2,2с   - 14 46 25 r = 0,77 а. е. период видимости Меркурия, восход 9ч 46м, заход 19ч 3м. Меркурии находится в созвездии Девы.

Марс в это время находится в созвездии Стрельца, экваториальные координаты  18ч 57м 9,6с   - 25 40 33, r = 0,88 а. е.

Дата и время наблюдения  3 октября 2001 года, время наблюдения

1800 часов. В это время на звездном небе можно увидеть Венеру, которая так же находится в созвездии Льва, экваториальные координаты  11ч 7м 379 с   7 1 5  Период видимости Венеры уменьшается т е. восход 4ч 57м, заход 18ч 21м. Меркурий в это время так же находится в созвездии Девы, экваториальные координаты  13ч 44м 25,7с  -14 40 44, r = 0,74 а.е. период видимости Меркурия тоже уменьшается.


Выдержка из текста работы

Изобретение телескопа, как и большинство великих открытий, не было случайным, оно было подготовлено всем предыдущим ходом развития науки и техники. В 16 веке мастера-ремесленники научились делать очковые линзы, а отсюда был один шаг до телескопа и микроскопа.

Телескоп имеет три основных назначения: 1) собирать излучение от небесных светил на приемное устройство (глаз, фотографическую пластинку, спектрограф и др.); 2) строить в своей фокальной плоскости изображение объекта или определенного участка неба; 3) помощь различать объекты, расположенные на близком угловом расстоянии друг от друга и поэтому неразличимые невооруженным глазом.

Основной оптической частью телескопа является объектив, который собирает свет и строит изображение объекта или участка неба. Объектив соединяется с приемным устройством трубой (тубусом). Механическая конструкция, несущая трубу и обеспечивающая ее наведение на небо, называется монтировкой. Если приемником света является глаз (при визуальных наблюдениях), то обязательно необходим окуляр, в который рассматривается изображение, построение объектов. При фотографических, фотоэлектрических, спектральных наблюдениях окуляр не нужен. Фотографическая пластинка, входная диафрагма электрофотометра, щель спектрографа и т. д. устанавливается непосредственно в фокальной плоскости телескопа.

Телескоп с линзовым объективом называется рефрактором, т. е. преломляющим телескопом. Так как световые лучи различных длин волн преломляются по-разному, то одиночная линза дает окрашенное изображение. Это явление называется хроматической аберрацией. Хроматическая аберрация в значительной мере устранена в объективах, составленных из двух линз, изготовленных из стекол с разными коэффициентами преломления (ахроматический объектив, ахромат).

Законы отражения не зависят от длины волны, и естественно возникла мысль заменить линзовый объектив вогнутым сферическим зеркалом. Такой телескоп называется рефлектором, т. е. отражательным телескопом.

Сферическое зеркало не собирает параллельного пучка лучей в точку; оно дает в фокусе несколько размытое пятнышко. Это искажение называется сферической аберрацией. Если зеркалу придать форму параболоида вращения, то сферическая аберрация исчезает. Параллельный пучок, направленный на такой параболоид вдоль его оси, собирается в фокусе практически без искажений, если не считать неизбежного размытия из-за дифракции. Поэтому современные рефлекторы имеют зеркала чаще всего параболоидальной формы.

Для астрофизических исследований желательно, чтобы оптика телескопа не накладывала никаких ограничений на доступный диапазон длин волн: земная атмосфера и так ограничивает его слишком сильно. Между тем стекло, из которого делаются линзы, поглощает ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.

Фотографические эмульсии и фотоэлементы чувствительны в более широкой области спектра, чем глаз, и поэтому хроматическая аберрация при работе с этими приемниками сказывается сильнее.

Таким образом, для астрофизических исследований нужен рефлектор. К тому же большое зеркало рефлектора изготовить значительно легче, чем двухлинзовый ахромат: надо обработать с оптической точностью (до 1/8 длины световой волны  или 0,07 микрометра для визуальных лучей) одну поверхность вместо четырех, и при этом не предъявляется особых требований к однородности стекла. Все это привело к тому, что рефлектор стал основным инструментом астрофизики. В астрометрических работах по-прежнему применяются рефракторы. Причина этого состоит в том, что рефлекторы очень чувствительны к малым случайным поворотам зеркала: так как угол падения равен углу отражения, то поворот зеркала на некоторый угол  смещает изображение на угол 2. Аналогичный поворот объектива в рефракторе дает гораздо меньшее смещение. А так как в астрометрии надо измерять положения светил с максимальной точностью, то выбор был сделан в пользу рефракторов.


Заключение

В данной курсовой работе мы разобрали программу Starcalc, который позволяет в определенный и нужный нам день увидеть на звездном небе: созвездия, планеты и т.д., а так же рассмотреть видимые движения планет на фоне звезд и созвездии. И сделали вывод, что планеты перемечаются по зодиакальным созвездиям большую часть времени с запада на восток, но часть пути с востока на запад. Так же мы ознакомились с основным астрономическим прибором, которым является телескоп, назначением которого является собрать как можно больше света от исследуемого объекта и увеличить его видимые угловые размеры. Где основной оптической частью служит объектив, который собирает свет и создает изображение источника. Узнали, что если объектив телескопа представляет собой линзу или систему линз, то телескоп называется рефрактором, а если вогнутое зеркало то рефлектором.


Список литературы

1. Бакулин П.И. и др. Курс общей астрономии. М.,1983.

2. Куликов К.А. Курс сферической астрономии 3-е изд. – М.: Наука, 1974.

3. Рябов Ю.А. Движения небесных тел.- 3-е изд.- М.: Наука, 1977.

4. Воронцов–Вильяминов Б.А. Астрономия. М.: Просвещение, 1987.

5. Михельсон П.В. Оптические телескопы: Теории и конструкции.- М.: Наука, 1976.


Примечания

Авторская работа.

Тема: «Астрономические наблюдения»
Раздел: Астрономия
Тип: Курсовая работа
Страниц: 17
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    Статистическое наблюдение и его формы

    31 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ СТАТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ 7
    1.1 Понятие, формы и виды статического наблюдения 8
    1.2 Формирование информационной базы статистического исследования 11
    1.3 Необходимость статистических исследований 14
    ГЛАВА II. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ:АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ 16
    2.1 Статистическое наблюдение за динамикой развития информационного общества 17
    2.2 Практика стран Содружества в области статистического наблюдения за процессами миграции населения 21
    Заключение 26
    Список использованных источников 28
  • Реферат:

    Выборочное наблюдение

    13 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Общая характеристика выборочного наблюдения 4
    2. Основные принципы подготовки выборки 6
    3. Типичные ошибки при проведении выборочного наблюдения 9
    Заключение 12
    Литература 13
  • Реферат:

    Наблюдение в социальной работе

    11 страниц(ы) 

    Введение
    1. Сущность наблюдения
    2. Особенности наблюдения в социальной работе
    Заключение
    Литература
  • Контрольная работа:

    Статистическое наблюдение

    17 страниц(ы) 

    Введение….
    1. Цели, задачи и объекты статистического наблюдения….
    2 Формы, виды и способы статистического наблюдения….
    3. Программно-метологические и организационные задачи
    статистического наблюдения…
    Заключение….
    Список литературы….
  • Контрольная работа:

    Статистическое наблюдение, понятия

    19 страниц(ы) 

    1. Статистическое наблюдение, понятия 3
    1.1. Понятия и требования статистического наблюдения 3
    1.2. Организационные вопросы статистического наблюдения 4
    1.3. Формы статистического наблюдения 5
    1.4.Способы статистического наблюдения 11
    Задача 1 13
    Задача 2 17
    Список литературы 19
  • Курсовая работа:

    Статистика рынка труда

    45 страниц(ы) 

    Введение. 3
    Глава 1. Статистика экономической активности, занятости и безработицы. 7
    1.1. Общая характеристика источников информации 7
    1.2. Обследование населения по проблемам занятости 7
    1.3. Система показателей. Понятия и определения 8
    1.4. Показатели занятости, разрабатываемые по обследованиям организаций 16
    1.5. Государственные статистические наблюдения, осуществляемые другими министерствами и ведомствами 24
    Глава 2. Баланс трудовых ресурсов 27
    Глава 3. Статистика затрат на рабочую силу и оплаты труда работников 30
    3.1. Статистика затрат на рабочую силу 30
    3.2. Статистика заработной платы 35
    Заключение. 41
    Список используемой литературы. 44
    Приложение. 45

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Патриотическое воспитание учащихся на основе башкирских пословиц и поговорок

    63 страниц(ы) 

    ИНЕШ.3
    I БҮЛЕК. БАШҠОРТ ХАЛЫҠ МӘҠӘЛДӘРЕ ҺӘМ ӘЙТЕМДӘРЕНӘ ДӨЙӨМ КҮҘӘТЕҮ.7
    1.1. Башҡорт халыҡ ижадында мәҡәл һәм әйтемдәрҙең килеп сығышы.7
    1.2. Әйтем-мәҡәлдәрҙең тарихи ерлеге.19
    II БҮЛЕК. БАШҠОРТ МӘҠӘЛДӘРЕ ҺӘМ ӘЙТЕМДӘРЕ АША БАЛАЛАРҘЫ ТӘРБИӘЛӘҮ.30
    2.1. Уҡыусыларға патриотик тәрбиә биреүҙә афористик жанрҙарҙың роле.30
    2.2. Әйтем-мәҡәлдәр нигеҙендә патриотик тәрбиә биреү үҙенсәлектәре.43
    ЙОМҒАҠЛАУ.57
    ҠУЛЛАНЫЛҒАН ӘҘӘБИӘТ ИСЕМЛЕГЕ.60
  • Дипломная работа:

    Культурный облик провинциального города (на примере Уфы начала XX века)

    71 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава 1.Наука и образование
    1.1 Экономика, административное устройство, управление города…9
    1.2 Перемены в народном образовании. Борьба за светскую школу.15
    1.3 Достижения в науке….20
    Глава 2. Развитие литература и печати
    2.1Литературная жизнь города….
    2.2Расширение издательского дела, развитие печати и публицистики.45
    Глава 3.Искусство
    3.1 Развитие живописи и художественная жизнь города
    3.2 Изменения в архитектуре Уфы: традиции и новации…25
    3.3 Театральное и музыкальное искусство: поиски и достижения…39
    Заключение….51
    Список использованной литературы и источников….
  • Дипломная работа:

    Методика изучения синектической метрики в T(E_2)

    18 страниц(ы) 

    Введение 3
    Основные понятия 4
    Понятие тензора 4
    Аффинор 8
    Производная Ли 8
    Инфинитезимальные изометрии 9
    Евклидово пространство 9
    Риманово многообразие 9
    Построение метрики в T(E_2) 10
    Заключение 16
    Литература 17
  • Курсовая работа:

    Анализ методики контроля сформированности лексико-грамматических навыков у младших школьников.

    49 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ 5
    1.1. Функции и виды контроля 5
    1.2. Современные подходы к организации контроля 6
    1.3. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 14
    Вывод по главе: 24
    ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
    2.1. Цели и содержания обучения лексической и грамматической сторонам речи в начальной школе 25
    2.2. Технологии формирования иноязычных навыков в начальной школе 30
    2.3 Анализ УМК по английскому языку 36
    Вывод по главе 40
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
    ПРИЛОЖЕНИЕ 46
  • Дипломная работа:

    Исследование и развитие понимание и точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
    1.1. Формирование навыков употребления предлогов пространственного назначения в онтогенезе 7
    1.2. Современные подходы к обучению употреблению предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 14
    Выводы по главе 1 22
    ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЯ И ТОЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ 24
    2.1. Организация и методы исследования 24
    2.2. Анализ результатов исследования пространственных представлений и понимания предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 28
    2.3. Рекомендации по развитию понимания и формированию навыка точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 35
    Выводы по главе II 41
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
    ПРИЛОЖЕНИЯ 49
  • Дипломная работа:

    Перевод аллюзий с английского языка на русский язык

    47 страниц(ы) 

    Введение….…3
    Глава I. Аллюзии в художественном произведении .….…5
    1.1. Художественная литература и ее жанры.5
    1.2. Аллюзии и функции, которые она выполняет в художественном тексте….…7
    1.3. Классификация аллюзий….9
    1.4. Проблемы перевода аллюзий…16
    Выводы по I главе….23
    Глава II. Проблема перевода аллюзий, используемых в англоязычных романах….24
    2.1. Аллюзии в романе Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи»….….24
    2.2. Аллюзии в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»….31
    Выводы по II главе…41
    Заключение….42
    Список литературы…44
  • Дипломная работа:

    Способы и приёмы перевода с русского языка на английский и с английского на русский на уроках английского языка в средне-специальных учебных заведениях на примере экономических термиинов

    176 страниц(ы) 

    Введение 4
    Глава 1. Теоретические основы изучения терминологической системыи перевода терминов 8
    1.1. Понятия «термин» и «терминология»в аспекте лингвистических исследований 8
    1.2. Различные критерии классификации терминов 13
    1.3. Сопоставительные исследования терминологической лексики 15
    1.4. Терминология в аспекте переводческих исследований 18
    Выводы по 1 главе 22
    Глава 2. Английская и русская терминологическая лексика экономической тематики и специфика ее перевода 24
    2.1. Экономическая терминология как системно-структурное образование 24
    2.2. Особенности перевода экономической терминологии:общие замечания 31
    2.3. Однопереводные экономические термины в контексте переводческих решений 36
    2.3.1. Однопереводные однозначные экономические термины и способы их перевода 36
    2.3.2. Однопереводные многозначные экономические термины и способы их перевода 42
    2.4. Разнопереводные экономические термины в контексте переводческих решений 44
    2.4.1. Разнопереводные однозначные экономические термины и способы из перевода 44
    2.4.2. Разнопереводные многозначные экономические термины и способы их перевода 51
    Выводы по 2 главе 59
    Глава 3. Технология обучения студентов средних специальных учебных заведений переводу экономических терминов 60
    3.1. Роль и место перевода в практическом курсе английского языка средних специальных учебных заведений 60
    3.2. Принципы и методика отбора английских и русских экономических терминов для обучения переводу 61
    3.3. Система упражнений для обучения переводу экономических терминов 65
    3.3.1.Упражнения, направленные на определение семантики термина в контексте 67
    3.3.2. Упражнения, направленные на использование лексико-семантических трансформаций при переводе экономических терминов 69
    3.3.3 Реализация трудностей перевода, связанных с подбором переводного эквивалента, в процессе обучения переводу экономических терминов. 73
    3.4. Обучение прагматической адаптации терминов при переводе текстов экономической тематики 77
    3.5. Исследование эффективности педлагаемой методики 82
    Выводы по 3 главе 90
    Заключение 92
    Библиография 95
    ПРИЛОЖЕНИЯ 104
    Приложение 1. Сборник упражнений. 104
    Приложение 2. Словарь экономических терминов 167
    Приложение 3. Профессии в сфере экономики и финансов 170
    Приложение 4. Банковское дело (banking) 171
    Приложение 5. Финансы и бухгалтерский учет (financeandaccounting) 172
    Приложение 6. Налогообложение и аудит (taxation and auditing) 174
    Приложение 7. Бизнес и инвестиции (business and investment) 175
  • Дипломная работа:

    Особенности перевода молодежного сленга (на основе сериала «Glee»)

    55 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретические предпосылки изучения сленга
    1.1 Гипотезы и история происхождения понятия «сленг»
    1.2 Определения понятия «сленг» в зарубежной литературе
    1.3 Определение понятия «сленг» в отечественной литературе
    1.4 Трудности демаркации понятия «сленг»
    1.5 Определение места молодежного сленга в общей системе языка и подходы к его изучению
    Выводы по главе 1
    Глава II Способы перевода молодежного сленга сериала «Glee»
    2.1 Процедура выполнения исследования
    2.2 Классификация молодежных сленгизмов сериала «Glee» по сфере употребления
    2.3 Способы перевода молодежного сленга с английского языка на русский
    2.3.1 Способы перевода сленга
    2.3.2 Классификация молодежных сленгизмов сериала «Glee» по
    2.3.3 бу перевода с английского языка на русский
    2.3.4 Способы перевода в соответствии с тематикой сленгизмов
    Выводы по главе II
    Заключение
    Список литературы
    Приложения
  • Дипломная работа:

    Автоматизация рабочего места (АРМ) менеджера

    132 страниц(ы) 

    Введение
    1 Менеджмент в сфере рекламного дела 8 1.1 Основа менеджмента 8
    1.2 Менеджмент в рекламном агентстве 10
    1.2 .1 Особенности современного рекламного процесса 18
    1.2.2 Процесс разработки рекламной программы 23 1.3 Менеджер, его функции и обязанности 26
    1.4 Роль менеджера в ООО «РАСТУ» 30
    1.5 Понятие автоматизации и АРМ менеджера 31
    2 Диагностика деятельности ООО «РАСТУ» 34
    2.1Описание предметной области 34
    2.1.1Общие сведения о предприятии 34
    2.1.2 Организационная структура 35
    2.1.3 Должностные обязанности 35
    2.1.4 Основные бизнес-правила 37
    2.1.5 Налогообложение 38
    2.1.6 Ассортимент продукции (услуг) 38
    2.1.7 Описание существующей ИС 39
    2.1.8 Модели функционирования предметной области 40
    2.1.9 Информационные потоки и документооборот в ООО «РАСТУ» 46
    3 Разработка ИС «Рекламное агентство» 49
    3.1 Цели и функции создания ИС 49
    3.1.1 Постановка задач проектирования ИС 49
    3.1.2 Функции ИС 49
    3.1.3 Цели создания ИС 50
    3.1.4 Требования к техническому обеспечению 50
    3.1.5 Требования к програмному обеспечению 51
    3.2 Моделирование данных 51
    3.3 Планируемые показатели эффективности 52
    4 Оценка экономической эффективности 53
    4.1 Понятие экономической эффективности 53
    4.2 Расчет экономической эффективности 53
    Заключение 57
    Список использованных источников 58 Приложение А Задание на дипломное проектирование 60
    Приложение Б Техническое задание на разработку программного комплекса «Рекламное агентство» 63
    Приложение В Технический проект на разработку информационной системы 70
    Приложение Г Руководство оператора 82
    Приложение Д Листинг программы 94
  • Дипломная работа:

    Изучение жанровой природы поэзии раиса туляка рӘйес тҮлӘк поэзияҺыныҢ жанр тӘбиҒӘтен ӨйрӘнеҮ

    92 страниц(ы) 

    Инеш. 4
    I Бүлек. Хистәр сүкеш миндә, аҡыл – һандал.
    (Рәйес Түләктең лирик шиғырҙарында поэтик образлылыҡ)
    1.1. Поэтик образлылыҡ. 11
    1.2. Мең дә икенсе кис.
    (Рәйес Түләктең лирик әҫәрҙәренә дөйөм анализ). 14
    1.3. Хаҡ һәм Ялған араһы ҡылдан да нәҙек.
    (Рәйес түләк поэзияһында көнсығыш жанрҙарының сағылышы). 25
    II Бүлек. Һәм мин сәфәр сығам сал тарихҡа.
    (Рәйес Түләк поэмаларының композицияһы). 31
    2.1. Осоп ҡына мендем мин атыма.
    («Зөлхизә» романға повесының композицияһы). 32
    2.2. Өҙөлөп оса тәңкәләр.
    («Ҡашмау» поэмаһының композицияһы). 41
    2.3. Утлы һарай килә тарих буйлап.
    («Яныу» поэмаһының композицияһы). 47
    III Бүлек. Рәйес Түләк ижадын мәктәптән тыш сараларҙа ҡулланыу
    3.1. Әҙәбиәттән кластан тыш уҡыу дәрестәрен ойоштороу. 53
    3.2. Мәктәптә поэзияны өйрәнеү үҙенсәлектәре. 57
    3.3. «Яныу» поэмаһын кластан тыш уҡыу дәресендә өйрәнеү. 62
    Йомғаҡлау . 66
    Ҡулланылған әҙәбиәт. 70
    ҠУШЫМТА. 73