СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Оригинальность исторической концепции Н.И. Костомарова - Курсовая работа №18936

«Оригинальность исторической концепции Н.И. Костомарова» - Курсовая работа

  • 33 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: Nikolina

Содержание

Введение

1. Научная деятельность Н.И. Костомарова

2. Историческая концепция Н.И. Костомарова

3. Критика исторических трудов Н.И. Костомарова

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Среди титанов российской исторической мысли XIX в., рядом с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богу-чаров).

Исторические концепции Н.И. Костомарова на протяжении вот уже бо-лее полутора столетий вызывают непрекращающиеся споры. В работах ис-следователей он предстает как крестьянский, дворянский, дворянско-буржуазный, буржуазный, либерально-буржуазный, буржуазно-националистический, революционно-демократический историк. Помимо это-го, как демократ, социалист и даже коммунист, панславист, украинофил, фе-дералист; историк народной жизни, народного духа, историк-народник, исто-рик-правдолюбец. А так же, историк-романтик, историк-лирик, историк-художник, историк-беллетрист, философ и социолог. Наконец - историк, сла-бый как диалектик, но очень серьезный историк-аналитик.

Наряду с историческими проблемами Костомаров много времени уде-лял вопросам этнографии, активно участвовал в работе Археографической комиссии, интересовался археологией и филологией.

Творческое наследие ученого огромно и разнообразно. Основную его часть составляют исторические монографии и исследования, также в него входят литературные произведения (поэзия, проза, драма), критические, по-лемические и публицистические статьи, переводы, записи народных песен, этнографические очерки, мемуары, эпистолярные материалы.

Вклад Костомарова в развитие русской историографии очень сущест-венен. Он первый ввел в оборот русской исторической науки обильный мате-риал по истории Украины XVII века. Своими взглядами на ход русской исто-рии (роль областничества) он дополнил схему Соловьева. Собрание сочине-ний Костомарова было издано в Петербурге в 1903–1905 гг. (шестнадцать томов в шести книгах).

Цель работы заключается в том, чтобы проследить этапы развития ис-торической концепции Н.И. Костомарова.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

• проанализировать эволюцию взглядов Н.И. Костомарова на пути сознания своей исторической концепции;

• рассмотреть основные положения концепции Н.И. Костомарова;

• систематизировать главные моменты критики идеи исторической концепции Н.И. Костомарова.

Объектом данного исследования являются совокупность трудов Н.И. Костомарова и критиков и исследователей его деятельности, в которых рас-сматривается данная историческая концепция.

Предметом работы являются основные положения концепции истори-ческого развития Н.И. Костомарова.

Хронологические рамки данной работы охватывают период с начала XIX века, по настоящее время.

Методы, использованные в работе: теоретический анализ и обобщение исторической литературы по проблеме исследования.


Выдержка из текста работы

Так какова же концепция Костомарова? В тогдашней русской историо-графии господствовала концепция, главной идеей которой была идея госу-дарственности. Именно поэтому наиболее фундаментальный труд по истории России, созданный в начале XIX века Н. М. Карамзиным, назывался «Исто-рия государства Российского».

Первоначальные представления о философии истории Костомаров по-лучил во время обучения в Харьковском университете, профессора которого придерживались тогда воззрений историков-романтиков и Гердера. В духе немецкого романтизма они развивали мысли о своеобразии и самобытности жизни народов, их истории и фольклора. В условиях складывания украин-ской нации указанные мысли падали на благодатную почву. Костомаров принадлежал к числу молодых людей, которые были увлечены этими вопро-сами .

В основу своей общеисторической концепции Костомаров положил противопоставление государственного и народного начал, выступив как оп-понент С.М. Соловьева. Первое ассоциировалось им с централизаторской по-литикой великих князей и царей, второе — с общинным началом, политиче-ской формой выражения которого являлось народное собрание, вече. Вечевое начало воплощало в представлении Н.И. Костомарова наиболее соответство-вавшую условиям России систему федеративного устройства, позволявшую в максимальной степени использовать потенциальные возможности народной инициативы — истинной движущей силы истории. Государственно-централизаторское начало выступало как регрессивная сила, ослабляющая активный творческий потенциал народа.

Согласно концепции Костомарова, главными движущими силами, по-влиявшими на формирование Московской Руси, были два начала - самодер-жавное и удельно-вечевое. Их борьба завершилась в XVII в. победой велико-державного начала. Именно решению этой несомненно сложной задачи по-священы наиболее важные работы Костомарова - «Русская история в жизне-описаниях.» и «Очерк домашней жизни и нравов.», курс лекций по исто-рии России, который он читал в Петербургском университете, а также мно-жество более узких по направленности исторических и историко-этнографических работ по истории России и Украины.


Заключение

Репутация Костомарова, как историка, и при жизни, и после смерти его неоднократно подвергалась сильным нападкам. Его упрекали в поверхност-ном пользовании источниками и проистекавших отсюда ошибках, в односто-ронности взглядов, в партийности. В этих упреках заключается доля истины, весьма, впрочем, небольшая. Неизбежные у всякого учёного мелкие промахи и ошибки, быть может, несколько чаще встречаются в сочинениях Костома-рова, но это легко объясняется необыкновенным разнообразием его занятий и привычкой полагаться на свою богатую память. В тех немногих случаях, ко-гда партийность действительно проявлялась у Костомарова — а именно в не-которых трудах его по украинской истории, — это было лишь естественной реакцией против ещё более партийных взглядов, высказывавшихся в литера-туре с другой стороны. Не всегда, далее, сам материал, над которым работал Костомаров, давал ему возможность придерживаться своих взглядов на зада-чу историка. Историк внутренней жизни народа по своим научным взглядам и симпатиям, он именно в своих работах, посвящённых Украине, должен был явиться изобразителем внешней истории.

Во всяком случае, общее значение Костомарова в развитии русской и украинской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать гро-мадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял её главным об-разом в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследователи раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова этим не уменьша-ется. В связи с этой основной мыслью работ Костомарова стояла у него дру-гая — о необходимости изучения племенных особенностей каждой части на-рода и создания областной истории. Если в современной науке установился несколько иной взгляд на народный характер, отрицающий ту неподвиж-ность, какую приписывал ему Костомаров, то именно работы последнего по-служили толчком, в зависимости от которого стало развиваться изучение ис-тории областей.

Внося новые и плодотворные идеи в разработку русской истории, ис-следуя самостоятельно целый ряд вопросов в её области, Костомаров, благо-даря особенностям своего таланта, пробуждал, вместе с тем, живой интерес к историческим знаниям и в массе публики. Глубоко вдумываясь, почти вжи-ваясь в изучаемую им старину, он воспроизводил её в своих работах такими яркими красками, в таких выпуклых образах, что она привлекала читателя и неизгладимыми чертами врезывалась в его ум. В лице Костомарова удачно соединялись историк-мыслитель и художник — и это обеспечило ему не только одно из первых мест в ряду русских историков, но и наибольшую по-пулярность среди читающей публики.


Список литературы

1. 100 великих украинцев. Коллектив авторов. – М.: Вече, 2002.

2. Астахов В.И. Курс лекций по русской историографии / Учебное посо-бие для студентов университетов УССР/ Ч. 2. Харьков: Изд. Харьков-ского ун-та, 1962.

3. Историография истории СССР: с древнейших времен до Великой ок-тябрьской социалистической революции / Под ред. В.Е.Иллерецкого, И.А.Кудрявцева. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1971.

4. Костомаров // Литературная энциклопедия. Т. 5. М.: Изд-во Комм. акад., 1930.

5. Костомаров Н. И. Собр. соч.: В 8 т. Кн. 1. Т. П. СПб., 1903.

6. Костомаров Н.И. Автобтография // Костомаров Н.И. Лит. Наследие. СПб., 1890.

7. Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография. Киев, 1989.

8. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. II. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

9. Пинчук Ю.А. Исторические взгляды Н.И. Костомарова (критический очерк). Киев: Наукова думка, 1984.

10. Прохорова, Л.Д. История исторической науки: учеб. пособие / Л. Д. Прохорова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010.

11. Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941.

12. Русское Слово, 1861, №2, с. 16.

13. Тайны истории: Погодин, Костомаров, Соловьев, Ключевский о пользе исторических знаний. М., 1994.

14. Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй по-ловине XIX в. Л.: Наука, 1977.

15. Шаблиовский Е.С. Чернышевский и Украина. Киев, 1978. С. 188 // Ма-зепа, М.,1992.

16. Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года : учебное пособие / А. Л. Шапиро. – М. : Культура, 1993.

17. Янин В.Л. Предисловие // Н.И.Костомаров. Русская история в жизне-описаниях ее главнейших деятелей. (Репринт). Кн. 1. М.: Книга, 1990.


Примечания

Работа по предмету "Историография". Выполнена на хорошем уровне. Содержит 40 ссылок на источники.

Тема: «Оригинальность исторической концепции Н.И. Костомарова»
Раздел: История
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Отчет по практике:

    Цели и задачи оперативного контроля в деятельности организации (ИП Долгополов Н.И.)

    14 страниц(ы) 

    Введение….….….…3
    1 Функции и основные обязанности менеджера организации….…4
    2 Цели и задачи оперативного контроля в деятельности организации ….6
    Заключение….… 11
    Список использованных источников….….12
    Список сокращения….….….13
    Приложения….14
  • Магистерская работа:

    Историко-философская проза в. богданова: литературный и методический аспекты

    90 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….7
    ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    § 1.1. Историческая проза: становление и развитие ….….
    § 1.2. Философская проза: историко-литературный анализ….
    § 1.3. Методическая разработка программы элективного курса «Историко-философская проза XX века»…
    ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАДИМА БОГДАНОВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
    § 2.1. Биография и творчество В.А. Богданова….
    § 2.2. Повесть «Гуси-лебеди»: историко-философский анализ…
    § 2.3. Исторические реалии и философские аспекты «Книги небытия» В. А. Богданова …
    2.3.1 «Книга небытия» Богданова как литературный вариант христианского артефакта…
    2.3.2. Отрывок «Орлан»: историко-философский аспект….…
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
  • Дипломная работа:

    Народно-сценический танец как фактор сохранения и развития традиций национальной культуры

    88 страниц(ы) 

    Введение….…3
    Глава 1. Теоретические аспекты изучения традиций национальной культуры на основе народно-сценического танца…8
    1.1. Народно-сценический танец как основа традиций народной культуры…8
    1.2. История башкирского народного танца….…15
    1.3. Современная башкирская хореография на примере творчества Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова…40
    Глава 2. Методика преподавания башкирского народно-сценического танца….48
    2.1. Структурные компоненты башкирского народно-сценического танца….48
    2.2. Содержание, формы и методы преподавания башкирского народно-сценического танца…54
    Заключение….67
    Список литературы…71
    Приложения….73
  • Контрольная работа:

    Социологическая концепция М. Вебера

    24 страниц(ы) 


    1.Становление и признание социологии в России…3
    2.Социологическая концепция М. Вебера….17
    Список используемой литературы….24
  • Реферат:

    Концепция структурных уровней в биологии.

    22 страниц(ы) 

    Введение….3
    Концепции трансформизма…5
    Концепция униформизма…7
    Учение катастрофизма…8
    Ламарковская концепция…11
    Дарвиновская революция…13
    Особенности биологического уровня организации материи…16
    Концепция Вернадского…17
    Создание синтетической теории эволюции.18
    Список используемых источников….21
  • Тест:

    ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Психология 2015

    50 страниц(ы) 

    1 блок Темы
    Тема 17. Введение в педагогическую психологию
    Тема 18. Психология обучения
    Тема 19. Психология воспитания
    Тема 20. Психология педагогической деятельности
    Тема 21. Предмет и задачи социальной психологии
    Тема 22. История становления социально-психологической мысли
    Тема 23. Методы социальной психологии
    Тема 24. Проблема личности в социальной психологии
    Тема 25. Проблема общения в социальной психологии
    Тема 26. Социально-психологические аспекты межличностного взаимодействия
    Тема 27. Предмет психологии человека и методы психологического познания
    Тема 28. Формы взаимодействия человека с миром
    Тема 29. Формирование психики в онтогенезе
    Тема 30. Интегративные психические образования человека. Психологическая компетентность
    Тема 31. Введение в психологию развития
    Тема 32. Закономерности и механизмы психического развития
    Тема 33. Психическое развитие в разные возрастные периоды
    Тема 34. Психологическое сопровождение развития человека
    2 блок Модули
    Модуль 4. Педагогическая психология
    Модуль 5. Социальная психология
    Модуль 6. Психология человека
    Модуль 7. Психология развития
    3 блок Кейс-задания

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Организация работы городских (районных) управлений Пенсионного фонда РФ

    19 страниц(ы) 

    Введение
    1. Задачи и функции Управлений ПФР.
    2. Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.
    3. Отдел назначения и перерасчета пенсий.
    4. Отдел выплаты пенсий.
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Курсовая работа:

    Методика работы социального педагога по профилактике детской преступности

    37 страниц(ы) 

    Введение 2
    1. Детская преступность как социально-педагогическая проблема
    1.1. Отклонения в поведении подростка 4
    1.2. Факторы способствующие формированию девиантного поведения подростков
    9
    1. 3. Детская преступность как форма девиантного поведения 13
    2. Методы профилактики детской преступности
    2.1. Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
    20
    2.2. Методика профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
    25
    Заключение 35
    Список использованной литературы 36
  • Контрольная работа:

    История Кузбасса

    16 страниц(ы) 

    Введение
    1. Первые следы обитания человека. Кузнецкая котловина в каменный и бронзовый века миграция племен. Томская писаница.
    2. Изменения с наступлением железного века.
    3. Ранее средневековье, тюркский и монгольский периоды на территории Кузнецкой земли.
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Курсовая работа:

    Педагогическая работа с детскими общественными объединениями

    27 страниц(ы) 

    Введение
    1. Детские общественные объединения
    1.1. Детские общественные объединения, понятие и функции
    1.2. Типы детских общественных организаций
    2. Деятельность педагога в детских общественных объединениях
    2.1. Виды педагогической деятельности в детских общественных объединениях
    2.2. Педагогические условия развития воспитательного потенциала детских общественных объединений
    2.3. Воспитательная работа педагога в детском объединении
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Психологические особенности пациентов различных возрастных категорий

    12 страниц(ы) 

    Введение
    1. Психологические особенности пациентов детского возраста
    2. Психологические особенности пациентов подросткового возраста
    3. Психологические особенности пациентов работоспособного возраста.
    4. Психологические особенности пожилых пациентов
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.

    13 страниц(ы) 

    Введение
    1. Понятие долголетия
    2. Проблемы долголетия
    3. Факторы долголетия
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Аппликация из ткани в работе с детьми дошкольного возраста

    24 страниц(ы) 

    Введение
    1. История возникновения и развития аппликации как художественного творчества
    2. Технология создания аппликации из ткани. Материалы и оборудование.
    3. Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста.
    4. Особенности работы с детьми дошкольного возраста по созданию аппликации из ткани (приложения)
    5. Конспект занятия по реализации образовательной области «Художественное творчество» (аппликация из ткани) в старшем дошкольном возрасте
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Менеджмент в фармацевтической организации

    23 страниц(ы) 

    1. Особенности управления в условиях формирования рынка лекарственных средств.
    2. Основные функции кадрового менеджмента, документаль-ное оформление трудовых правоотношений.
    3. Проблемы в деятельности фармацевтической организации: причины возникновения, методология их решений.
    4. Фармацевтические аспекты биоэтики.
    5. Разработка модели программы маркетинга по обеспечению эффективной деятельности фармацевтической организации.
  • Контрольная работа:

    Психолого - педагогические особенности коррекционно - развивающего обучения детей с нарушениями речи

    18 страниц(ы) 

    Введение
    1. Роль речи в психическом развитии ребенка
    2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
    3. Система коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи
    Заключение
  • Контрольная работа:

    Модульное оригами

    9 страниц(ы) 

    1. Из истории техники.
    2. Материалы и оборудование.
    3. Последовательность выполнения техники.
    4. Использование техники в практике детского сада.
    Список использованной литературы