СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Врожденные формы поведения: рефлекторная деятельность, безусловные рефлексы, инстинкты - Реферат №20259

«Врожденные формы поведения: рефлекторная деятельность, безусловные рефлексы, инстинкты» - Реферат

  • 11 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: rezultat

Содержание

Введение…3

1. Понятие поведения….5

2. Основные группы поведения….6

3. Врожденные формы поведения….8

Заключение….10

Список литературы….12


Введение

Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания отдифференцирован от поведения, у животных психика и поведение образуют непосредственное единство, так что изучение их психики необходимо включается как компонент в изучение их поведения.

В большом многообразии конкретных актов поведения, которые приходится наблюдать у индивидов на разных ступенях эволюционной лестницы, обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе, типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение. Старания исследователей были сначала направлены главным образом на то, чтобы выявить их отличительные особенности и друг от друга отграничить. Однако в настоящее время с не меньшей настойчивостью встает и вопрос об их взаимосвязях. Лишь раскрыв и их различия, и их взаимосвязи и взаимопереходы, лишь уяснив, как эти различные по своей психологической природе формы поведения сплетаются в конкретном поведении в сложное единство, функционируя одна внутри другой, можно понять их истинную природу и подлинные пути их развития.

Развитие психологически различных форм поведения совершается в результате борьбы двух антагонистических, внутренне противоречивых тенденций наследственности и изменчивости, фиксированности и лабильности. В каждой форме поведения в той или иной мере представлена как одна, так и другая, как фиксированность, так и лабильность, но их соотношение, мера их в ходе развития изменяется, и это изменение их меры приводит на некоторых узловых точках развития к качественным изменениям типа поведения.

Цель работы рассмотреть врожденные формы поведения.

Задачи: во – первых, охарактеризовать понятие поведения, во – вторых, рассмотреть такой его вид, как врожденное.


Выдержка из текста работы

«Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить. Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида» . К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты.

Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Центры безусловных рефлексов расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи – информации о результатах и степени успешности совершенного действия. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.

«Осуществление врожденных безусловных рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения внутреннего постоянства (гомеостаза) организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром» .

Можно сказать, что изменение внутреннего постоянства организма - повышение, например, количества гормонов в крови - приводит к проявлению половых рефлексов, а неожиданный шорох - воздействие внешнего мира - к настораживанию и проявлению ориентировочного рефлекса. Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.

Врожденное поведение еще называют инстинктивным. Инстинктивное поведение строится в основном по наследственно обусловленной программе и не требует для своей полной реализации специального обучения или тренировки. Оно соответствует базовым врожденным, или инстинктивным, действиям.

«Понятие инстинкта (от лат. instinctus – побуждение) появилось в трудах философов еще в III веке до нашей эры. Оно означает врожденную способность живых существ выполнять определенные стереотипные действия в силу внутреннего побуждения по определенной наследственной программе» . В современной науке обычно избегают употребления понятия «инстинкт» в связи с многообразием и нечеткостью его толкования. Более употребимым является понятие «инстинктивное поведение», которое понимают как врожденный видотипичный (типичный для данного вида) комплекс поведенческих актов.

Инстинктивные проявления живых существ отличаются удивительной сложностью и целесообразностью, что зачастую не поддается научному пониманию


Заключение

В зависимости от изменяющегося соотношения строения и функции и поведения в ходе биологического развития психики выделяются различные подступени, а именно:

1. Инстинктивные формы поведения в более узком, специфическом смысле слова, т.е. формы поведения с такой зависимостью функции от структуры, при которой изменение поведения по отношению к жизненно важным ситуациям в основном возможно лишь в результате изменения наследственной организации.

2. Индивидуально-изменчивые формы поведения.

Индивидуально-изменчивые формы поведения в свою очередь подразделяются на: а) те, которые основываются на функциональных стереотипах, вырабатывающихся в процессе индивидуального развития, и адаптируются к наличной ситуации, лишь, поскольку она является повторением уже бывших ситуаций: индивидуально-изменчивые формы поведения типа навыков; б) связанные с развитием интеллектуальной рассудочной деятельности.

Установить, что является врожденным, а что приобретенным в поведении животного, возможно лишь опираясь на генетические позиции. Поведенческие проявления, как и морфологические признаки, обусловлены генетической программой животного, но обычно они воспроизводятся в новом организме под воздействием на него каких-либо факторов. Чтобы изолировать особей от этих факторов, в экспериментах в основном применяется метод воспитания молоди без контактов с родителями и членами сообщества. Тогда выступают инстинктивные признаки поведения животного, которые независимы от научения и приобретения индивидуального опыта. А если животное воспитывать без изоляции от традиционного окружения, то проявятся те дополнительные признаки, которые могут развиваться только при обучении. В отдельных случаях это происходит и при участии элементарного мышления. Но в любом случае способность к приобретению новых индивидуальных признаков генетически обусловлена.


Список литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. 1976.

2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности, 1991.

3. Боровский В.М. Психическая деятельность животных. - М.; Л., 1936.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

5. Дудел Дж., Рюэг И., Шмидт Р., Яниг В. Физиология человека.- В 4 томах, М., Мир, 1985.

6. Куффлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу, 1979.

7. Общий курс физиологии человека и животных // Под ред. Ноздрачева А.Д.- М., Высшая школа, 1991.

8. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Руководство по физиологии, 1987.

9. Физиология человека // Под ред. Косицкого Г.И. - М., Медицина, 1985


Тема: «Врожденные формы поведения: рефлекторная деятельность, безусловные рефлексы, инстинкты»
Раздел: Психология
Тип: Реферат
Страниц: 11
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    Врожденная деятельность организма

    17 страниц(ы) 

    Введение
    1. Понятие безусловного рефлекса
    1.2. Нейронная организация простейшего рефлекса
    1.3. Классификация безусловных рефлексов
    2. Особенности организации безусловных рефлексов и инстинктов
    2.1. Познавательная функция инстинкта
    3. Концепция драйва и драйв-рефлекса
    3.1. Актуализированная потребность как основа драйва
    3.2. Драйв и антидрайв
    Заключение
  • Реферат:

    Условные рефлексы

    15 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Динамика условно-рефлекторной деятельности 4
    2. Свойства основных нервных процессов 4
    3. Классификация условных рефлексов 6
    4. Торможение и возбуждение 8
    5. Иррадиация и концентрация. Положительная и отрицательная индукция 9
    6. Функциональная мозаика коры больших полушарий головного мозга 11
    7. Методы изучения 12
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
    ЛИТЕРАТУРА 15
  • Контрольная работа:

    Специфика форм организации учебной деятельности в среднем учебном заведении

    15 страниц(ы) 

    1 Специфика форм организации учебной деятельности в среднем учебном заведении 3
    2 Ситуационные задачи 7
    3 Тест 13
    Список литературы 16
  • Тест:

    ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Психология 2015

    50 страниц(ы) 

    1 блок Темы
    Тема 17. Введение в педагогическую психологию
    Тема 18. Психология обучения
    Тема 19. Психология воспитания
    Тема 20. Психология педагогической деятельности
    Тема 21. Предмет и задачи социальной психологии
    Тема 22. История становления социально-психологической мысли
    Тема 23. Методы социальной психологии
    Тема 24. Проблема личности в социальной психологии
    Тема 25. Проблема общения в социальной психологии
    Тема 26. Социально-психологические аспекты межличностного взаимодействия
    Тема 27. Предмет психологии человека и методы психологического познания
    Тема 28. Формы взаимодействия человека с миром
    Тема 29. Формирование психики в онтогенезе
    Тема 30. Интегративные психические образования человека. Психологическая компетентность
    Тема 31. Введение в психологию развития
    Тема 32. Закономерности и механизмы психического развития
    Тема 33. Психическое развитие в разные возрастные периоды
    Тема 34. Психологическое сопровождение развития человека
    2 блок Модули
    Модуль 4. Педагогическая психология
    Модуль 5. Социальная психология
    Модуль 6. Психология человека
    Модуль 7. Психология развития
    3 блок Кейс-задания
  • Реферат:

    Сравнительный анализ истории вопроса сигнальных систем действительности

    15 страниц(ы) 

    Введение
    1. Высшая нервная деятельность
    2. Первая и вторая сигнальные система действительности
    3. Взаимодействие сигнальных систем
    4. Мышление и речь как результат взаимодействия сигнальных систем
    Заключение
    Литература
  • Магистерская работа:

    Управление проектной деятельностью учащихся в общеобразовательных организациях (на примере мбоу «аксаковская гимназия №11» кировского района го г. уфа)

    148 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 13
    1.1.Проектная деятельность учащихся общеобразовательного учреждения как предмет научного познания 13
    1.2.Особенности проектной деятельности учащихся в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной организации 29
    1.3.Педагогические условия проектной деятельности учащихся в общеобразовательной организации 40
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «АКСАКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №11» ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА 57
    2.1. Планирование педагогического исследования проектной деятельности учащихся МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 57
    2.2. Диагностика готовности учащихся к проектной деятельности в МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 61
    2.3. Методическое обеспечение проектной деятельности учащихся в МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 68
    2.4. Результаты экспериментального исследования проектной деятельности учащихся МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 77
    ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 88
    3.1. Пояснительная записка 88
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
    ПРИЛОЖЕНИЯ 102

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Управление трудовыми ресурсами. Деятельность органов государственной службы занятости СССР в 70-х – 80-х годах ХХ века.

    24 страниц(ы) 

    Введение …3
    Основная часть ….4
    1.1 Деятельность органов государственной службы занятости СССР в 70-х – 80-х годах ХХ века….4
    1.1.1. Понятие и сущность государственной службы….4
    1.1.2. Государственная служба занятости в СССР: деятельность в 70-х – 80-х годах ХХ века….6
    1.2 Рабочая сила как экономическая категория….10
    1.2.1 Понятие «рабочая сила» и его сущность….10
    1.2.2 Рабочая сила, ее стоимость и цена….12
    1.3 Практическая задача.….20
    Заключение ….22
    Список литературы….24
  • Контрольная работа:

    Каналы сбыта

    9 страниц(ы) 

    1)мероприятия паблик рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций.
    2)приведите пример использования вашим предприятием каналов сбыта разных уровней. Выделите преимущества и недостатки каждого канала.
  • Контрольная работа:

    Строительное материаловедение, вариант 10

    16 страниц(ы) 

    Вопрос 9
    Опишите основные технические свойства изверженных горных пород, укажите минералогический состав гранита, сиенита, диабаза и базальта.
    Вопрос 21
    Основные механические свойства строительных материалов (прочность, предел прочности при сжатии, растяжении, изгибе): определение, формулы для расчета.
    Вопрос 38
    Смеси песчано-гравийные для строительных работ: природная и обогащенная. Технические требования и применение.
    Вопрос 45
    Рассчитать компонентный состав тяжелого цементобетона на 1 м3 бетонной смеси.
  • Контрольная работа:

    Срок на подачу кассационной жалобы: порядок и варианты исчисления. Вариант 4

    14 страниц(ы) 

    ЗАДАНИЕ 1. Срок на подачу кассационной жалобы: порядок и варианты исчисления.
  • Контрольная работа:

    Использование специальных познаний при расследовании дел о ДТП. Факторы, влияющие на расследование преступлений прошлых лет

    13 страниц(ы) 

    1. Использование специальных познаний при расследовании дел о ДТП
    2. Факторы, влияющие на расследование преступлений прошлых лет
    Задача
    При расследовании уголовного дела, возбужденного по факту крупной недостачи в пищекомбинате «Центральный», заведующая производством Агеева в течение 40 минут не открывала двери своей квартиры прибывшей для проведения у нее обыска следственно-оперативной группе. Только по прибытии вызванного следователем участкового уполномоченного Агеева впустила в квартиру участников обыска, однако заявила, что она больна, разделась и легла в постель. При попытке следователя приблизиться к постели, чтобы осмотреть ее, Агеева истерически закричала, а затем выбежала в нижнем белье на лестничную площадку и начала стучать в двери квартир соседей и громко взывать о помощи. Вышедших на ее крики жильцов дома Агеева просила оградить ее от «произвола».
    В этой ситуации следователь принял решение о прекращении следственного действия, а поведение Агеевой отразил в протоколе обыска.
    Задание
    Оцените правильность действий следователя.
    Предложите свой вариант разрешения описанной ситуации.
  • Контрольная работа:

    Экологический мониторинг

    10 страниц(ы) 

    1. Охарактеризуйте сущность и значение экологического мониторинга в системе охраны окружающей среды. Какие субъекты осуществляют экологический мониторинг? Как соотносятся экологический мониторинг и экологический контроль?
    2. Рыболовецкое судно «Виктория», принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью «Кайра», в течение двух недель осуществляло в Восточно-Сахалинской промысловой зоне вылов креветки северной на основании соответствующего разрешения. Протоколом № 000734 Сахморинспекцией зафиксирован факт добычи ООО «Кайра» запрещенной к вылову креветки гребенчатой в количестве 11040 кг, которая была изъята у последнего и передана на реализацию. Полагая совершенные Сахалинской госморинспекцией действия по изъятию и передаче на реализацию креветки незаконными и нарушающими его права, ООО «Кайра» обратилось с иском в суд. В обоснование иска ООО «Кайра» указало, что капитан рыболовецкого судна «Виктория» не имел достаточных знаний, чтобы точно распознать вид креветки и отличить гребенчатую креветку от северной.
    Решите дело. Какие полномочия имеются у органов управления экологическими отношениями по выдаче разрешений на природопользование и на дальнейшую проверку соблюдения действия условий таких разрешений? Как соотносятся функции органов экологического управления и органов экологического контроля?
  • Контрольная работа:

    Региональная экономика и управление

    20 страниц(ы) 

    Характеристика Волго-Вятского экономического района
    1. Политико-административный состав
    2. Экономико-географическое положение
    3. Природные предпосылки для развития хозяйства
    4. Население и трудовые ресурсы
    5. Общая характеристика хозяйства, его территориальная организация
    6. Характеристика промышленности
    7. Характеристика сельского хозяйства
    8. Транспорт
    9. Перспективы развития района
  • Контрольная работа:

    контрольная работа по экологическому праву варинат 2

    9 страниц(ы) 

    1. Охарактеризуйте место и значение экологического мониторинга в организационном механизме охраны окружающей среды. Какими законодательными актами предусмотрено проведение мониторинга в сфере охраны окружающей среды? Какие субъекты участвуют в его осуществлении? Как соотносятся экологический мониторинг и экологический контроль?
    2. Крестьянское фермерское хозяйство обратилось в суд с иском к АО «Защита урожая» и ЗАО «Агроспецтехника» о возмещении убытков , причиненных уничтожением урожая чеснока на смежном поле в результате ненадлежащей обработки полей ответчика АО «Защита урожая» гербицидами. Представитель АО «Защита урожая» пояснил, что исполнителем работ по внесению гербицидов являлось ЗАО «Агроспецтехника», которое и должно нести ответственность за причиненный вред. В ходе судебного разбирательства было выяснено, что ЗАО «Агроспецтехника» проводило авиахимическую обработку полей, засеянных пшеницей. По условиям договора заказчик авиационно-химических работ должен был предоставить средства химизации, пригодные для авиационного применения, приготовить раствор и произвести его заправку в самолет, уведомить население о предстоящей обработке. Заказчиком был предоставлен раствор гербицида, который негативно влияет на овощные культуры. В результате чеснок, росший на поле, принадлежащем крестьянскому фермерскому хозяйству, погиб. Решите дело.
  • Контрольная работа:

    Расчёт насадочного абсорбера

    5 страниц(ы) 


    В насадочном абсорбере из воздуха чистой водой поглощается аммиак при давлении Р = 0,15 МПа и температуре t = 20°С. Расход газа V = 3 000 м3/ч, начальное содержание аммиака в воздухе yн = 6 % об., степень улавливания аммиака б = 90%.
    Концентрация аммиака в воде на входе в абсорбер xн = 0, а на выходе составляет n = 68% от максимально возможной в данных условиях, т.е. от равновесной с входящим газом. Уравнение линии равновесия имеет вид
    Y* = 1,8 X,
    где Y (кмоль аммиака/кмоль воздуха), Х = (кмоль аммиака/кмоль воздуха). Скорость газа в абсорбере w = 0,4 м/с, коэффициент смачивания ш = 0,88, коэффициент массопередачи КХ = 0,7. В качестве насадки используются керамические кольца Рашига размером 25х25х3.
    Определить расход воды, диаметр абсорбера и высоту насадки.
  • Курсовая работа:

    Правонарушение

    25 страниц(ы) 

    Содержание
    Введение….3
    Глава 1. Понятие и признаки правонарушений
    § 1.1. Понятие и общая характеристика правонарушений….5
    § 1.2. Признаки правонарушений….8
    Глава 2. Виды правонарушений
    § 2.1. Критерии классификации правонарушений….13
    § 2.2. Классификация правонарушений….15
    Глава 3. Причины правонарушений
    § 3.1. Факторы и обстоятельства, способствующие совершению правонарушений…17
    § 3.2. Профилактика правонарушений…20
    Заключение….22
    Список использованных источников….24