У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Культурный облик провинциального города (на примере Уфы начала XX века)» - Дипломная работа
- 71 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы
Примечания

Автор: navip
Содержание
Введение…3
Глава 1.Наука и образование
1.1 Экономика, административное устройство, управление города…9
1.2 Перемены в народном образовании. Борьба за светскую школу.15
1.3 Достижения в науке….20
Глава 2. Развитие литература и печати
2.1Литературная жизнь города….
2.2Расширение издательского дела, развитие печати и публицистики.45
Глава 3.Искусство
3.1 Развитие живописи и художественная жизнь города
3.2 Изменения в архитектуре Уфы: традиции и новации…25
3.3 Театральное и музыкальное искусство: поиски и достижения…39
Заключение….51
Список использованной литературы и источников….
Введение
Развитие социально-экономических отношений в стране, что привело повышению самостоятельности регионов, интерес к их историко-культурному наследию и местным особенностям.
Изучение истории городов - одна из важнейших проблем современной исторической науки. Ретроспективный взгляд на развитие культуры городов помогает решать многие актуальные вопросы культурного развития современного общества. Потребность в дальнейшем изучении культурной жизни уфимского общества, исследовании сущности и практической деятельности в области культуры средних слоев городского населения, органов просвещения, печати, бытовой культуры, не только не уменьшается, а, наоборот - возрастает.
Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, иными словами - того субъекта, которому она принадлежит. Культуру - можно представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что она складывается на протяжении длительного времени и представляет собой совокупность своеобразного исторического опыта, который люди приобрели.
Актуальность данной работы заключается в том, что с увеличением информационных технологий в различных сферах социальной жизни и деятельности у человека есть потребность переосмыслить укоренившиеся универсалии культуры, которые обеспечат ему вхождение в новый временной цикл развития. Исследование культурной жизни губернских городов помогает приоткрыть еще одну страницу отечественной истории, сделать ярче и детальнее картину общественной жизни нашего города. В ней запечатлелись основные тенденции интеллектуального и культурного развития городского населения рубежа веков, делавшего робкие шаги к активной общественной жизни в лице своих наиболее передовых представителей.
Таким образом, культура сегодня это явление, которое выступает особого рода направленностью, способом для развития, воспроизведения и сохранения нашей жизни. Поэтому все поиски, дискуссии в сфере деятельности культуры связаны с попытками найти или создать элементы и структуры нового мировоззрения в реальной действительности. На наш взгляд, что культурой своего края каждый человек должен быть заинтересован, вне зависимости в какой сфере он находится.
Объектом данного исследования является эволюция культурной среды провинциального города Уфы. Культура находится в непрерывном единстве с материальным и духовным производством, поэтому ее трудно вычленить из совокупности общественных явлений.
Предмет исследования являются отдельные аспекты городской губернской культуры, социокультурная деятельность учебных заведений, просветительских обществ, музеев, театров, становление профессиональной живописи, развитие городской архитектуры. Таким образом, для исследования выбраны определенные стороны культурной жизни, которые составили базу провинциальной городской культуры.
Хронологические рамки работы охватывают время с 1900-х гг. до конца 1917-х гг. ХХ вв.
Территориальные рамки исследования охватывают г. Уфу в сложившихся административных границах названного периода.
Целью данной работы является анализ тенденций, способствующих обогащению культуры провинциального города, и анализ проявления этих тенденций в общественной жизни г. Уфы.
Задачи исследования:
- определить роль государства, общественных организаций в культурной жизни города;
- показать особенности общественной деятельности и духовной жизни представителей местной интеллигенции;
- проследить динамику расширения сети учреждений образования и роста грамотности населения;
- для воссоздания интеллектуально-информационного поля провинциального города рассмотреть деятельность учебных заведений, просветительских обществ, музеев, театров;
- выявить общие тенденции, закономерности и частные особенности бытования духовной жизни провинциального города;
- раскрыть предпосылки и условия, способствовавшие налаживанию активной культурной жизни в исследуемый исторический период;
- проследить влияние изменения менталитета и стиля жизни на архитектурный облик города;
- показать общие результаты и последствия преобразований в культурной жизни города в начале XX века.
Историография данной проблемы мало изучена. По таким видам искусства как литература, театр, музыка, живопись существуют книги, статьи научно-популярного характера, посвященные выдающимся личностям, отдельным театральным коллективам, они в некоторой степени воссоздают картину состояния культуры Уфы тех лет. В этом же ряду нужно назвать альбомы, буклеты, дающие представление о наиболее значительных художественных произведениях, справочную литературу. Последним из значимых, высоконаучных трудов, обобщивших целый ряд вопросов культуры г. Уфы, явилось издание Краткой энциклопедии Башкортостана.
Советская историография подробно описывает культуру провинциального города. Одной из таких работ можно назвать книгу Р.Г. Ганеева «История Уфы. Краткий очерк. Автор подробно описывает развитие просвещения того периода. Рассматривает культурную жизнь в Уфе во всех духовных сферах.
Газетные и журнальные статьи дополняют вышеперечисленную литературу и частично характеризуют культуру г. Уфы тех лет и ее многообразию.
Отдельные частные аспекты городской культуры получили освещение в сборниках "Башкирский край", "Живая память", "Сохраним выцветшие строки.". Проблемы изучаемой темы поднимались в сборниках материалов и тезисов докладов научно-практических конференций посвященных 425-летию образования г. Уфы и 10-летию независимости Башкортостана (1999, 2000).
Значительно меньше изучены вопросы городского самоуправления, его структуры.
По истории архитектуры Башкортостана и Уфы, кроме работ С.Н. Шитовой, следует назвать труды доктора искусствоведения Б.Г. Калимуллина, стоявшего у истоков региональной архитектурной школы - долгое время возглавлявшего кафедру архитектуры УНИ. Дети его Ф.Б. и Д.Б. Калимуллины в какой-то мере не оставляют начинаний отца, работая на той же кафедре, а внук А.Р. Ширгазин в 1995 г. выпустил хорошую книгу не только с точными историческими сведениями по 8-ми православным храмам Уфы, но с обмерами, планами и анализом художественных достоинств этих построек.
К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся Ш.К.Абзанов, Г.Газизов, Г.Ибрагимов, А.Салазкин и др. Их работы отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, затрагивали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы. Специальные исследования, раскрывающие вопросы профессионального образования, отсутствуют.
С середины 30-х годов появляются диссертации и монографии историко-педагогического характера, которые анализируют вопросы становления и развития начальной школы края. Одной из первых в этом ряду была диссертация К.Идельгужина «К вопросу истории башкирской школы», написанная в 1935 году. В 40-е годы вышли в свет работа А.К.Рашитова «Начальная школа Башкирии за XX лет». Диссертации А.А.Еникеева «Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии». Н.А.Селезнева «Нерусские школы в Башкирии второй половины XIX века и начала XX века». Монография А.Ф.Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири». В исследованиях 30-40-х годов заметно повышение научного уровня, в них широко использованы печатные и архивные материалы.
С середины 50-х годов заметным стало стремление к системному изучению истории народного образования, расширению тематики и источниковой базы исследований. К работам этого периода относятся публикации С.Р. Алибаева, А.Х. Вильданова, Т.М. Мамлеевой, А.Х. Махмутовой, С.М. Михайловой, Ф.Х. Мустафиной, Г.С. Кунафина, Г.Н. Фатихова, А.И. Харисова, Б.Х. Юлдашбаева. Их работы посвящены, прежде всего, государственным общеобразовательным, отдельным религиозным учебным заведениям, а также педагогическим взглядам конкретных просветителей. Авторы используют богатый статистический и аналитический материал, но у них также отсутствуют обобщающие исследования по истории профессионального образования в крае. [2]
Идеологические установки и методологические подходы советского периода не позволили исследователям в полной мере осветить позитивный вклад, накопленный профессиональным образованием и внесенный им в дело развития всего образования дореволюционного периода. Это стало препятствием для более полного и эффективного использования положительного опыта в советской системе образования.
Достаточно продуктивным в формировании научного знания об истории образования дореволюционной Башкирии является современный период. К исследованиям этой группы относятся работы: Г.Б. Азаматовой, Р.З. Алмаева, Л.Я. Аминовой, З.Ю. Ахмадеевой, Р.С. Аюпова, И.Н. Баишева, М.М. Бикбаева, М.Г. Валеевой, Ю.В. Ергина, Г.Д. Иргалина, Ф.С. Исхаковой, И.П. Малютина, С.Г. Мирсаитовой, Л.Ш. Сулеймановой, Р.А. Утябай-Карими, М.Н. Фархшатова, Г.Х. Хайруллиной и др. Позитивную роль в осмыслении истории образования вносит публикация республиканской энциклопедии, в которой нашли отражение отдельные сведения о профессиональном секторе системы образования.
Историографический обзор свидетельствует о том, что история образования в Башкирии не обделена вниманием со стороны исследователей, представляющих весьма широкий спектр гуманитарного знания. Но, несмотря на это, историография не дает исчерпывающего ответа на многие вопросы теоретического и конкретно-исторического характера. В исследованиях нет ни одной обобщающей работы, в которой бы специально и системно рассматривалась история профессионального образования означенного периода.
Исследование М.Ф. Рахимкуловой посвящено выяснению вопроса об уровне преподавания естественных наук в дореволюционных мусульманских мектебе и медресе. Автор делает вывод о том, что в начале XX века светские науки начали занимать достаточно большой объем в учебных программах ведущих медресе Южного Урала. Отдельно можно выделить публикации И.К. Загидуллина, Р.У. Амирханова, в которых авторы освещают вопросы уровня образованности мусульманского населения (особенно татарского) с позиций порой граничащих с идеями национальной исключительности. Авторы выдвигают тезис об очень высоком уровне грамотности мусульман до революции (до 80 процентов населения), несмотря на сугубо репрессивную, по их мнению, политику государства (православного) в сфере просвещения мусульманского населения.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII— первая половина XX в. - М., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР.
Историография рассматриваемой проблемы только начала формироваться, поэтому вполне понятно, что обобщающие работы, посвященные предмету нашего исследования, до сих пор отсутствуют.
Характеристика источников: Источниковую базу дипломной работы представили архивные материалы Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан. Наиболее важнейшим источником являются также материалы публицистического характера, размещенные в центральных, также в местных периодических изданиях. Особый интерес вызывают источники мемуарного характера - воспоминания деятелей культуры.
Достаточна подробно была изучена дореволюционная печать, рассмотрены материалы многих газет. Вследствие этого, в Уфе очень долгое время выходила только одна газета, составить представление о процессе общественной жизни города было трудно. Важные материалы о культурной жизни начала XX вв. запечатлелись в фондах ЦГИА РБ. Итак, информация о культурно-просветительских учреждениях и обществах Уфы можно взять из следующих фондов: Комитета Уфимского губернского музея /Ф.И. 130/, а также из Уфимского общества физического воспитания учащихся /Ф. И-183/.
Интересные сведения о культурной жизни начала XX вв. отложились в фондах ЦГИА РБ. Так, сведения о культурно-просветительских учреждениях и обществах Уфы можно получить из следующих фондов: Комитета Уфимского губернского музея /Ф.И. 130/, Уфимского общества любителей музыки, пения и драматического искусства /Ф.И-118/; об общественных и благотворительных учреждениях и организациях - из фондов Уфимского семейно-педагогического общества /Ф. И-129/ и Уфимского общества физического воспитания учащихся /Ф. И-183/.
Уфимской духовной семинарии: 1800 -1900.-Уфа, 1901.- 130 с. образный материал сохранился о функционировании Уфимской духовной семинарии /Ф. И-112/, Уфимского мужского духовного училища /Ф. И-112/, Уфимского епархиального женского училища /Ф. И-120/, подробнейший отчёт о состоянии которого в 1889/90 уч. г. приводится в нескольких номерах "Епархиальных ведомостей" за 1891 г., и двух делах Уфимского уездного наблюдателя церковно-приходских школ /Ф. И.-432/. Различные статистические данные позволили проанализировать виды учебных заведений, имевшихся в Уфе в разные отрезки времени: их историю, учебно-воспитательную характеристику, материальную базу.
Большой интерес для изучения культурной жизни Уфы конца XIX - начала XX вв. представляют фонды личного происхождения уфимского городского головы А.А. Малеева /Ф. И-339/, директора краеведческого музея Р.Б. Ахмерова /Ф. Р-4672/, краеведов Н.Н. Барсова /Ф. Р-1943/, П.Ф. Ищерикова/Ф. Р-4423/, В.А. Кирьянова /Ф. Р-62/, Е.И. Ни-куличевой /Ф. Р-111/, В.А. Скачилова /Ф. Р-2954/, В.Д. Таич /Ф. Р-4779/ и отдельных деятелей культуры - архитектора М.Н. Сахаутдиновой /Ф. Р-4778/, кураиста Г.З. Сулеймано-ва /Ф. Р-1639/, театрального деятеля С.В. Волкова-Кривуши /Ф. Р-409/, председателя радиокомитета БАССР Л.З. Гадилова /Ф. Р-4773/, художников М.Н. Елгаштиной /Ф. Р-193/ и И.И. Урядова /Ф. Р-3574/. И ещё из фондов личного происхождения для нашей темы ценны хранящиеся в НА УНЦ УрО РАН личные фонды П.Ф. Ищерикова /Ф. 39/ и Д.С. Волкова /Ф. 23/.
Мемуарная литература, будучи ценнейшим источником для любого исторического исследования, в нашем случае обладает двойной значимостью: и теми конкретными фактами, которые ею сообщаются, и самой точкой зрения, с какой эти факты осознают.
1 Фенина Э.П. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова: Путеводитель. -Уфа, 1981.
2 Уфимский художественный кружок: Каталог 2-й выставки картин. - Уфа, 1917. - 13 е.; Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. - М.: Мол. гвардия, 1976. - 462 с. ил.; Никонова И. Михаил Васильевич Нестеров. - М.: Искусство, 1979. - 230 е., ил.; Фенина Э.П. Александр Тюлькин. Буклет. Уфа, 1974; Янбухтина А.Г. Александр Тюлькин. Изд. "Художник РСФСР", Л., 1975; Янбухтина А.Г. Давид Бурлюк и Александр Тюлькин (Из истории художественной жизни 1910 - 20-х годов) в сб.: Искусство авангарда: язык мирового общения. Материалы международной конференции 10-11 декабря 1992 г. Музей современного искусства "Восток" совместно с изд. "Башкортостан" - Уфа, 1993 - 278 е.; Евсеева С.В. Каталог произведений Давида Бурлюка в музеях российской провинции. Изд. "Башкортостан" совместно с БГХМ им. М.В. Нестерова - 1994. - 56 с.
3 Елпатьевский С.Я. Воспоминания за пятьдесят лет. Уфа: Баш. кн. изд., 1984. - 360 с. Минцлов С.Р. Уфа. Дебри жизни. -Уфа: Башк. кн. изд., 1992 - 176 с. Шаляпин Ф.И. Литературное наследство. В 2-х томах. М., Искусство, 1959. Чайковский П.И. О России и русской культуре. В этом последнем и заключается особая роль мемуаристики в историографии именно нашей темы.
Практическая значимость данной ВКР состоит в возможности использовать материалы исследования при разработке уроков, а также разработки внеклассных мероприятий по Культуре Башкортостана.
Выдержка из текста работы
Глава 1. Наука и образование
1.1 Экономика, административное устройство, управление города
Уфа - эпохи империализма - обычный провинциальный город царской России. Капитализм нанес плохой отпечаток на весь облик города. Не смотря на это, Уфа отличалась от окружающих губернских центров (Вятки, Симбирска и других) значительным быстрым темпом развития, город рос, как важный административный, экономический и культурный центр Южного Урала.
Первые годы XX века характеризуются дальнейшим подъемом фабрично-заводского производства. Стоимость промышленной продукции с 1900 по 1913 год возросла в 2,1 раза. Обилие сырья и огромное железнодорожное строительство способствовали быстрому развитию лесообрабатывающей промышленности (лесопильные заводы, столярные и деревообделочные мастерские), которые как по валовой продукции, так и по численности рабочих вышла на первое место. Наиболее крупным металлообрабатывающих предприятий был завод Гутмана (ныне Уфимский завод горного оборудования), который изготовлял чугунно-медное литье.
В связи с большим жилищным строительством значительное развитие получили предприятия строительных материалов (в 1913 году в Уфе насчитывалось 20 кирпичных заводов). Пищевое производство и переработка сельхозпродукции отошли на второй план. Значительное место в экономической жизни Уфы принадлежало торговле, оборот которой заметно вырос по сравнению с концом XIX века. Крупные оптовые сделки заключались на бирже. Розничной торговлей занималось около 1500 заведений. Наиболее крупные и благоустроенные из них по-прежнему располагались в центре города. Многочисленные магазины располагались в помещениях Гостиного двора, самого известного в начале XX века торгового места Уфы.
В связи с большим жилищным строительством заметное развитие получили предприятия промышленности строительных материалов. В 1913 г. в городе насчитывалось 20 кирпичных заводов с 424 рабочими; они давали продукцию на 132,2 тыс. рублей.
Бросалась в глаза техническая отсталость фабрично-заводских предприятий города; всего 10,5 процента из них пользовалось паровыми двигателями. Во многих производствах еще широко применялся ручной труд, особенно женский и детский.
Жестокая эксплуатация рабочих позволяла уфимским фабрикантам и заводчикам без особых затрат на совершенствование производства получать огромные барышни. Так, к началу XX в. чистый доход владельцев мукомольных предприятий составил 31 процента на вложенный капитал, пимокатных-26 и лесопильных заводов-23,5 процента.
Основное место в экономической жизни Уфы занимала торговля. Наиболее большие и благоустроенные магазины, продававшие высококачественными товарами и предметами роскоши, по-прежнему располагались в центре города. К числу таких заведений можно отнести, например, многочисленные магазины гостиного двора, самого известного в начале XX в. торгового места Уфы.
В сферу торговли все более интенсивно включаются крупные акционерные общества. Основную роль в торговле хлебом, керосином начинает играть «Торговый дом И. Г. Стахеев». Большое место во внутригородской торговле Уфы занимали рынки.
Начало XX века отмечается дальнейшим быстрым ростом территории и населения города. За 1898-1916 гг. увеличилось число улиц с 89 до 216, а количество строений – с 6078 до 10131.
В начало XX века в Уфе появились первые автомобили и мотоциклы. Менее была развита сеть учреждений связи. В 1904 г. в центре города были поставлены первые 19 почтовых ящиков. Городская телефонная станция была всего230 номерами.
Большое место во внутригородской торговле Уфы занимали рынки. Начало XX в. характеризуется дальнейшем быстрым ростом территории и населения города. За этот период число улиц увеличилось с 89 до 216, а количество строений- с 6078 до 10131. Новые жилые кварталы возникают, в основном, в северной части.
С ростом и развитием Уфы усложнялись и задачи по обслуживанию городского хозяйства. С 1900 года до 1913 года бюджет города увеличился почти в 4 раза. Однако городская дума испытывала постоянный недостаток средств и не выходила из тяжелого финансового кризиса. Много лет дума делала попытки выкупить городскую электростанцию, но всякий раз встречала отказ владельца, получавшего от нее огромные прибыли. Наконец в 1916 году он уступил ее городу за 300 тыс. рублей. Многие годы в думе шли разговоры о строительстве городской канализации, но изыскать средства для этого так и не удалось.
По-прежнему остро стоял вопрос о водоснабжении населения. Не смогла дума решить вопрос и о трамвае. Главным средством передвижения были частные конные экипажи и извозчики, которых, например, в 1913 году было зарегистрировано 395. В 1914 году в личном пользовании наиболее богатых дворян и буржуа имелось 15 легковых автомобилей и 8 мотоциклов. Слабо развита была телефонная сеть. Городская телефонная станция располагала всего 230 номерами. 10 октября 1914 года открылись для общего пользования 5 телефонных линий, связавших центр с селами: Надеждино, Ново-Троицкое, Охлебинино, Семеновка, Топорнино.
За 15 лет количество жителей Уфы удвоилось за счет пришлого населения, главным образом, разоряющегося крестьянства. Новым явлением был быстрый рост числа башкир, в поисках заработка покидавших родные аулы. Они занимались самой неквалифицированной работой: пилкой дров, уходом за скотом, уборкой мусора и нечистот.
Таким начала XX века характеризуется развитием промышленности, инфраструктуры. Также наблюдается рост численности населения, а также развивается торговля города Уфы.
Заключение
В начале XX века в Уфе получили дальнейшее развитие просвещение, наука, литература и искусство. Однако в условиях царской России достижения науки и культуры принадлежала эксплуататорским классам.
Под влиянием экономического и политического развития страны в эпоху империализма в культурной жизни Башкирии происходят известные сдвиги: постепенно ускоряется прирост грамотных, несколько быстрее растет сеть различных школ, курсов, библиотек, появляются первые научные учреждения и общества, расширяются издательское дело и т.д. Наблюдается оживление и в развитии национальных культур башкирского и татарского народа.
Новые общественно-идейные направления, культурные начинания и организация в Башкирии, так же как и в других национальных районах, возникали в процессе взаимного творческого общения и сотрудничества деятелей русской, башкирской и татарской культур.
Огромное влияние на развитие национальных культур оказала первая русская революция. В борьбе с общим врагом-царским самодержавием крепло революционно-идейное содружество прогрессивных демократических и социалистических элементов национальных элементов национальных культур народов России.
Все эти процессы в культурной жизни особенно наглядно проявлялись в Уфе. К началу XX века столетия Уфимская губерния по грамотности занимала сороковое место среди 50 губерний Европейского России.
В начале ХХ века под влиянием значительных перемен в социально-экономическом развитии Уфы происходил весьма заметный рост культуры города. Ускоренный подъём наблюдался во всех сферах духовной жизни губернской столицы – народном образовании, просвещении, науке, печати, литературе и искусстве. Все это способствовало развитию города во всех отношения. Музыкальная и театральная жизнь начала XX века перестала быть замкнутой, доступной лишь узкому элитарному кругу людей, начинала получать отклик среди различных групп местного общества. Широкую аудиторию собирали театральные спектакли, Деятели искусства и культуры Уфы способствовали созданию в городе широкого слоя людей, стремившихся к культуре и искусству, любящих музыку и театр.
Административное значение культуры г. Уфы заключается в том, что в этом городе находились заведения, контролирующие уровень знаний, преподаваемых в учебных заведениях губернии; здесь формировались экспедиции, обрабатывались и публиковались данные краеведческих исследований; бытовая сторона жизни города была во многом образцовой для иных городов губернии. Уфа являлась сосредоточением художественной культуры губернии. Некоторые возможности получить начальное музыкальное и художественное образование у отдельных жителей г. Уфы имели немаловажное значение, а также формируемые здесь любительские коллективы: музыкальные, хоровые, драматические, художественные, - воодушевляли к творчеству многих живущих в маленьких городах и селах Башкортостана после завершения учебы в Уфе.
Многие из выпускников здешних учебных заведений создавали подобные творческие объединения на периферии, став учителями. Коллективы эти формировали вкусы и интересы обывателей, обостряя их стремление к постижению искусства заезжих столичных гастролеров. Сформировавшиеся в Уфе музыканты, хоры, драматические труппы несли из Уфы культуру по всей губернии и за ее пределами.
В начале ХХ века под влиянием значительных перемен в социально-экономическом развитии Уфы происходил весьма заметный рост культуры города. Ускоренный подъём наблюдался во всех сферах духовной жизни губернской столицы – народном образовании, просвещении, науке, печати, литературе и искусстве
Таким образом, культурная жизнь Уфы начала ХХ века была яркой, динамичной и разнообразной. «Серебряный век» русской культуры с его выдающимися достижениями, неустанными творческими поисками, многообразием художественных стилей и направлений не ограничивался столичными городами, проникая глубже в провинцию. Впрочем, Уфа переставала быть тихим провинциальным городом, становясь одним из крупных экономических и культурных центров нашей страны.
Список литературы
1. История Уфы. Краткий очерк. Под ред. Ганеева Р.Г., Болтушкина В.В., Кузеева Р.Г. – Уфа. 1981.
2. Уфа: страницы истории. / Сост. М.В.Агеева. – Уфа. 2006.
3. Синенко С.Г. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках. 1574-2000. – Уфа. 2002.
4. Синенко С.Г. Следы во времени. Очерки о знаменитых уфимцах – деятелях культуры, искусства и науки. – Уфа. 2004.
5. Живая память. Краеведческий сборник / Сост. М.Г.Рахимкулов, В.А.Скачилов. – Уфа. 1997.
6. Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г./ Сост. С.В.Вахитов, Ю.В.Ергин. – Уфа. 2006.
7. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в.- М., 1994.
8. Нигматуллина И.В. Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк. – Уфа. 2007.
9. Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI – начале ХХ в.: Сб. статей. Уфа. 1992.
10. Узиков Ю.А. Исторические памятники Уфы. – Уфа. 1999.
11. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.
12. История Башкортостана во второй половине XIX – начале ХХ века. В 2 т.: Т. II. – Уфа, 2007.
13. Уфа: прошлое, настоящее, будущее: Материалы республиканской научно-практической конференции. – Уфа, 2000.
14. Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. – Уфа, 2004.
15. Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии. – Уфа, 2006.
16. Развитие школьного образования Республики Башкортостан в ХХ веке. – Уфа, 2001.
17. 500 вопросов и ответов об Уфе. – Уфа, 2008.
18. Ефимова Е.С. История города Уфы в сказках и рассказах. Для детей и взрослых. – Уфа, 2010.
19. Ганеева Р.Г. История Уфы.Краткий очерк.-Уфа, 1976.
20. Минцлов С.Р. Уфа Дебри Жизни. Дневник 1910-1915-Уфа,1992.
21. История Уфы. Уфа, 1981. № 353.
22. Фатихов Г.Н. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. Пермь. 1974.
23. Юлдашбаев Б.Х. Национальный вопрос в Башкирии накануне и в период Октябрьской революции. Уфа. 1984.
24. Мустафина Ф.Х. Народное образование в Башкирской АССР. Уфа. 1960.
25. Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа. 1968.
26. Нигматуллина И.М. О народном образовании в Уфе в XVIII-XX веках // Уфа: страницы истории / Сост. М.В. Агеева. Уфа. 2006.
27. Обухов М.И. Народное образование в Уфимской губернии к 1917 году. Краткий очерк состояния народного образования ко времени преобразования земства. Уфа, 1917.
28. Круль С. Л. Рождённая на холмах. — Уфа: Истоки, 2004.
29. 500 вопросов и ответов об Уфе / Муллакаев М. Н. — Уфа: Панорама Башкортостана, 2008. — 240 с. — 6000 экз.
30. Янбухтина А.Г. Александр Тюлькин. Л.: Художник РСФСР, 1975 - 22 с.
Примечания
Есть приложения.
Тема: | «Культурный облик провинциального города (на примере Уфы начала XX века)» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 71 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Реферат:
Основные тенденции развития всемирной истории в начале XX века
10 страниц(ы)
Введение 3
1. Монополистический капитализм как характерная особенность начала XX века 4
2. Противоречия в социально-политической жизни России в начале XX века. Первая русская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. 63. Причины Первой мировой войны, ее последствия 7РазвернутьСвернуть
Заключение 10
Используемая литература и интернет источники 11
-
Дипломная работа:
Автопортрет в русской поэзии первой половины xx века
80 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОРТРЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
1.1. Особенности портрета в прозе и поэзии 9
1.2. Импрессионистические черты в лирическом портрете 291.3. Воплощение художественных принципов романтизма в лирических портретах 34РазвернутьСвернуть
Выводы 38
ГЛАВА II. . ПОРТРЕТ И АВТОПОРТРЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
А.А. АХМАТОВОЙ И М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
2.1. Художественное своеобразие портретов в лирике А.Ахматовой 40
2.2. Потрет чувств: психологизм лирических портретов и автопортретов М.И. Цветаевой 47
2.3.
Конспект урока «Русская поэзия первой половины XX века» (11 класс) 62
Выводы 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
-
Дипломная работа:
Народные утопические легенды в русской литературе
121 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ УТОПИЧЕСКИХ ЛЕГЕНД
1.1 .Становление легенды: общее и частное….….81.2 .Древнерусские варианты народных утопических легенд (на примере легенды о граде Китеже)….….….….30РазвернутьСвернуть
1.3. Народная утопическая легенда в литературном и живописном истолковании: принципы взаимодействия….….40
1.4 Аспекты изучения утопических легенд в школе….….49
ГЛАВА II. НАРОДНЫЕ УТОПИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Народная утопическая легенда в контексте символизма и постсимволизма….55
2.2. Художественное выражение народной утопической легенды в творчестве М. Горького….….….….65
2.3 Отражение народной утопической легенды в русской поэзии начала XX века (на примере произведений Н. Клюева, М. Волошина, С. Есенина).75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…96
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Разработка урока внеклассного чтения в 6-м классе «На дне души горит подводный Китеж»….…105
-
Дипломная работа:
Литературная сказка в прозе серебряного века
119 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
§ 1.1. Литературная сказка: история развития.…10§ 1.2.Сказка в русской литературе начала XX века: поэтика, проблематика….25РазвернутьСвернуть
§ 1.3. Аспекты изучения литературной сказки в школе.….38
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.И. ЗАМЯТИНА, Ф.К. СОЛОГУБА, Н.К. РЕРИХА, А.Н. ТОЛСТОГО, САШИ ЧЕРНОГО
§ 2.1.Сказочный мир Е.И. Замятина….….44
§ 2.2. «Политические сказочки» Ф.К. Сологуба ….55
§ 2.3. Сказки Н.К. Рериха…73
§ 2.4. Комизм в литературной сказке А.Н. Толстого…82
§ 2.5. «Солдатские сказки» Саши Черного ….90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….107
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ…115
-
Контрольная работа:
Правоведение. Судебная система России второй половины XIX — начала XX века
25 страниц(ы)
Введение….
І. Основные черты русской судебной системы России второй половины XIX — начала XX века….….
ІІ. Структура судебной системы….2.1. Окружные суды….…РазвернутьСвернуть
2.2. Судебная палата…
2.3. Мировой суд….
2.4. Адвокатура и прокуратура….
ІІІ. Суд присяжных….….
ІV. Изменения, происходившие в суде присяжных до его ликвидации в 1917 году….
Заключение…
Список использованной литературы….…
-
Дипломная работа:
Исследование историко-архитектурного центра города уфы и проблема его сохранения
87 страниц(ы)
Введение
Глава I. История архитектурного центра города Уфы
1.1. Строительство г. Уфы в XVI-XVIII вв.
1.2. Градостроительство Уфы в первой половине XIX века1.3. Тенденции в градостроительстве УфыРазвернутьСвернуть
в конце XIX-начале XX вв.
1.4. Особенности застройки Уфы в XXвеке
Глава II. Сохранение историко-архитектурного центра
на примере городов России
2.1. Организация Тобольского государственного
историко-архитектурного музея-заповедника
2.2. Булгарский государственный историко-архитектурный
музей заповедник
2.3. Елабужский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник
Глава III. Комплекс мероприятий по сохранению
историко-архитектурного центра Уфы
3.1. Проблемы сохранения историко-архитектурного
центра Уфы
3.2. Мероприятия по сохранению историко-архитектурного
центра г. Уфы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Социальная защитаСледующая работа
Вклад Башкирской АССР в победу в Великой Отечественной войне




-
ВКР:
Современные технологии в организации внеклассной работы по информатике
41 страниц(ы)
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты применения информационных технологий в организации внеклассной работы по информатике 71.1 Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике . 7РазвернутьСвернуть
1.2 Значение и особенности организации внеклассной работы по информатике 11
1.3 Возможности использования компьютерных игр для эффективности организации обучения 14
Глава 2. Практическое использование современных компьютерных средств в организации внеклассной работы по информатике 20
2.1 Обзор онлайн программ для создания викторин 20
2.2 Процесс создания викторины в онлайн сервисе Kahoot 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение 39
-
Дипломная работа:
Интонационный анализ как средство познания классической музыки учащимися дмш
74 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ УЧАЩИМИСЯ ДМШ….…91.1. Интонационный анализ музыкального произведения как психолого-педагогическая проблема….9РазвернутьСвернуть
1.2. Современное состояние дополнительного музыкального образования и роль преподавания фортепиано….15
1.3. Музыкальное восприятие как основа познания классической музыки учащимися ДМШ…30
Выводы по первой главе….34
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ….36
2.1. Специфика и условия применения интонационного анализа в процессе обучения игре на фортепиано …36
2.2.Анализ опытно-экспериментального исследования….52
Выводы по второй главе….68
Заключение…69
Список использованной литературы….…70
-
Дипломная работа:
Учет и анализ движения основных средств предприятия (на примере ООО «МИХАЙЛОВСКОЕ»)
101 страниц(ы)
СОДЕРЖАНИЕ
с
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И АНАЛИЗА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета основных средств1.2. Понятие, классификация и оценка основных средствРазвернутьСвернуть
1.3. Методика анализа использования основных средств
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МИХАЙЛОВСКОЕ»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Документальное оформление и аналитический учет движения основных средств
2.3. Учет поступления основных средств
2.4. Учет выбытия основных средств
2.5. Учет амортизации основных средств
2.6. Учет затрат на ремонт основных средств
2.7. Аренда основных средств
2.8. Инвентаризация основных средств
3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МИХАЙЛОВСКОЕ»
3.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства
3.2. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
-
ВКР:
73 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕРЕВОДЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ 6
1.1 Переводческие трансформации. Понятие переводческих трансформаций и приемов. Адекватность и эквивалентность перевода 61.2 Лексические и лексико-семантические трансформации. Их виды и особенности 15РазвернутьСвернуть
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА II. ПЕРЕВОД АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Перевод кино в отечественном и зарубежном перевдоведении 22
2.2 Виды аудиовизуального перевода 25
2.3 Субтитрование и дубляж. Определение, сравнение методик, положительные и отрицательные стороны 27
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 33
3.1. Анализ аудиовизуального материала 34
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III 56
ГЛАВА IV МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 57
4.1 Методические рекомендации по использованию материала работы в практической деятельности педагога-предметника 57
4.2 План конспект лекции 60
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ IV 67
БИБЛИОГРАФИЯ 69
-
Дипломная работа:
71 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты осмысления феномена «концепт» и особенности его передачи при переводе на русский язык 71.1 Интерпретация феномена «концепт» в отечественной и зарубежной лингвистике 7РазвернутьСвернуть
1.1.1 Определения понятия «концепт» 7
1.1.2 Национально - культурная специфика концепта «красота» 15
1.1.3 Многообразие подходов к вопросу о вербализации феномена «концепт» в английском языке 20
1.1.4 Фразеологизм как один из ярких способов реализации концептов в языке 26
1.2 Переводческий инструментарий на службе передачи концепта «красота» 32
Выводы по главе I 40
Глава II. Национально-культурное своеобразие концепта «красота» при переводе с английского на русский язык (на материале Cosmopolitan 2018 года) 42
2.1 Анализ фразеологических единиц как средств вербализации концепта
«красота» в американских СМИ 42
2.2 Особенности перевода фразеологических единиц передающих концепт
«красота» в американских СМИ 48
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложение 63
-
ВКР:
Методика разработки дизайна интерьера кафе
60 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ И АНАЛОГОВ
1.1. Возникновение стилей 6
1.2. Стили и направления в создании интерьера 91.3. Современные тенденции в оформлении интерьеров кафе 16РазвернутьСвернуть
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА КАФЕ
2.1. Особенности создания дизайна интерьера кафе 19
2.2. Методика разработки дизайна интерьера кафе 24
2.3 План-конспект проведения занятий у студентов СПО по теме 33 «Понимание модели поведения заказчик - дизайнер» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 53 -
Дипломная работа:
Новые формы внеклассной работы по русскому языку
72 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в школе 61.2. Традиционные виды и формы внеклассной работы по русскому языку 9РазвернутьСвернуть
1.3. Новые формы внеклассной работы по русскому языку 19
1.4. Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку 26
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1. Лингвистические квесты на внеклассных мероприятиях по русскому языку 33
2.2. Внеклассные мероприятия-квизы по русскому языку 44
2.3. Ведение образовательного аккаунта в Instagram 50
2.4. Методические рекомендации по использованию новых форм внеклассной работы по русскому языку в общеобразовательной школе 56
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
-
Курсовая работа:
Психологическое развитие навыков взаимопонимания партнеров
33 страниц(ы)
Введение
Теоретическая часть
Особенности восприятия и понимания в общении
Об общении в семье
О Семейных тренингахПрактическая частьРазвернутьСвернуть
Программа тренинга
Приложение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Курсовая работа:
Психология восприятия формы: оптические иллюзии. разработка логотипа дорожно-транспортной компаниии
47 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формовосприятия 5
1.1. Психология формы 5
1.2. Феноменология изображения 71.3. Психология формы в рекламе 15РазвернутьСвернуть
Глава 2. Формо-оптические иллюзии в логотипе 17
2.1. Оптико-геометрические иллюзии 17
2.2. Иллюзия переработки информации. Астигматизм глаза 19
2.3. Значение логотипа. Роль форм при разработке дизайна логотипа 21
Глава 3. Разработка логотипа Дорожно-транспортной компаниии 25
3.1. Концептуальная составляющая форм проекта 25
3.2. Основные этапы разработки логотипа 26
3.3. Создание проекта 28
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Приложения 32
-
Дипломная работа:
71 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Виды объектов интеллектуальной собственности 71.2. Интеллектуальные права: личные неимущественные и исключительные 18РазвернутьСвернуть
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОМ СПО 31
2.1. Практика регулирования лицензионного договора и договора отчуждения исключительного права на объекты интеллектуальной собственности в СПО 31
2.2. Применение в практике коллективного управления исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности 34
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О СПОСОБАХ ПЕРЕДАЧИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69