СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Культурный облик провинциального города (на примере Уфы начала XX века) - Дипломная работа №25954

«Культурный облик провинциального города (на примере Уфы начала XX века)» - Дипломная работа

  • 71 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение…3

Глава 1.Наука и образование

1.1 Экономика, административное устройство, управление города…9

1.2 Перемены в народном образовании. Борьба за светскую школу.15

1.3 Достижения в науке….20

Глава 2. Развитие литература и печати

2.1Литературная жизнь города….

2.2Расширение издательского дела, развитие печати и публицистики.45

Глава 3.Искусство

3.1 Развитие живописи и художественная жизнь города

3.2 Изменения в архитектуре Уфы: традиции и новации…25

3.3 Театральное и музыкальное искусство: поиски и достижения…39

Заключение….51

Список использованной литературы и источников….


Введение

Развитие социально-экономических отношений в стране, что привело повышению самостоятельности регионов, интерес к их историко-культурному наследию и местным особенностям.

Изучение истории городов - одна из важнейших проблем современной исторической науки. Ретроспективный взгляд на развитие культуры городов помогает решать многие актуальные вопросы культурного развития современного общества. Потребность в дальнейшем изучении культурной жизни уфимского общества, исследовании сущности и практической деятельности в области культуры средних слоев городского населения, органов просвещения, печати, бытовой культуры, не только не уменьшается, а, наоборот - возрастает.

Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, иными словами - того субъекта, которому она принадлежит. Культуру - можно представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что она складывается на протяжении длительного времени и представляет собой совокупность своеобразного исторического опыта, который люди приобрели.

Актуальность данной работы заключается в том, что с увеличением информационных технологий в различных сферах социальной жизни и деятельности у человека есть потребность переосмыслить укоренившиеся универсалии культуры, которые обеспечат ему вхождение в новый временной цикл развития. Исследование культурной жизни губернских городов помогает приоткрыть еще одну страницу отечественной истории, сделать ярче и детальнее картину общественной жизни нашего города. В ней запечатлелись основные тенденции интеллектуального и культурного развития городского населения рубежа веков, делавшего робкие шаги к активной общественной жизни в лице своих наиболее передовых представителей.

Таким образом, культура сегодня это явление, которое выступает особого рода направленностью, способом для развития, воспроизведения и сохранения нашей жизни. Поэтому все поиски, дискуссии в сфере деятельности культуры связаны с попытками найти или создать элементы и структуры нового мировоззрения в реальной действительности. На наш взгляд, что культурой своего края каждый человек должен быть заинтересован, вне зависимости в какой сфере он находится.

Объектом данного исследования является эволюция культурной среды провинциального города Уфы. Культура находится в непрерывном единстве с материальным и духовным производством, поэтому ее трудно вычленить из совокупности общественных явлений.

Предмет исследования являются отдельные аспекты городской губернской культуры, социокультурная деятельность учебных заведений, просветительских обществ, музеев, театров, становление профессиональной живописи, развитие городской архитектуры. Таким образом, для исследования выбраны определенные стороны культурной жизни, которые составили базу провинциальной городской культуры.

Хронологические рамки работы охватывают время с 1900-х гг. до конца 1917-х гг. ХХ вв.

Территориальные рамки исследования охватывают г. Уфу в сложившихся административных границах названного периода.

Целью данной работы является анализ тенденций, способствующих обогащению культуры провинциального города, и анализ проявления этих тенденций в общественной жизни г. Уфы.

Задачи исследования:

- определить роль государства, общественных организаций в культурной жизни города;

- показать особенности общественной деятельности и духовной жизни представителей местной интеллигенции;

- проследить динамику расширения сети учреждений образования и роста грамотности населения;

- для воссоздания интеллектуально-информационного поля провинциального города рассмотреть деятельность учебных заведений, просветительских обществ, музеев, театров;

- выявить общие тенденции, закономерности и частные особенности бытования духовной жизни провинциального города;

- раскрыть предпосылки и условия, способствовавшие налаживанию активной культурной жизни в исследуемый исторический период;

- проследить влияние изменения менталитета и стиля жизни на архитектурный облик города;

- показать общие результаты и последствия преобразований в культурной жизни города в начале XX века.

Историография данной проблемы мало изучена. По таким видам искусства как литература, театр, музыка, живопись существуют книги, статьи научно-популярного характера, посвященные выдающимся личностям, отдельным театральным коллективам, они в некоторой степени воссоздают картину состояния культуры Уфы тех лет. В этом же ряду нужно назвать альбомы, буклеты, дающие представление о наиболее значительных художественных произведениях, справочную литературу. Последним из значимых, высоконаучных трудов, обобщивших целый ряд вопросов культуры г. Уфы, явилось издание Краткой энциклопедии Башкортостана.

Советская историография подробно описывает культуру провинциального города. Одной из таких работ можно назвать книгу Р.Г. Ганеева «История Уфы. Краткий очерк. Автор подробно описывает развитие просвещения того периода. Рассматривает культурную жизнь в Уфе во всех духовных сферах.

Газетные и журнальные статьи дополняют вышеперечисленную литературу и частично характеризуют культуру г. Уфы тех лет и ее многообразию.

Отдельные частные аспекты городской культуры получили освещение в сборниках "Башкирский край", "Живая память", "Сохраним выцветшие строки.". Проблемы изучаемой темы поднимались в сборниках материалов и тезисов докладов научно-практических конференций посвященных 425-летию образования г. Уфы и 10-летию независимости Башкортостана (1999, 2000).

Значительно меньше изучены вопросы городского самоуправления, его структуры.

По истории архитектуры Башкортостана и Уфы, кроме работ С.Н. Шитовой, следует назвать труды доктора искусствоведения Б.Г. Калимуллина, стоявшего у истоков региональной архитектурной школы - долгое время возглавлявшего кафедру архитектуры УНИ. Дети его Ф.Б. и Д.Б. Калимуллины в какой-то мере не оставляют начинаний отца, работая на той же кафедре, а внук А.Р. Ширгазин в 1995 г. выпустил хорошую книгу не только с точными историческими сведениями по 8-ми православным храмам Уфы, но с обмерами, планами и анализом художественных достоинств этих построек.

К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся Ш.К.Абзанов, Г.Газизов, Г.Ибрагимов, А.Салазкин и др. Их работы отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, затрагивали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы. Специальные исследования, раскрывающие вопросы профессионального образования, отсутствуют.

С середины 30-х годов появляются диссертации и монографии историко-педагогического характера, которые анализируют вопросы становления и развития начальной школы края. Одной из первых в этом ряду была диссертация К.Идельгужина «К вопросу истории башкирской школы», написанная в 1935 году. В 40-е годы вышли в свет работа А.К.Рашитова «Начальная школа Башкирии за XX лет». Диссертации А.А.Еникеева «Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии». Н.А.Селезнева «Нерусские школы в Башкирии второй половины XIX века и начала XX века». Монография А.Ф.Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири». В исследованиях 30-40-х годов заметно повышение научного уровня, в них широко использованы печатные и архивные материалы.

С середины 50-х годов заметным стало стремление к системному изучению истории народного образования, расширению тематики и источниковой базы исследований. К работам этого периода относятся публикации С.Р. Алибаева, А.Х. Вильданова, Т.М. Мамлеевой, А.Х. Махмутовой, С.М. Михайловой, Ф.Х. Мустафиной, Г.С. Кунафина, Г.Н. Фатихова, А.И. Харисова, Б.Х. Юлдашбаева. Их работы посвящены, прежде всего, государственным общеобразовательным, отдельным религиозным учебным заведениям, а также педагогическим взглядам конкретных просветителей. Авторы используют богатый статистический и аналитический материал, но у них также отсутствуют обобщающие исследования по истории профессионального образования в крае. [2]

Идеологические установки и методологические подходы советского периода не позволили исследователям в полной мере осветить позитивный вклад, накопленный профессиональным образованием и внесенный им в дело развития всего образования дореволюционного периода. Это стало препятствием для более полного и эффективного использования положительного опыта в советской системе образования.

Достаточно продуктивным в формировании научного знания об истории образования дореволюционной Башкирии является современный период. К исследованиям этой группы относятся работы: Г.Б. Азаматовой, Р.З. Алмаева, Л.Я. Аминовой, З.Ю. Ахмадеевой, Р.С. Аюпова, И.Н. Баишева, М.М. Бикбаева, М.Г. Валеевой, Ю.В. Ергина, Г.Д. Иргалина, Ф.С. Исхаковой, И.П. Малютина, С.Г. Мирсаитовой, Л.Ш. Сулеймановой, Р.А. Утябай-Карими, М.Н. Фархшатова, Г.Х. Хайруллиной и др. Позитивную роль в осмыслении истории образования вносит публикация республиканской энциклопедии, в которой нашли отражение отдельные сведения о профессиональном секторе системы образования.

Историографический обзор свидетельствует о том, что история образования в Башкирии не обделена вниманием со стороны исследователей, представляющих весьма широкий спектр гуманитарного знания. Но, несмотря на это, историография не дает исчерпывающего ответа на многие вопросы теоретического и конкретно-исторического характера. В исследованиях нет ни одной обобщающей работы, в которой бы специально и системно рассматривалась история профессионального образования означенного периода.

Исследование М.Ф. Рахимкуловой посвящено выяснению вопроса об уровне преподавания естественных наук в дореволюционных мусульманских мектебе и медресе. Автор делает вывод о том, что в начале XX века светские науки начали занимать достаточно большой объем в учебных программах ведущих медресе Южного Урала. Отдельно можно выделить публикации И.К. Загидуллина, Р.У. Амирханова, в которых авторы освещают вопросы уровня образованности мусульманского населения (особенно татарского) с позиций порой граничащих с идеями национальной исключительности. Авторы выдвигают тезис об очень высоком уровне грамотности мусульман до революции (до 80 процентов населения), несмотря на сугубо репрессивную, по их мнению, политику государства (православного) в сфере просвещения мусульманского населения.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII— первая половина XX в. - М., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР.

Историография рассматриваемой проблемы только начала формироваться, поэтому вполне понятно, что обобщающие работы, посвященные предмету нашего исследования, до сих пор отсутствуют.

Характеристика источников: Источниковую базу дипломной работы представили архивные материалы Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан. Наиболее важнейшим источником являются также материалы публицистического характера, размещенные в центральных, также в местных периодических изданиях. Особый интерес вызывают источники мемуарного характера - воспоминания деятелей культуры.

Достаточна подробно была изучена дореволюционная печать, рассмотрены материалы многих газет. Вследствие этого, в Уфе очень долгое время выходила только одна газета, составить представление о процессе общественной жизни города было трудно. Важные материалы о культурной жизни начала XX вв. запечатлелись в фондах ЦГИА РБ. Итак, информация о культурно-просветительских учреждениях и обществах Уфы можно взять из следующих фондов: Комитета Уфимского губернского музея /Ф.И. 130/, а также из Уфимского общества физического воспитания учащихся /Ф. И-183/.

Интересные сведения о культурной жизни начала XX вв. отложились в фондах ЦГИА РБ. Так, сведения о культурно-просветительских учреждениях и обществах Уфы можно получить из следующих фондов: Комитета Уфимского губернского музея /Ф.И. 130/, Уфимского общества любителей музыки, пения и драматического искусства /Ф.И-118/; об общественных и благотворительных учреждениях и организациях - из фондов Уфимского семейно-педагогического общества /Ф. И-129/ и Уфимского общества физического воспитания учащихся /Ф. И-183/.

Уфимской духовной семинарии: 1800 -1900.-Уфа, 1901.- 130 с. образный материал сохранился о функционировании Уфимской духовной семинарии /Ф. И-112/, Уфимского мужского духовного училища /Ф. И-112/, Уфимского епархиального женского училища /Ф. И-120/, подробнейший отчёт о состоянии которого в 1889/90 уч. г. приводится в нескольких номерах "Епархиальных ведомостей" за 1891 г., и двух делах Уфимского уездного наблюдателя церковно-приходских школ /Ф. И.-432/. Различные статистические данные позволили проанализировать виды учебных заведений, имевшихся в Уфе в разные отрезки времени: их историю, учебно-воспитательную характеристику, материальную базу.

Большой интерес для изучения культурной жизни Уфы конца XIX - начала XX вв. представляют фонды личного происхождения уфимского городского головы А.А. Малеева /Ф. И-339/, директора краеведческого музея Р.Б. Ахмерова /Ф. Р-4672/, краеведов Н.Н. Барсова /Ф. Р-1943/, П.Ф. Ищерикова/Ф. Р-4423/, В.А. Кирьянова /Ф. Р-62/, Е.И. Ни-куличевой /Ф. Р-111/, В.А. Скачилова /Ф. Р-2954/, В.Д. Таич /Ф. Р-4779/ и отдельных деятелей культуры - архитектора М.Н. Сахаутдиновой /Ф. Р-4778/, кураиста Г.З. Сулеймано-ва /Ф. Р-1639/, театрального деятеля С.В. Волкова-Кривуши /Ф. Р-409/, председателя радиокомитета БАССР Л.З. Гадилова /Ф. Р-4773/, художников М.Н. Елгаштиной /Ф. Р-193/ и И.И. Урядова /Ф. Р-3574/. И ещё из фондов личного происхождения для нашей темы ценны хранящиеся в НА УНЦ УрО РАН личные фонды П.Ф. Ищерикова /Ф. 39/ и Д.С. Волкова /Ф. 23/.

Мемуарная литература, будучи ценнейшим источником для любого исторического исследования, в нашем случае обладает двойной значимостью: и теми конкретными фактами, которые ею сообщаются, и самой точкой зрения, с какой эти факты осознают.

1 Фенина Э.П. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова: Путеводитель. -Уфа, 1981.

2 Уфимский художественный кружок: Каталог 2-й выставки картин. - Уфа, 1917. - 13 е.; Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. - М.: Мол. гвардия, 1976. - 462 с. ил.; Никонова И. Михаил Васильевич Нестеров. - М.: Искусство, 1979. - 230 е., ил.; Фенина Э.П. Александр Тюлькин. Буклет. Уфа, 1974; Янбухтина А.Г. Александр Тюлькин. Изд. "Художник РСФСР", Л., 1975; Янбухтина А.Г. Давид Бурлюк и Александр Тюлькин (Из истории художественной жизни 1910 - 20-х годов) в сб.: Искусство авангарда: язык мирового общения. Материалы международной конференции 10-11 декабря 1992 г. Музей современного искусства "Восток" совместно с изд. "Башкортостан" - Уфа, 1993 - 278 е.; Евсеева С.В. Каталог произведений Давида Бурлюка в музеях российской провинции. Изд. "Башкортостан" совместно с БГХМ им. М.В. Нестерова - 1994. - 56 с.

3 Елпатьевский С.Я. Воспоминания за пятьдесят лет. Уфа: Баш. кн. изд., 1984. - 360 с. Минцлов С.Р. Уфа. Дебри жизни. -Уфа: Башк. кн. изд., 1992 - 176 с. Шаляпин Ф.И. Литературное наследство. В 2-х томах. М., Искусство, 1959. Чайковский П.И. О России и русской культуре. В этом последнем и заключается особая роль мемуаристики в историографии именно нашей темы.

Практическая значимость данной ВКР состоит в возможности использовать материалы исследования при разработке уроков, а также разработки внеклассных мероприятий по Культуре Башкортостана.


Выдержка из текста работы

Глава 1. Наука и образование

1.1 Экономика, административное устройство, управление города

Уфа - эпохи империализма - обычный провинциальный город царской России. Капитализм нанес плохой отпечаток на весь облик города. Не смотря на это, Уфа отличалась от окружающих губернских центров (Вятки, Симбирска и других) значительным быстрым темпом развития, город рос, как важный административный, экономический и культурный центр Южного Урала.

Первые годы XX века характеризуются дальнейшим подъемом фабрично-заводского производства. Стоимость промышленной продукции с 1900 по 1913 год возросла в 2,1 раза. Обилие сырья и огромное железнодорожное строительство способствовали быстрому развитию лесообрабатывающей промышленности (лесопильные заводы, столярные и деревообделочные мастерские), которые как по валовой продукции, так и по численности рабочих вышла на первое место. Наиболее крупным металлообрабатывающих предприятий был завод Гутмана (ныне Уфимский завод горного оборудования), который изготовлял чугунно-медное литье.

В связи с большим жилищным строительством значительное развитие получили предприятия строительных материалов (в 1913 году в Уфе насчитывалось 20 кирпичных заводов). Пищевое производство и переработка сельхозпродукции отошли на второй план. Значительное место в экономической жизни Уфы принадлежало торговле, оборот которой заметно вырос по сравнению с концом XIX века. Крупные оптовые сделки заключались на бирже. Розничной торговлей занималось около 1500 заведений. Наиболее крупные и благоустроенные из них по-прежнему располагались в центре города. Многочисленные магазины располагались в помещениях Гостиного двора, самого известного в начале XX века торгового места Уфы.

В связи с большим жилищным строительством заметное развитие получили предприятия промышленности строительных материалов. В 1913 г. в городе насчитывалось 20 кирпичных заводов с 424 рабочими; они давали продукцию на 132,2 тыс. рублей.

Бросалась в глаза техническая отсталость фабрично-заводских предприятий города; всего 10,5 процента из них пользовалось паровыми двигателями. Во многих производствах еще широко применялся ручной труд, особенно женский и детский.

Жестокая эксплуатация рабочих позволяла уфимским фабрикантам и заводчикам без особых затрат на совершенствование производства получать огромные барышни. Так, к началу XX в. чистый доход владельцев мукомольных предприятий составил 31 процента на вложенный капитал, пимокатных-26 и лесопильных заводов-23,5 процента.

Основное место в экономической жизни Уфы занимала торговля. Наиболее большие и благоустроенные магазины, продававшие высококачественными товарами и предметами роскоши, по-прежнему располагались в центре города. К числу таких заведений можно отнести, например, многочисленные магазины гостиного двора, самого известного в начале XX в. торгового места Уфы.

В сферу торговли все более интенсивно включаются крупные акционерные общества. Основную роль в торговле хлебом, керосином начинает играть «Торговый дом И. Г. Стахеев». Большое место во внутригородской торговле Уфы занимали рынки.

Начало XX века отмечается дальнейшим быстрым ростом территории и населения города. За 1898-1916 гг. увеличилось число улиц с 89 до 216, а количество строений – с 6078 до 10131.

В начало XX века в Уфе появились первые автомобили и мотоциклы. Менее была развита сеть учреждений связи. В 1904 г. в центре города были поставлены первые 19 почтовых ящиков. Городская телефонная станция была всего230 номерами.

Большое место во внутригородской торговле Уфы занимали рынки. Начало XX в. характеризуется дальнейшем быстрым ростом территории и населения города. За этот период число улиц увеличилось с 89 до 216, а количество строений- с 6078 до 10131. Новые жилые кварталы возникают, в основном, в северной части.

С ростом и развитием Уфы усложнялись и задачи по обслуживанию городского хозяйства. С 1900 года до 1913 года бюджет города увеличился почти в 4 раза. Однако городская дума испытывала постоянный недостаток средств и не выходила из тяжелого финансового кризиса. Много лет дума делала попытки выкупить городскую электростанцию, но всякий раз встречала отказ владельца, получавшего от нее огромные прибыли. Наконец в 1916 году он уступил ее городу за 300 тыс. рублей. Многие годы в думе шли разговоры о строительстве городской канализации, но изыскать средства для этого так и не удалось.

По-прежнему остро стоял вопрос о водоснабжении населения. Не смогла дума решить вопрос и о трамвае. Главным средством передвижения были частные конные экипажи и извозчики, которых, например, в 1913 году было зарегистрировано 395. В 1914 году в личном пользовании наиболее богатых дворян и буржуа имелось 15 легковых автомобилей и 8 мотоциклов. Слабо развита была телефонная сеть. Городская телефонная станция располагала всего 230 номерами. 10 октября 1914 года открылись для общего пользования 5 телефонных линий, связавших центр с селами: Надеждино, Ново-Троицкое, Охлебинино, Семеновка, Топорнино.

За 15 лет количество жителей Уфы удвоилось за счет пришлого населения, главным образом, разоряющегося крестьянства. Новым явлением был быстрый рост числа башкир, в поисках заработка покидавших родные аулы. Они занимались самой неквалифицированной работой: пилкой дров, уходом за скотом, уборкой мусора и нечистот.

Таким начала XX века характеризуется развитием промышленности, инфраструктуры. Также наблюдается рост численности населения, а также развивается торговля города Уфы.


Заключение

В начале XX века в Уфе получили дальнейшее развитие просвещение, наука, литература и искусство. Однако в условиях царской России достижения науки и культуры принадлежала эксплуататорским классам.

Под влиянием экономического и политического развития страны в эпоху империализма в культурной жизни Башкирии происходят известные сдвиги: постепенно ускоряется прирост грамотных, несколько быстрее растет сеть различных школ, курсов, библиотек, появляются первые научные учреждения и общества, расширяются издательское дело и т.д. Наблюдается оживление и в развитии национальных культур башкирского и татарского народа.

Новые общественно-идейные направления, культурные начинания и организация в Башкирии, так же как и в других национальных районах, возникали в процессе взаимного творческого общения и сотрудничества деятелей русской, башкирской и татарской культур.

Огромное влияние на развитие национальных культур оказала первая русская революция. В борьбе с общим врагом-царским самодержавием крепло революционно-идейное содружество прогрессивных демократических и социалистических элементов национальных элементов национальных культур народов России.

Все эти процессы в культурной жизни особенно наглядно проявлялись в Уфе. К началу XX века столетия Уфимская губерния по грамотности занимала сороковое место среди 50 губерний Европейского России.

В начале ХХ века под влиянием значительных перемен в социально-экономическом развитии Уфы происходил весьма заметный рост культуры города. Ускоренный подъём наблюдался во всех сферах духовной жизни губернской столицы – народном образовании, просвещении, науке, печати, литературе и искусстве. Все это способствовало развитию города во всех отношения. Музыкальная и театральная жизнь начала XX века перестала быть замкнутой, доступной лишь узкому элитарному кругу людей, начинала получать отклик среди различных групп местного общества. Широкую аудиторию собирали театральные спектакли, Деятели искусства и культуры Уфы способствовали созданию в городе широкого слоя людей, стремившихся к культуре и искусству, любящих музыку и театр.

Административное значение культуры г. Уфы заключается в том, что в этом городе находились заведения, контролирующие уровень знаний, преподаваемых в учебных заведениях губернии; здесь формировались экспедиции, обрабатывались и публиковались данные краеведческих исследований; бытовая сторона жизни города была во многом образцовой для иных городов губернии. Уфа являлась сосредоточением художественной культуры губернии. Некоторые возможности получить начальное музыкальное и художественное образование у отдельных жителей г. Уфы имели немаловажное значение, а также формируемые здесь любительские коллективы: музыкальные, хоровые, драматические, художественные, - воодушевляли к творчеству многих живущих в маленьких городах и селах Башкортостана после завершения учебы в Уфе.

Многие из выпускников здешних учебных заведений создавали подобные творческие объединения на периферии, став учителями. Коллективы эти формировали вкусы и интересы обывателей, обостряя их стремление к постижению искусства заезжих столичных гастролеров. Сформировавшиеся в Уфе музыканты, хоры, драматические труппы несли из Уфы культуру по всей губернии и за ее пределами.

В начале ХХ века под влиянием значительных перемен в социально-экономическом развитии Уфы происходил весьма заметный рост культуры города. Ускоренный подъём наблюдался во всех сферах духовной жизни губернской столицы – народном образовании, просвещении, науке, печати, литературе и искусстве

Таким образом, культурная жизнь Уфы начала ХХ века была яркой, динамичной и разнообразной. «Серебряный век» русской культуры с его выдающимися достижениями, неустанными творческими поисками, многообразием художественных стилей и направлений не ограничивался столичными городами, проникая глубже в провинцию. Впрочем, Уфа переставала быть тихим провинциальным городом, становясь одним из крупных экономических и культурных центров нашей страны.


Список литературы

1. История Уфы. Краткий очерк. Под ред. Ганеева Р.Г., Болтушкина В.В., Кузеева Р.Г. – Уфа. 1981.

2. Уфа: страницы истории. / Сост. М.В.Агеева. – Уфа. 2006.

3. Синенко С.Г. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках. 1574-2000. – Уфа. 2002.

4. Синенко С.Г. Следы во времени. Очерки о знаменитых уфимцах – деятелях культуры, искусства и науки. – Уфа. 2004.

5. Живая память. Краеведческий сборник / Сост. М.Г.Рахимкулов, В.А.Скачилов. – Уфа. 1997.

6. Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г./ Сост. С.В.Вахитов, Ю.В.Ергин. – Уфа. 2006.

7. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в.- М., 1994.

8. Нигматуллина И.В. Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк. – Уфа. 2007.

9. Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI – начале ХХ в.: Сб. статей. Уфа. 1992.

10. Узиков Ю.А. Исторические памятники Уфы. – Уфа. 1999.

11. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

12. История Башкортостана во второй половине XIX – начале ХХ века. В 2 т.: Т. II. – Уфа, 2007.

13. Уфа: прошлое, настоящее, будущее: Материалы республиканской научно-практической конференции. – Уфа, 2000.

14. Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. – Уфа, 2004.

15. Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии. – Уфа, 2006.

16. Развитие школьного образования Республики Башкортостан в ХХ веке. – Уфа, 2001.

17. 500 вопросов и ответов об Уфе. – Уфа, 2008.

18. Ефимова Е.С. История города Уфы в сказках и рассказах. Для детей и взрослых. – Уфа, 2010.

19. Ганеева Р.Г. История Уфы.Краткий очерк.-Уфа, 1976.

20. Минцлов С.Р. Уфа Дебри Жизни. Дневник 1910-1915-Уфа,1992.

21. История Уфы. Уфа, 1981. № 353.

22. Фатихов Г.Н. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. Пермь. 1974.

23. Юлдашбаев Б.Х. Национальный вопрос в Башкирии накануне и в период Октябрьской революции. Уфа. 1984.

24. Мустафина Ф.Х. Народное образование в Башкирской АССР. Уфа. 1960.

25. Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа. 1968.

26. Нигматуллина И.М. О народном образовании в Уфе в XVIII-XX веках // Уфа: страницы истории / Сост. М.В. Агеева. Уфа. 2006.

27. Обухов М.И. Народное образование в Уфимской губернии к 1917 году. Краткий очерк состояния народного образования ко времени преобразования земства. Уфа, 1917.

28. Круль С. Л. Рождённая на холмах. — Уфа: Истоки, 2004.

29. 500 вопросов и ответов об Уфе / Муллакаев М. Н. — Уфа: Панорама Башкортостана, 2008. — 240 с. — 6000 экз.

30. Янбухтина А.Г. Александр Тюлькин. Л.: Художник РСФСР, 1975 - 22 с.


Примечания

Есть приложения.

Тема: «Культурный облик провинциального города (на примере Уфы начала XX века)»
Раздел: История
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    Основные тенденции развития всемирной истории в начале XX века

    10 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Монополистический капитализм как характерная особенность начала XX века 4
    2. Противоречия в социально-политической жизни России в начале XX века. Первая русская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. 6
    3. Причины Первой мировой войны, ее последствия 7
    Заключение 10
    Используемая литература и интернет источники 11
  • Дипломная работа:

    Автопортрет в русской поэзии первой половины xx века

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ПОРТРЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
    1.1. Особенности портрета в прозе и поэзии 9
    1.2. Импрессионистические черты в лирическом портрете 29
    1.3. Воплощение художественных принципов романтизма в лирических портретах 34
    Выводы 38
    ГЛАВА II. . ПОРТРЕТ И АВТОПОРТРЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
    А.А. АХМАТОВОЙ И М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
    2.1. Художественное своеобразие портретов в лирике А.Ахматовой 40
    2.2. Потрет чувств: психологизм лирических портретов и автопортретов М.И. Цветаевой 47
    2.3.
    Конспект урока «Русская поэзия первой половины XX века» (11 класс) 62
    Выводы 73
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
  • Дипломная работа:

    Народные утопические легенды в русской литературе

    121 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ УТОПИЧЕСКИХ ЛЕГЕНД
    1.1 .Становление легенды: общее и частное….….8
    1.2 .Древнерусские варианты народных утопических легенд (на примере легенды о граде Китеже)….….….….30
    1.3. Народная утопическая легенда в литературном и живописном истолковании: принципы взаимодействия….….40
    1.4 Аспекты изучения утопических легенд в школе….….49
    ГЛАВА II. НАРОДНЫЕ УТОПИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    2.1. Народная утопическая легенда в контексте символизма и постсимволизма….55
    2.2. Художественное выражение народной утопической легенды в творчестве М. Горького….….….….65
    2.3 Отражение народной утопической легенды в русской поэзии начала XX века (на примере произведений Н. Клюева, М. Волошина, С. Есенина).75
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….90
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…96
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
    Разработка урока внеклассного чтения в 6-м классе «На дне души горит подводный Китеж»….…105
  • Дипломная работа:

    Литературная сказка в прозе серебряного века

    119 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
    § 1.1. Литературная сказка: история развития.…10
    § 1.2.Сказка в русской литературе начала XX века: поэтика, проблематика….25
    § 1.3. Аспекты изучения литературной сказки в школе.….38
    ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.И. ЗАМЯТИНА, Ф.К. СОЛОГУБА, Н.К. РЕРИХА, А.Н. ТОЛСТОГО, САШИ ЧЕРНОГО
    § 2.1.Сказочный мир Е.И. Замятина….….44
    § 2.2. «Политические сказочки» Ф.К. Сологуба ….55
    § 2.3. Сказки Н.К. Рериха…73
    § 2.4. Комизм в литературной сказке А.Н. Толстого…82
    § 2.5. «Солдатские сказки» Саши Черного ….90
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….101
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….107
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ…115
  • Контрольная работа:

    Правоведение. Судебная система России второй половины XIX — начала XX века

    25 страниц(ы) 

    Введение….
    І. Основные черты русской судебной системы России второй половины XIX — начала XX века….….
    ІІ. Структура судебной системы….
    2.1. Окружные суды….…
    2.2. Судебная палата…
    2.3. Мировой суд….
    2.4. Адвокатура и прокуратура….
    ІІІ. Суд присяжных….….
    ІV. Изменения, происходившие в суде присяжных до его ликвидации в 1917 году….
    Заключение…
    Список использованной литературы….…
  • Дипломная работа:

    Исследование историко-архитектурного центра города уфы и проблема его сохранения

    87 страниц(ы) 

    Введение
    Глава I. История архитектурного центра города Уфы
    1.1. Строительство г. Уфы в XVI-XVIII вв.
    1.2. Градостроительство Уфы в первой половине XIX века
    1.3. Тенденции в градостроительстве Уфы
    в конце XIX-начале XX вв.
    1.4. Особенности застройки Уфы в XXвеке
    Глава II. Сохранение историко-архитектурного центра
    на примере городов России
    2.1. Организация Тобольского государственного
    историко-архитектурного музея-заповедника
    2.2. Булгарский государственный историко-архитектурный
    музей заповедник
    2.3. Елабужский государственный историко-архитектурный
    и художественный музей-заповедник
    Глава III. Комплекс мероприятий по сохранению
    историко-архитектурного центра Уфы
    3.1. Проблемы сохранения историко-архитектурного
    центра Уфы
    3.2. Мероприятия по сохранению историко-архитектурного
    центра г. Уфы
    Заключение
    Список использованных источников и литературы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Музыковед э. м. давыдова

    176 страниц(ы) 

    Введение….4
    Глава I. Жизненный и творческий путь музыковеда Э.М. Давыдовой…11
    Глава II. Научная деятельность музыковеда Э.М. Давыдовой ….29
    2.1. Освещение деятельности Союза композиторов Республики
    Башкортостан …30
    2.2. Творческие портреты деятелей культуры и искусства Республики
    Башкортостан ….…32
    2.3. Статьи музыковеда Э.М. Давыдовой, посвященные изучению истории развития башкирской оперы и проявления в ней народно-песеных истоков на примере творчества композитора З.Г. Исмагилова ….….46
    2.4. Составление, редактирование сборников статей и научных
    справочных изданий, альбомов ….….63
    Глава III. Культурно-просветительская деятельность музыковеда Э.М. Давыдовой … ….68
    3.1. Газетные статьи….….68
    3.1.1. Башкирский государственный театр оперы и балета….69
    3.1.2. Композиторы…84
    3.1.3. Фестивали, конкурсы ….94
    3.2. Лекторская работа….104 3.3. Выступления на телевидении и радио….109
    3.3.1. Теле-, радиопередачи….109
    3.3.2. Киносценарии….114
    Заключение….122
    Список основных сокращений…126
    Список литературы …. 132
    Приложение. Справочник. Основные работы музыковеда Э.М. Давыдовой….145 1. Опубликованные научные работы….…. … ….145
    а) статьи….145
    б) буклеты….152
    2. Редакторско-составительская работа ….….153
    3. Культурно-просветительская деятельность: перечень газетных статей…156
    4. Список лекций, прочитанных музыковедом Э.М. Давыдовой….169
    5. Названия текстов радио, телепередач и киносценариев ….171
    а) радиопередачи….171
    б) телепередачи….171
    в) киносценарии….174
    6. Участие в работе жюри республиканских, региональных конкурсов…175
  • ВКР:

    Применение смарт-технологий в школьном курсе информатики

    79 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 8
    1.1. Историко-феноменологический анализ понятия «СМАРТ-технологий» 8
    1.2. Школьный курс информатики в системе СМАРТ-технологий обучения 27
    Выводы по первой главе 48
    Глава 2.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ 50
    2.1. Создание онлайн-курса «Информатика» 50
    2.2. Методические рекомендации реализации образовательного онлайн- курса «Информатика» 55
    2.3. Опытно-экспериментальная работа по реализации школьного курса информатики с применением СМАРТ-технологий 62
    Выводы по второй главе 71
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
    ПРИЛОЖЕНИЕ 81
  • Дипломная работа:

    Влияние гидрогеля при выращивании tr1ticum aestivum l. и secale cereale l. с использованием культуральных жидкостей микроскопических водорослей и цианобактерий па безжизненных субстратах

    90 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
    1.1. Полимерный гидрогель 17
    1.1.1. Полиакриламид и акриламид 27
    1.1.2. Влияние гидрогеля на растения 31
    1.2. Характеристика использованных видов 33
    1.2.1. Chlorella vulgaris Beijer 33
    1.2.2. Eustigmatos magnus (B. Petersen) Hibberd 34
    1.2.3. Scotiellopsis rubescens Vinatzer 35
    1.2.4. Nostoc sp. (Cyanobacteria) 36
    1.3. Сельскохозяйственные культуры 37
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
    2.1. Характеристика гидрогеля 42
    2.2. Методика культивирования микроводорослей и цианобактерий 42
    2.3. Методика подсчета клеток в камере Горяева и определения плотности биомассы с помощью фотоэлектроколориметра 44
    2.4. Методика проращивания и определения всхожести семян Triticum aestivum L. и Secale cereale L 47
    2.5. Методика проведения исследования 48
    2.6. Методика оценки жизнеспособности проростков 50
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 52
    ВЫВОДЫ 82
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
  • Дипломная работа:

    Поэтика утопий с.д.кржижановского

    78 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1.Теория литературной утопии 9
    История развития литературной утопии 9
    1.2. Развитие утопии русской литературе начала ХХ века. 23
    Глава 2. Поэтика утопий С.Кржижановского. 35
    2.1. Негативная утопия в сборнике рассказов С.Кржижановского «Сказки для вундеркиндов». 35
    2.2. «Социокультурная» утопия в рассказах и повестях С. Кржижановского «Клуб убийц букв», «Боковая ветка», «Воспоминание о будущем». 51
    ГЛАВА 3. "ВОЗВРАЩАЮЩИЕСЯ" ИМЕНА (КОНСПЕКТ УРОКА ПО НОВЕЛЛЕ С.Д. КРЖИЖАНОВСКОГО "ЕДИНОГЛАСНО") 66
    Список литературы 75
  • Курсовая работа:

    Основы формирования наглядно-образного мышления у дошкольников

    35 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.10
    1.1. Научно-теоретические представления о природе и видах мышления.10
    1.2. Понятие и онтогенез наглядно-образного мышления.22
    1.3. Роль речи в формировании наглядно-образного мышления.33
    1.4. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников
    с речевой патологией.36
    1.4.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.36
    1.4.2. Особенности мыслительной деятельности дошкольников с
    общим недоразвитием речи.41
    ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (констатирующий эксперимент).47
    2.1. Теоретические подходы к изучению наглядно-образного
    мышления дошкольников.47
    2.2. Организация, задачи и методика констатирующего эксперимента.50
    2.3. Ход и результаты констатирующего эксперимента.57
    2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента, выводы.84
    ГЛАВА 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (обучающий эксперимент).90
    3.1. Исходные положения коррекционно-педагогического воздействия.90
    3.2. Организация педагогической работы по формированию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.91
    3.3. Основные задачи, этапы, направления, методы и приемы работы
    по формированию наглядно-образного мышления дошкольников с ОНР.93
    3.4. Динамика и результаты коррекционно-педагогической работы
    по формированию наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР
    (контрольный эксперимент).153
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.165
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.171
    ПРИЛОЖЕНИЕ.188
  • Дипломная работа:

    Здоровьесберегающие технологии в организации вокально-хоровой деятельности учащихся

    80 страниц(ы) 

    Введение…1
    Глава 1 Психолого-педагогические основы здоровьесберегающих технологий в организации вокально-хоровой деятельности учащихся…8
    1.1 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы….8
    1.2 Специфика вокально-хоровой деятельности учащихся в системе дополнительного музыкального образования…17
    Выводы по первой главе….26
    Глава 2 Экспериментальная работа по реализации здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся….27
    2.1 Содержание, формы и методы реализации здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся…27
    2.2 Организация педагогического эксперимента и его результаты…34
    Выводы по второй главе….48
    Заключение….…51
    Список используемой литературы….…52
    Приложение 1….57
    Приложение 2….72
  • Дипломная работа:

    Оптимизация методов количественной оценки антибиотической и антигрибной активности микробных хитиназ и хитозаназ

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
    1.1. Современная классификация и структурно-функциональное разнообразие хитинолитических ферментов 8
    1.2. Функциональные характеристики и биологическая роль хитинолитических ферментов 17
    1.3. Аспекты биотехнологического применения хитиназ и хитозаназ 27
    ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 33
    2.1. Культуры микроорганизмов 33
    2.2. Условия поддержания и культивирования штаммов бактерий и микромицетов 33
    1.1. Оценка антагонистической активности хитинолитических культур бактерий 34
    1.2. Определение ферментативной активности хитинолитических штаммов бактерий 35
    2.5. Получение коллоидного хитина и хитозана 36
    2.6. Методы очистки хитинолитических ферментов 37
    2.6.1. Ультрафильтрация 37
    2.6.2. Аффинная сорбция на коллоидном хитине/хитозане 37
    2.6.3. Хроматографические методы 37
    2.7. Денатурирующий электрофорез в полиакриламидном геле 38
    2.8. Т онкослойная хроматография 38
    2.9. Характеристика хитиназ 39
    2.10. Анализ фунгицидной активности хитиназ 40
    2.11. Определение концентрации белка 41
    2.12. Световая микроскопия 41
    2.13. Статистическая обработка результатов 42
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
    3.1. Особенности продукции хитинолитических ферментов штаммами родов Bacillus и Paenibacillus 43
    3.2. Сравнительная оценка антагонистической активности штаммов бактерий, различающихся по способности и уровню синтеза хитинолитических ферментов 55
    3.3. Особенности очистки и свойства хитинолитических ферментов штаммов Bacillus и Paenibacillus 58
    3.4. Рост-ингибирующая активность очищенных хитиназ и способы ее оценки 64
    3.5. Микрообъемный спектрофотометрический анализ как подход для экспресс-оценки фунгцидной активности очищенных хитиназ/хитозаназ 68
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
    БИОЛОГИИ 72
    4.1. Роль биологического образования в школе 72
    4.2. Анализ тематического планирования по разделам учебников биологии 73
    4.3. Разработка урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека», 7 класс 75
    4.4. Использование логико-смысловой модели в процессе биологического образования 77
    ВЫВОДЫ 79
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
  • Дипломная работа:

    Несовпадение гендерных стереотипов как причина межличностных конфликтов

    54 страниц(ы) 

    Кафедра психологии 1
    Баянова Ильнура Хайдаровича 1
    Научный руководитель: асс. Кроповницкий О.В. 1
    СОДЕРЖАНИЕ 2
    Гендерные различия и социализация 10
    ИЗМЕНЕНИЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРЕ 10
    1.2. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ. ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ 20
    ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ. 26
    ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ РОЛЬЮ 28
    Ограничения накладываемые мужской ролью 30
    Гендер в разных культурах 34
    2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА 36
    1.4. КОНФЛИКТ. ТИПОЛОГИЯ,СТРУКТУРА,КРИТЕРИИ И УРИГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ. 37
  • Дипломная работа:

    Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки

    84 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….…3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.….7
    1.1. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки как психолого-педагогическая проблема….7
    1.2. Особенности интерактивных методов обучения на уроках музыки.17
    Выводы по первой главе….28
    ГЛАВА II. ОПЫТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ….….…30
    2.1. Педагогические условия использования интерактивных методов обучения на уроках музыки в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников… …30
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты …46
    Выводы по второй главе….59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….62
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…64
    ПРИЛОЖЕНИЕ….71
  • Дипломная работа:

    Әхлаҡи тәрбиә биреү сығанағы булараҡ Салауат Юлаев шәхесе һәм ижады

    70 страниц(ы) 

    Инеш….
    Беренсе бүлек. Халыҡ ижадында, әҙәбиәттә һәм сәнғәттә Салауат образы.
    1.1. Фольклорҙа батыр образы…
    1.2. Салауат Юлаев тураһында әҙәби әҫәрҙәр, уларҙың проблематикаһы.
    1.3. Салауат шәхесенә арналған сәнғәт…
    Икенсе бүлек. Башҡорт әҙәбиәте дәрестәрендә Салауат Юлаев ижады һәм уның тураһындағы әҫәрҙәрҙе өйрәнеү…
    2.1 Патриотик рух тәрбиәләү сығанағы булараҡ Салауат Юлаев әҫәрҙәре.
    2.2 С.Юлаев тураһындағы әҫәрҙәрен өйрәнеү аша уҡыусыларҙы универсаль уҡыу эшмәкәрлеген формалаштырыу…
    Йомғаҡлау.
    Әҙәбиәт.