СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Пушкинские реминисценции в романах и.с. тургенева «отцы и дети» и «дворянское гнездо» - Дипломная работа №33270

«Пушкинские реминисценции в романах и.с. тургенева «отцы и дети» и «дворянское гнездо»» - Дипломная работа

  • 60 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I.

Пушкин и Тургенев

1.1. Пушкин в жизни и творчестве Тургенева….6

1.2. Пушкинская речь Тургенева….14

ГЛАВА II.

«Пушкинский текст» в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети»

и «Дворянское гнездо»

2.1. Пушкинские реминисценции в романе «Отцы и дети»….20

2.2. Пушкинские реминисценции в романе «Дворянское гнездо»….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….41

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.

Тургенев в школе….45


Введение

Данная работа посвящена изучению пушкинских реминисценций в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Дворянское гнездо». Эта тема не обделена исследовательским вниманием, тем не менее, сохраняет свое научное значение в силу необходимости комплексного анализа пушкинского текста в тургеневских произведениях. Актуальность исследования обусловлена обращением к классическим произведениям, которые продолжают функционировать в «большом времени» культуры.

Существенный вклад в раскрытие темы внесли такие литературоведы, как Г.А. Бялый [13], Г.Б. Курляндская [23], В.М. Маркович [27], С.М. Аюпов [3], И.А. Беляева [12] и др.

Цель исследования – выявить пушкинские реминисценции в романах И.С. Тургенева и их функциональный смысл.

Из цели работы выводятся следующие задачи:

 найти пушкинские элементы в вербальной и мотивной структуре романов писателя;

 представить их анализ и интерпретацию.

Объект исследования – романы «Отцы и дети» и «Дворянское гнездо».

Предмет исследования – отражения пушкинского текста в произведениях Тургенева. Предмет исследования связан с проблемой интертекстуальности. Связь между произведениями разных писателей может осуществляться разнообразными способами: через явные и скрытые вербальные цитаты, реминисценции, аллюзии и др.

Интертекстуальность – это диалогические или полилогические отношения между текстами. Термин был введен Ю. Кристевой для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым оказывается возможной явная или неявная перекличка между ними [46,с. 244-246].

Реминисценция (от позднелат. reminiscentia – воспоминание) – «в художественном тексте черты, наводящие на воспоминание о другом произведении. Реминисценция – нередко невольное воспоминание автором чужих образов или ритмико-синтаксических ходов» [26,с.322]. Реминисценция довольно часто бывает смутной и неуловимой, что отличает ее от заимствования: она заставляет вспоминать образы, темы, мотивы, творческую манеру предшественников. Автор использует реминисценции, чаще всего рассчитывая на ассоциативное восприятие и память читателя.

Аллюзия (от лат. allusio – намек, шутка) – это стилистический прием; употребление в речи или в художественном произведении ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт, исторический или бытовой [19].

Цитата (от лат. сito – вызываю, привожу) – «дословная выдержка из какого-либо произведения» [26, с. 492].

Реминисценцию необходимо отличать от цитаты. Реминисценция – это неявная цитата, цитирование без кавычек. Отдельные мотивы, фамилии персонажей, стилистические приёмы имеют именно реминисцентную природу.

В целом творчество Тургенева достаточно хорошо изучено в литературоведении, но специальных исследований по изучению пушкинских реминисценций в произведениях писателя не так много, что определяет научную новизну предпринятого анализа. Вопрос о пушкинских реминисценциях в творчестве автора «Отцов и детей» в последние десятилетия снова актуализировался. В начале 1960-х гг. многие литературоведы пытались выявить пушкинские традиции в ранних произведениях писателя.

Например, Л.Н. Назарова в статье «К истории творчества Тургенева 50-60-х годов. Тургенев о Пушкине-драматурге» привела следующие наблюдения: «Имя Пушкина, его герои, цитаты из его стихотворных и прозаических текстов чрезвычайно часто встречаются на страницах повестей, романов, критических статей и писем Тургенева. Нередко они являются здесь не случайными упоминаниями, но важнейшими, опорными пунктами в развитии действия, существенными подробностями в характеристике действующих лиц, развитии их переживаний и всего нравственного облика» [29, с. 146 – 147].

Тем не менее, определение характера интертекстуальности, особенностей «присутствия» пушкинского текста в произведениях Тургенева, систематизация материала по данной теме – нерешенная научная задача на данное время.

Проблема влияния А.С. Пушкина на творчество И.С. Тургенева рассматривалась В.Г. Белинским [9], К.К. Истоминым [18], А.Ф. Кони [21], Г.Б. Курляндской [23], Ю.В. Лебедевым [24], С.А. Розановой [16].

В ходе исследования была реализована технология интертекстуального и сравнительно-сопоставительного анализа.

Практическая значимость научной работы состоит в возможности решения на основе ее результатов тех практических задач, которые возникают в преподавании литературы в школе и вузе.

Цель и задачи научной работы определяют ее структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитированной литературы и методического приложения. Во введении обоснован выбор темы исследования, определены его актуальность, практическая значимость, новизна, объект, предмет, выявлены цель и задачи, структура, даны определения понятий «интертекст», «реминисценция», «цитата», «аллюзия».

В первой главе изложен теоретический материал по теме научного исследования о влиянии А.С. Пушкина на творчество И.С. Тургенева. Во второй главе представлен анализ романов Тургенева, в которых выявлены пушкинские реминисценции. В заключении сделаны основные выводы. Завершает научную работу методическое приложение, в котором представлена система уроков по изучению биографии и произведений Тургенева в школе.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I.

А.С. Пушкин и И.С. Тургенев.

1.1. А.С. Пушкин в жизни и творчестве И.С. Тургенева

А.С. Пушкин сыграл исключительную роль в творческом становлении И.С. Тургенева. Он восторженно относился к Пушкину как к своему учителю, почитал его как кумира. Гомер, Шекспир, Гете, Пушкин, Лермонтов, Гоголь – вот его кумиры и светочи, недосягаемые образцы и ориентиры в житейском и книжном море. «Я, – писал Тургенев Фету из Бадена 6 сентября 1871 года, – вырос на классиках и жил и умру в их лагере» [37, с. 436-437].

Такие писатели, как Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и другие, продолжили пушкинские традиции в своем творчестве, но только все творчество Тургенева пронизано реминисценциями и цитатами из произведений Пушкина. Гоголь, Гончаров и Толстой развили традицию изображения социально-типических характеров, Толстой и Достоевский обращали пристальное внимание на психологическое развитие личности в зависимости от окружающей среды. Тургенев же в своем творчестве объединил все традиции поэта.

Еще с детства у Тургенева установилось духовное родство с Пушкиным. Когда он был ребенком, восторженно читал все произведения великого поэта и писателя. Его родственник А.И. Тургенев принял активное участие в судьбе Пушкина, которым гордилось впоследствии все семейство Тургеневых и сам Иван Сергеевич. Он многократно перечитывал все произведения Пушкина, которые вызывали активную работу мысли. Для Тургенева пушкинские сочинения стали потребностью, как дыхание, мышление, речь.

По мнению Ап. Григорьева, Иван Сергеевич по свойствам таланта и характеру письма «был в сущности повторением в слабых очертаниях натуры Пушкина – точно национальной нашей жизненной силе жаль было расстаться со своим любимым порождением и захотелось попытаться вновь его воспроизвести…» [16, с. 33]. Возможно, благодаря именно пушкинскому влиянию у русской классической литературы появился еще один великий писатель – Тургенев. Особенно в его раннем творчестве прослеживается пушкинская традиция.

Тургенев называл себя учеником Пушкина [16, с. 32]. Он думал, что будет полезен читателям в качестве связующего звена между ними и поэтом, которым Тургенев восхищался с первого знакомства с его произведениями и поклоняться, как и большинство современников. Немаловажный факт, что первое стихотворение Тургенева, написанное еще в юности и появившееся в печати, появилось именно в журнале, основанным Пушкиным. По мнению К. Бальмонта, «волшебное очарование, связавшее колдовским побратимством Пушкина и Тургенева, сказывается не только в том, что они являются двумя самыми лучезарными русскими писателями XIX века, определившими своим широким и глубоким влиянием судьбы русской прозы и русского стиха, но и в том еще, что между судьбой и личностью Пушкина и судьбой и личностью Тургенева существуют поразительные общности и сходства» [6, с. 286]. Бальмонт писал, что творчеством Тургенева и Пушкина управляют четыре стихии: Природа, Красота, Женщина и Россия.

Тургенев был современником Александра Сергеевича, две недолгие встречи остались в сердце писателя на всю жизнь, после одной из них в конце 30-х годов, Тургенев писал в «Литературных и житейских воспоминаниях»: «Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему» [38, с. 12]. Восторженное, любовное отношение к Пушкину Тургенев пронес через всю жизнь, постоянно перечитывая его произведения.

Иван Сергеевич считал Пушкина самым русским писателем, потому что поэт обращался к теме народа, русского характера, загадочной русской души. Главные пушкинские герои – не только представители дворянства, власти (Петр I), но и простой народ, люди деревни, «маленькие люди». «Для Тургенева Пушкин – «центральный художник, человек, близко стоящий к самому средоточию русской жизни» [43]. Тургенев всегда говорил, что, «когда ему грустно, когда у него дурное настроение, двадцать стихов Пушкина спасают его от меланхолии, вливают в него бодрость, будоражат. Они приводят его в состояние восхищенного умиления, которого не может у него вызвать никакое великое и благородное деяние [16, с. 30]. Творчество Пушкина спасало Тургенева в сложные периоды жизни. Он выступал с лекциями о творчестве великого русского поэта, переводил его произведения на французский язык, писал предисловия, читал речь по поводу открытия памятника в Москве. В годы жизни за границей Тургенев неустанно пропагандировал Пушкина среди писателей Западной Европы: некоторым он читал и переводил произведения поэта в подлиннике, другим разъяснял их смысл, рассказывая о самом классике.

По мнению Тургенева, Пушкин был «высшим проявлением русского гения» [16, с. 30]. У Пушкина, как считал Тургенев, «иногда являлся этот отблеск божественного света красоты» [16, с. 30]. Он окончательно сформировал великий русский язык, который теперь признается лингвистами одним из сильных и богатых языков мира. Гончаров же вслед за Тургеневым проницательно заметил: «Пушкин – отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов – отец науки в России» [15, с. 77].

Пушкин был для Тургенева важнее других писателей и поэтов. По словам А.Ф. Кони, Иван Сергеевич «способен был говорить о нем целые часы с восторгом и умилением, приводя обширные цитаты и комментируя их с особой глубиной и оригинальностью». Большое число пушкинских произведений Тургенев знал наизусть [21, с. 147].

По мнению В.В. Стасова, когда возникали разногласия в оценках, Тургенев перед кем угодно безоговорочно «отстаивал своего обожаемого любимца», вступал в многочисленные горячие споры, поскольку «целиком находил все у него удивительным» и вообще был беспредельный фанатик и Пушкина и Гоголя» [16, с. 31].

Тургенев считал, что начинающим поэтам необходимо читать произведения Пушкина, он настойчиво пропагандировал великого поэта среди соотечественников, считая, что каждый образованный русский человек должен иметь у себя все произведения национального гения: иначе он не образованный и не русский.

Для Тургенева всякая строка Пушкина была драгоценна. «В любой из них он мог найти искомый ответ на самый трудный вопрос, как это случилось, например, и с его героиней Натальей Ласунской в поворотный момент ее жизни, когда она окончательно поняла, что Рудин ее не любит» [16, с. 39].

По мысли П.В. Анненкова, произведения Тургенева «поражают доселе выражением искреннего чувства и той внутренней правдой мысли и ощущения, которой он научился у Пушкина» [16, с. 39].

Вопрос о творческой перекличке Тургенева с Пушкиным решали еще советские ученые, подтверждая преемственность писателей примерами сходства между их произведениями, параллельными связями [23, с. 10]. Имя Пушкина, цитаты из его произведений, строки стихотворений постоянно встречаются в критических статьях, и в повестях, письмах и романах Тургенева. «Типы и образы пушкинской поэзии явились для Тургенева привычной и адекватной формой его собственных переживаний и раздумий» [23, с. 12]. Но не только явное обращение к пушкинским произведениям прослеживается в творчестве Тургенева, но и невольное напоминание о присутствие Пушкина. Тургенев часто обращается к реминисценциям из произведений поэта.

С великой любовью и признательностью Тургенев говорил о Пушкине: «Ты всегда говорил правду, великий наш певец…» [39, с. 151]. Тургенев уважал в поэте верность правде в творчестве. По мнению Тургенева, Пушкин остался в памяти потомков именно потому, что его произведения правдивы, реалистичны и злободневны. О правде жизни писал в своем творчестве и Тургенев как истинный ученик великого поэта и писателя.

Развивая традиции своего учителя и творчески претворяя их в произведениях, автор «Дворянского гнезда» создал свои шедевры. В раннем творчестве писателя литературная традиция выявляется отчетливее, влияние Пушкина здесь ощущается непосредственнее и сильнее. Но сходная манера письма не делает Тургенев творчески несамостоятельным. Хотя К. Истомин, например, писал, что «тургеневские поэмы представляют собой перепевы на разные лады пушкинской и лермонтовской поэзии. Не наблюдения жизни диктуют Тургеневу сюжеты поэм, интригу, развитие действия, а все те же знакомые литературные образы, фигуры и стиль» [18, с. 31].

На наш взгляд, поэмы Ивана Сергеевича являются эстетической формой понимания действительности, а не тщательной работой над усвоением стилей других писателей [23, с. 15]. Тургенев, как многие писатели его времени, не пародировал и не подражал творчеству своего предшественника, а создавал свои образы, напоминающие отдаленно образы из пушкинских произведений, совершенствовал свою манеру письма, продолжая темы и используя мотивы творчества поэта.

Преемственность Ивана Сергеевича с поэтом сильнее ощущается в развитии принципов изображения личности, в частности, центральных персонажей – дворянского интеллигента, находящегося во внутреннем противоборстве с традиционным обществом, и русской девушки, находящейся под воздействием народной среды. Многие литературоведы и писатели, в частности Ф.М. Достоевский, проводили параллель между характеристиками героев Пушкина и Тургенева.

Пушкинский принцип соединения социально-типических проявлений в характере человека с качествами, свойственными его натуре, Тургенев своеобразно использовал, подстраиваясь под требования своего времени. Его внимание привлекало психологическое развитие личности, как и Пушкина. Используя пушкинский опыт в понимании и изображении личности человека, Тургенев как умелый психолог обратился к духовности своих персонажей, их психологии во внутренней независимости и полной свободе, личной обусловленности процессами общественной жизни.

Продолжая традицию Пушкина, Тургенев показал нравственно-психологическую драму современного общества и людей. Ивана Сергеевича, как и Пушкина, волновала судьба дворянской интеллигенции, которой он противопоставлял помещиков-обывателей и подражателей европейской культуре. «Страсть к правде, непримиримая правдивость, абсолютная искренность, естественность» – таковы произведения Тургенева и Пушкина [23, с. 16]. «Любовь к человеку, стремление раскрыть его несомненную духовность, борьба за раскрепощение щедро одаренного народа, униженного рабством и насилием, вера в конечное торжество добра – вот что является внутренней страстью Тургенева, пафосом его творческой деятельности». Народ, истина, добро и любовь – вот основные мотивы творчества Пушкина и впоследствии Тургенева [23, с. 36]. Инстинкт истины, чувство меры, по словам Белинского, сближает Ивана Сергеевича и Александра Сергеевича [23, с. 21].

«Тургенев совершает новый шаг в развитии художественной прозы: он использовал принцип эмоционально окрашенного, поэтически звучащего слова, соединил прозу с поэзией, нарушил пушкинское требование лаконической простоты. Недаром после Тургенева проза Пушкина показалась Толстому «голой». Совершается не только усвоение Тургеневым творческого опыта Пушкина, но и своеобразное отталкивание» [23, с. 39].

По словам Тургенева, вся его творческая деятельность и жизнь была одушевлена тем, что он считал себя учеником Пушкина: «Вам, конечно, известно мое благоговение перед нашим великим поэтом. Я всегда считал себя его учеником – и мое высшее литературное честолюбие состоит в том, чтобы быть со временем признанными за хорошего его ученика…» [39, с. 151].

Всю свою жизнь Тургенев преклонялся перед творчеством Александра Сергеевича и до самой смерти сохранил уважение и любовь к поэту. В последние минуты своей жизни он сказал, что больше всего ему хотелось бы лечь у ног своего учителя – Пушкина, но он не считал себя достойным такой чести, поэтому попросил похоронить себя рядом с Белинским. «Я – ученик Пушкина, – говорил Тургенев в 1880 году на одной из пятниц Я.П. Полонского, – и у меня всегда было страстное желание, если напишу что-нибудь хорошее, посвятить памяти Пушкина. Теперь мне 61 год, много вещей уже написано, но я всякий раз говорил себе: нет, еще рано, - вот напишу что-нибудь получше. И так вот до сих пор не нашел ничего достойного его памяти» [18, с. 39].

По мнению Белинского, «писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей» [9, с. 106]. Тургенев, как и многие другие писатели, продолжил традицию пушкинского творчества, создавая своеобразные произведения искусства. «Поэзия Тургенева – это поэзия реальной жизни, а не та поэзия, которая, по разъяснению Белинского, «происходит от раздражительности нервов и живости воображения», отличается «блеском, яркостью красок», но «ничего общего с действительностью не имеет» [9, с. 69].

«В Пушкине Тургенев нашел родственное ему поэтическое мировосприятие. Ученик объединился со своим учителем поэтической настроенностью, которая вдохновляла на прозрение «идеального» в реальности. Где жизнь – там для них была и поэзия. Добро и красота для них сливались в одно гармоническое, нерасторжимое целое, а бытие приобретало нравственно-эстетическую ценность» [23, с. 36].

Тургенев, как и Александр Сергеевич, считал, что чтение – это «лучшее учение» [16, с. 29]. Тургенев перенимает у Пушкина национально-исторический принцип, который становится для него ведущим в его творчестве [22, с. 31]. Продолжая традицию Пушкина, главной особенностью реалистического стиля Тургенева становиться романтика, так как она позволяет увидеть идеал действительности [23, с. 31].

Именно понимание объективности идеала делает Ивана Сергеевича преемником традиций Пушкина в русской литературе» [23, с. 31]. Тургенев, как ученик Пушкина, ценил человека в любом состоянии и звании, именно такое уважение к человеку прослеживается в его произведениях [16, с. 30]. Иван Сергеевич часто обращался к образу пушкинского Поэта, который всегда выполнял свой долг служения музе не замечая оскорбления окружающей толпы.

Тургенев, обращаясь к редактору «Вестника Европы» М.М. Стасюлевичу, сказал: «Вас Пушкин не может занимать более чем меня, – это мой идол, мой учитель, мой недосягаемый образец, – и я, как Стаций о Вергилии, могут сказать каждому из моих произведений: «Следы его всегда почитай» [24, с. 35]. По словам Тургенева, единственной его заветной мечтой было, чтобы «вся литература единодушно сгруппировалась бы на этом пушкинском празднике» в честь открытия памятника.

1.2. Пушкинская речь И.С. Тургенева

В 1880 году в Москве состоялось торжественное открытие памятника А.С. Пушкину. На общенародном торжестве писатели говорили не только о великом поэте, но и спорили о будущем России и всей нации. На площади перед собравшейся публикой выступали известные писатели, поэты и критики. Центральным событием праздника была речь И.С. Тургенева, так как он считался прямым последователем творчества Пушкина и его учеником.

В речи Ивана Сергеевича прозвучало глубокое уважение к великому поэту. Критики признали речь важным выступлением, но дать определенную оценку значения Пушкина Тургенев, по их мнению, не смог [28, с.120 – 124]. По словам М.М. Ковалевского, речь «направлялась более к разуму, нежели к чувству толпы» [20, с. 13]. По словам Тургенева, памятник – это «дань признательной любви общества» к одному из великих и достойных писателей России.

В своей речи о Пушкине Тургенев остается близок по мысли с Белинским, отмечая, что традиция общества должна быть «не в голове только, а прежде всего в сердце, в крови пишущего, прежде всего, должна быть чувством, инстинктом, а потом уж, пожалуй, и сознательной мыслью» [11, с. 71]. Тургенев, как и В.Г. Белинский, предполагал, что таким художником является Пушкин. В нем его поразила «особенная смесь страстности и спокойствия, или, говоря точнее, эта объективность его дарования, в которой субъективность его личности сказывается лишь одним внутренним жаром и огнем». Пушкина, по словам Тургенева, волновали чувства героев, их психологическое состояние, душа, и только после разум [11, с. 71].

Пушкинское творчество, по мнению Тургенева, было образцом объективного воссоздания действительности, согретого внутренним сильным чувством. По словам писателя, «самодеятельность» Пушкина проявилась рано, свободное творчество поэта сформировалось еще в юности, в то время как у других писателей на это уходят года и даже десятилетия. Тургенев вспоминает слова Батюшкова, который утверждал, что «так еще никто не писал на Руси», он предвидел, возможно, что стихи поэта в будущем будут называться пушкинскими [23, с. 34]. Иван Сергеевич ценил гармоничность поэта, «способность изображать жизнь объективно и с пафосом – страстью, идущей изнутри» [23, с. 35].

Тургенев, продолжая традицию своего учителя, по складу таланта и сущности своей мысли стремился к слиянию «идеального» и «реального», как по представлению романтиков. Тургенев называет А.С. Пушкина гением русской литературы, великим русским художником, который постиг суть русского народного характера и который сумел передать это в своем творчестве. Пушкин, по мнению Ивана Сергеевича, был исключительно народным поэтом и на его творчество оказала влияние русская история.

Истолкование творчества Пушкина и его личности не изменялось у тургенева, а углублялось по мере его собственной творческой эволюции. По его мнению, «между русским народом и Пушкиным существует глубокая симпатия; мы намеренно говорим народом, ибо мужественные и гармонические стихи Пушкина – у всех на устах, и Пушкин, несомненно, является первым национальным поэтом России» [25, с. 284]. Именно народ сохранит творчество поэта на века, как считал Тургенев. На открытии памятника Иван Сергеевич сказал: «Независимый гений Пушкина скоро – если не считать немногих и незначительных уклонений – освободился и от подражания европейским образцам и от соблазна подделки под народный тон» [43], поэтому творчество поэта независимо и уникально.

По мнению Тургенева, Пушкин был родоначальником, за которым последовали уже другие великие писатели и поэты: Лермонтов, Гоголь, Гончаров и др. По словам Тургенева, он был и основоположником великого русского литературного языка: «он создал наш поэтический, наш литературный язык, и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением» [40, с. 302]. Формирование современного литературного языка – существенный вклад Пушкина в развитие национальной культуры и науки, которым гордится по сей день вся русская нация.

В свое речи на открытии памятника Тургенев размышлял о трагической судьбе Пушкина. В лучшие годы своего творчества, за несколько лет до смерти, по мнению Тургенева, поэт почти ничем не делился с читающей публикой, которая «приучались в нем видеть какого-то сладкопевца, соловья…» [23, с. 14]. Иван Сергеевич приводит в пример сонет «Поэту» как доказательство того, что Александр Сергеевич не мог не чувствовать пренебрежения читателей.

Тургенев часто повторяет строки из сонета: «Поэт, не дорожи любовию народной!». Рассуждая над темой «Пушкин и потомки», Тургенев говорит, что Пушкин не смог избежать охлаждения интереса современников, но этому были вполне объяснимые исторические и социальные причины. По словам Ивана Сергеевича, молодое поколение вновь возвращается к творчеству Пушкина.

В речи на открытие памятника в Москве Тургенев говорит, что «Пушкин заслуживает название древнего по духу поэта», и приводит слова французского писателя, поклонника творчества великого поэта, П. Мериме, который сравнивал Александра Сергеевича с древними греками по содержанию образа, по отсутствию толкований и моральных заключений, по равномерности формы [16, с. 31].

В речи Тургенев сравнивает Пушкина с Петром Великим – это две великие личности, сыгравшие значительную роль в развитии России, только в разных сферах деятельности: «Недаром же он [Пушкин] питал к нему особенное чувство любовного благоговения!». Как Петр I «пробил окно» в Европу, так и Пушкин открыл своему читателю «новый» мир поэзии. Не случайно Пушкин в своем творчестве описал великие деяния Петра I – в произведениях «Медный Всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого».

По словам Тургенева, много произведений Пушкина связаны с историей родной страны, вся русская летопись представлена в его творчестве: «Песнь о вещем Олеге», сказки; крепостничество представлено в «Борисе Годунове»; «Медный Всадник», «Полтава»; восстание Пугачева – в «Капитанской дочке», «История Пугачева»; война 1812 года, история Восстания декабристов. Пушкин известен России и как профессиональный историк.

Тургенев рассматривал искусство как «воспроизведение, воплощение идеалов, лежащих в основах народной жизни и определяющих его духовную и нравственную физиономию». Он полагал, что высшее счастье для художника-писателя состояло в том, чтобы показать сущность своего народа. Именно с этих позиций Тургенев признал Пушкина «человеком, близко стоящим к самому средоточию русской жизни».

По его мнению, Пушкин был близок к народной жизни. Иван Сергеевич обратил внимание на национальную уникальность пушкинского гения и говорил: «самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа» [23, с. 31]. Тургенев был уверен, что в будущем творчество Пушкина тоже будет достоянием русского читающего народ, Пушкин получит имя национального и народного поэта.

Но, по мысли Ивана Сергеевича, Пушкин не успел сделать все, так как он и так выполнил две трудные задачи, которые во многих других странах совершались за столетия: оформить язык и создать национальную литературу, которая вошла в мировую. Еще одну причину называет Тургенев – ранняя смерть поэта, погибшего в начале своего творческого расцвета. В заключение своей речи Тургенев сказал: «Будем надеяться, что в недалеком времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит имя: Пушкин! – и что они повторят уже сознательно: «Это памятник – учителю!».

Тем не менее, Тургенев в речи на открытии памятника выразил колебания в определении значения Александра Сергеевича с точки зрения мирового и исторического аспекта: «Но можем ли мы по праву назвать Пушкина национальным поэтом в смысле всемирного (эти два выражения часто совпадают), как мы называем Шекспира, Гете. Гомера?». На эти колебания Ивана Сергеевича оказал влияние Белинский, который не решался назвать Пушкина «народным и национальным поэтом», потому что простой народ не знал поэта [42, с. 332 – 333, 336]. Но Тургенев не решается отнимать звание «национально-всемирного поэта» у Пушкина, поэтому оставляет ему это название [29, с. 75].


Заключение

Во Введении были рассмотрены понятия, связанные с интертекстуальностью: реминисценция, аллюзия, цитата. В первой главе раскрыт вопрос о влиянии Пушкина на творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Можно сделать вывод о том, что Пушкин сыграл значительную роль в становлении Тургенева как писателя, который продолжал его традиции. Многие писатели-последователи пушкинской традиции использовали творческую манеру поэта: психологизм, обращение к душе человека, социально-типическое изображение героев, четкое деление на положительных и отрицательных персонажей, на помещиков-обывателей и интеллигентных дворян, правдивость в изображении жизни, создание образа девушки, связанной с народом и родной природой.

Тургенев, в отличие от других писателей, продолжил все традиции в своем творчестве, но его произведения не являются подражанием, а представляют собой индивидуальное и уникальное явление. В первой главе были рассмотрены исследования известных литературоведов, писателей и критиков, которые обращались ранее к вопросу о влиянии Пушкина на творчество Тургенева.

Иван Сергеевич с уважением и любовью относился к своему кумиру, он называл себя учеником великого поэта и писателя с мировым именем. Он выделял Пушкина в ряду других писателей и считал его самым русским народным поэтом, потому что обращался к теме народа, загадочной русской души. Тургенев всю жизнь занимался пропагандой поэта не только в России, но и за рубежом. В тяжелые периоды своей жизни Тургенев обращался к пушкинским произведениям, которые помогали ему творить и бороться. Восторженную любовь и уважение Иван Сергеевич пронес через всю жизнь и остался верным учеником и до смерти. Тургенев считал, что начинающим поэтам необходимо много читать великих художников, а именно Пушкина.

В первой главе говорится также о речи Тургенева, произнесенной на открытии памятника Пушкину в Москве, в которой он задается вопросом, почему молодое поколение не интересуется и не читает поэта. Тургенев называет Пушкина родоначальником всей литературы в целом, за которым уже последовали другие писатели и поэты, за которым последовал и сам Тургенев. Иван Сергеевич высоко оценивает творчество Пушкина, который на протяжении нескольких столетий не теряет популярности как в России, так и за рубежом. Тургенев ставит Александра Сергеевича в один ряд с великими классиками мировой литературы: Гомером, Гете, Шекспиром.

Во второй главе представлен сравнительно-сопоставительный анализ произведений писателей с целью выявления в творчестве Тургенева пушкинских реминисценций. Тургенев в своих произведениях постоянно ссылается на великого поэта, который в некоторых случаях выступает как бы полноправным персонажем произведения, продолжает пушкинские традиции, использует реминисценции из произведений Пушкина, но произведения Тургенева отличает собственное видение действительности.

По мере выявления пушкинских реминисценций в романе «Отцы и дети» были проанализированы следующие произведения: роман в стихах «Евгений Онегин», в котором прослеживается сходство в композиции романа, мотивы дружбы и дуэли, стихотворение «Румяный критик мой.», в котором прослеживается сходство в описании деревенской природы, «Жил на свете рыцарь бедный» (тема роковой любви), «Я вас любил: любовь еще, быть может.» (тема великой любви), «Платонизм», из которого Тургенев заимствует тему «вечного», «Герой», параллель с которым помогает в понимании о браза Одинцовой (героиня проявляет человечность), «Ангел» и «Выздоровление», в которых выявляется сходство темы смертельной болезни и ожидания чуда, повесть «Капитанская дочка», в которой обнаружено сходство образов Пугачева и Базарова, «Станционный смотритель» (в романе продолжается тема отцов и детей, родительской любви), стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных.», в котором выявляется сходство темы смерти.

В романе «Дворянское гнездо» прослеживается сходство сюжета с произведениями Пушкина, реминисценции из произведений поэта помогают при восприятии характеров героев. В ходе исследования пушкинских реминисценций в этом романе были проанализированы следующие произведения Пушкина: поэма «Цыганы» (сходство темы судьбы, рока), роман в стихах «Евгений Онегин», в котором прослеживается сходство образов героинь, стихотворение «Ты и вы», в котором говорится о нежной любви, «Десятая заповедь» (тема долга и греха), «Вновь я посетил…» (тема возвращения, «Мой друг, забыты мной следы минувших лет…», в котором прослеживается сходство мотива воспоминания.

В своих произведениях Тургенев продолжает философские и социальные темы Пушкина. Иван Сергеевич продолжает традицию поэта, отмечает, что на формирование характера героев влияет эпоха, среда и воспитание. Писатель в романах «Отцы и дети» и «Дворянское гнездо» чаще обращается к реминисценциям из романа в стихах «Евгений Онегин», считая его одним из лучших произведений Пушкина.

В конечном счете можно сделать вывод о том, что Тургенев не случайно обращается к пушкинским реминисценциям: они являются важным «строительным материалом», существенным элементом для понимания смысла произведения. Результаты данного исследования могут помочь при понимании и восприятии читателем произведений Ивана Сергеевича Тургенева, поэтому могут быть применены при изучении творчества писателя в вузе и школе.

Для изучения в школе пушкинских реминисценций в творчестве Тургенева нами разработано 2 урока, которые представлены в методическом приложении, они могут быть проведены в 10 классе на уроках внеклассного чтения по темам «Пугачев и Базаров: две разные судьбы» и «Проблема земного счастья в русской литературе XIX века» (Сравнительно-сопоставительный анализ романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»).

На уроках пристальное внимание уделяется сходству внешней и внутренней характеристики героев произведений Пушкина и Тургенева. Учитель ставит следующую образовательную цель – углубленное изучение творчества Тургенева, расширение кругозора учащихся.


Список литературы

1. Альми И.Л. Базаров – «pendant с Пугачевым»: Пушкинская традиция в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» // И.Л. Альми. О поэзии и прозе. – СПб., 2002.  298 с.

2. Арго А. Альбатрос. – В кн.: Кржижановский С. Возвращение Мюнхгаузена. – Л.: Художественная литература, 1990.  535 с.

3. Аюпов С.М. Реминисценция в романах И.С. Тургенева // Образование, язык, культура на рубеже ХХ-ХХI вв.: Материалы международной научной конференции. Часть 3. Уфа, 1998. С. 161-163.

4. Аюпов С.М. Поэтика и стиль романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Уфа.: Издательство Башкирского института развития образования, 1999. 109 с.

5. Аюпов, С.М. Эволюция тургеневского романа 1856 – 1862 гг.: Соотношение метафизического и конкретно-исторического – Казань.: Издательство Казан. ун-та, 2001. – 291 с.

6. Бальмонт, К. Мысли о творчестве. Тургенев [Текст]/ К. Бальмонт// Современные записки. – Париж. – 1921.  № 4. – С. 285-296.

7. Батюто, А.И. Тургенев-романист [Текст]/ А.И. Батюто// Избранные труды. – СПб., 2004. – С. 581-711.

8. Батюто А.И. Тургенев-романист. – Л.: Наука, 1972.

9. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. Т. VII– М.: Изд-во АН СССР, 1953 – 1956.

10. Беляева, И.А. «Оставь герою сердце»: по поводу одной пушкинской реминисценции в «Отцах и детях» Тургенева // Тургеневские чтения. – М.: Изд-во «Русский путь», 2009. – С. 90-98.

11. Бялый, Г.А. Тургенев и русский реализм. – М.: Сов. Писатель, 1962. – 109 с.

12. Бялый, Г.А. Роман Тургенева «Отцы и дети» [Текст]/ Г.А. Бялый. – Л.: Худож. Лит., Ленингр. отд-ние, 1968. – 118 с.

13. Гончаров, А.И. Собр. соч., т. VIII [Текст]/ А.И. Гончаров. – М.: ГИХЛ, 1955.

14. Громов, В. «Я ученик Пушкина». И.С. Тургенев [Текст]/ В. Громов// «Они питали мою музу…»: Книга в жизни и творчестве писателей, Сост. Розанова С.А. – М.: Книга, 1986. – С. 29-42.

15. Достоевский, Ф.М. Собр. соч. в 10-ти т., т. 10 [Текст]/ Ф.М. Достоевский. – М.: ГИХЛ, 1958.

16. Истомин, К.К. «Старая манера» И.С. Тургенева (1834 – 1855) [Текст]/ К.К. Истомин. – СПб., 1913, т. XVIII, кн. 2 и 3.

17. Квятковский, А.П. Поэтический словарь [Электронный ресурс]/ А.П. Квятковский// Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – Режим доступа: h**t://feb-web.r* – (Дата обращения: 20.02.2012).

18. Ковалевский, М.М. Воспоминания об И. С. Тургеневе [Текст]/ М.М. Ковалевский// Минувшие годы. – 1908. – №8. – С. 5-20.

19. Кони, А.Ф. Воспоминания о писателях [Текст]/ А.Ф. Кони. – Л.: Лениздат, 1965. – 367 с.

20. Кричевская, Э. Пушкинский праздник 1880 года [Электронный ресурс]/ Э. Кричевская. – Режим доступа: h**t://w*w.vestnik.com – (Дата обращения: 20.02.2012).

21. Курляндская, Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература: Учеб. пособие для студентов пед. институтов [Текст]/ Г.Б. Курляндская. – М.: Просвещение, 1980. – 254 с.

22. Лебедев, Ю.В. Тургенев [Текст]/ Ю.В. Лебедев// Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 608 с.

23. Литературное наследство. Из парижского архива И.С. Тургенева, т. 73, кн. 1. Неизвестные произведения И.С. Тургенева.

24. Литературный энциклопед. словарь./ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 752 с.

25. Маркович, В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. (30-50-е гг.) [Текст]/ В.М. Маркович. – СПб.: Изд-во Ленинг. унив-та, 1982. – 281 с.

26. Маркус, Ч.Л. Литература и политика: пушкинский праздник 1880 года [Пер. с англ.] [Текст]/ Ч.Л. Маркус. – СПб.: Гуманит. агентство «Акад. Проект», 1994. – 124 с.

27. Назарова, Л.Н. К истории творчества Тургенева 50-60-х годов. Тургенев о Пушкине-драматурге [Текст]/ Л.Н. Назаров. – В кн.: И.С. Тургенев (1818-1858). Статьи и материалы. – Орел, 1960.

28. Никонов, В.А. Имена персонажей [Текст]/ В.А. Никонов// Поэтика и стилистика русской литературы: памяти академика В.В. Виноградова. – Л.: Наука, 1971. – С.407-419.

29. Никонова, Т.А. «Воспоминания о Белинском» и «Речь о Пушкине». Тургенев о преемственности в развитии русской критики [Текст]/ Т.А. Никонова. – В кн.: Тургеневский сборник. Материалы к полному собр. соч. и писем И.С. Тургенева.  Л.: Наука, 1969, т. V.

30. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2010.

31. Программа лит. образования для общеобразов. учреждений. 5-11 кл. / Под ред. А.И. Княжитского. – М., 2000 г.

32. Программа по литературе 10—11-е классы. Профильный уровень / Абелюк Е.С., Блюмина З.А, Поливанов К.М. – М.: Дрофа, 2003.

33. Пушкин, А.С. Собр. сочин. в 5-ти томах, т.I [Текст]/ А.С. Пушкин. – СПб.: Билиополис, 1993.

34. Пушкин, А.С. Полн. собр. сочин. в 10 т., т. IV [Текст]/ А.С. Пушкин. – М.: Худ. лит., 1975.

35. Тургенев, И.С. Собр. соч. в 12-и т., т. XII [Текст]/ И.С. Тургенев. – М., 1953-1958.

36. Тургенев, И.С. Полн. cобр. cоч. и писем в 28-ми т., т. XIV [Текст]/ И.С. Тургенев. – М.: Наука, 1960 – 1968.

37. Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28-ми т., т. XIII [Текст]/ И.С. Тургенев. – М.: Наука, 1960 – 1968.

38. Тургенев, И.С. Собрание сочинений в 10 т., т. X [Текст]/ И.С. Тургенев. – М., 1962.

39. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28-ми т., т. XV [Текст]/ И.С. Тургенев. – М.: Наука, 1960 – 1968.

40. Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28-ми т., т. VII [Текст]/ И.С. Тургенев. – Л.: Наука, 1960 – 1968.

41. Тургенев, И.С. Речь по поводу открытия памятника А.С. Пушкину в Москве. Собрание сочинений в 12-ти томах, т. XII [Текст]/ И.С. Тургенев. — М.: Худ. лит., 1976—1979.

42. Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28-ми т., т. VII [Текст]/ И.С. Тургенев. – М., Л.: Наука, 1960 – 1968.

43. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Письма, т. IV [Текст]/ И.С. Тургенев. – М.: Наука, 1986.

44. Федотов, О.И. Интертекстуальность. Энциклопедия гуманитарных наук [Текст]/ О.И. Федотов// Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 1. – С. 244-245.

45. Фридман, Н.В. Поэмы Тургенева и пушкинская традиция [Текст]/ Н.В. Фридман// Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1969; т. XXVIII, вып. 3. – С. 232-243.

46. Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста [Текст]/ А.Г. Цейтлин. – М.: Сов. писатель, 1958. – 435 с.

47. Цейтлин, А.Г. «Евгений Онегин» и русская литература [Текст]/ А.Г. Цейтлин. – В кн.: Пушкин – родоначальник новой русской литературы. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

48. Эйгес, И.Р. Значение Пушкина для творчества Тургенева [Текст]/ И. Эйгес// Лит. учеба. – М., 1940. – № 12. – С. 55-76.


Тема: «Пушкинские реминисценции в романах и.с. тургенева «отцы и дети» и «дворянское гнездо»»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Проблематика и поэтика «стихотворений в прозе» и.с. тургенева

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ ….3
    ГЛАВА I. ПРОБЛЕМАТИКА ЦИКЛА «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ»13
    1.1 Философская проблематика цикла 13
    1.2 Публицистика «Стихотворений в прозе» 25
    1.3 О «литературных врага» и творчестве 27
    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ЦИКЛА….32
    2.1 Жанровое своеобразие «Стихотворений в прозе»….32
    2.2 Особенности поэтического мира «Стихотворений в прозе» 39
    2.3 «Проблематика и поэтика «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева» в школьном изучении.….…53
    Заключение…56
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…36
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1….58
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2….59
    ПРИЛОЖЕНИЕ 3….64
  • Дипломная работа:

    Лексические поля времени и пространства в языковой художественной картине мира И. С. Тургенева

    123 страниц(ы) 

    Введение…
    Глава I. Теоретические основы исследования времени и пространства
    §1. Классификация картин мира….
    §2. Пространство в языкознании и философии….
    §3.Время в языкознании и философии….
    Выводы….
    Глава II. Лексическое поле пространства в языковой художественной картине мира И.С. Тургенева (на материале повестей «Ася», «Первая любовь»)…
    §1. Центр лексического поля пространства….
    §2. Периферия лексического поля пространства
    Выводы….
    Глава III. Лексическое поле времени в языковой художественной картине мира И.С.Тургенева (на материале повестей «Ася», «Первая любовь»)…
    §1. Лексический портрет времени в языковой художественной картине мира И.С.Тургенева….
    §2. Центр лексического поля времени…
    § 3. Пограничная зона лексического поля времени….
    § 4. Периферия лексического поля времени….
    Выводы….
    Заключение….
    Список использованной литературы…
    Список сокращений….
    Приложение….
  • Дипломная работа:

    Ономастическое пространство «записок охотника» и.с.тургенева

    140 страниц(ы) 

    Ведение…3-11
    Глава I. Теоретические основы исследования
    1.1. Имя собственное как часть языковой системы….12-24
    1.2. Литературная ономастика как направление исследования художественного текста….24-30
    1.3. Парадигматический аспект анализа имени собственного в художественном тексте. Ономастическое пространство и типы имен собственных….30-33
    1.4. Антропонимы и топонимы в художественном произведении….33-40
    Выводы по главе….40-44
    Глава II. Анализ ономастического пространства «Записок охотника» И.С. Тургенева
    2.1. Типы антропонимов и их функционирование в «Записках охотника» И.С. Тургенева….45-84
    2.2. Типы топонимов и их функционирование в «Записках охотника» И.С. Тургенева ….84-95
    2.3. Типы зоонимов и их функционирование в «Записках охотника» И.С. Тургенева….96-97
    Выводы по главе….97-101
    Заключение….102-109
    Список использованной литературы….110-117
    Приложение I….1-7
    Методическое приложение….1-7
  • Курсовая работа:

    Роль отца в воспитании детей раннего и дошкольного возраста

    24 страниц(ы) 

    Введение….….….3
    1.Роль и функции отца в воспитании детей….….…5
    1.1.Воспитательные риски неполных семей….….….5
    1.2. Значение участия отца в воспитании ребенка….….….8
    2. Роль отца в воспитании ребенка раннем и дошкольном возрасте….…12
    2.1. Роль отца в воспитании ребенка в раннем возрасте: способы
    взаимодействия отцов и детей ….….12
    2.2. Роль отца в воспитании детей дошкольного возраста….14
    3. Рекомендации родителям относительно воспитания….16
    3.1.Влияние отца на формирование личности ребенка…17
    3.2. Практические рекомендации….19
    Заключение….22
    Список используемой литературы….…24
  • Дипломная работа:

    Развитие сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения

    59 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
    1.1. Понятие сенсорных эталонов 7
    1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 12
    1.3. Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения 15
    1.4. Подходы к коррекции формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрениями 17
    Выводы по главе 1 21
    Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 24
    2.1. Цель, задачи и методы исследования 24
    2.2. Качественный и количественный анализ результатов исследования 33
    2.3. Организация коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения 38
    Выводы по главе 2 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Воскресение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    75 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 5
    ГЛАВА I. МЕСТО РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 11
    1.1. История создания романа «Преступление и наказание» и его место в творчестве Ф.М. Достоевского 11
    1.2. Художественные особенности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 17
    1.3. Роман «Преступление и наказание» в религиозно-философском контексте русской литературы XIX века 19
    Выводы по первой главе 33
    ГЛАВА II. РОЛЬ МОТИВА ВОСКРЕСЕНИЯ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 35
    2.1. Библейские мотивы, связанные с главными образами героев 35
    2.2. Художественные функции мотива воскресения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 47
    2.3. Методический аспект исследования мотива воскресения на уроках литературы 50
    Выводы по второй главе 67
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
    ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 75
    ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА 76

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Автоматизация процесса разработки программного продукта

    25 страниц(ы) 

    1.Постановка задачи 2
    2.Описание предметной области 2
    2.1.Организацонная структура предприятия 2
    2.2.Мнемосхема существующего процесса 3
    3.Функциональная модель существующего процесса 4
    4.Описание недостатков существующей модели 8
    5.Мнемосхема предлагаемого процесса 9
    6.Функциональная модель предлагаемого процесса 11
    7.Информационная модель предлагаемого процесса 15
    8.Выбор программного продукта для реализации данной модели 16
    9.Вывод 17
    10.Список использованной литературы 18
  • Тест:

    Ответы Тесты История и культура г. Уфы

    12 страниц(ы) 

    1. Что изучает краеведение?
    2. Как называется туристская услуга, представляющая собой процесс наглядного по-знания окружающего мира, достопримечательностей региона или города заранее из-бранных объектов, изучаемых на месте их расположения?
    4. Когда происходит знакомство экскурсовода с группой?
    6. Наиболее удобное расположение группы у объекта -
    9. Из каких частей состоит текст экскурсии?
    12. Как называются многоплановые экскурсии, строящиеся на показе самых различных объектов?
    18. B каком году крепость Уфа получила статyс гоpода?
    19. Кого принято считать первыми строителями города?
    20. Возникновение г. Уфы способствовало…
    21. Как называлась первая улица Уфы, никогда не менявшая своего названия?
    22. Bпеpвые куница как симвoл города появилась на …
    23. Какое событие в Уфе в 1759 г. послужило толчком к активному строительству горoдa?
    24. Что такое ратуша
    25. Где во время следствия содержали Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина?
    26. Кто автор памятника С. Юлаеву в Уфе?
    27. Когда был установлен памятник С. Юлаеву в Уфе?
    28. К каким памятникам относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием обще-ства и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и бытом народа?
    29. К каким памятникам относятся архитектурные ансамбли и комплексы, историче-ские центры, кварталы, площади, улицы, остатки планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, куль-товой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения мо-нументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искус-ства, природные ландшафты?
    30. К каким памятникам относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства?
    31. К каким памятникам относятся памятники, отражающие этнические и культурно-бытовые процессы народов, населяющих нашу страну, как в далеком прошлом, так и в наши дни?
    32. Как сейчас называется ул. Бекетовская?
    33. Где находились дома А. Ногарева?
    34. Какое событие в 30-х годах XVIII в. стало причиной значительного сокращения населения г. Уфы?
    35. Кто являлся автором планомерной застройки г. Уфы в XIX в.?
    36. С чем связан дальнейший рост г. Уфы в XIX в.?
    37. Как называется научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры и естественнонаучных коллекций, являющихся первоисточниками зна-ний о развитии природы и человеческого общества?
    38.Что находилось в помещении государственного театра оперы и балета до 1917 г.?
    39. Назовите год пребывания Ф. И. Шаляпина в г. Уфе
    40. Как назывался сад С.Юлаева в XIX в.?
    41. В каком году установилось регулярное пароходное сообщение по р. Белой?
    42. Когда великий русский певец Ф.И. Шаляпин посетил Уфу?
    43. В честь какого события было решено построить Народный дом С.Т. Аксакова?
    44. В каком году началось строительство Аксаковского народного дома?
    45. Кому был установлен первый скульптурный памятник на территории Башкирии?
    46. В каком году был основан художественный музей им. М.В. Нестерова?
    47. Детство и первые годы творчества какого выдающегося pусского худoжника были связаны с Уфой?
    48. Где установлен памятник А. Матросову и М. Губайдуллину?
    49. В каком году произошло объединение городов Уфа и Черниковск?
    50. Когда открылся Театр юного зрителя (Национальный Молодежный театр Респуб-лики Башкортостан)?
    51. Из какой мечети ведутся трансляции праздничных богослужений из Уфы на Россию и страны ближнего зарубежья?
    52. В честь какого события в 1965 г. был воздвигнут монумент Дружбы?
    53. В каком году Уфа стала столицей Башкирии?
    54. В каком году был запущен в эксплуатацию автодорожный мост через р. Белую?
  • Дипломная работа:

    Обучение чтению иноязычных текстов по методике М. Уэста

    74 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЯМОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
    1.1. Особенности организации обучения ИЯ старших школьников в соответствии с ФГОС 6
    1.2. Возрастные и индивидуальные особенности обучаемых 10
    1.3. Разновидности чтения как одного из видов речевой деятельности 16
    1.4. Положения прямого метода при обучении иноязычному чтению 26
    Выводы по главе 1 27
    Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЯМОГО МЕТОДА И ЕЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА 29
    2.1. Основные положения прямого метода (на примере метода М. Уэста) 29
    2.2. Возможности применения прямого метода при обучении старшеклассников чтению на английском языке 35
    2.3. Экспериментальная проверка эффективности предлагаемого комплекса упражнений для обучения чтению 40
    Выводы по главе 2 64
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
  • Дипломная работа:

    Экзогенные факторы формирования рельефа и геологии горных областей

    47 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА И ГЕОЛОГИИ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ 8
    1.1. Основные источники энергии при рельефообразовании в горных областях 8
    1.2. Теория тектоники литосферных плит 9
    1.3. Землетрясения и вулканизм как рельефообразующие факторы горных областей 10
    ГЛАВА 2. ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА И ГЕОЛОГИИ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ 14
    2.1. Выветривание горных пород 14
    2.2. Перемещение материала под действием силы тяжести (обвалы, оползни, осыпи на склонах) 14
    2.3. Перенос материала водой и ветром, ледником 15
    ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ СУШИ В ШКОЛЕ 18
    3.1. Методические особенности изучения геолого-геоморфологических ус-ловий формирования горных областей суши в школьном курсе географии 18
    3.2. План - конспект урока для 6 класса « Внутренние процессы, изменяю-щие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулка-низм » 19
    3.3. План - конспект урока для 6 класса «Основные формы рельефа суши: горы, их различие по высоте» 23
    3.4. План-конспект урока для 6 класса «Внешние силы, изменяющие по-верхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность под-земных вод, ветра, льда, деятельность человека» 28
    3.5. План-конспект урока для 8 класса «Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России» 33
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
  • Дипломная работа:

    Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку

    77 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….…3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ….…6
    1.1. Определение содержания понятия «фонетический навык» и этапы его формирования….6
    1.2. Значение фонетических навыков в овладении иностранным языком….10
    1.3. Сравнительная характеристика звуковой системы английского и русского языков. Методическая типология фонетического материала….14
    Выводы по главе I ….18
    ГЛАВА II. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ….20
    2.1. Цели, задачи и содержание обучения иноязычному произношению на начальном этапе….…20
    2.2. Особенности введения фонетического материала в начальной школе….24
    2.3. Роль и место фонетической зарядки на уроках английского языка….….29
    2.4. Дидактический материал фонетической зарядки и методические приемы ее организации….….32
    2.4.1. Рифмовки, считалки…32
    2.4.2. Скороговорки….36
    2.4.3. Пословицы и поговорки….38
    2.4.4. Песенный материал…41
    2.4.5. Фонетические игры….43
    2.4.6. Звукоподражательные слова….45
    Выводы по главе II…46
    ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНИКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ….….47
    3.1. Критерии анализа учебников…47
    3.2. Кузовлев В. П. “English”…48
    Выводы по главе III….55
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….56
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….58
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Проблема сохранения культуроносной информации при переводе с английского языка на русский (на материале романов White Teeth и About a Boy и их перевода)

    70 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Язык и культура 6
    1.1 Язык, культура и культурная антропология 6
    1.2 Актуальность проблем межкультурной коммуникации в современных условиях 11
    1.3 Межкулътурная коммуникация и изучение иностранных языков 19
    1.4 Язык как хранитель культуры 29
    Выводы по Главе 1 37
    Глава II. Проблема передачи английский культуроносной информации при переводе художественной литературы 38
    2.1 Перевод и культура 38
    2.2 Приемы перевода реалий 42
    2.3 Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки как компоненты культуроносной информации и их перевода 50
    2.4 Метод фразеологического эквивалента 54
    2.5 Анализ передачи культуроносной информации с английского языка на русский на материале романа Ника Хорнби About a Boy 56
    2.6 Анализ передачи культуроносной информации с английского языка на русский на материале романа Зеди Смит White Teeth 61
    Выводы по Главе II 64
    Заключение 66
    Список литературы 68
  • Дипломная работа:

    Разработка модели распростронения лесных пожаров

    72 страниц(ы) 

    Введение 4
    Глава 1. Применение аппарата математической логики для разработки имитационной модели распростронения пожаров в лесных массивах 9
    1.1. Анализ проблемы 9
    1.2. Состояние работ в области моделирования распространения лесных пожаров 9
    1.3. Геометрическая структура зоны пожара 11
    1.4. Требования к логическому исчислению 13
    1.5. Возможности использования известных логических исчислений 14
    1.6. Логическое описание динамики предметной области 18
    1.7. Прогноз развития ландшафтного пожара 30
    1.8. Модель распространения пылегазового облака 31
    Глава 2. Теоретические основы моделирования лесного пожара 33
    2.1. Теория нечётких множеств 33
    2.2. Перколяционая теория 36
    2.3. Двухмерная модель лесных пожаров 39
    2.4. Схема численного решения. Метод расщепления 41
    2.5. Разностная схема для решения уравнений переноса газовой фазы 43
    2.6. Основы моделирования лесного пожара 46
    Глава 3. Поэтапное компьютерное моделирование лесного пожара 51
    3.1. Создание реалистичного природного, лесного массива 51
    2.2. Создание анимационной модели лесного пожара 52
    3.3. Моделирование направлений пожара 56
    3.4. Программирование модели лесного пожара 58
    Заключение 67
    Список используемой литературы 69
  • Дипломная работа:

    БашҠорт теле дӘрестӘрендӘ интеграциялы уҠытыу (5-7 кл.)

    63 страниц(ы) 

    ИНЕШ.
    БҮЛЕК 1. Мәғарифта интеграиялы уҡытыуҙың теоретик нигеҙҙәре.
    1.1 Интеграциялы уҡытыуҙың тарихи аспекты.
    1.2 Башҡорт телен башҡа предметтар менәнбәйләп уҡытыуҙың нигеҙҙәре.
    1.3 Интеграциялы уҡытыу – заман талабы.
    БҮЛЕК 2. Башҡорт теле дәрестәрен интеграциялы уҡытыу методикаһы.
    2.1. Башҡорт теле дәрестәрендә интеграциялы уҡытыуҙы уңышлы файҙаланыу юлдары (5-се класс).
    2.2. Интеграция булдырыуҙың үҙенсәлектәре (6-сы класс).
    2.3. Интеграциялы уҡытыуҙа әһәмиәтле ысулдар (7-се класс).
    2.4. Эксперименттың һөҙөмтәләрен сағыштырыу, анализ.
    ЙОМҒАҠЛАУ.
    ҠУЛЛАНЫЛҒАН ӘҘӘБИӘТ.
  • Дипломная работа:

    Вторичные наименования топонимических объектов: языковой и педагогический аспект (на материале немецкого и английского языков)

    59 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретические аспекты изучения феномена вторичных наименований топонимических объектов 7
    1.1. Топонимика как раздел ономастики. Понятие и роль топонима в языке, классификации топонимов 7
    1.2. Понятие первичной и вторичной номинации 12
    1.3. Вторичные номинации топонимов, способы их создания и функционирование в языке 17
    Выводы по первой главе 24
    Глава II. Практические аспекты изучения феномена вторичных номинаций топонимических объектов 26
    2.1. Семантический анализ вторичных номинаций топонимических объектов (на материале немецкого языка) 26
    2.2. Семантический анализ вторичных номинаций топонимических объектов (на материале английского языка) 34
    2.3. Методические рекомендации по изучению вторичных именований топонимов в средней общеобразовательной школе 41
    Выводы по второй главе 48
    Заключение 49
    Список использованной литературы 52
  • Дипломная работа:

    Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер

    94 страниц(ы) 

    Введение ….3
    Глава I. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер …. 8
    1.1. Психологическая сущность синдрома эмоционального
    выгорания ….8
    1.2. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной деформации …. 20
    1.3. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания …. 28
    Выводы по главе I ….…. 41
    Глава II. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 43
    2.1. Организация и методики исследования …. 43
    2.2. Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 47
    2.3. Сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным стажем профессиональной деятельности …. 53
    Выводы по главе II ….…. 59
    Заключение ….…. 61
    Литература … 64
    Приложения ….… 70