У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Контроль в системе менеджмента» - Курсовая работа
- 36 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы
Примечания

Автор: chikatan
Содержание
Введение 3
1. Контроль и его место в системе менеджмента 4
2. Контроллинг 19
3. Поведенческие стороны контроля 29
Заключение 32
Список используемой литературы 36
Введение
Актуальность темы. Контроль — это наблюдение за достижением организацией своих целей и корректировка отклонений от них. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. Контроль связывает воедино все функции управления, так как позволяет менеджерам поддерживать приемлемое положение дел и корректировать неверные шаги путем перепланирования, реорганизации или переориентации в деятельности организации.
Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития.
Итак, контроль — это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Цель работы – контроль в системе менеджмента.
Цель предопределила следующие задачи:
1) рассмотреть контроль и его место в системе менеджмента;
2) рассмотреть контроллинг, как часть контроля;
3) рассмотреть поведенческие стороны контроля.
Объект исследования: контроль и контроллинг на предприятии.
Предмет исследования: контроль и контроллинг в системе менеджмента.
Методы исследования – теоретический анализ источников и документов.
Степень разработанности проблемы. Значительную ценность в области изучения контроля и контроллинга представляют работы Абчука В. А., Афоничкина А. И., Башкатовой Ю. И., Виханского О. С., Наумова А. И., Веснина В. Р., Гольдштейна Г. Я., Гусевой Е. П., Глухова В. В., Дорофеевой Л. И., Дорофеева В. Д., Шмелевой А. Н., Шестопала Н. Ю., Казначевской Г. Б., Карминского А. М., Фалько С. Г., Кабушкина Н. И., Михалевой Е. П., Вачугова Д. Д., Поповой Л. В., Исаковой Р. Е., Головиной Т. А., Переверзева М. Р., Шайденко Н. А., Басовского Л. Е., Полукарова В. Л., Семенова А. К., Набокова В. И.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, раскрывающей тему, заключения и списка используемой литературы.
Выдержка из текста работы
2. Контроллинг
Контроллинг нацелен на обеспечение рационального использования ресурсов и конкурентоспособности предприятия и продукции. Он определяет эффективность работы организации, использование ее ресурсов (т. е. производительность труда, материалоемкость, прибыльность). Область задач контроллинга шире только контроля. Он связывает результаты анализа отклонений со всеми уровнями процесса принятия решений, инициирует корректировки в них и в таком понимании является управленческой задачей первостепенной важности.
Контроллинг — это система управления. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако это нечто отличное и даже противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг — это управление будущим для обеспечения длительного функционирования организации и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.
Под контроллингом в менеджменте понимается разработка и реализация руководящей концепции эффективного управления организацией и обеспечения ее долгосрочного существования. Служба контроллинга в организации сосредоточивается на аналитических функциях сферы контроля менеджмента.
Она анализирует отчетность организации, определяет направления ее развития, оказывая, таким образом, помощь в принятии управленческих решений. При этом методы оперативного и стратегического контроллинга помогают в управлении в рамках согласования целей в условиях поддержания равновесия в сфере финансов организации.
Концепция метода контроллинга позволяет интегрировать в организации традиционный учет, планирование и маркетинг в единую систему управления .
Службы контроллинга. На практике чаще всего встречаются два основных варианта организации службы контроллинга.
1. Деятельность основных отделов (отдела контроллинга, который отвечает за планирование и учет, как статистический так и бухгалтерский, финансового отдела, занятого управлением капиталом и денежными потоками, и информационной службы) координируется путем создания общего отдела «Контроллинг и финансы» или «Финансы и контроллинг», который подчиняется одному из директоров фирмы, который является главным контроллером. Такая организация характерна для крупных предприятий.
2. В подчинении одного из директоров предприятия находятся службы финансов и информации, а служба контроллинга, возглавляемая главным контроллером, прямо подчиняется генеральному директору — руководителю предприятия. Он по сути занимает должность директора центральной службы контроллинга. Такая организация характерна для средних организаций.
Службы контроллинга в отдельных подразделениях прямо подчинены главному контроллеру, и служба контроллинга работает как штабная служба. Но возможна и децентрализованная организация, когда значительная часть полномочий делегируется службам контроллинга в отдельных подразделениях.
При организации службы контроллинга обычно принимают во внимание следующие четыре основные предпосылки:
1) согласование целей, управление целями и достижение целей в соответствии с избранной стратегией координируются только на высшем уровне управления;
2) методы управления предприятием в рамках «общей руководящей цели» становятся наиболее эффективными тогда, когда контроллеру удается убедить ответственных за принятие решений в необходимости предвидения и гибкого реагирования на будущие опасности и возможности во внешней среде предприятия;
3) контроллер нуждается в получении информации об экономических взаимосвязях и резервах, чтобы иметь непререкаемый личный и профессиональный авторитет среди сотрудников;
4) служба контроллинга самостоятельна, независима и нейтральна по отношению к уровням управления, на которых принимаются решения, что позволяет предотвратить возможность участия в борьбе за распределение власти в организации.
Заключение
В 20-е гг. XX а Анри Файоль, основоположник классической, административной школы управления дал четкое определение контроля.
Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Необходимость контроля заключается в том, что он является неотъемлемым элементом сущности всякой организации.
Функция контроля — выявить проблемы и скорректировать деятельность до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Существует несколько классификаций контроля. В соответствии с первой различают две формы контроля — финансовый контроль и административный. Финансовый контроль охватывает все сферы деятельности организации и осуществляется на основе стоимостных показателей, которые позволяют сравнивать плановые расходы с фактическими. Административный контроль ведется на всех уровнях управления организацией и призван оценивать деятельность сотрудников (контроль исполнения).
Контроль разделяют на предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль позволяет проверить готовность организации к началу работы. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет, и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. В рамках текущего контроля можно выделить два типа контроля: оперативный и управленческий стратегический, — контроллинг. Оперативный контроль — это контроль за производственно-хозяйственной деятельностью организации (за технологией, качеством продукции и т. п.). Для текущего контроля характерным является установление стандартов, или нормативов, подлежащих регулярному контролю. Стандарты (нормативы) — это критерии, по которым можно оценивать результаты деятельности. Существует три вида нормативов: натуральные, стоимостные и временные. Измерения — самый трудный и дорогостоящий элемент контроля. Заключительный (итоговый) контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов. Он требует всестороннего анализа сильных и слабых сторон деятельности организации за истекший период с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования. Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже закончена.
Организация контроля является одной из самых сложных задач современного менеджмента. Для эффективного его осуществления необходим ряд условий: наличие планов: чем более точные, полные и интегрированные планы, тем эффективнее может быть осуществлен контроль; развитый учет (бухгалтерский, финансовый, управленческий); отлаженная информационная система.
Чтобы контроль был эффективным, можно определить несколько современных к нему требований. Это: нацеленность на достижение конкретных результатов; стратегический характер контроля; своевременность; гибкость — простота; экономичность.
Под контроллингом в менеджменте понимается разработка и реализация руководящей концепции эффективного управления организацией и обеспечения ее долгосрочного существования. Служба контроллинга в организации сосредоточивается на аналитических функциях сферы контроля менеджмента. Она анализирует отчетность организации, определяет направления ее развития, оказывая, таким образом, помощь в принятии управленческих решений.
На практике чаще всего встречаются два основных варианта организации службы контроллинга: деятельность основных отделов (отдела контроллинга, который отвечает за планирование и учет, как статистический так и бухгалтерский, финансового отдела, занятого управлением капиталом и денежными потоками, и информационной службы) координируется путем создания общего отдела, а также в подчинении одного из директоров предприятия находятся службы финансов и информации, а служба контроллинга, возглавляемая главным контроллером, прямо подчиняется генеральному директору — руководителю предприятия.
Список литературы
1. Абчук В. А. Менеджмент: учебник. – СПб: Союз, 2004. — 463 с.
2. Башкатова Ю. И. Контроллинг: учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2008. — 108 с.
3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 670 с.
4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник.– М.: Экономистъ, 2006. – 288 с.
5. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. — 504 с
6. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 230с.
7. Гусева Е. П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: ЕАОИ, 2008. — 416 с.
8. Глухов В. В. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2008. — 608 с.
9. Дорофеева Л. И. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – 192 с.
10. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Шестопал Н. Ю. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. — 440 с.
11. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебное пособие. – Ростов/н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
12. Контроллинг: учебник / Под ред. Карминского А. М., Фалько С. Г. – М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.
13. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие. – 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. — 336 с.
14. Михалева Е. П. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2009. — 192 с.
15. Основы менеджмента: учебник / Под ред. Вачугова Д. Д. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. — 376 с.
16. Основы менеджмента: учебник / Под ред. Афоничкина А. И. – СПб: Питер, 2007. — 528 с.
17. Попова Л. В., Исакова Р. Е., Головина Т. А. Контроллинг: учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2003. — 192 с.
18. Переверзев М. Р., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2008. — 330 с.
19. Полукаров В. Л. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2008. — 240 с.
20. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. — 556 с.
Примечания
Сноски, рисунки
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Механизмы управленческого контроля в таможенных органах (на примере Краснодарской таможни)
75 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОН-ТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Сущностная характеристика контроля как функции менеджмента организаций1.2. Система управленческого контроля: структурные уровни и элементы, принципы и методы осуществленияРазвернутьСвернуть
1.3 Особенности управленческого контроля в таможенных органах
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВ-ЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В КРАСНОДАРСКОЙ ТАМОЖНЕ
2.1 Организационно-экономическая характеристика Краснодарской та-можни
2.2 Анализ и оценка основных показателей деятельности исследуемой организации
2.3 Анализ действующей системы управленческого контроля
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕ-СКОГО КОНТРОЛЯ В КРАСНОДАРСКОЙ ТАМОЖНЕ
3.1. Оптимизация управленческого контроля в системе отношений «руководитель - подчиненный»
3.2. Диагностика и профилактика ошибок при проведении контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ -
Дипломная работа:
Управленческий контроль в таможне (на примере Южного таможенного управления)
80 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 6
1.1 Контроль как управленческая функция 61.2 Анализ организации системы управления в таможенных органах 12РазвернутьСвернуть
1.3 Особенности управленческого контроля в таможенных органах 21
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ЮЖНОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика 28
2.2 Анализ системы управленческого контроля 39
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ЮЖНОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
-
Отчет по практике:
Роль маркетинга в системе менеджмента
25 страниц(ы)
Введение.3
1. Роль маркетинга в системе менеджмента коммерческого предприятия.5
2. Анализ системы маркетинга на примере коммерческого предприятия ОАО «Новоаннинский хлеб».11Заключение.20РазвернутьСвернуть
Приложение А.21
Приложение Б.22
Приложение В.24
Приложение Г.25
-
Дипломная работа:
Понятие налогового контроля и его место в системе налогового администрирования
82 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Содержание налогового контроля и его место в системе налогового администрирования….1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля: правовые и организационные основы ее проведения….РазвернутьСвернуть
1.3 Методические подходы к оценке результативности контрольной работы налоговых органов….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ НА ПРИМЕРЕ МРИФНС ПО Г. МАХАЧКАЛА РД
2.1 Организационная структура и краткая характеристика МРИФНС по г. Махачкала РД…
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений и задолженности по налогам и сборам….
2.3 Оценка эффективности камеральных и выездных налоговых проверок…
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
3.1 Совершенствование методики проведения налоговых проверок….
3.2 Разработка и обоснование рекомендаций повышения эффективности и качества налоговых проверок…
3.3 Применение информационных технологий – направление эффективного развития налоговых органов…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …
ПРИЛОЖЕНИЕ….
-
Курсовая работа:
Контроль как функция менеджмента. Проблемы контроля в крупных организациях
49 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность и смысл контроля 5
1.2. Процесс контроля 9
1.3. Поведенческие аспекты контроля 121.4. Характеристики эффективного контроля 15РазвернутьСвернуть
1.5. Информационно – управляющие системы в контроле 17
2. ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРОВ НА ФУНЦИЮ КОНТРОЛЯ
2.1. Точка зрения Анри Файолья 21
2.2. Точка зрения Кароля Адамецки 23
2.3. Точки зрения Уильяма Ньюмена и Цзиня 24
2.4. Точки зрения современных авторов 25
3. ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
3. 1. Процедура осуществления контроля за состоянием технической дисциплины на Ижевском радиозаводе 28
3.2. Контроль чистоты и культуры производства на «ИжАвто» 35
3.3. Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит» 37
3.4. Механизм контроля в фирме «Бритиш Телеком» 38
3.5. Проблемы контроля и пути их решения на фирме «Интернэшнл
Телефон энд Телеграф» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
-
Курсовая работа:
Функция контроля и ее значение в таможенных органах
32 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1 Характеристика контроля как функции менеджмента организаций 51.2 Организация системы управленческого контроля 11РазвернутьСвернуть
2. ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 20
2.1 Сущность контроля в таможенных органах 20
2.2 Применение методов контроля в деятельности таможенных органов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Консалтинг: история, теория и практикаСледующая работа
Конфликты в организации




-
Реферат:
Дети с дефектами зрения и слуха
24 страниц(ы)
Введение 3
1. Понятие и виды нормы, показатели отклонения от нормы 4
2. Понятие «аномальные дети», категории аномальных детей 63. Дети с дефектами слуха. 7РазвернутьСвернуть
3.1. Причины дефектов слуха 7
3.2. Категории детей с дефектами слуха 8
3.3. Особенности психического развития детей с дефектами слуха 12
4. Дети с дефектами зрения. 15
4.1. Причины дефектов зрения 15
4.2. Категории детей с дефектами зрении 16
4.3. Особенности психического развития детей с дефектами зрения 18
Заключение. 20
Список используемой литературы. 25
-
Курсовая работа:
33 страниц(ы)
Введение 3
1. Природа конфликта 5
1.1. Что такое конфликт? 5
1.2. Модель процесса конфликта 8
1.3. Типы конфликтов 101.3.1. Внутриличностный конфликт 13РазвернутьСвернуть
1.3.2. Межличностный конфликт 14
1.3.3. Конфликт между личностью и группой 16
1.3.4. Межгрупповой конфликт 18
2. Функции конфликтов 19
3. Как должен руководитель разрешать конфликт? 24
4. Способы управления конфликтной ситуацией 27
5. Структурные методы управления конфликтом 30
6. Различные точки зрения на конфликт 31
Заключение 32
Список использованной литературы 33
-
Контрольная работа:
Жилищно-коммунальное хозяйство города и его состояние
17 страниц(ы)
1. Жилищно-коммунальное хозяйство города 3
2. Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства в современной России ЖКХ – одна из крупнейших отраслей российской экономики. 53. Развитие жилищно-коммунального хозяйства на примере Симбирска-Ульяновска 11РазвернутьСвернуть
Список используемой литературы 18
-
Контрольная работа:
Жизненный цикл нового продукта и роль научно-технической подготовки производства
24 страниц(ы)
Введение 3
1. Жизненный цикл инновации 4
2. Жизненный цикл нового продукта 6
3. Подготовка производства к освоению инновации 94. Техническая подготовка производства 12РазвернутьСвернуть
Заключение 23
Список используемой литературы 25
-
Контрольная работа:
Демократическая федерация как понятие и как форма государственного устройства
19 страниц(ы)
1. Понятие федерализма и федеративного государства 3
2. Федерализм — это одна из форм устройства государства 113. Федерально-централизующее и субъектно-самоуправляющее начало федеративного устройства государства 14РазвернутьСвернуть
4. Три базовые характеристики, общие для всех истинных федеративных систем 17
Список использованной литературы 20
-
Курсовая работа:
Бухгалтерский учет кредитов в организации
26 страниц(ы)
Введение 3
1. Понятие кредитного договора 6
2. Учет задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам 83. Состав и порядок признания затрат по займам и кредитам 12РазвернутьСвернуть
4. Учет выданных векселей, выпущенных облигаций 15
5. Учет кредитов и займов, связанных с приобретением инвестиционных активов 18
6. Раскрытие информации о займах и кредитах в бухгалтерской отчетности 20
Заключение 22
Список использованной литературы 25
-
Контрольная работа:
Границы и состав территорий муниципальных образований
20 страниц(ы)
1. Муниципальное образование как субъект права 3
2. Типы муниципальных образований 8
3. Границы муниципальных образований 134. Изменение границ муниципального образования 16РазвернутьСвернуть
5. Преобразование муниципальных образований 18
Список используемой литературы 21
-
Контрольная работа:
Аспекты, функции и модели образования
14 страниц(ы)
Введение. 3
1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры, аспекты образования. 5
2. Функции образования 63. Модели образования. 11РазвернутьСвернуть
Заключение. 14
Список используемой литературы. 15
-
Курсовая работа:
26 страниц(ы)
Введение 3
1. Видные государственные деятели о кооперации 6
2. На пути к кооперации 7
3. Восстановление сельского хозяйства. Кооперирование крестьянства 124. Некоторые типы кооперативов и их союзов до и после революции 16РазвернутьСвернуть
4.1. Кредитная кооперация 17
4.2. Маслодельные кооперативы 18
5. Потребительская кооперация до и после революции 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25