СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Умысел как форма вины и его виды - Курсовая работа №34329

«Умысел как форма вины и его виды» - Курсовая работа

  • 29 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: chikatan

Содержание

Введение 3

1. Субъективная сторона преступления. 7

2. Умысел в уголовном праве России по УК РСФСР 9

3. Прямой и косвенный умысел и их показатели 14

4. Иная классификация видов умысла 23

Заключение 27

Список использованной литературы 29


Введение

Актуальность темы. На мой взгляд, тема курсовой работы актуальна, так как большинство преступлений совершается с умыслом.

Целью данной курсовой работы – умысел как форма вины, виды умысла. При этом ставя следующие задачи - рассмотреть:

• понятие вины;

• умысел в уголовном праве России в 1960 г.;

• прямой и косвенных умысел и их составляющие;

• иную классификацию видов умысла.

Вина — это психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности. В соответствии с уголовным законом вина — это всегда умысел или неосторожность. Согласно ч. 1 ст. 24 УК РФ виновным в преступлении признается лишь лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. И умысел, и неосторожность являются формами виновного психического отношения к совершенному деянию и его последствиям. В этом состоит их сходство. Различие же их — в специфическом содержании и соотношении интеллектуального и волевого моментов, образующих умышленную и неосторожную вину.

Вина в совершении преступления (как умысел, так и неосторожность) объективно существует вне сознания правоприменителя (судьи, следователя). Она входит в предмет доказывания при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства. Делается это на основе оценки установленных по делу доказательств. В связи с этим следует признать, что вина есть не только юридически-психологическая категория, но и оценочная. В советской юридической литературе в 40-х гг. была сделана попытка совместить понятие вины как существующего вне сознания судьи психического отношения виновного к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности с оценочным пониманием вины. Так, Б. С. Утевский считал, что «наряду с более узким пониманием вины как элемента состава преступления, как субъективной стороны состава преступления, т. е. умысла или неосторожности. уголовное право знает более широкое понимание вины как основания уголовной ответственности».

По мнению Утевского, вина в качестве основания уголовной ответственности есть «совокупность обстоятельств, заслуживающих, по убеждению. суда, отрицательной общественной (морально-политической) оценки от имени. государства и требующих уголовной ответственности подсудимого».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части раскрывающей тему, заключения и списка использованной литературы.


Выдержка из текста работы

1. Субъективная сторона преступления.

Если объективная сторона преступления - это внешняя характеристика преступления, то субъективная сторона - это психическое отношение преступника к совершенному им преступлению. К признакам, образующим субъективную сторону относятся вина, мотив и цель преступления, а также эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления.

Вина - это психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности.

Согласно ч.1 ст.24 УК РФ виновным в преступлении признается лишь лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. И умысел, и неосторожность являются формами вины. Именно эти формы психического отношения выражают антисоциальное, либо пренебрежительное отношение виновного к интересам охраняемым уголовным законом.

Также признаком субъективной стороны является мотив и цель преступления.

Мотив преступления это побуждение лица совершившего преступление. Но не менее важное доказательное значение имеет и установление цели преступления - результат, которого стремится достичь лицо, совершающее преступление.

Между мотивом и целью всегда имеется внутренняя связь. Именно цель превращает влечения внутри психики в движущие мотивы. От цели зависит и вид деятельности, ее способ и средства. Но мотив и цель надо отличать друг от друга. Например, при краже мотивом является личное обогащение (т.е. корысть), а целью - тайное похищение имущества.

Мотив преступления имеет важное доказательное значение по уголовному делу.

Необходимость установления мотива обуславливается необходимостью установления объективной истины по делу. Грабеж например, при установлении хулиганских побуждений превращается в хулиганство, убийство - в необходимую оборону, грабеж, изнасилование и т.д. В связи с этим необходимость установления мотива закреплена и в уголовно-процессуальном законодательстве. Мотив преступления всегда входит в предмет доказывания.

С проблемой вины непосредственно связан вопрос об ошибке и ее влиянии на ответственность. Ошибка - это заблуждение лица, совершившего общественно опасное деяние, относительно юридического и фактического характера этого деяния. Наиболее распространенным является деление ошибок на юридические и фактические.

2. Умысел в уголовном праве России по УК РСФСР

Статья 8 УК РСФСР 1960 г. определяет умысел через психологические понятия сознания, предвидения и желания: субъект сознает общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидит его общественно опасные последствия и желает их (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) наступление этих последствий. Однако фактического деления умысла на прямой и косвенный в законе мы не наблюдаем.

По мнению Н. Иванова, профессора кафедры уголовного права ЮИ МВД РФ, традиционное подразделение умысла на интеллектуальный и волевой моменты вызывает, однако, возражения не только с позиций правоприменения, но и с точки зрения психологической корректности их симбиоза .

Законодательное определение умысла ориентировано на преступления с так называемым материальным составом. Чтобы доказать наличие умысла в действиях лица, правоприменитель должен установить, что субъект, в результате совершаемых им действий, предвидел возможность наступления общественно опасных последствий и желал их наступления или, по меньшей мере, сознательно допускал негативный результат своего поведения. Если данные обстоятельства не доказаны, тогда нет никаких оснований вменять лицу совершение умышленного преступления. Между тем, уголовное законодательство предусматривает ответственность и за совершение преступлений с так называемым формальным составом, где последствия не являются предметом доказывания, поскольку вынесены за рамки состава. Так, клевета (ст. 130 УК) является оконченным преступлением в момент окончания действий вне зависимости от наступления или ненаступления последствий, определить которые в целом ряде случаев (клевета, оскорбление и т. п.) бывает весьма затруднительно или просто невозможно в связи с их многообразием.

Субъективная сторона преступлений с формальным составом характеризуется, как правило, умыслом. Но законодательная формулировка умысла к таким преступлениям не может быть применена, поскольку последствия не являются признаком соответствующего деяния, а умысел ориентирован исключительно на объективированный во вне результат. Правоприменитель выходил из положения с помощью искажения законодательного определения, игнорируя момент предвидения вовсе, а момент желания перенося с последствий на действия: субъект сознавал общественную опасность своего деяния и желал его совершить. Однако такое отношение правоприменителя к законодательным установлениям входит в явное противоречие со ст. 2 УК, содержание которой не позволяют сомневаться в том, что нормы Общей части УК содержат принципы и общие положения, относящиеся ко всем нормативным установлениям Особенной части. Н. Иванов считает, что, квалифицируя преступления с формальным составом как совершенные умышленно, правоприменитель дискредитирует закон, игнорируя не только установленные в самом УК принципы и общие положения, но и конституционный принцип ответственности исключительно в рамках закона.

3. Прямой и косвенный умысел и их показатели

Умысел - это наиболее распространённая в законе и на практике форма вины. Из каждых десяти преступлений около девяти совершается умышленно.

В ст. 25 УК впервые законодательно закреплено деление умысла на прямой и косвенный. Правильное установление вида умысла имеет немалое юридическое значение. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.01.99 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК)» (БВС РФ. 1999. № 3) подчеркнул, что при назначении наказания в числе прочих обстоятельств суды обязаны учитывать вид умысла, мотив и цель преступления.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если, лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своего действия (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (ч. 2 ст. 25 УК).

Осознание общественно опасного характера совершаемого деяния и предвидение его общественно опасных последствий характеризуют процессы, протекающие в сфере сознания, и поэтому образуют интеллектуальный элемент прямого умысла, а желание наступления указанных последствий относится к волевой сфере психической деятельности и составляет волевой элемент прямого умысла.


Заключение

Изучение умысла имеет для меня как для будущего правоприменителя большое значение, например, в вопросах квалификации преступления, так как чтобы установить умышленную форму вины необходимо выявить признаки прямого или косвенного умысла (разновидности данной формы вины). Ряд преступлений совершается только с прямым умыслом, обязательным признаком которых является цель преступления. В этом случае отсутствие признаков прямого умысла не позволяет привлечь лицо к уголовной ответственности. Приготовление и покушение на преступление возможно при наличии прямого умысла.

Таким образом, подводя короткий итог вышеизложенному можно сказать что, умысел является наиболее распространённой и в законе и на практике формой вины. В соответствии с ч. 1 ст. 25 УК РФ «преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом». Различаются прямой и косвенный умысел между собой по содержанию интеллектуального и волевого элементов (признаков).

Прямой умысел имеет место в случае, если лицо, его совершившее, осознавало общественно опасный характер своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (ч. 2 ст. 25 УК РФ).

Под косвенным умыслом понимается, что лицо, совершившее преступление, осознавало общественно опасный характер своих действий (бездействия), предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (ч. 3 ст. 25 УК РФ).

Интеллектуальный элемент умысла образуют процессы, протекающие в сфере сознания. У прямого и косвенного умыслов он почти всегда совпадает, его образуют осознание лицом общественно опасного характера своего действия или бездействия и предвидение его общественно опасного последствия. Различие состоит только в том, что при прямом умысле субъект предвидит как неизбежность наступления вредных последствий, так и возможность или вероятность их наступления; при косвенном умысле лицо предвидит лишь возможность или вероятность наступления вредных последствий.

Основное различие прямого и косвенного умысла заключается в волевом моменте, характеризующем направленность воли субъекта. При прямом умысле субъект желает наступления преступного результата, тогда как при косвенном умысле субъект либо безразлично относится к вредным последствиям своего деяния, сознательно допуская их наступление («преступное безразличие»), либо субъект не желает наступления преступного результата, однако ради достижения другой желаемой цели мирится с ним, допускает его.

Кроме основных двух видов умысла, указанных в законе, в теории уголовного права выделяются и иные виды (подвиды) умысла, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при расследовании и судебном рассмотрении дел. По условиям формирования различают заранее обдуманный, внезапно возникающий и аффектированный умысел, а в зависимости от предвидения субъектом последствий своих действий – определённый и неопределённый умысел.


Список литературы

1. Уголовный кодекс РФ от 22 ноября 2001 г. в ред. Федерального закона от 29.05.2002г.

2. Конституция Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2007.

3. Безлепкин Б. Т. Уголовное право России. – М.: Юристъ, 2004.

4. Безлепкин Б. Т. Уголовное право в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2005.

5. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2000. – 590 с.

6. Научно-практический комментарий к УК РФ / Под ред. Лебедева В.М., Божьева В.П. – М.: Инфра-М, 2005. – 613 с.

7. Рохлин В. И. Уголовное право. – СПб: Сентябрь, Бизнес пресса, 2004.

8. Рыжаков А. П. Уголовное право: Учебник для вузов. – Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – 688 с.

9. Уголовное право / Под ред. проф. В. П. Божьева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

10. Уголовное право: Учебник / Под ред. Гуценко К.Ф., изд. 2-е, перер. и доп. – М.: Зерцало, 1997. – 576 с.

11. Уголовное право РФ. Учебник / Под ред. Лупинской П.А., изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005.- 345 с.

12. Уголовное право. Учебник / Под ред. Кобликова А.С. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. – 384 с.

13. Уголовное право: Учебник. – В. И. Радченко. – М.: Юстицинформ, 2003.

14. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунева, А. В. Наумова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 540 с.

15. Уголовное право России. Часть особенная. Учебник для вузов. Отв. ред. д.ю.н., проф. Л. Л. Кругликов. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

16. Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Л. В. Иногамовой-Хегай, д.ю.н., проф. А. И. Рарога, д.ю.н., проф. А. И. Чучаева. – М.: ИНФРА-М; Контакт, 2005. – 553 с.

17. Якупов Р.Х. Уголовное право: Учебник / Под ред. Галузо В.Н. – М.: Зерцало, 1999. – 464 с.


Тема: «Умысел как форма вины и его виды»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Игра как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой

    22 страниц(ы) 


    Введение. 3
    Глава I. Игра как основное средство развития дошкольников 5
    1.1.Игра в истории человечества 5
    1.2. Социальный характер детской игры 6
    1.3. Классификация детских игр 7
    Глава II. Дидактическая игра в экологическом образовании 9
    2.1. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста 9
    2.2. Дидактическая игра как игровой метод формы ознакомления детей с природой 11
    2.3. Основные виды дидактических игр. 13
    2.4. Cтруктура дидактических игр 17
    2.5. Дидактические игры на занятиях по ознакомлению с природой 19
    2.6. Дидактические игры на экскурсиях, прогулках, как одно из средств закрепления знаний детей о природе. 20
    Заключение. 21
    Список используемой литературы 22
  • Контрольная работа:

    Зарождение классической политической экономии

    16 страниц(ы) 

    Введение. 3
    1. Экономические взгляды У. Петти 4
    2. Основные научные достижения У. Петти 7
    3. Роль П. Буагильбера в формировании классической политической экономии 10
    4. Теоретические взгляды П. Буагильбера. 13
    Заключение. 16
    Список используемой литературы. 17
  • Курсовая работа:

    Характеристика специального субъекта преступления

    24 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Специальный субъект преступления 6
    2. Признаки специального субъекта 9
    3. Классификация специальных субъектов 15
    Заключение 25
    Список использованной литературы 28
  • Курсовая работа:

    Рынок ценных бумаг в фондовой бирже

    52 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Рынок ценных бумаг и его составляющие 5
    1.1. Общая характеристика рынка, классификации рынка ценных бумаг 5
    1.2. Функции рынка ценных бумаг 12
    Глава 2. Деятельность фондовой биржи на рынке ценных бумаг 17
    2.1. Задачи и функции фондовой биржи 17
    2.2. Органы управления биржей. Члены фондовой биржи 24
    Глава 3. Проблемы функционирования фондовой биржи. Кризис Российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития 32
    3.1. Проблемы функционирования фондовой биржи 32
    3.2. Кризис российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития 38
    Заключение 44
    Список используемой литературы 49
  • Контрольная работа:

    Основные принципы и факторы закаливания

    16 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Основные принципы и факторы закаливания 6
    2. Закаливание водой, воздухом и солнцем 9
    2.1. Закаливание водой 9
    2.2. Закаливание воздухом 11
    2.3. Закаливание солнцем 13
    Заключение 16
    Список использованной литературы 17
  • Контрольная работа:

    Ключевые роли и компетентность менеджера по персоналу

    23 страниц(ы) 

    1. Ключевые роли и компетентность менеджера по персоналу. 3
    2. Типы и этапы карьеры. Фазы развития профессионала. 7
    3. По проекту СУП организации: сформулируйте сущность, цели и задачи кадрового планирования. 13
    4. По проекту СУП организации: определите систему рекрутинга (привлечения) персонала в организацию. 14
    5. По проекту СУП организации: маркетинговое исследование рынка труда менеджера по маркетингу по вакансии в компании «ИРБИС». 16
    6. Напишите эссе по итогам просмотра лекций-презентаций РR-директоров российских компании 19
    7. Заполните таблицу этапы развития управления персоналом. 21
    Список используемой литературы 24
  • Курсовая работа:

    Использование различных видов бега в физическом воспитании детей дошкольного возраста

    35 страниц(ы) 

    Введение. 3
    Глава 1. Бег в старшем дошкольном возрасте. Программные требования по обучению бегу. Виды бега. 5
    1.1. Особенности бега в старшем дошкольном возрасте. 5
    1.2. Программные требования по обучению детей бегу. 7
    1.3. Виды бега дошкольников. 12
    Глава 2. Методика обучению бегу, использование бега в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. 21
    2.1. Методика обучению бегу детей старшего дошкольного возраста. 21
    2.2. Использование бега в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. 25
    2.3. Бег как средство формирования психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста. 27
    Заключение. 32
    Список использованной литературы. 34
  • Дипломная работа:

    Экологическое право в Латинской Америке

    61 страниц(ы) 

    Введение 4
    Глава 1. Латинская Америка: история, население и урбанизация. 10
    1.1. Из истории Латинской Америки. 10
    1.2. Население. Общие сведения. 12
    1.2.1. Этнический состав и смешение культур 12
    1.2.3.Урбанизация 14
    1.2.4. Размещение населения Латинской Америки 14
    Глава 2. Природные условия, ресурсы и хозяйство в Латинской Америке 16
    2.1. Рельеф 16
    2.2. Полезные ископаемые 16
    2.3. Водные ресурсы 17
    2.4. Растения и животные 17
    2.5. Топливно-энергетические ресурсы 18
    2.6. Климат и агроклиматические ресурсы 19
    2.7.Общая характеристика хозяйства в Латинской Америке 20
    2.8. Промышленность и транспорт 21
    Глава 3. Экологические проблемы Латинской Америки на примере Аргентины и Гватемалы 23
    3.1. Географическое положение 23
    3.2. Климат и атмосфера 24
    3.3. Экономико-экологическое положение в Аргентине 25
    3.4. Природные ресурсы и животный мир 27
    3.5. Почвы и сельское хозяйство. 30
    3.6. Морские и прибрежные зоны 31
    3.7. Потребление энергии 31
    3.8. Индустриальное загрязнение 33
    3.9. Международные экономические отношения. 34
    3.10. Характеристика слаборазвитой страны – Гватемала 35
    Глава 4. Экологическое право в Латинской Америке 43
    4.1. Особенности экологии развивающихся стран 44
    4.2. Организации осуществляющие экологическую политику в странах Латинской Америки 46
    4.2.1. МБРР: приоритеты экологической политики 46
    4.2.2. Экологические проекты МБРР 51
    4.3. Пути решения экологических проблем 53
    Заключение 57
    Список использованной литературы 58
  • Контрольная работа:

    Механизм политической власти. Институт главы государства в РФ

    17 страниц(ы) 

    Введение. 3
    1. Механизм политической власти 4
    2. Институт главы государства в РФ 5
    2.1. Правовой статус Президента Российской Федерации 6
    2.2. Порядок выборов Президента Российской Федерации и отрешения его от должности 9
    Заключение. 16
    Список используемой литературы. 18
  • Курсовая работа:

    Контроль в системе менеджмента

    36 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Контроль и его место в системе менеджмента 4
    2. Контроллинг 19
    3. Поведенческие стороны контроля 29
    Заключение 32
    Список используемой литературы 36