СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Перечень вопросов 
для комплексного государственного экзамена 
по специальности 080507 «Менеджмент организации» - Шпаргалка №35690

«Перечень вопросов для комплексного государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации»» - Шпаргалка

  • 200 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: novoanna55

Содержание

1. Предмет и функции экономической науки

2. Методология экономико-теоретического исследования

3. Задачи рационального экономического выбора. Кривая производственных возможностей

4. Модели экономических систем

5. Спрос и предложение. Основные понятия, законы

6. Рыночное равновесие и его нарушение. Регулирование рынка

7. Рыночные структуры. Конкуренция и монополистические тенденции в экономике. Антимонопольное регулирование.

8. Предприятие (фирма) в рыночной экономике. Производственная функция.

9. Экономические издержки и их структура.

10. Несовершенство рынка и государственное регулирование.

11. Национальная экономика и общественный продукт

12. Циклическое развитие экономики и макроэкономическое равновесие.

13. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства.

14. Финансовая система и ее звенья. Фискальная политика государства.

15. Внешнеторговая политика: сущность, цели и особенности в условиях глобализации.

16. Экономическое содержание и факторы формирования валютного курса.

17. Предпринимательство: экономическая сущность, цели, функции, субъекты.

18. Государственная политика поддержки и развития предпринимательской деятельности.

19. Научно-технический прогресс. Государственная научно-техническая политика.

Раздел 2. Менеджмент организации и современные концепции управления

Основы менеджмента

20. Понятие, сущность, цели, задачи и принципы менеджмента

21. Становление и развитие теории и практики менеджмента. Эволюция научных школ управления

22. Функции и методы менеджмента, их применение в процессе управления организацией.

23. Планирование как функция управления. Организация планирования на предприятии.

24. Организация и координация как функция управления

25. Понятие, принципы построения, виды организационных структур управления

26. Эффективность менеджмента: понятие, сущность, показатели

27. Мотивация деятельности человека как функция управления. Модели мотивационного управления

28. Контроль как функция управления

29. Сущность и виды коммуникации в организации. Информационное обеспечение управления

30. Менеджер: характеристика, типы, роли

31. Понятие, виды, теории лидерства

32. Руководство: власть и влияние. Стили руководства

33. Управление конфликтами в организации

34. Внешняя и внутренняя среда организации

Маркетинг

35. Сущность, цели, задачи и функции маркетинга. Концепции маркетинга

36. Управление маркетингом. Формирование комплекса маркетинга

37. Маркетинговые исследования рынка: цели, объекты и методы. Сегментирование рынка, выбор целевых рынков и позиционирование товара.

38. Формирование маркетинговой стратегии, виды стратегии.

39. Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ): этапы и модели

40. Понятие товара, типы классификации товаров. Каналы распределения товаров: характеристики, типы, факторы.

41. Понятие, основные виды и цели продвижения продукта

42. Планирование и организация маркетинговой деятельности

Управление качеством

43. Понятие качества. Объекты, субъекты, процесс управления качеством. Методы управления качеством

44. Современные системы управления качеством в организации

45. Стандартизация и сертификация продукции. Современные стандарты в области качества

Управление персоналом

46. Система управления персоналом: понятие, назначение, структура, принципы построения. Методы управления персоналом

47. Набор, отбор и наем персонала

48. Состав, структура, показатели численности персонала

49. Методы планирования потребности в персонале

50. Профессиональная и организационная адаптация персонала

51. Управление развитием персонала

Стратегический менеджмент

52. Сущность стратегии и стратегического менеджмента

53. Разработка стратегии организации: этапы, их содержание

54. Общие корпоративные стратегии: понятие, виды, назначение

55. Конкурентоспособность. Оценка конкурентоспособности организации

56. Базовые деловые (конкурентные) стратегии, их интеграция

57. Портфельные методы и модели выбора стратегии

58. Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации

Принятие управленческих решений

59. Понятие управленческих решений. Процесс принятия решения: характеристика стадий и этапов. Модели принятия решений.

60. Методы, приемы, правила принятия и оценки управленческих решений.

61. Процесс реализации управленческих решений

Инновационный менеджмент

62. Сущность и виды инноваций. Основные этапы инновационного процесса

63. Понятие, цель, задачи и функции инновационного менеджмента

64. Сущность, виды, содержание фаз жизненного цикла инновационного проекта

65. Инновационные стратегии организации и их виды.

66. Формы организации инновационных предприятий.

Антикризисный менеджмент

67. Понятие, причины, типы и виды кризисов в социально-экономическом развитии

68. Возможность, необходимость, признаки и особенности антикризисного управления. Механизмы антикризисного управления

69. Банкротство: сущность, критерии, характеристика процедур

70. Диагностика несостоятельности (банкротства) предприятий

71. Финансовое оздоровление несостоятельных организаций

72. Реструктуризация предприятий как инструмент антикризисного управления

Раздел 3. Финансовый менеджмент. Финансы предприятий

73. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятий

74. Финансовые ресурсы предприятий

75. Собственный капитал предприятия

76. Заемный капитал предприятия

77. Классификация затрат предприятий. Виды себестоимость продукции

78. Основной капитал и его структура. Показатели эффективности использования основного капитала

79. Оборотный капитал и его структура Показатели эффективности использования оборотного капитала

80. Амортизация основных фондов предприятий

81. Формирование и планирование выручки от реализации продукции

82. Прибыль предприятий. Виды прибыли. Показатели рентабельности предприятий

83. Оценка финансового состояния предприятия

84. Понятие и сущность финансового менеджмента

85. Роль, задачи и функции финансового менеджера на предприятии

86. Финансовая отчетность как информационная база финансового менеджмента

87. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия

88. Методы учета фактора времени в финансовых операциях

89. Управление внеоборотными активами

90. Управление производственными запасами

91. Управление текущими затратами предприятия

92. Управление дебиторской задолженностью предприятия

93. Управление денежными средствами предприятия

94. Финансирование деятельности предприятий: источники и методы

95. Управление структурой капитала

96. Дивидендная политика фирмы

97. Понятия критического объема продаж и маржинального дохода в системе «директ костинг»

98. Производственный, производственно-финансовый и финансовый леверидж

99. Методы управления финансовыми рисками

100. Управление инвестиционной деятельностью предприятий

101. Оценка рисков и доходности инвестиционных проектов

102. Сущность и методы финансового планирования на предприятии


Введение

2.Методология экономико-теоретического исследования

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

Метод научной абстракции

Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления

Метод функционального анализа

Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений

Метод графических изображений

Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации


Выдержка из текста работы

3 Задачи рационального экономического выбора. Кривая производственных возможностей

Понятия рационального выбора и рационального поведения потребителя играют важнейшую роль в экономической теории. Понятие рациональности в экономической науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, в которых оно означает «разумное», «адекватное ситуации». Рациональное поведение с экономической точки зрения подразумевает соответствие его разумным, с точки зрения экономики, интересам. Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.

Мы уже упоминали полезность товара (или блага), как свойство, которое характеризует выбор потребителя. Вспомним, что такое полезность:

Полезность блага (utility) - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Безусловно, для каждого человека полезность отдельного продукта своя, ее непросто измерить и т. д. - у теории полезности немало сложных и даже противоречивых моментов, но существуют общие для всех потребителей закономерности, связанные с полезностью.

Рациональное поведение - поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ.

Рациональное поведение иначе называют функциональным поведением, и спрос, определяемый этим поведением, также будет функциональным.


Заключение

4. Модели экономических систем

Социально-экономические системы

- это способ организации общественного производства.

Современные системы:

1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);

2.Командно-административная система (СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляемая экономика):

А) государственный тип (собственность на средства производства);

Б) всеобщая (роль государства);

3.Рыночная экономика:

А) частная собственность на средства производства;

Б) роль государства минимальное.

Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.

В чисто рыночной экономике проблемы что производить? как? и для кого производить?, регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.

4.Смешанная экономика:


Список литературы

5.Спрос и предложение. Основные понятия, законы

Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.

Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижение цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D)


Тема: «Перечень вопросов для комплексного государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации»»
Раздел: Разное
Тип: Шпаргалка
Страниц: 200
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Стрессы детей младшего школьного возраста (сга)

    46 страниц(ы) 

    Введение
    Глава 1. Научно-теоретические основы изучения стресса младших школьников
    1.1. Сущность и характеристика стресса в психологической литературе
    1.2. Причины стресса
    1.3. Факторы стресса младших школьников
    Глава 2. Эмпирическое исследование стресса у младших школьников
    2.1. Описание процедуры и методик исследования
    2.2. Интерпретация данных и выводы по результатам исследования
    2.3. Рекомендации по профилактике стресса
    Заключение
    Глоссарий
    Список использованных источников
    Приложение
  • Курсовая работа:

    Отчуждение подростка от школы как социально-педагогическая проблема

    30 страниц(ы) 

    Введение….….3
    1. Теоретические основы процесса профилактики отчуждения подростка от школы….….6
    1.1. Отчуждение подростка от школы как социально-педагогическая проблема 6
    1.2. Психолого-педагогические особенности развития ребенка подросткового возраста….….13
    1.3. Формы и методы взаимодействия родителей и социального педагога в профилактике отчуждения подростка от школы….….23
    Заключение….….32
    Список использованной литературы….….35
  • Отчет по практике:

    Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

    24 страниц(ы) 

    Введение
    1 Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми
    2 Порядок оформления опеки и попечительства
    Заключение
    Список использованных источников
    Приложение
  • Контрольная работа:

    Предоставление компенсации гражданам за коммунальные услуги

    15 страниц(ы) 

    Введение….….3
    1. Предоставление компенсации гражданам за коммунальные услуги….4
    2. Предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области….8
    Заключение….…11
    Список используемой литературы….….12
  • Шпаргалка:

    Ответы на билеты по строительству

    200 страниц(ы) 

    БИЛЕТ № 1
    1. Понятие нормы времени ручного труда и машинного времени. Определение продолжительности технологического процесса на их основе.
    2. Типы металлических балочных клеток, их конструирование и расчёт.
    3. Определение архитектуры. Триада Витрувия.
    БИЛЕТ № 11
    1. Основные технологические требования к грунтам в процессе их
    укладки, в том числе в условиях отрицательных температур.
    Механизированные методы укладки грунтов. Уплотнение и
    трамбование грунтов. Понятие оптимальной влажности грунтов при их
    укладке.
    3.Традиционные конструктивные решения стен из разных материалов индустриального изготовления. Область применения. Примеры.
    2. Традиционные конструктивные решения стен из разных материалов индустриального изготовления. Область применения. Примеры.
    БИЛЕТ Xs 12
    Основные способы разработки грунтов, выбор землеройных и землеройно-транспортных машин.
    Расчет железобетонных конструкций на внецентренное сжатие.
    Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений и их размещение.
    БИЛЕТ № 13
    1. Последовательность погружения свай заводского изготовления. Понятие «отказ» и «залог» при забивке свай. Технологические процессы при устройстве буронабивных свай, методы усиления их несущей способное! неустойчивых, слабых фунтах.
    2. Типы соединений металлических конструкций и способы их расчёта (заклёпочные, сварные и соединения на высокопрочных болтах).
    3. Сборно-монолитные гражданские здания. Область применения. Представить план и поперечный разрез.
    I
    Билет № 14
    1. Основные мероприятия по подготовке строительного производства.
    2. Методы и цели предварительного напряжения железобетонных конструкций.
    3. Инструктаж по охране труда, виды инструктажа, порядок проведения и оформления.
    БИЛЕТ№ 15
    1. Технологические требования при выполнении кирпичной кладки в условиях отрицательных температур.
    2. Расчёт изгибаемых элементов металлических конструкций.
    3. Гражданские здания с монолитным несущим остовом и несущими наружными стенами (поэтажное опирание). Область применения. Примеры.
    БИЛЕТ № 16
    1. Сущность поточного метода организации строительства.
    2. Первые и вторые потери при предварительном напряжении железобетонных конструкций.
    3. Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, порядок оформления акта по форме Н - 1 о несчастном случае на производстве.
    - • ••-■.-.--•БИЛЕТ № 17
    1. Технология возведения зданий и сооружений из монолитного железобетона.
    2. Типы каркасов промышленных зданий и их расчётные схемы. Обеспечение продольной устойчивости зданий.
    3. Стены из сборных панелей заводского изготовления (трёхслойные железобетонные панели, панели с металлической обшивкой). Область применения. Примеры.


    {
    БИЛЕТ № 18
    Принципы, методы и практические приемы поточной организации строительного производства. Классификация потоков.
    Расчёт металлических конструкций по предельным состояниям. Расчёт центрально сжатых элементов.
    Ответственность за нарушение требований охраны труда.
    \'
    БИЛЕТ № 19
    1. Технологические требования при укладке бетонных смесей в опалубку. Средства вибрационного воздействия на бетонную смесь, режимы воздействия.
    2. Виды деревянных рам, принципы расчёта и конструирования.
    3. Многослойные невентилируемые конструкции стен с эффективной теплоизоляцией (с облицовочным слоем из кирпичной кладки, с отделочным штукатурным слоем). Область применения. Примеры.
    БИЛЕТ №2
    1. Нормативные документы в строительстве. Техническая и технологическая
    документация.
    2. Сущность железобетона. Назначение растянутой, сжатой и поперечной арматуры. Косвенное армирование и предварительно напряжённая арматура.
    3. Классификация опасных и вредных производственных факторов, основные способы защиты.
    \'

    БИЛЕТ № 20
    1. .Оперативное управление строительным производством. Цели оперативного управления и виды оперативного планирования.
    2. Расчёт прочности железобетонных конструкций по нормальным сечениям, (на примере прямоугольного и таврового элемента).
    3. Требования к освещению рабочих мест при производстве строительно-монтажных работ. Виды освещения и порядок его расчёта.
    БИЛЕТ № 21
    1. Сущность специальных методов бетонирования: раздельное бетонирование; торкретирование; вакуумирование; подводное бетонирование.
    2. Расчёт и конструирование стропильных и подстропильных стальных ферм. Принципы их типизации.
    3. Многослойные конструкции стен с эффективной теплоизоляцией и вентилируемой воздушной прослойкой. Область применения. Примеры.
  • Курсовая работа:

    Жизненный цикл организации (предприятия) сущность, специфика, пути и средства пролонгации

    25 страниц(ы) 

    Введение….….….3
    1.Понятие и модели жизненного цикла предприятия….….5
    1.1. Понятие жизненного цикла предприятия….…5
    1.2 Жизненный цикл организации. Модель И. Адизеса….….8
    1.3 Жизненные циклы предприятия по Грейнеру….11
    2.Анализ жизненных циклов ООО «Лекрус Урал»….15
    2.2 Анализ жизненных циклов, пройденных компанией ООО «Лекрус Урал»….21
    2.2 Определение стратегических действий ООО «Лекрус Урал» на действующей стадии развития….…21
    Заключение….….22
    Список литературы….….24
  • Отчет по практике:

    Вознаграждение за труд в системе регулирования трудовых отношений на предприятии

    28 страниц(ы) 

    Введение….….3
    1.Теоретические аспекты оплаты труда и стимулирования персонала….….5
    2 Характеристика предприятия ОАО «Питер-Лада»….….8
    3 Анализ действующей системы стимулирования персонала в ОАО «Питер-Лада» и мероприятия по ее улучшению…11
    Заключение….22
    Глоссарий….24
    Список использованных источников….27
    Приложение…28
  • Дипломная работа:

    Правовая охрана уставных правил взаимоотношений между военнослужащими

    74 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Понятие и содержание нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.7
    1.1 Понятие нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.….….7
    1.2 Законодательство РФ об ответственности за нарушение военнослужащими уставных правил взаимоотношений….….18
    2 Уголовно - правовая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими ….36
    2.1 Характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими….36
    2.2 Оценка нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими ….…37
    2.3 Недостатки правового обеспечения организации борьбы с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими….53
    Заключение….63
    Глоссарий….….66
    Список использованных источников….….….69
    Список сокращений….….…73
    Приложение….74
  • Отчет по практике:

    Юридическая клиника. Витте. Вариант 2

    12 страниц(ы) 

    Вариант 2
    Обращение 1. Курбатова Анна Сергеевна
    Добрый день. Скажите, пожалуйста, кредит передаётся по наследству родственникам первой линии, если они не являлись поручителями заёмщика? У меня такая ситуация: месяц назад скончалась мама, у неё была кредитная карта, льготный период истёк, задолженность осталась. В право на наследство я ещё не вступила. В банк свидетельство о смерти заёмщика предоставила, сказали, что кредит был застрахован и нужно обратиться в страховую компанию. На данный момент собираю документы для страховой, кредитного договора нет (и не знаю был ли он, или уничтожен, изначально мама не говорила, что имеет кредитку), в страховой по телефону сообщили, что с мамой заключался общий договор страхования, не полис. Т.к. не известно насколько выручит в денежном эквиваленте страховая, хочу понимать, придётся ли мне выплачивать мамин долг по кредитной карте, по которой не было поручителей. Может, мне и не вступать в таком случае в наследство, т.к. кроме кредита наследства нет.
    Обращение 2. Вострикова Ангелина Анатольевна
    Добрый день. Я и мой несовершеннолетний ребенок тринадцать лет прописаны в доме, собственником которого является бывшая свекровь. С мужем два года в разводе, совместно не проживаем. Жилья в собственности не имею, снимаю квартиру в 3-х комн. квартире Может ли свекровь без моего ведома выписать из дома меня и моего ребенка?
    Обращение 3. Лошкатова Марина Александровна
    Здравствуйте. У меня ИП с 2012 г. оказывались транспортные услуги. Вся техника была на муже. Сейчас деятельность почти не ведется и я устроилась на работу, но накопились долги по налогам. У меня удерживают половину зарплаты по исполнительным листам , но они как снежный ком всё равно копятся. Денег практически нет. Собственности у меня тоже нет никакой. Возможно ли мне объявить себя банкротом? Если да, то какова процедура?
    Обращение 4. Сулейман Максим Сергеевич
    Здравствуйте! Я временно зарегистрирован в Московской области, но постоянная регистрация в Н. Новгороде, где так же прописана и проживает моя мать, с которой общения нет, С 2017 г. в квартире в Н.Новгороде возникли задолженности за коммунальные услуги, был судебный приказ о взыскании средств судебными приставами. Я отправил заявление и справку о том, что я находился и оплачивал коммунальные услуги в Московской области за указанный период. Судебное решение было отменено. Но управляющая компания в январе 2020 г. вновь подала иск, и суд счел верным взыскать с меня долг, ссылаясь на пункт 37 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22. Что посоветуете делать в данной ситуации? По закону могу ли я не оплачивать данные долги, так как оплачиваю коммунальные услуги по адресу временной регистрации?
    Обращение 5. Титова Евгения Дмитриевна
    Добрый день! Мой родственник актер, и у него есть свой агент. С актерским агентством заключен договор, но на руках его нет (во время подписания на съемочной площадке копию не выдали, т.к. не было подписи ген.директора). Были съемки в конце июня 2019 года. Никакой оплаты до сих пор пока произведено не было. Агент только обещает оплату, но ничего не делает. Как аккуратно начать действовать, чтобы получить деньги за услугу, не имея на руках договора (также нет договора с кинокомпанией, которая проводила съемки).
  • Контрольная работа:

    Кейс Управление человеческими ресурсами. Вариант 2 (Витте). Под влиянием потребностей рынка и в связи с необходимостью соответствия международным стандартам несколько лет назад в крупной компании был создан корпоративный университет.

    10 страниц(ы) 

    Вариант 2
    Ситуация 1
    Под влиянием потребностей рынка и в связи с необходимостью соответствия международным стандартам несколько лет назад в крупной компании был создан корпоративный университет. В настоящее время он работает наравне с техническими школами, которые обеспечивают повышение квалификации персонала при использовании нового оборудования, в соответствии с требованиями меняющегося законодательства и т. д.
    За корпоративным университетом закреплены учебные курсы коммуникативного характера, связанные с повышением уровня управленческих компетенций. Это краткосрочные курсы, реализуемые силами собственных тренеров и внешних провайдеров обучения. Основными функциями корпоративного университета являются проведение оценки компетенций сотрудников и отбор на курсы, формирование групп, методическое обеспечение обучения, стандартизация и контроль курсов, проводимых внешними провайдерами, формирование учебных планов.
    Основные слушатели курсов – сотрудники, занимающие руководящие должности компании либо включенные в ее кадровый резерв по результатам аттестации. Списки слушателей составляются, исходя из занимаемого уровня должности на год, и каждому из сотрудников предоставляется перечень курсов, на которых он будет обучаться. Как правило, слушатели очень довольны прохождением первого курса, но при дальнейшем обучении жалуются на недостаточную связь обучения с практической деятельностью.
    Оценка базового уровня знаний слушателей перед проведением курсов, а также уровня усвоения знаний по их завершении не проводится. По окончании курсов каждый из слушателей должен составить индивидуальный план развития, однако контроль над освоением такого плана отсутствует либо осуществляется эпизодически.
    В компании проводится реорганизация и наблюдается довольно высокая ротация кадров как внутри подразделений, так и между ними. Многие руководители сталкиваются с необходимостью заново формировать команду, выстраивать новые горизонтальные связи и бизнес-процессы.
    Руководству корпоративного университета поставлена задача оптимизировать систему обучения таким образом, чтобы оно носило выраженный прикладной характер, и его результаты можно было оценивать по профессиональным достижениям обучающихся.
    Ситуация 2
    Крупная транспортная компания, действующая на рынке авиационных перевозок более 20 лет, столкнулась с проблемой старения управленческого и производственного персонала - высоких профессионалов и носителей знаний. Для того чтобы сохранить носителей ключевой информации, изменив их иерархический статус, компания разработала программу развития наставничества, полагая, что опытные специалисты станут наставниками для более молодых управленцев, и начала реализовывать ее через систему семинаров, проводимых потенциальными наставниками. Однако действующие руководители, возраст которых приближается к пенсионному рубежу, начали волноваться и обижаться на компанию. Внедрение программы вызвало большое сопротивление. Выяснилось, что управленцы больше мотивированы уйти на пенсию (так как по условиям контракта получат хорошее вознаграждение) и унести с собой уникальные знания, нежели остаться в компании в роли наставников.
    Вопросы и задания:
    1. В чем вы видите основную причину опасений потенциальных наставников? Обоснуйте свой вывод.
    2. Какими качествами должен обладать наставник? Обоснуйте требования к подбору наставника.
    3. Как вы предлагаете организовать систему наставничества?
    Ситуация 3
    Производственная компания внедряет систему наставничества на производстве. К более опытным сотрудникам прикрепляют молодых / новых специалистов. Однако опытные специалисты избегают роли наставника или исполняют ее формально, ссылаясь на то, что не успевают выполнять свою работу из-за того, что нянчатся с новичками, что последние долго адаптируются к работе, ленятся, не выполняют норму, от чего страдает заработок бригады и др. Среди вновь принятых работников наблюдается довольно высокая текучесть. Причинами увольнения служат: разочарование в связи с неоправданными ожиданиями; отсутствие у новых работников реального представления о дальнейших возможностях; неумение применять свои знания; низкий уровень заработной платы; отсутствие перспектив карьерного роста; недостаточное внимание со стороны наставника; большой объем информации; несвоевременное оценивание выполняемых задач; нежелание наставника делиться опытом; незаинтересованность коллектива в молодом работнике. За счет внедрения системы наставничества компания надеется снизить текучесть персонала среди новых (молодых) специалистов.
    Вопросы и задания:
    1. В чем вы видите основную причину опасений потенциальных наставников? Обоснуйте свой вывод.
    2. Какими качествами должен обладать наставник? Обоснуйте требования к подбору наставника.
    3. Как вы предлагаете организовать систему наставничества?