У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на психологический климат в коллективе» - Дипломная работа
- 77 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Психологический климат в коллективе и его основные характеристики
1.2 Стили руководства и их характерные особенности
1.3 Влияние стиля и индивидуально-психологических качеств руководителя на психологический климат в коллективе
Выводы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Мероприятия по улучшению психологического климата в коллективе
Выводы
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА
3.1 Организация исследования, описание методов и методик исследования
3.2 Количественные характеристики полученных данных
3.3 Результаты математической обработки данных и их качественные характеристики
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Организация и функционирование предприятий разных форм собственности на современном этапе требуют рассмотрения вопросов в сфере управления организационными процессами. На передний план выступают психологические аспекты процессов руководства, межличностного взаимодействия всех членов коллектива. Вопрос взаимосвязи между эффективностью работы трудового коллектива и ее социально-психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей. В психологии управления руководитель представляет интерес как деятель, вносящий личный вклад в создание материальных и духовных благ в коллективе, которым руководит. Изучение личностно – психологических особенностей руководителя, стиля его деятельности, играет первоочередную роль в исследовании психологического климата коллектива, что на современном этапе является социально значимым. Стиль руководства и личные качества руководителя как факторы развития социально-психологического климата в коллективе, обсуждаются достаточно косвенно, что определяет актуальность выбранной нами темы.
Цель исследования: выявление индивидуально – психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, определяющих его влияние на психологический климат в трудовом коллективе.
Задачи исследования:
1. Подобрать и сделать анализ литературы, посвящённой проблеме влияния индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на психологический климат в коллективе. Сделать выводы.
2. Подобрать методики для проведения эмпирических исследований по рассматриваемой проблеме.
3. Исследовать влияние индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на психологический климат в коллективе.
4. Провести анализ полученных результатов. Сделать выводы.
Объект исследования: личность руководителей, их стили руководства и психологический климат в коллективе.
Предмет исследования: влияние индивидуально-психологических особенностей руководителя и его стиля руководства на социально-психологический климат в трудовом коллективе.
Гипотеза: мы предполагаем, что индивидуально-психологические качества и стиль руководителя влияют на психологический климат в коллективе.
Экспериментальная база. Исследования проводились на базе пяти трудовых коллективов: 5 средних полных общеобразовательных школ (№ 3, 8, 9, 12, 13,) г. Октябрьский Республики Башкортостан;
В исследовании приняли участие 5 директоров вышеуказанных заведений, 15 завучей. По 10 человек учителей с каждой школы. Общая выборка 70 человек.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- статистическая обработка данных: дисперсионный однофакторный анализ, расчёт ранговой корреляции по Спирмену.
Диагностические методики:
1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе. Автор А.Ф.Фидпер [47, с. 654].
2. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. Авторы В.П.Захаров, А.Л.Журавлёва [47, с.656].
3. Методика КОС-2 «Коммуникативные и организаторские склонности». Автор А.В. Батаршев [4, с. 176].
4. Методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелл (16PF- опросник) [47, c.240].
Изучением проблемы влияния индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на психологический климат в коллективе занимались и занимаются многие психологи, социологи и другие специалисты. В научной отечественной и зарубежной литературе широко представлены вопросы деятельности трудового коллектива, становления психологического климата, роли руководства, но единого взгляда на проблему влияния индивидуально-психологических качеств и стиля руководства на психологический климат в коллективе нет.
Проблема влияния личностных характеристик, обуславливающих эффективность руководителей представлены в работах М. Шоу, Г. Кунц, С. О\'Доннел, Д. Макклелланд, Т. Ю. Базаров, А. В. Карпов, С. М. Морозов, Р. Л. Кричевский, А. М Бандурка и другие. Разные точки зрения на содержание понятия стиля руководства рассмотрены в работах А.Л. Журавлева, В.Ф. Рубахина, Р.Х. Шакурова, Н.В. Ревенко, А.А. Русалиновой, Е.С. Кузьмина, И.П. Волкова, Ю.Н. Емельянова и других. Отечественные концепции о стилях руководства раскрыты в работах А.А.Русалиновой, А.Л.Журавлёва, В.Ф.Рубахина и других. В работах В.В. Бойко, Н. В. Гришина, А. А. Ершов, А. Г. Ковалёв, В. С. Кузьмин, Г. Л. Моченов, М. Н. Ночевник, В. Н. Панферов, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, С. К. Рощин, В. Ф. Рубахин, Г. П. Смолян, А. В. Филиппов и других предложены оригинальные подходы и методы исследования роли руководителя в формировании психологического климата в трудовом коллективе.
Практическая значимость работы заключается в применении результатов исследования в решении проблем, связанных с психологией управления, а именно с расстановкой кадров, оптимизацией психологического климата в коллективе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Выдержка из текста работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Мероприятия по улучшению психологического
климата в коллективе
В каждом трудовом коллективе можно добиться прочного сотрудничества, сплоченности в коллективе, благоприятного психологического климата, если систематически реализовывать ряд мероприятий.
Первоначально должна быть поставлена долговременная цель не менее пяти лет, которая направляется на внедрение инноваций и развитие работников, на повышение качества оказываемых услуг. В целом все мероприятия направленные на улучшение психологического климата, обеспечивают сохранение нормальных деловых отношений, укрепляют взаимное уважение и доверие внутри коллектива.
Внедрение нововведений создает условия творческого напряжения людей, значительно уменьшает возможность возникновения психологических стрессов негативного характера, которые становятся причиной негативного психологического климата в коллективе. Поэтому само принятие нового в коллективе и есть создание климата поощрения инноваций.
В рамках проведения мероприятий, способствующих улучшению психологического климата, каждый руководитель должен заботиться о профессиональном росте, совершенствовании сотрудников, придерживаться следующих рекомендаций:
- задумываться над точностью оценки способностей и склонностей своих работников;
- не пренебрегать «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий ответственности работников;
- чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным;
- использовать стиль руководства, соответствующий конкретной ситуации и особенностям состава сотрудников;
- при неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его качества;
- не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения;
- не использовать в разговоре с подчиненными сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного;
- критика работника должна быть конструктивной и этичной.
Во всех случаях есть, нечто общее, т.е. проблема формирования и управления психологическим климатом, но для практических рекомендаций важен учет конкретных условий деятельности самого руководителя.
В многочисленных теоретических основах для руководителя желающего повысить свою квалификацию, психологическую грамотность и тем самым лучше приспособиться к трудной организационной среде, с целью помочь ему максимально использовать свой потенциал, повысить эффективность своей работы по созданию психологического климата в коллективе представлены следующие рекомендации [26,с.201]:
1. Руководителю трудового коллектива для успешного осуществления своей деятельности по формированию положительного психологического климата в коллективе необходимо постоянно ориентироваться на развитие своих личных качеств, отвечающих конкретным требованиям, предъявляемым характером выполняемой деятельности. В связи с этим требуется систематически проводить исследование личностных качеств руководителя. Это выявит динамику качеств и их колебания, а также позволит знать мнение членов коллектива по этому вопросу.
2. При изучении личностных качеств руководителя с целью нахождения тех из них, которые являются определяющими для успешной деятельности по формированию позитивного психологического климата рекомендуется проводить оценку качеств в трех измерениях:
а) перечень конкретных требований, которые работа предъявляет к руководителю;
б) самооценка руководителя;
в) внешняя оценка руководителя со стороны подчиненных, сослуживцев, а также сопоставление и анализ полученных данных.
В целях дальнейшего развития и укрепления психологического климата в коллективе необходимо продолжить работу по «профилактике радостью», то есть умению радоваться через разнообразие впечатлений, хобби, общение с музыкой, общение с природой и другое.
Ввести в повседневность комплекс мероприятий по снятию нервно-психического напряжения (релаксацию), который включает в себя строгое выполнение режима дня, осуществление компенсации двигательной недостаточности, проведение сенсорного переключения и другое.
К мероприятиям так же относят меры по урегулированию психологического климата в коллективе.
Одним из них является моральное стимулирование трудовой деятельности. Стимулирующее воздействие морали базируется на наличии нравственных побуждений к труду и в рамках системы мотивации и стимулирования персонала организации образует различные формы общественной оценки достижений и заслуг работников. В теоретических основах выделяют четыре основных практических подхода к моральному стимулированию членов трудового коллектива [40, с.182]:
1. Информирование в системе стимулирования персонала.
Информирование как механизм стимулирования персонала посредством систематического обеспечения правильно подобранной правдивой информацией основан на оформлении и распространении визуальными и вербальными средствами разнообразных сведений преимущественно позитивного содержания. Реализуемые задачи:
- трансляция норм, ценностей организационной культуры в широкие массы работающих;
- сообщение работникам о событиях в жизни к коллектива;
- формирование командного (корпоративного) духа в организации;
- повышение уровня лояльности работников;
- развитие сознания у сотрудников о своей роли в коллективе.
2. Организация корпоративных мероприятий.
Корпоративные мероприятия в жизни трудового коллектива выполняют целый ряд важных функций:
- фиксация успеха (в отличие от простой процедуры подведения итогов праздник подчёркивает достижения, успехи компании с позитивной направленностью);
- адаптация (помощь новичкам во вхождении в коллектив);
- воспитание (приобщение к значительным для организации ценностям);
- групповая мотивация (процесс формирования и регулирования отношений в коллективе протекает в неформальной запоминающейся позитивной эмоциональной обстановке);
- рекреация (необходимое отвлечение от трудового процесса, отдых, переключение внимания, развлечение);
- сплочение (на основе эмоционального сближения) и др.
Не менее известным и популярным средством неформального корпоративного общения и сплочения коллектива является сегодня тимбилдинг (в пер. с англ. teambuilding - построение команды). Поскольку на практике организовать тимбилдинг предлагают не только компании, специализирующиеся на проведении внутрифирменных тренингов, но и компании, занимающиеся корпоративными праздниками, то тимбилдингом часто называют и сессии стратегического планирования, и дискуссионные командообразующие тренинги, и \"веревочные курсы\", и игровые развлекательные программы, и корпоративные праздники. Но в отличие от развлекательных мероприятий, тимбилдинг является развивающим тренингом, направленным не только на эмоциональную разгрузку, но и на развитие деловых и личных качеств участников.
3. Награждение лучших работников.
Одним из значимых методов морального стимулирования является официальное признание заслуг посредством награждения лучших работников (коллективов) за отличия в труде, значимые для деятельности организации (общества) и поэтому поощряемые публично и официально.
Главная цель награждения как метода стимулирования персонала - сформировать в коллективе положительное отношение к тем или иным формам достижений, создать и культивировать образ желаемого трудового поведения работников, целевым ориентиром которому служит инициатива, творческий подход и трудовая активность. Необходимым условием эффективности этого метода стимулирования является наличие системы правовых, нравственных взглядов руководителей на развитие организации и ее персонала, на содержание, формы и методы стимулирования и формирование подлинной, глубокой заинтересованности работников в активной трудовой деятельности.
4. Регулирование отношений.
Регулирование взаимоотношений способствует установлению позитивного характера межличностных и межгрупповых взаимоотношений в коллективе. По своей сути эти взаимоотношения представляют собой субъективно переживаемые взаимосвязи между работниками, которые объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых работниками друг на друга в процессе совместной трудовой деятельности и общения. Характер этих взаимосвязей опосредствуется содержанием, целями, ценностями и организацией совместной трудовой деятельности и выступает основой формирования социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Все выше представленные мероприятия по улучшению психологического климата в коллективе имеют общий характер. Конкретная же ситуация всегда уникальна, так как определяется индивидуальностью каждого члена данного коллектива (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, формирование психологического климата в коллективе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько мы успешны за пределами коллектива, от обще-социальных, семейных, возрастных и прочих факторов.
Работа психолога по созданию и становлению благоприятного климата исследуемых нами в педагогических коллективах зачастую отходит на второй план. Это связано с тем, что работа всего коллектива направлена на обучение и развитие детей. Тем не менее, педагогам также требуется систематическая психологическая помощь и поддержка.
С целью улучшения климата в коллективе и правильного распределения ролей и статусов психологи традиционного применяют деловые игры и психологические тренинги на сплочение коллектива.
В сплочённом коллективе люди не должны быть одинаковые, но в процессе деятельности они должны дополнять друг друга. Поэтому нужна оптимальная психологическая совместимость.
В приложении Д представлены деловые игры и психологические тренинги на развитие и сплочение коллектива, которые апробированы на педагогических коллективах г. Октябрьского Республики Башкортостан.
Заключение
В психологии управления руководитель представляет наибольший интерес как деятель, вносящий личный вклад в создание материальных и духовных благ. Роль и значение руководителя значительно возросли в настоящее время. Стиль руководства и личные качества руководителя как факторы развития социально-психологического климата в коллективе, обсуждаются достаточно широко, но единого мнения по рассматриваемой нами проблеме нет. Многие вопросы по данной проблеме рассматриваются косвенно, что так же определяет актуальность выбранной нами темы.
Вопрос взаимосвязи между эффективностью работы трудового коллектива и ее социально-психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей. Руководители должны большое внимание уделять человеческим качествам своих подчинённых, их способности решать проблемы на работе, постоянно быть готовым к изменению стиля руководства.
Проведённые нами исследования показали, что работа имеет актуальность на данный момент времени, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчинёнными. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу коллектива, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умения их применять. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В особенности в сфере психологии.
Целью нашего исследования было провести теоретический анализ и выявить индивидуально – психологические качества личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, определяющих его влияние на психологический климат в трудовом коллективе на примере пяти трудовых коллективов г.Октябрьский Башкортостан. Проведя ряд исследований можно отметить, что характер психологического климата в коллективе зависит от всех членов коллектива, но решающую роль в его создании играет руководитель, его стиль руководства.
В практической деятельности руководитель не должен использовать один стиль руководства. Он должен постоянно корректироваться в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями, кроме того, создание положительного психологического климата в коллективе является его непосредственной обязанностью. Морально-психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к их общему делу, но этим не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношении людей к миру, на системе ценностных ориентаций личности.
Согласно нашим исследованиям из множества личностных качеств, черт личности руководителей в исследуемой нами группы на психологический климат в коллективе положительное влияние оказывают эмоциональная устойчивость, развитое воображение, дипломатичность в общении с сотрудниками, радикализм. Отрицательное влияние производят проявления доминантности, нонконформизма, эмоционального напряжения.
Положительный психологический климат не является продуктом спонтанного развития группы, не может возникнуть сам собой. Это награда за упорный, целенаправленный и длительный труд всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, можно представить ряд рекомендаций руководителям исследуемых трудовых коллективов для создания и поддержания положительного психологического климата:
- применять технику владения внушением, убеждением с подчинёнными;
- вести постоянную работу по оценке морально-психологического климата в коллективе;
- знать какие существуют стили руководства и лидерства, и умело оперировать ими;
- уметь снимать внутреннее напряжение коллектива, когда это необходимо;
- уметь всегда поддержать своих подчинённых в каких-либо начинаниях;
- уметь объективно оценивать положительные черты характера своих подчинённых и развивать их;
- использовать различные стили руководства, в зависимости от ситуации, методов руководства. Однако лучше всего придерживаться коллегиального (демократического) стиля, и при решении общих задач учитывать мнение сотрудников;
- быть требовательным не только к подчинённым, но и себе, стремиться совершенствоваться;
- искать подход к каждому сотруднику, учитывая его личные особенности (характер, темперамент и т.д.), а также его деловые качества;
- в качестве стимулирования чаще использовать поощрения, премии;
- учиться предотвращать назревающие конфликты и разрешать уже возникшие, с наименьшим ущербом;
- проявлять гибкость и умение идти на компромисс при убеждении других.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2010.- 263 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2009.- 224с.
3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. - М., 2013.- 501с.
4.Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М., 2011.- 336с.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ , 2012. - 528 с.
6. Болотова А. К. Прикладная психология: Учебник для вузов / А. К. Болотова. - М.: ГАРДАРИКИ , 2006. - 382 с.
7. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: МПСИ, Воронеж НПО «МОДЭК», 2004.- 320 с.
8. Вересов Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. Книга для руководителя. - М.: МПСИ: Флинта, 2011.- 112 с.
9. Вересов Н.Н. Психология управления. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 224 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М.: “ЧеРо”, 2012.- 336 с.
11. Глуханюк Н.С., Дъяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. - М.: МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2012.- 224 с.
12. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Издательство \"Питер\", 2010. - 464с.
13. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива./Под ред. Щороховой Е.В. – М., 2009.
14. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Уч-к. М.: МПСИ, 2009. - 336 с.
15. Ермолаева М. В. Психология развития: 3-е изд., стереотип. - М.: МПСИ, 2011. - 376 с
16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб: Питер, 2013.- 400 с.
17. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. – СПб, 2009.
18. Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание \"Наука\", 2006.- 340 с.
19. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. 2-е изд-е. - М.: Флинта, МПСИ, 2012.- 648 с.
20. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2013.- 544 с.
21. Истратова О. Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 376 с.
22. Завьялова Ж. Самооценка руководителя. – М., 2014.- 278с.
23. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - Питер, 2009.- 810 с.
24. Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.- 384 с.
25. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2008.- 992 с.
26. Купер К. Индивидуальные различия. Перев.с англ. Т.М. Марютиной. Под ред. И.В.Равич - Щербо.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 527 с.
27. Карделл Фрэнк. Психотерапия и лидерство. - Спб.: Изд-во “Речь”, 2007.- 234 с.
28. Куницын В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное взаимодействие. - СПб.: \"Питер\", 2011. - 544 с.
29. Кишкель Е.Н. Социология и психология управления: Учеб.пособие - М.: Высш. Шк., 2010. - 296 с.
30. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011.- 318 с.
31. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства и основные направления его исследования // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2010.- 475 с.
32. Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно: Психология успешного общения. 2-е изд. - М.: Добрая книга, 2013. - 400 с.
33. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред-й А.А. Бодалёва - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007.- 400 с.
34. Майерс Д. Социальная психология.- Спб.: Питер, 2008.- 688 с.
35. Малышев К.Б. Психология управления: Научно-методическое пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 144 с.
36.Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. - СПб.: Речь, 2009. - 304 с.
37. Машков В.Н. Психология управления. - С-Пб: Изд-во В.А. Михайлова, 2010. - 208 с.
38. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. /Под ред. Ядова В.А. - Изд-во \"Наука\", 2010. -192 с.
39. Петpовский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива.- М.: Просвещение, 2008. - 600 с.
40. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2013. - 448 с.
41. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.- Спб.: Питер, 2013.- 528 с.
42. Прикладная социальная психология. Под ред. А.Н.Сухова и А.А.Дергача.- М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 2008.- 688 с.
43. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. В 2 томах. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2009.- 608 с.; 576 с.
44. Розанова В.А. Психология управления.- М.: ЗАО \"Бизнес – школа\" Интел-Синтез, 2012. - 400с.
45. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.- Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2005.- 672с.
46. Словарь практического психолога / Составитель Головин С.Ю. – М., 2005.
47. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 512с.
48. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. – М.: Изд-во МСК ун-та, 2008.
49. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие.- Мн.: Харвест, 2013. - 640 с.
50. Хейс. Принципы сравнительной психологии. - М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2009. - 304 с.
51. Цандер Э. Практика управления.- М.: ИНФРА- 2013.- 485с.
52. Чалдини Р. Влияние. Психология убеждения. /Пер. с англ. - Минск: Попурри , 2006. - 461 с.
53. Шакуров Р.Х. Совершенствовать стиль руководства. - Народное образование, 2004.- № 3 - с.127-133.
54. Шапарь В. Б. Вооруженный нейтралитет, или Психология безопасного общения. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 316 с.
Тема: | «Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на психологический климат в коллективе» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 77 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе
81 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
1.1. Понятие «стиль руководства» в отечественной и зарубежной психологии….71.2. «Понятия «психологический климат коллектива» в теоретических источниках…11РазвернутьСвернуть
1.3. Методы коррекции стиля руководства, способствующие улучшению психологического климата в коллективе….16
Выводы по 1 главе….23
2 ГЛАВА. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1. Характеристика выборки и методик исследования….26
2.2. Количественные характеристики полученных результатов….…32
2.3.Результаты математической обработки данных и их интьерпретация….…42
Выводы по 2 главе….…56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…61
-
Магистерская работа:
Взаимодействие стиля управления руководителя на психологический климат в педагогическом коллективе
97 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения стиля управления и социально-психологического климата в образовательном учреждении 71.1 Понятие социально-психологического климата в коллективе, его структура и факторы 7РазвернутьСвернуть
1.2 Стили управления и их психологические особенности 29
1.3 Взаимосвязь стиля управления коллективом и социально-психологического климата в коллективе 38
2 Эмпирическое исследование влияния стиля управления на социально-психологический климат в организации 51
2.1 Планирование и организация эмпирического исследования 51
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 56
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 69
3 Разработка программ коррекции стиля руководства и социально-психологического климата педагогического коллектива 74
3.1 Программа коррекции стиля руководства 74
3.2 План-программа формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе 76
3.3 Эффективность предложенным мероприятий 85
Заключение 90
Список литературы 94
-
Дипломная работа:
Воздействие стиля руководства на психологический климат в коллективе
72 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования стиля руководства 7
1.1. Характеристика стилей руководства 71.2. Формирования стиля руководства 11РазвернутьСвернуть
1.3. Психологические моменты организации стилей 19
1.4. Способы реализации стиля руководства в коллективе 22
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое изучение воздействия стиля руководства на психологический климат в коллективе 28
2.1 Характеристика кадровых возможностей 28
2.2 Технология проведения диагностики 32
2.3 Обрабатывание и трактовка результатов 36
Выводы по второй главе 54
Заключение 58
Список используемой литературы 62
Приложение 63
-
Курсовая работа:
Психологические особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе
50 страниц(ы)
Введение….….….3
Глава 1. Теоретическое исследование проблем взаимоотношений в педагогическом коллективе
1.1. Понятие взаимоотношений и психологического климата в коллективе….….…81.2. Особенности взаимоотношений и психологического климата в пе-дагогическом коллективе .16РазвернутьСвернуть
1.3. Взаимосвязь взаимоотношений и психологического климата…
Выводы по первой главе . 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе
2.1. Организация и методы исследования .24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи психологического климата и особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе .27
Выводы по второй главе….33
Заключение .34
Список использованной литературы .36
Приложение
-
Дипломная работа:
Влияние личностных характеристик и мотивации к работе на успешность профессиональной деятельности
75 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Эффективность деятельности и профессиональная адаптация 71.2 Профессиональная мотивация 14РазвернутьСвернуть
1.3 Успешность профессиональной деятельности 17
2. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И МОТИВАЦИИ К РАБОТЕ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Влияние мотивации на эффективность деятельности работника 29
2.2 Влияние личностных характеристик на профессиональную деятельность 31
2.3 Как повысить мотивацию сотрудников 34
3. ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ И МОТИВАЦИЙ ЧЕЛОВЕКА НА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАБОТЕ 39
3.1 Организация исследования 39
3.2 Анализ результатов исследования на констатирующем этапе 40
3.3 Коррекционная программа для повышения мотивации и эффективности в работе 46
3.4 Анализ результатов коррекционной программы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61-74
-
Дипломная работа:
Социально-психологические особенности инновационного процесса в организации
89 страниц(ы)
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы инноваций и инновационной деятельности в организации 5
1.1. Понятие инновации и инновационного процесса 51.1.1. Понятие инновации, её сущность и основные критерии 5РазвернутьСвернуть
1.1.2. Классификация инноваций 13
1.1.3. Общая характеристика инновационного процесса 16
1.2. Сущность и основные направления инновационной деятельности в организации 24
1.2.1. Понятие и основные направления инновационной деятельности 24
1.2.2. Организация управления инновационной деятельностью 27
1.2.3. Методы внедрения инноваций в организации 32
Глава 2. Социально-психологические особенности инновационного процесса в организации 38
2.1. Конфликтное изменение ситуации 41
2.2. Социально-психологические особенности инноваций 44
2.3. Социально-психологический климат в коллективе 59
Глава 3. Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы (на примере аптечной сети «Виола») 67
3.1. Общая характеристика организации 67
3.2. Анализ трудовых ресурсов 69
3.3. Инновационная деятельность в аптечной сети «Виола» 72
3.4. Анализ социально-психологического климата в коллективе аптечной сети «Виола» 73
3.4. Разработка и обоснование предложений по улучшению работы аптечной сети «Виола» 79
Заключение 82
Список литературы 85
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки
105 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ …3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….7
1.1. Морально-нравственные качества школьника и их развитие ….…71.2. Урок музыки как форма морально-нравственного воспитания школьника….…25РазвернутьСвернуть
Выводы по первой главе….….37
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….38
2.1. Формы и методы морально-нравственного воспитания школьника
на уроках музыки.….….….….….38
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты ….…49
Выводы по второй главе….….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….….….66
ПРИЛОЖЕНИЕ….….71
-
Магистерская работа:
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ В РАМКАХ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
78 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЧИНЕНИЕ В СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Особенности экзаменационной модели ОГЭ по русскому языку.71.2. Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения.10РазвернутьСвернуть
1.3. Сочинение-рассуждение как средство формирования коммуникативных навыков обучающихся в основной школе 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированное™ коммуникативной компетенции учащихся 9 класса 21
2.2. Этапы работы над сочинением ОГЭ по русскому языку 30
2.2.1. Алгоритм выполнения задания 15.1 31
2.2.2. Алгоритм выполнения задания 15.2 43
2.2.3. Алгоритм выполнения задания 15.3 47
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА III. БАНК ТЕКСТОВ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74 -
ВКР:
Роль омонимов в создании образности в детской поэзии
57 страниц(ы)
Эчтәлек
Беренче бүлек. Балалар өчен язылган әсәрләрдә сүз-сурәт тудыру чаралары.
1.1.Татар балалар әдәбиятының төп үзенчәлекләре.1.2. Балалар өчен язылган шигырьләрдә сурәтлелек.РазвернутьСвернуть
Икенче бүлек. Балалар өчен язылган шигырьләрдә омонимнарның бирелеш үзенчәлекләре.
2.1. Омонимнар турында төшенчә, аларның төрләре.
2.2. Омонимнар ярдәмендә сурәт тудыру мөмкинлекләре
2.3. Мәктәптә “Омонимнар” темасын өйрәнү.
Йомгаклау.
Кушымта.
Библиография.
-
ВКР:
80 страниц(ы)
Эчтәлек
1. Федераль дәүләт стандарты һәм аның белем бирүдәге роле 7
1.1 Федераль дәүләт стандарты һәм аның үзенчәлекләре 71.2 ФГОСның икенче буынына күчү шартларында татар теле методикасына караган үзгәрешләр 17РазвернутьСвернуть
1.3 ФГОСның икенче буынына күчү шартларында татар теленә укытуда яңа педагогик технологияләр 26
1.4 Универсаль уку гамәлләрен формалаштыруда иҗади үсеш технологиясе 32
2. Рус мәктәпләрендә татар телен укыту үзенчәлекләре 34
2.1 Рус мәктәпләрендә татар теле укытуның бурычлары һәм максатлары 34
2.2 Рус мәктәпләрендә татар теле укытуның фәнни нигезләре 36
2.3 Укытуның психологик принциплары 40
3. Татар телен лингвокультурологик аспектта укытуның нигезләре 44
3.1 Тел һәм мәдәният 44
3.2 Татар телен лингвомәдәни аспектта укытуның үзенчәлекләре 54
3.3 Мәдәниятара компетенция формалаштыру юллары 66
Йомгак 69
КУЛЛАНЫЛГАН ӘДӘБИЯТ ИСЕМЛЕГЕ 73
-
Дипломная работа:
Разработка информационно-маркетингового web-сайта для цветочного магазина
64 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Информационный ресурс цветочного магазина 6
1.1 Деятельность цветочного магазина 6
1.2 Средства разработки web-сайта 121.3 Маркетинг организации на основе web-сайта 16РазвернутьСвернуть
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Проектирование web-ресурса цветочного магазина 23
2.1 Организационная структура предприятия 23
2.2 Техническая документация на программный продукт 28
2.3 Описание информационно-маркетингового web-сайта 32
Вывод по второй главе 41
Глава 3. Тестирование, внедрение и сопровождение web-сайта 43
3.1 Тестирование web-сайта 43
3.2 Внедрение и сопровождение 50
Выводы по третьей главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 59
-
Дипломная работа:
Восточные мотивы в творческой биографии Байрона
96 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Первое путешествие Байрона по Востоку и «восточные поэмы» 1813 – 1816-х гг. 12
Содержание дефиниции «творческая биография» 12Англичане и Восток в первой четверти XIX в. 13РазвернутьСвернуть
Причины путешествия Байрона на Восток 15
2.3. Начало путешествия на Восток: Турция и Греция 21
2.4. Малая Азия и Стамбул 34
1.6. Возвращение в Грецию 36
1.7. Основные мотивы «восточных поэм» 1813 – 1816 гг. 40
Выводы к 1 главе 50
Глава 2. Творческие итоги второго путешествия Байрона по Востоку 52
2.1. Причины отъезда Байрона из Англии 52
2.2. Жизнь в греческой Кефалонии 61
2.3. Миссолонги 67
2.4. «Исключительный герой» в поэме Дж. Г. Байрона «Мазепа» 76
Выводы ко 2 главе 84
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ НА ВЫЯВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НА ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА И РАЗВИТИЕ ИХ ЛИЧНОСТИ 85
3.1. Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы 85
3.2. Специфика внеклассной работы по литературе в 11 классе МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово, характеристика данного класса, планирование предстоящего занятия с учетом особенностей класса 88
3.3. Анализ организации внеклассных мероприятий по литературе в 11 классе МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово 91
Выводы к 3 главе 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
Список литературы 96
-
Дипломная работа:
Педагогические условия развития восприятия джазовой музыки у школьников средних классов
85 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия джазовой музыки у учащихся средних классов 81.1. Музыкальное восприятие учащихся как социокультурная и психолого-педагогическая проблема 8РазвернутьСвернуть
1.2. Стилистические особенности джазовой музыки 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию восприятия джазовой музыки у учащихся средних классов 32
2.1 Педагогические условия развития восприятия джазовой музыки у учащихся средних классов 32
2.2 Педагогический эксперимент и его результат 38
Выводы по второй главе 52
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложение 63
-
Дипломная работа:
Методика обучения передвижения на лыжах детей старшего школьного возраста
74 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ.….
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ….
1.1. Виды и способы передвижения на лыжах….1.2. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста….РазвернутьСвернуть
1.3. Особенности методики обучения передвижения на лыжах детей старшего школьного возраста….
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…
2.1. Методы исследования….
2.2. Организация исследования….
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…
3.1. Результаты исследования….
3.2. Обсуждение результатов исследования…
ВЫВОДЫ….….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….….
ПРИЛОЖЕНИЯ…
-
Дипломная работа:
38 страниц(ы)
Введение ….3
Глава 1. Теоретические основы обучения фонетике на начальном этапе ….7
1.1.Стандарты второго поколения: требования школьных программ к обучению фонетике на начальном этапе….71.2.Обучение фонетике как методическая проблема….….11РазвернутьСвернуть
Выводы по главе 1….16
Глава 2. Методика формирования фонетических навыков….…17
2.1.Подходы к формированию фонетических навыков….17
2.2.Этапы работы с произношением….21
2.3.Система упражнений по формированию фонетических навыков….24
2.3.1.Типы фонетических упражнений…24
2.3.2.Рифмовки как средство формирования фонетических навыков.….28
Выводы по главе 2….30
Заключение….32
Список использованной литературы…35
-
Дипломная работа:
Разработка автоматизированного рабочего места заведующего
53 страниц(ы)
Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Анализ предметной области 7
1.1 Актуальность проблемы 7
1.2 АРМ: основные понятия 101.3 Описание предметной области 22РазвернутьСвернуть
Выводы 26
Глава 2. Разработка АРМ заведующего организационно-методическим отделом культурно-досугового центра 27
2.1 Постановка задачи на разработку АРМ 27
2.2 Проектирование UML диаграммы вариантов использования 28
2.3 Проектирование инфологической модели 29
2.4 Построение даталогической модели 32
Выводы 40
Глава 3. Реализация. Интерфейс пользователя 41
3.1 Реализация АРМ в Microsoft Office Access 2007 41
3.2 Интерфейс пользователя 46
Выводы 49
Заключение 50
Список использованных источников и литература 51