У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Методическое обеспечение лекционных занятий по курсу “Евклидово пространство” для студентов направления “Педагогическое образование”» - Дипломная работа
- 90 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
Введение….…4
Глава 1. Общая теория кривых второго порядка….5
1.1 Общее уравнение кривой второго порядка….5
1.2 Инварианты кривой второго порядка….11
1.3 Асимптотические направления…16
1.4 Пересечение кривой с прямой….18
1.5 Касательная к кривой…20
1.6 Асимптота кривой второго порядка….…21
1.7 Диаметр кривой второго порядка….24
1.8 Центр кривой….25
1.9 Вид уравнения если начало координат совпадает с началом кривой….27
1.10 Вид уравнения если оси координат направлены по сопряженным направлениям относительно кривой….….27
1.11 Главные направления кривой второго порядка….28
1.12 Главные диаметры….….30
1.13 Приведение кривой второго порядка к каноническому виду с помощью инвариантов….…33
Глава 2. Преобразование плоскости и пространства….36
2.1 Преобразование плоскости….36
2.2 Композиция отображений….…37
2.3 Линейное отображение….39
2.4 Изменение координат вектора при линейном отображении….39
2.5 Произведение преобразований….…45
2.6 Движение плоскости….….47
2.7 Формулы движений….48
2.8 Виды движений….49
2.9 Поворот. Вращение….53
2.10 Формулы поворота….54
2.11 Центральная симметрия….56
2.12 Осевая симметрия…58
2.13 Теоремы о композиции осевой симметрии….62
2.14 Классификация движений двух осевых симметрий….64
2.15 Группа движений.…67
2.16 Преобразование подобия. Гомотетия….70
Глава 3. Изображение плоских и пространственных фигур при параллельном проектировании….75
3.1 Параллельное проектирование….….76
3.2 Изображение плоских фигур….…74
3.3 Изображение пространственных фигур. Изображение многогранника.79
Заключение….87
Литература…88
Введение
Данное методическое пособие предназначено для студентов первого курса направления “Педагогическое образование”.
Цель преподавания курса геометрии в педагогическом университете для студентов направления "Педагогическое образование" состоит в том, чтобы сформировать в сознании будущего специалиста представление об основных понятиях и методах геометрии на высоком теоретическом и практическом уровне в соответствии с современной математической наукой.
В методическое пособие вошли следующие разделы: общая теория кривых второго порядка, преобразование плоскости и пространства, изображение плоских фигур при параллельном направлении.
В данном методическом пособии уделено большое внимание профессиональной направленности, в частности, приложениям изучаемых методов к доказательству теорем и решению задач.
Выдержка из текста работы
Глава 1. Общая теория кривых второго порядка
1.1Общее уравнение кривой 2-го порядка
Общее уравнение кривой второго порядка имеет вид:
Ɣ:а_11 x^2+2a_12 xy+a_22 y^2+2a_10 x+2a_20 y+a_00=0(1)
Или, используя правило суммирования по Энштейну:
a_ij x^i x^j+2a_10 x^i+a_00=0(1’)
i,j =1,2
a_ij x^i x^j=a_i1 x^i x^1+a_i2 x^i x^2=a_11 x^1 x^1+a_21 x^2 x^1+a_12 x^1 x^2+a_22 x^2 x^2
a_ij x^i x^j=a_11 (x^1 )^2+2a_12 x^1 x^2+a_22 (x^2 )^2
a_ij ,a_i0 ,a_00 - действительные числа
(x=x^1)¦(y=x^2 )|-переменные
1. Приведение уравнения криво 2-го порядка к каноническому виду,с помощью преобразования системы координат.
Если система координат выбрана так, чтобы оси координат были направлены по осям симметриикривой, то уравнение кривой принимает канонический вид (рис. 1)
x^2/a^2 +y^2/b^2 =1
Рис.1
Если система координат выбрана произвольно (направление осей координат не совпадает с осями симметрии кривой, то уравнение кривой принимает общий вид (1)
Рис.2
Задача состоит в том, чтобы подобрать новую систему координат, оси, которой направлены по осям симметрии кривой (рис.2), а центр кривой совпадает с началом координат. И уже в новой системе координат уравнение кривой будет каноническим.
х^2/a^2 ±y^2/b^2 =1
y^2=2px
Зададим преобразование в системе координат в виде (2)(поворот на угол α):
{█(x=x^' cos∝-y^' sin∝@y^'=x^' sin∝+y^' cos∝)┤(2)
(2)→F(x,y)=a_11 (x^' cos∝-y^' sin∝)^2+2a_12 (x^' cos∝-y^' sin∝)(x^' sin∝+y^' cos∝)+a_22 (x'sin∝+y'cos∝)^2+2a_10 (x^' cos∝-y^' sin∝)+
+F(x^',y^' )=a_11 (x^('^2 ) 〖cos〗^2∝-2x^' y^' sin∝cos∝+y^('^2 )+2a_12 (x^('^2 ) sin∝cos∝+x^' y^' (〖cos〗^2∝-〖sin〗^2∝)-y^('^2 ) sin∝cos∝) )+a_22 (x^('^2 ) 〖sin〗^2∝+2x^' y^' sin∝cos∝+y^('^2 ) 〖cos〗^2∝+2a_10 (x^' cos∝-y^' sin∝)+〖2a〗_20 (x^' sin∝+y^' cos∝)+a_00=0
F(x^',y^' )=a_11^' x^('^2 )+2a_12^' x^' y^'+a_22^' y^('^2 )+2a_10^' x^'+2a^' y^'+a_00^'=0,
где
{█(〖a'〗_12=a_11 〖cos〗^2 α+2a_12 α cosα+a_22 〖sin〗^2 α@〖a'〗_12=-a_11 sin〖α cos〖α+a_12 (〖cos〗^2 α-〖sin〗^2 α+a_22 sin〖α cosα 〗 〗 〗@〖a'〗_22=a_11 〖sin〗^2 α-2a_12 sin〖α cosα 〗+a_22 〖cos〗^2 α@〖a'〗_20=-a_10 sin〖α+a_20 cosα 〗@〖a'〗_00=a_00 )┤
Приведем квадратичную часть уравнения кривой к каноническому виду.Другими словами, подберем такой угол ∝, чтобы 〖a^'〗_12=0
a_12^'=-a_11 sin∝cos∝+a_12 (〖cos〗^∝∝-〖sin〗^2∝)+a_22 sin∝cos∝=0
〖-a〗_11 tg∝+a_12-a_12 〖tg〗^2∝+a_22 tg∝=0
k=tg∝
a_12 k^2+(a_22-a_11 )k+a_12= 0
k_1,2=(a_22-a_11+√((a_22-a_11 )^2+〖4a〗_12^2 ))/〖2a〗_12
Дискриминант
〖(a〗_22-a_11 )^2+〖4a〗_12^2>0,
∃ ∝,для которого 〖a'〗_12=0и уравнение кривой 2-го порядка примет вид:
γ^': 〖a'〗_11 x^('^2 )+〖a'〗_12 y^('^2 )+〖2a'〗_10 x^'+2〖a'〗_20+〖a'〗_00=0 (3)
Обозначим
〖a'〗_11=λ_1 〖a'〗_22=λ_2
Получим
γ^': λ_1 x^('^2 )+λ_2 y^12+〖2a^'〗_10 x^'+2〖a^'〗_20 y^'+a_00=0 (3^' )
Возможны следующие случаи:
Iλ_1 λ_2≠0 –центральныекривые
II λ_1 λ_2=0, одно из λ=0 – параболические кривые
Заметим, что оба λ одновременно не могут обращаться в нуль, т.к. квадратная часть обратится в нуль. Рассмотрим эти случаи подробно.
I Пусть〖 λ〗_1 λ_2≠0
Выберем новое начало системы координат, так чтобы линейная часть уравнения (3^' )обратилась в нуль.
{█(x^'=x^''+x_0@y^'=y^''+y_0 )┤(4)
Уравнение (4) подставляем в (3^' )
(3^' ) и (4)→ λ_1 (x^''+x_0 )^2+λ_2 (y^''+y_0 )^2+〖2a^'〗_10 (x^''+x_0 )+
+〖2a^'〗_20 (y^''+y_0 )=0
λ_1 (〖x^''〗^2+〖2a〗_0 x^''+x_0^2 )+λ_2 (〖y^''〗^2+〖2y〗_0 y^''+y_0^2 )+〖2a^'〗_10 (x^''+x_0 )+〖2a^'〗_20 (y^''+y_0 )+a_00=0
{█(〖a''〗_10=λ_1 x_0+〖a'〗_10=0@〖a'〗_20=λ_2 y_0+〖a'〗_20=0)┤
Так какни одно изλ_1 иλ_2 не равны нулю, система имеет единственное решение.
x_0=-〖a'〗_10/λ_1
y_0=-〖a'〗_20/λ_2
Существует единственная точка O^' (x_0,y_0 )-новое начало системы координат, в котором уравнение кривой принимает вид:
λ_1 〖x^''〗^2+λ_2 〖y^''〗^2+〖a^''〗_00=0,
где 〖a''〗_00=λ_1 x_0^2+λ_2 y_0^2+〖2a'〗_10 x_0+〖2a'〗_20 y_0+a_00
Возможныследующие варианты:
〖a) λ〗_1 и λ_2- имеют одинаковые знаки
λ_1 λ_2>0
〖a''〗_00- имеет противоположный знак с λ_i, уравнение приходит к виду
λ_1 〖x''〗^2+λ_2 〖y''〗^2=〖-a〗_00
Если оба λ>0 приходим к уравнению
〖x''〗^2/a^2 +〖y''〗^2/b^2 =1 – каноническое уравнение эллипса.
Если оба λ<0, получим уравнение
-〖x''〗^2/a^2 -〖y''〗^2/b^2 =1 - мнимый эллипс
Если 〖a''〗_00=0, то уравнение принимает вид:
λ_1 〖x''〗^2+λ_2 〖y''〗^2=0 - пара пересекающихся комплексно сопряженных прямых.
б) Пустьλ_1 λ_2≠0
λ_1 λ_2<0
Уравнение кривой приводится к виду:
λ_1 〖x''〗^2+λ_2 〖y''〗^2=〖-a''〗_00
〖x''〗^2/a^2 -〖y''〗^2/b^2 =1- каноническое уравнение гиперболы
Если〖a''〗_00=0, то мы приходим к уравнению
λ_1 〖x''〗^2+λ_2 〖y''〗^2=0
(√(λ_1 ) x^''+√(λ_2 ) y^'' )(√(λ_1 ) x^''-√(λ_2 ) y^'' )=0– пара действительных пересекающихся прямых
II Пусть дно из λ=0
λ_1 λ_2=0,
Например,
λ_2=0
λ_1 x^2+〖2a'〗_10 x+〖2a'〗_20 y+a_00=0
Это уравнение можно записать в виде:
y=px2+qx+к – уравнение параболы
Если 〖a'〗_20=0, то приходим к уравнению
λ_1 〖x'〗^2+〖2a'〗_10 x^'+a_00=0получаем квадратное уравнение относительно x'
Пусть〖x'〗_1 и 〖x'〗_2корни этого уравнения(действительные или комплексные) тогда уравнениекривой запишется в виде:
λ_1 (x-x_1 )(x-x_2 )=0
Парабола в этом случае распадается на пару параллельных прямых, если корни совпадают – на пару совпавших прямых.
Таким образом общее уравнение кривой 2-го порядка, с помощью преобразования системы координат всегда можно привести к каноническому виду.
1.2Инварианты кривой второго порядка
Ɣ:а_11 x^2+2a_12 xy+a_22 y^2+2a_10+2a_20 y+a_00=0 (1)
δ-определитель квадратичной части.
δ=|■(a_11&a_12@a_12&a_22 )|
∆=|■(a_11&a_12&a_10@a_12&a_22&a_20@a_10&a_20&a_00 )|
S=a_11+a_22
Можно показать, что при переходе от ортонормированного репера R{0,(i,) ⃗j ⃗} к ортонормированному реперу R'{0’,(i',) ⃗j ⃗'}по формулам:
{█(x=x^' cos∝-y^' sin∝+x_0@y=y^' sin∝+y^' cos∝+y_0 )┤
δ=δ'
∆=∆'
S=S'
Это говорит о том, что δ,∆,S не зависит от выбора системы координат, т.е. являютсяортогональными инвариантами уравнениякривой второго порядка.
Раз эти величины не зависят от выбора системы координат, значит они отвечают за геометрию кривой.
С помощью поворота системы координат на угол ∝можно выбрать направление осей координат по главным направлениям кривой, и квадратичная часть уравнения приведется к каноническому виду:
Y’(x’,y’)=Y^' (x^',y^' )=〖a'〗_11 〖x'〗^2+〖a'〗_22 〖y'〗^2
Обозначим〖a'〗_11=λ_1
〖a'〗_22=λ_2
Получим,
Y^'=λ_1 〖x'〗^2+λ_2 〖y'〗^2
δ^'=|■(λ_1&0@0&λ_2 )| =λ_1 λ_2
S=a_11+a_22=〖a'〗_11+〖a'〗_22=λ_1 〖+λ〗_2
гдеλ_i-корни уравнения.
λ^2-Sλ+δ=0 (2)
Уравнение (2)- характеристическое уравнение кривой 2-го порядка.
Таким образом, любое уравнение кривой 2-го порядка с помощью поворота системы координат всегда можно привести к виду:
F’(x’,y’)=λ_1 〖x'〗^2+λ_2 〖y'〗^2+〖2a〗_10 x^'+〖2a〗_20 y^'+a_00=0 (1')
Дальнейшее исследование разбивается на два класса:
I Центральные кривые(δ≠0)
II Параболические кривые(δ=0)
I С помощью переноса начала координат в точку O^' (x_0,y_0)
{█(х=ξ+х_0@y=η+y_0 )┤
приведем уравнение (3) к виду(1)
a_11 (ξ+x_0 )^2+〖2a〗_12 (ξ+x_0 )(η+y_0 )+a_22 (η+y_0 )^2+〖2a〗_10 (ξ+x_0 )+
+〖2a〗_20 (η+y_0 )+a_00=0
Получим:
a_11 ξ^2+2a_12 ξη+a_22 η^2+2(a_11 x_0+a_12 y_0+a_10 )ξ +2(a_12 x_0+a_22 y_0+a_20 )η+a_11 x_0^2+〖2a〗_12 x_0 y_0+a_22 y_0^2+〖2a〗_10 x_0+〖2a〗_20 y_0+a_00=0
Для того чтобы линейная часть уравнения обратилась в нуль, необходимо и достаточно чтобы:
{█(a_11 x_0+a_12 y_0+a_10=0@a_12 x_0+a_22 y_0+a_20=0)┤ (4)
Определитель системы (4)
δ=|■(a_11&a_12@a_12&a_22 )|≠0
Система (4) имеет единственное решение, т. е. другими словами существует единственная точкаO^' (x_0,y_0) в которой линейная часть уравнения кривой обращается в нуль. Таким образом, мы приходим к уравнению:
λ_1 〖x^'〗^2+λ_2 〖y^'〗^2+a_00=0
а) Пусть λ_1 и λ_2 имеют разные знаки, т.е. λ_1 λ_2<0
λ_1 〖x^'〗^2+λ_2 〖y^'〗^2=〖a'〗_00 (5)
Откуда получаем
x^2/a^2 -y^2/b^2 =1 – каноническое уравнение гиперболы
В уравнении (5) найдем〖a'〗_00:
∆^'=|■(λ_1&0&0@0&λ_2&0@0&0&〖a'〗_00 )|=λ_1 λ_2 〖a'〗_00
δ^'=|■(λ_1&0@0&λ_2 )|=λ_1 λ_2=δ, получим
∆=δ〖a'〗_00 т.е.〖a'〗_00=∆/δ
Окончательно мы приходим к уравнениюкривой:
λ_1 〖x'〗^2+λ_2 〖y'〗^2+∆/δ=0
1)λ_1 λ_2>0 т.е. δ>0
λ_1 〖x'〗^2+λ_2 〖y'〗^2+∆/δ=0
Если знакиλ_iи ∆ совпадают, то
а) x^2/a^2 +y^2/b^2 =1 – эллипс
или
б) x^2/a^2 +y^2/b^2 =-1 – мнимый эллипс
3) λ_1 λ_2<0 т.е. δ<0
x^2/a^2 -y^2/b^2 =1 – гипербола
в) Если ∆=0
λ_1 〖x'〗^2+λ_2 〖y'〗^2=0– имеем пару комплексно-сопряженных пересекающихся прямых.
II.Параболический случай
δ=0, λ_1=0,〖 λ〗_2≠0
δ=λ_1 〖 λ〗_2=0
Уравнение кривой принимает вид
λ_2 〖y'〗^2+〖2a〗_10 x^'+〖2a〗_20 y^'+a_00=0
Перенесем новое начало в вершину параболы
∆^'=|■(0&0&a_10@0&λ_2&a_10@a_10&a_20&a_00 )| = -λ_2 a_10^2
а) ∆^'≠0 то a_10≠0〖 т.к y〗^2=2px
б) Пусть ∆^'=0,тогда a_10=0
Уравнение кривой принимает вид:
λ_2 〖y'〗^2+〖2a〗_10 y'+a_00=0
Если y1 и y2 – корни уравнения то, уравнение приводится к виду
λ_2 (y-y_1 )(y-y_2 )=0 – пара параллельных или совпавших прямых
По основным инвариантам можно классифицировать кривые:
Таблица 1.
№ δ ∆≠0 ∆=0
1 δ>0
криваяэллиптического типа Эллипс действительный или мнимый Пара пересекающихся комплексно-сопряженных прямых.
2 δ<0
кривая гиперболического типа Гипербола Пара пересекающихся действительных прямых.
3 δ=0
кривая параболического типа Парабола Пара параллельных илисовпавших прямых.
Геометрический смысл инвариантов кривой:δ- определяет тип кривой.
∆- отвечает на вопрос: распадается кривая или нет:
Если ∆≠0, то кривая не распадается, если ∆=0, то кривая распадается на пару прямых.
Общий вывод: с помощью inv кривой, не приводя уравнение кривой к каноническому виду, можно ответить на вопрос какая эта кривая.
1.3Асимптотические направления
Пусть дана кривая II порядка:
Ɣ:а_11 x^2+2a_12 xy+a_22 y^2+2a_10+2a_20 y+a_00=0
Векторu ̅{u_1,u_2}определяет асимптотическое направление кривой 2-го порядка, если он обращает в нуль квадратичную форму кривой.
a_ij u^i u^J=0
a_11 u_1^2+〖2a〗_12 u_1 u_2+a_22 u_2^2=0 (:u_1^2)
Пусть a_22≠0
Разделим обе части уравнения на 〖(u〗_1^2)
a_11+〖2a〗_12 u_2/u_1 +a_22 (u_2/u_1 )^2=0→
Обозначим u_2/u_1 через k
→a_22 k^2+〖2a〗_12 k+a_11=0 (1)
Приa_22≠0, мы получаем квадратное уравнение (1), которое имеет два действительных или комплексных корня
k_1,2=(〖-a〗_12±√(a_12^2-a_11 a_22 ))/a_22 =(〖-a〗_12±√(-δ))/a_22
При δ>0, т.е. для кривой эллиптического типа действительных асимптотических направлений не существует.
При δ<0, т.е. для кривой гиперболического типа существует два действительных асимптотических направления.
Приδ=0, т.е. для кривой параболического типа,∃одно асимптотическое направление.
Пример:γ: 〖2x〗^2-3xy+y^2+4x-y-1=0
Найти векторы асимптотического направления.
Квадратичная форма.
〖2u〗_1^2-〖3u〗_1 u_2+u_2^2=0 (:u_1^2 )
2- 〖2u〗_2/u_1 +(u_2/u_1 )^2=0
Сделаем замену
u_2/u_1 =k
k^2-3k+2=0
k_1=1k_2=2
k_1=1: U_2/U_(`1) =1
¯u_1 {1;1} – I вектор асимптотического направления,
k_2=1U_2/U_(`1) =2
¯u {1;2}– II вектор асимптотического направления.
1.4 Пересечение кривой с прямой
Пусть имеется прямая заданная своим общим уравнением
Ɣ:а_11 x^2+2a_12 xy+a_22 y^2+2a_10+2a_20 y+a_00=0 (1)
и прямая заданная параметрическими уравнениями
l:{█(x=x_0+u_1 t@y=y_0+u_2 t)┤ (2)
Подставляя в (1) вместо x,yвыражение из системы (2) и получим
a_11 (x_0^2+u_1 t)^2+2a_12 (x_0+u_1 t)(y_0+u_2 t)+a_22 (y_0+u_2 t)^2+〖2a〗_10 (x_0+ut)+〖2a〗_20 (y_0+u_2 t)+a_00=0
a_11 (x_0^2+〖2x〗_0 u_1 t+ut^2)+〖2a〗_12 (x_0 y_0+(x_0 u_2+y_0 u_1 )t+u_1 u_2 t^2 )+〖+a〗_22 (y_0^2+〖2y〗_0 u_2 t+u_2^2 t^2 )+〖2a〗_10 (x_0+u_1 t)+〖2a〗_10 (y_0+u_2 t)+a_00=0
Полученное уравнение можно переписать в виде (4)
Pt^2+2Qt+R=0,
где
{█(P=a_11 u_1^2+〖2a〗_12 u_1 u_2+a_22 u_2^2@Q=(a_11 x_0+a_12 y_0+a_10 ) u_1+(a_12 x_0+a_22 y_0+a_20)u_2@R=a_11 x_0^2+〖2a〗_12 x_0 y_0+a_22 y_0^2+〖2a〗_10 x_0+〖2a〗_20 y_0+a_00 )┤(3)
Вопрос пересечения кривой c прямой сводится к исследованию уравнения (4)
Пусть P≠0,прямаяlне асимптотического направления, уравнение (4) в этом случае имеет 2 действительных или комплексных корня.
Прямая неасимптотического направления пересекает кривую в двух действительных или комплексных точках.
t_1,2=(-Q±√(Q^2-PR))/P
Если P=0, Q≠0, l- асимптотического направления. Уравнение (4) имеет вид: 2Qt+R=0т.е. прямая асимптотического направления, может пересекать кривую только в одной точке.
Если P=0,Q=0, R≠0
Уравнение (4) не имеет решения.
l∩γ=∅, l-асимптота
Если Q2-PR=0,то прямая пересекает кривую в двух совпавших точках.
Точка M(x0,y0), l–касательная к кривой в т.М_0
P=Q=R=0, уравнение (4) будет справедливо для любого t, т.е. вся прямая lлежит на кривой.
l- асимптота. Из сказанного ясно, что асимптота- это прямая, которая либо не пересекает кривую, либо принадлежит ей.
1.5 Касательная к кривой
Прямая, пересекающая кривую в двух совпавших точках называется касательной к кривой.
L
Пусть M_0 (x_0;y_0)ϵγ, тогдав уравнении (4) R=0
a_ij x_0^i x_0^j+2a_i0 x_0^i+a_00=0 (1)
Пусть l:{█(x=x_0+u_1 t@y=y_0+u_2 t)┤ является касательнойк кривой в т.M_0, то Q=0:
(a_ij x_0^j+a_i0 ) u^i=0 (3)
ЕслиM(x^i) – произвольная точка касательной, то ∃t,что x^i-x_0^i=tu^i (4)
Умножая (3) на t и подставляя (4)получим, что для точек касательной выполняется условие:
(a_ij x_0^i+a_i0 )(x^i-x_0^i )=0
Таким образом, мы приходим к следующему уравнению касательной к кривой.
l:(a_11 x_0+a_12 y_0+a_10 )x+(a_12 x_0+a_22 y_0+a_20 )y+a_10 x_0+a_20 y_0+a_00=0 (5)
M_0 (x_0;y_0) – точка касания
Иначе уравнение касательнойможно записать:
1/2 (∂F_0)/∂x (x-x_0 )+1/2 (∂F_0)/∂y (y-y_0 )=0
(∂F_0)/∂xи (∂F_0)/∂y частные производные от левой части уравнения кривой.
Пример:Дана кривая
γ: F(x,y)=〖2x〗^2-3xy+y^2+4x-y-1=0
Записать уравнение касательной в т.M_0 (-1;1)
Решение.
1/2 ∂F/∂x= 2x-3/2 y+2|_(M_0 )=-2-3/2+2=-3/2
1/2 ∂F/∂y=-3/2 x+y-1/2 |_(M_0 )=3/2-1-1/2=0
-3/2 (x-x_0 )=0
x+1=0 – уравнение касательной
1.6 Асимптота кривой 2-го порядка
Асимптотой называется прямая, которая не пересекает кривую или принадлежит ей.
Из уравнения (4):
{█(P=0@Q=0)┤
P=a_ij u^i u^j=0
Q=(a_ij x^i+a_i0)u^i=0
¯u-векторасимптотического направления
P=0→a_11 u_1^2+〖2a〗_12 u_1 u_2+a_22 u_2^2=0
k=(u_1^2)/(u_2^2 )
a_22 k^2+〖2a〗_12 k+a_11=0
Q=0→(a_11 x+a_12 y+a_10 ) u_1+(a_12 x+a_22 y+a_20 ) u_2=0
Перегруппируем члены
(a_11 u'+a_21 u^2 )x+(a_12 u'+a_22 u^2 )y+a_10 u'+a_20 u^2=0–уравнение асимптоты
Асимптота существует, если коэффициенты при x иy одновременно в нуль не обращаются.
Если {█(a_11 u_1+a_12 u_2=0@a_12 u_1+a_22 u_2=0)┤ , ¯u≠¯0
Определитель этой системы
|■(a_11&a_12@a_12&a_22 )|≠δ для эллиптического и гиперболического случая.
Для δ<0существует два асимптотических направления т.е., для кривой гиперболического типа, существуют две асимптоты.
δ>0, не существует асимптотических направлений, т.е. кривая эллиптического типа не имеет асимптот.
δ=0,∆≠0, парабола не имеет асимптот
δ=0,∆=0, парабола распадается на пару параллельных или совпавших прямых, асимптотой параболы будет всякая прямая, параллельная прямым, на которые распадается парабола.
Пример: Определить асимптоты кривой:
γ: 〖3x〗^2+2xy-y^2+8x+10y+14=0
Решение.
δ=|■(3&1@1&-1)|=-4<0 – существуют два асимптотических направления
3u_1^2+2u_1 u-u=0 (:u_1^2)
k=u_2/u_1
〖-k〗^2+2k+3=0 (-1)
k^2-2k-3=0
k_1=-1
k_2=3
u_2/u_1 =-1
¯u{1;-1} – вектор асимптотического направления.
v_2/v_1 =3v_2=3v_1
¯v{1;3}
1/2 ∂F/∂x u_1+1/2 ∂F/∂y u_2=0
1/2 ∂F/∂x=3x+y+4
1/2 ∂F/∂y=x-y+5
Получаем
(3x+y+4)*1+(x-y+5)(-1)=0
2x+2y-1=0 (I асимптота)
1(3x+y+4) +3(x-y+5) =6x-2y+19=0 (IIасимптота)
1.7 Диаметр кривой 2-го порядка
Пусть имеется кривая 2-го порядка и вектор ¯uне асимптотического направления. Проведем хорды параллельные вектору ¯u.
Найдем середины этих хорд. Можно доказать, что середины хорд лежат на одной прямой.
Диаметром, сопряженным вектору¯uотносительно кривой 2-го порядка,называется геометрическое место середин хорд,параллельных вектору¯u.
Уравнение диаметра:
(a_ij x_0^j+a_io)u^i
u^i- сопряженный вектор.
Пусть направления этого диаметра определяется вектором¯v. ¯u и ¯v – взаимно сопряженные векторы относительно кривой второго порядка, если выполняется условие a_ij u_1 v^j=0. Из этого выражения ясно, что ¯u и ¯v взаимно сопряженныевекторы. Зная одно из сопряженных направлений ¯u, легко найти другое ¯v.
Пример: Дана кривая〖3x〗^2+2xy+〖2y〗^2+3x-4y=0
Найти диаметр сопряжённый заданному диаметру d: x+2y-2=0
Направляющий вектор прямой имеет координаты ¯u{-2;-1}
1/2 ∂F/∂x=3x+y+3/2
1/2 ∂F/∂y=x+2y-2
Уравнение диаметра:
(3x+y+3/2)(-2)+(x+2y-2)1=0
1.8 Центр кривой
Опр.ЦентромC кривой γназывается точка, относительно которой кривая симметрична.
C(x_0,y_0)∈d
Запишем уравнение диаметра:
〖(a〗_11 x_0+a_12 y_0+a_10)u_1+(a_12 x_0+a_22 y_0+a_20 ) u_2=0
C(x_0,y_0)- центр.
Центр лежит на любом диаметре, т.е. уравнение должно выполняться для любого вектора ¯u
{█(a_11 x_0+a_12 y_0+a_10=0@a_12 x_0+a_22 y_0+a_20=0)┤ (1)
Система, определяющая центр кривой:
При
δ=|■(a_11&a_12@a_12&a_22 )|≠0, система имеет едипственное решение
а) При δ>0,∆≠0 эллипс имеет единственный центр.
При∆=0 эллипс распадается на пару комплексно-сопряженных прямых и точки пересечения этих прямых центр распавшегося эллипса.
б) δ<0,∆≠0 – гипербола. Гипербола имеет елипственный центр
При ∆=0 гипербола распадается на пару пересекающихся действительных прямых. Центр кривой – точка пересечения этих прямых.
в) При δ=0,∆≠0 система не имеет решения, т.е. парабола не имеет центра.
При ∆=0 парабола распадается на пару совпаших или параллельных прямых. Любая точка кривой будет центром. Если парабола распадается на пару параллельных прямых, то биссектриса полосы – линия центров.
Пример:Найти центр кривой〖γ:x〗^2-2xy+〖2y〗^2+4x-6y++3=0
{█(x-y-2=0@-x+2y-3=0)┤
δ=|■(1&-1@-1&2)|=1>0 – существует центр.
Кривая эллиптического типа.
∆=|■(1&-1&-2@-1&2&-3@-2&-3&3)|= -3-9-14≠0- эллипс.
C(7;5) – центр эллипса.
1.9Вид уравнения кривой, если начало координат совпадает с центром кривой.
Пусть дана кривая II порядка:
Ɣ:а_11 x^2+2a_12 xy+a_22 y^2+2a_10+2a_20 y+a_00=0
Система определяющая центр кривой:
{█(a_11 x+a_12 y+a_10=0@a_12 x+a_22 y+a_20=0)┤
Подставляя вместо xи y нули, получим {█(a_10=0@a_20=0)┤
1.10 Вид уравнения кривой, если оси координат направлены по сопряженным направлениямкривой
Если ¯u{u_1;u}, ¯v{v_1;v_2} имеют сопряженные направления относительно кривой 2-го порядка, то a_ij u^i v^j=0
¯u{u_1;u_2}- вектор неасимптотического направления, тогда уравнение диаметра, сопряженного направления ¯u имеет вид:
(a_11 x+a_12 y+a_10 ) u_1+(a_12 x+a_22 y+a_20 ) u_2=0
Пусть направление оси (OX) совпадает с направлением¯u, т.е. ¯u{1;0}
Уравнение диаметра, сопряженного этому направления имеет вид:
a_11 x+a_12 y+a_10=0
Пусть этот диаметр совпадает с осью (Oy),(Oy):x=0
∀y, a_12=0, a_10=0
Cдругой стороны ¯u направлен по осиy, т.е.¯v{0;1}
Уравнение диаметра, сопряженного такому направлению имеет вид:
a_12 x+a_22 y+a_20=0будем считать что этот диаметр совпадает
с осью (Ox) .
(Ox):y=0
∀x,a_12=0,a_20=0
Общее, в обоих случаях,a_12=0.Таким образом, если оси координат, направлены по сопряженным направлениям кривой 2-го порядка, то коэффициент a_12 обращается в ноль.
1.11Главные направления кривой 2-го порядка
Пусть имеется кривая 2-го порядка, заданная уравнением (1)
Ɣ:а_11 x^2+2a_12 xy+a_22 y^2+2a_10+2a_20 y+a_00=0
Направление ¯uназывается главным относительно кривой 2-го порядка, если оно сопряжено перпендикулярному ему направлению.
Пусть ¯u и¯v определяют главные направления кривой 2-го порядка, из определения следует, что эти направления должны быть перпендикулярными и сопряженными.
{█(u_1 v_1+u_2 v_2=0-условие перпендикулярности.@a_ij u^i v^j=0-условие сопряжения. )┤
Запишем в развернутом виде:
{█(u_1 v_1+u_2 v_2=0 @(a_11 u_1+a_12 u_2 ) v_1+(a_12 u_1+a_22 u_2 ) v_2=0)┤→
Эта система имеет решения только в том случае, когда уравнения пропорциональны.
→{█(a_11 u_1+a_12 u_2=〖λu〗_1@a_12 u_1+a_22 u_2=〖λu〗_2 )┤ отсюда {█((a_12-λ) u_1+a_12 u_2=0@a_12 u_1+(a_22-λ) u_2=0)┤
Oтносительноu_1 и u_2 однородная система линейных уравнений. Известно, что однородная система линейных уравнений имеет ненулевое решение, только в случае когдаее определитель равен нулю.
|■(a_11-λ&a_12@a_12&a_22-λ)|=0 (2)-характеристическое уравнение.
Теорема. Любая кривая 2-го порядка имеет два главных направления.
Доказательство.
Распишемуравнение (2)
(a_11-λ)(a_22-λ)-a_12^2=0
λ^2-(a_11+a_12 )λ+a_11 a_22-a_12^2=0
λ^2-sλ+δ=0 (2^' )
λ_1,2=(a_11+a_22±√((a_11+a_22 )^2-4(a_11 a_22-a_12^2)))/2
λ_1,2=(a_11+a_22±√((a_11-a_22 )^2+〖4a〗_12^2 ))/2
Данное уравнение имеет два действительных корня, дискриминант D≥0. Каждому λ будет соответствовать свое главное направление.
Возвращаемся к системе:
{█((a_11-λ) u_1+a_12 u_2=0@a_12 u_1+(a_22-λ) u_2=0)┤
Для каждого λ будет определен свой вектор ¯u. Теорема доказана.
1.12Главные диаметры
Диаметры имеющие главные направления называются главными диаметрами.
Взаимно перпендикулярные диаметры, проходящие через центр кривой – оси симметрии - это главные диаметры.
Опр.Главным диаметром (главной осью) называется диаметр, сопряженный ортогональным ему хордам.
Следствие1.Главным диаметром является ось симметрии. Диаметр, являющийся осью симметрии, будет главным.
Следствие 2.При δ≠0 все диаметры проходят через центр, то прямые проходящие через центр и имеющие главные направления, являются главными диаметрами.
Заключение
Весь раздел «Евклидово пространство» играет первостепенную роль в профессиональной подготовке будущего учителя. Позволяет более тесно связать курс геометрии с курсом методики преподавания математики и с программой педагогической практики студентов по специальности.
Студенты, овладевшие этим курсом, смогут в дальнейшем, будучи учителями, грамотно преподавать геометрию в средней школе, уверенно вести факультативные занятия по геометрии.
Список литературы
ОСНОВНАЯ
1. Атанасян Л.С., Базылев В.Т. Геометрия. Ч.I. – М.: – Изд-во КноРус, 2011.
2. Атанасян Л.С., Базылев В.Т. Геометрия. Ч.II. – М. Изд-во КноРус, 2011.
3. Погорелов А.В. Геометрия. – М.: Наука, 1984.
4. C.Л. Атанасян, В.И. Глизбург. Сборник задач по геометрии, ч.I- Изд-во ЭКСМО, 2007.
5. C.Л. Атанасян, Н.В.Шевелева, В.Г.Покровский. Сборник задач по геометрии, ч.II- Изд-во ЭКСМО, 2008.
6. Сборник задач по геометрии / под редакцией Базылева В.Т. – М.: Просвещение, 1980.
7. Клетеник Д.В. Задачи и упражнения по аналитической геометрии. – М.: Физматгиз, 1970.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Александров П.С. Лекции по аналитической геометрии. – М.: Наука, 1968.
2. Александров А.Д. Начало стереометрии. 9 кл.-М.: Наука, 1971.
3. Атанасян Л.С., Атанасян В.А. Сборник задач по геометрии. Ч.1. – М.: Просвещение, 1973.
4. Атанасян Л.С., Атанасян В.А. Сборник задач по геометрии. Ч.II. – М.: Просвещение, 1973.
5. Моденов П.С. Аналитическая геометрия. – М.: изд-во МГУ, 1955.
6. Бахвалов С.В. и др. Сборник задач по аналитической геометрии. – М.: Наука, 1964.
7. Парнасский И.В., Парнасская О.Е. Многомерные пространства. Квадратичные формы и квадрики. – М., Просвещение, 1978 г. – Учебное пособие по геометрии.
Тема: | «Методическое обеспечение лекционных занятий по курсу “Евклидово пространство” для студентов направления “Педагогическое образование”» | |
Раздел: | Математика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 90 | |
Цена: | 1240 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Методическое обеспечение лекционных занятий по курсу «математические методы для экологов»
89 страниц(ы)
Введение….….3
Глава I. Ряды….….4
§ 1. Числовые ряды….….4
§2.Функциональные ряды….…17
Упражнения…28
Глава II. Дифференциальные уравнения….31§2.1. Дифференциальные уравнения первого порядка, их частные случаи….31РазвернутьСвернуть
§ 2.2. Линейные уравнения второго порядка….….45
Упражнения…52
Глава III. Событие и вероятность….54
§ 3.1. Основные понятия. Определение вероятности….54
§ 3.2. Случайные величины….67
§ 3.3. Математическое ожидание. Свойства математического ожидания….69
§ 3.4. Дисперсия дискретной случайной величины….71
Упражнения…73
Глава IV. Элементы математической статистики…75
§ 4.1. Генеральная совокупность и выборка….75
§ 4.2. Оценки параметров генеральной совокупности по ее выборке….80
Упражнения….85
Заключение…87
Список литературы….88
-
Дипломная работа:
Методическое обеспечение лекционных занятий по курсу Евклидово пространство
91 страниц(ы)
Введение….…4
Глава 1. Общая теория кривых второго порядка….5
1.1 Общее уравнение кривой второго порядка….51.2 Инварианты кривой второго порядка….11РазвернутьСвернуть
1.3 Асимптотические направления…16
1.4 Пересечение кривой с прямой….18
1.5 Касательная к кривой…20
1.6 Асимптота кривой второго порядка….…21
1.7 Диаметр кривой второго порядка….24
1.8 Центр кривой….25
1.9 Вид уравнения если начало координат совпадает с началом кривой….27
1.10 Вид уравнения если оси координат направлены по сопряженным направлениям относительно кривой….….27
1.11 Главные направления кривой второго порядка….28
1.12 Главные диаметры….….30
1.13 Приведение кривой второго порядка к каноническому виду с помощью инвариантов….…33
Глава 2. Преобразование плоскости и пространства….36
2.1 Преобразование плоскости….36
2.2 Композиция отображений….…37
2.3 Линейное отображение….39
2.4 Изменение координат вектора при линейном отображении….39
2.5 Произведение преобразований….…45
2.6 Движение плоскости….….47
2.7 Формулы движений….48
2.8 Виды движений….49
2.9 Поворот. Вращение….53
2.10 Формулы поворота….54
2.11 Центральная симметрия….56
2.12 Осевая симметрия…58
2.13 Теоремы о композиции осевой симметрии….62
2.14 Классификация движений двух осевых симметрий….64
2.15 Группа движений.…67
2.16 Преобразование подобия. Гомотетия….70
Глава 3. Изображение плоских и пространственных фигур при параллельном проектировании….75
3.1 Параллельное проектирование….….76
3.2 Изображение плоских фигур….…74
3.3 Изображение пространственных фигур. Изображение многогранника.79
Заключение….87
Литература…88
-
Дипломная работа:
114 страниц(ы)
Введение. 5
Глава 1. Топологические пространства. 6
§1. Понятие множества. Характеристика свойств множеств. . . 6§2. Понятия в топологическом пространстве. База топологии. . 7РазвернутьСвернуть
§3. Структура открытых множеств и окрестностей. . . . . . . . 10
§4. Метрические пространства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
§5. Замыкание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§6. Внутренние точки, внутренние границы. . . . . . . . . . . . 14
§7. Сепарабельное топологические пространства . . . . . . . . . 16
§8. Индуцированная топология. Отделимые пространства. . . . 18
§9. Непрерывное отображение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
§10. Компактные пространства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 2. Свойства метрических пространств. 22
§1. Сходящиеся последовательности в метрическом пространстве. 22
§2. Критерий полноты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
§3. Компактные множества в метрическом пространстве. Теорема
Хаусдорфа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
§4. Отображение компактных множеств. . . . . . . . . . . . . . 31
§5. Критерий компактности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
§6. Принцип сжимающих отображений и его применение. . . . . 36
§7. Теорема Бэра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава 3. Мера и измеримые множества. 41
§1. Измеримые множества. Мера. Системы множеств. . . . . . . 41
§2. Cистема множеств в евклидовом пространстве. . . . . . . . 42
§3. Функции множеств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
§4. Мера и её простейшие свойства. Мера в евклидовом пространстве.
45
§5. Внешняя мера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
§6. Измеримые множества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
§7. Сходимость почти всюду. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
§8. Сходимость по мере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
§9. Единственность предела. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Глава 4. Интеграл Лебега. 60
§1. Интеграл Лебега для простых и ограниченных функций на
пространстве с конечной мерой. . . . . . . . . . . . . . . . 60
§2. Свойства интеграла( от ограниченных функций). . . . . . . 63
§3. Определение интеграла Лебега в произвольном случае. . . . 67
§4. Предельный переход под знаком интеграла. . . . . . . . . . . 71
§5. Лемма Фату. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Глава 5. Нормированные и гильбертовы пространства. 75
§1. Нормированное линейное пространство. . . . . . . . . . . . . 75
§2. Конечномерные пространства. Конечномерность и компактность.
Теорема Рисса локальной компактности. . . . . . . . . . . 77
§3. Гильбертово пространство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
§4. Ортогональность и ортогональное дополнение . . . . . . . . 79
§5. Ряды Фурье в гильбертовом пространстве. . . . . . . . . . . 80
Глава 6. Линейные операторы в нормированных пространст-
вах. 83
§1. Линейные операторы, непрерывность, ограниченность. . . . 83
§2. Пространство всех линейных непрерывных операторов. . . . 85
§3. Принцип равномерной ограниченности Банаха – Штейнгауза. 86
§4. Обратные операторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
§5. Замкнутый оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
§6. Теорема Банаха о замкнутом графике. . . . . . . . . . . . . 91
§7. Сопряженные пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
§8. Сопряженный оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
§9. Самосопряженный оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Глава 7. Спектральная теория операторов. 100
§1. Вполне непрерывный оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
§2. Уравнения первого и второго рода. . . . . . . . . . . . . . . . 101
§3. Альтернативы Фредгольма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
§4. Спектр и резольвента. Теорема Гильберта - Шмидта. . . . . 108
Заключение. 113
Литература 114 -
Дипломная работа:
Методическое обеспечение лекционных занятий по курсу
114 страниц(ы)
Введение. 5
Глава 1. Топологические пространства. 6
§1. Понятие множества. Характеристика свойств множеств. . . 6§2. Понятия в топологическом пространстве. База топологии. . 7РазвернутьСвернуть
§3. Структура открытых множеств и окрестностей. . . . . . . . 10
§4. Метрические пространства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
§5. Замыкание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§6. Внутренние точки, внутренние границы. . . . . . . . . . . . 14
§7. Сепарабельное топологические пространства . . . . . . . . . 16
§8. Индуцированная топология. Отделимые пространства. . . . 18
§9. Непрерывное отображение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
§10. Компактные пространства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 2. Свойства метрических пространств. 22
§1. Сходящиеся последовательности в метрическом пространстве. 22
§2. Критерий полноты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
§3. Компактные множества в метрическом пространстве. Теорема
Хаусдорфа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
§4. Отображение компактных множеств. . . . . . . . . . . . . . 31
§5. Критерий компактности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
§6. Принцип сжимающих отображений и его применение. . . . . 36
§7. Теорема Бэра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава 3. Мера и измеримые множества. 41
§1. Измеримые множества. Мера. Системы множеств. . . . . . . 41
§2. Cистема множеств в евклидовом пространстве. . . . . . . . 42
§3. Функции множеств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
§4. Мера и её простейшие свойства. Мера в евклидовом пространстве.
45
§5. Внешняя мера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
§6. Измеримые множества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
§7. Сходимость почти всюду. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
§8. Сходимость по мере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
§9. Единственность предела. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Глава 4. Интеграл Лебега. 60
§1. Интеграл Лебега для простых и ограниченных функций на
пространстве с конечной мерой. . . . . . . . . . . . . . . . 60
§2. Свойства интеграла( от ограниченных функций). . . . . . . 63
§3. Определение интеграла Лебега в произвольном случае. . . . 67
§4. Предельный переход под знаком интеграла. . . . . . . . . . . 71
§5. Лемма Фату. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Глава 5. Нормированные и гильбертовы пространства. 75
§1. Нормированное линейное пространство. . . . . . . . . . . . . 75
§2. Конечномерные пространства. Конечномерность и компактность.
Теорема Рисса локальной компактности. . . . . . . . . . . 77
§3. Гильбертово пространство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
§4. Ортогональность и ортогональное дополнение . . . . . . . . 79
§5. Ряды Фурье в гильбертовом пространстве. . . . . . . . . . . 80
Глава 6. Линейные операторы в нормированных пространст-
вах. 83
§1. Линейные операторы, непрерывность, ограниченность. . . . 83
§2. Пространство всех линейных непрерывных операторов. . . . 85
§3. Принцип равномерной ограниченности Банаха – Штейнгауза. 86
§4. Обратные операторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
§5. Замкнутый оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
§6. Теорема Банаха о замкнутом графике. . . . . . . . . . . . . 91
§7. Сопряженные пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
§8. Сопряженный оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
§9. Самосопряженный оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Глава 7. Спектральная теория операторов. 100
§1. Вполне непрерывный оператор. . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
§2. Уравнения первого и второго рода. . . . . . . . . . . . . . . . 101
§3. Альтернативы Фредгольма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
§4. Спектр и резольвента. Теорема Гильберта - Шмидта. . . . . 108
Заключение. 113
Литература 114 -
Дипломная работа:
133 страниц(ы)
Введение 4
Глава 1. ЭЛЕМЕНТЫ ВЕКТОРНОЙ АЛГЕБРЫ. 6
§1. Понятие вектора. 6
§2. Сложение и вычитание векторов. 8§3. Умножение вектора на число. 10РазвернутьСвернуть
§4.Линейная зависимость векторов 12
§5. Понятие n-мерного векторного пространства. 15
§6 Линейные операции над векторами в координатах. 16
§7.Проекция вектора на ось. 18
§8.Скалярное произведение векторов 23
§ 9. Векторное произведение векторов. 27
§ 10.Смешанное произведение векторов. 32
Глава 2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ НА ПЛОСКОСТИ.ЛИНИИ НА ПЛОСКОСТИ. 37
§ 11.Деление отрезка в данном отношении. 37
§ 12.Уравнения линии на плоскости. 38
§ 13.Общее уравнение прямой. 42
§14.Взаимное расположение двух прямых на плоскости. 47
§15. Расстояние от точки до прямой. 48
§16. Угол между двумя прямыми. 50
§17. Кривые второго порядка. Окружность. 54
§18. Эллипс 56
§19. Гипербола 59
§20. Парабола. 63
Глава 3.ОСНОВЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ. 69
§21. Понятие матрицы. 69
§22.Действия над матрицами. 70
§23. Понятие определителя. 73
§24 Разложение определителя по элементам какой-либо строки(столбца)….76
§25.Обратная матрица. 77
§26.Ранг матрицы. 78
§27. Системы линейных уравнений. Основные понятия 80
§28. Метод Крамера. Решение невырожденных линейных систем….81
§29.Метод Гаусса. Решение общей системы линейных уравнений. 82
Глава 4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИ В ПРОСТРАНСТВЕ. 86
§30.Уравнение плоскости 86
§31.Общее уравнение плоскости 89
§32.Взаимное расположение двух плоскостей 93
§33.Расстояние от точки до плоскости.Угол между двумя плоскостями. 96
§34. Уравнение прямой в пространстве. 98
§35.Взаимное расположение прямых в пространстве. 102
§36.Взаимное расположение прямой и плоскости 103
§37.Угол между двумя прямыми в пространстве 105
§38.Поверхности 2-го порядка.Цилиндрические поверхности 108
§39.Поверхности вращения 110
Глоссарий 120
Заключение 127
Литература….128
-
Дипломная работа:
80 страниц(ы)
Введение….4
Глава I . АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ НА ПЛОСКОСТИ….6
§1.1. Метод координат на плоскости….6
1. Прямоугольная декартовая система координат….62. Полярная система координат….9РазвернутьСвернуть
3. Связь между прямоугольными и полярными координатами….10
4. Уравнение линии на плоскости….12
§1.2. Прямая линия…13
1. Уравнение прямой с угловым коэффициентом…14
2. Уравнение прямой с данным угловым коэффициентом и проходящей через данную точку….17
3. Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки….18
4. Угол между двумя прямыми….…19
§1.3. Расстояние от данной точки до данной прямой. Расстояние между двумя точками. Деление отрезков в данном отношении….…22
1. Расстояние от данной точки до данной прямой….…22
2. Расстояние между двумя точками….23
3. Деление отрезков в данном соотношении…24
Упражнения…26
Глава II . ВЕКТОРНАЯ И ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА….29
§2.1. Понятие вектора и линейные операции над векторами…29
1. Понятие вектора….29
2. Линейные операции над векторами….30
3. Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам….33
§2.2. Нелинейные операции над векторами…34
1. Скалярное произведение двух векторов….34
2. Векторное произведение двух векторов….39
3. Смешанное произведение трех векторов….42
§2.3. Матрицы и операции над матрицами….44
1. Матрицы и операции над матрицами…44
2. Определители второго и третьего порядков….47
3. Свойства определителей матриц….49
4. Обратная матрица…51
§2.4. Системы линейных уравнений…54
1. Матричная запись и матричное решение системы уравнений….54
2. Решение систем линейных уравнений методом Крамера….57
Упражнения…58
Глава III. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ….62
§3.1. Определение, виды и способы задания функции….62
1. Понятие функции…62
2. Способы задания функции….63
3. Обзор элементарных функций и их графиков….64
§3.2. Предел функции….68
1. Предел числовой последовательности….68
2. Число е….70
3. Предел функции….71
§3.3. Бесконечно малые и бесконечно большие величины….…72
1. Бесконечно малые….72
2. Бесконечно большие….74
Упражнения…75
Заключение….78
Список литературы…79
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
63 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МОНО- И БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ 71.1 Понятие билингвизма и развитие различных языковых способностей у двуязычных детей 7РазвернутьСвернуть
1.2 Особенности процессов звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста 15
1.3 Особенности звукового анализа и синтеза у детей-билингвов 17
1.4 Логопедическая работа по освоению навыков звукового анализа и синтеза детьми старшего дошкольного возраста 23
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МОНО- И БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ 26
2.1 Организация и методика экспериментального исследования 26
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 29
Выводы по главе 2 33
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО И КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 34
3.1 Организация формирующего эксперимента по развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста 34
3.2 Результаты контрольного эксперимента 42
Выводы по главе 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
-
Дипломная работа:
Воспитательная работа с учащимися в процессе обучения народному танцу
62 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ.….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ТАНЦУ ….…61.1. Воспитательная работа с учащимися в творческой деятельности как психолого-педагогическая проблема….6РазвернутьСвернуть
1.2. Особенности обучения детей народному танцу на современном этапе….14
Выводы по первой главе….….….23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ТАНЦУ.26
2.1. Содержание, формы и методы организации воспитательной работы с учащимися в процессе обучения народному танцу ….….26
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты ….…33
Выводы по второй главе….….….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….….….….….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.….….…49
ПРИЛОЖЕНИЯ.51
-
Дипломная работа:
Воспитание силовых способностей у тяжелоатлетов
39 страниц(ы)
Введение…. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ …
1.1. Понятие о силовых способностях, их виды…. 61.2. Факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей….РазвернутьСвернуть
1.3. Средства и методы воспитания силовых способностей 20
1.4. Особенности силовой подготовки тяжелоатлетов
Выводы по первой главе…. 24
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ…. 25
2.1. Методы исследования…
2.2. Организация исследования…
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ …
3.1. Внутригрупповой анализ исследования ….… 31
3.2. Межгрупповой анализ результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах…
ВЫВОДЫ…. 35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 38
-
Дипломная работа:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика
117 страниц(ы)
Введение…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….….71.1. История исследования феномена эмоционального выгорания.7РазвернутьСвернуть
1.2. Факторы, способствующие возникновению синдрома эмоцио-нального выгорания….….….…12
1.3. Стадии, симптомы и следствия профессионального выгорания.19
1.4. Особенности профессионального выгорания у педагогов ….23
1.5. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости педагога в условиях преподавательской деятельности…30
1.6. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педаго-гов…40
Выводы по главе I….47
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ….…49
2.1. Организация и методы исследования….49
2.2. Анализ результатов исследования….…54
2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания у педаго-гов… 66
Выводы ….…68
Заключение….71
Список литературы…75
Приложение….…
-
Дипломная работа:
Управление продвижением услуг центра развития ребенка в социальных сетях
50 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы продвижения товаров и услуг в социальных сетях 5
1.1. Развитие понятия социальные сети 51.2. Преимущества продвижения бренда в социальных сетях 5РазвернутьСвернуть
1.3. Особенности продвижения в социальной сети «ВКонтакте» 8
1.4. Особенности продвижения в «Instagram» 11
1.5. Стратегия продвижения товаров и услуг в социальных сетях 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Разработка алгоритма продвижения услуг центра развития ребенка в социальных сетях 23
2.1. Информация о центре развития 23
2.2. Анализ группы ВКонтакте 24
2.3. Анализ аккаунта в Instagram 26
2.4. Планирование PR-кампании. Стратегия 27
Выводы по второй главе 29
Глава 3. Реализация продвижения социальных сетей на основе алгоритмов . 30 3.1. Продвижение группы ВКонтакте 30
3.2. Продвижение аккаунта в Instagram 31
3.3. Календарный план продвижения. Оценка эффективности алгоритмов продвижения услуг детского центра в социальных сетях 33
3.4. Апробация результатов исследования 34
Выводы по третьей главе 40
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 45
-
Курсовая работа:
Психологическое развитие навыков взаимопонимания партнеров
33 страниц(ы)
Введение
Теоретическая часть
Особенности восприятия и понимания в общении
Об общении в семье
О Семейных тренингахПрактическая частьРазвернутьСвернуть
Программа тренинга
Приложение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Курсовая работа:
Создание сайта на тему: «Модульная сетка в Web-дизайне
45 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Основные принципы при разработке Web сайта 5
1.1 Web-страница 5
1.2 HTML-редакторы 5
1.3. Доступность Web-страницы 101.4. Структура Web-страниц 14РазвернутьСвернуть
1.5. Разработка составных Web-страниц 16
1.6. Язык разметки гипертекстов HTML 16
1.7. Инструкции о структуре HTML - теги 17
1.8. HTML документ 21
Глава 2. Теоретические основы применения принципа модульной сетки в Web-дизайне 27
2.1. Модульные сетки в Веб-дизайне 27
2.2. Общая конструкция страницы 28
2.3.Технологии загрузки информации в блок и обновления информации 31
2.4. Одноколонный макет 33
2.5. Двухколонный макет 33
2.6. Трехколонный макет 34
Глава 3. Разработка web-сайта. Техническое задание 36
3.1 Общие положения 36
3.2 Цели и задачи 36
3.3 Структура и состав 36
3.4 Требования к системе 36
3.5. Реализация бета-версии сайта 39
3.6. Тестирование 39
3.7. Публикация сайта 40
Заключение 41
Список литературы 42
-
Дипломная работа:
Разработка электронного учебного пособия эффекты во flex 3
73 страниц(ы)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ(ЭУП) 7
1.1. Понятие электронного учебного пособия 71.2. Основные формы электронных учебных изданий 8РазвернутьСвернуть
1.3. Рекомендации по разработке электронного учебного пособия 9
1.4. Сферы применения ЭУП 11
ГЛАВА 2. СРЕДА РАЗРАБОТКИ 13
2.1. Введение во Flex 13
2.2. Отличия Flex от Flash 13
2.3. Прикладная сфера Flex 15
2.4. Создание приложений 18
2.5. Введение в язык MXML 19
ГЛАВА 3. СБОРКА ЭУП 24
3.1. Содержимое ЭУП 24
3.2. Структура ЭУП 53
3.3. Описание разработки ЭУП 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Вопросы на тест 71
Ответы на тест 72
-
Курсовая работа:
Характеристика системы позаказного учета затрат на производство и калькуляции
30 страниц(ы)
Введение 4
Обзор экономической литературы 6
1. Правовые и теоретические основы позаказного учета затрат 81.1. Нормативно-правовое регулирование позаказного метода учета затрат 8РазвернутьСвернуть
1.2. Особенности применения позаказного метода учета затрат 10
2. Организация позаказного метода 18
2.1. Учет прямых затрат 18
2.2. Учет накладных расходов 20
2.3. Калькулирование затрат 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
-
Дипломная работа:
66 страниц(ы)
Введение 3
Глава I Теоретические основы коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью 6
1.1 Понятие «коммуникативные навыки» 61.2 . Особенности Формирование коммуникативных навыков в онтогенезе.11РазвернутьСвернуть
1.3 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью 23
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната с. Серафимовский 33
2.1 Организация и методика исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 38
2.3 Коррекционно-развивающая программа по развитию 42
Выводы по главе второй 47
Заключение 50
Литература 53
Приложения 59