СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Cовременные педагогические технологии развитии речи младших школьников - Курсовая работа №42093

«Cовременные педагогические технологии развитии речи младших школьников» - Курсовая работа

  • 132 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: admin

Содержание

Глава 1. Особенности развития речи младших школьников 5

1.1. Психолого-лингвистические особенности развития речи 5

Речь и мышление 7

Критерии культуры речи 12

1.2. Основные уровни работы по развитию речи младших школьников 14

Выделяют следующие методы развития речи учащихся 16

1.3. Приёмы анализа художественного произведения 19

1.4. Значение творческих видов работ в развитии речи младших школьников 28

2.1. Анализ учебников по литературному чтению в плане организации работы по развитию речи учащихся 33

2.2. Анализ опыта учителей и методика использования упражнений на уроках литературного чтения 42

Выводы 48

2.3. Экспериментальная работа по развитию речи младших школьников 49

Выводы 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

Список литературы 56


Введение

Актуальность работы. Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Формирование и повышение культуры речевого общения младших школьников приобретает важное значение. Развитие речи следует начинать с работы над расширением круга представлений, впечатлений, речь должна стать средством самовыражения, предметом радости и гордости. Успех в развитии речи придет только тогда, когда у учащихся появятся мотивы для выступлений, когда у них будет потребность говорить и писать.

Литературное чтение, как и русский язык, формирует грамотность, языковое чутье ребенка, развивает его речь и мышление. Это один из основных предметов в начальном образовании, приоритетной целью которого является - «формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства образования». От того, насколько успешно идет изучение курса литературного чтения, во многом будет зависеть и все последующее обучение ребенка. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» [16, с. 36].

Важнейшими источниками развития детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. Ознакомление с нормами литературного языка, изобразительными средствами, проведение анализа текстов - образцов способствует развитию языкового чутья, правильного употребления слов в собственной речи. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом - фонетическую, лексическую, грамматическую. Она является многоаспектной и всегда актуальной. Внесение в урок творческой работы импонирует школьнику занимательностью материала, свободой форм общения с искусством слова, способами самовыражения - возможностью попробовать себя в роли сказочного персонажа, героя произведения или поэта. Наконец, в творческой работе ярче межличностное общение, оно разноплановое, познавательное, художественное. Также отношения учителя и учащихся отличаются открытостью и неформальностью, атмосферой подлинного сотворчества, живого диалога. Благодаря этому дети учатся у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, станут более внимательно следить за собственной речью.

Сказанное определяет актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является процесс развития речи учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Предмет исследования - речь младших школьников и система упражнений, направленная на ее развитие.

Цель исследования - изучение теоретических основ проблемы и определение эффективных путей развития речи младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы над художественным произведением.

Данная работа была направлена на решение следующих задач:

1) проанализировать лингвистическую, психологическую, педагогическую и учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

2) выделить принципы, методы и приемы развития речи учащихся начальных классов;

3) проанализировать опыт учителей по исследуемой проблеме;

4) составить методические рекомендации для учителей начальных классов и памятки по развитию речи младших школьников.

При решении поставленных задач применялись следующие методы: изучение и теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта учителей, составление методических рекомендаций.

Цель и задачи работы определили и ее структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Выдержка из текста работы

Глава 1. Особенности развития речи младших школьников

1.1. Психолого-лингвистические особенности развития речи

Изучение проблемы развития речи находится в центре внимания разных специалистов: лингвистов, психологов, педагогов. В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Методика развития речи имеет давнюю историю. Еще до нашей эры люди были заинтересованы в построении логичной, последовательной, красивой речи, в воздействии при помощи слов на мысли и действия человека. Данной областью занималась наука - риторика, наука красноречия [4, с. 21].

Сам термин речь можно рассмотреть в трех значениях:

1. Речь как процесс.

2. Речь как результат.

3. Речь как жанр устного ораторского выступления.

В процессе речевого общения участвуют минимум двое (отправитель речи, коммуникатор) с одной стороны, и (адресат речи, перципиент) с другой. В диалоге участвуют от двух и более лиц, и их роли постоянно меняются, в отличие от монологической речи, в которой задействован один человек, но перципиент все равно подразумевается.

В зависимости от функции и направленности речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя подразделяется на такие виды:

1. Говорение. Здесь человек выступает в качестве коммуникатора, используя акустический аппарат и слова для выражения мысли;

2. Слушание (аудирование), включает этапы восприятия звучащей речи, ее раскодирование и понимание;

3. Письмо - выражение мысли в графическом коде;

4. Чтение - восприятие графического кода, его понимание. Может быть как прямое (мысленное) перекодирование, так и двойное (мысленный код на акустический).

Внутренняя чаще направлена на формирование личности индивида, на осмысление своих чувств и окружающего мира. Она обладает степенями глубины:

1. Первая степень представляет собой вариант внешней еще не озвученной и не написанной речи. Эта ступень имеет большое значение в успешном развитии речи;

2. Вторая ступень - мысленная, внутренняя речь самим с собой, обдумывание каких-либо действий. Для этой ступени характерны речевые ошибки, так как говорящий не следит за правильностью речи, а обращает внимание только на ее смысл;

3. Третья ступень - Н.И. Жинкин назвал «кодом образов и схем» [16, с. 34-46]. Здесь логическое мышление перемешивается с образным и с элементами конкретно-действенного мышления. Данная ступень характерна для обычной, повседневной жизни каждого человека.


Заключение

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Процесс развития речи складывается из работы над всеми основными компонентами речи: звуком, словом, словосочетанием и предложением. Начальная школа является фундаментом, на котором в дальнейшем будет строиться все последующее обучение. Использование системы творческих заданий по литературному чтению помогает повысить активности детей в процессе обучения и формирует: высокий уровень интереса к урокам литературного чтения, умение пользоваться средствами речевой выразительности (темп, громкость, логическое ударение) более точно и эмоционально, правильно, бегло, сознательно и выразительно читать произведения, творчески их пересказывать, проявляя самостоятельность в работе. Они смогут более интересно делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; прислушиваться к чужому мнению и высказывать своё; представлять картины, нарисованные автором, дополнять их, чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. Все это будет способствовать развитию их мышления и речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников, обогащению их внутреннего мира, способности к сопереживанию, возрастанию активности и интереса на уроке, что непременно скажется на желании высказаться, выразить свою точку зрения. Все это будет способствовать развитию мотивации ребенка к формированию грамотной речи. Творческие задания формируют универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые становятся базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».


Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. / Под ред. Васильевой, М.С. - М., 2017. - 215 с.

2. Банщикова, Г.И. Педагогические приемы организации диалога на уроках развития речи. // Известия Южного федерального института. пед. науки. - №4/2009. - С. 109-112.

3. Бархин, К.Б. Развитие речи учащихся в начальной школе. - М., 1934. - 118 с.

4. Борищук, М.К. Развитие речи - развитие личности школьника. // Начальная школа. - №12/2015. - С. 17-19.

5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011.-256 с.

6. Введенская, Л.А. Современный русский литературный язык. Лексика. Фонетика. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2011. - 218 с.

7. Воюшина, М.П., Кислинская, С.А., Лебедева, Е.В. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. / Под ред. Воюшиной, М.П. - М.: «Академия», 2013. - 288 с.

8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 2016. - 372 с.

9. Вяткина, И.А. Учебное сотрудничество как средство развития речи. // Начальная школа. - №9/2007. - С. 26-28.

10. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». // Начальная школа. - . № 3/2014. - С. 76-78.

+ еще 63 источника


Тема: «Cовременные педагогические технологии развитии речи младших школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 132
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка

    81 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ 2
    ГЛАГА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
    Речь как вид деятельности 8
    1.2. Понятие развитие речи и особенности речевой деятельности младшего школьника 19
    1.3. Пути повышения эффективности развития речевой деятельности на уроках русского языка в начальной школе 36
    Выводы по первой главе 45
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОРАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 46
    2.1.Характеристика УМК по русскому языку «Школа XXI века» с точки зрения темы исследования 46
    2.2.Методы и приемы речевого развития младших школьников на уроке русского языка 53
    2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 65
    Выводы по второй главе 76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
  • Дипломная работа:

    Развитие речи младших школьников на уроках русского языка

    77 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 5
    Глава I. Теоретические основы развития речевой деятельности 12
    1.1. Понятие «речевая деятельность», ее содержание, структура и виды 12
    1.2. Общая характеристика речевого развития младших школьников 20
    1.3. Требования к развитию речевой деятельности младших школьников по ФГОС НО 25
    Выводы по главе I 33
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 34
    2.1. Анализ и описание системы упражнений направленных на развитие речевой деятельности младших школьников 34
    2.2. Методические рекомендации по организации уроков русского языка направленных на комплексное развитие речевой деятельности 50
    2.3. Описание диагностического исследования направленного на выявление уровня развития речевой деятельности младших школьников 54
    Выводы по главе II 69
    Заключение 70
    ЛИТЕРАТУРА 73
  • Дипломная работа:

    Развитие голоса младших школьников на хоровых занятиях в детской музыкальной школе

    90 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. Теоретические основы развития голоса младших школьников. 6
    1.1.Исторический обзор проблемы развития вокально-хорового воспитания школьников 6
    1.2 Особенности развития детского голоса 18
    1.3. Особенности хоровых занятий в Детской музыкальной школе 36
    ГЛАВА II. Педагогические условия развития голоса младших школьников в условиях Детской музыкальной школы 43
    2.1. Содержание, формы и методы работы развития голоса младших школьников 43
    2.2.Вокально – хоровая работа в детском хоре 61
    2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 67
    Заключение 76
    Список литературы: 78
    Приложение 80
  • Дипломная работа:

    Развитие памяти младших школьников

    67 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    1.1. Понятие, виды и возрастные особенности памяти младших школьников
    1.2. Педагогические условия развития памяти младших школьников
    1.3. Приемы развития памяти младших школьников на уроках математики
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    2.1.Описание методики «Диагностика уровня развития памяти младшего школьника»
    2.2.Экспериментальное исследование развития памяти младших школьников в ходе исследовательской деятельности
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Дипломная работа:

    Особенности развития речи младшего школьника во внеурочной деятельности по русскому языку

    77 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ …3
    Теоретико-педагогические предпосылки методики внеурочной деятельности по русскому языку ….3
    ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ …11
    1.1. Значение и место внеурочной работы по русскому языку в системе обучения ….….11
    1.2. Общедидактические принципы организации внеурочной работы по русскому языку …20
    1.3. Формы внеурочной деятельности по русскому языку ….24
    Выводы по первой главе …28
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ …30
    2.1. Констатирующий этап опытно-педагогической работы с младшими школьниками …30
    2.2. Содержание внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками …46
    2.3. Анализ результатов работы по русскому языку с младшими школьниками во внеурочной деятельности ….53
    Выводы по второй главе …65
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …67
    ЛИТЕРАТУРА …70
  • Контрольная работа:

    Развитие связной речи младших школьников в процессе дидактической игры

    34 страниц(ы) 

    Введение….3
    Введение …4
    Глава 1. Развитие связной речи у младших школьников ….6
    1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. ….6
    1.2. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Особенности развития связной речи в младшем школьном возрасте….11
    Выводы 1 главе ….21
    Глава 2. Дидактическая игра как средство развития связной речи младших школьников…22
    2.1. Развитие связной речи младших школьников с использованием дидактической игры…22
    Выводы по 2 главе….…33
    Заключение….34
    Литература….35

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Предыдущая работа

Биатлон
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Анализ трудовых ресурсов на предприятии

    50 страниц(ы) 

    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ . 3
    1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    ООО «ВИТРАНС-КАЛИНИНГРАД». 5
    1.1. Общие сведения о предприятии. 5
    1.2. Организация экономического анализа на предприятии. 8
    1.3. Анализ и оценка основных показателей деятельности . 9
    предприятия
    2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ
    РЕСУРСОВ ООО «ВИТРАНС-КАЛИНИНГРАД» . 18
    2.1. Задачи, основные направления и информационное
    обеспечение анализа трудовых ресурсов предприятия . 18
    2.2. Анализ динамики и обеспеченности предприятия
    трудовыми ресурсами . 19
    2.3. Анализ движения персонала на предприятии . 20
    2.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на
    предприятии . 26
    3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ООО «ВИТРАНС-КАЛИНИНГРАД» 30
    3.1. Определение резервов эффективного использования трудовых ресурсов предприятия . 30
    3.2. Разработка мероприятий по реализации выявленных резервов … 35

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 40
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . 42
    ПРИЛОЖЕНИЕ …. 43
  • Реферат:

    История создания первой школы пограничной охраны внутренних войск ОГПУ и её развитие в 30-е годы ХХ века

    28 страниц(ы) 

    Введение… 4
    1. Предпосылки создания 1-ой школы погранохраны (Международная обстановка и реформа в структуре погранохраны и обстановка на границе в 20-30г. г.) … 5
    2. История создания первой школы пограничной охраны… 20
    3. Первые выпускники училища….24
    Заключение….29
    Список используемой литературы… 31
  • Реферат:

    Депутатская неприкосновенность

    13 страниц(ы) 

    Введение….3
    Депутатская неприкосновенность.…4
    Заключение….12
    Список использованной литературы и источников….13
  • Дипломная работа:

    Особенности словообразования имен существительных у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    64 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретические аспекты проблемы особенностей словообразования имен существительных у дошкольников с ЗПР 6
    1.1 Онтогенетические аспекты развития словообразования 6
    1.2 Особенности словообразования при задержке психического развития 12
    2 Эмпирическое исследование особенностей словообразования имен существительных у детей с ЗПР 19
    2.1 Организация исследования 19
    2.2 Обсуждение и анализ результатов исследования 23
    3 Направление коррекционно-развивающей работы по формированию словообразования существительных у дошкольников с ЗПР 41
    3.1 Организация и направления коррекционно-развивающей работы 41
    3.2 Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных 49
    Заключение 56
    Список литературы 60
  • Реферат:

    Реализация Национального плана противодействия коррупции в Российской Федерации

    18 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Общая характеристика национального плана противодействия коррупции 4
    2 Цели и задачи национального плана противодействия коррупции 9
    3 Проблемы реализации национального плана противодействия коррупции 12
    Заключение 17
    Список литературы 18
  • Контрольная работа:

    Перспективные направления развития информатизации архивного дела на современном этапе

    25 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Понятие архивного дела. Информатизация. Объект и цели 5
    2. Информатизация архивного дела в РФ 6
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
    Список использованных источников 26
  • Контрольная работа:

    Контрольная по криминологии. Вариант 1

    9 страниц(ы) 

    1. Криминологический анализ преступности и особенности осуществления ее предупреждения в мегаполисе (на примере г. Москвы).
    Практическое задание.
    2. Вычислите коэффициент преступности за период 2016-2021 гг. в статистическом ряду.
  • Реферат:

    Медицинский контроль и реабилитация спасателей

    12 страниц(ы) 

    Введение….3
    Медицинский контроль и реабилитация спасателей….4
    Заключение….10
    Список использованных источников….11
  • Реферат:

    Строение нервной системы. Характер человека

    21 страниц(ы) 

    Введение…3
    1. Органические основы развития психики: строение нервной системы человека, функции отделов…4
    1.1. Мозг как материальный субстрат сознания…9
    1.2. Асимметрия мозга…13
    2. Характер человека…14
    2.1. Факторы, влияющие на формирование характера…15
    2.2. Акцентуации характера…17
    Заключение…19
    Словарь…20
    Список литературы…21
  • Реферат:

    Развитие и становление автомобилестроения в СССР (грузовые автомобили общего назначения) (1945 - 1960 гг.)

    13 страниц(ы) 

    Введение….3
    1 Общее теоретическое описание заданной темы…4
    2 Техническое и технологическое описание….5
    3 Сравнительное описание….11
    Заключение….12
    Список использованной литературы….14