СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками - Курсовая работа №15543

«Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками» - Курсовая работа

  • 32 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: rezultat

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ СТАТУС В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ….4

1.1. Анализ теоретических исследований социально-психологических аспектов адаптированности: понятия, виды, функции, основные характеристики…4

1.2. Социально-психологическая адаптация на этапе подросткового возраста….10

1.3. Статус подростка в структуре межличностных отношений со сверстниками….15

Выводы по первой главе….22

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ СТАТУС В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ….24

2.1. Организация и методы исследования…24

2.2. Анализ результатов исследования…26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….29

ЛИТЕРАТУРА….30


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена социальной значимостью адаптированности подростков, которая представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Объект исследования - социально-психологическая адаптированность подростков.

Предмет исследования - влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Цель исследования - выявить влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Согласно поставленной цели определяем следующие задачи:

1) теоретически изучить социально-психологические аспекты адаптированности: понятия, виды, функции, основные характеристики;

2) выявить характеристики социально-психологической адаптации на этапе подросткового возраста;

3) эмпирически изучить влияния социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Гипотеза исследования состояла в предположении влияния социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

 теоретические (анализ литературных источников);

 эмпирически.

База проведения эмпирического исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Омска.

Выборка обследованных составила 20 человек.


Выдержка из текста работы

С точки зрения социально-психологического подхода нарушение школьной адаптации и школьная дезадаптация рассматривается как следствие слабого развития коммуникативных навыков, необходимых для учебной деятельности, т. к. школьная адаптация неотделима от социально-психологической адаптации.

Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья.

Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений. [1,c.176]

Наиболее интенсивно процесс социализации и адаптации протекает в

подростковый период, когда ведущим видом деятельности в соответствии с

идеями Д. Б. Эльконина является интимно-личностное общение, определяющее формирование новообразований, характерных для будущей

зрелой личности. В ситуации, когда подросток испытывает серьезные затруднения в установлении личностных контактов с представителями референтной группы, он начинает искать иные формы адаптивного поведения.

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения.

Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

• состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);

• резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);

• истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

Таким образом, успешная адаптация подростков связана для них с успешным вхождением в группу, которое требует значительных затрат и включения интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности.


Заключение

Исследования особенностей адаптации человека к разным условиям, на разных этапах жизни всегда были в значительной мере представлены среди психологических исследований. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Объясняется это тем, что условия существования человека постоянно меняются, вместе с ними изменяется и человек. Следовательно необходимы все новые и новые исследования, которые дают знания о факторах, позволяющих человек достичь гармонии со средой меньшей ценой, так как случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной и учебной деятельности, антисоциальным поступкам.

Практика, а также научные исследования показывают, что человек обладает значительными адаптационными способностями в условиях природной и социальной среды.

Особое значение в последние десятилетия приобрел социально-психологический аспект адаптации. Современное общество очень динамично, изменения происходят с большой скоростью, особенно в России: меняется экономическая ситуация, меняется политическая ситуация ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом.

Социально-психологическая адаптация личности - сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование новой позитивной социальной идентичности, адекватной изменившимся социокультурным условиям; процесс развития личностного потенциала индивида по мере его активного включения в различные виды деятельности, систему межличностных отношений, социокультурную и социально-политическую жизнь общества, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самоактуализации личности.

Наиболее общим показателем успешного процесса адаптации можно считать взаимную удовлетворенность человека и социальной среды. Состояние личности, позволяющее достигать таких взаимоотношений с социумом, называется социально-психологической адаптированностью.

Успешная социально-психологическая адаптация подростков связана для них с успешным вхождением в группу, которое требует значительных затрат и включения интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности.

Анализ проведенного экспериментального исследования показал влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Выявлено, что подростки с адаптированностью и дезадаптированностью в классе отличаются разным уровнем межличностных отношений. Адаптированные подростки в большей степени ориентированы на совместную деятельность со сверстниками. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.

Ученики с неблагоприятной адаптированностью (дезадаптированностью) в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того

неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками.


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во: «Аспект Пресс», 2001

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] Ф.Б. Березин / Л., 1988.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности[Текст]/ Л.И. Божович . – М.: Изд-во «МОДЕК», 1995.

4. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1975. №7. с. 134-142.

5. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал - 1994, № 3.

6. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд.психол.наук. Л., 1985. 22 с.

7. Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка[Текст] / И.Н. Гильяшева - М., 1994

8. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов.ученых к VI Всесоюз.съезду О-ва психологов СССР. М., 1983. Ч. II. С. 335-337.

9. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения[Текст] / А.Н. Жмыриков - Л., 1989.

10. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979. С. 219- 232.

11. Кон И.С. Психология старшеклассника. [Текст] / И.С. Кон - М.,1990

12. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. [Текст] / Я.Л. Коломинский –М., изд-во: Народная Асвета, 1984

13. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации [Текст] / П.С. Кузнецов - Саратов, 2000.

14. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография [Текст] / С.А. Ларионова. - Белгород, 2002. – 200 с.

15. Маслоу А. Мотивация и личность[Текст] / А. Маслоу - Спб., 1999

16. Немов Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов– М., 1994.

17. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. [Текст] / Л.Д. Столяренко – Р-на- Д., 2003

18. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / Под ред. В.Э. Тамарина. Барнаул, 1977

19. Хохлова А.П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981. С. 52-56.


Тема: «Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Адаптивные способности подростков из полных и не полных семей

    76 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации личности к социальной действительности в психологической науке….…6
    1.1. Определение, виды и факторы социально-психологической адаптации….6
    1.2. Психологические особенности социально-психологической адаптации в подростковом возрасте…11
    1.3. Факторы, влияющие на особенности социально-психологической адаптации….….19
    Выводы….22
    Глава 2. Теоретические подходы к изучению семьи в психологической науке как фактора социально-психологической адаптации личности…24
    2.1. Семья как институт социализации. ….24
    2.2. Определение и виды неполных семей….26
    2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков из неполных семей….….33
    Выводы. ….38
    Глава 3. Эмпирическое исследование адаптивных способностей подростков из полных и неполных семей….41
    3.1. Характеристика испытуемых и методов исследования…41
    3.2. Описание результатов исследования….45
    3.3. Математический анализ результатов диагностики….62
    Выводы….67
    Заключение….70
    Список литературы….…73
  • Курсовая работа:

    Влияние социально-психологического климата в трудовом коллективе на эффективность

    45 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Общая характеристика предприятия
    1.1. История создания, цели, задачи предприятия 6
    1.2. Организационная структура управления предприятием 8
    1.3. Основные виды деятельности 11
    1.4. Характеристика персонала предприятия 12
    1.5. Организация оплаты труда 16
    1.6. Анализ внешней среды предприятия 17
    2. Теоретические основы социально-психологического
    климата в трудовом коллективе
    2.1. Общая характеристика социально-психологического климата 19
    2.2. Психологические характеристики коллектива 23
    2.3. Взаимоотношения в коллективе и исследование их структуры 26
    2.4. Психотипы личности в рабочем коллективе 30
    3. Анализ влияния социально – психологического климата коллектива
    на эффективность работы
    3.1. Сущность и показатели эффективности деятельности
    предприятия 33
    3.2. Влияние социально-психологического климата
    на эффективность его работы 36
    Заключение 42
    Список литературы 44
  • Дипломная работа:

    Роль народных игр в развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

    56 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава1 Теоретические аспекты развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
    1.1.Характеристика межличностных отношений детей старшего дошкольного
    возраста….…8
    1.2. Влияние народных подвижных игр на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста ….…14
    Вывод по 1-ой главе….25
    Глава 2 Экспериментальная работа по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр.
    2.1. Диагностика навыков межличностного отношения детей старшего дошкольного возраста ….….27
    2.2. Реализация календарно – тематического плана по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр… ….….34
    2.3Анализ результата опытно-экспериментальной работы по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр….40
    Вывод по 2-ой главе….46
    Заключение….48
  • Магистерская работа:

    Влияние модульно-рейтинговой системы оценки знаний на межличностные отношения студентов

    97 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ 7
    1.1. Болонский процесс и его роль в реформировании российской системы образования 7
    1.2. Сущность и значение модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов 13
    1.4. Межличностные отношения в студенческой группе 27
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
    ГЛАВА 2. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ 37
    2.1. Цель, задачи, методы исследования 37
    2.2. Психолого-педагогический анализ результатов исследования 43
    2.3. Психолого-педагогические рекомендации для специалистов в сфере высшего образования (преподавателей вузов) по оптимизации учебного процесса и межличностного взаимодействия 62
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
    ПРИЛОЖЕНИЯ 82
  • Дипломная работа:

    Формирование межличностных отношений подростков на уроках музыки

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…3
    Глава I . Теоретические основы формирования межличностных отношений подростков на уроках музыки…8
    1.1. Формирование межличностных отношений подростков как психолого-педагогическая проблема….8
    1.2. Функции музыкально-педагогического общения на уроках музыки….…18
    Выводы по первой главе….23 Глава II. Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений подростков на уроках музыки…24
    2.1. Содержание, методы, приемы и средства формирования межличностных отношений подростков на уроках музыки ….21
    2.2.Педагогический эксперимент и его результаты…44
    Выводы по второй главе….….51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….54
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…55
    ПРИЛОЖЕНИЕ…60
  • Курсовая работа:

    Взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников

    57 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА С ОСОБЕННОСТЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
    1.1.Особенности формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте 6
    1.2.Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения 15
    Выводы 24
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА С ОСОБЕННОСТЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
    2.1. Организация и методы исследования ….
    2.2. Анализ и обработка результатов эмпирического исследования ….
    Выводы 48
    Заключение 50
    Список ипользованной литературы 53

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Информационные технологии в юридической деятельности

    26 страниц(ы) 

    Задание 1 (Для всех вариантов)
    Задание 2
    Задание 3 (для всех вариантов)
    Задание 4 (Для всех вариантов)
    Задание 5 (Для всех вариантов)
    Задание 6
    Задание 7
    Задание 8
  • Контрольная работа:

    Психология управления. Формирование корпоративной культуры в организации. Основы менеджмента

    18 страниц(ы) 

    Введение 2
    1. Психология управления 2
    1.1. Управление (руководство) коллективом 2
    1.2. Управление конфликтными ситуациями 3
    2. Формирование корпоративной культуры в организации 9
    2.1. Понятие, сущность и роль корпоративной культуры в организации 10
    2.2. Формирование культуры предприятия 11
    Заключение 14
    Список литературы 16
  • Контрольная работа:

    Строительные материалы, вариант 8

    12 страниц(ы) 

    Вопрос 2
    Дайте характеристику коагуляционной, конденсационной и кристаллизационной дисперсным структурам материала.
    Вопрос 19
    Основные физические свойства строительных материалов (пористость, пустотность, морозостойкость): определение, формулы для расчета.
    Вопрос 40 Охрана окружающей среды при изготовлении природных каменных материалов.
    Вопрос 59. Рассчитать компонентный состав тяжелого цементобетона на 1 м3 бетонной смеси.
  • Дипломная работа:

    Преступления, связанные с угрозой убийства и причинением вреда здоровью

    68 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I. Общая характеристика преступления, связанных с угрозой убийства и причинением вреда здоровью
    § 1. Понятие и основные криминологические особенности преступлений, посягающих на жизнь и здоровье….5
    § 2. Cостояние ….…29
    § 3. Характеристика лиц, совершающих преступления посягающих на жизнь и здоровье….…36
    § 4. Виктимологический аспект….43
    Глава II. Детерминация и особенности предупреждения совершения преступлений, посягающих на жизнь и здоровье
    § 1. Причины и предупреждение….47
    § 2. Роль ОВД в предупреждении…50
    § 3. Меры виктимологической профилактики…55
    Заключение….60
    Приложение….64
    Список использованной литературы….65
  • Лабораторная работа:

    Дифракция Фраунгофера

    3 страниц(ы) 

    1. Цель работы: Изучить дифракционные картины от щели и решетки. Получить функциональные зависимости распределения максимумов и минимумов от ширины щели, периода решетки, длины волны источника света и номера максимумов и минимумов.
    2. Выполнить измерения величин: углов, соответствующих максимумам и минимумам интенсивности света
  • Контрольная работа:

    Оборотный капитал организации. Задача.

    12 страниц(ы) 

    1. Оборотный капитал организации
    Задача 2
    На основе данных для решения задачи определить линейным способом годовую сумму амортизационных отчислений.
    Исходные данные:
    Стоимость приобретенного объекта основных средств – 1300000 руб.,
    Срок полезного использования приобретенного объекта – 7 лет.
  • Контрольная работа:

    История культуры

    4 страниц(ы) 

    Вопрос 1. Какие типы художественного творчества вам известны? Каковы главные отличительные особенности каждого?
    Вопрос 2. Заполните предложенную таблицу.
    Таблица «Виды, жанры, выразительные средства искусств».
    Вопрос 3. Какова на ваш взгляд роль отдельных видов художественного творчества в современной социокультурной ситуации?
  • Курсовая работа:

    Текущий план грузового автотранспортного предприятия

    26 страниц(ы) 


    Введение 4
    1. План перевозок грузов ….…. 5
    2. План по эксплуатации подвижного состава 6
    3. План по техническому обслуживанию и ремонту
    подвижного состава 7
    4. План материально-технического обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия 8
    4.1 Эксплуатационные материалы 8
    4.2 Производственные запасы 10
    5. План по труду и кадрам 11
    6. Стоимость и амортизационные отчисления по фондам
    предприятия 13
    6.1 Основные производственные фонды 13
    6.2 Нормируемые оборотные средства 13
    7. Смета накладных расходов 14
    8. План по себестоимости, доходам, прибыли и рентабельности 15
    8.1 План по себестоимости 15
    8.2. План по доходам 15
    8.3. Планирование прибыли 16
    8.4. План по рентабельности 16
    Заключение 17
    Список использованных источников 18
    Приложение А 19
    Приложение Б 20
  • Контрольная работа:

    Краткий обзор материалов журнала «Вопросы статистики» по вопросам использования показателей вариации в статистической практике

    16 страниц(ы) 

    Выполните краткий обзор материалов журнала "Вопросы статистика" по вопросам использования показателей вариации в статистической практике (за два -три года)
  • Контрольная работа:

    Политическая система

    15 страниц(ы) 

    1. Понятие функций государства.
    2. Классификация функций государства.