СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Средневековые мыслители о политике - Реферат №17667

«Средневековые мыслители о политике» - Реферат

  • 22 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: vlad1245

Содержание

Введение 3

1 Общая характеристика эпохи Средневековья 4

2 Политические взгляды Аврелия Августина 6

3 Практическое воплощение теократической идеи в Средние века 9

4 Политические взгляды Фомы Аквинского 14

Заключение 21

Список использованной литературы 22


Введение

Средними веками называют исторический период между древним миром и Новым временем. Сам термин “средневековье” впервые стали использовать итальянские гуманисты в XV в. для характеристики тех веков, что разделяли их времена и времена языческой античности. По традиции началом средневековой эпохи считают крушение Западной Римской империи, ее завершением– XIV в. Период с XV в. до середины XVII в., получивший название эпохи Возрождения и Реформации, относят либо к позднему средневековью, либо к началу Нового времени.

Границы Средневековья могут определяться разными подходами к истории культуры и политики. Однако в любом случае необходимо анализировать христианство, поскольку его идеология – это теоретическая основа средневековья.

Главный принцип средневековой политической мысли – теократизм, т.е. преобладание над индивидом и государством идеи Божества и идеи церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укреплением церковной организации. Она вполне оформилась в XIII в.

В Средневековье политическое знание существовало в религиозно-этической форме, и развивалась усилиями богословов. Христианская мораль влияла на общественные отношения.


Выдержка из текста работы

1 Общая характеристика эпохи Средневековья

Главными направлениями эпохи средневековья определялись:

- развитием феодальной системы и связанной с ней феодальной раздробленности;

- становлением и укреплением национальных государств;

- усилением роли в общественно-духовной жизни роли католической церкви.

Политическая мысль средневековья – это шаг назад, т.к. во всех концепциях этого времени на первый план выдвигается церковь.

В политической мысли средневековья можно выделить три направления:

1 Теологические концепции.

2 Социально-политические утопии.

3 Политический рационализм.

Христианство выражало интересы наиболее бедных слоев общества, оно представляло собой не только новое религиозное движение, но и своеобразную форму протеста против общественной жизни Римской империи.

Характерной чертой раннего христианства и его идеологии было осуждение богатства. Не отрицая значимости жизненных благ, христиане выступали против разделения общества на два полюса – богатых и бедных. Осуждению подвергались богачи, собственники, увеличивающие свои богатства за счет других. Соответственно христианами был выдвинут принцип: «Не трудящийся да не ест». В том же плане решена и проблема распределения: «Каждый получит награду по своему труду».

В христианстве мечта об идеальном общественном строе приняла форму идеи о тысячелетнем царствии небесном, выступавшем отрицанием земного несправедливого государства. В трактовке достижения идеального общественного строя были выдвинуты революционно-демократические идеи.

По мере развития Римской империи христианство претерпевало значительную эволюцию. Возникнув как религия социальных низов общества, оно включило в себя социальные и нравственные установки этих слоев общества. В дальнейшем, в связи с углублением кризиса рабовладельческого общества, изменился социальный состав и приоритет ценностных установок христианских общин. Революционно-демократические тенденции сменились освящением частной собственности и союзом с рабовладельческим государством, которому в раннехристианских документах предрекалась неминуемая гибель. Усилился переход от христианских общин к епископальной церкви.

Однако при всей своей противоречивости, христианское учение содержало социально-политические идеи, сыгравшие значительную роль в последующем развитии социально-политической мысли. К ним относятся идеи о всеобщности труда и распределении по труду, решение проблемы равенства. Некоторые положения раннего христианства – идеалы общего блага и милосердия, нравственные принципы общественной и личной жизни – имеют общечеловеческое значение [1].

2 Политические взгляды Аврелия Августина

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354 -430), прозванного православной церковью «Блаженный», а католической – признанного святым и учителем церкви.

Необходимость государственной власти обосновывается Августином в рамках оригинальной философско-исторической концепции, выявляющей целенаправленное развитие человечества от грехопадения до страшного суда. Совершив грехопадение, люди стали несовершенными, что породило необходимость в контроле. Иначе тот, кто способен к добру, в раздираемом анархией мире не сможет использовать данный ему Богом шанс. Поэтому власть необходима, чтобы обеспечить порядок и преобладание справедливости. По этой причине следует поддерживать и защищать государство.

Хотя государство и является результатам изначальной порочности человека и принадлежит миру зла, оно существует для сохранения порядка и тем самым для достижения благой жизни в будущем.

В трактате «О граде божием» светская власть и ее институты отождествляются часто с «земным градом», который противопоставляется «граду божьему», т.е. церкви и ее организации. Обосновав при помощи разносторонней аргументации огромное влияние на политических мыслителей средневековья и Нового времен, доказывавших в теории превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила себя земной частью божьего града, охотно выставляя себя в качестве верховного арбитра земных интересов.

3 Практическое воплощение теократической идеи в Средние века

Политическая мысль в Средние века была тесно связана с теологией, с учением церкви. Главный принцип вполне развитой средневековой политической мысли, нашедший свое наиболее совершенное выражение в XIII в. – теократизм, преобладание высшей ценности – Бога – над идеями и государства, и личности, взятых в качестве ценностей. Теократический принцип, по-своему сформулированный и обоснованный уже в учении Августина, постепенно утверждался и в практической жизни вместе с укреплением церковной организации.

Как мы помним, в последние века своего существования власть в языческом Риме была едина и сосредоточена в руках Бога-императора. Когда Западная Римская империя распалась, функции Бога и императора уже были отделены одна от другой, образовались две власти. Вместе с заменой власти Бога-императора на власть духовенства как представителя Бога на земле, с одной стороны, и императора, с другой, обозначился дуализм между царством небесным (“небесным отечеством”) и земными царствами, нашедший отражение в учении Августина. По мере ослабления центральной власти Рима Западная империя начали тонуть в потоке варварства. Обозначился новый дуализм между латинским и германским элементами культуры. Власть церкви оставалась латинской, латинский язык был международным языком науки, теологии, философии, политической мысли на протяжении всего классического Средневековья и эпохи Ренессанса, почти до середины XVIII в. На латыни писали свои трактаты и вели обучение теологи и классики политической мысли, независимо от того, где они родились, выросли и трудились. Империя же попала под власть германских потомков варварских племен.

4 Политические взгляды Фомы Аквинского

Решение этой дилеммы мы находим в политической философии Фомы Аквинского (1227-1274), осуществившего синтез аристотелевского учения о государстве с христианским взглядом на жизнь и предназначение человека.

В духе средневековой схоластики Фома рассматривает философию как служанку богословия. Он за активное вторжение церкви в философию и науку, против концепции «двух истин», дававшей известный простор поиску «земно истины», низшей по отношению к истине «небесной», но не зависящей от нее, а порой даже и приходящей с ней в противоречие. Впоследствии идеологи католицизма ставили Фоме Аквинскому в заслугу обращение к науке и философии, широкую эрудицию, обширную логическую аргументацию, интерес к наследию античной культуры. Однако от соединения науки с религией выигрывала только последняя; наука, втискиваемая в прокрустово ложе схоластического теоретизирования, вообще теряла способность к самостоятельному развитию.

Первым из средневековых философов Западной Европы Фома Аквинский широко использовал труды Аристотеля.

У Аристотеля Фома Аквинский взял прежде всего учение об «активной форме», дающей жизнь «пассивной материи». Согласно учению Фомы мир основан на иерархии форм (от бога – чистого разума – к духовному миру и, наконец – к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и другим светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Для Фомы Аквинского государство является не продуктом греха, но скорее результатом общественной природы человека. Аристотелевскую концепцию благой жизни в автаркическом полисе он рассматривает в понятиях жизни христианской и видит высшую цель государства в приближении спасения. Таким образом, оказывается возможным поддерживать церковные требования без того, чтобы сводить роль государства к некой негативной власти, призванной только воспрепятствовать тому, чтобы человеческие вожделения не довели общество до анархии.


Заключение

Средневековье - это господство религиозного миросозерцания, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

На политической арене две силы: церковь и европейские короли. Каждая из сил несет в себе частицу романского наследия с одной стороны и германского с другой. И как две частицы одного целого они интегрируются; но, являясь и самостоятельными величинами стремящимися к завоеванию, к сосредоточению, каждый в своих руках власти и противостоят друг другу.

Политическая мысль противоречива и развивается, концентрируясь вокруг:

- обоснования необходимости усиления абсолютной власти монархов;

- поиска средств ограничения сильной центральной власти;

- определения приоритета власти – духовной или светской.

В Средневековье политическое знание существовало в религиозно-этической форме, и развивалась усилиями богословов. Христианская мораль влияла на общественные отношения.


Список литературы

1. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Э. Лейста. – М.: ИКД «Зерцало – М», 2001. - 618 с.

2. Кравченко А.И. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

3. Политология: Учеб. пособ. / Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, Т.В. Бакулина и др.; Под ред. Н.И. Азарова. – М.: Высш. шк., 1999. – 303 с.

4. Зотова Л.В. Политические ценности Средневековья: о соотношении небесного и земного отечества у Августина и Аквината // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. – 2004. – № 1 (5).

5. Козырев Г.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 208 с.

6. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 460 с.


Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Шпаргалка:

    Программа итогового комплексного (государственного) экзамена по направлению 520900 (030200.62) «ПОЛИТОЛОГИЯ»

    200 страниц(ы) 

    РАЗДЕЛ I. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА
    1. Политология как самостоятельная дисциплина
    1.1. Институционализация политологии.
    Теоретические истоки политологии: основные тенденции. Становление национальных политологических школ: англо-американская, немецкая и французская политологические школы.
    Генезис и становление отечественной политологической школы.
    1.2. Предмет и методы исследования политологии.
    Объект и предмет политологии. Политология как наука о политике и наука о власти. Узкое и широкое определение политологии. Основные подходы к изучению политики: институциональный, поведенческий, коммуникативный, антропологический и т.д. Уровни политологического знания. Теоретическая и прикладная политология. Политология в системе политических наук. Политологические категории.
    Основные методы изучения политологии: общенаучные методы, методы, заимствованные из других гуманитарных наук, политологические методы. Чикагская школа политических исследований.
    1.3. Политология в системе гуманитарного знания.
    Политология как гуманитарная дисциплина. Политология в системе гуманитарного знания: взаимовлияние и взаимообусловленность, методологическое взаимодействие с юриспруденцией, историей, экономикой, социологией и т.п. Позитивизм в политологическом знании.
    2. Исторические основы возникновения политологии.
    2.1. История политических учений как наука и учебная дисциплина.
    Объект, предмет, методология истории политической науки. Проблематика и периодизация истории политических учений. Цель и задачи изучения курса истории политических учений, его роль в системе подготовки бакалавра политологии.
    2.2. Основные вехи в истории политической мысли.
    Политическая мысль Древнего Востока. Патерналистская концепция «Поучений» Древнего Египта. Политические идеи Двуречья. Доктрина зороастризма в Древнем Иране. Политическая мысль Древней Индии. Древнеиндийские политические тексты. Буддийская доктрина как источник политической мысли. Политический смысл Артхашастры. Политическая мысль Древнего Китая. Конфуцианский концептуальный патернализм. Политическое мировоззрение даосов. Социально-политические идеи Мо-цзы. Политическая составляющая доктрины легизма.
    Зарождение и становление европейской политической философии. Политическое учение Сократа и Платона. Концептуализация политических форм в трудах Аристотеля. Политические идеи эллинизма. Политические воззрения Полибия. Политические учения в Древнем Риме дохристианского периода (Цицерон).
    Религиозно-политические идеи и концепции Средневековья. Христианская политическая мысль. Христианская теология как источник политических идей. Политическая роль учения «отцов церкви» – патристики. Зарождение и становление официальной идеологии католицизма в рамках схоластики. Политические идеи Реформации. Исламская политическая мысль. Коран о государстве и власти. Политические воззрения исламских мыслителей.
    Светские политические идеи эпохи Возрождения. Учение Марсилия Падуанского. Учение о государстве Ж. Бодена. Н. Макиавелли: рождение политической науки. Концептуальная политическая мысль Макиавелли. Утопический коммунизм. Утопический идеал Т. Мора. Проект справедливого социума Томмазо Кампанеллы.
    Политическая мысль в Голландии. Концепция государства Гуго Гроция. Политический идеал Бенедикта Спинозы.
    Английская политическая мысль. Специфика политической мысли в революционной Англии. Политическое учение Томаса Гоббса. Учение Джона Локка о государстве.
    Политическая мысль Франции. Политическое учение Ш.Л. Монтескьё. Политическое учение Ж.-Ж. Руссо. Политические идеи якобинцев. Политические взгляды Ж.-П. Марата, учение М. Робеспьера. Политическая идеология французского социализма. Коммунистические идеи в учении Морелли. Проект государственного устройства Мабли. Политическое учение Гракха Бабефа.
    Политические идеи и концепции Германии. Специфика политической мысли Германии. Политико-правовое учение С. Пуфендорфа. Учение о государстве Христиана Вольфа. Воззрения И. Канта на государство и мораль.
    Политические учения Италии. Политические взгляды Д. Вико. Гуманистическая доктрина Чезаре Беккариа.
    Концептуализация политических идей Просвещения в Соединённых Штатах Америки. Истоки политического диспута федералистов и республиканцев. Политическая мысль республиканцев. Концептуальные основы американской демократии в текстах Б. Франклина. Концепция государства Т. Пейна. Республиканские принципы Томаса Джефферсона. Политическая доктрина «федералистов». Политические идеи А. Гамильтона. Политические взгляды Джона Адамса. «Архитектор американской конституции» Джеймс Мэдисон.
  • Реферат:

    Сходство и различие политико-правовых концепций Ж. Ж. Руссо и Т. Джефферсона

    15 страниц(ы) 

    Введение….2
    1. Методология, теоретические основы политико-правовых
    теорий: сходство и различие….3
    2. Учение о естественном состоянии и естественных правах человека:
    сходство и различие…4
    3. Учение о государстве (сущность, задачи, форма правления, соотношение человека и государства, отношение к теории разделения властей, соотношение церкви и государства)….5
    4. Учение о демократии и народном суверенитете: сходство и различие.7
    5. Отношение к революции: сходство и различие…10
    6. Проблемы войны и мира….11
    Заключение….13
    Библиографический список…15
  • Контрольная работа:

    Средневековая философия

    15 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 5
    2. ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ФИЛОСОФИИ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ 7
    3. ПРОБЛЕМА РАЗУМА И ВЕРЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (П. АБЕЛЯР, Ф. АКВИНСКИЙ) 11
    4. СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ (О ПРИРОДЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ). РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ 13
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
  • Курсовая работа:

    Эстетическое мировосприятие Средневековья (на примере трактата Умберто Эко Искусство и красота в средневековой эстетике)

    24 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Основные идеи У. Эко об эстетическом мировосприятии Средневековья 5
    2. Анализ идей У. Эко об эстетическом мировосприятии Средневековья в научной литературе 13
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
  • Реферат:

    Социология как наука и ее роль в обществе.

    15 страниц(ы) 

    Введение 3
    Социология как наука 5
    Предмет и объект познания социологии 5
    Структура социологии 7
    Социология - наука о социальных отношениях общества 10
    Функции социологии 11
    Заключение 13
    Значение социологии и ее роль в общественной жизни 13
    Список используемой литературы 15
  • Контрольная работа:

    Политика царского правительства в отношении национальных окраин

    29 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Научные основы изучения политики России в отношении национальных окраин в XVI - XVIII вв…4
    1.1 Историография и источниковая база исследования….4
    1.2 Политика России в отношении национальных окраин в XVI – XIX веках….6
    Глава 2. Взаимоотношения национальной российской империи….16
    2.1 Взаимоотношения народов Сибири и России….16
    2.2 Россия и народы Кавказа….20
    2.3 Взаимоотношения Украины и России….25
    Заключение….28
    Список литературы…29

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    12. Политико-правовые взгляды Б.Спинозы

    14 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Политико-правовое учение Спинозы 6
    2 Теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза 8
    Заключение 13
    Список литературы 14
  • Реферат:

    Методы антропологии.

    19 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Антропология и ее место в системе наук 5
    1.1 Разделы антропологии 6
    1.2 Особенности биологии современного человека 9
    2 Методы антропологии 12
    Заключение 18
    Библиографический список 19
  • Курсовая работа:

    Диагностика как метод и технология социальной работы

    38 страниц(ы) 

    Реферат 2
    Введение 4
    1 Социальная диагностика 5
    2 Социальная диагностика и профилактика 10
    3 Задачи социальной диагностики и проектирования информационной среды 18
    4 Работа отделения социальной диагностики СРЦ "Отрадное" 23
    4.1 Направления работы отделения социальной диагностики 23
    4.2 Задачи работы отделения социальной диагностики 23
    4.3 Диагностика 25
    Заключение 26
    Список использованных источников 27
    Словарь терминов 28
    Приложения 33
  • Контрольная работа:

    Стратегическое планирование, его цели и задачи.

    32 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Сущность стратегического планирования: понятие, необходимость, задачи 4
    2. Этапы стратегического анализа, инструменты, организация 10
    3. Процесс формирования стратегии и характеристика основных видов стратегий 18
    Заключение 28
    Литература 30
    Приложение 1 31
    Приложение 2 32
  • Курсовая работа:

    Понятие и классификация прав и свобод личности в РФ

    34 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Общая характеристика прав и свобод личности в РФ 5
    2 Понятие и характеристика личных прав и свобод личности в РФ 11
    2.1 Понятие личных прав и свобод личности в РФ 11
    2.2 Право на жизнь и достоинство личности 11
    2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность 13
    2.4 Право на частную жизнь и на неприкосновенность жилища 15
    2.5 Национальная принадлежность и право свободного передвижения 18
    2.6 Свобода совести и вероисповедания 21
    2.7 Свобода мысли и слова 22
    3 Общая характеристика политических и экономических прав и свобод личности в РФ 25
    3.1 Характеристика политических прав и свобод личности в РФ 25
    3.2 Характеристика экономических прав и свобод личности в РФ 27
    4 Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ 29
    Заключение 33
    Список литературы 34
  • Реферат:

    Троцкий в трех Российских революциях

    26 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Юность 4
    2 Начало революционной деятельности 5
    3 Первая российская революция 10
    4 1917 год 13
    5 1920 - 1928 годы 16
    6 Ссылка и депортация 21
    Заключение 25
    Литература 26
  • Курсовая работа:

    Семья как объект изучения социальной работы

    30 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Социальная работа с семьей в России с точки зрения исторического аспекта 5
    2 Социальные проблемы семьи 11
    2.1 Характеристика проблем и кризисов семьи 11
    2.2 Социальная помощь проблемным семьям 21
    Заключение 28
    Список использованных источников 30
  • Курсовая работа:

    Опека и попечительство: сущность и порядок их осуществления

    36 страниц(ы) 

    Введение 5
    1. Функции органов опеки и попечительства 6
    2. Подготовка документов кандидатом 10
    2.1. Необходимые документы 10
    2.2. Медицинские требования 11
    2.3. Финансовые требования 12
    2.4. Гражданско-правовые требования 13
    3. Подготовка документов опекой 15
    3.1. Акт обследования жилищных условий 15
    3.2. Проверка материальной состоятельности кандидатов 18
    4. Права и обязанности опекуна 26
    5. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 28
    Список использованных источников 30
    Словарь терминов 32
    Приложение 1 34
    Приложение 2 35
    Приложение 3 36
  • Курсовая работа:

    Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.

    44 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I Гражданско–патриотическое воспитание школьников 7
    1.1 История развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание» в истории педагогики 7
    1.2 Актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России 18
    1.3 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников 20
    Глава II Патриотическое воспитание при изучении истории и обществознания в общеобразовательной школе 24
    2.1 Концепция основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории 24
    2.2 Организация патриотического воспитания на уроках истории и обществознания 28
    2.3 Использование краеведческого материала на уроках истории по патриотическому воспитанию школьников. 36
    Заключение 42
    Список использованной литературы 43
  • Курсовая работа:

    Личные права и свободы в РФ

    31 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Права и свободы человека как высшая ценность 5
    Глава 2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод 13
    Глава 3. Личные права и свободы человека и гражданина 18
    § 1. Право на жизнь 18
    § 2. Право на достоинство 19
    § 3. Право на свободу и личную неприкосновенность 20
    § 4. Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны 21
    § 5. Право на защиту чести и доброго имени 22
    § 6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений 23
    § 7. Право на неприкосновенность жилища 24
    § 8. Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком 25
    § 9. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну 26
    § 10. Свобода совести 27
    Заключение 29
    Список используемой литературы: 30