СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Соотношение  цивилизации и культуры - Реферат №21371

«Соотношение цивилизации и культуры» - Реферат

  • 12 страниц(ы)

Содержание

Введение

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: ROZIIKA1963

Содержание

Введение

1. Различие между цивилизацией и культурой

2. Соотношение цивилизации и культуры

Заключение

Список литературы


Введение

Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных. Этот радикальный скачок от животного к человеку изменил мир принципиально: в мире появились новые сущности, которые человек развивал, постепенно все более и более приспосабливая мир к себе и своим потребностям. Физические предметы и явления меняли свой смысл, а вернее, его обретали. Так, палка, которая просто валяется на земле, и та же палка, при помощи которой выкапывают съедобные коренья, различаются по сути; огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, чтобы отпугнуть хищников, — принципиально разные сущности, и с этим природе приходится, так сказать, считаться: отныне медведь не только не всегда может съесть человека, но и рискует сам стать его добычей. От примитивного очага до ядерного реактора, от тигровой шкуры до бального платья, от сладких кореньев до шоколада и т.п. — все это принадлежит к достижениям цивилизации. К ее области отно­сятся позитивные науки (науки о природе), техника, «сумма технологий», говоря словами С.Лема, и вообще все, что делает жизнь человека удобнее, полнее удовлетворяет его потребности ? . При помощи цивилизации человек «подгоняет» мир под себя.

К области цивилизации можно с некоторыми оговорками отнести также складывающийся в процессе производства общественный строй и некоторые социальные институты, например государство. Цивилизация, таким образом, обеспечивает человеку физический комфорт.

Культура представляет собой прямо противоположный способ выживания. Ее сущность — приспособление человека к враждебному миру и, как результат, обретение душевного, психологического комфорта. Культура приобретает свое значение там, где бессильна цивилизация: можно найти способ защититься от хищника (действует цивилизация), но нельзя защититься, например, от смерти — значит, надо изменить самого себя, чтобы смириться с этим фактом и не испытывать перед ним постоянного ужаса (здесь вступает в действие культура). Подчеркнем, что приспособление человека к миру имеет не биологический (как, например, появление и закрепление в процессе естественного отбора защитной окраски), а духовный характер. Культура — это в конечном счете изменение личности и ее мышления о мире, обретение человеком внутренней устойчивости. Она тоже порождает новые сущности, но не материального, а идеального характера, что ясно видно, например, на характере мотивации поведения. Так, человек может преодолевать страх смерти, если на смерть его ведет долг, честь, патриотизм, надежда на загробное существование и т.п., что животному, разумеется, не свойственно, хотя страх смерти присущ и ему. Разница между человеком и животным здесь, в сущности, в одном: человек создает ценности, которые превыше индивидуального существования. Тем самым Ноmо Sарiеns преодолевает ужас перед враждебным бытием и обретает относительно устойчивый душевный комфорт: его поддерживает сознание, что он живет не зря, и его страдания найдут награду в памяти потомков или просто в их физическом существовании, или в воздаянии в загробной жизни, или еще в чем-нибудь. Только человек способен обретать психологический комфорт и внутреннюю устойчивость даже в физических страданиях и самой смерти: он идеально преодолел их, и это преодоление есть действие механизмов культуры.

Живя в мире, человек постоянно и регулярно испытывает страдания, болезни, различного рода несчастья, от которых его не может защитить цивилизация. Более всего враждебность мира по отношению к человеку проявляется, очевидно, в непреложном факте смерти. С мыслью о прекращении физического существования человеку труднее всего примириться, а смерть окружающих, особенно близких, не только психологически травмирует его, но и постоянно напоминает человеку о бренности его собственного бытия. Иными словами, человек боится мира, и это — естественная реакция на его непредсказуемую враждебность, которую до сих пор не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся устранить развитием цивилизации. Следовательно, чтобы жить, не уподобляясь щедринскому «премудрому пескарю», который «жил — дрожал и умирал — дрожал»; чтобы жить и быть по возможности счастливым или хотя бы примиренным с действительностью, человек должен измениться внутренне, найти для себя удобную позицию в мире, обрести некоторую устойчивую мироориентацию. Этот процесс и составляет сущность культуры.


Заключение

Из сказанного понятен и характер соотношения природы и цивилизации в системе культуры. Природа — естественная среда обитания человека, а цивилизация — искусственная. Но без той и без другой равно невозможны жизнь человека, его физический и душевный комфорт. Поэтому в культуре важен некоторый паритет, оптимальное соотношение того и другого начал. В том случае, когда перевешивает природное начало, человек инстинктивно тянется к цивилизации, и наоборот — пресыщенный и даже, пожалуй, измученный «благами» цивилизации, он также инстинктивно обращается к природе, пытаясь восстановить «естественный», «здоровый» образ жизни, отдохнуть от напряжений и стрессов, «опроститься». Таким видится принципиальное соотношение природы и цивилизации в культуре.

В заключение рассмотрим вопрос о субъекте культуры, то есть об ее основном «носителе» Здесь возможны в принципе два решения: основным субъектом культуры является или индивидуум, личность, или общество, социум. Мы придерживаемся первой точки зрения и вот почему.

Особо подчеркнем то, что субъект культуры является ее носителем, но далеко не всегда создателем. Создаваться же культура и культурные ценности могут как личностью (Кант, Гегель, Пушкин, Достоевский и т.п.), так и обществом (бытовая культура), о чем подробнее см. гл. V «Сферы продуцирования и бытования культурных ценностей».

Только выделение человека из первобытного стада или из любого более позднего социума требует его личного самоопределения в мире, в том числе и в обществе. Только индивидуальность, в значительной степени независимая от общественных связей, может ставить перед собой принципиальные для культуры вопросы о смысле жизни, о сущности смерти, о личном бессмертии и на этом основании формировать систему ценностей, эмоционально-ценностную позицию по отношению к миру и социуму, что, собственно, и является сущностью культуры, как это будет видно из следующей главы. Абсолютно бездумное существование личности, ее полное тождество с остальными индивидуальностями, входящими в данное общество, еще не создает полноценной культуры, да, видимо, и вообще вряд ли возможно, разве что на самых ранних стадиях развития человечества, в стадном его состоянии'. Полное слияние человека с социумом, наблюдаемое в XX в. («автоматизированность» поведения, «зомбизм», как говорит М.Задорнов), не свидетельствует об обратном, как это может показаться. Это просто частный случай адаптации культуры личности к культуре общества, обусловленный агрессивным воспитанием. При этом, как бы далеко ни зашла нивелировка личности, ее страхи, надежды, желания, а в известной степени и система ценностей, не говоря уж о типе эмоционально-ценностной ориентации, остаются все-таки индивидуальными — хотя бы в том смысле, что они лично переживаются и тем самым обусловливают душевный комфорт или дискомфорт. При внешнем сходстве с предкультурным, стадным состоянием человечества культурологическая разница здесь огромна: в первобытном состоянии человеку не свойственно никакое, даже извне навязанное ценностное отношение к жизни, он лишен возможности (даже теоретической) сравнивать и выбирать, то есть культурно самоопределяться. В этом просто нет необходимости, но не потому, что это сделали за него и до него, а потому что он еще не видит самого себя как некоторую ценность. Не вполне еще он сознает и свою смертность, и враждебность мира, а потому и не испытывает необходимости в культурной самозащите, в обретении душевного комфорта. В культурном бытии современного человека, как бы он ни был обезличен, все эти моменты присутствуют.


Список литературы

.И. Арнольдов. Введение в культуру.- М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

2. В.И. Добрынина. Культура и цивилизация//Социально-политический журнал.-1994.- № 2. - С.92-106.

3. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.

4. Гольденберг В.А. «История Древнего мира». Харьков 1956г.

5. .Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.

6. Культурология: Учебное пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.

7. Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Издат. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.

8. Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая. – М.: Центр, 1972.

9. Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996.


Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Британская культура в романе шарлотты бронте «джейн эйр» как объект лингвострановедческого изучения

    65 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Лингвострановедение в процессе изучения иностранного
    языка 7
    1.1. Лингвистический аспект лингвострановедения 7
    1.2. Методический аспект лингвострановедения 10
    1.3. Понятие реалии в лингвострановедении 14
    Выводы по главе 1 19
    Глава II. Лингвострановедческий подход к изучению романа Ш. Бронте «Джейн Эйр» 21
    2.1. Место и значение романа Ш. Бронте в истории английской
    литературе 21
    2.2. Лингвострановедческий потенциал романа Ш. Бронте 24
    2.2.1. Географические реалии…. .24
    2.2.2. Этнографические реалии… .29
    2.2.3. Реалии культуры…. 35
    2.2.4. Общественно-политические реалии…. 44
    2.3. Изучение романа Ш. Бронте на занятиях по английскому языку
    в средней школе ….….…. 47
    Выводы по главе 2 56
    Заключение 57
    Список использованной литературы 59
  • Контрольная работа:

    Культура как социальный феномен

    19 страниц(ы) 

    Введение….
    1. Пути эволюции….
    2. Современная цивилизация….
    3. Конфликт культуры…
    4. Пути примирения….
    Заключение….
    Список литературы….
  • Реферат:

    Восточная культура как феномен мировой цивилизации.

    29 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Восток в разрезе древних цивилизаций 4
    1.1 Древняя Месопотамия 4
    1.2 Древняя Индия 7
    1.3 Древний Китай 12
    2 Региональная культура, причина различий 18
    2.1 Запад восток в современной плоскости 19
    2.2 Различие культур востока и запада 23
    Заключение 27
    Список использованной литературы 29
  • ВКР:

    Отражение лингвострановедческих особенностей системы образования сша в романе с. майер «сумерки» и их изучение на занятиях по английскому языку в средней школе

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
    1.1. Место лингвострановедения в системе лингвистических наук
    1.2. Понятие лингвострановедческой лексики и задачи ее изучения
    1.3. Классификации лингвострановедческой лексики
    Выводы по главе I
    Глава II. ОТРАЖЕНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ США В
    РОМАНЕ С. МАЙЕР «СУМЕРКИ»
    2.1. Общая характеристика школьного образования США
    2.2. Анализ романа С. Майер «Сумерки» на наличие лексических единиц, связанных с системой образования
    Выводы по главе II
    Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 35 НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
    3.1. Понятие «аутентичные материалы» и критерии отбора аутентичного материала
    3.2. Целесообразность использования аутентичных материалов на разных этапах обучения иностранному языку
    3.3. Этапы работы с аутентичными текстами и их задачи
    3.4. Технология работы с аутентичными текстами на материале романа С. Майер “Сумерки»
    Выводы по главе III
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложение
  • Реферат:

    Культура и контркультура ХХ – ХХI века

    19 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Культура ХХ века. 4
    2. Культура на пороге XXI в. 12
    3. Контркультура ХХ – ХХI века. 15
    Заключение. 17
    Список используемой литературы. 20

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Предыдущая работа

Зимнее бетонирование

Следующая работа

Интернет-зависимость
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Основные принципы управления персоналом

    11 страниц(ы) 

    Введение
    Принципы управления персоналом
    Разновидность методов управления персоналом
    Заключение
    Список литературы
  • Контрольная работа:

    Эксплуатационные материалы

    30 страниц(ы) 

    4.1. Производство автомобильных эксплуатационных материалов
    1. Нефть, ее состав и физико-химические свойства.
    4.2. Автомобильные бензины
    1. Требования, предъявляемые к топливу для карбюраторных двигателей.
    4.3. Дизельные топлива
    1. Требования, предъявляемые к качеству дизельного топлива.
    4.4. Газообразные топлива
    1. Требования, предъявляемые к качеству топлив для газобаллонных автомобилей.
    4.5. Масла для двигателей
    1. Основные требования к качеству масел
    4.6. Трансмиссионные масла
    1. Требования, предъявляемые к трансмиссионным маслам.
    4.7. Пластичные смазки
    1. Каким образом получают пластичные смазки.
    4.8. Технические жидкости
    1. Требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям.
    4.9. Организация рационального применения автомобильных эксплуатационных материалов
    1. Основные причины потерь бензина от испарения, при хранении, перевозках и при эксплуатации автомобилей.
  • Реферат:

    Конституционное право Германии

    22 страниц(ы) 

    Введение
    1. Общая характеристика Основного закона 1949 г. и порядок его изменения.
    2. Федеральные государственные органы
    3. Федеративное устройство и местное самоуправление.
    Заключение
    Литература

  • История болезни:

    История болезни (хирургия) и дневник

    10 страниц(ы) 

    История болезни
    (М.Э. С.-К 1971 года рождения)
    Предварительный диагноз:
    Тупая травма живота.
    Клинический диагноз:
    Тупая травма живота. Разрыв селезенки. Внутрибрюшное кровотечение. Геморрагический шок 2-3 ст.
  • Реферат:

    Спорт в годы ВОВ

    25 страниц(ы) 

    1.Введение.3
    2.Основная часть
    1.Советские спортсмены во время Великой отечественной войны.5
    2. Деятельность ВФСО «Динамо» в годы ВОВ.11
    3. Вклад советских борцов в победу в ВОВ.20
    3.Заключение .24
    4.Список литературы .26

  • Контрольная работа:

    Вопросы по теориии практике перевода

    33 страниц(ы) 

    1.Что такое синхронный перевод?
    2.Что Вы можете сказать о двояком понимании эквивалента?
    3.Основные грамматические трудности при переводе с английского на русский и обратно.
    4.Чем обусловлены стилистические трансформации? Что такое стиль? Определение В. В. Виноградова.
    5.Роль контекста в выявлении эмоционального значения слова.
    6.Требования, предъявляемые к реферату.
    7.Виды аннотаций
  • Контрольная работа:

    Вопросы по теории обучения

    16 страниц(ы) 

    .Чтение как вид речевой деятельности. Цели и задачи обучения чтению в средней школе.
    Цели и задачи обучения чтению на старшем этапе школы.
    2. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и средство формирования языковых и речевых умений и навыков.
    Дайте определение следующим терминам:
    текстовый этап,
    послетекстовый этап
    вид речевой деятельности
    трехфазная структура РД
    Подготовка высказывания
    Структурирование высказывания
    Переход к внешней речи.
    рецептивный вид РД,
    фиксация,
    зрелый чтец
    гибкость
    внутренняя речь
    виды чтения: просмотровое, изучающее, ознакомительное, собственно чтение,
    чтение как средство чтения вслух, чтение про себя,
    этап трансформации текста,
    творческий этап.
  • Курсовая работа:

    макроэкономические показатели системы нац счетов - курсовая по макроэкономике

    44 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
    1.1 Понятие, структура и категории системы национальных счетов….5
    1.2 История возникновения Системы национальных счетов. Роль и функции СНС….13
    1.3 Основные показатели системы национальных счетов….18
    2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РОССИИ
    2.1 Переход от Баланса народного хозяйства к Системе национальных счетов. Применение СНС в России…25
    2.2 Проблемы формирования Российской СНС…29
    2.3 Анализ состояния экономики России на основе конкретных данных национальных счетов….36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…41
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….43
  • Отчет по практике:

    Отчет по практике в регистрационной палате

    14 страниц(ы) 

    Оглавление
    Введение
    Общая характеристика места прохождения производственной практики
    Изучение нормативно-правовых актов
    Ознакомление с Государственной регистрацией прав
    Заключение
    Список литературы
  • Дипломная работа:

    Следственный комитет России

    64 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА….7
    1.1. История становления и развития органов предварительного следствия… ….7
    1.2. История создания Следственного комитета Российской Федерации.17
    1.3. Создание Следственного комитета России: причины и следствия.28
    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА….38
    2.1. Организационная структура, система Следственного комитета.37
    2.2. Основные направления деятельности следственного комитета.43
    ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА …48
    3.1. Задачи Следственного комитета ….…48
    3.2. Полномочия и права при осуществления полномочий…51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…57
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…61