СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Соотношение  цивилизации и культуры - Реферат №21371

«Соотношение цивилизации и культуры» - Реферат

  • 12 страниц(ы)

Содержание

Введение

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: ROZIIKA1963

Содержание

Введение

1. Различие между цивилизацией и культурой

2. Соотношение цивилизации и культуры

Заключение

Список литературы


Введение

Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных. Этот радикальный скачок от животного к человеку изменил мир принципиально: в мире появились новые сущности, которые человек развивал, постепенно все более и более приспосабливая мир к себе и своим потребностям. Физические предметы и явления меняли свой смысл, а вернее, его обретали. Так, палка, которая просто валяется на земле, и та же палка, при помощи которой выкапывают съедобные коренья, различаются по сути; огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, чтобы отпугнуть хищников, — принципиально разные сущности, и с этим природе приходится, так сказать, считаться: отныне медведь не только не всегда может съесть человека, но и рискует сам стать его добычей. От примитивного очага до ядерного реактора, от тигровой шкуры до бального платья, от сладких кореньев до шоколада и т.п. — все это принадлежит к достижениям цивилизации. К ее области отно­сятся позитивные науки (науки о природе), техника, «сумма технологий», говоря словами С.Лема, и вообще все, что делает жизнь человека удобнее, полнее удовлетворяет его потребности ? . При помощи цивилизации человек «подгоняет» мир под себя.

К области цивилизации можно с некоторыми оговорками отнести также складывающийся в процессе производства общественный строй и некоторые социальные институты, например государство. Цивилизация, таким образом, обеспечивает человеку физический комфорт.

Культура представляет собой прямо противоположный способ выживания. Ее сущность — приспособление человека к враждебному миру и, как результат, обретение душевного, психологического комфорта. Культура приобретает свое значение там, где бессильна цивилизация: можно найти способ защититься от хищника (действует цивилизация), но нельзя защититься, например, от смерти — значит, надо изменить самого себя, чтобы смириться с этим фактом и не испытывать перед ним постоянного ужаса (здесь вступает в действие культура). Подчеркнем, что приспособление человека к миру имеет не биологический (как, например, появление и закрепление в процессе естественного отбора защитной окраски), а духовный характер. Культура — это в конечном счете изменение личности и ее мышления о мире, обретение человеком внутренней устойчивости. Она тоже порождает новые сущности, но не материального, а идеального характера, что ясно видно, например, на характере мотивации поведения. Так, человек может преодолевать страх смерти, если на смерть его ведет долг, честь, патриотизм, надежда на загробное существование и т.п., что животному, разумеется, не свойственно, хотя страх смерти присущ и ему. Разница между человеком и животным здесь, в сущности, в одном: человек создает ценности, которые превыше индивидуального существования. Тем самым Ноmо Sарiеns преодолевает ужас перед враждебным бытием и обретает относительно устойчивый душевный комфорт: его поддерживает сознание, что он живет не зря, и его страдания найдут награду в памяти потомков или просто в их физическом существовании, или в воздаянии в загробной жизни, или еще в чем-нибудь. Только человек способен обретать психологический комфорт и внутреннюю устойчивость даже в физических страданиях и самой смерти: он идеально преодолел их, и это преодоление есть действие механизмов культуры.

Живя в мире, человек постоянно и регулярно испытывает страдания, болезни, различного рода несчастья, от которых его не может защитить цивилизация. Более всего враждебность мира по отношению к человеку проявляется, очевидно, в непреложном факте смерти. С мыслью о прекращении физического существования человеку труднее всего примириться, а смерть окружающих, особенно близких, не только психологически травмирует его, но и постоянно напоминает человеку о бренности его собственного бытия. Иными словами, человек боится мира, и это — естественная реакция на его непредсказуемую враждебность, которую до сих пор не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся устранить развитием цивилизации. Следовательно, чтобы жить, не уподобляясь щедринскому «премудрому пескарю», который «жил — дрожал и умирал — дрожал»; чтобы жить и быть по возможности счастливым или хотя бы примиренным с действительностью, человек должен измениться внутренне, найти для себя удобную позицию в мире, обрести некоторую устойчивую мироориентацию. Этот процесс и составляет сущность культуры.


Заключение

Из сказанного понятен и характер соотношения природы и цивилизации в системе культуры. Природа — естественная среда обитания человека, а цивилизация — искусственная. Но без той и без другой равно невозможны жизнь человека, его физический и душевный комфорт. Поэтому в культуре важен некоторый паритет, оптимальное соотношение того и другого начал. В том случае, когда перевешивает природное начало, человек инстинктивно тянется к цивилизации, и наоборот — пресыщенный и даже, пожалуй, измученный «благами» цивилизации, он также инстинктивно обращается к природе, пытаясь восстановить «естественный», «здоровый» образ жизни, отдохнуть от напряжений и стрессов, «опроститься». Таким видится принципиальное соотношение природы и цивилизации в культуре.

В заключение рассмотрим вопрос о субъекте культуры, то есть об ее основном «носителе» Здесь возможны в принципе два решения: основным субъектом культуры является или индивидуум, личность, или общество, социум. Мы придерживаемся первой точки зрения и вот почему.

Особо подчеркнем то, что субъект культуры является ее носителем, но далеко не всегда создателем. Создаваться же культура и культурные ценности могут как личностью (Кант, Гегель, Пушкин, Достоевский и т.п.), так и обществом (бытовая культура), о чем подробнее см. гл. V «Сферы продуцирования и бытования культурных ценностей».

Только выделение человека из первобытного стада или из любого более позднего социума требует его личного самоопределения в мире, в том числе и в обществе. Только индивидуальность, в значительной степени независимая от общественных связей, может ставить перед собой принципиальные для культуры вопросы о смысле жизни, о сущности смерти, о личном бессмертии и на этом основании формировать систему ценностей, эмоционально-ценностную позицию по отношению к миру и социуму, что, собственно, и является сущностью культуры, как это будет видно из следующей главы. Абсолютно бездумное существование личности, ее полное тождество с остальными индивидуальностями, входящими в данное общество, еще не создает полноценной культуры, да, видимо, и вообще вряд ли возможно, разве что на самых ранних стадиях развития человечества, в стадном его состоянии'. Полное слияние человека с социумом, наблюдаемое в XX в. («автоматизированность» поведения, «зомбизм», как говорит М.Задорнов), не свидетельствует об обратном, как это может показаться. Это просто частный случай адаптации культуры личности к культуре общества, обусловленный агрессивным воспитанием. При этом, как бы далеко ни зашла нивелировка личности, ее страхи, надежды, желания, а в известной степени и система ценностей, не говоря уж о типе эмоционально-ценностной ориентации, остаются все-таки индивидуальными — хотя бы в том смысле, что они лично переживаются и тем самым обусловливают душевный комфорт или дискомфорт. При внешнем сходстве с предкультурным, стадным состоянием человечества культурологическая разница здесь огромна: в первобытном состоянии человеку не свойственно никакое, даже извне навязанное ценностное отношение к жизни, он лишен возможности (даже теоретической) сравнивать и выбирать, то есть культурно самоопределяться. В этом просто нет необходимости, но не потому, что это сделали за него и до него, а потому что он еще не видит самого себя как некоторую ценность. Не вполне еще он сознает и свою смертность, и враждебность мира, а потому и не испытывает необходимости в культурной самозащите, в обретении душевного комфорта. В культурном бытии современного человека, как бы он ни был обезличен, все эти моменты присутствуют.


Список литературы

.И. Арнольдов. Введение в культуру.- М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

2. В.И. Добрынина. Культура и цивилизация//Социально-политический журнал.-1994.- № 2. - С.92-106.

3. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.

4. Гольденберг В.А. «История Древнего мира». Харьков 1956г.

5. .Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.

6. Культурология: Учебное пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.

7. Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Издат. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.

8. Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая. – М.: Центр, 1972.

9. Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996.


Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Британская культура в романе шарлотты бронте «джейн эйр» как объект лингвострановедческого изучения

    65 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Лингвострановедение в процессе изучения иностранного
    языка 7
    1.1. Лингвистический аспект лингвострановедения 7
    1.2. Методический аспект лингвострановедения 10
    1.3. Понятие реалии в лингвострановедении 14
    Выводы по главе 1 19
    Глава II. Лингвострановедческий подход к изучению романа Ш. Бронте «Джейн Эйр» 21
    2.1. Место и значение романа Ш. Бронте в истории английской
    литературе 21
    2.2. Лингвострановедческий потенциал романа Ш. Бронте 24
    2.2.1. Географические реалии…. .24
    2.2.2. Этнографические реалии… .29
    2.2.3. Реалии культуры…. 35
    2.2.4. Общественно-политические реалии…. 44
    2.3. Изучение романа Ш. Бронте на занятиях по английскому языку
    в средней школе ….….…. 47
    Выводы по главе 2 56
    Заключение 57
    Список использованной литературы 59
  • Контрольная работа:

    Культура как социальный феномен

    19 страниц(ы) 

    Введение….
    1. Пути эволюции….
    2. Современная цивилизация….
    3. Конфликт культуры…
    4. Пути примирения….
    Заключение….
    Список литературы….
  • Реферат:

    Восточная культура как феномен мировой цивилизации.

    29 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Восток в разрезе древних цивилизаций 4
    1.1 Древняя Месопотамия 4
    1.2 Древняя Индия 7
    1.3 Древний Китай 12
    2 Региональная культура, причина различий 18
    2.1 Запад восток в современной плоскости 19
    2.2 Различие культур востока и запада 23
    Заключение 27
    Список использованной литературы 29
  • ВКР:

    Отражение лингвострановедческих особенностей системы образования сша в романе с. майер «сумерки» и их изучение на занятиях по английскому языку в средней школе

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
    1.1. Место лингвострановедения в системе лингвистических наук
    1.2. Понятие лингвострановедческой лексики и задачи ее изучения
    1.3. Классификации лингвострановедческой лексики
    Выводы по главе I
    Глава II. ОТРАЖЕНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ США В
    РОМАНЕ С. МАЙЕР «СУМЕРКИ»
    2.1. Общая характеристика школьного образования США
    2.2. Анализ романа С. Майер «Сумерки» на наличие лексических единиц, связанных с системой образования
    Выводы по главе II
    Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 35 НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
    3.1. Понятие «аутентичные материалы» и критерии отбора аутентичного материала
    3.2. Целесообразность использования аутентичных материалов на разных этапах обучения иностранному языку
    3.3. Этапы работы с аутентичными текстами и их задачи
    3.4. Технология работы с аутентичными текстами на материале романа С. Майер “Сумерки»
    Выводы по главе III
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложение
  • Реферат:

    Культура и контркультура ХХ – ХХI века

    19 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Культура ХХ века. 4
    2. Культура на пороге XXI в. 12
    3. Контркультура ХХ – ХХI века. 15
    Заключение. 17
    Список используемой литературы. 20

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Предыдущая работа

Зимнее бетонирование

Следующая работа

Интернет-зависимость
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Эксплуатационные материалы

    30 страниц(ы) 

    4.1. Производство автомобильных эксплуатационных материалов
    1. Нефть, ее состав и физико-химические свойства.
    4.2. Автомобильные бензины
    1. Требования, предъявляемые к топливу для карбюраторных двигателей.
    4.3. Дизельные топлива
    1. Требования, предъявляемые к качеству дизельного топлива.
    4.4. Газообразные топлива
    1. Требования, предъявляемые к качеству топлив для газобаллонных автомобилей.
    4.5. Масла для двигателей
    1. Основные требования к качеству масел
    4.6. Трансмиссионные масла
    1. Требования, предъявляемые к трансмиссионным маслам.
    4.7. Пластичные смазки
    1. Каким образом получают пластичные смазки.
    4.8. Технические жидкости
    1. Требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям.
    4.9. Организация рационального применения автомобильных эксплуатационных материалов
    1. Основные причины потерь бензина от испарения, при хранении, перевозках и при эксплуатации автомобилей.
  • Курсовая работа:

    Международная торговля. Торговая политика - курсовая работа по макроэкономике

    41 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ….6
    1.1 Суть и понятие международной торговли. Теории международной торговли….6
    1.2 Понятие, инструменты и роль торговой политики в экономическом развитии страны….9
    1.3 Характеристика политики свободной торговли и протекционизма….13
    2.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…21
    2.1 Место и роль России в мировой торговле…21
    2.2 Анализ и состояние перспектив развития внешнеторговой деятельности России ….….28
    2.3 ВТО и ее влияние на торговую политику России…32
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….36
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….39
  • Курсовая работа:

    Глобализм и антиглобализм

    35 страниц(ы) 


    Введение
    Глава 1. Глобализация. Ее влияние на мировой процесс
    I.1 Подходы к определению
    I.2 Основные аспекты сущности глобализации
    I.3 Противоречивость процесса глобализации
    Глава 2 .Антиглобализация как политический и социокультурный феномен
    2.1 Сущность антиглобализации
    2.2 Тенденции и модели процесса антиглобализации
    2.3 Антиглобализм в России
    Заключение
    Список использованной литературы

  • Дипломная работа:

    Ответственность супругов по личным и общим долгам

    84 страниц(ы) 

    Введение ….2
    Глава 1. Правоотношения между супругами….6
    1.1. Имущественные отношения между супругами….6
    1.2. Личные неимущественные правоотношения между супругами….9
    Глава 2. Ответственность супругов по долгам….25
    2.1. Ответственность супругов по личным долгам….25
    2.2. Ответственность супругов по общим долгам…28
    2.3. Ответственность супругов за вред, причиненный их детьми….32
    Глава 3. Виды правового режима имущества супругов….37
    3.1. Общая характеристика имущественных отношений…37
    3.2. Законный режим имущества супругов….39
    3.3. Договорный режим имущества супругов….54
    Заключение….69
    Список использованной литературы….76
    Приложение…79
  • Дипломная работа:

    Психология личности преступника

    80 страниц(ы) 

    Введение .
    ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА….8
    1. 1 Теоретический анализ причин и методов борьбы с преступностью. Мировой опыт превенции преступности.8
    1.2 Роль психологических знаний в исследовании и профилактике преступности. Психологические особенности личности преступности….
    1.3 Характеристика методов диагностики преступного поведения….
    ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ В КЧР: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ….
    2.1 Анализ состояния преступности в КЧР за 2010-2011гг….
    2.2 Характеристика деятельности правоохранительных органов по профилактике и коррекции преступного поведения….
    2.3 Программа работы по оптимизации психопрофилактической работы преступного поведения….
    Заключение…
    Список литературы… …
    Приложения…
  • Дипломная работа:

    Конституционный статус Президента США

    54 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ ….3
    ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ…9
    1.1. Историческое происхождение поста президента и его современная политическая география…9
    1.2. Современные модели президентства….16
    ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА США.23
    2.1 Конституционный статус и предназначение президента в политической системе …23
    2.2. Полномочия Президента США: классификация и проблемы правового закрепления….…30
    ГЛАВА III. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА США….….39
    3.1 Основания и порядок приобретения статуса Президента США….39
    3.2. Основания и порядок утраты статуса Президента США….43
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….51
    СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ….55
  • Дипломная работа:

    Уголовная отвественность за государственную измену и шпионаж

    74 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА.7
    1.1. Исторические аспекты развития уголовной ответственности за
    государственную измену и шпионаж….7
    1.2.Понятия шпионажа и государственной измены в уголовном законодательстве…13
    ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА….25
    2.1.Объективные признаки государственной измены и шпионажа….25
    2.2. Субъективные признаки государственной измены и шпионажа….…34
    2.3. Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступления….38
    ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РАЗГРАНИЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ УГОЛОВНЫХ МЕР К ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА…44
    3.1. Шпионаж иностранными гражданами в Российской Федерации и Российскими гражданами за рубежом….44
    3.2. Практика по уголовным шпионским делам за период от 2000-2014года….57
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….65
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ….71
  • Курсовая работа:

    Органы полиции и политического сыска в России в XVII веке.

    26 страниц(ы) 

    Введение….…3
    Глава1 . Полиция в период своего становления.6
    1.1 Причины и предпосылки создания полиции .6
    1.2 Развитие полицейских органов .11
    Глава 2. Россия в период абсолютной монархии.15
    2.1. Создание полицейских органов в период становления абсолютизма
    в первой четверти XVIII века. 15
    2. 2. Реформа полиции в последней четверти XVIII в.19
    Заключение.23
    Список использованной литературы. 27
  • Реферат:

    Основные принципы управления персоналом

    11 страниц(ы) 

    Введение
    Принципы управления персоналом
    Разновидность методов управления персоналом
    Заключение
    Список литературы
  • Реферат:

    Конституционное право Германии

    22 страниц(ы) 

    Введение
    1. Общая характеристика Основного закона 1949 г. и порядок его изменения.
    2. Федеральные государственные органы
    3. Федеративное устройство и местное самоуправление.
    Заключение
    Литература