СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Наследование по завещанию - Курсовая работа №22295

«Наследование по завещанию» - Курсовая работа

  • 25 страниц(ы)

Содержание

Введение

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: kjuby

Содержание

Введение…3

1. Сущность завещания…6

1.1. Завещание как основание наследования…6

1.2. Наследование по завещанию в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект…8

2. Свобода завещания в Российском наследственном праве…11

2.1. Назначение и подназначение наследника…11

2.2. Лишение наследства (эксгередация)…13

2.3. Имущество как объект завещательного распоряжения….14

2.4. Завещательный отказ и завещательное возложение…17

Заключение….22

Список использованных источников и литературы…23


Введение

Одним из основных отличительных положений о наследовании в соответствии с частью третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является несомненный приоритет такого основания наследования, как наследование по завещанию. Об этом свидетельствует не только формальная конструкция ст. 1111 ГК РФ, в которой наследование по завещанию поставлено на первое место. Множество новых норм Кодекса направлено на стимулирование граждан к совершению завещаний, поскольку именно посредством завещания наследодатель может наиболее приемлемым для себя образом выразить собственное волеизъявление в отношении принадлежащего ему имущества и решить судьбу этого имущества. Об отмеченной направленности Кодекса свидетельствуют провозглашенный и определенным образом гарантированный принцип свободы завещания, принцип тайны завещания и гарантии тайны, снижение размера обязательной доли в наследственном имуществе, изменение порядка ее определения, предоставление завещателю возможности выбора формы совершения завещания и др.

Завещание - это личное распоряжение гражданина на случай смерти по поводу принадлежащего ему имущества с назначением наследников, сделанное в установленной законом форме.

Завещание характеризуется определенными юридическими признаками.

Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В отличие от ранее действовавшего законодательства перечень причин, по которым завещатель не может собственноручно подписать завещание и ввиду этого оно подписывается другим лицом (рукоприкладчиком), ограничен и является исчерпывающим. Такими причинами в соответствии с п. 3 ст. 1125 ГК РФ могут являться только физические недостатки либо неграмотность завещателя. В силу названных обстоятельств завещание по просьбе самого завещателя может быть подписано в присутствии нотариуса или должностного лица, его удостоверяющего, другим гражданином, с указанием причин, по которым завещатель не может подписать завещание собственноручно.

На основании вышесказанного объектом исследования выступают теоретико-правовые положения и подходы к исследованию субъектов гражданских отношений в области наследования по завещанию.

Предметом исследования является совокупность правовых отношений в области наследования по завещанию.

Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового анализа особенностей в области наследования по завещанию.

Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:

1) определить понятие наследования по завещанию.;

2) рассмотреть сравнительную характеристику наследования по завещанию в законодательстве зарубежных стран и Российской Федерации;

3) проанализировать правовую природу наследования по завещанию;

4) рассмотреть особенности свободы завещания в Российском наследственном праве.

Методологической основой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать наследования по завещанию как динамическую категорию, зависящую от различных условий. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.

Научная новизна курсовой работы определяется тем, что проведено комплексное исследование наследования по завещанию.

Нормативной правовой основой исследования являются: Федеральные законы Российской Федерации, Подзаконные акты, нормативные акты министерств и ведомств.

Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Заключение

Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:

Завещание - это личное распоряжение гражданина на случай смерти по поводу принадлежащего ему имущества с назначением наследников, сделанное в установленной законом форме.

Завещание характеризуется определенными юридическими признаками.

Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем, за исключением случаев, предусмотренных законом.

На основании завещания возникают права и обязанности после смерти завещателя, когда у него самого уже нельзя узнать его волю


Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.01.2011) // Российская газета, N 233, 28.11.2001.

3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ред. от 19.07.2009) // Российская газета, N 49, 13.03.1993.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.1980 N 4 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом" // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам, М., Спарк, 1994.

Законодательные акты зарубежных стран

5. Гражданский кодекс Франции 1804 г. по состоянию на 4 апреля 2006 г.: Система электронного архива // режим доступа // h**t://195.83.177.9/code/liste.phtml?lang=uk&c=22.

6. Гражданский кодекс Швейцарии 1907 г. по состоянию на 1 июля 2007 г.: Система электронного архива // режим доступа // h**t://w*w.admin.ch/ch/d/sr/2/210.de.pdf.

Литература

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.В. Голофаев и др.; под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009.


Тема: «Наследование по завещанию»
Раздел: Право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 25
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курсовая работа:

    Наследование по завещанию

    36 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Общая характеристика завещания 5
    1.1 Завещание: понятие и правовая природа 7
    Глава 2. Особенности оформления и совершения завещания 12
    2.1 Форма и порядок совершения завещания, порядок оформления наследственных прав по завещанию 12
    2.2 Специальные распоряжения завещателя 21
    2.3 Недействительность завещания 23
    Заключение 33
    Список использованных источников 34
  • Магистерская работа:

    Завещание в Гражданском праве Российской Федерации: актуальные проблемы теории и правоприменительной практики

    89 страниц(ы) 

    Введение….…3
    Глава 1. Общая характеристика завещания ….….…8
    1.1. Завещание как односторонняя сделка….….8
    1.2. Гражданско-правовая природа завещания….….14
    1.3. Форма завещания….….22
    Глава 2. Содержание завещания….…37
    2.1. Завещательное возложение….….37
    2.2. Завещательный отказ….….42
    2.3. Случаи ограничения свободы завещания….….47
    Глава 3. Особенности исполнения завещания. Недействительность завещания.55
    3.1. Субъекты наследственных правоотношений при наследовании по завещанию…55
    3.2. Понятие и способы исполнения завещания. Полномочия исполнителя завещания….….61
    3.3. Недействительность завещания….69
    Заключение….74
    Список использованной литературы….….79
    Список сокращений….….… 88
    Приложения….…. 89

  • Дипломная работа:

    Наследование по завещанию

    66 страниц(ы) 

    Введение….3
    1.Общие положения наследования по завещанию….5
    1.1. Понятие и значение наследования по завещанию…5
    1.2. Становление и развитие правового регулирования наследования
    по завещанию….9
    2. Юридическая характеристика завещания как основания
    наследования по завещанию….17
    2.1.Понятие и признаки наследования по завещанию
    как односторонней сделки…17
    2.2. Форма, порядок и принципы составления завещания…25
    2.3. Изменение, отмена и недействительность завещания…30
    3.Маханизм наследования по завещанию….40
    3.1. Реализация прав субъектов наследственных правоотношений
    при открытии наследования по завещанию…40
    3.2. Учет права на обязательную долю при наследовании по завещанию….46
    Заключение….55
    Список источников и литературы…59
    Список общепринятых условных сокращений….65
    Приложения….66
  • Курсовая работа:

    Понятие и виды наследования

    36 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Общие положения о наследовании….6
    1.1 Понятие и сущность наследования….6
    1.2 Основания возникновения наследственных правоотношений….11
    2. Правовое регулирование механизма наследования по завещанию….15
    2.1 Общие положения наследования по завещанию….15
    2.2 Форма и порядок совершения завещания….18
    2.3 Недействительность завещания….22
    3. Особенности наследования по закону…25
    3.1 Очередность наследования по закону….25
    3.2 Принятие наследства. Выморочное имущество
    Заключение
    Библиографический список
    Приложение
  • Дипломная работа:

    Наследование по завещанию

    61 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Общая характеристика института наследования….….6
    1.1. Понятие и сущность наследования….….6
    1.2. Наследование по завещанию….10
    Глава 2. Завещание как основание наследования….….….19
    2.1. Понятие и принцип завещания….19
    2.2. Сущность и правовые последствия отмены, изменения и недействительности завещания…28
    Глава 3. Особенности исполнения наследования по завещанию….37
    3.1. Субъекты наследственных правоотношений при открытии наследства по завещанию….37
    3.2. Права и обязанности исполнителя завещания….44
    Заключение….53
    Список источников и литературы….57
  • Отчет по практике:

    Наследование по завещанию в РФ (ниирм 1 часть)

    40 страниц(ы) 

    Определения
    Введение
    1.Институт наследования по завещанию
    2 Судебная практика признания завещания не действительным
    Заключение
    Список использованных источников

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Организация и регулирование оплаты труда - РЗ, вариант 2

    10 страниц(ы) 

    Вопрос №1.
    Работник проработал в течение рабочего года (с 6 сент. 2005 г. по 5 сент. 2006 г.), при этом в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 6 сент. 2005г по 3 мая 2006 г, а в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера,
    с 1 июня 2006 по 5 сент. 2006г.
    Рассчитайте продолжительность дополнительного отпуска (5-дневная рабочая неделя).
    Вопрос №2.
    В связи с отключением электроэнергии работник в течение рабочего месяца имел 15 часов внутрисменных простоев.
    Норма рабочего времени в данном месяце -160 часов. Простой возник по причине, не зависящей ни от работника, ни от работодателя, поэтому оплата производится в размере 2/3 часовой тарифной ставки, установленной работнику (50 р).
    Определите размер заработной платы.
    Вопрос №3.
    Работнику предоставлен отпуск в апреле 2007 года на 28 календарных дней. В расчетном периоде ему начислено: .
    *с 15 февраля по 17 марта работник был временно нетрудоспособен.
    Рассчитайте средний заработок для начисления оплаты за время отпуска.
    Вопрос №4.
    Работник заболел 20 января 2006 года, и его нетрудоспособность продлилась до 27 февраля 2006 года.
    Средний заработок работника превышает максимальный предел.
    Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из ограничения 15000 руб. за полный календарный месяц.
    Рассчитайте размер пособия.
    Вопрос №5.
    Работнику организации 12 сентября 2005 года был выдан заем на приобретение квартиры - 300000 руб. на 2 года.
    Условиями договора займа предусмотрено, что за пользование заемными средствами уплачивается проценты из расчета 9% годовых.
    Проценты за пользование заемными средствами уплачиваются одновременно с частичным погашением займа (по 37500 р.) один раз в квартал.
    Ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ на 12 сентября 2005 года - 13% годовых.
    Работник уполномочил организацию-заимодавца определить сумму материальной выгоды, начислить с этой суммы налог и удержать его из заработной платы.
    Определите НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды.
    Вопрос №6
    Работница организации в январе 2006 года подала заявление с просьбой о предоставлении ей за каждый месяц налогового периода стандартного налогового вычета в размере 400 р., а также вычета по расходам на содержание ребенка в размере 600 р.
    Заработная плата за январь и февраль 2006 года - по 900р в месяц. С марта 2006 года заработная плата работницы составила 2500 р. в месяц.
    Рассчитайте налоговую базу за январь-март и сумму исчисленного и удержанного налога.
    Вопрос №7.
    Зарплата слесаря-ремонтника железной дороги составляет 2000 руб., а проводника поезда-1500 р.
    Слесарь ремонтник находился в служебных поездках в течение отчетного месяца-10 суток, а проводник 20 дней.
    Определите размер надбавок за подвижной характер работы каждого работника в отчетном месяце.
    Вопрос №8.
    На совместном российско-американском предприятии расчет заработной платы работников производится по системе Хэлси.
    Для расчета размера заработной платы двух рабочих имеются следующие исходные данные:
    1. нормативные и фактические затраты рабочего времени в смену - 8 часов
    2. часовая тарифная ставка работника -15 руб.
    3. коэффициент, показывающий, какая доля приработка оплачивается работнику при условии выполнения нормы - 0,5
    4. 1-рабочий перевыполнил норму времени на 20%
    5. 2-рабочий перевыполнил норму на 90%
    Определите дневной заработок каждого рабочего.
    Вопрос №9.
    По условиям премирования на предприятии на текущий год было предусмотрено по всем статьям - 50 тыс. руб., в т.ч. за 1% роста
    производительности труда 5% от размера премиального фонда. За снижение себестоимости на 0,1%-3% премиального фонда.
    По результатам за год рост производительности труда составил 2%, а снижение себестоимости достигнуто в размере 3%.
    Какой размер премии был начислен работниками за перевыполнение плановых показателей.
    Вопрос №10.
    За налоговый период выплаты, начисленные в пользу физического лица, составили:
    -по трудовому договору - 240000 руб.
    -по договору гражданско-правового характера (договору возмездного оказания услуг) -150000 руб.
    Определите налоговую базу для исчисления и уплату ЕСН в части зачисляемой в федеральный бюджет и в фонды обязательного
    медицинского страхования (ФФОМС, ТФОМС), а также в части федерального Фонда социального страхования (ФСС).
  • Контрольная работа:

    Правоведение, вариант 1

    23 страниц(ы) 

    Вопрос I. Конституционные права и свободы человека и гражданина.
    Вопрос 2. Понятие и виды юридических лиц.
    Вопрос 3. Защита права собственности в соответствии с гражданским законодательством Российской федерации.
    Вопрос 4. Личные права и обязанности супругов
    Вопрос 5. Рабочее время и время отдыха
    Вопрос 6. Материальная ответственность работодателя.
    Вопрос 7. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
    Вопрос 8. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
    Вопрос 9. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
    Вопрос 10. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
  • Контрольная работа:

    Управление персоналом, вариант 5

    14 страниц(ы) 

    Задание 1.
    Сформулируйте основные профессиональные и личностные качества, которые должны иметь члены «идеальной» управленческой команды (организация по выбору: машиностроительное предприятие, торговая фирма, банк и др.)
    Задание 2.
    1.Выберите пять принципов построения системы управления персоналом.
    2.Оцените полезность реализации каждого из принципов построения системы управления персоналом. Рассмотрите ее по отношению к величине прибыли, себестоимости, к качеству изделия
    Задание 3.
    Назовите формы управленческого труда
    Задание 4.
    Сформулируйте обстоятельства сложности управленческого труда персонала
    Задание 5 .
    Определите современные тенденции становления нового поколения отечественных менеджеров
  • Контрольная работа:

    Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия (код ПОМ), вариант 1

    8 страниц(ы) 

    Вопрос 1. Перечислите и дайте краткую характеристику источников правового
    регулирования хозяйственной деятельности предприятий.
    Вопрос 2. В чем состоит суть банкротства индивидуального предпринимателя.
    Вопрос 3. Особенности регистрации юридических лиц в РФ (последовательность
    процедуры регистрации).
    Вопрос 4. В чем состоят финансовые особенности предприятий различных
    организационно-правовых форм.
    Вопрос 5. Какие три правовые категории являются составными частями категории
    собственности.
    Вопрос 6. Какие признаки классификации договоров существуют в российском
    правовом регулировании хозяйственной деятельности предприятий.
    Вопрос 7. Для чего необходимо государственное регулирование цен.
    Вопрос 8. Какие существуют правовые режимы осуществления внешнеэкономической
    деятельности.
    Вопрос 9. Какие существуют основные формы расчетов, применяемых при осуществлении
    внешнеэкономической деятельности.
    Вопрос 10. Что такое государственные нужды, государственный контракт,
    государственный заказ.
  • Контрольная работа:

    Химия, вариант 4

    10 страниц(ы) 

    Задание 1. Сколько молекул содержится: а) в NaCl массой 5,85 кг; б) в CuO массой 0,8 т; в) в Na2CO3 массой 106 кг.
    Задание 2. Какие орбитали атома заполняют электронами раньше: 4s или 3d; 5s или 4p? Почему? Составьте электронную формулу атома элемента с порядковым номером 21.
    Задание 3. Напишите термохимическое уравнение реакции между СО(Г)и водородом, в результате которой образуются СН4(г) и Н2О (г). Сколько теплоты выделится при этой реакции?
    Задание 4. Реакция горения ацетилена идет по уравнению C2H2(г)+5/2O2(г)=2CO2(г)+H2O(ж) . Вычислите . Объясните уменьшение энтропии в результате этой реакции.
    Задание 5. Реакция идет по уравнению N2+3Н2=2NН3. Концентрации участвующих в ней веществ были [N2]=0,80 моль/л, [Н2]=1,5 моль/л, [NН3]=0,10 моль/л. Вычислите концентрацию водорода и аммиака, когда [N2]=0,5 моль/л.
    Задание 6. Вычислите эквивалентную и моляльную концентрации 20,8 % раствора HNO3, плотность которого 1,12 г/см3. Сколько граммов кислоты содержится в 4 л этого раствора?
    Задание 7. Вычислите процентную концентрацию водного раствора глицерина С3Н5(ОН)3 зная, что этот раствор кипит при 100,390С. Эбуллиоскопическая константа воды 0,52 град.
    Задание 8. Реакции выражаются схемами:
    H2S + Cl2 + H2O H2SO4 + HCl
    K2Cr2O7 + H2S + H2SO4 S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
    Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое - восстановителем; какое вещество окисляется, какое - восстанавливается.
  • Творческая работа:

    Вопросник: Гельмут Вильгельм «Перемены»

    6 страниц(ы) 

    ПЕРЕМЕНЫ
    ПОНЯТИЕ ПЕРЕМЕН
    При обращении к понятию Перемен, давшему название «И цзин» и играющему в нем определяющую роль, на память сразу приходит афоризм «Pantra rhei», «Все течет», который около 500 г. до н.э. Гераклит Эфесский положил в основание своей философской системы. Это произошло приблизительно в то же время, когда сложился «И цзин», и здесь мы сталкиваемся с замечательным случаем совпадения в развитии Востока и Запада, когда в одно и то же время не связанные между собой цивилизации сходятся в самовыражении. Но даже этот столь яркий, на первый взгляд, пример при ближайшем рассмотрении обнаруживает характерные различия между двумя культурами. Гераклит, утверждавший, что жизнь — это движение, на первое место ставил гармоничный миропорядок, Логос, формирующий хаос жизни. Для китайцев, как мы увидим, два принципа — движение и неподвижный закон, им управляющий, — составляют единое целое; им неведомы ядро и оболочка: сердце и ум для них нераздельны.
    Мы несколько забежали вперед, но разбор слова, которым выражается понятие «Перемены», поможет понять, что имеется в виду. Иероглиф И, который упрощенно переводится как « Перемены», входит в ядро китайского языка. Он часто встречается на гадальных костях и в ранних надписях на бронзовых сосудах. Говорить о семантике этого слова непросто из-за противоречивости существующих толкований. С точки зрения этимологии внешнее сходство иероглифов, вероятно, привело к слиянию двух различных семантических комплексов. Судя по всему, первоначально иероглиф И означал ящерицу. На это указывает архаическая пиктограмма, изображавшая существо с круглой головой, изогнутым телом и множеством ног, а также толкование одного из старейших словарей. Слово сохранило свое первоначальное значение, хотя в позднейшие времена для лучшего различения был добавлен ключ «насекомое», «рептилия». Если вспомнить, что подобные пиктограммы использовались также для указания на свойства изображенных предметов, напрашивается представление о подвижности и переменчивости, которое и стало ассоциироваться с этим словом. Ящерица, хамелеон и для нас служат олицетворением изменчивости.
    а б
    Два написания иероглифа И: стандартизированное (а) и архаичное (б)
    Затем слово приобрело дополнительные значения другого похожего иероглифа, с которым позже слилось. Этот иероглиф, означавший «распоряжаться», представлял из себя пиктограмму, к которой позже был добавлен символ власти — знамя (первоначально — хвост животного). С ним, вероятно, ассоциировалась идея раз и навсегда заданного отношения между верхом и низом. На ранних надписях на бронзе это слово встречается также в значении дара, которым господин жалует своего вассала. Слово И продолжает сохранять и это значение, но с добавлением ключа «золото», «металл».
    Согласно другому толкованию, иероглиф является сочетанием изображений Солнца и Луны, то есть основных сил природы — Ян и Инь. Однако нетрудно увидеть, что это объяснение основывается на концепциях самого «И цзин» и поэтому вряд ли может прояснить историю слова в период, предшествовавший появлению книги.
    Слияние двух иероглифов и их смыслов дало значения, в которых слово снова и снова встречается как в древних, так и в современных текстах: легкое, простое — в противоположность чему-то трудному; твердое и спокойное — в противоположность неустойчивому; перемена или изменение.
    В древнейшем слое «И цзин» слово встречается четыре раза. В одном случае оно несомненно означает «перемены», во втором скорее указывает на «твердость», а в остальных это название места.
    Слово И послужило названием книги, которую в конце династии Шан, около 1150 г. до н.э., составил Вэнь-ван , по-своему расположив и расширив уже существующие материалы с разными названиями. Название И входит в употребление только после Вэнь-вана. Для нас привычно сочетание «И цзин», «Канон Перемен», но цзин, «канон», — это не древнее слово; к «Переменам» его присоединили в параллель другим текстам конфуцианского канона: «Канон писаний», «Шу цзин», и «Канон стихов», «Ши цзин». Но относить термин цзин к классическим текстам стали не раньше IV в. до н.э., впервые подобное наименование встречается у Чжуан-цзы. Само это слово означает основу, продольные нити ткани, и, по всей видимости, стало применяться по отношению к классическим произведениям для того, чтобы отличить их от апокрифов, называемых вэй, «уток», «поперечная нить».
    Первоначально книга называлась «И», «Перемены», или «Чжоу И», «Чжоуские Перемены» (Чжоу — название династии, основатели которой завершили создание этой книги). О том, как переводить слово И в заглавии, ученые спорят до сих пор. Так, недавно было высказано мнение, что имеется в виду простой способ (способ гадания), а именно тот, который использовался чжоусцами в отличие от более трудного шанского способа гадания на черепашьих панцирях. Эта интерпретация, наряду со многими другими объяснениями, представляется малоубедительной и не отвечает ни историческим фактам, ни логике вещей в данном конкретном случае. Я предпочитаю по-прежнему использовать название «Книга Перемен», обоснованность которого станет очевидной в ходе дальнейшего изложения. Не следует, однако, забывать о других значениях слова И, поскольку и они важны для его понимания. Почему это так, хорошо разъясняет один из ранних апокрифов:
    «Y названия И три значения — это "легкость", "изменение" и "неизменное".
    В слове "легкость" — его Дэ . Его сияние проникает в четыре стороны, ясно и легко устанавливая разграничения. Великое Небо становится сиятельно ясным, а Солнце и Луна, звезды и зодиакальные созвездия распределяются и выстраиваются. Оно проникает в чувства, у которых нет ворот, и хранится в духе, у которого нет доступа внутрь. Без усилия и без мысли, просто и безошибочно. Таково легкое в нем.
    Изменение — это его Ци. Если бы Небо и Земля не изменялись, они не могли бы проводить Ци, взаимовлияния Пяти Движений остановились бы и смена четырех времен года нарушилась. Князья и министр потеряли бы свои знаки отличия и все различения смешались. Должное уменьшаться стало бы расти, а должное править пало. Таковы изменения в нем.
    Неизменное — это его положение (статус, состояние). Небо вверху, а Земля внизу. Государь обращает лицо на юг, а слуги — на север. Отец восседает, а сын кланяется. Таково неизменное в нем» .
    Конечно, эти значения слова И, которые в выразительном описании апокрифа уподобляются трем координатам, задающим миропорядок, трудно выделить в ранних слоях «И цзин». Но в позднейших слоях суть содержания уже извлекается из всех этих значений слова, и мы также попытаемся использовать семантику в качестве проводника по системе, лежащей в основе «Книги Перемен».
    Иероглиф И буквально означает «простое», «легкое», «данность». Мне хотелось бы подчеркнуть это значение, поскольку здесь рельефно проступает различие между системой « И цзин», как она представлена в версии правителей начала Чжоу, и ее более ранними вариантами. Мы никогда не поймем, как устроена эта система, если будем выискивать в ней нечто темное и таинственное. Книга начинается с того, что дано легко увидеть и понять любому.
    Прежде всего имеет смысл посмотреть, в каких исторических условиях эта система приобрела новую форму. Тотемическая матриархальная религия шанцев, правившая посредством страха, была чужда правителям раннего Чжоу. Также неприемлемы были для них сумерки разума, выпустившие на волю темные силы человеческой души и давшие им санкционированный выход в кровавых жертвоприношениях. Дух чжоуских правителей проще и прозрачнее, он проникнут образами, подсказанными растительной жизнью, земледелием. Но понятия этой культуры далеко не примитивны и прошли процесс длительного очищения. В иерархии инстинктов чжоусцы отдавали приоритет инстинкту сердца, или разуму. Таким образом, оттесненные на задний план темные силы не могли более претендовать на господство. Конечно же, я упростил картину, для того чтобы сделать ее ярче. Но названные духовные тенденции прослеживаются в социально-политической системе раннего периода Чжоу. Жизнь обретает форму в соответствии с тем, что дано природой. Поэтому ее законы считаются познаваемыми, а боги, демоны, зловещие призраки, которые вносят в жизнь иррациональное начало, ставятся под сомнение. Именно это мироощущение породило строжайший запрет на алкоголь в начале династии Чжоу.
    Ситуации, отраженные в «И цзин», взяты непосредственно из жизни — это то, что случается со всеми изо дня в день и понятно всем. Со всей определенностью говорится об этом в позднейших слоях книги, которые не просто объясняют и развивают старую систему, но ставят целью — в полном соответствии с социально-культурной миссией учения Кун-цзы — показать действенность « Канона Перемен». Снова и снова подчеркивается, что вратами в систему может быть лишь простота и ясность. «Добро (совершенство) легкого и простейшего, — читаем мы, — сочетается с высшим Дэ» . В другом месте говорится:
    «Творящее через легкое (Перемены) познает (познается).
    Воспринимающее через простейшее способно [действоватъ].
    Если легко, то легко познается; если просто, то просто следовать. Если легко познать, то есть близкие; если просто следовать, то есть работа [заслуги]. Если есть близкие, то возможна долговечность; если есть работа, то возможно величие. Если возможна долговечность, то это — Дэ одаренного [мудрого] человека; если возможно величие, то это деяния достойного человека» .
    Таковы врата, ведущие к настоящим Переменам. О постоянных Переменах свидетельствует повседневный опыт. Для неискушенного ума вещи, явления неотделимы от изменений. Только абстрактное мышление в состоянии увидеть феномены вне потока непрерывных изменений — как статические сущности. В западной мысли этот аспект Перемен находит некоторое отражение в приложении категории времени к явлениям. С точки зрения этой категории все и в самом деле пребывает в состоянии превращения. В каждый момент времени будущее становится настоящим, а настоящее — прошлым.
    Категория времени наполняется конкретным содержанием в китайском понятии Перемен, возникшем в ходе наблюдений за природными явлениями: движением солнца и звезд, плывущими облаками, текущей водой, чередованием ночи и дня, сменой времен года. Передают, что Кун-цзы однажды, стоя на берегу реки, воскликнул: «Как эта река, все течет непрестанно, день и ночь!» Это понятие тесно связано с богатством жизни. Перемены определяются как порождение порождения , как бьющее через край изобилие постоянно обновляющейся, не знающей ни отдыха, ни смерти силы природы. Жизнь вообще непостижима вне вечного изменения и роста. Прерывание жизни дает не смерть, которая в конечном счете также принадлежит жизни, но ее отрицание — извращение, деградацию.
    Эта мысль органично входит в понятие Перемен. Противоположность изменениям — не покой и не застой, ведь и они относятся к проявлениям Перемен. Представление о том, что противоположностью Перемен является упадок, а не прекращение движения, показывает, насколько это понятие отлично от нашей идеи времени. Переменам в китайским восприятии противостоит рост того, что должно идти на убыль, и падение того, что должно править. Перемены, следовательно, — не просто движение, ведь их противоположность тоже является движением. Состояние полной неподвижности настольно абстрактно, что было непредставимо для китайцев, по крайней мере китайцев того времени, когда создавался «И цзин». Таким образом, Перемены — это естественное движение, развитие, которое становится противоестественным, если его повернуть вспять.
    В «И цзин» эта концепция получает дальнейшее развитие. Включение в сферу Перемен органических форм жизни придало книге философскую ценность. В «Каноне Перемен» утверждается, что человек и естественные социальные группы, а по сути и эпоха в целом, не существуют вне категории Перемен, и эта мысль полностью отвечает высоким ожиданиям, с которыми обычно приступают к изучению «И цзин». Понимание того, что человек движется и действует, что он растет и развивается, — само по себе не бог весть какое открытие. Постижение типичности форм движения и развития — закона Перемен, управляющего всем и не знающего исключений, — вот в чем источник столь притягательной цельности, стройности и прозрачности древнекитайской философии.
    Но такое развитие — развитие, охватывающее все сущее без исключения, — совсем не просто представить в явной форме. Перемены — это не внешний, нормативный принцип, накладывающийся на мир, а внутренние стремления, в соответствии с которыми осуществляется естественное и спонтанное движение. Это не веление судьбы, требующее безропотного подчинения, а скорее знак, указывающий направление возможных решений. И снова речь идет не о моральном законе, который надлежит неукоснительно соблюдать, но о некоторых правилах, пользуясь которыми, возможно считывать грядущие события. Все мы от рождения находимся в едином потоке развития, но узнавание его и следование ему предполагает ответственность и свободный выбор.
    Подобное понимание Перемен в применении к развитию индивида, социальных групп или эпохи в целом отменяет ряд допущений, при помощи которых обычно объясняются события. Так, этот принцип развития не подразумевает различия внутреннего и внешнего, содержания и формы. Он вживлен в человеческое сердце; он активен и узнаваем. И точно так же, как в одном человеке, действует он в различных объединениях людей, во всем, что велико и ценно в эпохе. Таким образом, он не просто воплощает, но действительно является носителем «души» группы и «духа» времени. В сферу его действия входят все уровни и измерения бытия — любое семя, брошенное в землю, взойдет и созреет.
    Движение Перемен, следовательно, никогда не бывает одномерным и однонаправленным. Лучше всего для его определения подходит образ циклического движения. Он часто встречается в позднейшей комментаторской литературе, в которой, однако, утрачена гибкость обращения с образами, отличающая сам «И цзин». Все же в основании несомненно лежит идея движения, возвращающегося к своей исходной точке, движения, подобного ходу светил или смене времен года. Смерть древние китайцы также воспринимали как возвращение. Но в этой интерпретации важна не столько повторяемость, сколько самодостаточность или целостность. Перемены никак не связаны с идеей прогресса, которая органически входит в наше представление о циклическом движении — вспомним образ спирали. Оценочная по своему характеру идея прогресса плохо совместима с образом, заимствованным у природы. А попытка возвеличить новое за счет старого, будущее за счет прошлого всегда была чужда китайской мысли. Нет ничего важнее, чем следовать потоку Перемен. И если прежние времена превосходили нас в этом отношении, следует это признать без предрассудков, извлечь соответствующий урок и постараться научиться тому, что умели древние.
    Возвращение движения к исходной точке предотвращает рассеивание, которое неизбежно постигает импульс однонаправленного движения. Бесконечность поэтому сдерживается конечным, вне пределов которого ее невозможно поставить на службу человеку.
    Здесь мы подходим к третьему смыслу, связанному с понятием И: постоянное, то, в чем можно быть уверенным. Уже ранний апокриф дает парадоксальное определение: «Перемены —это неизменное». В позднейших слоях «Канона Перемен» это значение слова используется в противопоставлении слову «опасность». Опасность — это неизвестное, таинственное, которое может в равной степени обернуться и счастьем, и несчастьем. Безопасность — это твердое знание правильного пути, уверенность, что события будут разворачиваться в нужном направлении.
    Ранние комментаторы были склонны отождествлять безопасность, так же как и постоянство, с общественными отношениями. Они говорили: отец восседает, а сын кланяется, — что изобличает в них страстных защитников своего собственного социального положения. И тем не менее, концепция не лишена динамизма. Сын, сегодня почтительно кланяющийся своему отцу, завтра сам станет отцом и будет принимать поклоны своего сына. Иначе говоря, общественное положение фиксировано и статично только по отношению к другому общественному положению. Заданное отношение незыблемо и поэтому может служить точкой отсчета в потоке событий. Различие в статусе конкретных лиц, таким образом, менее важно, чем само существование отношения, полярность которого служит организующим принципом Перемен. Очевидно, что отношения могут быть самыми разнообразными, отец и сын — всего лишь один пример, символизирующий принцип отношения. Развернутая сеть общественных отношений служит залогом устойчивости и постоянства в Переменах. Но при переносе понятия Перемен в область личного или космического появляется настоятельная необходимость введения других отношений, способных стать мерой устойчивости в этих сферах. Позже мы рассмотрим основополагающий принцип полярности более подробно.
    В «Каноне Перемен» намечен еще один аспект понятия Перемен, который в ранних слоях книги прямо не выражен, но в позднейших текстах обсуждается весьма подробно. Эти тексты связывают устойчивость в Переменах с одной из основных человеческих добродетелей: надежностью, верностью. Перемены можно постичь, их можно придерживаться, на них можно положиться. Они не случаются ни с того ни с сего, а следуют установленному курсу естественного хода событий. Как в завтрашнем восходе солнца, как в приходе весны после зимы, можно быть уверенным в том, что процесс становления не беспорядочен, но имеет определенное направление. Здесь концепция Перемен сближается с космическим законом даосов — Дао. И действительно, в поздних слоях книги слово «Дао» встречается очень часто. Дао здесь, как и у Лао-цзы, выступает в качестве активной силы Вселенной в целом и любой ее части. Мы читаем в «Си цы чжуань»:
    «Перемены соразмерны с Небом и Землей и потому могут полностью охватить Дао Неба и Земли.
    Уподобляешься Небу и Земле и потому не противодействуешь;
    знаниями охватываешь всю тьму предметов-сущностей, а Дао уравновешиваешь Поднебесную, и потому не ошибаешься.
    [Переменами] охвачены преображения Неба и земли, и ничто не пропущено;
    вмещены и завершены все предметы сущности, и ничто не потеряно;
    постигнуто Дао дня и ночи, и дано знание,
    потому как у духов-божеств нет сторон (подобшя, так и у Перемен нет тела (формы)» .
    В конечном итоге, именно в Дао источник двойственности, что напрямую напоминает о «Дао Дэ цзин».
    Таким образом, твердое, постоянное, вместо которого здесь стоит Дао, служит неотъемлемым атрибутом Перемен, а это в свою очередь предполагает идею последовательности и вездесущности. Мы видим, что Перемены присутствуют и в большом, и в малом, обнаруживают себя и в событиях космического масштаба, и в человеческом сердце. Из всеобъемлющего характера Дао, вмещающего и макрокосм, и микрокосм, в «Каноне Перемен» следует представление о человеке как центре событий: личность, осознающая свою ответственность, может быть на равных с силами космоса — Небом и Землей. Именно это имеется в виду, когда говорится о возможности влиять на Перемены. Разумеется, оказывать влияние дано только тому, кто следует вместе с Переменами, а не идет против них. Так как в потоке Перемен всходят все семена, туда можно бросить и свое. Знание законов Перемен учит, как обращаться с семенами, как влиять на ход вещей, и не только этому. На посаженное семя можно влиять в ходе его роста, но влияние будет тем сильнее, чем ближе к времени посадки, а угадавший момент прорастания семени станет хозяином его судьбы. И здесь снова на ум приходит отрывок из «Дао Дэ цзин», в котором выражены сходные мысли.
    Таким образом, в той мере, в какой личности, осознающей свою ответственность, дано влиять на ход вещей, изменчивость перестает быть коварной нераспознаваемой западней, становясь органическим миропорядком, который находится в согласии с человеческой природой. Поэтому человеку отводится далеко не ничтожная роль. В установленных пределах он не только господин своей собственной судьбы, но также в состоянии вмешиваться в события, далеко выходящие за границы его собственной сферы. Но прежде всего необходимо осознать положенный тебе предел и не претендовать на большее. Именно этой цели служит «Канон Перемен», в котором собран опыт древности и людей мудрости нескольких эпох.
    ДBA
    ОСНОВНЫХ
    ПРИНЦИПА
    Говоря о роли постоянства или надежности в принципе Перемен, мы процитировали определение: «Перемены — это неизменное». В непосредственно данном чувствам неиссякающем потоке Перемен постоянство играет роль упорядочивающего принципа, который обеспечивает устойчивость в приливах и отливах событий. С постижением этого принципа человек, отказываясь от бездумного отождествления себя с природой, перестает быть игрушкой в ее руках — на сцену выходит мыслящее сознание. Осознание того, что является постоянным в потоке природы и жизни, становится первым шагом к абстрактному мышлению. Познание регулярности в движении небесных тел и в смене времен года создает основу для систематического упорядочения событий, а концепция постоянства в Переменах открывает путь осмысленным действиям. Постоянство, таким образом, освобождает человека от господства природы и заставляет его принять на себя ответственность за свои поступки.
    Одновременно с этим понятием в картину мира включается система отношений. Перемены, хотя и не абсолютны по своему характеру, никогда не бывают хаотичными. Они разворачиваются не случайно, как узоры сменяются в калейдоскопе, но проявляются относительно фиксированных точек незыблемого миропорядка.
    В картине мира, отраженной в ранних слоях «Канона Перемен», понятие постоянства в Переменах неотделимо от идеи полярности. Две прямо противоположные точки задают пределы в циклах Перемен. В европейской терминологии это можно описать как введение в систему категории времени, благодаря координатам которого и появляется устойчивость в Переменах. Для древних китайцев пространство всегда трехмерно. Наряду с длиной и шириной столь же очевидным казалось существование глубины. Более того, именно это измерение пространства играло в китайской культуре главную роль.
    Противопоставление верха и низа встречается не только в «Каноне Перемен». Мы находим его и в наиболее древних дочжоуских частях «Шу цзин» («Канона писаний») и «Ши цзин» («Канона стихов») и, конечно же, на гадальных костях и древней бронзе. Противопоставление «верх-низ» не исчерпывается определением их позиций в пространстве. С самого начала подчеркивается их соотнесенность. Верх и низ — не изолированные сущности, они связаны друг с другом и воздействуют друг на друга, что очевидно из надписей на гадальных костях и из песен, о древнем происхождении которых говорит предшествование того, что внизу, тому, что вверху. В этих текстах понятия верха и низа часто вводятся вместе с третьим словом, характеризующим их взаимосвязь. Например, «Верх и низ пребывают в согласии» или «Верх и низ следуют друг за другом». Таким образом, у нас есть документальные доказательства существования этого понятия при династии Шан , и не приходится сомневаться, что появилось оно еще раньше.
    Противопоставление верха и низа может быть наполнено самым различным содержанием. В связи с характером документов, в которых эта антитеза встречается в ее наиболее ранней форме, отношение полярности часто осмысляется как социальное. Вверху правитель, а внизу народ. Это же отношение выражается — и мы вряд ли погрешим против истины, предположив, что этот пласт смысла даже древнее — в полярности космическо-религиозного характера, а именно в противопоставлении Неба и Земли, которое впоследствии было, вероятно, перенесено на общественное устройство. Небо обычно представлено словом тянъ, которое до сих пор используется в этом значении; что же касается Земли, используется не современное слово ди, а более древнее — ту.
    Тянъ Ту Ди
    Здесь мы касаемся древнейших религиозных прозрений китайской культуры. Понятие Неба, вне всякого сомнения, гораздо древнее династии Шан. Уже в эпоху Ся тянъ, небо, означало не только небесный свод, но естественным образом ассоциировалось с творящей силой Неба. Следовательно, это слово выражает, при переводе на язык нашей культуры, древнейшее из известных нам в Китае представление о Боге. Насколько антропоморфен был первоначальный образ, в настоящее время сказать невозможно. Из формы иероглифа можно заключить, что на первый план выдвигались атрибуты огромности и величия, то есть вездесущности и всемогущества, или, лучше сказать, высшей творящей силы. Тем не менее, довольно рано с этим понятием стало связываться личностное начало. Иначе невозможно понять институт жертвоприношений Небу. Очень рано, возможно еще при династии Ся и в любом случае до начала Чжоу, личностное начало приобрело конкретную форму: самые далекие и наиболее почитаемые предки были приравнены Небу. Однако акцент ставился не на личностном характере Бога, а на правильном отношении к нему, естественно вырастающем из почтительности к прародителям и идеи преемственности жизни. Поэтому, каким бы конкретным ни был образ нашего Творца как Отца на небесах, отождествление предков с Небом не означало персонификации Бога. Это явствует хотя бы из того факта, что никаких изображений божества того времени не было найдено.
    По сравнению с периодом Ся культура династии Шан представляется более сложной. С подъемом шан-ского государства в китайской картине мира появляются сильно отличающиеся от прежних идеи. Шанцы были более убежденными тотемистами, чем их предшественники. Мать стояла ближе к ним, чем отец, и потому неудивительно, что при Шанах появилось новое, более антропоморфное представление о Боге, который теперь обозначался словом ди, «владыка», обозначавшем как божество, так и обожествленного правителя. Позже это слово было включено в понятие «император» — хуан-ди, «Divus Augustus». В шанских памятниках слово ди также противопоставляется Земле. Но представление о неантропоморфном Небе не исчезло бесследно при Шанах и было восстановлено в своих правах в период раннего Чжоу.
    Много дискуссий велось о сходстве и различиях между древнекитайскими и христианскими представлениями о Боге. Первые иезуитские миссионеры были заинтересованы в их максимальном сближении. Тогда их миссия свелась бы к возвращению китайцев к собственному наследию, к отвращению их от более новых порочных идей. Однако китайцы не приняли эту точку зрения, и Рим в конце концов также выразил неодобрение подобной тактики.
    Спор о том, был ли в Древнем Китае монотеизм в христианском понимании, представляется бессмысленным хотя бы потому, что жертвоприношения в те давние времена приносили не только Небу. Насколько позволяют судить исторические данные, даже в самом глубоком прошлом китайцы также поклонялись Земле, а в период Шан ставили ее выше Неба.
    Кроме того, само слово «Земля», ту, указывает не только на конкретную вещь или вещество, но также и на божественную природу. В древнейшей идеограмме Земля изображена в виде кургана — священного места жертвоприношений. Несмотря на твердо установленный факт, что в течение шанского периода и вплоть до наших дней жертвы приносили силе женской природы, существуют многочисленные свидетельства о более раннем восприятии Земли как мужского начала. Унаследовав идею Неба от своих предшественников, шанцы, судя по всему, первыми соединили это понятие с его противоположностью, и, таким образом, полярность Неба и Земли заняла свое место в китайском представлении о космосе.
    Шэ
    Божественная сущность Земли проявляется в ее производящей силе. Это видно из другой идеограммы — шэ, в которой к ту, «Земле», добавлен ключ, обозначающий духовное начало и, шире, откровение. Откровение Земли состоит именно в силе роста, в которой заключен ее дух и которой поклоняются у алтаря Земли, названного поэтому шэ. Позже иероглиф шэ становится одним из знаков независимости, а также символом китайского общества. Общество (в социальном смысле) — это шэ-хуй, объединение собравшихся у алтаря, это узы, связующие земледельцев, которые ближе всего к Земле, дарующей плодородие.
    Становится очевидным, что противостояние и взаимодействие верха и низа во всех возможных значениях должны быть отражены в древних китайских источниках. Противоположность этих понятий встроена в систему «Канона Перемен» и создает определенную структуру в согласии с неким организующим принципом. Этот процесс, однако, проникнут динамизмом. Полярность связана не с жестко заданными полюсами, вокруг которых разворачивается циклическое движение, скорее она задает своего рода «магнитное поле», определяющее Перемены и по сути вызывающее их. Здесь перед нами предстает еще одна сторона полярности, выраженная в противостоянии полов. Земля — это женское начало, а Небо — мужское; мать-Земля противопоставлена отцу-Небу. Конечно, оппозиция «мужское-женское» восходит к очень давним временам. Она встречается уже в надписях на гадальных костях и в других ранних источниках, где выражается через мужское и женское начала в животном мире — самца и самку. Мужское первоначально изображалось как земля-животное, животное в его отношении к земле, а женское воспринималось как животное, связанное с изменениями, сущность, приносящая с собой метаморфозы. Эти значения, и в особенности слово «самка», «женственное», позднее играли важную роль в философии, например у Лао-цзы.
    Представление противостояния полов в виде пары конкретных животных известно с очень раннего времени и встречается в том числе и в «И цзин». Символом мужского принципа здесь выступает дракон, а женского — кобыла. Сведение дракона и лошади в пару, которое нам кажется весьма странным, объясняется архаическими мифологическими представлениями. Дракон не чужд и нашей мифологии, и, вероятно, символизм дракона формировался в нашей культуре в тех же сферах человеческой психики, что и в Китае. Но в структуре нашей культуры это существо заняло совершенно другое место. Для нас, как и для китайцев, дракон воплощает мужской принцип — чтобы его умилостивить, ему отдают прекрасных девственниц. У нас с драконом ассоциируется консервативность, склонность к длительному обладанию — дракон охраняет сокровища. Это свойство, вероятно, присуще животной природе, поскольку и в Китае дракон, случается, занят охраной сокровищ. Но могущество дракона для нас выражается в безудержной ярости, которая, подобно буре, сметает все на своем пути. Мы призываем святого Георгия или солнечного героя, Зигфрида, чтобы они сразили дракона. В Китае же дракона не убивают, а пытаются удержать там, где необходима и полезна его поражающая сила. Дракон символизирует прорыв, очищение через грозу. Это божественный символ временной власти, которой облечен Сын неба. Только не на своем месте — что также иногда случается в Китае — дракон представляет угрозу, силу, которую следует подавить.
    Сдерживающая дракона противоположность — это кобыла. Лошадь была одним из первых прирученных животных. Лошадей можно использовать без особого принуждения, но вместе с тем они сохраняют присущий им характер, не променяв его — подобно собакам — на рабскую зависимость от человека. Лошади одновременно и полезны, и естественны. Поэтому смирная кобылка становится противоположностью буйному дракону. Эта замечательная пара, богатая символическими значениями, снова и снова воплощается в выразительных образах. Например, при дворе тайского владыки Мин-хуана (713—755) перед императором в день его рождения проводили танцующих кобыл, чтобы привлечь драконов, без которых государь теряет свое могущество.
    Таков образ кобылы в «Каноне Перемен». Однако древний символ оказался заслонен более поздним мифом, и произошло весьма характерное изменение значения на противоположное. Поэтому жеребец стал олицетворять мужской принцип, а женский в этом случае передается через послушную, мягкую корову. Феникс, который позже также часто встречается в паре с драконом, имеет, по всей видимости, более позднее происхождение. Вероятно, мать, Кунь, позаимствовала этот атрибут у одной из своих дочерей, Ли (31-й знак в «И цзин»).
    Животные эти в действительности — всего лишь символы напряжения, возникающего между полами, в котором, в свою очередь, проявляется противоположность основных космических сил. В «Каноне Перемен» это напряжение находит и более абстрактное выражение, например в паре Цянь и Кунь. Эти понятия уже почти лишены мифологического содержания и привязаны к позициям знаков гуа. Оба слова с трудом поддаются переводу, но, пожалуй, «Творящее» и «Воспринимающее» подходят лучше всего, так как в них схвачены важные идеи активного, действующего, и того, на что воздействуют. Отношение между Цянь и Кунь является основополагающим уже в самых ранних слоях книги, а в более поздних становится постоянным предметом теоретизирования. Например, в «Великом комментарии» говорится:
    «Цянь и Кунь — в них глубочайший смысл Перемен! ТВОРЯЩЕЕ и ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ задают ряд, и Перемены устанавливаются в нем Если разрушить Цянь и Кунь, то не в чем будет появиться Переменам; а если Переменам невозможно появиться, то ТВОРЯЩЕЕ и ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ сойдут на нет» .
    «Цянь, ТВОРЯЩЕЕ, — это высшая Упругость [Крепость ] Поднебесной, его Дэ действует постоянно в Переменах [с легкостью] и тем самым познается опасность.
    Кунь, ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ, — это высшая Податливость в Поднебесной, его Потенция действует постоянно в простейших переходах и тем самым познаются препятствия» .
    С ТИПИЧНОЙ для китайского мышления склонностью к систематическому упорядочиванию древние включили в эту пару противоположностей и другие аспекты. Некоторые из них мы затронем позже, но в общем и в целом все сводится к противоположности Инь и Ян. Эти понятия также восходят к глубокой древности. Как полярные силы их стали воспринимать очень давно, еще в те времена, когда женский принцип главенствовал над мужским. Концепция передавалась и развивалась в течение многих поколений и законченную форму приобрела только в последней трети династии Чжоу.
    В древнем написании иероглифы, которые обозначают эти понятия, отличаются от современных — позднее к обеим был добавлен один и тот же ключ, «склон горы». Первоначально иероглиф Инь состоял из идеограммы «облако» и, следовательно, означал «затенение», «темное». Кроме того, с образом ассоциировалась идея воды, дающей жизнь всему сущему. Иероглиф Ян изображал хвост буйвола или же вымпел, развевающийся на солнце. Таким образом, он означал нечто «сверкающее в лучах», яркое. В этой пиктограмме также содержится значение власти, поднимающей свое знамя как символ социального превосходства, и это дополнительное значение также не было утеряно. С ключом, обозначающим склон горы, Инь означает «затененный склон», то есть северный склон, в то время как Ян указывает на освещенную сторону, южный склон. По отношению к речной долине Ян будет означать светлую северную сторону, а Инь — тенистую южную сторону. Так слова используются в современном языке, и это может служить хорошим примером присущей им смысловой относительности.
    Инь Ян
    В значении «светлого» и «темного» оба понятия присутствуют уже в древнейшем слое «И цзин» , а в «Туань чжуань», «Комментарии к Суждениям» они получают символическое осмысление. В позднейших слоях становятся явными и другие возможные понимания. Так, в «Си цы чжуань» говорится:
    «Перемены соразмерны с Небом и Землей и потому могут полностью охватить Дао Неба и Земли.
    Смотря вверх, созерцаешь небесный узор; смотря вниз, наблюдаешь структуры Земли Так познаешь причины темного и ясного. Приходишь к истоку начала и обращаешься к концу. По этому познаешь уроки рождения и смерти В Ци семени — предметы-сущности, а в странствующих душах хунь — изменения. По этому познаешь состояние духов-бесов, гуй, и духов-божеств, шэнь» .
    «То, что дает завершенность образам, называется Цянь; то, что подражает образцам, называется Кунь» .
    «Небо и Земля создают положения (позиции), и Перемены действуют в них. В завершенности природы, продолжающей существование, — врата, ведущие к Пути и Справедливости» .
    «Мудрец говорит: "Цянь и Кунь—не это ли врата в Перемены? Цянь — янские предметы-сущности, Кунь— иньские предметы-сущности Инь и Ян смыкают Потенции, и появляется тело для твердости и мягкости, тем самым воплощается сущность Неба и Земли, тем самым достигается проводимость Потенции ясности духа"» .
    Китайские философы не могли пройти мимо образов со столь богатым потенциалом. Цзоу Янь, живший в III в. н.э., на них строит свою концепцию космоса, и многие из его идей вошли в апокрифическую литературу, посвященную «Канону Перемен», которая, правда, далеко не всегда помогает понять первоначальный смысл книги. Позже мы обратимся к рассмотрению символизма пары главных космических сил в рассуждениях позднейших философов, у которых она служит основанием своего рода гностической космогонии дуализма.
    Давайте отвлечемся теперь от теоретических рассуждений и вновь обратимся к фигурам из линий, вошедшим в «И цзин». 64 ситуации представлены в книге 64 гексаграммами — фигурами, состоящими из шести линий. Каждой линии приписано значение Ян или Инь, и ситуация, следовательно, разворачивается как взаимодействие двух видов сил в шестеричной комбинации. Таким образом, на шести позициях гексаграммы располагаются линии двух видов: цельная, символизирующая силу Ян, и прерванная, символизирующая Инь.
    Относительно происхождения цельных и прерванных линий велись многочисленные дискуссии. Часто предпринимаются попытки показать, что это символы плодородия. Но любая интерпретация отражает лишь какую-то часть значения, и несомненно, что даже во время своего формирования их смысл был сложнее и глубже. Наиболее вероятной представляется связь с гаданием на стеблях тысячелистника, в котором ответом служила полученная конфигурация стеблей. Вряд ли изощренная техника гадания, описанная в поздних слоях книги и применяемая до сих пор, была известна древним. Возможно, первоначально гадание сводилось к своего рода бросанию жребия: выпавшие длинные стебли означали утвердительный ответ, а короткие — отрицательный. Впоследствии, по причине неравенства в статусах двух главных сил, а также, вероятно, благодаря древней идее о связи Неба с единицей, а Земли с двойкой, два коротких стебля были приравнены к одному, длинному, и так стали изображать силу Инь.
    Два вида линий, цельная и прерванная, называются, соответственно, «твердой» и «податливой», что указывает на еще один существенный аспект полярности. В древнейших слоях книги именно твердость и мягкость чаще всего используются в качестве имен главных сил. Часто они встречаются и в «Си цы чжуань». Так, говорится: «Твердость и податливость — это образы дня и ночи» . Там же приводятся более детальные описания:
    «Небо почитаемо, Земля принижена — так знаки Цянь и Кунь получают определенность. Приниженное и высокое тем самым распределены — так возникают положения (позиции, статусы) благородного и подлого.
    В движении и покое есть постоянство, так твердость и податливость разграничиваются» .
    Сведение пары главных сил к конфигурации линий «Канона Перемен» делает эти силы неотъемлемой частью процесса Перемен. А поскольку Инь и Ян сами подвержены изменениям, вовлечены в превращения и преображения, они более не кажутся абстрактными и расплывчатыми.
    «Люди мудрости создают (строят) знаки гуа. Созерцая образы и связывая слова, они проясняют счастье и несчастье.
    Твердость и податливость замещают друг друга, порождая превращения и преображения» .
    Так сочетаниями линий изображаются Перемены в мире явлений. Твердая линия преображается и становится податливой, а податливая линия превращается в твердую. При этом каждая линия и соответствующие им силы могут находится в двух состояниях — движения либо покоя, которые по-своему проявляются в Инь и Ян.
    «Вот знак Цянь, в его покое сосредоточенность, а в его движении прямота, тем самым великое порождается в нем Вот знак Кунь, в его покое сомкнутость, а в его движении распахнутость, тем самым обширное порождается в нем» .
    Таким образом, твердая линия, олицетворяя единство в покое и однонаправленность в движении, является образом человеческого разума, а податливая линия отражает вегетативное движение раскрытия-закрытия, так символизируя человеческую душу.
    Динамика развития линий определяет систему книги в целом. Твердая линия толкает вовне, при этом утончается посередине и разламывается надвое, превращаясь в прерванную линию. Прерванная линия, с другой стороны, толкает внутрь и в результате срастается, образуя единую линию. Так в процессе Перемен линии превращаются в противоположные. Следовательно, любая составляющая ситуации может обратиться в свою противоположность и добавить новый элемент в ситуацию в целом. Эту основополагающую истину, хорошо известную и на Западе, Лао-цзы позже выразил в словах: «Обращение вспять — это движение Дао» .
    Более пристальное рассмотрение показывает, что принцип обращения качеств в противоположность дает определенное руководство к действию. Это снова взывает к человеку, осознающему свою ответственность, и диктует следующий шаг, требуя отказа от прямолинейного конформизма. С этой точки зрения, наши размышления и действия не просто возможны или невозможны, но зависят от принятых решений. Отсюда следует, что все абсолютное и безусловное несет в себе свою собственную смерть. С другой стороны, это означает также, что легкая приспособляемость, привычка плыть то туда то сюда, без сопротивления принимая любое развитие ситуации, помещает индивида в поток событий, из которого выбраться уже невозможно. Направлять развитие в желаемое русло удается только тому, кто занимает позицию противостояния и ясно осознает все происходящее.
    Узор событий, конечно, слишком сложен, чтобы отразить его со всей точностью в целых и прерванных линиях. Поэтому нам предстоит обратиться к более сложной картине ситуации — к образам и тому, что в них заложено.
  • Контрольная работа:

    Менеджмент (код МНВ96), вариант 3

    10 страниц(ы) 

    Задание 1.
    Директор Сидоров руководит крупным производственным предприятием. В помощь ему на предприятии создана группа специалистов (штаб), состоящая из 10 человек, которая занимается анализом информации о внешних и внутренних ситуациях, влияющих на деятельность предприятия. Специалисты, таким образом, освобождают руководителя от глубокого анализа всех проблем на предприятии, кропотливой работы по подготовке многочисленных решений. В свою очередь, все решения штаб доносит до руководителей финансового, производственного отделов и службы продаж, которые осуществляют общее распорядительство в своих подразделениях и далее передают предписания своим подчиненным (заведующим отделами), которые на базе функциональных полномочий осуществляют руководство процессами и конкретными объектами. Какая схема руководства используется в данном случае?

    Задание 2.
    Приведите примеры предварительного, текущего и заключительного контроля в учебном заведении. Объясните, чем отличаются друг от друга оперативный и стратегический контроль. К какому из них можно отнести, например, экзамен?

    Задание 3.
    Что такое внешняя среда компании и что включается в понятие «ее внутренняя среда»? В чем их зависимость? Представьте аргументированные ответы.

    Задание 4. Представьте определение хозяйственной организации. Что является главной целью коммерческой организации? Приведите примеры реально существующих (желательно крупных и широко известных) организаций следующих форм собственности:
    • Открытое акционерное общество;
    • Фонд;
    • Общественная организация;
    • Государственное унитарное предприятие;
    • Общество с ограниченной ответственностью.
  • Контрольная работа:

    Финансовое право - ФП, вариант 2

    11 страниц(ы) 

    Вопрос 1. Назовите основные особенности общественных отношений, являющихся предметом финансового права.
    Вопрос 2. В чем состоит различие между понятиями «субъект финансового права» и «субъект финансовых правоотношений»?
    Вопрос 3. Что относится к налоговым доходам местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации?
    Вопрос 4. Какие отношения охватываются финансовым контролем?
    Вопрос 5. Что такое бюджетное право?
    Вопрос 6. Что такое бюджетный период?
    Вопрос 7. Что такое государственные доходы и государственные расходы?
    Вопрос 8. В чем состоит основное отличие Центрального банка от всех других банков?
    Вопрос 9. В чем состоит главная задача правового регулирования денежного обращения?
    Вопрос 10. Что включают в себя валютные операции резидентов и нерезидентов РФ?
  • Контрольная работа:

    Административное право (5 заданий)

    16 страниц(ы) 

    Задание № 1
    Что понимается под административной опекой, каково ее содержание? Чем она отличается от гражданско-правовой опеки? Каковы субъекты административной опеки?
    Задание № 2
    Как соотносятся понятия «метод государственного управления» и «метод административно-правового регулирования»?
    Задание № 3
    Составьте схему «Административно-правовой статус органа исполнительной власти (элементы)».
    Задание № 4
    Заполните карту сравнительного анализа видов юридической ответственности.
    Задание № 5
    Чем нормативный акт управления отличается от индивидуального акта управления?
    Список источников и литературы
  • Тест:

    Экзаменационная работа по дисциплине «Планирование на предприятии»

    5 страниц(ы) 

    1 На основании какой информации принимается решение о снятии изделия с выпуска?
    a. снижение рентабельности и конкурентоспособности товара;
    b. появление у конкурентов новой модификации данного товара;
    c. товары-конкуренты имеют более низкую цену;
    d. высокая себестоимость производства данного товара.
    2 Составление какого из разделов портфеля заказов является наиболее трудоемким?
    a. текущие заказы;
    b. среднесрочные заказы;
    c. долгосрочные заказы.
    3 Создание и реализация какой продукции сопряжены с наибольшим риском?
    a. продукции, обладающей существенными конкурентными преимуществами;
    b. продукции, обладающей незначительными конкурентными преимуществами;
    c. риск потерпеть неудачу равновелик для предприятий, производящий как продукцию со значительными конкурентными преимуществами, так и с незначительными конкурентными преимуществами;
    d. предприятие не подвергается никакому риску, создавая новый вид продукции.
    4 Исследование конъюнктуры рынка предполагает анализ:
    a. макросреды и непосредственного окружения;
    b. внутренней среды;
    c. макросреды и внутренней среды;
    5 Чем определяется использование натуральных, натурально-стоимостных или стоимостных измерителей объема реализованной продукции?
    a. номенклатурой реализуемой продукции;
    b. ассортиментом реализуемой продукции;
    c. нормативными требованиями составления документации;
    d. использованием данного показателя для различных целей.
    6 Создание какого источника информации не возможно для предприятия связи?
    a. сеть торговых посредников;
    b. сеть опорных пунктов;
    c. потребительская панель.
    7 Ошибочно запланированных объем продаж какого из товаров повлечет наибольшие последствия для предприятия?
    a. качественно новый товар;
    b. частично усовершенствованный товар;
    c. товар рыночной новизны;
    d. товар новой сферы применения.
    8 Какой из показателей является стоимостным показателем производительности труда?
    a. затраты времени на производство единицы продукции;
    b. стоимость произведенной продукции, приходящаяся на единицу оборудования;
    c. стоимость произведенной продукции, приходящаяся на одного среднесписочного работника.
    9 Какой из показателей является трудовым показателем производительности труда?
    a. трудоемкость;
    b. материалоемкость;
    c. фондоемкость;
    d. энергоемкость.
    10 Какое из понятий характеризует выработку?
    a. количество продукции, произведенное в среднем на единице оборудования;
    b. стоимость произведенной продукции, приходящаяся на одного среднесписочного работника;
    c. время на производство запланированного объема продукции.
    11 Какая из характеристик отражает общую численность высвобождения работников?
    a. прирост производительности труда;
    b. сумма экономии за счет сокращения численности работников, рассчитанная по всем факторам;
    c. изменение структуры работающих;
    d. снижение трудоемкости изделия.
    12 Финансовый план составляется в виде:
    a. системы показателей;
    b. таблицы;
    c. баланса доходов и расходов.
    13 Какая статья доходов не включается в финансовый план?
    a. доходы, составляющие денежные накопления предприятия;
    b. доходы, являющиеся результатом внутреннего перераспределения средств;
    c. доходы по акцизам;
    d. поступления средств из внешних источников.
    14 Оцените значимость материальных и нематериальных (неэкономических) стимулов мотивации труда:
    a. материальные стимулы играют значительную роль, но не могут заменить собой нематериальные стимулы;
    b. материальные стимулы преобладают над нематериальными;
    c. нематериальные стимулы преобладают над материальными;
    d. те и другие стимулы равноценны и могут заменять друг друга.
    15 Какие из представленных структур наиболее целесообразно использовать в социальном планировании на предприятии?
    a. целевая структура;
    b. профессионально-квалификационная структура;
    c. социально-психологическая структура;
    d. социально-демографическая структура коллектива предприятия.
    16 Чем определяется приоритет планирования социального развития на уровне предприятий перед его планированием на других уровнях управления?
    a. на этом уровне формируются важнейшие социальные условия жизнедеятельности и труда членов коллектива;
    b. социальное планирование на уровне управления народным хозяйством отраслью определяют лишь основные направления социального развития;
    c. так более просто осуществлять планирование;
    d. управление предприятием первичный уровень управления.
    17 Конечный уровень оплаты труда работника должен
    a. дифференцироваться внутри категорий работников в зависимости от объема и уровня стоимости работ;
    b. зависеть от квалификации и опыта работника;
    c. быть ориентирован на конечные результаты труда в их натуральном (стоимостном) измерении.
    18 Какой из методов социального планирования требует больших затрат?
    a. метод анкетного опроса;
    b. программно-целевой метод;
    c. нормативный метод;
    d. метод динамики прошлых лет.
    19 На каком из этапов разработки плана социального развития трудового коллектива происходит планирование совершенствования его социальной структуры?
    a. разработка плановых показателей и обеспечивающих их выполнение мероприятий;
    b. оценка социальных параметров развития коллектива;
    c. разработка проекта плана социального развития.