СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Земская школа на Урале на рубеже XIX - XX вв.: традиции и новации - Дипломная работа №25950

«Земская школа на Урале на рубеже XIX - XX вв.: традиции и новации» - Дипломная работа

  • 90 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Состояние народного образования в предреформенный период….

1.2. Реформы 1864 года и правовое положение земской школы….

1.3. Правительственные меры в отношении начального образования. Эффективность правительственно надзора.…

Глава 2. РОЛЬ ЗЕМСТВ В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1. Земская деятельность в финансировании земской школы….

2.2. Организация учебно-воспитательного процесса в земской школе.….….

2.3. Школьные здания и построение школьных сетей….…

Глава 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК УЧИТЕЛЬСТВА ЗЕМСКИХ ШКОЛ

3.1. Учитель земской школы….

3.2. Деятельность земств по подготовке педагогических кадров для земской школы. ….

3.3. Деятельность земства по укреплению материального

положения и повышению социального статуса народного учителя….…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ…. ….…

ПРИЛОЖЕНИЕ …


Введение

Актуальность исследования определяется пересмотром государственной политики в области образования, связанной с нынешним ориентиром общественного развития, основу которых составляет общечеловеческие ценности. Изменяются приоритеты образования, возникают учебно-воспитательные учреждения нового типа, требующие учебных программ и учебно-методических пособий с новым введением. Радикальные политические, социально-экономические, организационные преобразования, происходящие в обществе, объективно требуют перемен в характере взаимоотношений общеобразовательных учреждений с органами государственной власти и местного самоуправления. Автономное существование общеобразовательных учреждений, освобождение их от излишней опеки государственных структур становятся одной из определяющих черт в системе взаимоотношений школы и государства. Таким образом, возрастает заметная роль местного самоуправления в развитии совершенствования народного образования.

Сегодняшние нововведения имеют достаточно глубокие педагогические традиции, уходящие в прошлые столетия. В этой связи, особую значимость приобретает опыт земских народных школ, поскольку она была муниципальной и не зависела от государства. Именно в ней реализовывались новаторские педагогические идеи второй половины XIX - начала XX в., не потерявшие своей актуальности и значимости для развития образования в современных условиях. Земские школы были одним из лучших типов народных образовательных учреждений, с помощью которых земства ставили и пытались решать проблемы общедоступности и всеобщности начального образования. Изучение процесса становления и развития земского образования, анализ позитивных и негативных сторон дидактической системы земских школ позволяют обобщить опыт земской деятельности: в области народного просвещения. Поэтому научный интерес к данной проблематике и к данному периоду истории отечественной школы и педагогики всегда актуален.

Хронологические рамки исследования охватывают период с момента появления земств на территории Уральского региона (впервые - в Вятской губернии) с 1868 г., и заканчиваются 1918 годом, когда земства были ликвидированы как органы самоуправления большевиками.

Территориальные рамки включают всю Россию, в особенности территорию Урала, в который входили Вятская, Пермская, Оренбургская и Уфимская губернии. Степень изученности проблемы.

Для выявления степени изученности нашей проблемы можно выделить три условно-историографических периода:

1) дореволюционный (70-е годы XIX в. - 1917 г.);

2) советский (1917 г. - конец 80-х годов);

3) постсоветский (последнее десятилетие XX века).

В числе первых авторов, давших объективную оценку земской школе и

просветительной деятельности, были известные в стране деятели общественно-педагогического движения Г.А. Фальборк, Н. А. Добролюбов, В.И. Чарнолуский, Н. Г. Чернышевский, видные педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптеров, Б. Б. Веселовский. В масштабном труде Б. Б. Веселовского, посвященном истории российского земства, характеризуется культурно – просветительская деятельность земской школы. Источниками для их трудов служили постановления, распоряжения правительственных и государственных учреждений, земские статистические обследования, материалы делопроизводства земских учреждений, периодической печати, произведения ведущих педагогов. Эти исследования представляют значительную научную ценность, так как вводят в оборот большой массив документов.

На рубеже XIX-XX вв. появляются исследования, посвященные историческому опыту работы отдельных губернских и уездных земств. В частности, выходят работы Ф.Ф. Ольденбурга, Н.Д. Жбанкова, А.Г. Дружинина, Н.В. Чехова и ряда других авторов, многочисленные сборники сведений о земской просветительной деятельности. Изучением истории земской школы так же занимались Е.А. Звягинцев, Н. А. Корф.

Историография уральского земства развивалась не так успешно как общероссийского. Это связано с тем, что Урал, будучи горнозаводским регионом, представлял интерес, в первую очередь, для исследователей в области экономики. Н. М. Дружинин в монографии, посвященной реформе государственной деревни П. М. Киселева, проанализировал документы, регламентировавшие организацию школ Министерством госимуществ, раскрыл действия властей по обучению детей государственных крестьян, в том числе и на Урале.

Весьма высоко оценивается деятельность уральского земства в сфере народного образования Д. Бобылевым в статье «Материалы к истории развития народного образования в Пермской губернии», П. Голубевым в очерке «30-летие земства в Пермской губернии», В. Шишонко в издании «Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии с указанием времени открытия заведения». В. Шишонко дает важные сведения, касающиеся сельской школы.

П.А. Голубевым опубликованы статистические сведения, касающихся экономики и культуры Вятской, Уфимской и Пермской губерний. Он привел сведения не только о школах и числе учащихся в них, но и впервые систематизировал данные о грамотности новобранцев пореформенного периода.

Данные о грамотности крестьян Вятской губернии в конце XVIII — середине XIX вв. стали предметом специального изучения А. Г. Мосина. Ценные статистические сведения о численности школ, действовавших в селах Урала в середине XIX в., опубликовал Х. Мозель.

Дореволюционные авторы в целом высоко оценивали земскую школу в распространении народного образования, отмечали гражданский героизм народных учителей и мужество земских просветителей.

Был накоплен и систематизирован огромный фактический материал, обработана статистика, показана роль общественности и органов местного самоуправления в деле развития образования. Были и недостатки: слабое использование архивных материалов, отсутствие работ, недостаток сравнительного анализа деятельности уральских земств и др.

Второй этап историографии начинается после Октябрьской революции 1917 г., когда земские органы местного самоуправления прекратили свое существование. Методологической основой новых научных изысканий стала негативная характеристика В.И.Лениным деятельности земских органов самоуправления. Советская историография земства базировалась на ленинских и сталинских оценках земской деятельности.

Характерными чертами работ, вышедшие в 20-40-е годы были прямолинейность и категоричность оценок, противопоставление принципа партийности принципу преемственности.

Многие исследователи Н. А. Константинов, Н. В. Чехов, Е. Ф. Грекулов, В. Я. Струминский, В. З. Смирнов рассматривали вопрос о народном образовании исключительно с точки зрения развития общественной, земской школы, противопоставляя ее проправительственным церковным школам.

Приметой советской историографии явилась критика политики царского правительства в области просвещения нерусских народностей. В частности, в монографии Л.И.Биргера дается обзор деятельности земских органов по организации сети земских начальных школ с 60-х гг. XIX – до начала XX вв. Исследователь считает, что насильственное насаждение русского языка способствовало лишь росту сопротивления нерусских народов.

К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся Ш.К.Абзанов, Г.Газизов, Г.Ибрагимов, А.Салазкин и др. Их работы отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, затрагивали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы. Специальные исследования, раскрывающие вопросы профессионального образования, отсутствуют.

Интерес к земской тематике начал несколько «оживляться» в 80-е годы XX в. Одной из первых работ этого периода стал труд М. Н. Фархшатова «Народное образование на Южном Урале во второй половине XIX века», где исследователь высоко оценивает земскую деятельность в сфере образования на Южном Урале. М. Н. Фархшатов специальное внимание уделил вопросу грамотности башкир. На основе материалов переписи 1897 г., М. Н. Фархшатов вычислил показатели грамотности семи народов Уфимской губернии (башкир, татар, русских, марийцев, чувашей, мордвы, удмуртов, отдельно мужчин, женщин, обоих полов)на родном языке и русском, которые привел их в виде таблицы.

Современный этап развития историографии ознаменовался появлением целой серии исследований о многогранной деятельности земских учреждений.

В 1990-х. был сделан значительный шаг вперед в изучении истории сельских школ. В последние 15 лет интерес к деятельности российского земства существенно возрос, что обусловлено поиском истоков, реальной базы для современных преобразований в области местного самоуправления и школьного строительства. Среди исследований последнего времени заслуживают внимания работы В.Ф. Абрамова, Г.Б. Азаматовой, П.В. Галкина, Л.Д. Гошуляк, Ю.Е. Железняковой, В.И. Никулина, М.Ф. Соловьевой, Б.К. Тебиева, М.И.Роднова, О.В. Тургановой.

Ряд новых данных об открытии их в Пермской губернии в дореформенный период привела Т. А. Калинина, а по Оренбургской губернии за этот же период – С. Г. Мирсаитова. М. К. Елисафенко в 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Земство и начальное образование на Урале (вторая половина XIX – начало XX вв.), в которой проанализировала действия уральского земства по открытию школ на селе.

В диссертации М.Ф. Соловьевой отмечается зависимость материальной базы земской школы от уровня платежеспособности населения и состояния государственной налоговой политики.

Достаточно много диссертационных работ, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности уральского земства. Среди них: Л. В. Женина «Земства Урала: взаимодействие с властными структурами и обществом», К. В. Кузьмин «Народное учительство Урала в 1861-1905 гг.: проблемы формирования», В. В. Чуприн « Земство и развитие среднего образования на Урале: 60-е годы XIX в. -1917 год», Т. Д. Рубанова «Земская концепция книжно-библиотечного дела: историко-теоретическая реконструкция». При всем разнообразии тематики данных авторов объединяет стремление показать прогрессивный характер деятельности уральского, земства в сфере образования.

A.M. Сафронова в коллективной монографии, посвященной культуре русского крестьянства Урала XVIII — XIX вв., дала широкую характеристику земской школе. На основе переписи населения 1897 г. представила общие показатели грамотности сельского населения, проживавших в уездах каждой из уральских губерний и городах.

М. С. Низамовой изучены теоретические вопросы самоуправления и конкретного земского опыта Поволжского и Уральского регионов в области местного хозяйства и здравоохранения, народного образования и внешкольной работы.

Следует отметить, что, несмотря на большое количество публикаций на данную тему, отсутствует объективная оценка значимости и вклада в народное образование земских школ. В современной историографии нет работ, обобщающего характера, отражающих весь комплекс земской деятельности в сфере народного образования.

Источниковая база исследования представлена широким кругом архивных и печатных источников, а также статистических материалов.

Важным источником для изучения содержания государственной политики в сфере начального образования являются законодательные акты, указы, положения, правила, высочайше утверждённые программы начальных учебных заведений, постановления разнообразного характера, которые регулировали деятельность всех административных и общественных органов, участвовавших в развитии образовательной системы. Особое значение имеют: «Положения о земских учреждениях» (1864, 1890 гг.), «Положение о начальных народных училищах» (1874 г.), «Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах ведомства Министерства народного просвещения» (1897 г.). В этих и других документах определялись типы учебных заведений; порядок их открытия и финансирования; перечень предметов, преподаваемых в училищах; порядок внутреннего управления и внешнего контроля над деятельностью учебных заведений и т.д.

В работе широко использовались документы делопроизводства, которые включают в себя официальные материалы государственных и земских учреждений. В начале XX в. школьная документация регистрировалась и копировалась на всех этапах документооборота, что позволило нам акцентировать внимание на изучении документов, проходивших через учреждения Уфимской и Оренбургской губерний. Однако материалы делопроизводства государственных учреждений отличает официозность. Гораздо шире и информативнее являются земские делопроизводственные материалы. Деятельность земств по всем направлениям культурно-просветительской, хозяйственной деятельности отражена в журналах заседаний и постановлениях губернских и уездных земских собраний. В приложениях к журналам публиковались отчеты и доклады управ, сметы расходов и доходов, доклады комиссий по народному образованию, статистические таблицы, приговоры сельских обществ, ходатайства в различные инстанции.

Большое количество ценных, зачастую не введенных в научный оборот документов хранится в региональных архивах.

В исследовании большое внимание уделяется архивным документам. Документы ЦИА РБ (И - 113 – Директор народных училищ Уфимской губернии, И – 115 - Уфимское городское 3-х классное училище, И - 116 – Инспектор народных училищ Уфимского уезда, И - 123 – Уфимский учительский институт). Они содержат сведения о количестве земских школ, учебную и воспитательную организацию, сведения о количестве выпускаемых квалифицированных педагогических кадров, их социальный состав, переписку с местными органами самоуправления по вопросам всеобщего начального обучения. Документы ГАПК (И - 42 – Директор народных училищ Пермской губернии), позволившие определить динамику начального образования в рамках Челябинского уезда. Документы ГАСО (2 – Екатеринбургский учительский институт), содержавшие сведения о численности выпускаемых квалифицированных педагогических кадров, их социальный и религиозный состав, а также итоги испытательных экзаменов. Документы ГАОО (44 – Оренбургская уездная земская управа, 73 – Директор народных училищ Оренбургской губернии, 450 – Отдел Народного Образования Оренбургской губернии), содержавшие сведения о материально-технической базе начальных школ Оренбургской и Уфимской губерниях. Сведения об испытательных экзаменах на звание учителя начальной школы. Фонды способствовали установлению численных изменений в педагогических кадрах, уровня заработной платы, состава учащихся по половому и религиозному принципам.

Ключевую роль в раскрытии темы сыграли документы и материалы Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦИА РБ). В фондах содержится обширный материал для анализа деятельности земств Уфимской губернии в области народного образования. Их ценность заключается не только в наличии фактов, касающихся учебно-воспитательную организацию земской школы, но и особенности повседневной жизни учащихся и учителей Урала. Также сюда относятся отчеты о проверках земских школ в материальном, санитарно-гигиеническом и учебно-педагогическом аспектах.

Источники данной группы дают хороший фактический материал по избранной теме, позволяют составить общую картину жизни и деятельности земской школ. В ходе работы с данными документами был выявлен социальный состав учащихся и учителей, количество учеников в классах, их возрастной состав. Источники помогают получить данные об условиях создания земских школ.

Приоритет в исследовании отдан в первую очередь архивным документам.

Особую ценность представляют статистические материалы о состоянии народного образования: статистические сборники, данные переписей, таблицы по уездам, касающиеся вопросов народного образования в уездах и губерниях Урала. Использованы результаты исследования материалы первой всеобщей переписи населения России 1897 г., а также «Статистические сведения об училищах» 1880 г., которая была опубликована В. Шишонко директором народных училищ Пермской губернии.

Работа с данными документами позволила выяснить процент частных учебных заведений в общей системе народного образования на Урале, количество учащихся и учителей в этих школах, их социальный, религиозный и национальный состав.

Разнообразные во многом уникальные сведения о различных сторонах начального образования Оренбургской и Уфимской губерний дает периодическая печать. Использовались материалы газет: «Уфимский вестник», «Оренбургский край».

Сочетание источников общероссийского и регионального характера позволяет выявить тенденции и особенности развития начального народного образования на Урале в конце XIX - начале XX в.

Цель исследования: совершить комплексный анализ истории становления земских школ на Урале с конца XIX - начала XX века.

Задачи исследования:

1) дать характеристику состоянию народного образования в предреформенный период;

2) проанализировать реформу 1864 года и правовое положение земской школы;

3) показать роль и место государства в сфере народного образования;

4) дать характеристику земским инициативам;

5) проанализировать организацию учебно-воспитательного процесса земских школ;

6) исследовать проблему построения школьных зданий, школьных сетей и их динамику;

7) рассмотреть особенности социального облика учительства земских школ;

8) показать роль земств по укреплению материального

положения и повышению социального статуса народного учителя;

9) изучить вклад земств в подготовке квалифицированных специалистов.

Объектом исследования является - земская школа второй половины XIX - начала XX века.

Предметом исследования является изучение истории земской школы на Урале.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнение.


Выдержка из текста работы

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Состояние начального образования на Урале до 1864 года.

Урал в дореформенный период представлял собой обширный регион на юге - востоке Российской империи. Население на Урале было многонациональным. Такая особенность определила своеобразие многих исторических аспектов. В частности, потребовала создания многочисленных по национальному виду школ.

Согласно «Уставу от 1804 года» устанавливалась ступенчатость образования, и все учебные заведения Российской империи делились на четыре разряда: приходские училища (один год обучения), уездные (два года обучения), гимназии (четыре года обучения), университеты.

Для наилучшего управления учебными заведениями было решено разделить всю территорию России на шесть учебных округов, в центре которых должен быть Университет. Территория Оренбургской губернии была отнесена к Казанскому учебному округу.

Прекрасным источником изучения правительственной политики в отношении школ является «Полное собрание законов Российской империи» . На основании этого источника можно сделать вывод, что правительство поддерживало просвещение детей дворян, духовенства и церковнослужителей, солдат. В этой связи правительство открывало для детей этих сословий сеть общеобразовательных и специальных школ. Правительство не желало широкого распространения образования детям крестьян, несмотря на то, что оно было многочисленным сословием России. Кроме того, в десятках законодательных актах содержалась оговорка – кроме крестьян. На это у правительства были собственные причины и соображения. К тому же считалось, что безграмотность не мешает крестьянину выполнять свои обязанности.

Таким образом, правительство неоднократно принимало меры к тому, чтобы не допускать крестьянских детей в средние и высшие учебные заведения Российской империи. Многие же крестьяне испытывали на необходимость получения знаний.

Показатели развития образования в Оренбургской губернии была ниже средних показателей по России. В XIX веке губерния оставалась отсталым регионом страны. Особенно была отсталой становление среднего и высшего.

Весьма ценным источником, который позволяет изучить грамотность не только Уральского региона, отдельных регионов, губерний, уездов, но и России в целом является «Первая всеобщая перепись населения России 1897 г.». Согласно данному источнику, среди 50 губерний Европейской России, Оренбургская занимала 25-е место по уровню грамотности, Пермская - 28-е, Уфимская — 40-е, Вятская — 44-е место. Согласно данной переписи населения, в Башкирии 1/5 часть детей школьного возраста посещали школу.

Из этого следует сделать вывод, что к концу XIX в. Оренбургская и Пермская губернии имели в достаточной мере средний показатель уровня образованности населения, что нельзя сказать, например, об Уфимской губернии. Но в целом общий показатель грамотности жителей Урала оставался очень низким. К концу XIX в., как и в других губерниях России, на Урале существовали достаточно серьезные различия по уровню неграмотности жителей городов и сел.

Уфимская губерния стояла на последнем месте среди остальных округов России. Постановка обучения в школах не была схожей.

К правильно организованным начальным школам относились церковно- приходская школа, которая относилась к ведомству Синода.

Согласно уставу 1804 года эти школы являлись низшим звеном системы народного образования.

Церковно-приходские школы были двух видов: одноклассные - два года обучения и двухклассные - четыре года обучения. В одноклассных учебный курс предполагал такие предметы: Закон Божий, церковное пение, чтение «церковной и гражданской печати», письмо, начала арифметики. Во втором типе церковно-приходской школы, кроме этих предметов, сообщались начальные сведения из истории церкви и отечества.

Школы были плохо финансированы, открывались и существовали за счет средств «прихода». Помещения данных школ были непригодными, так как школы нередко помещались в церковных сторожках или заброшенных избах, отсутствовали книги и учебные пособия. Помимо этого на качество обучения влияла методика преподавания, которая была направлена на простое заучивание и набор учебных пособий, которые издавались Синодом. Религиозно – нравственное воспитание, трата большого времени на изучение богословских предметов, так же отрицательно влияли на качество образования.

Итогом, которого было то, что школы ко второй половине XIX столетия были не в состоянии обеспечить начальное образование. Однако, несмотря на такие серьезные недостатки, правительство считало необходимым сохранять и поддерживать ее. С этого момента увеличился количество церковно-приходских школ. Всплеск открытия церковно - приходских школ на Урале, как и в России в целом, произошел после «Правил» 1884 года. С 1884 - 1893 гг. на Урале появилось 546 церковно-приходских школ из которых, 293 - действовали в Вятской, 132 – в Пермской, 51 – в Уфимской губерниях.

По количеству данных типа школ, Вятская губерния занимала 2-е место, Пермская 31- е, Уфимская 58 - е, Оренбургское 59 – е место.

К 1 январю 1899 г. в Уфимской епархии насчитывалось 245 церковных школ, из них: 1 - второклассные, 3 - двухклассные, 135 - одноклассных, 63- школы грамоты, 2 - образцовые при Духовной Семинарии и женском училище, 41 - братская школа. В церковных школах обучалось 10143 человека, 7409 мальчиков и 2734 девочек.

Одним из популярных сельских школ среди русского населения на Урале, как и Российской империи, были школы грамоты. Эти школы считались неорганизованными школами. Однако в 1891 году « Правилами о школах грамоты» были причислены к числу школ духовного ведомства.

Школы открывались в малолюдных деревнях, которые финансировались и открывались за счет общественной инициативы.

Школьная программа соответствовала программе одноклассных церковно-приходским школам. Обучение в школах грамоты было двухлетним. Методика преподавания, плохое финансирование влияли на качество полученных знаний учеников.

Школы грамоты были мужскими и женскими. В 1887 году в Екатеринбургском уезде действовало 27 школ грамоты. В 1907 году в Уфимской епархии существовало 97 школ, относящиеся к школам грамоты.

Сравнивая численность церковно – приходских и школ грамоты, можно говорить о том, что во всех губерниях Урала к концу XIX века преобладали школы грамоты. В Уфимской Оренбургской губерниях в 2 раза, Пермской в 3 раза.

Большую заслугу в распространении образования среди простого населения принадлежал общественной инициативе. Главным и значительным их достижением стало создание и распространение воскресных и вечерних школ, которые начали возникать с 1850-х годов, а на Урале — в 1860 гг. Первоначально школы появились в Петербурге, Киеве, Екатеринославе, Белой Церкви, Могилеве. В последующих годах движение охватило почти всю европейскую часть России. Все воскресные школы были бесплатными, которые финансировались и открывались за счет общественных средств.

Учебный курс воскресных школ состоял из таких предметов как грамота, чтение, письмо, арифметика, закон Божий. Кроме этого включались дополнительные предметы.

Данный тип школы открывался за счет усилий разных общественных организаций, выдающихся представителей русской интеллигенции и представителей буржуазии. Первоначально в воскресных школах обучались только лица мужского пола, однако позднее в школу стали принимать и женщин. Возраст обучающихся в воскресных школах колебался от 13 до 40 лет, и очень редкостью выше данных возрастов. В этих школах, как правило, учились те, кто не имели образования, кто не доучился и люди, которые хотели закрепить опыт чтения и письма. Одновременно стали открываться вечерние занятия. Программы вечерних занятий постепенно разнообразились, приобретая широкий просветительский характер. Данный тип школ давал весьма скудные знания. Однако, несмотря на это, они внесли весомый вклад в просвещение русского крестьянина. В 1901 г. в Пермской губернии функционировало 32 таких воскресных школ.


Заключение

Итак, рассмотрев историю народной школы с конца XIX века вплоть до 1914 года, можно сделать ряд немаловажных выводов.

Прежде всего, стоит отметить, что земская школа внесла большой вклад в просвещение всего Российского населения, в том числе и для народов Урала. Она дала возможность сельским жителям получить грамотность и образование.

Вследствие данной работы можно выделить положительные и отрицательные стороны начального образования.

Негативным моментом было то, что в России в рассматриваемый период, не было преемственности связей между образовательными учреждениями. Согласно уставам от 1864, 1872, 1874 гг. уничтожилась связь между начальной и средней школой. И таким образом создалась слабая система народного образования, по которой школы были расчленены на несколько слабо связанных между собой категорий с ярко выраженным сословным характером. Поэтому эта система противоречит с общедоступностью образования.

К негативному моменту следует отнести, плохое финансирование со стороны правительства. Правительство начало финансирование лишь в конце девятнадцатого столетия, так как поменяла свою политику по отношению к земским учреждениям, так и к самой школе.

К негативному моменту относится и то, что, с началом реформ в области народного образования правительство проводила жесткую политику, которая была направлена на ограничение деятельности земств в области просвещения.

Материальная бедность земских школ, учителя, которые имели чрезвычайно низкий образовательный уровень, отсутствие общепринятых методов обучения, педагогически и психологически обоснованной четкой учебной программы в земских школах, частые пропуски детьми учебных занятий, ограниченность содержания школьной работы приводили к тому, что земская школа давала детям непрочные, неглубокие, самые элементарные знания.

Однако к началу XX века образовательный уровень народных учителей слал выше. По всей России начали открываться всевозможные учительские институты, семинарии, съезды и курсы. Эта заслуга, прежде всего, относится к земствам и общественной инициативе. Ведь именно земства материально помогали народной школе. Важно отметить и то, что Уральские земства внесли значительный вклад в развитие в регионе школьного и профессионального образования, способствовали решению проблемы ликвидации неграмотности и повышения культурного уровня населения. Непосредственно в результате деятельности земств появилась доступная населению земская школа.

Позитивным моментом является то, что с начала XX века меняется правительственная политика по отношению к земской школе. Правительство начало сотрудничать с местными органами, в результате которого началась складываться новая система отношений и распределения обязанностей. Государство начало финансировать жалования учителям, обеспечивать субсидии и кредиты на строительство школ. Именно с этого момента, в результате слияния общих интересов к школьному делу со стороны общества, земства и правительства началось бурное строительство земских школ. Создавались проекты всеобщего образования для всего сельского населения, которые предусматривали теперь 4-х летнее обучение.

Несмотря на все тяготы, очень низкое материальное положение учителей, их жизнь, преподавание в земских школах не прекращалась. Учителями земских школ, в основном были люди, которые искренне любили детей, были трудолюбивы, добросовестны и фанатичны своему делу на благо Российскому обществу, народу. Детей учили любить природу и свое Отечество, добросовестно относиться к исполнению своего долга, быть вежливыми в отношении ко всем и особенно к старшим. Сельские дети очень интересовались содержанием учебного курса, были привязаны к школе и учителю, хорошо усваивали учебный материал.

Земская школа следовала гуманистической педагогической традиции. И хотя существовали огромные минусы земской школы, можно признать ее обучение весьма эффективным. Так как нельзя забывать обо всех положительных и позитивных сторонах народной школы.

Земская педагогика характеризовалась атмосферой заинтересованности и творческого отношения к своей работе. Именно это обстоятельство привело к появлению оживлённой общественной жизни и обширной педагогической литературы.

С земской школой связана деятельность таких выдающихся педагогов и методистов второй половины XIX — начала XX века, как барон Н. А. Корф, К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, С. А. Рачинский, Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Каптерев. Особенностью методики преподавания в земских школах было то, что использовался метод наглядности. Методы преподавания выбирались самими учителями. А это значит плюс в развитии новых методов обучения, что, несомненно, повышало уровень земской школы.

Школы являлись подлинными очагами культуры, рассадниками всего доброго, гуманного. Они заполняли брешь в культурной жизни населения.

Таким образом, земские школы считались лучшим видом начальной школы в России, которые получили наибольшее распространение в селах Урала во второй половине XIX века.


Список литературы

I. Источники:

а) Законодательные материалы

1) «Положение о начальных народных училищах от 14 июля 1864г.»//Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ)-2. – Собр. 2. – Т. 39. Отд.1. СПб.,1876г. №41068.

2) «Положение о начальных народных училищах от 25 мая 1874г. // ПСЗ-2. – Собр. 2. – Т. 49. Отд.2. СПб.,1867г. №53574.

3) История и культура Башкортостана. Хрестоматия. Уфа, 2008. Этнополитическая мозаика Башкортостана. Очерки. Документы. Хроника. Т. 2. М., 1992.

б) периодическая печать

1) «Оренбургский край», 18 марта 1906 г. № 47. «По нашему краю. Посёлок Кичигинский».

2) «Оренбургский край», 11 марта 1906 г. № 41. Из «школьных распорядков». М. Котельникова

3) «Оренбургский край», 24 февраля, 1906 год, №32. «Из последних известий».

4) «Оренбургский край», 25 февраля, 1906г., №33. «Областной отдел».

5) «Оренбургский край», 5 мая, 1906г, №80. «По нашему краю. Башкирия».

в) неопубликованные источники

Центральный Государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ)

Ф. И. – 113. Оп. 1. - Д. 231. Годовой отчет о состоянии училищ Уфимской губернии.

Ф. И. – 113. Оп. 1. - Д. 232. Дело о состоянии училищ Уфимского и Стерлитамакского уездов.

Ф. И. – 123. Оп. 1. - . Д. 2. Отчет Уфимского института.

Ф. И. – 115. Оп. 1. – Д. 6. Книга Протоколов 1-го Уфимского городского 3-х классного училища.

Ф. И. – 113. Оп. 1. – Д. 626. Переписка учебно-воспитательной части в начальных учебных заведениях.

Государственный архив Оренбургской области (ГАОО)

Ф. 450. – Оп. 1. - Д. 32. Отчёты и доклады Губернского Отдела Народного Образования и его отделов о своей деятельности.

Ф. 73. - Оп. 1. - Д. 206. Отчеты классных наставников по наблюдению за внеклассною жизнью учеников разных училищ Оренбургской губернии за 1902-1909 учебные годы.

Ф. 73. Оп. 1. - Д. 69. Канцелярия Директора народных училищ Оренбургского губернатора.

Ф. 73. Оп. 1. - Д. 281. Об осмотре училищ в 1911г.

Ф. 73. Оп. 1. - Д. 241. Материалы о ревизии школ.

Ф. 73. Оп. 1. - Д. 282. Отчет об осмотре сельских училищ Оренбургского уезда в мае 1907г.

Государственный архив Свердловской области (ГАСО)

Ф. 2. Оп. 1. - Д. 44. Отчет о состоянии Екатеринбургского учительского института и городского при нем училища за 1914 год

Ф. 2. Оп. 1. - Д. 12. Циркуляры за 1913 год. Екатеринбургский Учительский институт.

Государственный архив Пермского края (ГАПК)

Ф. 42. Оп. 1. – Д. 266. Отчет о состоянии народных училищ Пермской губернии.

II. Литература:

1. Абзанов Ш.С. К вопросу об истории народного образования в Башкирии. Уфа, 1934. – 65 с.

2. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение – В. Ф. Абрамов // Вопросы истории. – 1998. - № 8. – С 44-60.

3. Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874-1917): Социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образовани/ Г.Б. Азаматова. - Уфа, 2005. – с.

4. Азаматова Г.Б. Уфимское земство // История Башкортостана во второй половине XIX- начале XX века / Г.Б. Азаматова. Т. 1. - Уфа, 2006. - С 104-119.

5. Азаматова Г.Б. Земские обследования мусульманских школ в начале ХХ века - Г.Б. Азаматова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 2. - С 39 – 42.

6. Алмаев Р.З. Школьное образование в Башкирской АССР: история, достижения, традиции [текст]: монография / Р.З. Алмаев; под ред. М.Б. Ямалова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 240 с.

7. История педагогического образования в Оренбургском учебном округе (1875-1918 гг.): учебное пособие./ Т. М. Аминов. Уфа: Изд-во БГПУ , 2006. – 156 с.

8. Аминов Т. М., Бенин В. Л. Мусульманское образование в дореволюционной Башкирии - Т. М. Аминов, В. Л. Бенин // Образование и наука.- 2006.- № 3. –С 39- 44.

9. Аминов Т.М. Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии до 1917 года / Т.М Аминов. – Уфа, 1999. - 182 с.

10. Болодурин В. С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье // Страницы истории (1735–1940 годы) / В. С. Болодурин - Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2001. − 320 с.

11. Волкова Т. И. Земская народная школа и ее вклад в развитие российского образования - Т. И. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 3. - Том I. С 58 – 64.

12. Витте С. Ю. Самодержавие и земство: Записка С. Ю.Витте / Предисл. Череванина. - СПб ., 1908 . – VII. 211 с.

13. Витте С. Ю. Самодержавие и земство: Конфиденциальная записка министра финансов статс-секретаря С.Ю.Витте (1899) / С предисл. и примеч. Р.Н. С. П.Б.Струве; Печатано "Зарей". - Штутгарт : I . H . W . Dietz , 1901 . - 212 с.

14. Галигузов И.Ф. Образование// Народы Южного Урала: История и культура / И.Ф Галигузов. - Магнитогорск, 2000. - С 258 – 278.

15. Галкин П. В. Земство и народное образование во второй половине ХIХ века // Земское самоуправление в России (1864-1918) / сост. П. В. Галкин; отв. ред. Н. Г. Королева. - Кн.1. М.: Наука, 2005. - 364-398 с.

16. Галяутдинов И. Из истории языковых и культурных процессов в Башкортостане в XIX — начале XX вв. - И. Галяутдинов // Ватандаш. – 2000.- №12.- С 33 – 37.

17. Днепров Э.Д. Школа в России во второй половине 19 века - Э.Д. Днепров // Сов. Педагогика. - 1975. - №9. - С 113-124.

18. Жукова Л. А. Земское самоуправление и бюрократия в России: конфликты и сотрудничество / под редакцией О.В. Большакова. 1864-1917 гг. М.: Хронограф, 1998. - 179 с.

19. Егорова М.В. Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX – начале ХХ в / Егорова М.В. - М.: Памятники исторической мысли, 2008. – 216 с, илл.

20. Ергин Ю.В. Уфимский учительский институт (1909-1919) - Ю.В. Ергин // Вестник Башкирского университета. - 2003. - № 1. - С 99 - 108.

21. Еникеев А. А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии [Текст] / А. А. Еникеев; предисл., подгот. Х.Х.Лукманова. – Уфа: Вагант, 2006. - 180с.

22. Еникеев А. К. О подготовке учительских кадров из нерусских национальностей в дореволюционное время - А. К Еникеев // Педагогический журнал Башкортостана. - 2007. - №1. - С 8- 13.

23. Земские учителя Пермской губернии: финансовый и правовой статус.// Земства, советы, муниципалитеты: исторический опыт и современность: материалы Всероссийской научно - практической конференции., Иваново, 27-28 мая 2005г./ Ивановский государственный университет ; под. ред. Т. О. Санниковой. - Иваново: ИвГУ, 2005. – 182 - 194 с.

24. Злобин Ю. П. Учительские институты и семинарии в Оренбургской губернии во второй половине 19 века - начале 20 века - Ю. П. Злобин //Вестник Оренбургского Государственного Педагогического Университета. - Оренбург. - 1999. - №1. - С 36 - 43.

25. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т. 1, 2 / Под ред. И.Г. Акманова. Уфа, 2007. – с.

26. История Урала, XIX век – 1914 год: учеб. пособие / Н.Н. Алеврас и др. – Челябинск, 2007. – с. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с.

27. Куликов В.В. Земские учреждения и правительственный контроль (вторая половина XIX — начало XX в.) / В.В. Куликов. - М., 2001. – с.

28. Лукманова Х. Х. Национальная школа Башкортостана: история и перспективы Монография.- М.: Высшая школа, 2003. – 184 с.

29. Майданова С. Ю. Стратегии воспитательных систем частных школ в дореволюционной России (середина XIX – начало XX В.) - С. Ю. Майданова // Образование и наука. - 2009. - № 7. – С 24 – 27.

30. Маслов С. Земство и его экономическая деятельность за 50 лет существования, 1864 - 1914. М.

31. Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность: Хрестоматия / сост. Т.М.Аминов [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 429с.

32. Низамова М.С. Земская школа Поволжского и Уральского регионов в 1864-1917 гг. - М.С. Низамова // Вопросы истории. - 2009. - №6. – С 84 – 89.

33. Нигматуллина И.М. О народном образовании в Уфе в XVIII-XX веках // Уфа: страницы истории / Сост. М.В. Агеева. Уфа, 2006. – с.

34. Новикова Л.И. Земство как орган самоуправления и школа политического опыта // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. / Л.И. Новикова. - М., 1999. – с.

35. Обухов М. И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии к 1917 г. [Текст] / Михаил Иванович Обухов; сост. С.В.Вахитов, Ю.В.Ергин; [предисл. И послесл. Ю.В.Ергина].- Уфа: Вагант, 2006. - 136с.: ил.- (Б-ка «Педагогического журнала Башкортостана»).

36. Право на образование в дореволюционной России: особенности реализации // Право: история, теория, практика: материалы междунар. заоч. науч. конф., Санкт-Петербург, июль 2011 г. под. ред. А. Н. Гребенкина — СПб.: Реноме, 2011. — 21 – 23 с.

37. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в XVIII – XIX вв. и распространение грамотности среди крестьян / А.М. Сафронова. – Екатеринбург, М.: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 120 с.: ил., таб.

38. Слудковская И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX – начале ХХ века / И.А. Слудковская. – Пермь, 1998. – с.

39. Слудковская И.А. Развитие народной школы на Урале в XIX веке/ И.А. Слудковская. – Пермь, М.: Пер. Гос. Пед. Инст-т. 1976. - 73с.

40. Смирнов. В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1954. – 312 с.

41. Соловьева М. Чему нас может научить земская школа - М. Соловьева // Школа. - 1996. - № 2. - С 88 – 89.

42. Сучков И. В. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX – XX веков - И. В. Сучков // Отечественная история. - 1995. - №1. – С 62 – 65.

43. Сысоева Е.К. Общеобразовательная школа России в условиях модернизации начала ХХ века - Е.К. Сысоева // Вестник Московского университета. - 2010. - № 2. – С 19 – 23.

44. Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX века (1900-1917 гг.) / М.Н. Фархшатов. - Уфа, 2000. — 259 с.

45. Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в. / М.Н. Фархшатов; отв. ред. Х. Ф. Усманов. – М.: «Наука», 1994. –144с.

46. Чехов Н. В. Земская школа до 1905 года // Чехов Н. В. Народное образование в Росии с 60-х годов XIX века. М., 1912. С. 52—80. (1-822030)

Электронный ресурс:

1. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет / Б. Б. Веселовский. — СПб., Изд. О. Н. Поповой. С. Петербург. 1909. — Т. 1. — С. 527. [Электронный ресурс] / Институт научной и педагогической информации, 2012. – Режим доступа: w*w. URL: h**t://files.tambovlib.r*/f1/pdf/veselovsky1.pdf. - 17.02.2013г.

2. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. — М.: Польза, 1912. — 224 с. [Электронный ресурс] / Институт научной и педагогической информации, 2012. - Режим доступа: w*w. URL: h**t://w*w.library6.com/index.php/library6/item.pdf. - 05.02.2013г.

3. Корф Н. А., Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей земских школ. — СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1870. — 470 с. [Электронный ресурс] / Институт научной и педагогической информации, 2012. - Режим доступа: w*w. URL: h**t://hdl.handle.net/123456789/73 - 17.02.2013г.

4. Чарнолуский В. И. Земство и народное образование [Текст]: очерки из прошлого и настоящего земской деятельности в различных областях общественного образования / В. И. Чарнолуский. - СПб.: Изд. Знание. - Ч. 1. - 1910. - 186 с. [Электронный ресурс] / Институт научной и педагогической информации, 2012. – Режим доступа: w*w. URL: h**t://hdl.handle.net/123456789/40. - 16.02.2013г.

5. Инородческая школа. Сборник статей и материалов по вопросам инородческой школы / Под ред. Г. Г. Тумима и В. А. Зеленко. — Петроград.: Изд. Н. П. Карбасникова, 1916. — 254 с. [Электронный ресурс] / Институт научной и педагогической информации, 2012. – Режим доступа: w*w. URL: h**t://ushinskiy.r*/jspui/handle/123456789/1022. - 04.02.2013г.


Примечания

Есть приложения.

Тема: «Земская школа на Урале на рубеже XIX - XX вв.: традиции и новации»
Раздел: История
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Доклад:

    Ответы "История отечественного государства и права"

    99 страниц(ы) 

    1. Возникновение государственности у восточных славян: причины, особенности.
    2. Форма правления и государственного устройства Древней Руси.
    3. Общая характеристика «Русской правды» как источника права.
    4. Правовое положение населения по «Русской правде».
    5. Нормы гражданского права в «Русской правде».
    6. Нормы уголовного права в «Русской правде».
    7. Процесс в период Древней Руси.
    8. Русская государственность периода политической раздробленности.
    9. Особенности государственного устройства Новгородской и Псковской земли.
    10. Развитие права на северо-западе Руси. Псковская и Новгородская судные грамоты.
    11. Государство .и право Золотой Орды.
    12. Образование Русского централизованного государства (XIV -XV вв.). Его особенности.
    13. Судебник 1497 года. Общая характеристика. Эволюция права.
    14. Высшие органы государственной власти периода сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.).
    15. Эволюция органов местной власти в Московском государстве (XVI-XVI1 вв.).
    16. Усложнение источников права Московской Руси (XVI-XVII вв.).
    17. Судебник 1550 года. Общая характеристика. Развитие права.
    18. Соборное Уложение 1649 года как источник права.
    19. Правовой статус сословий в Русском централизованном государстве (XV-XVI вв.).
    20. Формирование крепостного права. Крепостное законодательство конец XVI-cep. XVII вв.
    21. Уголовное право периода сословно-представительной монархии.
    22. Процессуальное право периода сословно-представительной монархии.
    23. Эволюция права собственности в XVI-XVII вв. Вотчина и поместье.
    24. Развитие семейно-наследственного права от «Русской правды» до Соборного Уложения 1649 года.
    25. Реформа государственного аппарата Петра I.
    26. Изменение правового положения сословий в XVIII в.
    27. Реформы местного управления в XVIII в.
    28. Судебный процесс в XVIII в.
    29. Эволюция уголовного законодательства в XVIII в. «Воинский артикул» Петра I.
    30. Общие тенденции развития права в XVIII в.
    31. Взаимоотношения государства и церкви в XVI-XVIII вв.
    32. Абсолютная монархия в России формирование и эволюция в
    XVIII в.
    33. Судебная реформа Екатерина II.
    34. «Устав благочиния или полицейских» 1782 года.
    35. Изменения в системе государственного управления в первой четверти XVIIIB. М.М. Сперанского, Н.Н. Новосельцева.
    36. Правление Николая I - апагей абсолютизма. Особенности государственного управления в центре и на местах.
    37. Кодификация русского права в первой половине XIX в.
    38. Развитие уголовного права в первой половине XIX в. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года.
    39. Изменения в правовом статусе сословий в первой половине
    XIX в.
    40. Крестьянская реформа 1861 года: правовой механизм ее реализации.
    41. Судебная реформа 1864 года.
    42. Земская и городская реформы (вторая половина XIX в.).
    43. Реформы армии и полиции в 60-80-х гг. XIX в.
    44. Эволюция норм гражданского права в пореформенный период. Причины и проявления.
    45. Социальный строй Российской империи на рубеже XIX-XX вв.
    46. Реформирование государственной системы Российской империи под влиянием революции 1905-1907 гг.
    47. Первые Государственные Думы Российской империи: механизм формирования и функционирования.
    48. Столыпинское аграрное законодательство.
    49. Уголовное и административное законодательство в нач. XX в.
    50. Изменения в государственном аппарате в годы Первой мировой войны.
    51. Падение самодержавия и формирование новой государственной системы России в период февральской революции.
    52. Законодательная политика Временного правительства.
    53. Судебный процесс во второй половине XIX-нач. XX вв,
    54. Семейное право в кон. XIX - нач. XX вв.
    55. Слом старого и создание советского государственного аппарата.
    56. Советы и Учредительное собрание как альтернативы российской государственности.
    57. Первые правовые акты Советского государства. Ид роль в формировании права.
    58. Конституция РСФСР 1918 года.
    59. Основные направления формирования и развития советского права в годы революции и гражданской войны.
    60. Распад Российской империи и поиск форм государственного единства в годы революции и гражданской войны.
    61. Демонтаж и формирование новой правоохранительной системы в годы революции и гражданской войны.
    62. Реформы государственной системы в годы НЭПа.
    63. Предпосылки кодификации советского права в 20-е годы.
    64. Развитие советского гражданского права в условиях НЭПа. ГК РСФСР 1922 года.
    65. Возникновение советского трудового права. КЗоТ 1922 года.
    66. Эволюция советского уголовного права в 20-е гг. XX в.
    67. Возникновение и развитие советского семейного права. Кодекс о браке, семье и опеке 1918 и 1926 гг.
    68. Деформация политической системы и государственного аппарата в 1930- нач. 50-х гг. XX в.
    69. Образование СССР. Национально-государственное размежевание в 20-е гг.
    70. Конституция СССР 1924 года.
    71. Конституция СССР 1936 года.
    72. Национально-государственное строительство в 30-40-х гг. XX в.
    73. Советское право в годы Великой Отечественной войны.
    74. Изменения в государственном аппарате и механизме управления СССР в годы Великой Отечественной войны.
    75. Советское государство и право в послевоенное десятилетие (1945-март 1953 гг.).
    76. Реформы государственной системы в период хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.)
    77. Основные тенденции развития советского права во второй половине 50-нач. 60-х гг. XX в.
    78. Государство и право в сер. 60-нач. 80-х гг.ХХ в.
    79. Конституция СССР 1977 года.
    80. Изменения в политической системе в период «перестройки» (вторая половина 80-х - начало 90-х гг. XX в).
    81. Конституция Российской Федерации 1993 года.
    82. Система государственного управления в Российской Федерации по Конституции 1993 года.
  • Дипломная работа:

    Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки)

    55 страниц(ы) 

    Введение…. 3
    Глава I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников…8
    1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей… 8
    1.2. Традиции в нравственно-эстетическом воспитании детей средствами национальной музыки (на материале башкирской музыки)….
    Глава II. Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национальной музыки…33
    2.1. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами башкирской музыки в условиях современности…. 33
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты…. 40
    Заключение…
    Список литературы…
    Приложение….
  • Дипломная работа:

    Место и роль образовательных технологий в деятельности российских музеев

    84 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ… 7
    1.1. Место музейных учреждений в системе образования дореволюционной России 7
    1.2. Политико–просветительская деятельность советских музеев 23
    ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ36
    ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ….55
    3.1. Культурно-образовательная деятельность музеев и технология синтеза 55
    3.2. Технология интерактивности 63
    3.3.Технология партнерства ….67
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
    ПРИЛОЖЕНИЯ….80
  • ВКР:

    Изучение прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе

    67 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОНИМОВ 7
    1.1. Сущность понятия «антропоним». Классификация антропонимов 7
    1.2. Характеристика современных английских антропонимов 15
    Выводы по Главе 1 23
    ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОЗВИЩНЫХ ИМЕНОВАНИЙ СПОРТСМЕНОВ 25
    2.1. Прозвище как разряд имени собственного 25
    2.2. Прозвищные именования спортсменов в английском языке 31
    Выводы по Главе 2 37
    ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 39
    3.1. Методика изучения прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка в 9 классе 39
    3.2. Система упражнений для изучения прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка 44
    Выводы по Главе 3 52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
    ПРИЛОЖЕНИЯ 64
  • Практическая работа:

    История высшего педагогического образования. Система высшего педагогического образования за рубежом.

    15 страниц(ы) 

    1. Предыстория высшей школы образования в России
    2. Типы педагогических учреждений в истории развития педобразования
    3. Система ступенчатого высшего педагогического образования в западноевропейских странах
    4. Система высшего педагогического образования в Японии
    5. Сравнительный анализ педагогического образования России и Китая
  • Магистерская работа:

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ УФИМСКОГО ПИСАТЕЛЯ - ЛИТЕРАТУРОВЕДА Р.Г. НАЗИРОВА О РУССКИХ ПИСАТЕЛЯХ- КЛАССИКАХ XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    72 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА Р.Г.НАЗИРОВА
    1.1 Научная и творческая деятельность Р.Г. Назирова 8
    1.2 Художественная проза Р.Г.Назирова 16
    ГЛАВА II. Р.Г. НАЗИРОВ - ПИСАТЕЛЬ О ПИСАТЕЛЯХ
    2.1 Назиров Р. Г. о А.С. Пушкине и Н.В. Гоголе 33
    2.2 Назиров Р. Г. о Ф.М. Достоевском 41
    2.3 Назиров Р.Г. о творчестве А.П. Чехова 49
    2.4 . Изучение жизни и творчества Р.Г. Назирова в школе 58
    Заключение 65
    Список использованной литературы 67
    ПРИЛОЖЕНИЕ

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции

    32 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….
    ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА….5
    1.1 Эволюция методики подготовки юных бегунов на средние дистанции.
    1.2 Этапы многолетней спортивной тренировки юных атлетов.
    ГЛАВА II. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ….
    2.1 Подготовка юных бегунов по Якимову А. М. (1983)
    2.1.1 Объем беговых средств тренировки.
    2.1.2 Соревновательный и контрольный бег.
    2.2 Подготовка юных бегунов на средние дистанции по
    Ивочкину В. В. (1986)
    2.3 Подготовка юных бегунов на средние дистанции по Травину Ю.Г. (1986)
    2.4 Структура соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции.
    2.5 Сравнительный анализ подготовки юных бегунов на средние дистанции
    ВЫВОДЫ…
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….
  • Курсовая работа:

    Формирование компонентов личности дизайнера

    33 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры
    в процессе подготовки дизайнеров….…5
    §1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе…5
    §2. Художественная культура и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров….…8
    Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров….11
    §1. Понятие и структура творческого мышления….….11
    §2. Активизация творческого мышления….….14
    Глава III. Нравственность и профессиональная культура дизайнера….18
    §1. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров….18
    §2. Формирование профессиональной культуры дизайнера….….23
    Заключение….29
    Список использованной литературы…31
  • Дипломная работа:

    Формирование отдельных компонентов коомунникативной компетенции на основе использования компьютерных игр

    28 страниц(ы) 

    Введение 4
    Глава 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 6
    1.1 Преимущества и недостатки обучения иностранным языкам с помощью ПК. Принципы использования ТСО 6
    1.2 Методические функции, которые может выполнять компьютер при обучении иностранным языкам 10
    Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ И ИНОЯЗЫЧНОЙ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
    2.1 Примеры компьютерных игровых программ и их использование на уроках английского языка 19
    Заключение 24
    Список использованной литературы 27
  • Лабораторная работа:

    Численные методы расчета гтд

    18 страниц(ы) 

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
  • Дипломная работа:

    Церемониал в странах запада и востока

    70 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Церемониал и дипломатия на Западе и Востоке 8
    1.1. Понятие о церемониале и протоколе 8
    1.2. Особенности дипломатического церемониала на Западе и Востоке 11
    1.3. Важность дипломатического церемониала и протокола в международных отношениях 24
    Выводы по I главе 31
    Глава II. Церемонии инаугурации на Западе и Востоке 32
    2.1. Характеристика церемоний инаугураций на Западе и Востоке 32
    2.2. Церемония инаугурации в США на примере президентов Барака Обамы (2009) и Дональда Трампа (2017) 36
    2.3. Сравнительный анализ инаугурационных речей Барака Обамы (2009) и Дональда Трампа (2017) 42
    2.4. Церемония инаугурации в Иране на примере президентов Махмуда Ахмадинежада (2009) и Хасана Рухани (2013) 53
    2.5. Сравнительный анализ инаугурационных речей Махмуда Ахмадинежада (2009) и Хасана Рухани (2013) 56
    2.6. Инаугурационная речь в диалоге Запад-Восток 59
    Выводы по главе II 64
    Заключение 65
    Список использованной литературы 66
  • Дипломная работа:

    Организация самостоятельной работы на уроке английского языка

    77 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I Теоретические основы организации самостоятельной работы
    в организации…7
    1.1 Сущность и дидактические принципы организации самостоятельной
    работы учащихся….7
    1.2 Классификация видов самостоятельной работы учащихся по
    дидактической цели….15
    1.3 Формирование самостоятельности и методы самостоятельной работы
    на уроке английского языка….30
    Выводы к главе I ….
    Глава II Организация самостоятельной работы учащихся на уроке
    Английского языка…41
    2.1 Система самостоятельной работы с текстом на уроке английского
    языка….41
    2.2 Игровые упражнения для самостоятельной работы с лексическим
    и грамматическим материалом на уроке английского языка….52
    2.3 Самостоятельное чтение на уроке английского языка….60
    Выводы к главе II …71
    Заключение…72
    Литература….75
  • Дипломная работа:

    Мобильное приложение для обработки данных при пошиве одежды

    71 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Использование информационных технологий в сфере индивидуального пошива одежды 5
    1.1 Анализ сферы индивидуального пошива одежды 5
    Глава 1. Использование информационных технологий в сфере индивидуального пошива одежды 5
    1.1 Анализ сферы индивидуального пошива одежды 5
    1.2 Обзор существующих мобильных приложений 9
    Вывод по 1 главе 15
    Глава 2. Проектирование мобильного приложения «cotton» 16
    2.1 Техническое задание на разработку мобильного приложения «Cotton» 16
    2.2 Алгоритм расчета расхода ткани мобильного приложения «Cotton» . 18
    2.3 Архитектура мобильного приложения «Cotton» 21
    2.3 Экономические расчеты мобильного приложения «Cotton» 29
    Вывод по 2 главе 32
    Глава 3. Разработка мобильного приложения для обработки данных при пошиве одежды «cotton» 33
    3.1 Подбор средств и инструментов разработки мобильного приложения «Cotton» 33
    3.2 Пользовательский интерфейс мобильного приложения «Cotton» 38
    3.3 Тестирование мобильного приложения «Cotton» 46
    Вывод по 3 главе 48
    Заключение 50
    Список использованной литературы 51
    Приложение А 53
    Приложение В 64
  • Дипломная работа:

    Реализация права детей с ограниченными возможностями на образование

    75 страниц(ы) 

    Введение.3
    Глава I. Теоретические основы изучения проблемы реализации права детей с ограниченными возможностями на образование
    1.1. Дети с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема….…7
    1.2. Возможности реализации права на образование детей с ограниченными возможностями в современных условиях….20
    1.3. Зарубежный опыт по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями…. .31
    Выводы по первой главе….36
    Глава 2. Деятельность образовательных учреждений по реализации права ребенка с ограниченными возможностями на образование.
    2.1. Образовательное учреждение и его роль в реализации права на образование детей с ограниченными возможностями….38
    2.2. Деятельность социального педагога в реализации права на образование ребенка с ограниченными возможностями и анализ результатов опытной работы (на базе МОУ СОШ с. Старобаширово Чекмагушевского района РБ)….….46
    Выводы по второй главе….….….63
    Заключение….65
    Список литературы….….68

  • Дипломная работа:

    Кадровое делопроизводство предприятия

    64 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КРАСНЫЙ КЛЮЧ – УФА»….6
    1.1. Общая характеристика ООО «Красный Ключ – Уфа» …6
    1.2.Задачи и функции кадрового делопроизводства в Обществе с ограниченной ответственностью «Красный Ключ – Уфа»….8
    1.3. Состав кадровых документов ООО «Красный Ключ – Уфа»…14
    1.4. Оформление документов кадрового делопроизводства в ООО «Красный ключ – Уфа»…21
    ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КРАСНЫЙ КЛЮЧ – УФА».40
    2.1. Анализ кадровой политики ООО «Красный Ключ – Уфа»…40
    2.2. Разработка предложений по совершенствованию кадровой политики ООО «Красный Ключ – Уфа» …50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….66
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….69
  • Дипломная работа:

    Создание тематических композиций в звуковых редакторах на уроках «музыкальной информатики»

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….…2
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ В ЗВУКОВЫХ РЕДАКТОРАХ ПРИ СОЗДАНИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ.…6
    1.1. «Музыкальная информатика» в общеобразовательной школе….…6
    1.2. Звуковые редакторы на уроках «Музыкальной информатики»….11
    1.3. Специфика создания тематических композиций ….…18
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ В ЗВУКОВЫХ РЕДАКТОРАХ НА УРОКАХ «МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ»….….28
    2.1. Содержания, формы и методы создания тематических композиций….….….….…28
    2.2. Описание творческого проекта….36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…44
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….45
    ПРИЛОЖЕНИЕ….48