СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Философия жизни А. Шопенгауэра_ - Реферат №26877

«Философия жизни А. Шопенгауэра_» - Реферат

  • 26 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: vlad1245

Содержание

Введение 3

1 Основные школы «философии жизни» 5

1.1 Академическая философия жизни 5

1.2 «Творческая эволюция» А. Бергсона 7

1.3 «Философии жизни» Ф. Ницше 8

2 Философия жизни А. Шопенгауэра 13

Заключение 24

Список использованной литературы 26


Введение

Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX начала XX в. занимает «философия жизни». «Философия жизни» — это культурно-логическое течение в современной философии. Она старается постичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые культура выполняет в жизни человека. Отсюда ее тесная связь с литературой и искусством. Она оказала, большое влияние на творчество австрийского поэта Р. М. Рильке, австрийского писателя Гофмансталя, немецкого писателя Германа Гессе, немецкого композитора Рихарда Вагнера и др. Во Франции под влиянием этого философского направления находился крупнейший писатель Марсель Пруст,

«Философия жизни» выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочным, политическим, экономическим и иными утилитарными подходами. В связи с этим, понятие «жизнь», как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие «бытие». Представители этого течения противопоставляют «жизнь» «бытию». Бытие это статичное состояние. Жизнь — это движение, становление. «Нет бытия, есть только становление», — заявлял Ф. Ницше, «Философия жизни» выступала против того, чтобы положить в основу становления что-либо устойчивое. Становление, по мнению ее сторонников, это первооснова, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представителей подчеркивали, что жизнь — это и деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации человека в культуре, позволяющие ему реализовать и познавать самого себя. Следовательно, жизнь — это и человеческая жизнь, и основа бытия, Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни, затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует себя подчиненным каким-то потокам, потокам жизни, Представители этого философского течения нередко при описании жизни используют образ реки, атмосферных потоков и т. п. Жизнь, как поток, неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания); интуиции, веры, любви и т. д.

Цель реферата рассмотреть философское течение «философия жизни» А. Шопенгауэра.

Задачи исследования:

1 Рассмотреть основные школы «философии жизни»

2 Философия жизни А. Шопенгауэра.


Выдержка из текста работы

1 Основные школы «философии жизни»

В «философии жизни» можно выделить три основных школы: академическую «философию жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель), «творческую эволюцию» А. Бергсона (1859-1941) и его последователей, «философию воли» Ф.Ницше (1844-1900) и его последователей.

1.1 Академическая философия жизни

В. Дильтей и Г. Зиммель определяют жизнь как акты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность — это то, что содержится в опыте самой жизни. Следовательно, действительность — это чистое переживание, вне которого действительности не существует. Очевидный субъективизм этой позиции, приводящий к солипсизму, заставляет их уточнить свою позицию. В, Дильтей говорит о необходимости веры в реальность внешнего мира, основанную на волевом, «практическом» отношении человека к миру. Г. Зиммель также видит в «жизни» центр, от которого с одной стороны идет путь к душе, к «Я», а с другой — к идее, Космосу, абсолюту. Тем не менее, определяющие характеристики жизни — это переживание, «жизненный опыт».

«Жизненный опыт я и выступает объектом познания. «Жизненных опыт», подчеркивают Дильтей и Зимнель, не сводим к разуму. Он иррационален. Жизнь — это поток, изменение, творчество. Поэтому представители «философии жизни» отрицают возможность знания как отражения закономерного, всеобщего. Жизнь не может быть постигнута только через индивидуальное. И здесь мы встречаем родственные неокантианству установки. Неокантианцы, как отмечалось ранее, также говорили о необходимости индивидуализирующего метода познания в истории. Однако неокантианцы, следуя рационалистической традиции, хотя и отвергали понятия «закономерности» применительно к истории, все же считали необходимым применение в историческом исследовании рационального метода, основанного на отнесении к ценности. Представители академической «философии жизни» провозглашают методом «наук о духе» непосредственно переживание исторических событий. В их системах «науки о духе» принимают форму герменевтики — искусства истолкования, искусства «понимания» письменных текстов, «зафиксированных жизненных откровений. По Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и «пережить» ее заново, «истолковать и воспроизвести в ее жизненности».

Следует отметить, что здесь «философией жизни» ставится вполне реальная проблема. Если путем изучения памятников материальной культуры можно с объективной достоверностью констатировать изменения, происходящие в материальных условиях жизни людей — в производстве, технике, быту и т, д. — то иначе обстоит дело при изучении побудительных мотивов поведения людей. Выявление этой субъективной стороны исторического процесса имеет немаловажное значение уже потому, что без него невозможно понять ту или иную материальную форму их выражения. Тем более это важно для изучения истории духовной культуры. Это изучение действительно подразумевает «вживание» исследователя в предмет своего исследования — в картину, в скульптуру, симфонию и т. д,

1.2 «Творческая эволюция» А. Бергсона

В отличие от других представителей «философии жизни» А. Бергсон в своих работах опирался на естествознание. На основе концепции «жизни» он стремился построить картину мира, которая по новому бы объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральное понятие философского учения А. Бергсона—жизненный порыв, С точки зрения Бергсона, жизнь — это непрерывное творческое становление. Материя — косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате, мир в изображении Бергсона, предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления.

Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект, по Бергсону — это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т. д., а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Бергсон не отрицает познавательных возможностей интеллекта. Но он считает, что мир и его движение «схватываются» интеллектом примерно также, как он «схватывается» в кинематографе, где естественное течение жизни заменяется искусственным с помощью движения кинопленки, состоящей из отдельных мертвых кадров. Интеллект утверждает сходное, повторяющееся, общее ценой утраты уникального, неповторимого. Он обретает способность предвидеть аналогичные процессы в будущем.Однако интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в собственном смысле этого слова, то есть непрерывность изменения.

Интеллекту принципиально недоступен «жизненный порыв». Его познание возможно только на основании интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род интеллектуальной симпатии, посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного, и следовательно, невыразимого. Интуиция позволяет проникнуть в саму суть вещей. Бергсон характеризует интуицию как основу Духа, в известном смысле, как самое жизнь. Это тождественное с Духом состояние он называет первоначальной интуицией. С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во втором — способности проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком отдана в жертву интеллекту. Однако, считает Бергсон, утрата человечеством первоначальной интуиции не была полной. В «пограничных» ситуациях, когда речь идет о жизненных интересах первостепенной важности, интуиция освещает человеческое «Я», его свободу, судьбу и место во Вселенной. К остаткам интуиции Бергсон относит так же эстетическую способность, с наибольшей силой проявляющуюся у творцов произведений искусства. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеивающимися интуициями.

2 Философия жизни А. Шопенгауэра

Как бы параллельно формированию и развитию философии Гегеля, Фейербаха и Маркса шло становление взглядов Шопенгауэра и Ницше. Во многом позиции тех и других радикально различались. Если Гегель, Фейербах и К. Маркс олицетворяли собой, каждый по-своему, общеевропейскую культурную и философскую традиции, то А. Шопенгауэр и особенно Ф. Ницше порывают с ней по крайней мере внешне. Метаморфозы такого рода не происходят сами по себе. Должна возникнуть потребность в иной философии, ином, нетрадиционном взгляде на мир и человека в этом мире. И она возникает, находя выражение в учении А. Шопенгауэра (1788— 1860).

Он родился в год, предшествовавший Великой французской революции, в польском еще Гданьске. Но вскоре произошел второй раздел Польши, и город отошел к Пруссии. Шопенгауэр вместе с родителями оказался в Гамбурге, где по настоянию отца учился коммерции, но особого старания не проявил и после смерти отца (в 1805 г.) с увлечением занялся филологией, изучая греческий, латынь, античность, литературу, а позднее, поступив в университет, — философию. Его увлекают «божественный Платон» и «изумительный Кант».

Довольно рано у Шопенгауэра складывается определенная система взглядов на мир, близкая к субъективному идеализму: Известен относящихся к этому времени фрагмент его беседы с Гете. Шопенгауэр высказался в том смысле, что Солнечная система — это всего лишь наше представление и света не было бы, если бы мы его не видели. Гете пристально взглянул на молодого начинающего философа и сказал: «Нет, вас не было бы, если бы свет вас не озарял».

А. Шопенгауэр был едва ли не первым европейским мыслителем, всерьез увлекшимся индийской философией (брахманизмом). Непосредственной причиной тому было глубокое разочарование в современной ему европейской культуре, проблематичности, как полагал Шопенгауэр, поступательного развития европейской цивилизации.

Философ был здесь далеко не одинок. Он выразил в определенной системе те идеи, которые уже были у немецких романтиков, идеализировавших феодально-католическое прошлое страны, утверждавших, что все лучшее в истории Германии уже позади. Позднее те же идеи будет пропагандировать О. Шпенглер в своем известном труде «Закат Европы».

Определенно сказались здесь особенности личности, образ жизни мыслителя. «Уже в 17 лет, — признавался Шопенгауэр, — я был настолько проникнут горечью жизни, как Будда в своей молодости, когда он узрел болезнь, старость, страдания и смерть». Философ вполне подходит под определение эгоцентрика, если не более.

В знаменитой в свое время книге «Гениальность и помешательство» Ч.Ломброзо в главе «Гениальные люди, страдавшие умопомешательством» приводит Шопенгауэра в качестве яркого примера человека, одержимого манией преследования. Он жил всегда в нижнем этаже, чтобы удобней было спастись в случае пожара, боялся получать письма, никогда не пил из чужого стакана, опасаясь заражения какой-нибудь болезнью.


Заключение

Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.

Основное произведение Шопенгауэра - «Мир как воля и представление» (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали. Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был «Трактат о любви», Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В «Трактате» Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа «вычисляет» на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов. Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм- отрицательное явление. Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.


Список литературы

1. Андреева И. С, Гулыга А. В. Шопенгауэр. - М.: Мол. гвардия, 2003. - 367с.

2. Перцев А.В. А. Шопенгауэр: жизнь философа и философия жизни, Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.140-159

3. Чанышев А.А., Человек и мир в философии А.Шопенгауэра, вступительная статья, примечания: А.А.Чанышев, 1992, С. 5-35.

4. Шопенгауэр А. Собр. Соч в 5-ти томах. Том 1. Мир как воля и представление. Сост., вступ. ст., прим., А.А. Чанышева. Пер. Ю.И. Айхенвальда под ред. Ю.Н.Попова. М.: «Московский клуб», 1992.- 395 с.


Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Контрольная работа:

    1. Социальная философия. Философский анализ общества, его происхождения и развития. 2. Современная философия: иррационализм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Философия жизни. 3. Философские работы и мысли А.Шопенгауэра («Мир как воля и представление»), Ф.Ницше («Так говорил Заратустра»)

    25 страниц(ы) 

    1. Социальная философия. Философский анализ общества, его происхождения и развития 3
    2. Современная философия: иррационализм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Философия жизни 9
    3. Философские работы и мысли А.Шопенгауэра («Мир как воля и представление»), Ф.Ницше («Так говорил Заратустра») 15
    ЛИТЕРАТУРА 25
  • Реферат:

    Современная неклассическая философия

    23 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Особенности неклассической философии XX века 4
    2 Современная европейская философия о человеке 6
    2.2 Экзистенциализм 6
    2.2 Философия жизни 8
    2.3 Психоанализ 13
    3 Проблема познания в современной неклассической философии 16
    Заключение 22
    Библиографический список 23
  • Курсовая работа:

    Неклассическая философия 19-21 века.

    18 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    1. Философия позитивизма….4
    2. Экзистенциализм С. Кьеркегора.9
    3. Философские идеи А. Шопенгауэра…. 12
    4. Философия прагматизма… 15
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 17
    Список использованной литературы… 18
  • Шпаргалка:

    Шпаргалки по философии

    159 страниц(ы) 

    1.1.Наука как научное знание, познавательная деятельность, социальный институт. 4
    1.2. Предмет социально-гуманитарного познания, его особенности. 7
    2.1. Предмет философии науки. 10
    2.2. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. 12
    3.1. Основные концепции развития философии науки. 20
    3.2. Понятие хронотопа в социогуманитарном познании. 24
    4.1. Интернализм и экстернализм в понимании развития науки. 26
    4.2.Сходства и различия наук о природе и наук об обществе (Дилтей, Риккерт). 28
    5.1. Наука как специфическая познавательная деятельность. 32
    5.2. Субъект социально-гуманитарного познания, его специфика. 34
    6.1. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. 39
    6.2. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании. 42
    7.1. Наука в сравнении с мифом, философией, религией. 47
    7.2. Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук и ее историческая динамика. 50
    8.1. Позитивистская традиция в философии (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) 52
    8.2. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. 55
    9.1.Эмпириокритизм как форма позитивизма. 58
    9.2.Социальное и культурно-историческое время. 59
    10.1. Неопозитивизм как философия науки (Венский кружок, К.Поппер) 63
    10.2. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарном познанию. 69
    11.1. Постпозитивизм как философия науки (К.Поппер, Т.Кун). 72
    11.2. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарном познании. 76
    12.1. Постпозитивизм как философия науки ( П. Фейеробенд, М. Полани). 80
    12.2. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. 83
    13.1. Исторические типы науки (античный, средневековье). 86
    13.2.Языковая картина мира. 89
    14.1. Исторические типы науки (классический, современный). 92
    14.2. Интерпретация в социально-гуманитарных науках. 97
    15.1.Становление социально-гуманитарных наук. 99
    15.2.Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках. 103
    16.1. Методы и формы эмпирического познания. 104
    16.2. Коммуникативность в науках об обществе и культуре. 108
    17.1. Методы теоретического познания. 111
    17.2. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. 116
    18.1.Научная карта мира, ее функции и исторические формы. 120
    18.2. Разделение социально-гуманитарных наук и её историческая динамика 124
    19.1. Научная теория: сущность, структура, способы построения и интерпретации. 128
    19.2. Научные конвенции и моральная ответственность ученого. 129
    20.1. Философско-мировоззренческие основания науки. 132
    21.1. Сциентизм и антисциентизм. 133
    21.2. Наука как социальный институт. 136
    22.1. Механизмы порождения научного знания. 140
    22.2. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. 141
    23.1. Научная революция, ее типология 143
    23.2. Наука и паранаука. 150
    24.1. Этические проблемы науки в конце ХХ столетия. 152
    24.2. Типы научной рациональности 156
  • Контрольная работа:

    Неклассическая европейская философия. Вариант 55.

    14 страниц(ы) 

    Введение….
    1. Восприятие мира как целостной закономерной системы.….….
    2. Многообразие философских школ, направлений и концепций (иррационализм, философия жизни, позитивизм, прагматизм, фрейдизм и др.)….….
    Заключение….
    Список литературы….…
  • Тест:

    Основы философии

    5 страниц(ы) 

    I раздел
    1. С греческого языка слово «философия» переводится как:
    А) любовь к истине
    Б) любовь к мудрости
    В) учение о мире
    Г) божественная мудрость
    2. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
    А) философия осуществляет рефлексию современной ей культуры
    Б) философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя
    В) философия способствует улучшению характеров людей
    Г) философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
    3. Мировоззрение – это:
    А) совокупность знаний, которыми обладает человек
    Б) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
    В) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе
    Г) система адекватных предпочтений зрелой личности
    4. Основным принципом античной философии был:
    А) космоцентризм
    Б) теоцентризм
    В) антропоцентризм
    Г) сциентизм
    5. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
    А) Пифагору
    Б) Сократу
    В) Платону
    Г) Аристотелю
    6. Характерной чертой средневековой философии является:
    А) космоцентризм
    Б) антропоцентризм
    В) теоцентризм
    Г) скептицизм
    7. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
    А) теология
    Б) монадология
    В) антропоцентризм
    Г) феноменология
    8. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
    А) Возрождение
    Б) Новое время
    В) Средние века
    Г) Просвещение
    9. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
    А) человек
    Б) Бог
    В) природа
    Г) космос
    10. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:
    А) индивидуализм
    Б) коллективизм
    В) иррационализм
    Г) теоцентризм
    11. Основное утверждение эмпиризма:
    А) Высший вид познания – интуиция
    Б) Всё знание человека основывается на опыте
    В) Мир в принципе не познаваем
    Г) Всё подвергать сомнению
    12. Концепция общественного договора Т. Гоббса:
    А) люди в силу естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию
    Б) люди от рождения обладают основными правами
    В) углубленное познание человеческой природы, выявление жизненных проблем и возможностей человека
    Г) защита прав каждого человека
    13. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта:
    А) «Метафизика»
    Б) «Наука логики»
    В) «Критика практического разума»
    Г) «Красота в природе»
    14. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:
    А) софистика
    Б) диалектика
    В) онтология
    Г) гносеология
    15. Направление современной философии, являющееся материалистическим
    А) Неотомизм
    Б) Марксизм
    В) Экзистенциализм
    Г) Феноменология
    16. В марксизме сущностью общества является:
    А) Классовая борьба
    Б) Материальное производство
    В) Частная собственность
    Г) Производственные отношения
    17. Углубленное познание человеческой природы, выявление жизненных проблем и возможностей человека изучает:
    А) Антропология
    Б) Марксистская философия
    В) Экзистенциализм
    Г) Русский космизм
    18. Согласно, какому философскому течению XX века, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела:
    А) Неотомизм
    Б) Марксизм
    В) Экзистенциализм
    Г) Персонализм
    19. Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия:
    А) плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений
    Б) ярко выраженный религиозный характер
    В) реалистический подход к действительности
    Г) в разумном использовании природы
    20. Кто создал учения о ноосфере:
    А) В.И. Вернадский
    Б) К. Э. Циолковский
    В) Н.Ф.Федоров
    Г) Л.В.Шестов
    II раздел
    21. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого:
    А) Субстанция
    Б) Сознание
    В) Интенция
    Г) Атрибут
    22. Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи:
    А) Материя вечна, несотворенная и неуничтожимая
    Б) Материя тождественна веществу
    В) Материя создана Богом
    Г) Материя в своей основе состоит из идеальных форм
    23. Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи:
    А) Структурность
    Б) Движение
    В) Отражение
    Г) Стабильность
    24. Кому принадлежит данное высказывание, что человек (свободный, а не раб) есть общественное животное:
    А) Платон
    Б) Аристотель
    В) Сократ
    Г) Гегель
    25. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания:
    А) Эстетика
    Б) Этика
    В) Онтология
    Г) Гносеология
    26. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает:
    А) Скептицизм
    Б) Атеизм
    В) Рационализм
    Г) Эмпиризм
    27.Основатель социологии как позитивной науки:
    А) М. Вебер
    Б) О. Конт
    В) К. Маркс
    Г) Г. Гегель
    28. Постепенные изменения в обществе и природе:
    А) Революция
    Б) Стагнация
    В) Инфляция
    Г) Эволюция
    29. Движение по направлению от более совершенного, к менее совершенному:
    А) Прогресс
    Б) Регресс
    В) Революция
    Г) Стагнация
    30. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени
    А) Революция
    Б) Реформа
    В) Движение
    Г) Эволюция
    31. Онтология – это:
    А) учение о всеобщей обусловленности явлений
    Б) учение о сущности и природе науки
    В) учение о бытии, о его фундаментальных принципах
    Г) учение о правильных формах мышления
    32. Интерес – это:
    А) Конкретизированная, осознанная потребность
    Б) Потребность в материальных благах
    В) Потребность в духовных ценностях и информации
    Г) Неосознаваемое желание, стремление
    33. Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений:
    А) Общественное сознание
    Б) Общественное бытие
    В) Общественная психология
    Г) Общественная идеология
    34. Интерес к живописи является конкретизацией
    А) Эстетической потребности
    Б) Нравственной потребности
    В) Религиозной потребности
    Г) Познавательной потребности
    35. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»:
    А) Техника
    Б) Цивилизация
    В) Практика
    Г) Культура
    36. Этика – это:
    А) учение о развитии
    Б) учение о бытии
    В) теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
    Г) учение о морали и нравственных ценностях
    37. Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем:
    А) Локальных
    Б) Национальных
    В) Глобальных
    Г) Народных
    38. Глобальные проблемы – это:
    А) Проблемы, решение которых еще не найдено наукой
    Б) Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества
    В) Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам
    Г) Экологические проблемы
    39. Формами прогресса не являются:
    А) Реформа
    Б) Революция
    В) Модернизация
    Г) Стагнация

    40. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью воли, авторитета, права, насилия характеризует понятие:
    А) Революция
    Б) Система
    В) Власть
    Г) Реформа

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Власть и лидерство в организационной культуре

    35 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретическая часть. Власть и лидерство в организационной культуре фирмы 5
    1.1 Роль лидера в формировании организационной культуры фирмы 5
    1.2 Мировоззрение лидера (его личная вера, ценности и стиль) как основа организационной культуры 10
    1.3 Влияние организационной культуры на тип власти. Власть традиционная, харизматическая, бюрократическая (по М. Веберу) 14
    1.3.1 Влияние организационной культуры на тип власти 14
    1.3.2 Власть традиционная, харизматическая, бюрократическая (по М. Веберу) 16
    2 Практическая часть. Исследование организационной культуры ОАО «ТРАНСНЕФТЬ» 21
    2.1 Краткая характеристика ОАО «ТрансНефть» 21
    2.2 Структура организационной культуры ОАО «ТрансНефть» 23
    2.3 Содержание организационной культуры ОАО «ТрансНефть» 25
    2.4 Направления развития организационной культуры ОАО «ТрансНефть» 26
    2.4.1 Управление организационной культурой ОАО «ТрансНефть». Осуществление изменений 27
    2.4.2 Рекомендации по изменению организационной структуры ОАО «ТрансНефть» 29
    Заключение 32
    Список использованной литературы 35
  • Реферат:

    Сознание как высшая форма отражения действительности.

    17 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Проблема сознания в истории философской мысли 4
    2. Сознание как форма головного мозга 6
    3. Сознание и самосознание 9
    4. Сознание и компьютер 12
    Заключение 15
    Глоссарий 16
    Список использованных источников 17
  • Реферат:

    Становление и развитие советской психологии

    10 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Развитие психологии после революции 1917 года 4
    2 Советская психология в 20-30-е годы 6
    Заключение 8
    Список использованной литературы 10
  • Реферат:

    Политическое учение В.И. Ленина.

    23 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Краткая характеристика биографии В. И. Ленина 5
    2 Политическое учение В.И. Ленина 16
    Заключение 22
    Список литературы 23
  • Контрольная работа:

    5 вариант, 9 задач.

    13 страниц(ы) 

    Задание 1. 3
    Задание 2. 4
    Задание 3. 5
    Задание 4. 6
    Задание 5. 7
    Задание 6. 8
    Задание 7. 9
    Задание 8. 10
    Задание 9. 11
    Список литературы 13
  • Реферат:

    Здоровый образ жизни.

    26 страниц(ы) 


    Введение 3
    1 Основа здорового образа жизни здоровое питание 4
    1.1 Белки 4
    1.2 Жиры 8
    2 Основы физического воспитания 13
    2.1 Физическое воспитание 13
    2.2 Формирование физической подготовки 14
    3 Физическое развитие 15
    3.1 Структура занятий физическими упражнениями. 19
    3.2 Комплексные домашние упражнения и на рабочем мести 21
    Заключение 25
    Библиографический список 26
  • Реферат:

    Понятие юридического факта.

    15 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Понятие юридического факта 5
    2 Функции юридических фактов 8
    3 Классификация юридических фактов 10
    Заключение 14
    Список использованной литературы 15
  • Реферат:

    Эпоха просвещения, идеи и люди.

    26 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 2
    «ГАЛАНТНЫЙ ВЕК» ИЛИ «ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ»? 4
    Культура XVIII века 4
    Что такое просвещение? 7
    Наука и люди 11
    Своеобразие культур 19
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
  • Курсовая работа:

    Критерии качества школьного образования по химии в свете компетентностного подхода.

    38 страниц(ы) 

    Введение….2
    Глава 1. Теоретико-методические основы создания системы оценки
    качества школьного образования по химии…3
    1.1 Понятие о качестве образования. Государственный
    стандарт общего образования….3
    1.2 Критерии качества образования. Понятие о государственном стандарте общего образования….8
    Глава 2. Разработка и реализация условий повышения качества школьного образования по химии в 8-ом классе….14
    2.1 Оценка (диагностика) сформированности компетенций у учащихся 8-х классов….….….14
    2.2 Формы и методы развития компетенций у учащихся
    8-х классов…28
    Заключение…37
    Список использованных источников….38
  • Реферат:

    Фондовый рынок как составная часть финансового рынка.

    21 страниц(ы) 


    Введение….3
    1. Понятие финансового рынка….4
    2. Первичный фондовый рынок….8
    3. Понятие фондового рынка России…13
    4. Интернет технологии работы на фондовом рынке США….18
    Заключение….20
    Список использованной литературы….…21