СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Роль музыки в духовном оздоровлении личности - Дипломная работа №32787

«Роль музыки в духовном оздоровлении личности» - Дипломная работа

  • 51 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение…3

Глава 1. Теоретические основы роли музыки в формировании духовного здоровья личности

1.1. Исторический обзор применения музыкального искусства в духовном оздоровлении личности…10

1.2. Анализ подходов к определению понятия «духовное здоровье» личности….25

Глава 2. Педагогические основы использования музыки в духовном оздоровлении личности

2.1 Содержание, формы и методы духовного оздоровления личности на уроках музыки….32

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты…38

Заключение….47

Список литературы….49

Приложение


Введение

Актуальность исследования.

В условиях духовной нестабильности и неопределённости, глубинных структурных изменений в России в настоящее время большая часть населения характеризуется дефицитом духовности, утратой идеалов и смысла жизни, потерей веры в добро и справедливость. Идёт переоценка ценностей, освобождение от многих прошлых установок и ориентиров. Глубокий нравственный кризис, охвативший все социальные группы общества, особенно болезненно сказывается на молодом поколении, в среде которой быстрыми темпами распространяются жёсткость, насилие и бездуховность.

В ряду многих парадоксов духовной жизни нынешнего общества необходимо отметить следующие особенности социально-этического характера:

• широкое приобщение к массовому популярному искусству, которое в доступной форме влияет на самосознание, с одной стороны, а с другой – его очень низкий музыкальный вкус;

• непрерывный рост негативных факторов (преступность, алкоголизм, наркомания) в сознании и поведении молодых людей и, вместе с тем высокая потребность найти духовный выход и опору, которая во многом связана с обращённостью к искусству, и прежде всего, к музыкальному искусству.

Происходит резкий спад интереса молодых людей к высокому искусству – музыки, театру, живописи, литературе. Дети, подростки перестали читать художественные книги. Существует реальная угроза глубокой духовной, нравственной деформации и деградации молодых поколений, утеря их как ответственных граждан общества. И в этом плане музыка может влить гармонию, ведь общение с прекрасным, облагораживает, делает личность духовно богаче.

Гармония в теле, духе, разуме выступала целью воспитания еще в древней Греции как идея калогатии . Но негативные реакции, эмоции, стрессы, вызывают диссонанс в нашем организме. Мы не можем воспринимать на слух долго диссонирующие аккорды – возникает естественное желание их разрешить. Так и в жизни – если человек не может справиться со стрессом, нарушается гармония в его организме, рушится его здоровье, в первую очередь - духовное.

«Приобщение к музыке - это воспитание внутренней гармонии». Едва ли можно лучше описать значение музыки для человека, чем этими словами Конфуция (551 – 479 до н.э.), так как гуманность не предполагает ничего, кроме гармоничного развития всех интеллектуальных и эстетических качеств, придающих человеку характер человечности, то в этом смысле можно было бы и сказать: «Приобщение к музыке – это воспитание гуманизма». И действительно, среди всех искусств музыка, точно так же, как и религиозная вера, благодаря соединению всех фундаментальных этических, моральных и эстетических ценностей, способна создать гармонию, как выражение внутреннего состояния души, необходимого для облагораживания человека.

Музыка была предметом изучения многих древних философов, разработавших широко известное учение о музыкальном эпосе (Пифагор, Платон, Аристотель, Квинтилиан, Аристоксен и др.), сменившееся впоследствии теорией аффектов (Д.Царлино, В.Галилей, Р.Декарт, Ф.В. Маргпург и др.), эстетикой чувства (А.В. Амброс и др.), музыкальной герменевтикой (Г.Кречмар, Л.Мейер, Д.Кук и др.)

Просветительские идеи музыкального воспитания развивали в своих трудах представители педагогики прошлых столетий (Я.А. Коменский, Ж-Ж.

Руссо, С.Г. Шацкий, С.И. Танеев и др.) и систем музыкального воспитания (Э.Жак Далькроз, К.Орф, З.Кодаи, Б.Барток, Д.Б. Кабалевский и др.).

Проблема преодоления кризиса духовной жизни и формирования здоровья молодого поколения состоит в поиске ответов на такой вопрос как - каковы условия и факторы, влияющие на духовное здоровье личности в образовательном процессе.

Решение обозначенной проблемы возможно при условии координированной и согласованной работы не только всех участников образовательного процесса, но и всего общества в целом. В своем исследовании мы попытались рассмотреть возможность решения этой проблемы средствами музыки, музыкального и отчасти, изобразительного искусства, что соответствует сфере наших интересов.

Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Роль музыки в духовном оздоровлении личности».

Цель исследования – выявить и определить положительное влияние музыкального искусства на духовное здоровье и развитие личности.

Объект исследования – духовное здоровье личности в образовательном процессе общеобразовательной школы и детской школы искусств.

Предмет исследования – влияние музыки на духовное здоровье личности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую литературу по проблеме духовного оздоровления личности.

2. На основе изучения литературы по проблеме раскрыть понятие «духовное здоровье личности».

3. Проанализировать учебные планы школы и школы искусств с целью определения влияния предметов эстетического цикла на духовное здоровье личности.

4. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования духовного здоровья личности.

5. Обобщить педагогический опыт работы учителя музыки общеобразовательной школы Ермолаева Г.Д. по внедрению збдоровьесберегающих технологий на уроках музыки.

6. Разработать рекомендации по духовному оздоровлению личности в образовательном процессе средствами музыкального искусства.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что образовательный процесс будет оказывать положительное влияние на духовное здоровье личности обучающихся, если в содержание образования будут включены предметы художественно-эстетического цикла.

Методологической основой исследования явились: философско-эстетические идеи Пифагора, Аристотеля, Платона, Демокрита о человеке, как высшей ценности общества и субъекта общественного развития, положения о культуре как источнике формирования гармоничного общества, теоретические положения З.Кодая, Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина и других в современной музыкальной педагогике и психологии в системе общего образования, идеи духовности, нравственности в системе образования и воспитания.

Решение поставленной проблемы осуществлялось комплексом взаимосвязанных методов исследования:

1. изучение и теоретический анализ процесса формирования духовного

здоровья личности в системе наук;

2. целенаправленное наблюдение и анализ деятельности учащихся в

урочной и внеурочной системе музыкального образования школьников;

3. экспериментальная апробация идей педагогики в процессе

формирования духовного здоровья личности школьника в современной системе музыкального образования;

4. анкетирование и беседа с учащимися, учителями школы;

5. методы математической обработки полученных результатов

исследования.

Работа над данной проблемой осуществлялась по определенным этапам. В 2008-2009 г.г. проводилось исследование проблемы управления эмоциональным состоянием школьников, выявление уровня тревожности учащихся, для решения которой изучалась соответствующая психолого-педагогическая литература, были проведены опросы.

В 2009-2010 г.г. была уточнена и конкретизирована тема дипломного исследования, продолжена работа по изучению и анализу литературы и научных исследований, соответствующих сфере наших интересов. На этом же этапе был определён и сформулирован понятийный аппарат исследования, выявлена рабочая гипотеза и проведён констатирующий эксперимент.

На третьем этапе осуществлялось теоретическое и экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы.

На четвертом этапе происходил анализ и интерпретация полученных результатов, оформление самой дипломной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

• уточнении понятия «духовное здоровье личности»,

• определении теоретической основы и психолого-педагогических условий формирования духовного здоровья личности средствами музыки,

• обосновании и экспериментальном подтверждении педагогических условий благоприятного психологического состояния личности.

Практическая значимость заключается:

• в описании практического опыта формирования духовно здорового

человека в условиях образовательного процесса общеобразовательной школы и детской школы искусств,

• возможности применении материала исследования во время

проведений лекций, семинаров для студентов и преподавателей музыкально-педагогических заведений, курсов повышения квалификации учителей.

Дипломная работа выполнена на стыке многих смежных наук, что придает комплексный характер исследованию, доказывает значимость анализируемой проблемы. Материалы работы могут быть использованы при проведении таких дисциплин как Педагогика, Психология, Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста, История музыкальной педагогики, Музыкальная психология, История музыки.

Организация исследования. Исследованием были охвачены учащиеся 8 класса и учителя Базлыкской СОШ им.К.Иванова (40 человек), учащиеся Детской школы искусств с. Бижбуляк (39 человек)

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Во введении обоснована актуальность проблемы, определена тема, сформулирован объект и предмет исследования, выдвинуты цель, задачи, гипотеза исследования, определены этапы работы, показана теоретическая и практическая значимость дипломной работы.

В первой главе представлен краткий исторический обзор применения музыкального искусства в лечении и духовном оздоровлении человека, проанализированы подходы к определению духовного здоровья личности.

Во второй главе представлен анализ педагогического опыта работы учителя музыки Ермолаева Г.Д., описан эксперимент и его результаты.

В заключении подведены выводы по всей работе.

В приложении графики, конспекты занятий, проведенных на классных часах, рекомендации по прослушиванию музыки в пренатальный период.


Выдержка из текста работы

Глава 1. Теоретические основы роли музыки в формировании духовного здоровья личности.

1.1 . Исторический обзор применения музыкального искусства в духовном оздоровлении личности.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в оформлении духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на кифаре, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.

Использование музыкального искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (VI в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Внимательное, вдумчивое и пытливое проникновение в звуки музыки и в звуки окружающего мира когда-то помогало Пифагору сделать то удивительное открытие, с которого начались современная музыкальная теория и гармония. Вот как повествует об этом историческом эпизоде средневековый монах, теоретик и историк музыки Гвидо из Ареццо: «Некогда великий философ Пифагор, случайно идя своей дорогой, подошел к кузнице, где как раз ковали пятью молотками по одной наковальне. Сначала он подумал, что сила звука и благозвучие лежат в разнице рук, и попросил кузнецов обменяться молотками, однако и после каждый молоток производил свой звук. Поэтому он, исключив неблагозвучный молоток, взвесил остальные. Удивительным образом по божьему соизволению оказалось, что соотношение веса молотков было 2, 9, 8 и 16. Поэтому он убедился, что наука музыки состоит в соотношении и сравнении чисел». [1, 35]

Древнегреческий философ Платон, один из величайших мужей прошлого, говоря о значении музыки в жизни общества, считал, что ритмы и лады музыки, достигая глубин души и воздействуя на мысль, делают ее своеобразной людям. По мнению Платона, для государства не существует худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки «стыдливой и скромной». «Лучшая охрана государства, - писал Платон, - музыка наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная, простая, мужественная…»

Каждое новое поколение людей стремится внести свой вклад в понимании того, что значит музыка в жизни человека. Ведь музыка, как сказал автор «Песни о Гайавате» Лонгфелло, является «универсальным языком человечества»… Но попытаемся взглянуть на то, что могут дать знания музыкой в чисто практическом плане.

Известно, что занятия музыкой развивают слух. На первый взгляд может показаться, что практической пользы от этого нет. Однако вспомним, например, тех, кто начинает изучать иностранные языки. Интонации разговорного языка имеют общую природу с музыкальными интонациями, и люди, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного успешнее тех, у кого музыкальный слух по каким-либо причинам оказался не развит.

Занятия пением влияют на интонационное богатство речи, её выразительность, тонкость и точность в передаче соответствующих настроений. Прислушайтесь, как говорят актёры и певцы с хорошо поставленными голосами, обученные искусству интонирования. Их речь отличается богатством голосовых модуляций и переходов, фразы звучат убедительно и точно.

Пение в хоре, как и игра в оркестре или ансамбле развивают такое ценное свойство характера, как чувство товарищества и коллективизма. Каждый участник музыкального коллектива должен уметь постоянно соразмерять свои собственные действия с действиями коллег. Без развитого чувства исполнительской дисциплины, чувства ответственности за всё, что делается в оркестре, в хоре, трудно достигнуть и сыгранности, и силы художественного воздействия на слушателя.

Целительное воздействие звучание определённых музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н.э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. А, по мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой.

Итальянский музыкальный теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517-1590) описывает, как Сенркрад звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии.

Врач Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Гомер в «Одиссеи» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.

В трактате римского государственного деятеля и философа Боэция (480-524) «Наставления к музыке» повествуется, что музыканты «Терпандр и Арион из Метимны» посредством пения избавил жителей Лесбоса и ионян от тяжёлых болезней. А Исмений Фиванский избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли.

Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают её сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такое очищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства – следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества.

В Древнем Китае, как и в Греции, музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки.

Отечественный музыкотерапевт, искусствовед, врач и музыкант С. В. Шушарджан, раскрывая исторический аспект использования музыкотерапии, отмечает: «Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни, частью философской, космологической и религиозной картины мира китайцев на протяжении нескольких тысячелетий, одинаково – порывом души и продуктом ума». [33].

Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезёнка, лёгкие, печень, сердце, почки). Древнекитайская философия и медицина разделяет всё происходящее и существующее в мироздании на две Категории – психическую энергию «Янь» и «Инь» (мужскую и женскую). Эта энергия движется в теле по определённым проходам – меридианам, связанным между собой. Каждый меридиан связан ещё с одним из внутренних органов человека. Лечение душевных и физических расстройств осуществлялось посредством воздействия определённых тонов, звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и связанные с ними области тела.

Особенностью китайской медицины является соматопсихический подход, согласно которому каждому органу соответствует своя психическая эмоция. Так, печени соответствует эмоция – гнев. При гиперфункции (избытки) проявляется упрямство, агрессия, гнев, при гипофункции (недостатки) – боязливость, страх, депрессия. Принцип пяти тонов согласуется с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, с загадочными законами природы, с частями света и континентами, с тем, что у человека пять плотных органов и он пятью чувствами.

По мнению древних китайцев, музыка благодаря действию этих законов, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя таким образом на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идеи единства Вселенной и закона ритма, оказывала влияние на духовную сущность человека.

Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звёзд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи – всё это открывает для видящего музыку природы. Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

Музыковеды полагают, что сначала человек выражал свои мысли и чувства низкими и высокими, короткими и продолжительными звуками. Глубина его тембра говорила о силе и мощи, а высота тона проявляла любовь и мудрость. Человек передавал эмоциональные различные состояния с помощью многообразия музыкальных звуков. Это постепенно превратило музыку в особый язык, с помощью которого выражаются различные человеческие состояния. Индийская философия считает, что даже самый простой язык, слово, речь не могут существовать без музыки, что воздействие музыки зависит не только от мастерства исполнителя. Её эффект на слушателя определятся и уровнем духовного развития музыканта, по этой причине значение музыки различны для каждого человека.

Музыка Индии сохранила до настоящего времени мистицизм тембра и тональности, открытый ещё в древности. Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким. «Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».

В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхание через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.

Индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не способно так вдохновлять личность, как музыка. Любой человек, общаясь с искусством, достигает в той или иной области высокой степени возвышенного «поля мысли».

В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

По мнению немецкого учёного и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в её посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».

По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При нормальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активации физиологических процессов и вызывать активное состояние (например, ария Риголетто "Куртизаны" из оперы Верди). Это в принципе понятно, так как на слушателя оказывают существенное влияние темп, ритм и динамика музыкального произведения.

Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носила преимущественно эмпирический характер.

Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII в., а экспериментальные исследования – к концу XIX в. – началу XX в. Учёные делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты.

В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В.М. Бехтерева в России в 1913 году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в которые вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова, И.М. Сеченова, И.Р.Тарханова, Г.П.Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека; сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывает лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизует его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных учёных легли в основу научного обоснования использования искусства на духовное здоровье.


Заключение

Общение с музыкой, совершенствуя духовную организацию человека, повышает его эмоциональность. А ведь это как сейчас точно доказано психологами, положительно сказывается на творческом потенциале человека. Уместно вспомнить физика Альберта Эйнштейна, который утверждал, что «в научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука требуют однородного мыслительного процесса». Видимо, не случайно великий Галилео Галилей, один из основателей точного естествознания, был сыном музыканта; физик Макс Планк любил музицировать на рояле, а Альберт Эйнштейн хорошо играл на скрипке…

Музыка – частица нашего духовного бытия, она способна пронизывать жизнь общества во всех её измерениях. Буквально во всех! «Сами того не замечая, - говорил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, - в нашей обиходный речи мы используем многие термины, напоминающие нам о музыке: мы говорим о хорошем тоне, о тактичном поведении, о воспитании гармонично развитой личности, о работе, идущей в твердом, хорошем ритме и т.д. Разве это не наглядное свидетельство проникновения музыки в самый широкий быт?»

Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз её услышать. Но может быть, по отношению к музыке более применимо высказывание Сократа, который говорил, что лучше один раз её услышать, чем сто раз увидеть? Если хочешь постигнуть красоту музыки – старайся слушать её как можно больше и чаше. Конечно, каждый слушатель вкладывает в содержание музыки что-то соё. Философ и писатель прошлого века Эмерсон сказал: «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить». Как бы ни был от природы музыкален человек – всё-таки главным условием пониманием музыки будет его жизненный прошлый опыт.

Актуальность дипломной работы заключалась в возможности использования результатов исследования в решении последующих научно-практических задач. Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в обосновании и экспериментальном определении содержания форм и методов формирования духовного здоровья личности средствами музыкального искусства в практике современной школы была достигнута. Проведённое исследование не претендует на решение всего комплекса проблем, которые по своему характеру являются многогранными, сложными и требуют дальнейшего изучения.

Перспективность дальнейшего исследования мы видим в следующем:

• распространение опыта Ермолаева Г.Д. в дальнейшей пропаганде положительного влияния музыки на оздоровление личности;

• разработка методик лечения определённых заболеваний средствами музыкального искусства;

• поиск, разработка методов и приёмов технологий музыкотерапии;

• исследования эффективного влияния музыки на определённую деятельность человека (исследование Г. Лозанова).


Список литературы

1. Алесеев П.В. С.Л.Франк, его философская концепция // С.Л.Франк. Духовные основы общества. – М., 1992.

2. Ардаширова А.Г. Основы культуры и этики учителя. – М.: Просвещение, 1997.

3. Ардаширова Э.Т. Диссертация на соискание учебной степени кондидата пед. наук. Музыкальное искусство в контексте нравственного воспитания будущего учителя. БГПУ. – 2003.

4. Артерапия и артпедагогика средствами музыки. Часть 1. Музыкальная психотерапия. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской. – 2003.

5. Артерапия и артпедагогика средствами музыки. Часть 2. Музыка и ребенок с проблемами в развитии. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской. – 2003.

6. Ассоджоли Р. Самореализация и психологические потрясения // Гроф С. Духовный кризис. – М., 1995. – С. 40-61.

7. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа: БГПУ. – 2003. – 328 с.

8. Бердяев Н.А. Дух и реальность. – Париж. 1937 г.8.Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Ред. – сост. Л.И.Новикова и Н.Н. Сиземская. – М.: Московский психолого-социологический институт: Флинта. – 1999. - 312 с.

9. Берн Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе – для всех, кто интересуется. – Екатеринбург: Изд. Литур. – 2000. – 368 с.

10. Воровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство. – М.: Искусство. – 1975. – 544 с.

11. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Современное слово. –1998. – 480 с.

12. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. – Т. 3. Философия духа. – М.: Мысль. 1977.

13. Гулыча А. Дух и духовность // Диалог. – 1991. – № 17. – С. 18-26.

14. Диагноз профессиональной деятельности. // Народное образование. – 1997. – № 3. – С. 114-118.

15. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль. 1984. – 252 с.

16. Канапацкий А.Я. Мир истинной духовности и система образования./ Изд. БГПУ. – Уфа. 2002. – 188 с.

17. Кодай З. Избранные статьи. – М.: Сов. Композитор. 1982. – 288 с.

18. Кьеп Рудестам. Групповая психотерапия. – СПб., Питер Ком, 1998. – 384 с.

19. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка. 1972. – 383 с.

20. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: Практическое руководство. – М.: Изд. Института психотерапии. 2000. – 256 с.

21. Педагогика. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шлянов Е.Н. –М.: Школа Пресс. 1998. – 512 с.

22. Педагогический словарь. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательсеий центр Академия. 2000. – 176 с.

23. Педагогический энциклопедический словарь, Б.М. Бим – Бад. – М.: Научное издательство Большая российская энциклопедия. – 2002.

24. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: изд. Центр Академия. 1995. – 496 с.

25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: изд. Центр Академия. 2000. – 512 с.

26. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВАЛДОС. 1997. – 384 с.

27. Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е издание под ред. Парыгина Б.Д. СПб., изд. Михайлова В.А. 2000. – 352 с.

28. Профессиональный страх у учителей. // Народное образование,. - 2000.- № 1. - С. 128. 7.Подуловский М.В., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально педагогической деятельности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВАЛДОС. 2001 – 320 с.

29. Рахимкулова Н. Цвет влияет на чувства человека // Неделя. – 2001. - № 15. – С. 21.

30. Смайлс С. Саморазвитие умственное, нравственное и практическое. СПб., изд. Губинского В.И. 1900.

31. Тащева А.И. Энциклопедия психологической помощи. – Ростов на Дону: издательство Феникс. 2000. – 544 с.

32. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М.: Наука. 1991. – 136 с.

33. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: АОЗТ Антидар. 1998 .

34. Энциклопедия практического самопознания: Сост., предисл. и коммент. А.И. Красилы. – М.: Международная педагогическая академия. 1994. – 352 с.

35. Янок В.Ф. Философия гармонии. – СПб. 1993.


Тема: «Роль музыки в духовном оздоровлении личности»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 51
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Использование детской музыки башкирских композиторов в вокально-хоровой работе с младшими школьниками

    85 страниц(ы) 

    Введение….…3
    Глава I . Теоретические основы использования детской музыки башкирских композиторов вокально-хоровой работе с младшими школьниками
    1.1.Значение башкирской музыки в воспитании младших кольников.8
    1.2.Детский певческий голос….…14
    1.3.Особенности вокально-хоровой работы с младшими школьниками….….19
    Выводы по первой главе….….34
    Глава II. Использование детской музыки башкирских композиторов в младших классах
    2.1 Содержание, формы и методы вокально-хоровой работы. …36
    2.2.Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Республики Башкортостан….50
    2.3 Методические рекомендации учителям музыки….…. 74
    Выводы по второй главе….…. .76
    Заключение….….….78
    Список литературы….….….…80
    Приложение… ….84
  • Дипломная работа:

    Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки)

    55 страниц(ы) 

    Введение…. 3
    Глава I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников…8
    1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей… 8
    1.2. Традиции в нравственно-эстетическом воспитании детей средствами национальной музыки (на материале башкирской музыки)….
    Глава II. Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национальной музыки…33
    2.1. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами башкирской музыки в условиях современности…. 33
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты…. 40
    Заключение…
    Список литературы…
    Приложение….
  • Дипломная работа:

    Морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки

    105 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ …3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….7
    1.1. Морально-нравственные качества школьника и их развитие ….…7
    1.2. Урок музыки как форма морально-нравственного воспитания школьника….…25
    Выводы по первой главе….….37
    ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….38
    2.1. Формы и методы морально-нравственного воспитания школьника
    на уроках музыки.….….….….….38
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты ….…49
    Выводы по второй главе….….62
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….64
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….….….66
    ПРИЛОЖЕНИЕ….….71
  • Дипломная работа:

    Использование эстрадной музыки в общеобразовательной школе

    85 страниц(ы) 

    Введение….….
    Глава 1. Теоретические основы изучения эстрадной музыки в общеобразовательной школе….…
    1.1. Музыкальные предпочтения молодежи….…
    1.2. Виды эстрадной музыки….…
    1.3. Организация музыкальной студии в средней общеобразовательной школе …
    Глава 2. Педагогические условия изучения эстрадной музыки в общеобразовательной школе….…
    2.1. Содержание, формы и средства изучения эстрадной музыки на уроках музыки…
    2.2.Опытно-экспериментальная работа изучение музыкальных вкусов студентов.….
    Заключение….
    Список литературы…
  • Реферат:

    Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. Роль мировоззрения в духовной жизни человека и общества.

    21 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Определение понятия «мировоззрение» 4
    2 Сущность мировоззрения 6
    3 Структура мировоззрения 8
    4 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия 11
    5 Роль мировоззрения в духовной жизни человека и общества 16
    Заключение 20
    Список использованных источников 21
  • Дипломная работа:

    Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе

    108 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….….….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.….7
    1.1. Воспитание экологической культуры учащихся как психолого-педагогическая проблема….….7
    1.2. Музыкальные фольклорные традиции: ценностный и педагогический потенциал…17
    1.3. Изучение народной музыки в общеобразовательной школе….20
    Выводы по первой главе….28
    ГЛАВА II. ОПЫТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ….30
    2.1. Педагогические условия воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе.….30
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты …46
    Выводы по второй главе….59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….62
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…64
    ПРИЛОЖЕНИЕ….71

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Задача/Задачи:

    Задачи по химии

    20 страниц(ы) 


    Задание 1. Из школьного курса химии хорошо известно, что близость химических свойств щелочных металлов обусловлена сходством электронного строения их атомов. Поэтому если в какой-нибудь химической реакции в качестве одного из реагентов требуется использовать, например, раствор щёлочи, мы обычно не задумываемся над тем, будет ли это гидроксид натрия или калия. Тем не менее, есть примеры реакций, направление которых существенным образом зависит от того, какой именно катион (натрий или калий) будет входить в состав исходного реагента. Одним из таких примеров является реакция Кольбе–Шмидта, широко используемая в промышленности для синтеза самых разных соединений. Ниже Вашему вниманию предлагается схема получения известного лекарственного препарата (соединение Х) и консерванта (соединение Y).

    Дополнительно известно:
    • Соединение B является неустойчивым промежуточным продуктом;
    • C является ценным растворителем, используется для хранения и транспортировки ацетилена (в 1 л C растворяется до 250 л ацетилена), молекулярная масса C меньше, чем D;
    • Соединения E и F являются изомерами, причём в молекуле E образуется внутримолекулярная водородная связь, а в молекуле F – нет.
    Приведите структурные формулы соединений А–F, Х и Y.
    Задание 2. Азотистая кислота – малоустойчивое соединение, однако её можно генерировать in situ (в реакционной колбе) добавлением сильной кислоты к нитриту натрия или другого щелочного металла. Неустойчивость азотистой кислоты во многом связана с тем, что в условиях её генерации она может протонироваться далее с образованием катиона H2NO2+, который реагирует с нуклеофильными частицами как источник катиона NO+. С другой стороны, именно эта способность является основой использований азотистой кислоты.
    В трёх колбах находились водно-метанольные растворы триметиламина (колба А), диметиламина (колба В) и метиламина (колба С). В каждую добавили раствор нитрита натрия и соляную кислоту. Протекание реакции в одной колбе было видно невооружённым глазом, однако при исследовании её содержимого после окончания реакции никаких продуктов найти не удалось. Анализ содержимого другой колбы после проведения эксперимента показал наличие соединения D, содержащего, по данным элементного анализа, 37,8 % азота. В третьей колбы никаких следов протекания реакции поначалу обнаружено не было. Однако когда анализ повторили через несколько дней, в ней, наряду с исходным субстратом, было найдено некоторое количество соединения D, а также новое соединение Е.
    1. Объясните полученные результаты. Напишите уравнения реакций, протекавших в каждой колбе.
    Не все первичные амины ведут себя одинаково в реакциях с азотистой кислотой. Например, при обработке нитритом натрия и соляной кислотой этилового эфира глицина образуется соединение F, содержащее 42,1 % С.
    Задание 3. Соединения, содержащие связь С=О, чрезвычайно важны как в крупнотоннажной химической промышленности, так и в тонком органическом синтезе, а также играют огромную роль в химии живого. Это обусловлено высокой реакционной способностью карбонильных соединений по отношению к различным нуклеофильным реагентам. Так, при взаимодействии альдегидов и многих кетонов с цианидом натрия или калия образуются так называемые циангидрины. Например, из уксусного альдегида с помощью этой реакции можно получить широкоиспользуемый полимер P и молочную кислоту М:

    1. Напишите структурные формулы соединений А, В и М. Укажите мономерное звено полимера P.
    Однако некоторые альдегиды при действии цианид-иона не образуют циангидрины. Так, при нагревании бензальдегида с NaCN образуется соединение С, содержащее 72,4 % углерода, 5,2 % водорода и 13,8 % кислорода по массе.
    2. Напишите структурную формулу С, учитывая, что при действии на С периодата натрия образуется только исходный бензальдегид, а при обработке 1 г С гидридом натрия выделяется 96,6 мл водорода.
    В 1850 г. Штрекер хотел получить молочную кислоту, проведя вышеупомянутую реакцию уксусного альдегида с цианид-ионом, используя в качестве источника последнего HCN и водный аммиак. Однако после гидролиза первичного продукта он, к своему удивлению, получил не молочную кислоту, а соединение D (C = 40,45 %), хорошо растворимое в воде и играющее важную роль в жизнедеятельности человека.
    3. Напишите структурные формулы частиц, в виде которых соединение D присутствует в водных растворах при pH 0, рН 7 и рН 12.
    Задание 4. Жили-были однажды муж с женой – молодые химики, и был у них сынишка Иванушка. Уехала однажды мама в командировку и оставила молодого папу на хозяйстве. Квартиру убери, поесть приготовь, в магазин сходи, да ещё студентам контрольную приготовить надо. Плачет брошенный Иванушка, надрывается. И тут осенило химика: соски-пустышки сыну не хватает! А из чего пустышки делают? Или из латекса натурального каучука, или из каучука синтетического.
    1. Приведите структурную формулу мономерного звена натурального каучука. 2. Напишите схемы реакций, протекающих при вулканизации ди-трет-бутилпероксидом синтетического бутадиенстирольного каучука. 3. Приведите структуру мономерного звена силиконового каучука, если его брутто-формула (C2H6O3Si)n.
    Изготовили Иванушке пустышку по спецзаказу, а он всё равно плачет. Осмотрел его папаша – ба, а пелёнки-то мокрые! Раз постирал, два постирал – надоело! Надо бы подгузник сынишке сделать. А из чего? 4. Для изготовления впитывающих материалов раньше использовались доступные природные материалы, такие как хлопок или высушенный мох. Из какого полимера построены эти материалы? К какому классу органических веществ он относится?
    Задание 5. Определите, какие два вещества вступили в химические реакции, если в результате их протекания получены следующие продукты (указаны без коэффициентов):
    А) ; Б) ;
    В) ; Г) ;
    Д) .
    Напишите уравнения этих реакций.
    Задание 6. При крекинге предельного углеводорода образовалась смесь двух углеводородов, содержащих одинаковое число атомов углерода. Плотность смеси по водороду равна 28,5.
    1. Установите строение исходного углеводорода и продуктов крекинга.
    2. Напишите уравнения крекинга алкана.
    3. Ответьте на следующие вопросы:
    • С какой целью в промышленности осуществляется крекинг высококипящих нефтяных фракций?
    • Какие виды крекинга осуществляют в промышленности?
    • Какой еще способ переработки нефти применяют в промышленности? Что лежит в основе этого метода?
    Задание 7. При хлорировании алкана получена смесь двух монохлорпроизводных и трех дихлорпроизводных.
    1.Установите возможное строение алкана и назовите его.
    2.Напишите структурные формулы продуктов хлорирования.
    3. Назовите продукты реакции.
    4. Ответьте на следующие вопросы:
    • К какому типу реакций относится реакция хлорирования алканов и в каких условиях проводят эту реакцию?
    • Имеются ли различия в реакционной способности различных СН- связей данного алкана в реакции хлорирования?

    Задание 8. К 1,12 л бесцветного газа (н.у.), полученного из карбида кальция и воды, присоединили хлороводород, образовавшийся при действии концентрированной серной кислоты на 2,93г поваренной соли. Продукт присоединения хлороводорода полимеризовался с образованием 2,2 г полимера. Написать уравнения протекающих реакций.
    1. Какое соединение было получено из карбида кальция?
    2. Какой полимер был получен и какие названия этого полимера вам известны?
    3. Каков выход превращения мономера в полимер (в % от теоретического)?
    4. Какими свойствами обладает и где находит применение данный полимер?
    Задание 9. Органическое стекло представляет собой термопластичный полимер, полученный из метилового эфира метакриловой кислоты – простейшей непредельной карбоновой кислоты с разветвленным скелетом.
    1. Напишите уравнение реакции образования оргстекла.
    2. Дайте название полимера.
    3. Может ли оргстекло использоваться повторно после его термической переработки?
    4. Где используется оргстекло?
    5. Какие свойства оргстекла обуславливают его широкое применение?
    6. В чем отличие свойств оргстекла от свойств силикатного стекла?
    Задание 10. Этиловый эфир n-аминобензойной кислоты применяется в медицине под названием анестезин.
    1. Какими способами можно синтезировать это соединение, исходя из n-нитротолуола?
    2. Обоснуйте последовательность стадий предложенных способов синтеза.
    Дайте названия всех представленных реакций и продуктов этих реакций.
    Задание 11. Сегодня нашу жизнь невозможно представить без пластмассовых изделий и синтетических волокон: корпус ручки, которой Вы сейчас пишете, яркая кофточка на симпатичной девушке, что Вы встретили вчера, жевательная резинка, которую усердно жует сосед слева, клавиатура ноутбука автора этой задачи – все это сделано из высокомолекулярных продуктов крупнотоннажной химической промышленности. Ниже приведена некоторая информация о пяти распространенных синтетических полимерах I V.
    Поли-мер Название или аббревиатура Промышленная схема получения
    I ПВХ
    II ПС
    III ПЭТ, лавсан
    IV, V ?, ?
    1. Приведите структурные формулы промежуточных продуктов А – З, а также структурные формулы элементарных звеньев полимеров I IV (без учета стереоизомеров).
    2. Расшифруйте аббревиатуры названий полимеров I III. От каких слов образовано название "лавсан"? Укажите названия полимеров IV и V. Как называется процесс превращения IV в V под действием серы? Какой из полимеров I IV образовался в результате реакции поликонденсации?
    Задание 12. Рассмотрите цепочку превращений:
    1) А = Б + В
    2) Б + С2Н5Cl = Г
    3) Г + С2Н5Cl = Д + А
    4) Б + TiCl4 = А + Е
    5) Б + С4Н8Cl2 = А + Ж
    6) Б + N2O4 = И + NO
    1. Расшифруйте вещества А – И, если известно, что вещество А придает
    горький вкус морской воде, Б, В, и Е являются простыми веществами. Реакции 1 и 4 проходят при высокой температуре. Реакция 1 идет под действием постоянного электрического тока. Реакцию 2 проводят в диэтиловом эфире.
    1. Напишите уравнения реакций 1 – 6.
    Что может представлять собой вещество Ж? Назовите его.
    Задание 13. При исследовании присоединения бромистого водорода к соединению А (в соотношении 1 : 1) образуются 2 изомерных продукта В и С, содержащих 79,2% брома, а также углерод и водород, причем В содержит асимметрический атом углерода, а С имеет в спектре ПМР два сигнала от двух типов протонов. Реакция была исследована различными группами ученых, которые получили разное соотношение продуктов. Обнаружено, что в присутствии гидрохинона (1,4-дигидроксибензола) образуется преимущественно изомер В.
    1. Установите структуру соединений А, В, С. Объясните однозначность вашего
    выбора.
    2. Объясните, почему различными группами ученых были получены разные
    результаты. Какие условия необходимо соблюдать в данной реакции для преимущественного получения С ?
  • Контрольная работа:

    Манипулятивное поведение в межличностном общении: способы выхода из мунипулятивной игры

    40 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ. 3
    Проблема манипуляций как объект исследования в психологической науке. 4
    Манипуляция в системе человеческих отношений. 8
    Специфика манипуляций в межличностном общении. 11
    Общая характеристика межличностных манипулятивных игр. 17
    Как вылезти из паутины манипулятора? . 29
    Вывод. 34
    Литература. 36
  • Отчет по практике:

    Учебная практика по родному языку и литературе

    34 страниц(ы) 

    КЕРЕШ 3
    БЕРЕНЧЕ БҮЛЕК 6
    1.1 Сөйләм теле культурасы 6
    1.2 Сөйләм культурасына өйрәтү нигезләре 9
    ИКЕНЧЕ БҮЛЕК 11
    2.1 Әдәбият дәресләрендә сөйләм культурасын үстерү 11
    2.2 Әдәби әсәр аша сөйләм культурасын үстерү 19
    ЙОМГАК 23
    КУЛЛАНЫЛГАН ӘДӘБИЯТ 25
  • ВКР:

    Татар телендә кисәкчәләр (лексик-семантик һәм грамматик анализ)

    47 страниц(ы) 

    Төп өлеш
    1 нче бүлек. Кисәкчәләрнең лексик-семантик төркемчәләре
    1. Кисәкчәләрне өйрәнүнең кыскача тарихы
    2. Кисәкчәләрнең лексик составы
    3. Кисәкчәләрнең лексик-семантик төркемчәләре
    2 нче бүлек. Кисәкчәләрнең грамматик билгеләре
    1. Кисәкчәләрнең грамматик билгеләре
    2. Кисәкчәләрнең башка сүз төркемнәренә мөнәсәбәте
    3. Кисәкчәләрнең төзелеше буенча төрләре
    4. Кисәкчәләрнең ясалышы
    3 нче бүлек. Мәктәптә кисәкчә сүз төркемен өйрәнү
    1. Мәктәптә “Кисәкчәләр” темасын өйрәнүнең үзенчәлекләре
    2. Кисәкчәләрнең дөрес язылышы
    Йомгак
    Библиография
  • Дипломная работа:

    Эпистолярное наследие Сергея Есенина: литературоведческий и методический аспекты изучения

    89 страниц(ы) 

    ГЛАВА 1. ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПОЭТА XX ВЕКА С.А. ЕСЕНИНА 7
    1.1. Эпистолярный жанр в русской литературе XX в.: теоретический аспект исследования 7
    1.2. Письма в творческом наследии С.А. Есенина 15
    1.3. Эпистолярий С.А. Есенина: степень изученности вопроса 24
    Выводы по первой главе 30
    ГЛАВА 2. ЭПИСТОЛЯРНОЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.А. ЕСЕНИНА: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ 32
    2.1. Жанр письма-послания в лирике С.А. Есенина 32
    2.2. Эпистолярное и поэтическое творчество С.А. Есенина: поэтика и проблематика 36
    2.3. Методические аспекты изучения творчества С. Есенина в школе 56
    Выводы по второй главе 76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
  • ВКР:

    Анализ лингво-семантических особенностей концепта «труд» на занятиях по английскому языку (на материале английских и русских пословиц и поговорок)

    77 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретические аспекты исследования концепта 1.1 Понятие концепта 6
    1.1.1 Определение термина «концепт» 6
    1.1.2 Признаки, содержание и классификации концептов 13
    1.2 Концепт в когнитивной лингвистике 20
    1.3 Концептосфера языка 26
    1.4 Семантическое пространство языка и концептосфера 29
    Выводы по первой главе 1 34
    Глава II. Анализ лингво-семантических особенностей концепта «труд»
    2.1 Сопоставительный анализ концепта «труд» в английском и русском языках на материале словарей и тезаурусов 36
    2.2 Особенности выражения концепта «труд» в русском языке на материале пословиц и
    поговорок 40
    2.3 Особенности выражения концепта «труд» в английском языке на материале пословиц и
    поговорок 46
    Выводы по второй главе 50
    Глава III. Методика работы по изучению лексических средств актуализации концепта «труд» в средних классах средней школы (на основе пословиц и поговорок) на уроке английского языка
    3.1 Описание проведённого урока 51
    3.2 План-конспект урока 58
    3.3 Выводы по третьей главе 60
    3.4 Заключение 61
    3.5 Список литературы 63
  • Дипломная работа:

    Экологическое воспитание и образование учащихся в структуре парковой деятельности на примере проекта реконструкции парка имени гагарина в городе мелеуз

    71 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6
    1.1. Понятие экологического воспитания 6
    1.2. Проблема экологического воспитания в современном мире 7
    1.3. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста 12
    1.4. Формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста 17
    1.5. Формирование экологической культуры школьников 5-11 классов 21
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 24
    2.1. Природно-климатические условия г. Мелеуз 24
    2.1.1. Географическое месторасположение 24
    2.1.2. Климатические условия 25
    2.1.3. Почва 25
    2.1.4. Экологические условия 26
    2.2. Программа и методика исследования 28
    2.2.1. Выбор и обоснование ландшафтного стиля реконструкции объекта 29
    2.2.2. Составление генерального плана, разбивочной и посадочной схемы 29
    2.3. Описание объекта исследования 31
    2.3.1. Предпроектный анализ территории 32
    2.3.2. Описание существующих насаждений 32
    2.3.3. Дорожки, площадки 33
    2.3.4. МАФ, архитектурные сооружения 34
    2.3.5. Существующий баланс территории сквера 34
    ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 35
    3.1. Поиск и обоснование основной концепции реконструкции парка 35
    3.2. Функциональное зонирование территории. Поставленные задачи и их решение 36
    3.3. Проектирование дорожно-тропиночной сети 36
    3.4. Посадка деревьев и кустарников 37
    3.4.1. Планируемые мероприятия по уходу за существующими и проектируемыми насаждениями 37
    3.4.2. Проектирование ландшафтных групп 38
    3.5. Проектирование цветников 38
    3.6. Реконструкция травяного покрова 38
    3.7. Безопасность и экологичность проекта 39
    3.7.1. Мероприятия по охране окружающей среды 39
    3.7.2. Мероприятия по защите населения и материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях 41
    ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ 46
    4.1. Разработка плана внеурочных занятий с интерактивным методом 49
    4.1.1. Разработка плана внеурочного занятия № 1 49
    4.1.2. Разработка плана внеурочного занятия № 2 53
    4.1.3. Разработка плана внеурочного занятия № 3 59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Дипломная работа:

    Творческий портрет а. тагировой: перспектива изучения в школе

    93 страниц(ы) 

    ИНЕШ…3
    I БҮЛЕК. ӘНИСӘ ТАҺИРОВА ИЖАДЫНЫҢ ЛИРИК АСЫЛЫ….….….7
    1.1. Пейзаж лирикаһы….….….….13
    1.2. Гражданлыҡ лирикаһы….….…18
    1.3. Мөхәббәт лирикаһы….22
    1.4. Әнисә Таһирова – тәржемәсе.….29
    II БҮЛЕК. ӘНИСӘ ТАҺИРОВА ИЖАДЫН МӘКТӘПТӘ ӨЙРӘНЕҮ….42
    2.1. Шағирәнең биографияһын өйрәнеү.42
    2.2. Сонет жанрының теоретик нигеҙҙәре һәм уның башҡорт әҙәбиәтендә тотҡан урынын өйрәнеү….…54
    2.3. Әнисә Таһирова сонеттарын яңы талаптарға ярашлы рәүештә мәктәптә өйрәнеү юлдары.….….66
    ЙОМҒАҠЛАУ….79
    ӘҘӘБИӘТ….….….….84
    ҠУШЫМТА 1….….…90
    ҠУШЫМТА 2….96
  • Дипломная работа:

    Осмысление правового регулирования прав и свобод детей

    71 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….
    ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ….…
    1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ….…
    1.2 РАЗВИТИЕ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ….…
    ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ…
    2.1 ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…
    2.2 РАСШИРЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…
    2.3 ОБЩЕСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К РАСШИРЕНИЮ НОРМ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА…
  • Шпаргалка:

    Вопросы ГАК

    138 страниц(ы) 

    1. Понятие одномерной и многомерной оптимизации. Необходимые и достаточные условия безусловного экстремума. 4
    2. Условный экстремум: Функция Лагранжа, метод множителей Лагранжа. 4
    3. Симплекс-метод. Преобразование симплекс  таблиц на языке Pascal. 5
    4. Двойственные задачи: симметричные и несимметричные. Двойственность в линейном программировании. 6
    5. 5.Основные комбинаторные объекты и числа. 7
    6. 6.Метод производящих функций. Бином Ньютона. Основные тождества с биномиальными коэффициентами. 9
    7. Рекуррентные соотношения. Способы решения рекуррентных соотношений. Числа Фибоначчи. 11
    8. Основные понятия теории графов. Изоморфизм графов. Связные графы. Деревья. Представление графа на ЭВМ(динамические структуры данных, стеки, очереди, двоичные деревья) 14
    9. Теория множеств: множества и операции над множествами, основные проблемы. 18
    10. Алгебра и алгебраические системы. 19
    11. Группы (подгруппы), поля и кольца. 20
    12. Основы теории экспертных систем. Общая характеристика ЭС. Виды ЭС и типы решаемых задач. Структура и режимы использования ЭС. Перспективы развития экспертных систем. 25
    13. Основы теории распознавания образов. Общая постановка проблемы. Детерминированные, вероятностные, логические и структурные методы 33
    14. Основы нейросетевых технологий. Нейроклетка - разработка формальной модели. Классы нейронных сетей. Методы обучения. 36
    15. Базовые конструкции языка программирования Pascal 39
    16. Основные типы данных языка программирования Pascal и их производные. 41
    17. Описание процедур и функции языка программирования pascal. 43
    18. Delphi – cреда разработки приложений для ОС Windows. Компонентная разработка приложений в среде Delphi. 45
    19. Разработка мультимедийных приложений в среде Delphi. 48
    20. Архитектура ЭВМ. Классическая архитектура ЭВМ и принцип Фон Неймана 49
    21. Язык программирования Ассемблер. Базовые элементы. Основные операции над регистрами 52
    22. Аппаратные и программные прерывания. Адресное пространство и смещение. 61
    23. Аппаратные и программные средства обработки информации 62
    24. Понятие об информационных технологиях, принципы организации. Основные задачи системного программирования. 63
    25. Информационная емкость. Формула информационной емкости 65
    26. Понятие о системах программирования, ее основные функции и компоненты. 66
    27. Прикладные инструментальные пакеты для решения математических задач. Обзор пакетов символьных вычислений, обработки статистической информации и графические пакеты. 71
    28. Алгебра высказываний как модель алгебры Буля, ее аксиоматическое задание. Принцип двойственности и теорема двойственности. 73
    29. Проблема разрешимости (разрешения) для класса однотипных задач. Проблема разрешимости в алгебре высказываний и способы их разрешения. 77
    30. Высказывательные формы (предикаты). Способы их задания. Логические операции над предикатами. 78
    31. Рекурсивные функции, рекурсивные множества. Тезис Черча. Итерация одноместных функций и доказательная база к ней. 83
    32. Система счисления с произвольным основанием. Перевод из одной системы счисления в другую. Операции над числами в системах счисления с произвольным основанием. 86
    33. Основные понятия теории кодирования. Оптимальный код Шеннона-Фано 89
    34. Понятие о компьютерных сетях. Типы сетей. Топология. Классификация 93
    35. Архитектура компьютерных сетей. Семиуровневая модель OSI. Модель TCP/IP 97
    36. Адресация в сети Internet. Понятие сокета, как способ программного доступа к сетевым функциям. 99
    37. Технология «Клиент-Сервер». Одноранговые и распределенные сети 101
    38. Протоколы и службы Internet. 107
    39. Метод простой итерации при решении уравнения с одной переменной 116
    40. Метод трапеций для численного нахождения определенного интеграла: вывод формулы, оценка погрешности, геометрический смысл 118
    41. Методы численного интегрирования дифференциальных уравнений 119
    42. Метод наименьших квадратов 119
    43. Моделирование как метод познания. Понятие «модель». Виды моделирования в естественных и технических науках. Компьютерная модель. Информационные модели. Объекты и их связи. Основные структуры в информационном моделировании. Примеры информационных моделей. Поля, методы и свойства. Абстрактные, виртуальные, динамические и перегружаемые методы. 120
    44. Графическое моделирование. Траектории движения тел и графики функций. Изолинии. Основы трехмерной графики. Преобразования координат. Перенос и повороты в трехмерном пространстве. 126
    45. Понятие математического моделирования. Этапы и цели математического моделирования. Различные подходы к классификации математических моделей. Модели с сосредоточенными и распределенными параметрами. Дескриптивные, оптимизационные, многокритериальные, игровые модели 130
    46. Имитационные модели и системы. Этапы построения имитационной модели. Анализ и оценка адекватности имитационной модели. Примеры имитационных моделей 134
    47. Моделирование стохастических систем. Общие и частные стохастические методы. Моделирование последовательностей независимых и зависимых случайных испытаний. Общий алгоритм моделирования дискретной случайной величины 136