У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Оценка удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг» - Дипломная работа
- 79 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки качества образовательных услуг 7
1.1 Современные подходы к управлению качеством образовательных услуг 7
1.2 Оценка качества освоения основных образовательных программ 13
Глава 2. Управление качеством образовательных услуг 20
2.1 Разработка технологии оценки удовлетворенности качеством образовательных услуг 20
2.2. Организация проведения экспериментальной части работы и анализ результатов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Введение
Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает. Часть образовательных организаций за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, часть – оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции ВУЗа не столько сам учащийся, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу. Следовательно, качественная продукция образовательной организации не образовательная услуга, а сам выпускник. Отправным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника образовательного учреждения как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых необходимо направить образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний студентов. Наряду с этим, необходимо отметить, что основой деятельности образовательной организации является учебный процесс. При этом его нельзя рассматривать в отрыве от прочих видов деятельности: научной, учебно-методической, административно-хозяйственной и т.д. Итак, отметим, что развитие научной базы, теоретического и методологического обоснования подходов к управлению качеством образования, построение системы управления качеством подготовки специалистов в образовательных организациях обеспечат качество обучения и качество образования. Настоящая социально-экономическая ситуация и развитие рыночных взаимоотношений, господствующих во всех сферах жизнедеятельности человека, актуализируют вопрос о необходимости преобразований в управленческой деятельности на уровне самих образовательных организаций, входящих в целостную систему учебных заведений нашей страны.
Оценка качества предоставления услуг является важнейшим элементом системы управления качеством. Она не только позволяет проводить контроль качества обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы. Между тем в области исследования проблем управления качеством еще не решена задача разработки целостной, единой методологии оценки качества обслуживания, которая включала бы в себя все аспекты - начиная с оценки реакции потребителя с помощью анкетирования и кончая налаживанием системы статистического учета и анализа параметров оценки.
В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным, но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере образования. Ни в ФЗ «Об образовании РФ», ни в других нормативных актах официального определения этого термина не содержится. В своей работе под услугой мы понимаем деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [21].
Соотнесение понятий «услуга» и «образование» позволяет нам определить образовательные услуги как услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения.
Таким образом, под образовательными услугами будем подразумевать деятельность образовательных организаций, направленную на достижение гражданами определенного уровня образования (воспитания и обучения).
Под удовлетворенностью образованием в целом можно понимать сумму удовлетворенностей отдельными аспектами образования, как в части образовательных результатов, так и в части образовательного процесса и его условий.
Таким образом, удовлетворенность потребителя образовательных услуг – это, безусловно, показатель качества образования. Потребитель услуги, сравнивая получаемые результаты со своими ожиданиями, выносит суждение об удовлетворенности в случае их соответствия или неудовлетворенности (частичной и т.п.) в противном случае.
В данной выпускной квалификационной работе мы рассматриваем основные показатели качества услуг, методы оценки и особенности обеспечения качества услуг.
Цель исследования – изучение удовлетворённости участников образовательного процесса качеством образовательных услуг; выявление сильных и слабых мест в деятельности образовательного учреждения.
Задачи исследования:
– изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
– определение потребностей и ожиданий потребителей;
– оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, оказываемых университетом. Для каждого исследования выработать критерии оценки, составить анкету и программу ее обработки;
– сопоставить ожидания и фактическую удовлетворенность потребителей.
Объекты исследования — внутренние потребители.
Метод исследования: анкетный опрос.
Анкеты удовлетворенности образовательными услугами разработаны для трех субъектов образовательного процесса: выпускник, руководитель ООП и эксперт. Данный диагностический инструментарий направлен, в первую очередь, на оценку степени удовлетворенности предоставляемыми образовательным учреждением образовательными услугами. В основу проектирования диагностического инструментария положено представление о качестве образования как характеристике системы образования, отражающей степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Разработанные анкеты направлены на внутренний мониторинг.
В анкетировании приняли участие 125 выпускников, 20 руководителей образовательных программ и 20 внешних экспертов, присутствовавших на процедуре защиты (не будучи членами итоговой аттестационной комиссии). Независимость и объективность оценки внешних экспертов обеспечивалась полной закрытостью информации о персоне эксперта для дирекции ООП непосредственно до самой процедуры экспертной оценки.
Базовым учреждением для проведения экспериментальной работы выбрана БГПУ им.М.Акмуллы.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе мы рассматриваем теоретические аспекты управления. Во второй главе анализируем результаты опытно – практической работы.
Выдержка из текста работы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Современные подходы к управлению качеством образовательных услуг
В теории и практике управления качеством образования можно выделить несколько основных подходов:
- научный подход заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций абсолютно для всех позиций, существующих в образовательной организации. При этом, в разных системах управления имеется свой подход;
- процессный, согласно которого управление качеством рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых, также, является процессом. К этим функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль. Процессный подход концептуализирован в стандарте ИСО 9000-1994, и стал применяться на практике с вводом стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основой системы менеджмента качества образовательной организации, в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000, является:
1) ориентация на потребителя;
2) ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;
3) вовлеченность всех сотрудников в решение задач ВУЗа;
4) процессный подход к организации всех видов деятельности;
5) системный подход к управлению;
6) постоянное улучшение качества продукции.
Таким образом, процессная модель управления качеством актуализирована стандартами и ГОСТами, и целеориентирует ВУЗ на удовлетворение потребностей потребителей и рынка труда с помощью управления процессами;
- системный, позволяющий рассматривать образовательную организацию в качестве системы. Применение системного подхода, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы, и предполагает применение следующих принципов:
1) структурности;
2) осуществление целостной совокупности функций управления;
3) иерархической организации управления качеством;
4) взаимосвязи внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы–преемственности.
- ситуационный, подразумевающий разные варианты управления, в зависимости от конкретных ситуаций и условий;
- программно-целевой подход – один из основных методологических подходов в современном менеджменте, предполагающий ясное определение целей, формирование и реализацию программы действий, направленных на достижение этих целей.
Изучению различных подходов к управлению качеством образования уделяет внимание целый ряд исследователей, а именно Э.М. Коротков [2], М.М. Поташник [7], П.И. Третьяков [8], Т.И. Шамова [9] и многие другие.
С.А. Мацкевич [4] выделяет следующие типы научных подходов к качеству образования, которые характеризуют не столько саму научную теорию, сколько определяют поведенческое самоопределение субъекта, отвечающего за качество:
1) Анархический, в его основе лежит убеждение о бесполезности введения стандартов и субъективности определения критериев качества. На наш, данный подход не является научным.
2) Подход управления качеством по результату может быть результативным только в условиях иерархической системы организации. Данный подход возрождает традицию советской педагогики на единообразие, с небольшой коррекцией и осовремениванием самих критериев качества [5].
3) Технологический подход характеризуется наличием ряда целей образования и способов их достижения, и результативен в условиях демократического управления и рынка образовательных услуг. Предполагается, что стандарты и критерии качества должны разрабатываться применительно к конкретной технологии. При реализации данного подхода может возникнуть ситуация, когда каждая образовательная организация будет иметь свой стандарт качества, что определит трудности в проведении инспектирования, лицензирования и аккредитации образовательной организации из-за отсутствия унифицированных стандартов качества.
4) Методологический (рефлексивный) подход предполагает мобильность и реагирование на изменение целей образования и условий их осущесьвления, а также, удержание ценностных и прагматичных рамок. Он не исключает стандартизацию и унификацию как способ упорядочения деятельности. Однако приоритетным является не сама технология, а сохранение принципов гуманизации, гуманитаризации, демократизации образования. То есть, критерии качества отрабатываются, исходя из аксиологии и культуры, а не их средств и результатов образования. Здесь может «сработать» в условиях демократического управления образованием для элитарных педагогик [3].
Таким образом, развитие управления качеством образования на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. Управление качеством образования, возникшее в ответ на объективную потребность человечества в получении высококачественного образования, ориентируется в наши дни на достаточное качество жизни. Управление, обеспечение и улучшение качества, рассматриваемые как стратегия развития производительных сил и производственных отношений, ориентированные не только на выживание, но и на процветание общества, предприятия и человека, неотделимы от общей системы управления. В этой связи, подход, рассматривающий развитие общего управления качеством в образовании, во взаимосвязи с развитием общего менеджмента, на наш взгляд, наиболее удачен.
Выживание образовательной организации в условиях рыночной экономики зависит, прежде всего, от того, имеет ли она свою собственную стратегию, а также от возможности и способности этой организации в последовательной реализации этой стратегии на практике с помощью проведения конкретных мероприятий. Нестабильность и неустойчивость на рынке образовательных услуг, а также увеличивающаяся сложность управления в рыночных условиях, актуализируют для образовательных организаций задачу изучения и внедрения системы управления качеством.
В современных условиях образовательные организации работают в среде повышенной конкурентной борьбы, и те из них, кто будет использовать принципы TQM, получат существенное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована непосредственно на потребителей услуг и те основные факторы, которые они оценивают:
1) понимание потребностей общества и его требований;
2) безопасность;
3) восприимчивость;
4) конкурентоспособность;
5) доступность;
6) вежливость;
7) общение (коммуникация);
8) авторитет;
9) надежность.[1].
В современных условиях качество есть фундаментальная, подлежащая всеобщему изучению область знания, далеко выходящая за пределы простой информации, содержащейся в правовых и нормативно-технических документах, а также, в различного рода руководящих методиках. Качество – это сфера научной организации социально-экономической деятельности общества, сложная сфера исследований для специалистов широкого круга.
Система всеобщего управления качеством (TQM) приобрела прочные позиции на многих процветающих предприятиях, значительно меняя и взгляды в системе образования. TQM предполагает разработку и реализацию долговременной стратегии экономического развития организации, вовлекающей всех его работников в творческую деятельность, которая может и должна обеспечивать удовлетворение интересов, как самой образовательной организации, так и потребителей ее услуг и общества в целом.
Ключевыми проблемами адаптации методологии TQM в сфере образования являются вопросы о выборе содержания и последовательности действий, которые могут дать гарантию качества предоставления образовательной организацией услуг, а также вопрос о выборе способов осуществления такой деятельности.
Модель системы управления качеством можно изобразить в виде трех блоков:
1) подсистема управленческих подходов, используемых для решения определенных задач, ориентированных на качественное изменение какого-либо образовательного фактора;
2) подсистема теоретико-методологических оснований, представленных на уровнях общенаучном, стратегическом, практико-ориентированном, конкретно-научном и факторном;
3) подсистема ценностной сущности компонентов и факторов образования разной природы (духовность, мотивация, компетентность и т.д.).
Создание системы управления качеством требует последовательного решения следующих задач:
- определение и концептуализацию целей в области качества образования;
- выявление требований рынка труда и потенциальных работодателей;
- определение базового комплекса процессов как открытой модели;
- разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих функционирование и развитие образовательного учреждения;
- реализация документального оформления системы менеджмента качества;
- реализация контролирования процессов посредством проведения внутреннего аудита.
Введение системы качества в образовательной организации заключается в ее переходе или переходе ее отдельных подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы качества. На рабочих местах необходимо установить обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках системы качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции, проконтролировать выполнение персоналом документированных процедур.
Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает. Часть образовательных организаций за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, часть – оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции ВУЗа не столько сам учащийся, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу. Следовательно, качественная продукция образовательной организации не образовательная услуга, а сам выпускник. Отправным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника образовательного учреждения как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых необходимо направить образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний студентов. Наряду с этим, необходимо отметить, что основой деятельности образовательной организации является учебный процесс. При этом его нельзя рассматривать в отрыве от прочих видов деятельности: научной, учебно-методической, административно-хозяйственной и т.д. [6]
Итак, отметим, что развитие научной базы, теоретического и методологического обоснования подходов к управлению качеством образования, построение системы управления качеством подготовки специалистов в образовательных организациях обеспечат качество обучения и качество образования. Настоящая социально-экономическая ситуация и развитие рыночных взаимоотношений, господствующих во всех сферах жизнедеятельности человека, актуализируют вопрос о необходимости преобразований в управленческой деятельности на уровне самих образовательных организаций, входящих в целостную систему учебных заведений нашей страны.
Заключение
Деятельность университета по оценке качества образовательных услуг осуществлялась в контексте соответствия требованиям раздела ФГОС «Оценка качества освоения основных образовательных программ».
Удовлетворенность выпускников качеством образовательных услуг показал, что студенты выпускных курсов показали, что их мнение о мотивах получения высшего образования практически не изменилось за время обучения. Однако, отвечая на вопрос «насколько вы удовлетворены выбором вуза и специальности (программы), на которой вы обучались?» только 10% указали, что их выбор был не вполне осознанным, случайным, а на вопрос «Насколько профессия, по которой Вы планируете работать сразу же по окончании вуза, связана с полученной специальностью?» 80 % ответили, что полностью соответствует специальности обучения. Свою предполагаемую востребованность на рынке труда выпускники оценили на 86%.
Оценочные мнения выпускников университета о качестве образовательных услуг приведены в диаграммах и оценочные суждения выпускников относительно условий обучения свидетельствуют о том, что университет имеет хорошую базу для непосредственного обучения и хорошие условия для того, чтобы студенты проявили свои личностные качества.
Качество образовательного процесса выпускники оценили на 4.1 балла. Позитивным является тот факт, что данные исследования демонстрируют характерную для всех факультетов и институтов картину высокой оценки выпускниками качества профессорско-преподавательского состава. Оценка качества результатов обучения свидетельствует об удовлетворенности студентов учебой в университете, и прежде всего функциональным содержанием учебно-образовательного процесса.
Удовлетворенность экспертов знаниями и умениями, представленными во время процедуры итоговой аттестации. 88% опрошенных экспертов отметили, что подготовка выпускников БГПУ им.М.Акмуллы соответствует современному уровню развития производства и требованиям рынка труда. Ответа «не соответствует» не было. Основным недостатком в процессе подготовки специалистов, по мнению экспертов является то, что университет уделяет мало внимания привитию профессиональных умений и практических навыков.
Оценка удовлетворенности руководителей ООП: показатели условий работы в университете и качество организации образовательного процесса оценивались и руководителями ООП и состояние условий работы в университете оценено позитивно. В результате анализа показателей качества организации образовательного процесса выявлены недостатки в организации самостоятельной работы студентов.
Результаты проведенного анкетирования позволили оценить восприятие качества выпускников 2013 года как по категориям участников образовательного процесса, так и по отдельным критериям, определенным федеральным государственным образовательным стандартом, а также по каждому критерию в разрезе основных образовательных программ. Следовательно, по итогам первоочередного выпуска университетом получен весомый материал для корректировки своей работы по образовательным программам последующих лет обучения, с целью повышения качества и эффективности их реализации и с учетом мнения всех участников образовательного процесса. Итоговые оценки свидетельствуют об удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.
Список литературы
1. Бурдакова, И. И. Организующая роль международных стандартов качества ИСО 9001-2001 в высшем образовании / И. И. Бурлакова // Инновации в образовании. – 2009. – № 8. – С. 24-29.
2. Заика, И. Т. Модель оценки качества образовательной программы :[Кубанский гос. аграрный ун-т] / И. Т. Заика // Аккредитация в образовании. – 2009. – № 32. – С. 75-77.
3. Зервас Квентин, Web 2.0. Создание приложений на PHP, // Вильямс, 2009
4. Ильинский, А. Высокие технологии как фактор повышения качества обучения и преподавания / А. Ильинский, Г. Максерат // Высш. образование в России. – 2008. – № 11. – С. 62-68.
5. Канне М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов / Под ред. М.М.Кане. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
6. Капелюк, З. Опыт и проблемы формирования системы менеджмента качеством подготовки специалистов в вузе / З. Капелюк, Л. Струминская, С. Донецкая // Ученый совет.- 2009.- № 2. - С. 54-60.
7. Качалов, В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах. М.: Издат, 2001-128 с. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t:// reos.r* > REOS/giep/giep.nsf.
8. Качество образования : выполнение требований заинтересованных сторон : [Тихоокеанский гос. эконом. ун-т] / Т. И. Елисеева [и др.] // Высш. образование в России. – 2009. – № 6. – С. 60-66.
9. Крутий, И. А. Успешность выпускников и качество их подготовки : [Современная гуманитарная академия] / И. А. Крутий, Н. С. Крутий, А. Д. Якушева // Инновации в образовании. – 2009. – № 8. – С. 31-57.
10. Ленгсторф Джейсон, Pro PHP and jQuery, // Вильямс, 2011
11. Мархвида И.В., Создание WEB-страниц: HTML, CSS, JavaScript // Новое знание,2008
12. Минажева, Г. С. Реализация основополагающего принципа менеджмента качества в вузах: ориентация на потребителя / Г. С. Минажева // Высшее образование сегодня.- 2009.- № 11. - С. 7-11.
13. Мишель Е. Дэвис и Джон А. Филлипс, Изучаем PHP и MySQL, // Символ-Плюс, 2008
14. Моложавенко, В. Л. Стратегия менеджмента качества в университете / В. Л. Моложавенко // Профессиональное образование. Столица.- 2010.- № 2. - С. 34-35.
15. Науменко Д.,PHP и CodeIgniter с Нуля: Создание Динамических Web-Сайтов, 2010
16. Никсон Робин, Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL и JavaScript, // Питер, 2011
17. Пискунова, Е. В. Подготовка педагогов: как оценивать качество: (по итогам совещания заведующих кафедрами педагогики российских университетов) / Е. В. Пискунова // Вестн. Герцен. ун-та. – 2008. – № 5. – С. 27-32.
18. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе Текст. / М.М. Поташник. М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
19. Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой: Методическое пособие Текст. / М.М. Поташник. М.: Педагогическое общество России. - 2011. - 320 с.
20. Тимченко, В. В. Менеджмент качества в российских вузах / В. В. Тимченко // Вестн. Герцен. ун-та. – 2009. – № 3. – С. 37-42Тимченко, В. В. Менеджмент качества в российских вузах / В. В. Тимченко // Вестн. Герцен. ун-та. – 2009. – № 3. – С. 37-42
21. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (pdf, 15.3MB)
22. Шилина, Н. Г. О подготовке магистров педагогики с позиций управления качеством образования / Н. Г. Шилина, О. Г. Смолянинова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 4. – С. 44-47.
23. Шурупова, Р. В. Качество образовательной услуги и профессионализм педагога / Р. В. Шурупова, И. И. Макарова // Высш. образование в России. – 2009. – № 3. – С. 169-171.
24. Ягудина, Л. Р. Модели общественной оценки качества образования на муниципальном уровне / Л. Р. Ягудина // Высш. образование сегодня. – 2009. – № 10. – С. 21-24.
Тема: | «Оценка удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 79 | |
Цена: | 2200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Отчет по практике:
Мониторинг качества дополнительных образовательных услуг на примере ООО «Арсенал Школа Менеджеров
26 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АРСЕНАЛ ШКОЛА МЕНЕДЖЕРОВ» 5
2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ООО «АРСЕНАЛ ШКОЛА МЕНЕДЖЕРОВ» 93.МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ООО «АРСЕНАЛ ШКОЛА МЕНЕДЖЕРОВ» 11РазвернутьСвернуть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
-
Дипломная работа:
85 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛ.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 81.1. ОСОБЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 8РазвернутьСвернуть
1.2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 24
1.3. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 40
ВЫВОДЫ 47
ГЛ.2. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ СЕРВИСА НА ПРИМЕРЕ ООО «АРСЕНАЛ» 51
2.1. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ООО «АРСЕНАЛ» 51
2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ООО «АРСЕНАЛ» 64
ВЫВОДЫ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
-
Курсовая работа:
39 страниц(ы)
Введение 3
1.Теоретические аспекты предоставления платных образовательных услуг в условиях реализации нового закона об образовании 61.1 Классификация образовательных услуг 6РазвернутьСвернуть
1.2 Организация платных дополнительных образовательных услуг образовательного учреждения по новому закону «Об образовании» 11
2. Особенности предоставления платных образовательных услуг в учреждении дополнительного образования на примере МБОУ ДОД НАО «ДЮЦ «Лидер» 18
2.1 Общая характеристика МБОУ ДОД НАО «ДЮЦ «Лидер» 18
2.2. Разработка локальных актов по организации платных дополнительных образовательных услуг в МБОУ ДОД НАО «ДЮЦ «Лидер» 32
Заключение 37
Список литературы 38
-
Дипломная работа:
Организационно-педагогические условия проведения экспертизы в образовательном процессе
90 страниц(ы)
Введение….3
Глава 1. Экспертиза образовательного процесса в ДОУ….5
1.1 Теоретические основы экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения1.2 Нормативно-правовое обоснование педагогической экспертизы и экспертных оценок в образованииРазвернутьСвернуть
1.3 Инновационные формы и методы экспертизы образовательного процесса в ДОУ
Выводы по первой главе
Глава 2. Организационные педагогические условия работы ДОУ № 40
2.1 Краткая характеристика ДОУ детский сад № 40
2.2 Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов.43
2.3 Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательном процессе ДОУ….50
2.4 Карта экспертной оценки программы образования детей старшего дошкольного возраста….59
Заключение….69
Список использованной литературы….71
Приложение А. Модель комплексной оценки качества профессиональной
деятельности педагогических работников ДОУ….73
Приложение Б. Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ…74
Приложение В. «Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения № 40
-
Дипломная работа:
Совершенствование системы управления качеством образовательных услуг
100 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 .Образовательные услуги как объект исследования и управления, понятие качества образования 61.2. Нормативно-правовое обеспечение процесса управления качеством образования 19РазвернутьСвернуть
1.3. Современный российский и зарубежный опыт управления качеством образования 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 34
2.1. Количественная характеристика общеобразовательных учреждений города Москвы 34
2.2. Анализ системы управления образованием в городе Москве 44
Приказ Департамента образования г. Москвы от 18 октября 2002 г. N 836 "Об утверждении положений об окружных управлениях образования" утвердил положения о 10 окружных управлениях образования города Москвы. 50
2.3. Анализ существующей системы лицензирования и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений города Москвы 58
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 72
3.1. Основные проблемы московского механизма обеспечения государственных гарантий качества образования 72
3.2. Предложения по решению основных проблем московской системы обеспечения государственных гарантий качества образования 77
3.3. Оценка эффективности работы системы управления общим образованием города Москвы 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 96
-
Дипломная работа:
Оценка качества образовательных услуг в средних школах города москвы
93 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 .Образовательные услуги как объект исследования и управления, понятие качества образования 61.2. Нормативно-правовое обеспечение процесса управления качеством образования 19РазвернутьСвернуть
1.3. Современный российский и зарубежный опыт управления качеством образования 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 34
2.1. Количественная характеристика общеобразовательных учреждений города Москвы 34
2.2. Анализ системы управления образованием в городе Москве 44
Приказ Департамента образования г. Москвы от 18 октября 2002 г. N 836 "Об утверждении положений об окружных управлениях образования" утвердил положения о 10 окружных управлениях образования города Москвы. 50
2.3. Анализ существующей системы лицензирования и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений города Москвы 58
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 72
3.1. Основные проблемы московского механизма обеспечения государственных гарантий качества образования 72
3.2. Предложения по решению основных проблем московской системы обеспечения государственных гарантий качества образования 77
3.3. Оценка эффективности работы системы управления общим образованием города Москвы 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 96
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Языковые процессы сетевой лексикиСледующая работа
Формирование этнохудожественной культуры будущего учителя




-
ВКР:
Хәзерге татар әдәби телендә ярдәмлек сүз төркемнәре
70 страниц(ы)
ЭЧТӘЛЕК
Кереш.3
1. Хәзерге татар әдәби телендә ярдәмлек
сүз төркемнәре.7
1.1. Теркәгечләр.7
1.2. Бәйлек һәм бәйлек сүзләр.111.3. Кисәкчәләр.14РазвернутьСвернуть
2. Көньяк Урал буе татар халык сөйләшләрендә ярдәмлек
сүз төркемнәре.17
2.1. Урта диалект сөйләшләре.17
2.1.1. Минзәлә сөйләше.18
2.1.2. Бөре сөйләше.22
2.1.3. Златоуст сөйләше.23
2.1.4. Тепекәй сөйләше.24
2.1.5. Учалы сөйләше.26
2.1.6. Бакалы керәшеннәре сөйләше.27
2.1.7. Турбаслы сөйләше.28
2.1.8. Кормантау сөйләше.28
2.2. Мишәр диалект сөйләшләре.29
2.2.1. Стәрлетамак сөйләше.30
2.2.2. Байкыбаш сөйләше.34
3. Урта мәктәптә ярдәмлек сүз төркемнәрен укыту методикасы
һәм күнегү үрнәкләре.36
3.1. Урта мәктәптә ярдәмлек сүз төркемнәрен
укыту методикасы.36
3.2 Урта мәктәптә ярдәмлек сүз төркемнәрен укыту
өчен күнегү үрнәкләре.45
Йомгак.53
Файдаланылган әдәбият исемлеге.55
-
Дипломная работа:
Формирование универсальных умений на уроках математики
64 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 71.1. Универсальные умения: сущность, содержание, характеристика 7РазвернутьСвернуть
1.2. Организационно-педагогические условия формирования универсальных умений на уроках математики 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 28
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формирования универсальных умений обучающихся на уроках математики 28
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Литература 61
-
Дипломная работа:
Развитие интегративных качеств дошкольника в условиях реализации преемственности ФГОС НОО и ФГТ
65 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО И ФГТ1.1.Проблемы преемственности дошкольного и начального образования на современном этапе …РазвернутьСвернуть
1.2. ФГТ и ФГОС НОО как нормативно-правовая база преемственности в работе ДОУ и начальной школы….
1.3. Интегративные качества дошкольника как предпосылки формирования личностных характеристик обучающегося в начальной школе….
Вывод по первой главе …
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО И ФГТ
2.1 Особенности проведения мониторинга по выявлению уровня развития интегративных качеств…
2.2 Создание педагогических условий для развития интегративных качеств дошкольников….
2.3 Разработка методического пособия для педагогических работников дошкольного и начального образования по развитию интегративных качеств личности ребенка….
Вывод по третьей главе….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
-
Дипломная работа:
Концепт «Дом» как фрагмент английской картины мира
48 страниц(ы)
Введение ….3
Глава I. Концепт. Языковые средства репрезентации концепта
1.1. Базовые понятия когнитивной лингвистики ….51.2. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира….8РазвернутьСвернуть
1.3. Концепт. Структура концепта….14
1.4. Типология концептов….18
Вывод по I главе ….…23
Глава II. Концепт «Дом» в английском языке
2.1. Концептуальный анализ и методы его проведения ….24
2.2. Языковые средства репрезентации концепта «Дом» ….27
Вывод по II главе ….34
Глава III. Разработка урока английского языка по теме “My house – My Sweet home” в младших классах средней общеобразовательной школы
3.1. Методика НФТМ в преподавание английского языка в средней общеобразовательной школе….35
3.2. Разработка урока английского языка по теме “My house – My Sweet home” в 4 классе средней общеобразовательной школы….…36
Вывод по главе III …42
Заключение ….43
Список использованной работы….45
-
Дипломная работа:
Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития
64 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1.1 Понятие и характеристика детей с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе 10РазвернутьСвернуть
1.2 Особенности межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития на современном этапе исследования 17
1.3 Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
Выводы по главе 1 34
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Методика исследования особенностей межличностных отношений у детей дошкольного возраста с ЗПР 35
2.2 Анализ констатирующего эксперимента 41
2.3 Методические рекомендации по формированию межличностных отношений 46
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Дипломная работа:
Проектирование программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника
77 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ1.1 Сущность основных категорий проблемы исследования ….….7РазвернутьСвернуть
1.2 Исследование проблем духовно-нравственного воспитания в российской и зарубежной педагогической науке….19
1.3 Проектирование программы духовно-нравственного воспитания школьников: практические подходы и проблемы….26
Вывод по первой главе…. 41
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Организационные основы проектирования программы духовно-нравственного воспитания младших школьников…
2.2 Проектирование целей, задач, ценностных установок, направлений, ожидаемых результатов, программы мониторинга духовно-нравственного воспитания младших школьников: результаты эксперимента….
Вывод по второй главе ….71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
Контрольная работа:
Готовые решения задач на алгоритмическом языке Паскаль. УГНТУ. Вариант 72
23 страниц(ы)
Работа 1. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Разработать программу вычисления значений заданных функций для произвольных значений исходных данных. Выполнить тестовый расчет и расчет для заданных значений исходных данных.Работа 2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.РазвернутьСвернуть
Разработать программу табулирования (вычисления таблицы значений) функции для произвольного диапазона изменения независимого параметра или аргумента. Выполнить расчет для заданных значений исходных данных.
Результаты расчетов вывести в табличной форме, например, для
3 варианта таблица должна иметь следующий вид:
1. Табулирование функции
Работа 3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩЕГОСЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Разработать программу вычисления значений заданной кусочно-непрерывной функции для произвольных значений исходных данных. Подготовить исходные данные для контрольного расчета значения функции по каждой формуле. Выполнить контрольные расчеты и расчет для заданных исходных данных
Работа 4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИТЕРАЦИОННОГО ЦИКЛА
Функция y(x) задана двумя способами: формулой y = f(x) и ее разложением в бесконечный ряд S.
Разработать программу вычисления точного yT и приближенного yP значений функции y(x) при изменении её аргумента x от a до b с шагом x. Приближенное значение вычислять путем суммирования членов ряда до достижения требуемой точности yTyP . Предусмотреть завершение процесса суммирования членов ряда по заданному максимальному номеру члена ряда n для предотвращения зацикливания итерационного цикла. Результаты расчетов вывести в виде следующей таблицы.
Суммирование ряда
Аргумент Точное значение Приближенное значение Количество слагаемых Ошибка
0.20
0.30
.
.
.
0.80 0.16053
0.21267
.
.
.
0.28540 0.16053
0.21270
.
.
.
0.28542 3
3
.
.
.
5 -0.000003
-0.000032
.
.
.
-0.000015
Работа 5. ПРОГРАММИРОВАНИЕ МАТРИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Разработать программу решения четырех взаимосвязанных задач частой работы:
1) расчета элементов квадратной матрицы A = (ai,j ), i,j = 1,2,.,n по заданной формуле;
2) вычисления элементов вектора X = (xi), i = 1,2,.,n по заданному правилу;
3) требуемого упорядочения элементов матрицы А или вектора Х;
4) вычисления значения y по заданной формуле.
Размерность задачи n назначается преподавателем.
-
ВКР:
77 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования концепта 1.1 Понятие концепта 6
1.1.1 Определение термина «концепт» 61.1.2 Признаки, содержание и классификации концептов 13РазвернутьСвернуть
1.2 Концепт в когнитивной лингвистике 20
1.3 Концептосфера языка 26
1.4 Семантическое пространство языка и концептосфера 29
Выводы по первой главе 1 34
Глава II. Анализ лингво-семантических особенностей концепта «труд»
2.1 Сопоставительный анализ концепта «труд» в английском и русском языках на материале словарей и тезаурусов 36
2.2 Особенности выражения концепта «труд» в русском языке на материале пословиц и
поговорок 40
2.3 Особенности выражения концепта «труд» в английском языке на материале пословиц и
поговорок 46
Выводы по второй главе 50
Глава III. Методика работы по изучению лексических средств актуализации концепта «труд» в средних классах средней школы (на основе пословиц и поговорок) на уроке английского языка
3.1 Описание проведённого урока 51
3.2 План-конспект урока 58
3.3 Выводы по третьей главе 60
3.4 Заключение 61
3.5 Список литературы 63 -
Дипломная работа:
80 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СЮЖЕТНО-ОБРАЗНОГО РЯДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ КИНЕМАТОГРАФА 91.1. Художественный образ как форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни в художественном творчестве 9РазвернутьСвернуть
1.2. Интертекстуальность и интермедиальность как аспекты интерпретации художественного литературного произведения 15
1.3. Методические приемы работы с киноинтерпретациями произведений на уроках литературы 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ПОЭТИКА ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА И М.А. БУЛГАКОВА, РАСКРЫВАЮЩЕЙ ОБРАЗЫ ВРАЧЕЙ, И СПЕЦИФИКА ЕЕ КИНОВОПЛОЩЕНИЯ 25
2.1. Автобиографические черты врачей в произведениях А.П. Чехова и М.А. Булгакова 25
2.2. Кинематографические интерпретации рассказа А.П. Чехова «Ионыч», «Палата №6» 36
2.3. Интерпретации произведений М.А. Булгакова в отечественном кинематографе («Записки юного врача», «Собачье сердце») 46
Выводы по главе 2 53
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.П. ЧЕХОВА И М.А. БУЛГАКОВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 56
3.1. Место творчества А.П. Чехова и М.А. Булгакова в школьных программах преподавания литературы. Образовательные технологии, используемые в изучении творчества данных авторов 56
3.2. Методические рекомендации по разработке интермедиального урока литературы в школе 60
Выводы по главе 3 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Дипломная работа:
Восточные мотивы в творческой биографии Байрона
96 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Первое путешествие Байрона по Востоку и «восточные поэмы» 1813 – 1816-х гг. 12
Содержание дефиниции «творческая биография» 12Англичане и Восток в первой четверти XIX в. 13РазвернутьСвернуть
Причины путешествия Байрона на Восток 15
2.3. Начало путешествия на Восток: Турция и Греция 21
2.4. Малая Азия и Стамбул 34
1.6. Возвращение в Грецию 36
1.7. Основные мотивы «восточных поэм» 1813 – 1816 гг. 40
Выводы к 1 главе 50
Глава 2. Творческие итоги второго путешествия Байрона по Востоку 52
2.1. Причины отъезда Байрона из Англии 52
2.2. Жизнь в греческой Кефалонии 61
2.3. Миссолонги 67
2.4. «Исключительный герой» в поэме Дж. Г. Байрона «Мазепа» 76
Выводы ко 2 главе 84
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ НА ВЫЯВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НА ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА И РАЗВИТИЕ ИХ ЛИЧНОСТИ 85
3.1. Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы 85
3.2. Специфика внеклассной работы по литературе в 11 классе МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово, характеристика данного класса, планирование предстоящего занятия с учетом особенностей класса 88
3.3. Анализ организации внеклассных мероприятий по литературе в 11 классе МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово 91
Выводы к 3 главе 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
Список литературы 96